Актуальные вопросы психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел icon

Актуальные вопросы психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел



Смотрите также:
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Актуальные вопросы психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел


по материалам постоянно действующего семинара для психологов


Москва 2009


Актуальные вопросы психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел (по материалам постоянно действующего семинара для психологов) / Под общ. ред. канд. педагог. наук В.Л. Кубышко - М.: ЦОКР МВД России, 2009. -


Материалы могут быть использованы для совершенствования психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел, а также при подготовке, переподготовке и повышении квалификации психологов в ведомственных образовательных учреждениях МВД России.

Материалы предназначены для руководителей, инспекторов по воспитательной работе и психологов органов, подразделений и учреждений внутренних дел, преподавателей психологии образовательных учреждений МВД России.


СОДЕРЖАНИЕ





стр.

Романин А.Н. Современная психотерапия. Психоанализ Зигмунда Фрейда


1

Морозюк С.Н. Саногенное мышление как фактор повышения ресурсности сотрудников ОВД


25

Романин А.Н. Современная психотерапия. Психосинтез Роберто Ассаджиоли


29

Буданов А.В. Профилактика и преодоление профессиональной деформации сотрудников ОВД


41

Носкова Л.Г. Риторика – учение о речевых коммуникациях общества


67

Китаев-Смык Л.А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души


89

Зайцев С.Н. Профилактика игровой зависимости


110

Войцех В.Ф. Кризис личности и суицид


115

Зайцев С.Н. Формирование алкогольной и игровой зависимости


126









^ Современная психотерапия. Психоанализ Зигмунда Фрейда

Романин А. Н.


К сожалению, очень часто даже в серьезной литературе, Фрейду приписывается роль первооткрывателя чуть ли не всех основных понятий современной психотерапии: бессознательного, сексуальности, ранних детских переживаний и т.п. Однако, Зигмунд Фрейд, как и все гении человечества, при всей его революционности, был лишь звеном эволюционного развития человеческой мысли, но решающим звеном, такие люди как бы посылаются нам, чтобы подвести итог какому-то этапу развития, систематизировав все лучшее, но разрозненное в одно гениальное творение.

Понятие бессознательного и его влияние на нашу жизнь уже рассматривалось до Фрейда: Лейбницем – в категориях физики (близко к современной квантовой); Дарвином – с позиции сравнительной эволюционной биологии (он же указывает на важнейшую роль сексуального инстинкта и сновидений) и другими.

Психоанализу Фрейда предшествовало достаточное количество публикаций о влиянии на психику человека и его бессознательного и подавленной сексуальности и даже детской сексуальности (начиная с трех лет). Но величие Фрейда состоит именно в том, что смог объединить разрозненные работы в самостоятельное научное направление, которому он нашел и теоретическое обоснование, и экспериментальное подтверждение.

Знаменитые последователи Фрейда (особенно, Юнг) были умнейшими и очень культурными людьми, но его необъятный труд позволил им сэкономить много времени и энергии и направить свою мысль дальше или в прошлое (как у Юнга), но уже с плацдарма, завоеванного Фрейдом. Фрейд понимал величие своего научного подвига. Он был очень честолюбивым человеком, но у него не было мании величия, он объективно оценивал свою личность, свой выдающийся вклад в развитие науки и общества. Можно сказать, что он ценил себя главным образом за поставленную еще в молодости величайшую цель - избавить человечество от большинства душевных страданий, А для этого надо глубоко понять их природу и причины, разработать максимально объективные методы их анализа и преодоления переживаний.

Поставив перед собой эту задачу, он поверил, что если не придет к ее решению до конца своей жизни, то проложит путь к ее решению последующим поколениям. Поэтому при скромности личной жизни, в которой все было подчинено работе, он объективно оценивал себя как великую историческую личность, подчеркивая, что он оказался одним из трех, кто нанес удар по самомнению человечества, или как он называл "центропупизму".

Первый удар нанес Коперник, который показал, что земля - это не центр вселенной, а одна из множества планет, которая сама крутится вокруг солнца. Дарвин нанес второй, состоящий в том, что человек — это не уникальное божественное создание, а высший (на данном этапе развития человечества) продукт эволюции животного мира. И третьим был Фрейд, который показал, что "наш разум не всегда является хозяином в собственном доме".

Мы видим на своем примере, на примере своих близких, что нам не всегда удается совершать поступки только "по уму", и очень часто мы даже заранее понимая, что что-то делать не надо, все равно это делаем. Как говорят, умом понимаем, но ничего не можем с собой поделать. При изучении и оценке серьезного научного направления следует рассматривать его корни, цайтгайст и личность автора.

Для того чтобы открытие привлекло общее внимание, и было признано великим, необходимо совпадение ряда факторов, когда нужная личность оказывается в нужном месте и в нужное время. Причем, эти факторы действуют не последовательно, а одновременно и трудно отделимы друг от друга.

Наверное, очень многие потенциально выдающиеся люди так себя и не раскрыли, потому что они со своими замечательными идеями не попали на тот замечательный момент, когда эта волна бы их подхватила. К теоретическим корням психоанализа Зигмунда Фрейда можно отнести труды выдающихся ученых: Лейбница (о монадах бессознательного), Фехнера о порогах ощущений (а значит, есть и подпороговое, неосознаваемое), Гельмгольца (о возможности довести анализ человека до физико-химических реакций), Дарвина о роли инстинктов (в том числе - сексуального) и сновидении и т.д. К практическим корням психоанализа в основном относятся лечебная и экспериментальная работа таких выдающихся неврологов как Бернгейма, Шарко, Брейера, и собственная работа Фрейда с истериями и неврозами с применением гипнотерапии (которая в свою очередь берет начало от магнетизма Месмера и его последователей).

Разумеется, это лишь основные «корни», так как все источники психоанализа у ученого такой колоссальной научной эрудиции как Фрейд, перечислить просто невозможно.

Цайтгайст (дух времени) показывает какая общественная, научная атмосфера того времени способствовала возникновению и распространению того или иного направления в науке или искусстве. Цайтгайст науки того времени (XIX век, особенно на рубеже XX века) был пронизан преклонением перед открытиями в области точных наук и стремлением врачей и психологов внести максимальную научную точность в свои доказательства. В какой-то мере на интерес к работам Фрейда повлиял и культурный цайтгайст европейского общества, где на смену пуританской морали пришло время более свободного отношения и повышенного интереса к сексуальным проблемам. И, конечно же, на любом научном (особенно философско-психологическом) направлении лежит отпечаток личности (судьбы и характера) самого автора. В знаменитом споре с Лениным о роли личности в истории, Плеханов говорил о роли личности в истории как решающей, а Ленин возражал - "при чем здесь личность, есть исторические процессы, которые порождают ту или иную личность". Однако большинство политических историков уверены, что именно личность Ленина, его фантастическая энергия проведения в жизнь только своего видения ситуации и только своей трактовки марксизма, оказали решающее влияние на судьбу России и половины человечества.

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в небогатой (хотя и не бедствующей) еврейской семье в Моравии. Теперь это Чехия, а тогда Моравия входила в состав Австрии. Спустя некоторое время семья Фрейда переезжает в Вену, в небогатый район. Фрейд растет в многодетной семье, у очень любящей, красивой и легкой по характеру матери, и тоже любящего, но строгого, а скорее - основательного, отца. Ему ни в чем не отказывают, но он рано осознает, что для того, чтобы чего-либо добиться в жизни, необходимо много работать, хорошо учиться. Зигмунд в раннем детстве любил играть в солдатики и мечтал стать великим полководцем, как Ганнибал или Наполеон. Нельзя сказать, что в Австрии в это время господствовал антисемитизм, но, тем не менее, государство проводило такую политику, при которой евреи могли реализовать себя в основном в трех сферах — это коммерция, юриспруденция и медицина. Подобное положение вещей вынудило его отказаться от военной карьеры, но амбиции остались и нашли путь к реализации. Фрейд не смог стать великим завоевателем "извне" и завоевал человечество "изнутри", став властителем мощного и таинственного царства нашего бессознательного и, оказав на общество колоссальнейшее влияние наравне с другими великими представителями человечества. Зигмунд был старшим и наиболее способным в семье, лучшим учеником своей школы. Родители ценили его способности и старались создать хорошие условия для учебы. Он единственный из детей учился при масляной лампе, а остальные при свечах, чтобы не тратить масло.

После школы Фрейд идет изучать медицину, и при этом мечтает стать ученым. Однако чтобы содержать семью (а он собирается жениться) ему было необходимо стать врачом-практиком. Фрейд всегда говорил, что эта работа ему не нравилась, что всегда его тянула исследовательская стезя. Каждый случай он анализировал. Некоторые пациенты даже жаловались, что когда Фрейд чувствовал, что с этим пациентом он для себя ничего нового не откроет, в глазах его гас интерес, и он доводил сеанс формально. Уже тогда у него установился строгий режим, который он будет соблюдать до конца дней. В первой половине дня он работал с пациентами не только как врач, но и как пытливый исследователь. Он не просто лечил, а постоянно что-то уточнял, опровергал, закреплял, корректировал. Во второй половине дня, после прогулки и обеда, Фрейд напряженно анализировал результаты работы с пациентами, сверяясь с литературными источниками и опытом коллег. Фрейд изыскивал любые возможности для получения новых знаний, практического опыта, научно-практических стажировок.

Неоценимый опыт для выявления и проверки основных положений будущего психоанализа дали ему стажировки в Париже и Нанси, где он получает бесценный опыт совместной работы, общения и личной дружбы с такими выдающимися авторитетами невропатологами как Шарко и Бернгейм, основателями двух самых известных школ гипнотерапии. Почему гак тесно связаны гипноз и психоанализ? Потому что Фрейд приходил к основным идеям психоанализа, наблюдая за сеансами гипноза у Шарко, Бернгейма, Брейера и сопоставлял с собственным опытом?

Дело в том, что именно во время этих сеансов он видит, что под гипнозом начинают у пациента неожиданно раскрываться такие особенности личности, ярко возникают такие воспоминания, о которых человек, придя в нормальное состояние, не помнит. Создавалось впечатление, что где-то в подсознании существует какая-то другая личность. И если сначала думали, что подобное раздвоение происходит только у патологических больных, то потом оказалось, что это проявляется и у многих нормальных людей. Фрейд, по совету Шарко, обратил внимание на то, что в результате проговаривания под гипнозом «болевой темы» многие пациенты испытывали чувство облегчения, как бы разрядки от напряжения. При этом большинство тем, на которые пациенты сами выходили под гипнозом, так или иначе, касались сексуальных проблем. Облегчение в результате гипноза не было основной целью Шарко, но он говорил, что после того, как человек выскажется, выплеснет из себя все, что его тревожит, поплачет, порыдает, вспомнит какую-то детскую травму, которую он уже не помнит наяву, то потом, просыпаясь, чувствует облегчение, хотя не помнит, что произошло. Это, по существу, то же самое, что и катарсис - так Аристотель назвал эффект очищения-облегчения через страдание в греческой трагедии. В этом смысле этот термин уже употреблялся и в гипнотерапии, но именно Фрейд вводит его понятие в научную систему психоанализа, что не только не ставит под сомнение его авторства, а напротив показывает, его широкую эрудицию и способность находить нужный росточек и выращивать его до целого дерева.

Катарсис (по Фрейду) в гипнотерапии, происходит только в том случае, если пациенту в процессе гипнотерапии и психоанализа удается выйти на действительную (вытесненную из сознания) причину его невроза. Подчас это случается как бы неожиданно и выглядит как открытие, озарение, Фрейд и назвал это явление инсайт (insight - озарение).

Многие считают (хотя это очень спорно), что психоанализ начался с так называемого случая с Анной О. (ее настоящая фамилия долго не была известна). У Фрейда был друг и учитель Йозеф Брейер, который пригласил его посмотреть интересный случай истерии. Брейер но методу гипноза Шарко лечил истерию Анны О. Это была интересная женщина из хорошего общества, страдавшая комплексом мнимой беременности. В процессе этих сеансов она так привязалась к Брейеру, что начала буквально преследовать его, грозила, чуть ли не самоубийством. Брейер вынужден был даже на время бросить свою врачебную практику и уехать за границу.

Но это уже был побочный эффект от случая с Анной О. А главное, что вынес из этого Фрейд, это то, что, когда Анна О. начинала под гипнозом свободно выговариваться о своих сексуальных проблемах и неудовлетворенных желаниях, у нее наступало облегчение. Причем, выйдя из гипноза, она не могла вспомнить ничего из этих разговоров даже при наводящих вопросах. Позже он многократно встречался с этим феноменом - лишь одно свободное и откровенное проговаривание сексуальных проблем под гипнозом, а затем и при психоанализе без гипноза, многим пациенткам, страдающим истериями и неврозами, приносило облегчение и нервную разрядку.

Надо сказать, что критики или пропагандисты теории сексуального удовлетворения для лечения неврозов, забывают о том, что Фрейд указывал на важность «золотой середины». То есть - половая распущенность может быть не менее сильной причиной невроза, чем неудовлетворенность. Будь то распущенность с партнером или злоупотребление мастурбацией. Это изнашивает нервную систему, идет перерасход жизненной энергии, снижаются силы, энергетика, снижается иммунитет, замедляется рост (у подростков, которые слишком этим увлекутся). Если человек занимается спортом, то падают спортивные показатели.

Кстати, насчет мастурбации. Одно время пугали, что если кто-то занимается мастурбацией, (а через это прошли почти все в определенном возрасте, особенно мужская часть), то это очень опасно для здоровья. А для религиозного - смертный грех (эта традиция перешла в христианство из иудаизма). Ну а так как большинство подростков проходят через это «увлечение», то у многих, особо внушаемых, откладывались весьма тяжелые комплексы грешности и вредности. Психоаналитики первой волны считали, что мастурбация не только не вредна, но полезна для снятия нервно-психического напряжения от сексуальной неудовлетворенности. И поэтому даже обучали гигиеническим правилам этой «процедуры». Думается. Что это перегиб в другую сторону. Даже, если допустить, что умеренная мастурбация в юношеском возрасте не наносит никакого вреда, то стоит иметь в виду, что она тоже может привести к неврозу, зависимости как к наркотику, или алкоголю. И еще один важный психологический момент. Человек, привыкший удовлетворять сексуальную потребность путем мастурбации, может потерять активность в поисках реального партнера и так и не организовать нормальную половую жизнь и семью. Именно в работе с таким новым и спорным в то время методом как гипноз в бесконечных размышлениях и спорах о феноменах человеческой психики, проявляющихся под гипнозом, Фрейд выходит на ключевые положения будущего психоанализа: о доминирующей роли бессознательного, и сексуальных причинах в этимологии неврозов и истерий.

В период исследовательской и практической работы с гипнозом (совместно с Шарко, Льебо, Бернгеймом, Джозефом Бейером и другими выдающимися специалистами) Фрейд наталкивается на мощные и постоянно проявляющиеся в гипнотическом состоянии проявления бессознательного, которые вытеснены за порог сознания, то есть не вспоминаются пациентом после выхода из гипноза. Нередко психоанализ, принявший за основной объект своего исследования сферу бессознательного, воспринимается непрофессионалами, запомнившими в основном заголовки книг Фрейда «Толкование сновидений», «Тотем и табу», «Я и Оно» и др. как нечто мистическое и таинственное, а сам Зигмунд Фрейд, чуть ли не как великий шаман и провидец. Нет ничего дальше от истины!

Фрейд постоянно подчеркивал, что является последовательным детерминистом, то есть был уверен, что любое самое непонятное психическое состояние и поведение имеет в своей основе совершенно материальную причину, найти которую и есть главная задача психоаналитика. Именно нахождение этой вполне материальной, а не мистической причины и является, по мнению З. Фрейда, необходимым условиям для начала кропотливой и длительной процедуры избавления клиента от угнетающих его состояний, нерациональных моделей поведения и неврозов.

Главной заслугой Фрейда, является то, что он ввел в науку понятие бессознательного, причем не как мистическую и не поддающуюся изучению и контролю категорию, а как сферу, изучаемую и управляемую не прямыми, а косвенными методами, целую систему которых он разработал и уточнял в течение успешной многолетней практической деятельности. Может быть, даже в идеальном варианте, абсолютная точность в психоанализе не достижима, но стремление Фрейда не смиряться с властью бессознательного, а укротить его, научить людей не страдать от безграничной власти бессознательного, достойно восхищения. Каждый из нас неоднократно сталкивался с мощным сопротивлением бессознательного, когда мы умом понимаем, что так поступать не надо, а сами поступаем. Не можем отделаться от очевидных нерациональных привычек, при этом категорически требуем от других, чтобы они изменялись по первому нашему требованию. А так как этого не происходит, страдаем сами и заставляем страдать наших близких от наших, казалось бы абсолютно справедливых и легко выполнимых, но почему-то так и не осуществляемых требований.

Фрейд хотел избавиться сам и избавить других от подобных бессмысленных страданий, а в конечном итоге избавиться и от большинства психических заболеваний, потому что они являются не чем другим, как безапелляционным господством бессознательного и робкими попытками сознания убеждать себя в том, что оно хозяин в своем доме. Наше сознание по отношению к подсознанию нередко ведет себя как один из родителей, который идет на поводу у избалованного ребенка, при этом убеждая и себя, и другого родителя в правильности своей позиции (чтобы не признать своей беспомощности). Это попытка нашего сознания сохранить гордый вид, стараясь находить достойные оправдания своей собственной полной беспомощности перед темной мощью бессознательного.

Фрейд признал, что бессознательное биологически несравненно сильнее сознания, но задача человека подчинить силу бессознательного силе интеллекта. Но это возможно, только глубоко изучив и проанализировав бессознательное. В этом состоит и суть психоанализа Зигмунда Фрейда. До Фрейда никто не ставил подобную задачу: те, кто признавал власть бессознательного, считали, что это какая-то таинственная сила, с которой остается только смириться; другие просто упрямо отрицали существование такой силы, даже вопреки личному опыту. Фрейд признал существование этой силы и ее таинственную (пока) мощь, однако при этом был убежден, что мы только на данном этапе не можем все объяснить, но уже идем верным путем, и рано или поздно все это будет познано и взято под контроль разума. Фрейд говорил, что то, что мы сейчас называем психоанализом - это всего лишь надстройка, под которую в будущем будет подведен материальный фундамент. В последствии все можно будет измерить на молекулярном, на клеточном уровне, на уровне химических и физических реакций. И хотя до удовлетворительного решения проблемы еще далеко, мы уже получили возможность с помощью фармакологии, электростимуляции и других целенаправленных вмешательств управлять сознанием, состоянием и поведением человека (к сожалению, не всегда во благо).

Вторым ключевым моментом будущего психоанализа, обнаруженного Фрейдом во время гипнотерапевтической работы совместно с Жаном Шарко и Джозефом Брейдом, было обнаружение важной роли сексуального инстинкта и его неудовлетворенности, как скрытых причин неврозов и истерий и их конверсионных соматических проявлений.

Еще Чарльз Дарвин считал половой инстинкт - главным двигателем эволюционного развития не только животного мира, но и энергетической основой активной деятельности человека.

К моменту создания Фрейдом психоанализа, как завершенной системы, уже имелось значительное количество разрозненных публикаций о влиянии сексуальных проблем и расстройств на психическое здоровье пациентов. Уже были отдельные научные публикации о ранней детской сексуальности. Так что Фрейд не «высосал эту проблему из пальца». Он лишь систематизировал уже имеющиеся данные и проверял их в практике работы по лечению истерий и неврозов с применением гипноза, учитывая не только свой опыт, но и опыт всех ведущих специалистов, применявших в то время гипнотерапию. И главный для Фрейда авторитет - Жан Шарко и старший друг и коллега Джозеф Брейер уверено указывали на постоянное проявление у истериков в гипнотических состояниях (то есть при снятии цензуры сознания) сексуальных травм и переживаний. И здесь снова встал вопрос, с которым пришлось столкнуться комиссии Парижской академии наук за сто лет до этого при обсуждении научности предложенного Францем Антоном Месмером животного магнетизма.

Метод Месмера был признан нравственно опасным для общества, так как было обнаружено, что в процессе сеансов лечения магнетизмом у пациенток возрастала эротическая тяга к магнетизеру. Члены комиссии отнесли это к личности самого Месмера, обладавшего исключительно притягательной артистической внешностью. И как ни старался Месмер, а в дальнейшем и Фрейд, подчеркнуть объективную научность своего метода, то есть независимость его от субъективного личностного влияния магнетизера, гипнотизера, психоаналитика, сейчас уже совершенно ясно, что личность терапевта его эмоциональное влияние на пациента имеют исключительное значение (что не отрицает объективности и научной обоснованности многих приемов гипноза и психоанализа). Фрейд предположил, что проявление эротизма пациентов в состоянии гипноза являются не столько результатом симпатии к конкретной личности гипнотизера, сколько проявлением силы основного сексуального инстинкта, который выходит в этих состояниях из под запретов сознания и ищет объект приложения. То есть, не конкретный объект (гипнотизер, психоаналитик) вызывает сексуальное влечение, а неудовлетворенный (подавленный цензурой сознания) сексуальный инстинкт ищет и находит ближайший объект. Личность психотерапевта, как объекта такой привязанности, усиливается еще и механизмом трансфера.

Трансфером Фрейд называл перенос на психоаналитика каких то прошлых нереализованных чувств и отношений. Так пишут в большинстве учебников. Однако Фрейд рассматривал этот термин шире, называя им вообще определенный тип отношений, устанавливающийся между психоаналитиком и его клиентом. То есть здесь появляется гремучая смесь переноса на психоаналитика чувств нереализованной в детстве любви и привязанности с одновременным освобождением из-под цензуры сознания мощного сексуального инстинкта. Это нередко принимает форму той или иной степени влюбленности в психоаналитика. То есть, трансфер это не просто перенос определенного типа отношений с одним из родителей, это еще и перенос нереализованного сексуального инстинкта.

Здесь возникает очень сложная ситуация. С одной стороны трансфер необходим, так как он является необходимым условием психоаналитического альянса, с другой стороны малейшее нарушение баланса в сторону усиления эротической привязанности к психоаналитику, сделает не возможным объективный психоанализ. Согласитесь, что вы вряд ли будете свободно рассказывать самые пикантные, а порой постыдные (по вашему мнению) подробности не только вашей жизни, но даже снов и фантазий человеку, в которого влюбились и которому хотите понравиться. К тому же ваша, нарастающая с каждым сеансом безответная любовь, может сама по себе стать серьезным неврозом.

Мы уже говорили, как друг и коллега Фрейда Джозеф Брейер вынужден был бросить практику и уехать, чтобы скрыться от привязавшейся к нему пациентки. Зная об этом и о том, что еще Месмера и его магнетизм в свое время дискредитировали обвинениями в провоцировании эротизма, Фрейд был безумно напуган, когда одна из его пациенток прямо с гипнотической кушетки бросилась ему на шею. Этот опыт - выпуска на волю «сексуального зверя», который тихо дремал в скромной женщине, был одной из причин, по которой Фрейд отказался от применения гипноза при психоанализе. Главной причиной были факты искажения информации под гипнозом. Таким образом, у Фрейда было достаточно авторитетных источников и практических примеров, что бы выдвинуть гипотезу о силе сексуального инстинкта и о том, что сознание скрывает от себя эту силу в темных подвалах бессознательного, а ее нереализованная энергия ведет там разрушительную работу. Это проявляется в виде истерии и неврозов, в сексуальной природе которых пациент себе не признается, а находит им совершенно другие причины.

Надо сказать, что к Фрейду на сеансы приходили богатые, красивые и избалованные представительницы венского общества, в котором в этот период стало очень модным либеральное отношение к сексу в литературе и в жизни. При этом модные разговоры о психоанализе у обывателей постоянно связывались с эротической проблематикой. Можно понять, какие искушения подстерегали красивого и знаменитого Фрейда, но он с самого начала «зацементировал» в своем сознании этот «канал восприятия» пациенток, что по его же теории могло выразиться и у него самого в определенных неврозах.

Поэтому обвинения Фрейда в его «зацикленности» на сексуальном инстинкте, так же как и обвинения в том, что он спровоцировал сексуальную революцию в Европе, а затем и в Америке, никак не обосновываются его личным примером. Напротив, есть основания предполагать, что Фрейд даже страдал определенной сексофобией и относился к сексу в своей личной жизни очень строго, можно сказать, с древнеиудейской моралью (хотя он не был верующим), где считается, что интимная жизнь оправдана только для продолжения рода. Также относился к этому великий Леонардо да Винчи, и Фрейд (который обожествлял Леонардо) показал, что выдающиеся достижения Леонардо во всех областях (нельзя поверить, что один человек столько создал), созданы благодаря полной сублимации половых инстинктов. То есть, его сексуальная энергия была направлена на другие сферы деятельности.

Как и Дарвин, Фрейд считал, что кроме инстинкта продолжения рода в человеке (как и в других представителях животного мира) имманентно присутствует агрессивный инстинкт стремления к борьбе за выживание и территориальное господство. В силу ограничений законами и моралью современного общества у человека этот инстинкт начинает проявляться косвенно и нередко выдавливается цензурой сознания в подсознание, а оттуда, как и нереализованный сексуальный инстинкт, может вылезать в виде разных поведенческих или характерологических отклонений. Чаще всего это повышенная раздражительность, конфликтность или, напротив, уход от контактов. И все же признавая важность агрессивного инстинкта, Фрейд считал его прямые и конверсионные проявления подчиненными проблемам сексуального инстинкта. Он считал, что именно неудовлетворенный половой инстинкт может быть мощным усилителем агрессивного инстинкта и различных форм его проявления. Если человек получает сексуальное удовлетворение, он становится добрым, благодушным. Может быть, не было бы многих насильственных преступлений, если бы люди нашли себе объект для удовлетворения сексуальных желаний, не было бы импульсов выходящих в агрессию. Кстати, этот аргумент выдвигают многие сторонники легализации проституции и публичных домов. (Другими аргументами являются пресечение криминальности этого бизнеса и уменьшение распространения венерических заболеваний).

Надо сказать, что агрессивность (как и нереализованная сексуальность) может иметь не только деструктивные (разрушительные для себя или других), но и конструктивные проявления. Если эта агрессивность направлена против окружающих, то это плохо; а если на достижение какой-то цели, то это хорошо. В частности в Америке, термины «агрессивность» и «агрессивный» часто употребляются как синонимы таких понятий как напористость, целеустремленность, энергичность в достижении цели в честном соперничестве в спорте или бизнесе. Не исключено, что и сам Фрейд, полностью подавивший в себе сексуальные влечения, именно потому отличался исключительно агрессивной энергией в завоевании и защите «жизненного пространства» для применения своего учения во всех сферах современного общества. Несомненно, что он думал об этом в своем, продолжавшемся всю жизнь самоанализе, хотя сам же и утверждал (видимо, убедившись в этом на собственном опыте), что объективный психоаналитический самоанализ невозможен, так как мы в первую очередь неискренни перед собой.

В дальнейшем Карен Хорни постарается опровергнуть Фрейда и создать самоанализ, однако, через некоторое время, убедится, что самоанализ может быть эффективен только в дополнение к классическому психоанализу, как домашняя работа. Фрейд, как и Юнг, очень большое внимание уделял сновидениям. Однако, если Юнг распространял на них оккультные воззрения и использовал для толкования будущего, то Фрейд этого категорически не принимал. Он говорил, что в снах может быть только прошлая информация, вытесненная в подсознание, которая при извлечении ее психоанализом, может быть полезна для раскрытия истинных причин невроза.

Был очень интересный случай. Во время путешествия на пароходе в Америку (куда Фрейд взял с собой Юнга для чтения лекций), гуляя по палубе, Фрейд рассказал Юнгу о том, что во сне ему приснилась одна из пациенток, которая все время его домогалась. Он, естественно, отказал ей, но у него остался тяжелый осадок и ощущение, что он ее обидел. Юнг ответил, что в таком случае надо было уступить - это же всего-навсего сон, на что Фрейд возмутился: «Как вы можете так говорить, я же женатый человек». То есть, человек, которого обыватели обвиняли в провоцировании сексуальной свободы, даже во сне оставался строгим пуританином.

Несмотря на многолетнюю кропотливую практическую работу по лечению неврозов, Фрейд всегда был в первую очередь ученым и стремился к систематизации и теоретизации своих взглядов. Разработанная им схема личности была революционным вкладом в познание человека. Надо сказать, что, несмотря на многочисленные критические дополнения к Фрейду, все они являются, по сути, незначительными добавками к этой схеме. Для любителей схематизации напомним, что схема личности по Фрейду достаточно условна, нет четкой границы между ее элементами, кроме момента "пробивания" порога сознания.

Обычно схему личности по Фрейду описывают в следующем порядке: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-я). В дальнейшем появятся Эго-психологи, которые, не отрицания схему Фрейда, будут ставить на первое место Эго, акцентируя внимание на активной роли сознательного Я. У Фрейда же Эго (Я) - зона самосознания, пассивна и фактически является лишь ареной борьбы между Ид (Оно) и Супер-эго (Сверх-Я).

Хотя Анна Фрейд убеждает Эго-психологов (относя к ним и себя), что и сам Зигмунд Фрейд рассматривал всю эту борьбу только ради Эго («Там, где было Ид станет Эго» - пишет он), однако в его работах все-таки роль Эго явно уступает работе с Ид и его конфликтам с Суперэго.

Итак, зона Эго (Я) - это зона моего осознанного самовосприятия, то есть то, чем считает меня моё сознание (независимо от того насколько это соответствует реальности). Зона «Ид» (Оно) отражает бессознательное, вместилище витальных животных инстинктов, составляющих основу жизни, но и. одновременно, многих психологических проблем современного человека, поскольку первобытные инстинкты далеко не всегда мирно уживаются с требованиями цивилизованного общества, его законов и морали. Эта моральная часть моего сознания (Суперэго или Сверх-Я).

Представители всех психотерапевтических направлений принимают аксиому психоанализа о том, что «Я» сопротивляется осознанию истинных вытесненных из сознания мотивов, являющихся истинными причинами неврозов. Наиболее типичные пути такого самообмана, самозащиты сознания от «неприятной правды» будут описаны в лекции об Анне Фрейд, потому что именно она довела идею Фрейда о механизмах психологических механизмах психологической до принятой в настоящее время классификации. Обходя психологические защиты, вытесненные мотивы и желания (к которым Фрейд в первую очередь относит - сексуальные) прорываются в сознание в виде фантазий, сновидений, «случайных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т.п. То есть вытесненные, нежелательные для цензуры сознания, только кажутся отсутствующими, а на самом деле постоянно проявляются, оказывая воздействие на поведение, состояния, эмоции и мысли человека. Причем, выйдя из круга сознания, их действия становятся значительно более трудно контролируемыми и тем более - управляемыми.

Когда сильный подавленный мотив прорывается в сознание, человек, не выдерживая этого, может впасть в истерический припадок или повести себя каким-то другим невротическим образом. Фрейд утверждает, что причины любого невроза кроются в вытесненных в область бессознательного воспоминаниях о той или иной травмирующей ситуации. Чаще всего, по его мнению, это бывает связано с libido, неудовлетворением или неприемлемым с морально-этической точки зрения (самого пациента), удовлетворением полового инстинкта, даже если это происходит в снах или фантазиях.

Критика классического психоанализа обычно начинается с обвинения Фрейда в преувеличении роли сексуального инстинкта в этимологии истерий и неврозов. Особо часто критикуется положение Фрейда об этапах раннего сексуального развития. По Фрейду, человек проходит в своем психосексуальном развитии различные фазы, которые во многом определяют особенности характера и его будущие психологические проблемы, в том числе - неврозы.

Зигмунд Фрейд выделил три периода ранней детской сексуальности.

Первый - это оральная стадия. Оральная зона (ротовая зона) требует раздражения. Почему, когда ребенка отрывают от груди, он начинает сосать соску? Молока-то он не получает, а потребность в оральном раздражении, остается, таким способом ребенок получает сексуальное удовлетворение. Кстати, у всех без исключения народов, во все времена одним из распространенных видов сексуального удовлетворения являлось оральное удовольствие от различных эрогенных зон. Вопрос в том, закрепилось это удовольствие в младенческом возрасте путем многократного сочетания удовлетворения голода и раздражения оральной зоны или это ребенок уже родиться с сексуальным инстинктом, который ищет удовлетворения в наиболее доступной для каждого возраста форме. Следующая стадия — анальная. Это когда ребенок получает удовлетворение эротического плана от акта дефекации. Когда мы ребенка рано начинаем сгонять с горшка и говорить ему, что это что-то нехорошее, у него возникает внутренний конфликт. Он с одной стороны понимает, что этого он бросить не может, а с другой стороны осознает, что без этого жить нельзя. Поэтому, справляя нужду, он одновременно с удовольствием начинает чувствовать комплекс вины, у ребенка начинает откладываться комплекс ущербности оттого, что он делает что-то нехорошее, а не делать он этого не может. Получается некая замкнутая ситуация. Если говорить о третьей, генитальной стадии, то происходит примерно то же самое, что и на анальной. Дети начинают понимать, чем отличается мальчик от девочки, интересуются гениталиями, начинают трогать их. В этот момент надо очень корректно провести работу, потому что если родители будут внушать, что это грязное занятие, то такая реакция может очень сильно травмировать ребенка. С одной стороны ребенок чувствует любопытство, рука тянется, с другой понимает, что это что-то ужасное, плохое, мерзкое. Он попадает в абсурд, которого взрослые уже не понимают - как же могут быть мерзкими какие-то части собственного тела, если мы без них не можем обойтись, как же они могут быть некрасивыми. Получается, что ребенок уже изначально в чем-то виноват и греховен и ничего не может с этим поделать.

Фрейд считал, что ребенок может «застрять» на одной из фаз своего развития, «не дополучив необходимого удовлетворения» (ранний отрыв от груди или соски, осуждение удовольствия от сидения на горшке, наказание за внимание к гениталиям и т.п.) и эти «недополучения» сохраняться в его бессознательной сфере, будут мешать его полноценному психическому развитию и наложат свой отпечаток на его характер и на всю его взрослую жизнь от незначительных неврозов до самых серьезных психических отклонений. Напоминаю - Фрейд не утверждал, что особенности стадий ранней детской сексуальности обязательно проявятся у взрослого человека, он лишь указывал, что они могут быть одной из причин дальнейших характерологических нарушений и неврозов.

Исходя из психоаналитической теории неврозов, они возникают оттого, что во всех случаях невротических расстройств оказывается, что энергия полового инстинкта (libido) «прицепилась» к какой-то личности или другому объекту (конкретному предмету или идеи). Психоанализ помогает освободить нерационально катектированную (направленную и «зациклившуюся») энергию, которая может быть использована на достижение рациональной цели или, по крайней мере, не действовать разрушительно, усугубляя невроз и усиливая фрустрацию.

Очень спорным, по мнению многих оппонентов Фрейда, является один из самых известных выявленных им комплексов - комплекс Эдипа, основу которого составляет запретная любовь к собственной матери (у мальчиков) и ревность-ненависть к собственному отцу.

Согласно знаменитой древнегреческой трагедии Софокла, сын царя Эдипа убил своего отца и женился на своей матери. (Правда, в оправдание этого действия, следует помнить, что он не знал, что Эдип является его отцом, а его жена его матерью). Фрейд дополняет комплекс Эдипа комплексом Электры, тоже взятым из мифологии, и считает, что в девочках заложена подсознательная запретная любовь к отцу и ревность к матери. Конечно, когда речь идет о скрытом и бессознательном, спорить очень трудно, однако в реальной жизни мы встречаем не меньше примеров, когда девочки больше привязываются к матери и нередко (особенно в условиях российского бескультурья семейных отношений) твердо занимают позицию матери, не стесняющейся при ребенке некорректно характеризовать отца и настраивать против него.

В достаточно гармоничных семьях, при взаимной любви и уважении родителей, дети нередко с одинаковой любовью относятся к обоим, а в качестве объекта для подражания дочка выбирает маму, а сын отца.

Конечно, встречаются и отмеченные Фрейдом комплексы, но, на мой взгляд, они чаще исключения, чем норма и больше зависят от отношений в семье, чем от врожденных инстинктов. Но психоанализ хитер, как умная гадалка или опытный астролог - если что-то сразу совпадает и их мнением, то и доказывать ничего не надо, а если не совпадает, они говорят, «дорогой мой, вы очень примитивно смотрите, тут надо просчитать много различных переменных» и делают это до тех пор пока не найдут что-то совпадающее. Эти критические замечания не ставят под сомнение революцию, произведенную психоанализом в психологии и основавшем современную психотерапию, и показавшим, что с одной стороны не всегда все на самом деле так как кажется, а с другой стороны, что любому, даже самому странному состоянию или поведению могут быть найдены материальные причины, а значит, и регуляторы. Ясно, что поиск наиболее эффективных путей в океане бессознательного не может быть столбовой дорогой и требует рассмотрения самых различных гипотез и предположений.

Главное, следует помнить, что Фрейд был в первую очередь практикующий психотерапевт, теории которого появлялись не из отвлеченных фантазий и пытались объяснить постепенно выступающие из тумана закономерности образования и лечения неврозов на основании добросовестного многолетнего анализа огромнейшего количества людей, большинство из которых именно благодаря Фрейду избавилось от своих неврозов. Думается, что объективней всех оценил Фрейда его выдающийся ученик Карл Густав Юнг, сказавший, что не надо путать гениально найденные Фрейдом эффективные практические приемы лечения неврозов, и его не всегда оправданное стремление распространить психоанализ как теорию (почти как религию) для объяснения всех сфер жизни человечества.

Вообще, при рассмотрении различных психоаналитических концепций Фрейда и его критиков следует помнить, что Фрейд был врач и старался помочь пациентам, страдающим определенными неврозами. Из колоссального практического опыта он вывел определенные закономерности «не лежащих на поверхности» взаимосвязей неврозов и проблем взрослых людей с различными проблемами раннего детства, в том числе и со стадиями раннего сексуального развития. Ошибкой обывателей (в том числе, считающих себя психологами и психотерапевтами) бывает типичная позиция: «если у меня этого нет, то все это ерунда». Но дело в том, что Фрейд, как врач, лечил только «то, что болит» и считал, что указанные им причины могут (хотя и не обязательно они и только они) быть причинами различных неврозов. Естественно, что человек, не страдающий такими проблемами, не увидит у себя и причин, порождающих их. Ну и к тому же следует помнить, что психоанализ работает именно с причинами, вытесненными из сознания и потому, заявление том, что «у меня этого нет» означает лишь то, что вы этого не осознаете (хотя, повторяю, весь набор психоаналитических причин не может и не должен присутствовать у каждого, это лишь подсказка возможных вариантов подхода к проблеме).

Фрейд считал, что наряду с сексуальным инстинктом, а точнее инстинктом продолжения рода ("либидо") есть инстинкт завершения, разрушения жизни (“мортидо”), а так же, в какой-то мере, связанный и с либидо и мортидо агрессивный инстинкт. Это биологически обоснованный Дарвином, инстинкт борьбы за жизненное пространство, нападения.

Особенное внимание он стал этому уделять этому инстинкту после первой, и тем более после ужасов второй, мировой войны. Фрейд пришел к печальному убеждению, что войны неистребимы, потому что агрессивный инстинкт заложен в человечестве, и он всегда будет искать выход. По мнению Фрейда, агрессивный инстинкт может сублимироваться - человека неосознанно будет тянуть к соответствующим видам деятельности, где он сможет его реализовать. Так, он считал, что в хирурги и в дантисты идут люди с вытесненным из сознания агрессивным инстинктом, который они смогут безнаказанно и даже престижно реализовать. При этом, их сознание категорически отрицает этот мотив, находя своему выбору благородные причины. Это, конечно, очень спорный момент, но с другой стороны, согласитесь, что далеко не каждый человек сможет пойти в эту профессию, даже понимая, что она важная и нужная. С другой стороны, не будь хирургов и будь дантистов, я думаю, большинства из нас с вами уже не было бы в живых.

В дальнейшем, один из первых учеников и отступников Фрейда Альфред Адлер обвинит Фрейда в том, что тот не учитывает, что человека главным образом формирует социальное окружение. Фрейд не отрицал влияния социальной среды, но считал ее лишь декорацией для проявления роли индивидуальности. То есть лидер, агрессор или конформист в любом обществе окажутся такими - будут меняться лишь декорации. Это спорное положение. Хотя сам Фрейд в какой-то мере его подтвердил. В раннем детстве мечтал стать великим завоевателем, но когда, в силу социальных условий, вынужден был выбрать другой путь, всё равно завоевал всё человечество.

Практика классического психоанализа в упрощенном виде может быть представлена следующим образом. Главная задача психоанализа - помочь клиенту осознать истинные мотивы вытесненных в бессознательную сферу невротических (нерациональных и травмирующих психику) поведенческих реакций, эмоций и мыслей. Первый этап психоаналитической терапии заключается в том, чтобы научить клиента воспринимать себя, свое поведение и его мотивы реально, такими, какими они есть на самом деле.

Для этого сначала применяется психоаналитическая беседа и анализ поведения клиента, позволяющие психотерапевту тщательно изучить и, как можно точнее, сформулировать какие именно причины или мотивы невроза упорно «прячутся» от сознания клиента, игнорируются им или отрицаются (иногда в весьма агрессивной форме). Одним из наиболее известных «авторских» методов Фрейда при проведении психоаналитической беседы является метод свободных ассоциаций. В дальнейшем или по ходу проведения первого этапа психоаналитической терапии к методу свободных ассоциаций, подключается метод анализа и толкования сновидений и использование (а одновременно и учет) механизма «переноса», так называемого, трансфера. Сущность метода свободных ассоциаций состоит в том, что клиент, удобно расположившись и расслабившись (в классическом психоанализе, лежа на кушетке) как бы пускает свое сознание «на самотек» и начинает произносить любые слова, приходящие в голову, не пытаясь намеренно связать их в какой-то логической последовательности. Психотерапевт анализирует весь этот как бы хаотичный словесный материал, обращая главное внимание на периодически повторяющиеся слова, словосочетания, типичные предложения и речевые конструкции. С момента внедрения магнитофонов, такой анализ проводится с помощью неоднократного прослушивания магнитофонных записей. Сейчас имеется опыт применения компьютерного анализа словесного материала, хотя большинство ортодоксальных последователей Фрейда стараются сохранить всю процедуру в полном соответствии со скрупулезными требованиями своего знаменитого учителя, который невероятно болезненно относился к любой попытке модифицировать как сам классический психоанализ, так и его отдельные технические процедуры. Но мы все-таки «возьмем грех на душу» и посмотрим, что из метода свободных ассоциаций или хотя бы его основной идеи, может быть учтено и использовано психологами, педагогами и социальными работниками, не имеющими времени и профессиональной необходимости прорабатывать классический анализ до уровня специалиста-профессионала, посвятившего себя целиком классическому психоанализу и работе с различными неврозами.

Далеко не все из нас имеют время и возможности такой глубокой многолетней подготовки и не менее длительного практического совершенствования. Ведь профессиональный психоаналитик занимается только этим, на другое у него просто не хватит сил и времени. Мы же, при всем уважении к психотерапии и, в частности, к психоанализу, рассматриваем его идеи и некоторые доступные нам технические элементы как важное, но не единственное подспорье к нашей основной психолого-педагогической и социальной работе. В методе свободных ассоциаций, безусловно, есть своя логика. Ведь даже ведя связный рассказ о каком-то событии, мы периодически, чаще употребляем одни слова и обороты, чем другие. Причем, выбор этот лишь на первый взгляд случаен, а на самом деле весьма индивидуален и, в какой-то мере, отражает не только типические особенности вашей личности, но в особенности вашего данного, совершенно конкретного состояния, на которое повлияли какие-то определенные обстоятельства или люди. (Вспомним пословицу – «У кого чего болит, тот о том и говорит»). Другое дело, что сделать правильный вывод о вас и вашем состоянии не так просто, потому, что многое неизвестно или неправильно понятно вам самому. И хотя до уровня толкования, доступного опытному профессиональному аналитику, нам не дойти без специальной, кропотливой и длительной подготовки и практики, все же определенные закономерности и выводы станут нам доступнее после знакомства с основами классического психоанализа и, в частности, метода свободных ассоциаций. Учитесь не просто слушать человека, в проблемах которого хотите разобраться, но и анализировать типичные для него вообще или в определенных состояниях, наиболее часто повторяющиеся слова, выражения и речевые обороты, даже когда он говорит на темы, не касающиеся напрямую волнующей вас проблемы. Постарайтесь по горячим следам припомнить этот разговор, сделать определенные записи, выдвинуть предположения, нуждающиеся в дальнейшей перепроверке, и вы увидите как много новой «информации к размышлению» вы получите. А, тренируя и совершенствуя такую «разговорную наблюдательность» постоянно, Вы сможете значительно лучше понимать людей и истинные причины их переживаний и поступков, которые они либо не хотят раскрывать, либо действительно не видят и потому не могут на них повлиять. Это можно назвать бытовым психоанализом. Далее попытайтесь вовлечь данного человека в игру «свободные ассоциации», в которой он, не боясь показаться смешным или психически странным, попробует «пустить» поток сознания, говоря все, что приходит в голову и не заботясь о логической связи слов и выражений — игра есть игра. Запишите этот словесный поток на магнитофон, а потом попытайтесь выявить наиболее часто повторяющиеся слова и выражения.

Не спешите с выводами, а лишь осторожно начните проверять некоторые гипотезы и предположения. В дальнейшем, как и делали некоторые последователи Фрейда, можно попробовать ненавязчиво направлять этот свободный поток сознания в интересующую Вас сторону. Однако делать это надо крайне ненавязчиво и, стараясь «не наступить на мозоль». Как только со стороны клиента будет возникать сопротивление и отрицательное эмоциональное реагирование, следует тут же отпустить поток «на свободу», а может быть и умышленно на время отдалить его от неприятного объекта. Хотя обнаружение такого объекта или даже только направления, вызвавшего отрицательную реакцию тоже информация к размышлению. Это очень важный момент, который Фрейд называл анализ сопротивления.

Немало интересных размышлений о себе самом можно получить, проанализировав свой собственный свободный поток сознания, записанный на магнитофон.

И хотя Фрейд на основании многолетнего собственного опыта, пришел к убеждению, что самоанализ (в классическом психоаналитическом, а не в обывательском смысле) невозможен, одна из наиболее известных представительниц «постфрейдизма» Карен Хорни использовала аналогичные приемы в разработанной ей системе самоанализа. Правда, со временем, она признала, что самоанализ эффективен только в дополнение к периодическому классическому психоанализу и при хорошем его теоретическом освоении.

Последователи Фрейда стали менее категоричны в элитарности психоанализа и скрупулезной точности применения всех классических процедур. Помимо воли Фрейда, понятие психоанализ стало употребляться очень широко, нередко в бытовом, а не строго научном смысле.

На мой взгляд, это лишь усиливает главную заслугу Фрейда, который убедительно доказал, что не все так очевидно, как нам кажется, и потому многие наши и чужие психологические проблемы, на первый взгляд легко объяснимые и разрешимые, продолжают мучить нас и наших близких, и требуют не лобовых, а творческих косвенных путей их выявления и преодоления. Поняв это, мы не будем так категоричны и жестоки к другим, да и к самим себе. То есть, мы не должны смиряться с неправильным поведением, мешающим нам и другим, но мы должны понять, что за ним далеко не всегда лежит упорное нежелания и невозможность исправиться и для решения их нужно набраться терпения и готовности искать, проверять, отвергать и снова искать пути и средства помощи себе и ближнему.

В какой-то мере по аналогии с методом свободных ассоциаций может быть рассмотрен и другой, не менее знаменитый метод Фрейда - толкование сновидений. Хотя, разумеется, этот метод имеет свои, присущие только ему приемы и особенности. Вся аналогия с методом свободных ассоциаций заключается в возможности получения и толкования косвенной информации, не осознаваемой (или не вполне осознаваемой) клиентом. Так как мы адресуемся не к профессионалам психоанализа, то должны объяснить некоторое бытующее заблуждение, смешивающее в какой-то мере толкование сновидений по Фрейду с толкованиями сновидений гадалками.

Это принципиально разные подходы.

Повторяю, Фрейд был материалистом, отстаивал так называемый психический детерминизм, то есть материальные, хотя не всегда очевидные, причины любых, даже самых странных реакций психики и поведения. Он был категорическим противником всяческой мистики и оккультизма, считая, что они не имеют ничего общего с наукой. Поэтому и сновидения он толковал не на предмет предсказания будущего, а для объяснения истинных причин невроза прошлыми событиями, которые будучи вытесненными из сознания, проникают в него частично в скрытой и искаженной форме в виде сновидений. Он считал, что сновидения надо понимать не буквально, а символически и составил список ориентировочных (то есть - не претендующих на абсолютную точность) символов различных сновидений и их возможного толкование. По виду это несколько напоминает сонник. Но идея, как мы уже говорили, совсем другая - не предсказывать будущее, а искать в прошлом и настоящем причины психотравмирующих проблем и неврозов. Подробно с этим фрейдовским «сонником» можно ознакомиться в его известной работе «Толкование сновидений», в которой, кстати, по мнению многих специалистов, наиболее четко и доступно изложены основные идеи всего классического психоанализа. Рекомендую вам ознакомиться с этой вполне доступной работой. Вы увидите, что многие толкования «сонника» выглядят не менее спорными и не более научными, чем обычные народные сонники.

Но Фрейда критиковать очень трудно, потому, что он был великий практик и большинство своих открытий, в том числе толкований тех или иных символов в сновидениях, он выводил, тщательно анализируя и фильтруя колоссальный практический материал терапевтической практики, приносившей удивительные результаты. Странности некоторых символов, отражающих, по его мнению, скрытые проблемы он даже не объяснял, а лишь ссылался на практическую статистику, то есть на то, что у огромного количества пациентов одни и те же символы оказывались связаны с одними и те ми же проблемами, хотя внешней логики этой связи часто не наблюдалось. Поэтому он и не спорил с оппонентами, а просто говорил им: «Накопите тысячи практических примеров успешного лечения неврозов, как это сделал я, тогда и поспорим». Поэтому, анализируя свои и чужие сновидения, попытайтесь подумать о тех причинах и событиях прошлого и настоящего, которые в скрытой форме затаились в области бессознательного и подталкивают человека к нерациональным, очевидно ошибочным, но упорно повторяющимся моделям поведения. Помните, что первый шаг к избавлению от невроза - это осознание его реальных, а не придуманных нами, причин.

Подтверждением того, что вы правильно толкуете тот или иной символ сновидения, является, по мнению Фрейда, подтверждение клиентом, что такое или аналогичное событие, действительно, имело место. Однако для того, что бы начать собственные попытки толкования символов, надо хорошенько ознакомиться с «сонником» Фрейда (но как информацией к размышлению, а не очной инструкцией), да и вообще с его небольшой по объему, но очень информативной для знакомства с основными идеями психоанализа работой — «Толкование сновидений».

Следующий ключевой феномен классического психоанализа, выделенный З. Фрейдом, широко известен как трансфер, о котором мы уже упоминали. Напомним, что под этим явлением подразумевается перенос своего отношения или определенного комплекса по отношению к родителям или одному из них, а так же модели их отношений друг с другом на психотерапевта или того, кто в данном случае помогает выявить и решить психологические проблемы клиента (на научном или бытовом уровне).

То есть этот трансфер (перенос) может быть распространен и на школьного психолога, и на педагога, и на любого человека, взявшего на себя сознательно (или по восприятию клиента) эту роль. Это отношение клиента нужно с одной стороны учитывать, с другой стороны можно и нужно использовать. В повседневной жизни явления трансфера встречаются постоянно - муж ищет в жене качества своей матери, жена в муже качества своего отца, кто-то переносит на реального человека качества выдуманного (или «напяленного» на этого человека) идеала, а потом обижается на то, что реальный человек не соответствует «напяленному» на него идеалу.

Часто такая «принудительная идеализация» даже льстит самолюбию невесты или жениха, но через некоторое время, поняв, что они не соответствуют этим идеалам начинают переживать и страдать и они сами, и любящие их «фантазеры». Это один из вариантов «переноса», который не часто упоминается в классическом психоанализе, но постоянно существует и приносит многочисленные неудобства и страдания в реальной жизни.

Практический вывод: помочь человеку увидеть другого, значимого для него и даже любимого человека как можно более реально, во избежание будущих разочарований. Это не значит, что не нужно видеть в другом человеке в первую очередь его лучшие черты и хотеть, чтобы он стал лучше, Но, если это «хотение» чрезмерно и не соответствует реальным возможностям совершенствования данного человека, неизбежны разочарования, переживания, психические травмы.

Что касается наиболее часто употребляемого в классическом анализе понятия трансфера, то здесь как правило, имеется в виду перенос именно на психотерапевта определенных качеств реального или идеального (желаемого) образа родителя плюс возникновение определенной эмоциональной взаимосвязи, необходимой для альянса рабочих отношений, но опасной, если она перейдет в эротическую привязанность.

Фрейд считал, что анализ такого трансфера помогает лучше понять реальные или желаемые, но «недополученные» отношения родителей или к родителям.

Исходя из этого, можно проанализировать – не кроются ли именно в этих отношениях (реальных, надуманных или желаемых) истинные причины сегодняшних переживаний и неврозов клиента.

Иногда анализ детских отношений дает ключ к пониманию проблем взрослых людей, хотя здесь предполагается достаточно высокое искусство психоаналитика и потому скороспелые и, тем более, категорические выводы непрофессионалов противопоказаны. Однако, определенную информацию к размышлению может получить из них любой думающий психолог, педагог и социальный работник. Разумеется, эти первые предположения причин психологического дискомфорта клиента, должны быть тактично и тщательно проверены, так как никогда не надо абсолютизировать какие-то одни факторы психологического влияния, а рассматривать их лишь в органическом взаимодействии с другими.

Очень важно помнить постоянные напоминания Зигмунда Фрейда о том, что психоанализ не универсален и не является панацеей от всех психологических проблем и расстройств. Он считал, что главные сферы эффективной психоаналитической психотерапии это — различные неврозы, большинство типов истерии, различные фобии (навязчивые и реально не обоснованные страхи), а так же следующие из этих психических состояний нерациональные и нежелательные поведенческие реакции.

Психоанализ очень тонкая вещь и требует исключительной осторожности, тактичности, неспешности в выводах и категорических - заключениях и рекомендациях. Серьезное психоаналитическое лечение невроза - длительный процесс рабочего альянса аналитика и клиента. Фрейд предупреждал, что этот процесс может затянуться на годы и безжалостно разоблачал как шарлатанов «торговцев надеждами», к которым он относил тех, кто обещал быстрый успех от психоанализа.

Требования к личности психоаналитика наиболее четко сформулированы Гринсоном (5 правил Гринсона, 1986):

1) всякое высказывание клиента заслуживает внимания психоаналитика;

2) нельзя причинять клиенту боль, больше той, которая необходима;

3) аналитик должен быть для клиента гидом на всем пути нового для него психоаналитического курса;

4) аналитик обязан заботится о сохранении у клиента самоуважения и чувства собственного достоинства;

5) поведение и высказывания психоаналитика должны быть ориентированы на единственную цель - помощь клиенту.

Аналитик должен быть заранее настроен, что его работа не всегда будет радостно и благодарно восприниматься клиентом. Ведь он обнажает перед ним его истинное, во многом неприглядное Я, истинные причины его психологических проблем, которые в большинстве случаев клиент заменял более приемлемым для его самолюбия объяснением. Грамотный психоанализ вскрывает внутренние механизмы поведения человека, делает межличностные отношения «прозрачными». При этом для аналитика более важное значение имеет не вербальная информация, а то, что за ней кроется.

При всей сложности классического психоанализа, следует признать, что многие его идеи и подходы получили широкое распространение среди непрофессионалов. Он заставил признать важную роль бессознательной сферы в формировании и регуляции наших психических состояний и поведенческих реакций. А это исключительно важно для правильного, реалистичного понимания себя и других людей. Основами, так называемого, бытового психоанализа сейчас пользуются не только психологи, но и педагоги, врачи, юристы, менеджеры, деятели искусства, социологи и социальные работники. Определенный уровень психоаналитических знаний необходим родителям, да просто любому культурному человеку. Поэтому, раз уж процесс интереса к идеям и приемам психоанализа вышел из-под строго научного контроля, следует помогать желающим осваивать некоторые психоаналитические подходы, напоминая, что настоящий классический психоанализ требует кропотливой многолетней подготовки.

Помните, что классический психоанализ требует длительного скрупулезного освоения под руководством высококвалифицированных профессионалов. Поэтому не спешите объявлять себя психоаналитиком и давать рекомендации. Пока ваша главная задача - приобретение общей психоаналитической культуры и нового (более широкого) взгляда на объяснение особенностей поведения человека и возможности его коррекции.

Помните, что, по мнению многих авторитетных ученых: Карла Густава Юнга, Альфреда Адлера, Фредерика Перлза и других многие положения и методы классического весьма спорны. Однако все они прекрасно сознают, что без Зигмунда Фрейда, его классического психоанализа, выявления роли бессознательного, не существовало бы научной психотерапии в ее современном виде, включая их собственные школы и направления. Ведь даже на критике Фрейда десятки ученых стали знаменитыми. И, несмотря на то, что многие из них были действительно выдающимися личностями и создали интересные школы и направления, мы, при внимательном анализе обнаружим, что почти все их идеи отталкиваются от основных положений Фрейда в виде их критики или дополнения. Зигмунд Фрейд прожил долгую, счастливую и трагическую жизнь, полностью отданную беззаветному служению науке и великой цели - избавить человечество от большинства душевных страданий и нервно-психических болезней. Он многое сделал для этого сам и наметил пути и способы продолжения этой работы, Фрейд прошел путь от трудного признания психоанализа до его триумфа. У него были поразительно продуктивные встречи и трагические расставания с коллегами, был хорошим мужем и заботливым отцом. Во времена фашизма потерял многих друзей и родных, и сам едва избежал этой участи. Уже в восьмидесятилетнем возрасте мужественно, никогда и никому не жалуясь, перенес более 30 операций гортани. Не боясь смерти, он терпел невероятные мучения, что бы успеть, как можно больше сделать для развития психоанализа, который рассматривал не только как психотерапевтический метод, но и как подход для объяснения и решения общечеловеческих проблем. И действительно, нет ни одной области человеческой деятельности, на которую психоанализ не оказал бы влияния. Это - медицина, биология, психология, педагогика, социология, философия, литература, все виды искусства, юриспруденция, политика, религия и т.д. Только в 83 года, поняв, что болезнь (рак гортани) уже не даст ему продуктивно работать, Зигмунд Фрейд попросил своего лечащего врача и близкого друга сделать ему усыпляющий укол и прекратить невыносимые страдания.


^ САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД


Заведующая кафедрой психологии

Московского педагогического

государственного университета

доктор психологических наук, профессор

Морозюк С.Н.


Ресурсность сотрудников мы понимаем не только как эффективность их профессиональной деятельности, но и как потенциальную возможность быть результативным. В нашем понимании ресурсность представлена показателями здоровья, профессиональной компетентности, способностями, талантом, гениальностью, эмоциональной компетентностью.

Отсутствие даже одного из показателей ресурсности значительно снижает ее уровень.

В данной статье мы рассмотрим отсутствие в структуре ресурсности такого показателя как «эмоциональная компетентность», под которой мы, в след за Райнольдсом М., подразумеваем способность понимать свои собственные чувства, эмоциональные состояния других, правильно оценивать их, а также контролировать свои эмоции и конструктивно их выражать, используя их для того, чтобы управлять своим поведением (Райнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность/ пер. с англ. Центра поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2003, 112 с.).

Для сотрудника органов внутренних дел одним из критериев «профессиональной нормы» является профессиональная эмоционально-волевая надежность, которая проявляется в психологической устойчивости, его способности к самоконтролю и эмоционально-психологической саморегуляции. В практической работе эти сотрудники вынуждены применять оружие, мгновенно реагировать в ситуациях столкновения с преступниками. Такие требования обусловлены особенностями его служебной деятельности. Специфика профессиональной деятельности сотрудников ОВД позволяет отнести ее к деятельности с высоким уровнем профессионального стресса.

Стресс является существенным фактором снижения ресурсности сотрудников.

Селье под стрессом понимал неспецифическую адаптационную реакцию организма на стрессогенный фактор. С его точки зрения есть полезный стресс (Эустресс) и неполезный (дистресс).

Открытие отечественными учеными Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакиной, Т.С. Кузьменко, И.А. Шихляровой новых антистессорных реакций тренировки и реакций спокойной и повышенной активации, существенно изменило понимание сущности стресса. Ученые доказали периодическую зависимость адаптационной реакции от силы и дозы действующего фактора (см. рис. 1).

Таблица 1.

^ Адаптационные реакции по Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакиной





^ Адаптационная реакция

Уровни реактивности

Повышенная активация

Спокойная активация

Тренировка

Стресс

Высокий

норма

норма

норма

Начальная стадия предболезни

Средний

Начальная стадия предболезни

Начальная стадия предболезни

Начальная стадия предболезни

Состояние предболезни или болезнь

Низкий

Состояние предболезни или болезнь

Состояние предболезни или болезнь

Состояние предболезни или болезнь

Болезнь

^ Очень низкий

Болезнь

Болезнь

Болезнь

Болезнь


Адаптационная реакция – это способность организма приспосабливаться к действию раздражителей, которая развивается на фоне различной реактивности (сопротивляемости) организма



Уровень реактивности – это количественная оценка реактивности (сопротивляемости).


Организм на действие раздражителей (физических, психических и т.д.) отвечает одной из адаптационных реакций: на раздражители большой силы – стрессом, на раздражители слабой силы (дозы) – реакцией тренировки, на раздражители средней силы (дозы) – реакцией спокойной и повышенной активации.

Источником стресса являются различные факторы, как внешние (условия труда, социальная и бытовая неустроенность, взаимоотношения с коллегами и близкими и т.п.), так и внутренние (жизненная философия, система личностных ценностей, стиль мышления).

Почему мышление может быть источником стресса? Мышление в концепции Ю.М. Орлова рассматривается с позиций его влияния на качество жизни человека, в том числе и качество эмоциональной сферы. Основная функция мышления – обеспечение поведения и выживания, и от того, насколько хорошо мышление выполняет свою функцию, зависит благополучие человека. Если результатом мышления является поведение, переживание, приводящее к страданию и болезни, то такое мышление автор называет патогенным, если мышление направлено на достижение эмоционального благополучия – саногенным, т.е. оздоравливающим.



В основе теории Ю.М. Орлова лежат психофизиологические исследования Павлова И.П. (условно-рефлекторная деятельность, теория классического научения), П.К. Анохина (обратная афферентация), Д.Н. Узнадзе (установка) и др. 1

По Ю.М. Орлову когнитивная структура эмоций выглядит следующим образом:

  1. Мои ожидания относительно поведения другого;

  2. Мое восприятие поведения другого;

  3. Моя эмоциональная реакция, вызванная восприятием рассогласования моих ожиданий и реального поведения близкого мне или значимого для меня человека.



Суть терапии по Ю.М.Орлову заключается в уместном применении умственных автоматизмов. Измените философию обыденной жизни, изменится ваше поведение. Можно сказать, что стрессоустойчивость – это способность контролировать свой ум, производящий образы и мысли.

В настоящее время существует ряд экспериментальных исследований, доказывающих позитивное влияние саногенного мышления на личность человека, результативность его деятельности, а также снижение тревожности, оптимизации акцентуации характера, социально-психологической адаптации, повышение академической успеваемости, развитии эмоциональной компетентности (С.Н. Морозюк, Н.В. Павлюченкова, А.В. Рассохин, В.В. Лысенко, Н.Ю. Стоюхина., М.С. Козловская, С.Ф.Марчукова, В.А. Иванов., Ю.А Тотанов. и др.).

Таким образом, ключом к повышению стрессоустойчивости, ресурсности сотрудников, достижению душевного равновесия, физического благополучия является осознание источника возникновения своих мыслей, чувств, эмоций, изменение этих мыслей и управление эмоциями.


^ Современная психотерапия. Психосинтез Роберто Ассаджиоли


Романин А. Н.

Итальянский психиатр и психотерапевт Роберто Ассаджиоли (1888-1974) – совершенно особая фигура в галерее великих психоаналитиков. Он был последовательным учеником Фрейда и не подвергал критике его классический психоанализ, однако, справедливо считал, что если его анализ (разъединение), то должен быть и синтез (соединение). Это и есть некоторая попытка (теоретического, а не личностного) примирения Фрейда и Юнга: с одной стороны, Ассаджиоли принимает классический психоанализ Фрейда, а с другой стороны, дополняет его терапевтическим подходом Юнга, который предусматривает две стадии: сначала аналитическую, а затем синтетическую.

А что у него общего у Ассаджиоли с Адлером? Если Фрейд среди основных инстинктов человека указывает на сугубо животные (либидо и мортидо), то Адлер считал, что человека ведут не только «низменные», но и высшие инстинкты, то есть ему изначально присущи и такие высшие чувства как альтруизм, бескорыстная любовь, чувства справедливости и красоты. Ассаджиоли объединяет эти высшие инстинкты под понятием Высшего бессознательного. Возникает вопрос: внес ли Ассаджиоли что-то новое в идеи Фрейда, Юнга, Адлера и, можно ли психосинтез считать самостоятельным направлением? Практика чрезвычайной популярности психосинтеза ответила положительно на оба этих вопроса.

Несмотря на творческое заимствование идей своих знаменитых предшественников, Ассаджиоли создал свою теорию структуры личности, творчески трансформировав классическую схему Фрейда, а также идеи Юнга о коллективном бессознательном и Адлера о высшем бессознательном и дополнив это собственными концептуальными понятиями. Но более всего он оказался знаменит как практик, разработав целую систему простых и увлекательных психотерапевтических приемов и упражнений, которые сейчас применяются во многих направлениях индивидуальной, и особенно, групповой психотерапии.

На разных тренингах мы с вами часто слышим: «Закройте глаза, представьте, что вы идете по берегу моря, вы слышите шум волн, чувствуете брызги на своем лице, свежий ветерок…. и т.д.» Очень часто не только вы, но и те кто проводит такие процедуры даже не знают, что первым такие упражнения с применением воображения ввел в терапевтическую практику именно Роберто Ассаджиоли. Это, как бы, активная медитация. Вы развиваете образы, а через них формируете и закрепляете необходимое состояние.

Немного о самом Роберто Ассаджиоли.

Я очень люблю просматривать самые различные книги по истории психологии, потому что всегда интересно узнать какие-то неизвестные факты про известных людей, ученых, даже может быт на уровне анекдотов, баек. Это оживляет каждую личность и дает возможность совсем по-другому воспринимать каждое психологическое и психотерапевтическое учение, видя, что автор его – живой человек со своими проблемами и своими комплексами. И меня удивило, что почти нигде в официальных справочниках по истории психологии почти ничего не сказано про Ассаджиоли. Он стоит особняком, не вписываясь в академическую систему, но одновременно являясь очень яркой, совершенно самостоятельной фигурой в практической психотерапии.

Родился он в 1888, умер в 1974 году. Жизнь он прожил достаточно продуктивную. Довольно рано примкнул к психоанализу. Уже в 1910 году (ему было тогда 32 года), он работал под руководством Фрейда (вернее не работал, а проходил обучение под личным руководством Фрейда). Тогда же он в тезисах отразил основы психосинтеза. Ассаджиоли никогда не критиковал Фрейда. Он как бы развивал его отдельные мысли. Фрейд считал его талантливым учеником, своим представителем в Италии.

В 1926 году он создал в Риме Институт психосинтеза, который был закрыт во время диктатуры Муссолини. Тоталитарным государством научная психология не нужна. У них наукой называется только то, что подтверждает, что их политика единственно правильная и верная. Так что серьезным и честным ученым нечего делать там, где надо давать ответы, заранее заказанные правительством. Естественно, этот институт закрывается. Ассаджиоли в это время выступает с лекциями в разных странах, куда не добрался фашизм (Швейцария, Америка и др.) Он получает достаточно хорошую аудиторию. Многие практики, педагоги, психологи с интересом изучают его методики. Они просты и четко до деталей изложены.

После войны он вновь открыл свой институт во Флоренции, в котором начал готовить психотерапевтов – «психосинтетиков». В настоящее время психосинтетиков готовят более ста центров в США, Канаде и Европе.

Ассаджиоли не противопоставляет психосинтез психоанализу. Более того, он утверждает, что если вы хотите качественно провести психосинтез, то на первую часть, а это, как мы уже сказали, психоанализ надо приглашать человека, который хорошо и в течение многих лет освоил классический психоанализ. Сам Ассаджиоли считал, что там где классический психоанализ заканчивается (найдя причину невроза), психосинтез только начинается, помогая сложить разложенные части личности в более совершенную комбинацию, при этом помня, что сложить новую личность можно только в пределах резервов ее личностного роста, но не более того.

Говоря о психосинтезе, надо отметить, что Ассаджиоли отдает дань уважения и почтения всем своим предшественникам, излагая более десяти направлений, из которых он складывается. В этом списке не только Фрейда и Юнг, но и многие исследователи других направлений, в том числе наши соотечественники философы Успенский и Сорокин.

Какие же направления упоминает Роберто Ассаджиоли в создании своего психосинтеза?

Первое направление – психосоматическая медицина.

Надо сказать, что в Америке и в Западной Европе психосоматическая медицина – это совершенно отдельный и самостоятельный раздел медицины. Особенно хорошо она была разработана в Чикагском институте психоанализа Францем Александером (Интересная и доступная книга Ф. Александера «психосоматическая медицина» недавно переиздана у нас).

Второе направление – психология религии, а точнее психология измененных (религиозных и мистических) состояний сознания. Это направление интересует Ассаджиоли в контексте изучения тех измененных состояний сознания, которые получает верующий во время религиозного, мистического опыта, «пиковых переживаний».

Надо сказать, что Юнг посвятил себя разработке этой темы и написал прекрасные работы, которые, к сожалению, меньше известны, чем его психологические типы. В этом же контексте Ассаджиоли упоминает работы Уильяма Джеймса – выдающегося американского философа и психолога, организовавшего первую поездку Фрейда в Америку. Джеймс, как и Юнг, сочетал в себе глубокое знание материалистической психологии и очень большой интерес к опыту различных измененных состояний сознания (религиозного, мистического опыта). Ассаджиоли ссылается и на интересные труды философа - космиста Успенского, имевшего очень большое влияние на Западе – целый ярд последователей Юнга перешли к Успенскому. Анализируются классические работы Бака по космическому сознанию и труды других представителей психологии и религии.

Третье направление – парапсихологические исследования.

Здесь исследуются внечувственные восприятия, т.е. то, что мы реально испытываем, но не можем объяснить научно. Это явления ясновидения, телепатии, телекинеза. Мы знаем, что с позиции академической науки этому нет статистически достоверных доказательств, но мы также знаем, что эти проблемы волнуют людей на протяжении тысячелетий, этими проблемами занимаются, в том числе серьезные ученые и серьезные лаборатории.

Четвертое направление – восточная психология и психотерапевтические практики.

Принято думать, что западные психологи упускали из вида душу человека и скептически относились к восточному опыту. Это относится далеко не ко всем: и Карл Юнг, и Карен Хорни, Эрих Фромм – материалист и марксист, с интересом не только изучали, но и практиковали дзен-буддизм и даосизм. Сейчас каждый год проводится несколько конференций Восток-запад, где Восток пытается обогатиться западными техниками, а Запад – духовностью, которую мы часто подменяем хорошей техникой проведения упражнений.




страница1/8
Дата конвертации14.02.2013
Размер2,21 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы