Положение Русской Православной Церкви в 1941-1945 гг. 4 Помощь Русской Православной Церкви в годы Великой icon

Положение Русской Православной Церкви в 1941-1945 гг. 4 Помощь Русской Православной Церкви в годы Великой



Смотрите также:
Конкурс исследовательских работ, посвященных 300-летию со дня рождения Святителя Иоасафа епископа Белгородского, 400-летию со дня рождения и 325-летию со дня смерти Святейшего Патриарха Никона, 10-летию возрождения Белгородской и Старооскольской епархии, 60-летию Победы в Великой Отечественной войне

1941-1945 гг.


МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2»


« На священное дело – вперед!»


исследовательская работа

ученицы 10 б класса

Сидельниковой Виктории Викторовны


руководитель: учитель истории

Литвинова Людмила Александровна


2005 год

п. Ракитное


ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________2


^ ГЛАВА I: ВКЛАД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПОБЕДУ СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ


Положение Русской Православной Церкви

в 1941-1945 гг. ____________________________________________4


Помощь Русской Православной Церкви в годы Великой

Отечественной войны __________________________________________8


^ ГЛАВА II: ОТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАОСТВА, ЦЕРКВИ И

ОБЩЕСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ВОЙНЫ


Церковь и государство в годы войны ____________________________13


Церковь и общество в годы войны ______________________________16


ЗАКЛЮЧЕНИЕ _______________________________________________18


БИБЛИОГРАФИЯ_____________________________________________19


ВВЕДЕНИЕ



Тема моей исследовательской работы «На священное дело - вперед!» выбрана неслучайно. В последние годы становится известно множество фактов, связанных с жизнедеятельностью Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, ее отношениях с государством в этот период. Как мало мы знаем об этом! Как много еще предстоит узнать!

Долгие десятилетия сведения о роли Православной Церкви в годы войны замалчивались, об этом нельзя было говорить. Но прошло время, изменилась страна, изменилась и история. Раскрываются все новые и новые ее страницы. И среди них особое место занимает материалы о деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны.

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим интересом школьников к нераскрытым и неизученным страницам истории Великой Отечественной войны, юбилей которой мы будем отмечать уже скоро. Кроме того, возвращение к традициям православия, начавшееся в нашей стране, обязывает знать его историю. Мы, молодое поколение, должны заполнить «белые пятна» истории отношений Церкви и государства достоверными сведениями.

Поэтому главной целью исследовательской работы станет раскрытие роли Русской Православной Церкви в деле освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков.

Для достижения цели будут изучены и исследованы воспоминания очевидцев и участников той войны, исторические документы, свидетельствующие о положении Церкви в 1941 – 1945 гг., о ее помощи в деле изгнания немецко-фашистских захватчиков с территории СССР. Данные материалы были получены у настоятеля Свято-Никольского храма п. Ракитное о. Николая, который оказал помощь в работе над темой исследования. Очень ценным источником информации о событиях Великой Отечественной войны служит видеофильм «За други своя», собравший воспоминания участников войны, кадры кинохроники, запечатлевшие моменты единения государства и Церкви в годы страшных испытаний.

К сожалению, доступных исторических источников и документов об этих событиях очень мало. Тем более ценными становятся материалы, изучаемые по теме исследования. Они позволяют узнать важную часть истории православия в нашей стране, приобщиться к его духовным и нравственным идеалам милосердия, любви и сострадания, особенно проявившиеся в годы тяжелых испытаний для всех жителей страны.

Считаю, что материалы данной исследовательской работы могут служить основой для проведения в школе классных часов по истории Великой Отечественной войны, внеклассных мероприятий по истории Отечества.

Кроме того, эти сведения будут интересны и просто любителям истории, патриотам своей страны.


ГЛАВА I.

^ ВКЛАД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПОБЕДУ СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ


Положение Русской Православной Церкви в 1941-1945 гг.


Советская власть с самого начала своего существования была противником православия. В 20-30е гг.XX в. большевиками было разрушено огромное количество церквей и монастырей, разграблено церковное имущество. Под предлогом борьбы с голодом советская власть изымала из храмов все ценности, которые Церковь сама была готова отдать, чтобы помочь голодающим. Подавляющее число священнослужителей обвинялись в антибольшевистской пропаганде, заговорах против советской власти. Их расстреливали или отправляли в лагеря, откуда многие из них уже не возвращались. Об этих событиях сейчас очень много говорят; подтверждение этим фактам можно найти в рассекреченных документах и сохранившихся кадрах кинохроники.

Казалось, Церковь сломлена, и ей уже не возродиться. Но духовная жизнь русского православия не закончилась, она продолжалась в молитвах святых, старцев и мирян, оставшихся в новой атеистической стране. Церковь продолжала существовать, несмотря на все трудности и испытания. Она оставалась той силой, которая смогла противостоять врагам. Особенно ясно проявилась эта сила в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.

В те годы на совершавшиеся в полуразрушенных храмах богослужения приходило очень мало людей. Все жили в другой, нерелигиозной стране и «строили социализм». Бог и Церковь не были нужны новой власти. Но пришло время тяжелых испытаний, и народ стал все больше и больше обращать свое лицо к Православной Церкви, к Богу.

С самого начала войны меняется отношение советской власти к религии. В 1942 г. государство официально разрешило праздновать Пасху, и тысячи верующих устремились в храмы. На кадрах кинохроники того времени запечатлено богослужение в одном из московских храмов. Мы ясно видим лица верующих людей, молящихся за своих близких, за свою страну. Священник, совершающий Божественную Литургию, произносит слова молитвы о даровании победы нашей армии, жизни и здоровья ее воинам.

В жизни самой Православной Церкви в это время происходит очень важное событие. Происходит ее воссоединение с обновленческой Церковью, последователи которой в предвоенные годы пошли на сотрудничество с большевиками, образовав новую Церковь, оправдывавшую и поддерживавшую советскую власть. Она стала противником официальной Русской Православной Церкви. Из документов той эпохи мы узнаем, что в декабре 1943 года множество обновленческих приходов были приняты в общение с Православной Церковью, а их настоятели раскаялись в грехе своего пребывания в обновленческом расколе. Такие факты зафиксированы и в последующие годы. В церковных документах есть подтверждающая эти факты запись: «10 марта 1944 года в зале заседаний Святейшего Синода при Московском Патриархате в присутствии Святейшего Патриарха Сергия, Митрополита Крутицкого Николая, управделами Московской патриархии протоиерея Н.Ф. Колчицкого, епархиального секретаря протоиерея С.К. Даева и архимандрита Иоанна (Разумова), бывший обновленческий митрополит Михаил (Орлов) принес Святейшему Патриарху Сергию покаяние в грехе своего пребывания в обновленческом расколе. По прочтении Святейшим Патриархом Сергием над кающимся разрешительной молитвы, бывший обновленческий митрополит Михаил (Орлов) был принят в общение с Православной Церковью в сане протоиерея, в каком он состоял до уклонения в обновленчество».

Церковь продолжала жить своей обычной жизнью даже во время войны. Для поддержания православной паствы продолжались назначения на архиерейские кафедры, многие верующие становились священниками и монахами. Но точно также как и вся страна, Русская Православная Церковь страдала от фашизма. Из доклада протоиерея Ломакина митрополиту Ленинградскому и Новгородскому мы узнаем о зверствах и злодеяниях, совершавшихся немцами по отношению к православным святыням и традициям: «Немцы причинили серьезнейшие разрушения и повреждения всем без исключения храмам города. Можно различить лишь полную гибель одних и возможность восстановления и ремонта других. Краса Новгорода…Софийский собор обезображен и обесчещен немцами до крайности. Золоченная кровля главного купола ободрана, снята кровля и с других глав. Имеются точные данные, что золоченные листья содраны с куполов собора солдатами для устройства подарка одному из немецких офицеров ко дню его рождения…В Новгородских храмах немцы и испанцы устраивали казармы, уборные общественного пользования, слады овощей, кабаре, конюшни, гаражи…»

Эти слова из доклада говорят сами за себя. Злодеяния немцев были ужасны. Но это были наши враги. А если вспомнить те поступки советской власти, которые она совершала по отношению к Церкви до войны. Разве нельзя найти здесь параллелей? Единственное различие заключалось в том, что немцы относились так к своему врагу, а советская власть к части своего народа.

Но и до войны и во время тяжелых испытаний Церковь выстояла потому, что сильна была вера людей, и сама Россия находилась под благодатным покровом Пресвятой Богородицы под защитой самого Господа.

Немцы на оккупированных территориях запрещали священникам совершать богослужения в обычные дни – только по воскресеньям. Они заставляли прихожан совершать богослужения и благодарственные молебны за Гитлера и о даровании победы германской армии: «Двухлетие своего пребывания на Украине немцы объявили «всеукраинским праздником» и предписали, чтобы во всех церквах в этот день, независимо от того, что он не был воскресным, совершать богослужения с благодарственным молебном за Гитлера и о даровании победы германской армии. Чтобы избавиться от этого принудительного богослужения и чуждого душе «праздника», я запер церковь на замок и на два дня уехал из села», - так пишет об этих событиях настоятель церкви святого Василия Кессарийского в с. Новоалександровка Нижне-Серогозовского района Трифон Немчинов. Здесь же он описывает случай, произошедший с одним священником, который не подчинился приказу немцев и совершил богослужение в праздник Благовещенья, хотя тот и не приходился на воскресенье: «… в местную приходскую церковь ворвался немецкий комендант в фуражке, с сигарой в зубах, и прямо через царские врата прошёл в алтарь, схватил священника за крест и выволок на улицу, затем плёткой разогнал всех верующих, церковь запер и отдал ключи от неё старосте, с приказанием открыть для богослужения храм только в воскресенье».

Русская Православная Церковь подвергалась гонениям со стороны советской власти и со стороны немецко-фашистских захватчиков во время войны. Многочисленные разрушения храмов, поругание святынь, гибель православного духовенства – результаты этих гонений. Как же Русская Церковь могла простить своих гонителей – советскую власть – и встать плечом к плечу с ними в деле гонения захватчиков с родной земли? В этом заключался подвиг русского православия, которое в тяжёлые для себя годы забыло и простило большевиков и оказало Родине неоценимую материальную, а главное, духовную помощь.


^ Помощь Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны.


С самого начала войны Церковь оказывала духовную и материальную помощь Красной Армии. Во всех церквях совершались божественные литургии и молебны о даровании победы над врагом, о придании силы и мужества воинам-освободителям.

Священники обращались к верующим со словами благодарности за молитвы и с призывами к уничтожению врага. В воспоминаниях митрополита Николая Крутицкого есть слова, с которыми он обращался к солдатам Красной Армии: «Вперёд, дорогие воины, во имя полного очищения нашей земли от фашистской нечисти, во имя мирной жизни и счастья нашего народа! На священное дело – вперёд!» Эти слова были сказаны на церемонии передачи действующей армии колонны танков, построенных на пожертвования верующих.

Ещё в первых числах января 1943 года в газетах страны была опубликована телеграмма митрополита Сергия на имя Иосифа Виссарионовича Сталина о желании православного духовенства и верующих помочь Красной Армии. С этой целью начался сбор средств на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. Иосиф Виссарионович ответил на это телеграммой с выражением привета и благодарности Красной Армии для жертвователей.

Событие передачи танковой колонны очень подробно описано митрополитом Николаем: « Ранним утром этого незабвенного для меня дня, 7 марта этого года, я выехал в автомобиле из Москвы к месту расположения тыловых бронетанковых частей. Прибыв туда в одиннадцатом часу утра, я тепло и радушно был встречен высшим командованием…» В речи, с которой митрополит Николай обратился к солдатам звучали слова о поддержке Красной Армии Русской Православной Церковью, о том, что все верующие страны молятся о победе нашей Родины. И здесь же митрополит Николай отмечает, что советское командование в ответном слове доказало единство армии и Церкви, государства и православия, что было так необычно, а до войны даже наказуемо арестом или расстрелом: «За мной выступали командиры танковых полков имени Дмитрия Донского и представители офицерского состава этих полков. В своих речах они заверяли духовенство и верующих Русской Церкви о том, что будут защищать Родину до последней капли крови и бить врага, пока не очистят от него нашей земли; дали клятвенное обещание быть достойными имени великого полководца Дмитрия Донского. Слова выступавших были насыщены чувством огромного патриотического подъёма. Чувствовалось, что воля к победе и вера в эту победу, объединят нас всех».

Духовенство и верующие г. Москвы 23 марта 1944 года собрали 1000000 рублей для сооружения самолётов. Обращаясь к И.В.Сталину, они говорили: «Новые блестящие победы нашей родной Красной Армии, отзываясь радостным эхом в сердцах нашего народа, вызывают восхищение перед подвигами наших воинов-богатырей и вечную благодарность им и организатору этих побед Вам, дорогой Иосиф Виссарионович. Воодушевлённые этим триумфом нашего оружия, верующие и духовенство г. Москвы собрали 1000000 рублей и просят принять их на сооружение самолётов». Люди отдавали последнее для победы. Как солдаты на фронте, так и простые люди в тылу приближали День Победы над врагом.

Эти отрывки из воспоминаний митрополита Николая доказывают нам, что Русская Православная Церковь в годы войны забыла все обиды, нанесённые ей властью большевиков, все издевательства над священнослужителями и поругание святынь. Прощение – главная добродетель христианина, и православные люди простили всё государству и призывали к единению народа перед общей и страшной угрозой порабощения страны: «Русская Православная Церковь, на протяжении всей русской истории, жила одной жизнью со своим народом и сейчас, в дни Великой Отечественной войны, она вместе со всей страной переживает несчастье, обрушившееся на нашу Родину, и целиком отдаёт себя на службу ей и нашему народу. В первый же день войны она благословила всех православных на защиту священных границ нашего отечества, назвав дело этой защиты всенародным подвигом». С такими словами обращался митрополит Николай к бойцам и командирам танковой колонны имени Дмитрия Донского.

Из архипастырского послания митрополита Алексия Ленинградского и Новгородского в день Пасхи Христовой 1944 г. мы узнаём, что священники не только молились и собирали пожертвования для Красной Армии, но и сами помогали бить врага. Митрополит, обращаясь к верующим, говорит: «С радостью услышал я о преданности вере, о верности Родине многих пастырей за всё время пребывания в фашистской неволе. Да будут благословенны имена пастырей, павших смертью от злодейской руки фашистов и запечатлевших свою верность православной вере и Родине…

Так же отрадно было узнать о том, как многие священники и миряне бестрепетно, всеми имевшимися у них способами боролись против засилья оккупантов: помогали партизанам, укрывали их от врагов, снабжали их продовольствием и одеждой, содействовали их успехам в борьбе с захватчиками и тем облегчил для них окончательную победу и изгнание врага с родной земли».

Почему же православные люди, пострадавшие от советской власти, не пошли против неё, не поддались на уговоры о сотрудничестве с фашистами? Наверное, потому, что они по-настоящему любили свою Родину, несмотря на перемены в ней, на то, что власть отвернулась от Бога, стала преследовать верующих. В своём обращении к народу митрополит Алексий призывал людей к подчинению, а по церковному – послушанию, терпению и смирению, потому что считал, как и должны думать все христиане, что всякая власть от Бога дана: «Наша же власть, власть Советская есть опора вашего благополучия, вашего развития, вашего обеспечения в старости. Любите её, храните, помогайте ей в большом и великом деле восстановления наших памятников, наших жилищ, наших святынь…»

В том же послании митрополит Алексий призывает всех жителей освобождённых от немцев территорий восстанавливать хозяйство, тем самым помогая Родине и армии, кормить и одевать её солдат: «Помогайте Красной Армии в её победоносных подвигах – своими материальными жертвами, одеждой, продуктами – и никогда не забывайте, что только в дружном сотрудничестве фронта и тыла кроется успех полной и скорой победы над врагом.

Во исполнение распоряжений гражданской власти, покажите себя достойными великих званий гражданина своей Родины и православного христианина».

Ещё в одном документе той эпохи, обращении к верующим протоиерея Александра Смирнова, можно увидеть любовь православных людей, Церкви к своей Родине: «С такими же чувствами любви и преданности к своей Матери-Родине мы подойдём к ней для облегчения её страданий и превратим эту израненную, изрытую бомбами и снарядами родную землю с её сожжёнными городами и сёлами в прекрасный и цветущий благоухающий сад. Это и будет днём воскресения нашей Родины…»

Говоря о духовной и материальной помощи Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне, нельзя не вспомнить о великом подвижнике того времени профессоре медицины, человеке, имеющем духовный сан Луке Войно-Ясенецком. В видеофильме «За други своя» рассказывается о его духовном и гражданском подвиге во время войны. Он проводил операции раненым солдатам и спас многих из них, благодаря своим научным разработкам в области изучения гнойной медицины. За выдающиеся достижения в этой области, за спасение людей он был удостоен Сталинской премии, оставаясь при этом священнослужителем.

Помощь Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны своей Родине была действительно велика. Мы очень мало знаем о подвигах священников и верующих людей на оккупированных территориях, на фронте и в тылу. Эта страница истории для нас пока закрыта, но зато мы знаем, что вся православная страна молилась за нашу армию, за победу над захватчиками и помогала Родине как могла: духовно и материально, собирая пожертвования на нужды фронта, призывая к единению, ухаживая за ранеными.


^ ГЛАВА II.

ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА, ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.


Церковь и государство в годы войны.

Немецко-фашистское нашествие стало общей бедой для гонителей православия – советской власти и для гонимых – Русской Православной Церкви. На более чем четыре года войны И.В.Сталин разрешает деятельность Церкви на территории СССР, принимает пожертвования духовенства и верующих. Даже слова первого его обращения к народу после начала Великой Отечественной войны звучат как обращение к православным людям - «братья и сестры». В этой речи Сталин вспоминает ратные подвиги русских святых полководцев А.Невского и Д.Донского. Как же мог вождь большевиков, так ненавидящих православие, обратиться лицом к Церкви, официально разрешить её деятельность? Этот непонятный поступок, скорее всего, объясняется тем, что большая часть населения страны оставалась верующей. Он понимал, какое значение имеет вера в Бога для большинства русских людей.

Основываясь на кадрах кинохроники, можно с уверенностью сказать, что Церковь во время Великой Отечественной войны была гораздо ближе к власти, чем в любое другое время. На кадрах мы видим, что священники, получившие право носить облачения, не стесняясь власти, благословляли солдат Красной Армии, многие из которых оставались православными людьми. Священники и командиры Красной Армии стоят вместе. Это ли не символ духовного единения народа перед лицом общего врага!

4 сентября 1943 года И.В. Сталин разрешает Церкви восстановить патриаршество. Она обретает своего правителя. Тогда же представители православного духовенства вошли в состав Чрезвычайной Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов на освобождённых территориях. Но, зная непредсказуемый нрав советского вождя, высшее духовенство очень осторожно относится ко всем решениям И.В. Сталина по отношению к Церкви. Все понимают, что полностью обратиться к ней лицом руководитель советской страны не сможет даже во время тяжелых испытаний – войны. Но все-таки у многих верующих теплится надежда на возрождение России. Это понятно из слов обращения к народу протоиерея Александра Смирнова: «…велики творческие силы русского народа, и мы верим, что из огня испытаний наша Родина выйдет еще более могучей и сильной, еще более великой и славной…Мы верим, что после пережитых нами страданий за правду наступит светлый день воскресения этой правды в нашей стране и во всем мире».

24 июня на Красной площади состоялся парад Победы. На кадрах кинохроники можно заметить, что вместе с И.В. Сталиным и высшим партийным руководством страны этот парад принимали и представители духовенства Русской Православной Церкви. Это была та привилегия, которую она заслужила за годы Великой Отечественной войны.

Еще об одном интересном факте удалось узнать, изучая воспоминания о людях той войны. Это касается жизни великого полководца, маршала Георгия Константиновича Жукова – личности легендарной, любимой и уважаемой всеми людьми. Из воспоминаний его дочери, Марии Георгиевны, нам становится известно, что великий советский полководец был глубоко верующим человеком. По словам архимандрита Кирилла (Павлова), всероссийского старца, которые приводятся в этих воспоминаниях «бесспорно Жуков чувствовал в душе Бога. Другое дело, что он не мог это свое чувство выразить словами, потому что вера в Бога в то время была в поношении , в загоне, и ему, как высокопоставленному начальнику , надо было соблюдать осторожность, так как кругом торжествовали атеизм и безбожие». Здесь же Мария Жукова рассказывает о ранее неизвестных фактах: о том, как ее отец возил за собой по фронтам Казанскую икону Божьей Матери, о том как отвоевывал Чудотворную икону Божьей Матери у фашистов, о том как перечислял средства на восстановление храмов.

Конечно же, примирение Церкви и государства было недолгим, только на время войны, но все равно это показатель особого характера русского народа , который проявляет свои лучшие качества во время тяжелых испытаний. Пусть на время, но государство прекратило преследование Церкви, а она простила все прегрешения советской власти. Произошло объединение всех сил , духовной и государственной, в борьбе против общего врага – немецко-фашистских захватчиков.

^

Церковь и общество в годы войны



Единый патриотический порыв охватил все общество сразу же после начала войны. Люди самоотверженно трудились на благо страны, жертвуя сном, едой, здоровьем, жизнью. Народ объединила общая беда. Именно в это время в душе каждого человека возрождается вера, которая присутствовала с самого момента рождения, но тщательно заглушалась советской властью. Она проявилась в подвигах героев на фронте и в тылу, на полях сражений и в деле восстановления экономики страны. Здесь, как и всегда, Православная Церковь и ее деятели были рядом с людьми. В архипастырском послании в праздник Пасхи Христовой 1944 года митрополит Алексий Ленинградский Новгородский, обращаясь к пастве, призывает всех к возрождению веры и восстановлению страны, хозяйства после освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Он говорит: «Эти тяжкие для вас времена, возлюбленные братие, теперь миновали, и радость Воскресения Господня, которую теперь мы все вместе празднуем, … для вас теперь сугубо радостна и светла после страшной годины скорби, тесноты и бедствий фашистской неволи. Явите же себя теперь при свете радости освобождения достойными и верными сынами своего народа…Разрушенные фашистами города и села ждут работников для своего восстановления. Восстановите же их дружными усилиями вашего труда. Земля, освобожденная от вражеских полчищ, ждет пахарей, Сельское хозяйство - восстановления хозяйственного инвентаря, машин, оборудования. Поднимитесь на работу дружной семьей, восстановите нарушенный немцами коллективный порядок ведения хозяйства, явите в работе образцы самоотверженной любви к Родине, и Бог благословит ваши труды изобилием плодов земных». В этих словах митрополита Алексия мы видим безмерную любовь к Родине, к людям, к родной земле. Здесь проявляется извечная забота Церкви о своей пастве, стремление наставлять людей на истинный путь. Она считает, что только жизнь в молитве поможет восстановить былую страну, окончательно освободить ее от гнета. Доказательство этой мысли мы находим в пасхальном обращении митрополита Алексия ко всем верующим: «Непрестанно молитесь за тех, кто проливает кровь свою за счастье и свободу Родины нашей, возгревайте в себе чувство благодарности Господу за избавление от фашистского плена, и Господь дарует нам победу над врагом».

Да, Русская Православная Церковь всегда была рядом с обществом и народом. И годы Великой Отечественной войны не были исключением. Несмотря на то, что большинство людей отвернулись от Бога, Церковь не оставила своими молитвами страну. В первые же дни войны она благословила воинов на сражения, на защиту священных границ нашего Отечества, назвав это всенародным подвигом. Русская Православная Церковь в дни Великой Отечественной войны вместе со страной переживала несчастье и целиком отдала себя на службу народу. Благодаря этому множество людей обретают веру в Бога, что помогает им выжить в тяжелейших условиях того времени. Даже строки из близкой для всех в то время песни «Священная война» - «Идет война народная, священная война» - это символ единения общества и Церкви, которая верила в свой народ, что доказывают слова из выступления протоиерея Александра Смирнова: «Но велики творческие силы русского народа, и мы верим, что из огня испытаний наша Родина выйдет еще более могучей и сильной, еще более великой и славной…»


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Близится шестидесятилетний юбилей победы в Великой Отечественной войне. Все мы знаем каким тяжелым испытанием стала она для русского народа, какой большой ценой была завоевана победа. Чем дальше от нас события той войны, чем меньше становится ее очевидцев и участников, тем больше возрастает интерес к событиям и фактам тех лет. Поэтому наиболее ценными для нас становятся документы той эпохи, воспоминания участников военных событий.

Великая Отечественная война – открытая книга, часть истории нашей страны. С детства мы читаем рассказы и смотрим об этом событии, встречаемся с ветеранами, участниками войны, изучаем эти события на уроках истории. Казалось бы, здесь уже для нас нет тайн и нераскрытых фактов. Но это не так. В книге истории Великой Отечественной войны еще много непрочитанных страниц, которые нам, молодому поколению, предстоит изучить и дописать. Одной из таких страниц является история отношений Русской Православной Церкви, государства и общества в годы великой отечественной войны.

Роль Церкви в деле освобождения страны от немецко-фашистских захватчиков и ее вклад в победу над врагом велики. Оценить их материально просто невозможно. Это и молитвы многих тысяч верующих, это и благословение на битвы солдатам Красной Армии, это и материальная помощь, которую оказывала Церковь своей стране. Конечно, собранные в данной исследовании сведения, это лишь часть того большого неизученного пласта истории нашей страны, связанной с православием.

Будем надеяться, что работа по этому направлению будет продолжена, и мы откроем для себя еще одно чудо нашей жизни – чудо спасения человечества через Православную Церковь.


БИБЛИОГРАФИЯ



Источники


  1. Архипастырское послание к пастырям и пастве в городах и селах Ленинградской епархии, освобожденных от вражеской оккупации и фашистского гнета, божьей милостью, смиренный Алексий, митрополит Ленинградский и Новгородский. – Пасха Христова 1944 года




  1. Воссоединение обновленческих священнослужителей с Православной Церковью (отчет)




  1. Из Запорожской области (доклад настоятеля церкви Василия Кессарийского в с. Новоалександровка Нижнее-Серогозовского района Трифона Немчинова на имя Святейшего Патриарха Сергия)




  1. Митрополит Николай. На алтарь Родины -1943год




  1. Назначения на архиерейские кафедры




  1. По освобожденным районам (Доклад протоиерея Ломакина митрополиту Ленинградскому и Новгородскому о немецких злодеяниях в Новгороде и в его районе)




  1. Протоиерей Александр Смирнов. Красота Голгофы (обращение к верующим)




  1. Телеграмма от 23 марта 1944 года духовенства и верующих г. Москвы к Иосифу Виссарионовичу Сталину



Литература





  1. Веденяпина Э.А. Свидетели Божьих чудес – М., 2002




  1. Непознанный мир веры – М., 2002




Скачать 184,27 Kb.
Дата конвертации08.03.2013
Размер184,27 Kb.
ТипКонкурс
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы