Дополнительная образовательная программа (адаптированная) по предмету «фортепиано» возраст детей 6-18 лет срок реализации 5-8 лет icon

Дополнительная образовательная программа (адаптированная) по предмету «фортепиано» возраст детей 6-18 лет срок реализации 5-8 лет



Смотрите также:
  1   2   3
Министерство образования Московской области


МОУДОД «Монинская детская музыкальная школа»

Щёлковского муниципального района Московской области


Рекомендовано «Утверждаю»

Педагогическим советом Директор МОУДОД «Монинская

Протокол № 2 от 07.11.2010 г. детская музыкальная школа»

______________ Е.Р.Корнилова


______________ дата


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(АДАПТИРОВАННАЯ)


по предмету «фортепиано»

возраст детей 6-18 лет

срок реализации 5-8 лет


Составитель преподаватель

Захарова О.А.


Монино 2010 г.


Содержание.



  1. Пояснительная записка……………………………………….....2

  2. Учебно - тематический план……………………………………6

  3. Содержание программы………………………………………..14

  • годовые требования по предмету « фортепиано»………....15

  • репертуарный список……………………………………..... 17

4. Методическое обеспечение программы………………………...29

5. Список методической литературы…………………………........31


1.Пояснительная записка.

Детские музыкальные школы призваны дать обучающимся общее музыкальное развитие, приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, сформировать их музыкально-эстетические вкусы и потребности на лучших образцах классической русской и зарубежной музыки, а также на произведениях современных композиторов; воспитать активных участников художественной самодеятельности.

Данная образовательная программа составлена на основе Программы Минестерства культуры МО и МОУМЦ для учебных заведений культуры и искусств дополнительного образования (ред.2002г.), Устава и учебно-методических планов, утверждённых администрацией МОУДОД «Монинская музыкальная школа».

На занятия по предмету « фортепиано» в детских музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств преподаватель должен научить обучающегося самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара детской музыкальной школы, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях.

Одновременно с этим школа призвана готовить наиболее успешных обучающихся для поступления в музыкальное или культурно-просветительное училище.

Главная задача современной музыкальной педагогики - всестороннее комплексное воспитание обучающихся. Важнейшую роль в этом процессе должно сыграть совершенствование преподавания на основе широкого использования методов обучения, способствующих у детей развитию интереса к музыке и пробуждению их творческих сил. В современных условиях музыкальная школа должна быть очагом поиска прогрессивных методик и проведения соответствующих педагогических экспериментов. Суметь возглавить и организовать эти поиски – задача администрации и ведущих преподавателей школы.


^ Важной задачей ДМШ и ДШИ на современном этапе является также энергичное развёртывание массовой просветительской работы, пропаганда всего наиболее ценного, значительного в искусстве, противодействие отрицательным явлениям псевдокультуры. Преподавателям школ необходимо включиться в эту работу и увлечь ею своих обучающихся, развернуть её среди населения, в общеобразовательных школах, среди родителей. Осуществление её принесёт большую пользу развитию нашей художественной культуры и сыграет плодотворную роль в совершенствовании воспитательной работы в самих музыкальных школах.

Изменившиеся социальные условия обусловили необходимость формирования личности, готовой не только к поиску, обновлению знаний, но и к обновлению мировосприятия в целом, мировоззрения, к смене взглядов.

Одной из форм формирования такой личности является обучение детей в музыкальной школе и в школе искусств.

В условиях развития современной системы образования, проблема развития творческого потенциала учащихся детских школ искусств является одной из основных в педагогике. Необходимо учитывать особенности психологии ребёнка, тогда у него появляются настойчивость, трудолюбие, а рождаемые музыкой положительные эмоции гармонизируют его психику, раскрывают и развивают его лучшие качества и черты характера.

^ Цель - воспитание художественного мышления и формирование на этой основе практических исполнительских навыков.


Задачи:

  • общее музыкальное развитие (интеллект, эмоциональность, восприимчивость, художественное воображение, музыкальная культура и т.п.);

  • работоспособность, дисциплинированность;

  • степень самостоятельности, грамотности ( в разборе и выучивании на память текста), темп освоения музыкальных произведений;

  • развитие музыкальных способностей ( слуха, ритма, памяти);

  • овладение различными видами фортепианной техники;

  • развитие пианистических возможностей исполнительского аппарата.


Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является личностно-ориентированный подход к обучающимся.

Профессиональная педагогика посредством программы должна создавать условия для плодотворной деятельности обучающегося как субъекта обучения. Фундаментально важные психолого-педагогические проблемы должны учитываться преподавателями во всех звеньях музыкального образования при осуществлении программы. Преподаватель и обучающийся на уроке - равноправные участники учебно - творческого процесса, что не исключает ведущей роли преподавателя, который умело направляет его к самостоятельному открытию необходимого знания, тем самым, определяя для себя перспективу творческого роста.

^ Важно при осуществлении программы руководствоваться требованиями к организации учебного процесса:

  • чётко определять объём знаний и навыков, обязательных для овладения репертуаром;

  • наиболее продуктивно использовать время уроков;

  • в развитии обучающегося ставить дальнюю цель, которая и будет определять стратегию и тактику развития, учитывать репертуарный план.

В данной пояснительной записке раскрывается лишь некоторая специфика работы по предмету « фортепиано» для детей, обучающихся в музыкальной школе.

^ Различные сроки обучения – от 5 до 8 лет дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, различающимся по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и другим индивидуальным особенностям.

Детям дошкольного возраста рекомендуется начинать обучение в подготовительных классах.

^ Возраст детей, участвующих в реализации программы от 6 до 18 лет. В соответствии с возрастом обучающихся детей, поступающих и оканчивающих детскую музыкальную школу.

Формы и режим занятий:

  • индивидуальные занятия – урок 45 минут;

  • репетиции в период подготовки к публичным выступлениям;

  • прослушивание к концертам, конкурсам.

Занятия проходят в соответствии с учебно-методическим планом.

Воспитательные задачи, стоящие перед преподавателем, также как и методы его работы с обучающимися, реализуются в основном на уроке, проводимом в форме индивидуального занятия с учеником 2 раза в неделю по 45 минут.

^ Ожидаемые результаты.

В результате занятий по предмету « фортепиано» дети, обучающиеся в МОУДОД должны:

  • понимать выразительность и изобразительность музыкальность интонации;

  • понимать конкретные художественные задачи при изучении и при исполнении музыкального произведения;

  • знать нужные приёмы движения для реализации поставленных технических и исполнительских задач;

  • уметь передавать настроение музыки и его изменение посредством различных звуковых красок;

  • уметь исполнять различные по жанру и по форме музыкальные произведения;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни.

Работа по данной программе развивает творческие задатки обучающихся, прививают им комплекс важнейших практических навыков, формирует индивидуально - творческое отношение к поиску новых средств выразительности.

Способы определения результативности ожидаемого совпадают с основными формами отчёта, которые могут быть разнообразными:

  • контрольный урок;

  • зачёт;

  • контрольное прослушивание;

  • академический концерт;

  • итоговая аттестация;

  • сольные выступления обучающихся в музыкальной школе , в рамках шефских концертов, концертов для родителей, на музыкальных фестивалях, конкурсах, праздниках, классных вечерах и собраниях;

  • урок в присутствии родителей, преподавателей, администрации;

  • музыкально- творческие уроки;

  • тематические уроки.

Без оценки невозможно корректировать развитие деятельности как процесса. Учебная деятельность нуждается в оценке её субъектов- преподавателя и обучающегося. Критерии оценки зависят от целей , стоящих перед участниками деятельности. При оценке важно выделять то положительное, что показано обучающимся в процессе учебной деятельности, в содержании его работы. Во всех случаях основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение произведения.

Оценка 5:

  • самостоятельный слуховой контроль звукоизвлечения и педализации;

  • умение осмыслить и донести форму, образное содержание произведения;

  • уверенное , яркое, эмоционально и двигательно свободное исполнение.

Оценка 4:

  • стабильное исполнение;

  • выполнение музыкальных, технических и ритмических задач в произведениях программы, но с небольшими помарками- не совсем ровный пульс, недостаточно яркая динамика, недифференцированное соотношение голосов.

Оценка 3:

  • неуверенное исполнение, ритмически неустойчивое;

  • недостаточно двигательно скоординированное;

  • интонационно невыразительное, без динамических оттенков;

  • с текстовыми помарками.

Оценка 2:

  • неспособность исполнить текст от начала до конца без ошибок;

  • неумение справиться с основными требованиями прочтения и исполнения нотного текста;

  • не владение двигательными приёмами исполнения.



^ 2. Учебно – тематический план

дополнительной образовательной программы.

Занятия по данной программе дополнительного образования детей по предмету «фортепиано» в МОУДОД «Монинская ДМШ» проводятся как синтез теоретических знаний и сольной исполнительской практики с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Все темы учебно-тематического плана, связанные с игрой на инструменте, отрабатываются на практике на каждом уроке.





темы

Название тем

Форма занятий - индивидуальная

Количество часов

теория

прак-тика

всего



1.

2.


3.

4.


5.


6.

7.


8.


9.


10.

1 класс

I полугодие

Вводный урок: знакомство со школой и инструментом.

Обучение посадке за инструментом и знакомство с топографией клавиатуры (регистры, октавы).

Обучение основным элементам нотной грамоты

Постановка рук: освоение приема non legato (игра небольших пьес и ансамблей).

Изучение метро-ритмических свойств звука (длительности и их графическое изображение)

Изучение динамических и тембровых свойств звука

Изучение приема «стаккато» (игра упражнений, небольших пьес и ансамблей).

Изучение приема «legato» (игра упражнений, небольших пьес и ансамблей).

Подготовка к выступлению (обучение навыкам публичного выступления).

Академический концерт.



0,5


1

1


1


1

1


1


1


0,5

-



0,5


2

1,5


4


3

2


4


4


2

1



1


3

2,5


5


4

3


5


5


2,5

1




Итого часов

8

24

32


1.

2.


3.


4.


5.


6.

7.


8.


9.


10.

II полугодие

Изучение гаммы До мажор в комплексе (аккорды и арпеджио)

Обучение навыкам игры двумя руками. Игра небольших пьес, сочетающих все виды приемов игры («нон легато», «легато» и «стаккато»)

Ознакомление с различными жанрами музыки (танец, марш, песня; игра пьес в этих жанрах)

Развитие образного мышления на основе игры разнохарактерных пьес

Развитие технических приемов на основе игры простых упражнений и этюдов

Знакомство с крупной формой. (игра сонатин и вариаций)

Знакомство с элементами полифонии (игра полифонических пьес)

Развитие навыков игры в ансамбле и чтение нот с листа на примерах несложных пьес

Подготовка к выступлениям. Обучение навыкам психологической устойчивости

Академический концерт.


0,5


1


1


1


2

1


2


1


0,5

-


1


4


4


4


4

4


4


3


1

1


1,5


5


5


5


6

5


6


4


1,5

1




Итого часов

10

30

40




Всего часов за 1 класс

18

54

72



1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.

8.


9.


10.


2 класс


I полугодие


Работа над упражнениями и простейшими этюдами для развития различных видов техники

Подготовка к техническому зачету (изучение терминов, диезных гамм: C-dur, a-moll; G-dur, e-moll).

Развитие интонационного слуха посредством изучения кантиленных пьес

Развитие координации движений посредством игры пьес со сменой приемов.

Продолжение развития полифонического мышления (изучение полифонических произведений).

Изучение строения формы музыкального произведения (игра пьес в простых 2-х и 3-х частных формах)

Развитие навыков игры в ансамбле

Развитие навыков чтения нот с листа на примерах несложных пьес

Подготовка к выступлениям. Работа над развитием эмоционального самоконтроля.

Академический концерт.




1


0,5


1


1


1


1

1


1


0.5

-



4


1


3


4


4


-

3


3


1

1



5


1,5


4


5


5


1

4


4


1,5

1




Итого часов


8

24

32



1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.

8.

9.

10.




II полугодие


Работа над упражнениями и простейшими этюдами для развития кистевых, объединяющих движений руки.

Подготовка к техническому зачету и коллоквиуму (изучение терминов, бемольных гамм: F-dur, d-moll).

Развитие метро-ритмического слуха (изучение пьес с более сложным ритмическим рисунком, пунктирный ритм)

Развитие гомофонного слышания (игра пьес гомофонного склада)

Развитие полифонического мышления и полифонической координации

Работа над произведениями крупной формы. Изучение различных штрихов.

Развитие навыков игры в ансамбле

Развитие навыков чтения нот с листа

Подготовка к выступлениям.

Академический концерт.




1


1


2

1


2


1

0,5

1

0,5

-




4


1


4

4


4


4

4

3

1

1




5


2


6

5


6


5

4,5

4

1,5

1





Итого часов


10

30

40




Всего часов за 2 класс



18

54

72



1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.

8.

9.


10.



3 класс


I полугодие

Развитие техники (изучение этюдов и упражнений на скачки, трели, мелизмы)

Подготовка к техническому зачету (изучение терминов, диезных гамм: D-dur, h-moll).

Освоение начальных приемов игры с педалью (изучение простейших пьес с прямой педалью).

Развитие полифонического мышления (игра пьес с постепенным усложнением задач).

Развитие эмоционального самовыражения ( игра разнохарактерных пьес).

Знакомство с различными видами крупной формы: сонатины, вариации, рондо.

Развитие навыков игры в ансамбле

Развитие навыков чтения нот с листа

Подготовка к выступлениям. Развитие слухового самоконтроля.

Академический концерт.




1


0,5


1


1


1


1

1

1


0.5

-



2


1


3


3


4


4

4

1


1

1




3


1,5


4


4


5


5

5

2


1,5

1





Итого часов

8

24

32



1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.

8.

9.


10.



II полугодие


Развитие беглости. Изучение этюдов и упражнений на гаммообразные, позиционные виды техники.

Подготовка к техническому зачету и коллоквиуму (изучение терминов, бемольных гамм: B-dur, g-moll).

Развитие навыков самостоятельного разбора музыкального произведения (задание на дом несложных пьес для самостоятельного разбора с последующим анализом ошибок).

Освоение начальных приемов игры с запаздывающей педалью ( изучение простейших пьес и упражнений с запаздывающей педалью)

Развитие умения равноправно владеть обеими руками при изучении двухголосных пьес полифонического склада.

Изучение более сложных пьес крупной формы. Развитие навыков владения пульсом в произведениях крупной формы.

Развитие навыков игры в ансамбле

Развитие навыков чтения нот с листа

Подготовка к выступлениям. Развитие психологической устойчивости.

Академический концерт.




1


1


1


1,5


2


1,5

1

0.5


0,5

-




5


1


4


4


4


4

4

2


1

1




6


2


5


5,5


6


5,5

5

2,5


1,5

1





Итого часов

10

30

40




^ Всего часов за 3 класс

18

54

72




страница1/3
Дата конвертации27.02.2013
Размер0,67 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы