Образовательная программа театрально-музыкального творческого объединения «аладдин» Возраст обучающихся 7-14 лет icon

Образовательная программа театрально-музыкального творческого объединения «аладдин» Возраст обучающихся 7-14 лет



Смотрите также:
С.В. Обоева1


Образовательная программа

ТЕАТРАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «АЛАДДИН»

Возраст обучающихся – 7-14 лет

Срок реализации – 3 года


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа театрально-музыкального творческого объединения «Аладдин» имеет художественно-эстетическую направленность.

Образовательная деятельность творческого объединения связана с поиском модели художественно-творческого развития школьников в условиях системы дополнительного образования детей на основе синтеза искусств (сценическое искусство, вокал, литературное творчество) в разных видах художественной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество).

Психолого-педагогическую основу работы объединения составляют:

● положения теории Л.С. Выготского и Б.М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования (1992 г.) о специфике художественно-творческого развития ребёнка и праве каждого ребёнка, независимо от наличного уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;

● идеи использования синтеза искусств в художественном образовании подрастающего поколения (В. Ванслов, Б. Неменский, С. Московская и др.);

● теоретические и методические разработки в области начального литературного образования, театральной и музыкальной педагогики (К.И. Чуковский, В.И. Глоцер, В.А. Левин, О.С. Ушакова, Л.Е. Стрельцова, А.П. Ершова, Е.К. Чухман, Н.А. Опарина, Н.И. Чистякова, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.);

● общепедагогические принципы (последовательность, систематичность, доступность, эффективность) обучения.

^ Новизна и оригинальность данной программы, реализуемой в работе творческого объединения, состоит:

– в реализации идеи эффективного развития творческой личности в условиях сотворчества учащихся в разновозрастном творческом объединении;

– в синтетическом подходе к обучению детей и комплексному тематическому отбору репертуара в образовательных областях «театр» и «музыка»;

– в использовании в качестве основных репертуарных произведений авторских пьес и текстов песен (сочиненных педагогами и старшими студийцами).

Программа в ряде элементов перекликается с существующими в данной области (её технологической основой можно считать программу «Актерское мастерство» А.П. Ершовой и В.М. Букатова). Но все содержательные и методические аспекты настоящей программы адаптированы к занятиям разновозрастного объединения и комплекса ознакомительных, исполнительских и творческих занятий.

^ В общепедагогическом плане программа ориентирована на удовлетворение общественной потребности в художественном образовании в системе учреждений дополнительного образования с массовым контингентом обучающихся, в развитии коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействии социализации и способности к сотрудничеству в продуктивной деятельности, выявлении и развитии задатков и творческих способностей младших школьников.

^ Частнодидактический аспект программы связан с развитием художественных способностей детей в конкретных направлениях:

– художественно-речевая и театрализованная деятельность;

– основы вокального искусства и вокального ансамбля;

– основы сценического движения и сценического танца.

^ Цель программы – содействие личностному развитию школьников 7-14 лет средствами комплексного подхода в художественном образовании (через создание и деятельность самодеятельного театрально-музыкального коллектива).

Задачи в области театрального искусства:

– организация начального литературного образования (НЛО) и детского литературного творчества;

– закрепить знания детей о различных литературных жанрах, стилях; основах стихосложения и т.д.;

– дать основы художественного анализа литературного произведения в процессе ознакомления со спецификой и историей сказочного жанра;

– содействовать развитию поэтического слуха в процессе восприятия, игр, инсценирования, различных форм сочинительства в разных жанрах;

– организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность;

содействовать развитию выразительности речи детей в процессе работы над техникой, интонацией, исполнением чтецких номеров;

– содействовать развитию сценических способностей детей (в плане соотнесения интонационной и пластической выразительности образа, взаимодействия с партнёром, контакта со зрителем и т.д.);

– предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа спектакля; организации театрализованно-досуговой деятельности.

Задачи в области основ вокального искусства:

– дать детям основы вокально-технической культуры исполнения;

– добиться овладения певческим дыханием как важнейшим фактором голосообразования;

– добиться овладения звукообразованием, высокой вокальной позицией, дикцией, различными способами звуковедения;

– воспитать у детей навыки чистой интонации на базе развития слуха;

– воспитать у детей навыки эмоциональной выразительности исполнения, включающей в себя тембр, динамику, фразировку;

– организовать детский вокальный ансамбль;

– научить детей пению в вокальном ансамбле;

– сформировать нравственно-эстетические идеалы, содействовать развитию и воспитанию духовной культуры;

– научить основам сценического движения и сценического танца;

– развивать у детей чувство ритма, двигательную координацию, владение своим телом;

– развивать у детей навыки пластической импровизации, пантомимики;

– научить детей использованию простых танцевальных движений в воплощении сценического материала.

Программа рассчитана на работу с массовой категорией детей 7-14 лет. Предполагаемое количество обучающихся – 20-25 человек. Программа предполагает 3 года обучения на основе усложнения программного материала и технологий педагогической работы с детьми.

Продолжительность занятия составляет два академических часа (однако она может колебаться в зависимости от возраста детей, уровня и направленности программы работы, конкретных образовательных и творческих задач и т.д.).

^ Ожидаемые результаты

– активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности;

развитая эмоциональная сфера личности;

– гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании;

– развитие творческого потенциала личности;

– развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности;

формирование технических умений в определённой деятельностной сфере;

– развитие исполнительских способностей.

^ Способы проверки результатов обучения

Организации НЛО и детского литературного творчества

Диагностика по методике О.С. Ушаковой (знания о жанровых и стилистических особенностях произведений литературы, уровень начитанности и способности в области словесного творчества, авторские сочинительские произведения или сочинительство в соавторстве).

^ Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности

Диагностика:

– техники речи (артикуляция, дикция, орфоэпия, тембр, темп и т.д.);

– интонационной выразительности речи (способность к интонированию по образцу, по заданию, на основе образа);

– уровня развития исполнительских умений (на основе исполнения ребёнком художественного произведения);

– уровня моторно-двигательного развития (чувство ритма, пластика, координация движений);

– уровня коммуникативного и рефлексивного развития (в процессе беседы с ребёнком).

^ Основы вокального искусства и организация вокального ансамбля

Диагностика музыкальных данных:

– слуха (определение количества и высоты звуков);

– ритма (повторение ритмических построений);

– голосовых данных (исполнение знакомой песни с сопровождением и без него);

– интонационно-слуховых данных (на основе доступного музыкального материала);

– музыкальной памяти (на основе небольших музыкальных построений).

Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, театрализация, досуг и т.д.). В качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень овладения художественными умениями (в сравнении с начальным) и творческие достижения каждого обучающегося.

^ Основы сценического движения и сценического танца

Диагностика:

– физического и соматического здоровья ребёнка;

– уровня развития двигательной координации и чувства ритма;

– готовности и умения воспроизвести танцевальные движения на предложенную музыку.

В качестве промежуточных результатов работы могут рассматриваться: подготовка сольных исполнительских номеров (чтецких, вокальных) или отдельных групповых композиций (сценок, ансамблей); постановка музыкально-драматических спектаклей, подготовленных участниками объединения.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Название разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

^ Организация НЛО и детского литературного творчества

4

59

63

1.1.

Жанр, стиль, характер литературного произведения.

4

4

8

1.2.

Сочинение сказки

-

20

20

1.3.

Сочинение загадки

-

5

5

1.4.

Игры в рифмы и основы стихосложения

-

30

30

2

Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности

4

185

189

2.1.

Техника и интонационная выразительность речи

2

40

42

2.2.

Основы сценической пластики, сценического движения и сценического танца

2

54

56

2.3.

Развитие способностей в жанре чтецкого исполнения

-

36

36

2.4.

Исполнение диалоговых текстов

-

9

9

2.5.

Работа над концертной сценической программой

-

10

10

2.6.

Работа по постановке спектакля

-

36

36

3

Основы вокального искусства и организация вокального ансамбля

8

172

180

3.1.

Упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования, голосовых данных, певческого дыхания

2

36

38

3.2.

Развитие навыков фразировки, тембровой и динамической выразительности вокального исполнительства

2

54

56

3.3.

Развитие навыков исполнительства в ансамбле

2

36

38

3.4.

Работа над концертной сценической программой

-

10

10

3.5.

Работа над музыкальным спектаклем

2

36

38




Итого:

16

416

432


Примечание: данный учебно-тематический план составлен на один год обучения и включает расчёт учебных часов на одну подгруппу учащихся творческого объединения. Учебно-тематические планы последующих годов обучения аналогичны по структуре, усложнение носит содержательный и репертуарный характер.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Организация НЛО и детского литературного творчества

Тема 1.1. Жанр, стиль, характер литературного произведения. Знакомство с основами структурного и содержательного анализа литературного произведения. Виды жанров. Стилевые особенности различных жанров. Характер литературного произведения и его проявление в стилевых особенностях.

Тема 1.2. Сочинение сказки. Сказка как жанр литературы. Виды сказок. Особенности композиции и языка сказки. Сочинение сказок на заданные сюжеты и в заданном стиле.

Тема 1.3. Сочинение загадки. Жанр загадок, отражение в них традиционных народных представлений. Композиция загадки, особенности её языка. Сочинение загадок на заданные сюжеты.

Тема 1.4. Игра в рифмы и стихосложение. Рифма, её ключевая роль в построении поэтического произведения. Виды рифм, особенности их построения. Смысл стихотворение и рифма. Рифма как инструмент поэтической выразительности. Сочинение небольших стихотворений на заданные рифмы.

  1. Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности.

Тема 2.1. Техника и интонационная выразительность речи. Понятие о технике и интонационной выразительности. Выполнение комплекса упражнений, направленных на развитии речевой выразительности (скороговорки, чистоговорки, «лепка фраз» заданной интонации и т.д.).

^ Тема 2.2. Основы сценической пластики, сценического движения и сценического танца. Индивидуальное и коллективное выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие навыков и приёмов сценической пластики: Волшебная булавка» (на воображение), «Переход в Зазеркалье» (на внимание, воображение и быстроту реакции), «Два кота» (на память и воображение), «Перетягивание верёвки» (на воображение и раскрепощение), «Падающие мячи» (на воображение и раскрепощение), «Ритмическое эхо» (на развитие чувства темпоритма), «Спасатели» (на быстроту реакции и мобилизацию), «Тир» ( на внимание и быстроту реакции), «Каша в кастрюле» (на раскрепощение и воображение), «Ямы в воде» (на быстроту реакции и воображение), «Слепой ловит невидимку» (на воображение и быстроту реакции), «Неприятные ощущения» (на память и воображение), «Краски» и «Мокрая курица» (на воображение и раскрепощение), «Хрустальный шар» (на воображение и восстановление энергетического баланса малой группы),

Тема 2.3. Развитие способностей в жанре чтецкого исполнения. Тренинг чтения различных по жанру литературных произведений. Отработка дикции, выразительности, интонации.

Тема 2.4. Исполнение диалоговых текстов. Тренинг сценического исполнения диалоговых текстов. Отработка умения взаимодействовать с партнёром в ходе диалога, используя различные выразительные средства.

Тема 2.5. Работа над концертной сценической программой. Знакомство с концертной программой, определение структурных частей и исполнителей. Содержание отдельных номеров концертной программы. Тренинг индивидуальных и коллективных номеров. Репетиции на сцене: индивидуальные и коллективные. Репетиция сводного варианта сценической программы. Генеральная репетиция.

^ Тема 2.6. Работа по постановке спектакля. Знакомство с пьесой, читка пьесы, разбор по ролям. Тренинг: творческие этюды, индивидуальная работа с исполнителями ролей, работа над коллективными мизансценами. Построение мизансцен, работа с подгруппами и индивидуальная работа с исполнителями ролей. Отработка мизансцен, работа над пластической и интонационной выразительностью. Работа над выразительностью целостного художественного образа спектакля. Репетиция в условиях, приближенных с сценическим. Репетиция на сцене (с фонограммой, с элементами декораций и реквизитом и т.д.). Сводная репетиция на сцене – соединение всех видов сценической работы. Индивидуальная работа. Генеральная репетиция – прогон спектакля, просмотр композиции и анализ результата работы с детьми. Индивидуальная работа Показ сценического представления. Анализ работы.

  1. Основы вокального искусства и организация вокального ансамбля.

Тема 3.1. Упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования, голосовых данных, певческого дыхания. Выполнение комплекса упражнений, развивающих слух и чувство ритма, обеспечивающих чистоту интонирования, укрепляющих голосовые данные, тренирующие певческое дыхание.

^ Тема 3.2. Развитие навыков фразировки, тембровой и динамической выразительности вокального исполнительства. Отработка навыков фразировки, тембровой и динамической выразительности при исполнении вокальных номеров (или отрывков) различных жанров и стилей исполнения.

Тема 3.3. Развитие навыков исполнительства в ансамбле. Тренинг исполнения в ансамбле различных вокальных номеров.

Тема 3.4. Работа над концертной сценической программой. Знакомство с концертной программой, определение отдельных вокальных номеров и музыкальной композиции в целом. Подбор исполнителей. Индивидуальная работа по подготовке номеров. Репетиции отдельных номеров и композиции в целом. Репетиции на сцене. работа над точностью пластической, интонационной и певческой выразительности. Генеральная репетиция. Исполнение композиции и его анализ.

^ Тема 3.5. Работа над музыкальным спектаклем. Тематический и сюжетный выбор музыкального спектакля. Разбор композиции спектакля, подбор исполнителей. Индивидуальная работа по разучиванию партий спектакля. Индивидуальные и групповые репетиции отдельных составных частей спектакля. Репетиции на сцене. Генеральная репетиция. Исполнение спектакля и его анализ.


^ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическое обеспечение реализации программы включает, прежде всего, разнообразие форм проведения занятий.

Используются следующие формы занятий:

ознакомительное (беседа, показ, просмотр, встреча или интервью с деятелем искусства и т.д.);

исполнительское (тематическое или предметное);

творческое (импровизационное, сочинительское, игровое);

комбинированное или комплексное.

В ходе ознакомительного занятия дети знакомятся с различными аспектами той или иной области, направления, вида искусства, являющегося предметом образовательной и творческой деятельности объединения. Например, с творчеством конкретного деятеля искусств, с направлением в искусстве (жанром, видом театрального, музыкального, изобразительного искусства), с особенностями конкретной исторической эпохи, отразившимися в истории искусства и т.д.

Показ (демонстрация, исполнение произведений искусства, сопровождаемое рассказом об этом произведении) проводится, как правило, самим педагогом и используется как вводное занятие при знакомстве с музыкальным или театральным репертуаром. При просмотре в роли исполнителя выступает другой профессиональный исполнитель или коллектив, педагог в таком случае выполняет роль комментатора в начале или после просмотра.

Наиболее часто используемой в ознакомительном занятии формой является беседа – целенаправленно организованный и содержательно продуманный диалог с ведущей ролью педагога на заранее запланированную тему (показ или просмотр могут стать составной частью беседы). Методика проведения беседы ориентирована на включение в разговор всей группы, то есть на полилог, а не на диалог с одним-двумя наиболее активными и заинтересованными детьми. Также в ходе беседы важно создать определенный «эмоциональный накал», транслируемый в первую очередь заинтересованной и эмоциональной позицией педагога. Результаты беседы должны использоваться в последующей работе и побуждать обучающихся к самостоятельному поиску информации по данной теме.

В ходе исполнительского занятия главной решаемой задачей является развитие технических навыков и художественных способностей детей в исполнительской деятельности на разных ее этапах. Оно занимает центральное место в деятельности театрально-музыкального творческого объединения.

Подобные занятия могут быть тематическими или предметными, проводиться в коллективной или индивидуальной форме. Методические приёмы, используемые педагогом, должны обеспечить соблюдение пропорций технической, тренинговой и исполнительски-творческой деятельности детей в ходе занятия, создать эмоционально-образный настрой всех участников на совместную деятельность, обеспечить включение всех детей группы в процесс занятия на каждом отрезке времени в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Важно, чтобы в ходе занятия и после него педагог мог оценить деятельность детей с точки зрения динамики изменения их исполнительского роста, а также, чтобы и сами дети приобретали в ходе таких занятий навыки самооценки.

Предметное исполнительское занятие имеет достаточно чёткую внутреннюю структуру (разминка, тренинг, работа над закреплением старого материала, разучивание нового, оценка проведённой работы). Тематическое исполнительское занятие может иметь более свободную структуру, в нём комбинируются разные виды деятельности детей, оно (особенно при работе с младшими школьниками) имеет, чаще всего, игровую форму («Путешествие в сказку», «Синяя страна» и т.п.).

В творческом занятии создаются условия для развития общих и специальных творческих способностей детей на основе создания конкретных продуктов детского творчества (материального или духовного характера).

В подготовке такого занятия необходим творческий подход; типовой структуры здесь не предполагается (независимо от возраста детей). Условно можно охарактеризовать занятия этого вида по преимущественно используемым приёмам и видам организации деятельности: импровизация, сочинительство, поисковая или творческая игра и т.д. (хотя они могут сочетаться и на одном занятии). Творческое занятие может проводиться как самостоятельное или как вторая часть комплексного занятия (например, предваряться ознакомительной беседой или показом).

При импровизационной форме педагог направляет деятельность детей на ту или иную интерпретацию существующего произведения (исполнение его в определённом стиле, пародирование произведения и т.д.), чтобы выявить и развить способность ребёнка к импровизации. В другом случае перед детьми ставится задача сочинить или «досочинить» какое-либо произведение на определённую тему, сюжет, по опорным сигналам (рисунки, музыкальный размер, пиктограмма и т.п.). Такая работа может носить индивидуальный и коллективный характер.

Сходными по решаемым задачам являются игровые творческие занятия, где задаётся направленность игры («Звук превратился в жест», «Сказка наизнанку», «Колобок и Царевна-Лягушка», «Буратино подружился с Карабасом», «Скрипичный и басовый ключи поменялись местами», «Эхо», «Обезьяна и ее тень» и т.д.).

Комбинированные и комплексные занятия решают задачи художественно-эстетического развития личности ребёнка в разных направлениях (музыка + театр, театр + изобразительная деятельность, музыка + литературное творчество и т.д.), являясь технологическим воплощением идеи синтеза искусств и артпедагогического подхода в образовании. Такое занятие сочетает элементы разных форм и позволяет развивать разные личностные стороны участников театрально-музыкального творческого объединения «Аладдин».

Кроме этого, в работе объединения используются и другие формы.

Экскурсия – коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездки с учебными или культурно-просветительскими целями. Такая форма внеаудиторной работы обеспечивает наглядность обучения. Экскурсии для детей, занимающихся в объединении, проводятся либо профессиональным экскурсоводом (Музей театра кукол им. С.В. Образцова; Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки; Студия Мосфильм; Студия АНИМА-фильм; Политехнический музей и т.д.), либо самим педагогом.

В качестве приёма развития детского творчества и поисковой деятельности может быть использован и такой вариант: когда дети уже имеют достаточный опыт посещения экскурсий, им предлагается самостоятельно составить сценарий экскурсии на определённую тему (возможно, даже совершенно фантастическую) и «провести» её, не выходя за пределы УДОД (а, возможно, и с настоящим экскурсионным походом); например «В гостях у скрипичного мастера», «За кулисами театра «Глобус», «Афины. Орхестра» и т.п.

Важное место в методах работы объединения имеет совместное проведение досуга.

Досуговая работа способствует развитию интереса детей к занятиям, новому взгляду на товарищей по объединению и педагогов и осознанию своего единства, развитию эмоциональной и познавательной сферы и т.д.

Ведущей в досуговой работе является игровая деятельность в самом широком смысле этого слова.

Условно по организационно-педагогическим особенностям можно выделить несколько видов досугов:

досуг, подготовленный детьми творческого объединения под руководством педагогического коллектива;

досуг, подготовленный самими детьми при активном участии педагогов;

досуг, подготовленный педагогами объединения для детей;

досуг, проводящийся силами приглашённых лиц (актёров, массовиков, психологов и т.д.)

В подготовке любого досуга очень важен нестандартный творческий подход и продуманность всех деталей в составлении сценария. Например, при составлении сценария концерта можно просто определить последовательность номеров и подготовить конферансье, объявляющего их в традиционной торжественной манере, а можно придумать нетрадиционный вариант конферанса (например, конферанс-интервью, конферанс-театрализация, конферанс-шоу и т.д.).

В работе объединения широко применяются игровые методы, поскольку игра может использоваться:

как средство обучения (учить, играя);

как средство релаксации, создания эмоционально приподнятой и комфортной обстановки (отдыхаем, играя);

как средство воспитания коммуникативных, волевых и прочих качеств личности (развиваем, играя);

как средство коррекции (помогаем решать проблемы в игре);

как средство и форма досуговой деятельности (развлекаемся в игре);

как средство диагностики (раскрываемся в игре).

В образовательном процессе объединения используются различные виды игр:

эмоционально-сенсорные игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребёнка (игры-знакомства, игры на внимание, эмоционально-разогревающие игры, пальчиковые игры);

интеллектуальные игры, ориентированные на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции (словесные, наглядно-предметные, соревновательные и интерактивные);

креативные игры, способствующие развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности (словесные, пластические и драматические, изобразительные);

подвижные игры, которые носят полифункциональный характер, развивая чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание и т.д. Одна из важнейших их особенностей – вариативность и возможность усложнения (сюжетные, соревновательные, эстафеты, аттракционы, народные хороводные игры).

Требования к проведению игр:

точность воспитательно-образовательной задачи;

четкость объяснения правил и методики проведения игры;

соответствие игры возрасту, уровню развития и интересам детей;

соответствие игры общему направлению деятельности объединения и задачам конкретного занятия;

эмоциональность и заинтересованность самого педагога в процессе игры;

вариативность, повторяемость и сменность игрового репертуара.

Этапы и методика проведения игры:

подготовка и « проигрывание» игры самим педагогом;

точное краткое объяснение правил;

игра с ведущей ролью (примером) педагога;

2-3 повторения игры на одном занятии;

закрепление игры на последующих занятиях напоминанием основных правил;

введение новых вариантов игры на основе уже хорошо знакомой;

предложение детям выбирать игры из известного репертуара.

Игра может использоваться как на занятиях, так и на переменах, в досуговой деятельности. Возможно придумывание игр совместно с детьми (и как средство развития их творческого потенциала, и как средство диагностики и закрепления образовательного материала).

Особое место в методическом обеспечении деятельности объединения играет тренинг – специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений, навыков и их комбинаций.

Тренинг используется для решения преимущественно обучающих и технических задач; кроме того, в работе объединения возможно и целесообразно использование психологического тренинга как метода активного социально-психологического развития и обучения.

В последнем случае тренинг используется в целях совершенствования разных сторон личностного развития и в целях коррекции и преодоления проблем личностного развития.

Формы проведения тренингов могут быть различны (индивидуальные, парные, малыми группами и целыми группами объединения).

По ведущему способу (виду) деятельности тренинги можно подразделить на

технические (используемые для отработки определенных движений, быстроты реакции, навыков, операций исполнительского мастерства и т.п.)

игровые (используемые преимущественно в психотренингах – ролевые игры, психодрама, психогимнастика; либо сходные по задачам с техническими, но решающие их в игровой форме – особенно часто это необходимо в работе с детьми младшего возраста)

контактные (связанные с отработкой умений обучающихся работать в паре или в ансамбле; в психотренингах – для решения задач коммуникативного развития и проблем в общении)

Основой любой тренинговой технологии обучающего характера является формирование устойчивого психо-динамического стереотипа на основе осмысленного многократного повторения определенной совокупности действий. При этом важен именно момент осмысленности, интереса к действию, который возникает из содержания и стиля постановки тренинговой задачи (иначе тренинг превращается в дрессуру). Поэтому и содержание тренинга, и его словесное и наглядное (при необходимости) оформление, и преподнесение детям должны быть тщательно продуманы, ярки, образны, эмоциональны и, конечно, результативны.

^ Тренинг обучающего характера, как правило, проводится в первой части занятия как техническая разминка (пальчиковая гимнастика, психогимнастика, упражнения на беглость руки и скорость реакции, этюды и т.д.). Вместе с тем игровые обучающие тренинги охотно воспринимаются детьми и в середине занятия как разминочное упражнение (а при хорошей организации и продуманной интересной форме – и как отдых). При этом необходимо отметить, что даже неигровой тренинг по форме должен быть привлекателен; дети должны знать и понимать, зачем проводится то или иное упражнение, знать правила его выполнения, учиться операциям самоконтроля в процессе тренинга.

^ Психологический тренинг может быть использован как специально (скажем, разыгрывание психодрамы при возникновении сложной ситуации внутри коллектива, или при обнаружившемся в результате диагностики низком уровне произвольного внимания большой части детей группы, или ри сильном переживании детьми творческого неуспеха на конкурсе и т.п.), так и ситуативно (утомление детей, спад интереса к занятию, переживание разочарования неуспехом во время занятия и т.п.).

Используются такие виды тренингов:

психогимнастика (Н. Чистякова, Н. Самоукина и др.) – комплексы коротких упражнений-этюдов мимического, пластического, жестового, двигательного характера (релаксационные, адаптационные, позиционные, защитные, сенсорные);

мозговой штурм (А. Осборн) как организация групповой формы мышления, не только позволяющей объединить творческие усилия отдельных индивидов, но и способствовать проявлению и повышению творческого потенциала каждого члена группы. Его цель – формирование алогического стиля мышления, свободного от контроля и критики рассудочного сознания; создание творческой атмосферы, обеспечивающей радость интеллектуального общения. Мозговой штурм может быть использован в начале большой работы (поиск режиссерского решения при постановке спектакля, выбор средств визуализации музыкального произведения и т.п.) и в процессе творческих занятий;

синектика (У. Гордон, С. Альтшуллер) – «соединение разнородного» в творчестве и игре. Ее цель – формирование у личности особого видения проблемы, опирающегося на образы, метафоры, сравнения, аналогии, способствующие превращению известного в неизвестное, обычного в необычное; формирование аналогического мышления, центральную роль в котором играет критика.

К средствам методического обеспечения относится и работа на перемене.

В работе с детьми младшего возраста, при проведении комбинированных, комплексных и тематических занятий необходимый детям «содержательный отдых», смена видов деятельности, движение, релаксация могут быть уже включены в содержание (как правило, между технической и творческой частями или между повторением старого и разучиванием нового репертуара).

Требования к организации работы на перемене:

сменность видов деятельности;

учёт гигиенической и эстетической обстановки в помещении;

обеспечение безопасности и охраны здоровья детей (во время перемены все дети должны быть в поле внимания педагога);

соотнесённость содержания работы на перемене с содержанием занятия или другой формы работы;

свободный развивающий характер деятельности детей на перемене;

учёт индивидуальных особенностей детей;

активная позиция руководителя.

Перемена используется и для подготовки к следующей части занятия совместными усилиями педагога и детей, которые получают различные посильные поручения (разложить бумагу для записей, принести магнитофон, достать из шкафа реквизит, убрать на место уже не нужную атрибутику и т.д.).

Наконец, необходимым средством методического обеспечения деятельности объединения является и работа с родителями.

Используются такие основные формы:

проведение родительских собраний;

анкетирование;

концерты и открытые занятия для родителей;

совместные праздники (просмотры, экскурсии);

непосредственное участие родителей в деятельности творческого объединения.

Условиями успешности этой работы являются:

точная и корректная диагностика статуса ребёнка в семье и стиля семейного воспитания;

создание заинтересованности родителей не только в продуктивном, но и в развивающем результате занятий ребёнка в творческом объединении;

информированность родителей о процессе работы объединения, в котором занимается ребёнок;

установление традиций проведения совместных с родителями мероприятий;

умение педагога «говорить на языке» и детей, и родителей (что в каждом конкретном случае весьма индивидуально).

– чёткая принципиальная позиция педагога по всем вопросам деятельности объединения и работы каждого ребенка в нем

Специфика работы театрально-музыкального творческого объединения также предполагает определённую форму построения занятий.

Каждое занятие целесообразно начинать с «технической части» – наработки навыков актёрской игры, сценического мастерства и вокальной техники (распевания). Продолжительность разминки от 20 до 40 минут, в зависимости от задач этапа работы коллектива и временных возможностей.


Структура и наполнение разминки

Часть разминки

Упражнения

Моторная

  • Для головы и шеи: наклоны, вращение, вытягивание

  • Плечи и руки: пожимание, вращение, торсии, вытяжки

  • Корпус: вращение, вытягивание, торсии с руками, вес

  • Ноги: вращение, прыжки, приседания.

  • Ритмические упражнения (эхо, пулеметная очередь…)

  • Упражнения на внимание (ловля хлопка, мяу-пшшш…)

Артикуляционная

  • Разминка для губ и челюстей: вращение, растягивание

  • Для языка: уколы, вытягивание, болтушки

  • Вибрации с постукиванием кончиками пальцев и кулаками.

Дикционная

  • А-о-у-и-ы + слоги

  • Контрастные гласные + скороговорки

  • Чистоговорки с напрашивающимися рифмами

  • Скороговорки с ритмическими рисунками

Интонационная

  • Скороговорки с заданной интонацией

  • «Лепка фразы» с заданными интонациями – 2 команды

  • Одна интонация (на имя, на счет)

  • Пулеметная очередь интонаций

Пластическая

  • Разделение на группы

  • Этюды по темам

  • Этюды по картинам

  • Игры (ниточка, шар, канат, зеркало, тень, кошки, лепка)


Требования к проведению разминки:

  • Темп.

  • Мотивированность учащихся.

  • Эмоциональный подъём.

  • Соотнесение с общими задачами на данном этапе работы объединения.

  • Индивидуальный и дифференцированный подход.

  • Включение в каждую часть задач импровизационного, творческого, партнерского характера.

С самого начала обучения актёрскому мастерству необходимо развивать у учащихся «чувство локтя». Театр – искусство коллективное. Поэтому данные упражнения целесообразны не только на начальном этапе, но и на протяжении всего периода обучения как средство собрать внимание, мобилизовать, разделить на творческие команды группу перед началом занятия, репетиции.

Групповые упражнения вырабатывают умение чувствовать своих партнёров. Используется комплекс упражнений такого рода: «встать по пальцам», «собрать разобранные предметы», «собрать радугу», «собрать одноцветные цветки из лепестков», «собрать разрезанные картинки», «поменяться местами», «японская машинка», «третий лишний» и др. При выполнении упражнений поощряется импровизационность, умение обучающихся придумать как можно больше разных этюдов в рамках заданного упражнения.

Специальные упражнения посвящены отработке техники бессловесного действия как основы физического действия на сцене. Отрабатываются такие элементы этой техники, как:

вход, то есть любое движение к объекту (реальному – видимому или невидимому зрителю, воображаемому; одушевлённому или неодушевлённому; материальному или нематериальному). Виды входа (этюды и упражнения): «к цели, к делу, думая, ища, уходя»;

оценка (первый момент всякого осознаваемого субъектом действия, когда цель его только возникает в сознании);

мобилизация (та или иная концентрация внимания человека на цели). Ей предшествует «мобилизованность» – степень готовности человека к деятельности до уяснения цели (до оценки). После оценки мобилизованность переходит в ту или иную мобилизацию. Мобилизованность выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании, в общей подтянутости мускулатуры тела и, в частности, позвоночника. Это – рабочее состояние тела, его приспособленность к затрате усилий и относительно широкому выбору действий;

пристройка, которая начинается немедленно после оценки, когда в сознании возникает конкретная, предметная цель; это – преодоление физических преград, препятствий на пути к цели. Пристройка бывает двух видов: для воздействия на неодушевленные предметы и для воздействия на партнера. Большое внимание при тренинге пристройки уделяется выработке умения подсознательно ощущать свой вес как вид изменения в бессловесном действии (три вида веса – тяжёлый, лёгкий, «с достоинством»);

воздейстёие (непосредственное воздействие на партнёров в той или иной форме). Объектом словесного воздействия является сознание человека; воздействие на сознание партнера производится с целью переделать его, перестроить, приспособить к интересам действующего. Имеется шесть «адресов» воздействия на сознание – внимание, чувство, воображение, память, мышление и воля .

При словесном воздействии особое значение имеет лепка фразы.

Действовать словами – это значит рисовать ими картину не для слуха, а для глаза партнёра, внедрять в его сознание свои видения. Чтобы действовать словами, нужно, прежде всего, видеть, отчётливо представлять себе то, о чём говоришь. Средство такого рисования – использование всего диапазона голоса. Рисуемая словами картина в зависимости от её содержания состоит из более крупных и более мелких частей – элементов и их связей (в том числе, из общих логических и интонационных конструкций). Внутренняя психологическая сторона «лепки фразы» заключается в умении видеть не только присутствующие в ней элементы, а цельную картину, состоящую из отдельных частей:

Субординация ударных слов в различных фразах при рисовании одной картины создаёт перспективу речи, увлекающую слушателей.

Средства словесной живописи – паузы, повышения, повышения, усиление, ослабление звука и темп. Этими средствами выделяются ударные слова.

^ Упражнения по «лепке фразы», используемые в объединении: медленное чтение, выделение ударных слов, словесный рисунок, наблюдение, цифры или «тарабарский язык» и др.

Значительное место в методике развития сценических способностей учащихся занимает тренинг пластики.

Пластика (пластичность) в искусстве – художественная выразительность объёмной формы, достигаемая за счет эмоциональности, образной убедительности, внутренней смысловой наполненности скульптурной формы, а в театральной педагогике:

– средство физического совершенствования организма ребёнка;

– раздел основ актерского мастерства;

– одно из выразительных средств сценического действия.

Основная задача занятий пластикой в театральной педагогике – гармонизация взаимодействия тела, разума и эмоций человека и его взаимодействий с миром.

^ Упражнения и игры на развитие пластических способностей очень нравятся детям, несут необходимую для них эмоциональную и образно-смысловую нагрузку (дают возможность то отдохнуть, то сосредоточиться, то подвигаться). Их можно весьма органично и продуктивно сочетать с дыхательной и артикуляционной гимнастикой, этюдами на бессловесное действие; они дают детям возможность творчески, выразительно проявить себя и увидеть другого; наконец, в них решается множество специальных задач развития сценических способностей детей (кинестатических ощущений, чувства ритма, контакта с партнером, чувства меры и т.д.).

В работе с детьми могут использоваться как подвижные игры с постепенно усложняющимся пластическим компонентом правил («Море», «Испорченный телефон» и т.д.), так и специальные упражнения и этюды.

В занятиях по пластике решаются задачи:

– физический и эмоциональный разогрев;

– концентрация внимания;

– релаксация, расслабление;

– координация движений и равновесие;

– освоение пространства;

– создание образа.

Для тренировки пластики используется целый комплекс специальных пластических упражнений: «Волшебная булавка» (на воображение), «Переход в Зазеркалье» (на внимание, воображение и быстроту реакции), «Два кота» (на память и воображение), «Перетягивание верёвки» (на воображение и раскрепощение), «Падающие мячи» (на воображение и раскрепощение), «Ритмическое эхо» (на развитие чувства темпоритма), «Спасатели» (на быстроту реакции и мобилизацию), «Тир» (на внимание и быстроту реакции), «Каша в кастрюле» (на раскрепощение и воображение), «Ямы в воде» (на быстроту реакции и воображение), «Слепой ловит невидимку» (на воображение и быстроту реакции), «Неприятные ощущения» (на память и воображение), «Краски» и «Мокрая курица» (на воображение и раскрепощение), «Хрустальный шар» (на воображение и восстановление энергетического баланса малой группы),
^

Условия реализации программы


Для реализации образовательной программы необходимо участие педагога по вокалу, концертмейстера, педагога по театру и сценической речи, педагога-психолога. Комплектование учебных групп производится по уровневому признаку; первая подгруппа – развивающего уровня; вторая – повышенного уровня подготовки. Занятия с каждой подгруппой проводятся 4 раза в неделю по 2 час. с группой первого года обучения и по 2,5 час. с группами второго и третьего годов обучения. Занятия по основам сценического движения и сценического танца проводятся педагогом по театру; при необходимости возможно привлечение к постановке сложных танцев педагога-хореографа.

Занятия носят открытый характер, что обусловлено, в том числе, координацией деятельности объединения с договором об организации педагогической практики студентов Педагогического колледжа № 7 «Маросейка», обучающихся по специальности 0317 «Педагогика дополнительного образования» Преподаватели и студенты педагогического колледжа принимают непосредственное участие в реализации программы.

Предполагается активное включение родителей в образовательный процесс и организацию досуговой деятельности объединения. Коллектив объединения может участвовать в организации и проведении массовых мероприятий МГДТДЮ; творческих конкурсах самодеятельных объединений.

^ Материально-технические условия: для занятий необходимо наличие двух помещений одновременно для занятий театром и музыкой. Техническое оснащение занятий: музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон); аудиоаппаратура, фонограммы; костюмы и элементы реквизита, игровое оборудование и материалы для дидактических игр, мебель по росту детей.

Примерный репертуарный перечень

Литературно-драматический материал

  1. Берестов В. «Сказка», «Дракон» и др. стихи.

  2. Заходер Б. «Кит и кот», «Бочонок-собачонок» и др. стихи

  3. Маршак С. «Кошкин дом», «Дом, который построил Джек», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» и др. стихи.

  4. Михалков С. «А что у вас?», «Одна рифма».

  5. Остер Г. «Вредные советы» и др. стихи.

  6. Сеф Р. «Ключ от сказки» и др. стихи.

  7. Самойлов Д. «Жил-был слонёнок», «Слонёнок идет учиться».

  8. Синявский Б. «Веселая квампания» и др. стихи.

  9. Успенский Э. «Память» и др. стихи.

  10. Хармс Д. «Врун», «Очень-очень вкусный пирог», «Кораблик».

  11. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Айболит» «Котауси и мауси», «Телефон»; др. стихи и загадки.

  12. «Волк и семеро козлят» – по мотивам народной сказки и сказки Ю. Энтина.

  13. «Приключения Буратино» – по мотивам сказки А.Н. Толстого.

  14. «Красная Шапочка» – по мотивам сказки Ш. Перро.

  15. «Белоснежка и семь гномов» – по мотивам сказок братьев Гримм, А.С. Пушкина и У. Диснея.

Песенно-музыкальный репертуар

  1. Варламов А. «Весёлая мышка» и др. песни.

  2. Гладков Г. «Бременские музыканты» и др. песни.

  3. Гладков Гр. «А может быть, ворона…» и др. песни.

  4. Козлов В. «Какадурик» и др. песни.

  5. Паулс Р. «Алфавит» и др. песни.

  6. Стариков А. «Весёлый старичок», «Наоборот» и др. песни.

  7. Крылатов Е. «Крылатые качели» и др. песни.

  8. Рыбников Ю. – Энтин Ю. «Волк и семеро козлят».

  9. Славкин М.. «Поёт детский хор».

  10. Шаинский В. «Вместе весело шагать…» и др. песни.

  11. Манчини Г. Музыка к мультипликационному фильму «Белоснежка и семь гномов».

Оценка результативности прохождения программы




Ф

И

О


Организация НЛО и детского литературного творчества

Организация театрализованной деятельности

Основы вокального искусства и ансамблевого исполнительства







жанр, стиль

сочи-

нение сказки

сочи-нение загад-

ки

основы стихо-

сложе-

ния

тех-ника

речи

плас-

тика

и дви-

жение

им-про-

виза-

ция

учас-

тие в

спек-

такле

слух,

ритм,

дыха-ние


ис-пол-

нение

в ан-

сам-бле

кон-

церт-

ная

про-

грам-

ма

учас-

тие в

спек-

такле

1.








































2.








































^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983.

2. Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. – М., 1997.

3. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. – М., 1998.

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

  2. Богданова Р.У. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования. // Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. – СПб., 1995.

  3. Буйлова Л.П. Как разработать авторскую программу? (рекомендации педагогу дополнительного образования). – М., 1999.

  4. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. – М., 1984.

  5. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.

  6. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. Материалы научно-практической конференции 19-21.02.1997. – М., 1997.

  7. Гагай В.В. Диагностика творческих способностей. – Шадринск, 1997.

  8. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1997.

  9. Ершова А.П. Режиссура урока. – М., 1994.

  10. Закон РФ «Об образовании». – М., 1996.

  11. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Шуя, 1993.

  12. Иванов В.Д. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

  13. Исаенко В.П. Игры наших детей. – М., 1996.

  14. Искусство и дети. – М., 1983.

  15. Кабанов В.Л. Авторские программы в деятельности образовательных объединений детского парка // Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности учреждений дополнительного образования. Критерии и показатели результативности обучения по образовательным программам. Сборник материалов / Под ред. О.И. Моисеевой. – М., 1998.

  16. Кнебель М.О. О действенном анализе театра и роли. В помощь театральной самодеятельности. – М., 1961.

  17. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. – Оренбург, 1993.

  18. Кон И. Психология творчества. – М., 1986.

  19. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

  20. Коршунов А. Теория отражения и творчество. – М., 1971.

  21. Костева И.А. Образовательная программа учреждения дополнительного образования. – Ульяновск, 1998.

  22. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М., 1986.

  23. Лук А. Психология творчества. – М., 1982.

  24. Макшанцева Е. Д. Игры и развлечения в детском саду. – Киев, 1974.

  25. Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981.

  26. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М., 1985.

  27. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1989.

  28. Морозов И.А., Слепцова И.А. Забавы вокруг печки. – М., 1994.

  29. Музыка и движение. Вып. 1. / Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М., 1981.

  30. Музыка и движение. Вып. 2. / Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М., 1983.

  31. Музыка и движение. Вып. 3. / Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М., 1984.

  32. Наумова Н.М., Добрецова Н.В. О подходах к систематизации программ дополнительного образования. // Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. – СПб., 1995.

  33. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. Сборник. – СПб., 1996.

  34. Немов Р.С. Психология. – М., 1990.

  35. Никифорова О.А. Исследования по психологии художественного творчества. – М., 1972.

  36. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования и социального воспитания. – М., 1995.

  37. Осокина Т.И. Подвижные игры в детском саду. – М., 1986.

  38. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. – М., 2000.

  39. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1976.

  40. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – М., 1987.

  41. Принципы обновления программного обновления в учреждениях дополнительного образования. Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции.(20-24.03.1995г.). – СПб., 1995.

  42. Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности учреждений дополнительного образования. Сборник материалов / Под ред. О.М. Моисеевой. – М., 1998.

  43. Психология процессов художественного творчества. – М., 1980.

  44. Радынова О.П., Катиене А.И., Палавандищвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1998.

  45. Разноцветный мир детства. – М., 1998.

  46. Рожков М.И. Теоретические основы педагогики. – Ярославль, 1994.

  47. Розет И. Психология фантазии. – Минск, 1977.

  48. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. – М., 1983.

  49. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1972.

  50. Сац Н.И. Дети приходят в театр. – М., 1985.

  51. Скачков А.В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема. – Ростов н/Дону, 1996.

  52. Титов Б.П. Организация самодеятельного творческого объединения. – Омск, 1995.

  53. Требования к образовательным программам дополнительного образования детей. – М., 1999.

  54. Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ. // Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы. – СПб., 1994.

  55. Фомина А.Б. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. – М., 1996.

  56. Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель. – М., 1996.

  57. Фомина А.Б., Голованов В.П., Буйлова Л.Н., Филиппова Е.А., Фомина Н.Н. Организационно-педагогические основы развития учреждений дополнительного образования детей. – М., 1998.

  58. Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А.И. Красило и А.П. Новгородцева. – М., 1995.

  59. Художественное творчество и ребёнок. – Л., 1972.

  60. Шишкина В.А. Движение +движения. – М., 1992.

  61. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1983.

  62. Эстетическое воспитание в школе / Под ред. Б.Т. Лихачева. – М., 1980.

Литература для обучающихся и родителей

1. Волина В. Игра в рифмы. – М., 1999.

2. Гагай В.В. Диагностика творческих способностей. – Шадринск, 1997.

3. Королева Е. Музыка в стихах и картинках. – М., 1994.

4. Макшанцева Е.Д. Детские забавы. – М., 1991.

5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.

6. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. – М., 1983.

7. Смирнова Н.И. И … оживают куклы. – М., 1982.

8. Стрельцова Л. Литература и фантазия. – М., 1982.

9. Театр, где играют дети / Под ред. А. Никитиной и др. – М., 2002.

10. Театр. Творчество. Дети. – М., 1995.

11. Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М., 1994.

12. Художественная литература, рекомендуемая в соответствии с текущим репертуаром.


А.Б. Пшеничнер

1 © Обоева С.В., 2006.




Скачать 402,7 Kb.
Дата конвертации23.02.2013
Размер402,7 Kb.
ТипОбразовательная программа
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы