План Введение: «Серебряный век эпоха возрождения духовности и культуры, творческой свободы, рождения ярких индивидуальностей, гениальных открытий». Биографическая справка icon

План Введение: «Серебряный век эпоха возрождения духовности и культуры, творческой свободы, рождения ярких индивидуальностей, гениальных открытий». Биографическая справка



Смотрите также:
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

городского поселения «Рабочий поселок Солнечный»

Солнечного муниципального района

Хабаровского края





Выполнила: Брехова Александра Павловна, ученица 11 «А» класса

Проверила: Казаковцева Любовь Владимировна, учитель литературы и русского языка


Солнечный

2007

Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демократическая…

Борис Пастернак





План

  1. Введение: «Серебряный век - эпоха возрождения духовности и культуры, творческой свободы, рождения ярких индивидуальностей, гениальных открытий».

  2. Биографическая справка: «Родился 7 июля 1894 года. Родина – село Багдады, Кутаисская губерния, Грузия».

  3. ^ Современники о Маяковском: «Маяковский! Это звучит…гордо!» Люди гордятся его именем, гордятся тем, что он жил в нашей стране, гордятся даже тем, что он жил на нашей планете и являлся частичкой человечеств…»

  4. ^ Художественный мир ранних стихотворений Маяковского.

  5. Своеобразие цветовой детали ранней лирике Маяковского

§1 Многоцветность ранней лирики Маяковского.

§2 Любимый цвет поэта – желтый

§3«Кофта Фата» логичность цветовой детали; соответствие цветовой детали идее стихотворения.

§4 «Послушайте!» С помощью детали, обозначающей жёлтый цвет, выражены очень важные философские мысли.

§5«Ночь». С помощью цветовой детали поэт показывает необычность мира, в котором живёт. Олицетворённость мира, созданного поэта.

§6 «Нате!» - яркие цветовые образы в стихотворении- средство создания антитезы: поэт- толпа.

  1. Заключение.


I




Введение


Серебряный век - эпоха возрождения духовности и культуры, творческой свободы, рождения ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Эта мысль написана во всех учебниках литературы, и все–таки при детальном изучении этого периода сразу становится ясно, что о серебряном веке сказано далеко не всё.

Например, творчество Владимира Маяковского в школе почти не изучается, хотя он считался одним из самых знаменитых поэтов своего времени в России. Сегодня поэзию Маяковского знают миллионы людей. Его произведения переведены на 34 языка мира, его книги изданы в 32 странах мира. О Маяковском написаны тысячи книг и статей. Но всё-таки говорить о достаточно глубокой изученности слова Маяковского говорить пока не приходится.

Когда я познакомилась с биографией Маяковского, она мне показалась очень интересной. Прочитав несколько его стихотворений, я поняла, что часто за внешней бравадой скрывается подлинная глубокая философия. Соглашусь в этом смысле с оценкой Вадима Шершневича 1 ранней лирики Маяковского: « Маяковский выгодно отличается серьёзностью своих намерений… Он пишет так, как никто не пишет…В стихах Маяковского есть что-то новое, обещающее».

Именно поэтому я выбрала его творчество для исследования в рамках проекта «Цветовая деталь в русской литературе»

Цель работы: исследовать своеобразие цветовой детали в ранней лирике Маяковского.

^ Основные задачи:

  • Собрать и систематизировать литературно – критический материал о творчестве Владимира Маяковского.

  • Провести текстуальный анализ его стихотворений с точки зрения заявленной темы.

  • Обобщить полученные данные, оформить их в мультимедийной презентации.

Я нашла большое количество разных статей о творчестве Маяковского. Особое внимание хочу обратить на мнение литературоведа К.Д. Муратова: «Ранее творчество свидетельствовало о сильном увлечении Маяковского формальным экспериментаторством, будучи не только поэтом, но и художником – авангардистом, он стремился к воссозданию необычных зрительных образов, к усложненности и деформации их». А исследователь Л.Тимофеев считает, что в раннем творчестве « Маяковский стремится изобразить человека… на пределе его эмоциональной напряженности, на пределе страдания, возмущения, протеста, готовности к самой отчаянной борьбе со всем окружающим строем. Это требовало соответствующей организации речи, доведения ее до высшей степени эмоциональности». Литературовед А.А. Михайлов пишет о стихотворении «несколько слов обо мне самом»: «В нем – грубейший эпатаж… Явный, нарочитый вызов, «Желтая кофта» в стихах, чтобы обратили внимание: кто же не откликнется на столь чудовищный, столь бесчеловечный по смыслу стих. А его выкрикнули от отчаяния, от жуткого одиночества, которое скрывалось за внешней бравадой, дерзостью, эпатирующими публику выходками. Но его не скрыть в стихах…»

Именно на этих высказываниях я хотела бы построить свою исследовательскую работу по раннему творчеству Владимира Владимировича Маяковского.

II


^ Биографическая справка


7 июля 1893 год - родился Владимир Владимирович Маяковский

1902 год – Маяковский поступил в подготовительный класс Кутаисской гимназии.

1905 – Владимир Маяковский участвует в революционных выступлениях учащейся молодежи, знакомиться с нелегальными стихами и песнями. В августе сдал экзамен и перешел в третий класс.

1908 год – Маяковский вступил в РСДРП (б).

29 марта 1908 год – арестован полицией в подпольной типографии Московского комитета РСДРП.

9 апреля 1908 год – освобожден до суда под надзор полиции

18 января 1909 год – 27 февраля второй арест и обыск на квартире Маяковских.

2 июля 1909 год – третий арест Маяковского.

9 января 1910 год – при выходи из тюрьмы у него отобрана тетрадь со стихами, которые он начал писать в заключении.

Середина 1910 года – Маяковский поступил в студию художника П.Келина.

1911 год – Маяковский принят в фигурный класс Училища живописи и зодчества.

1911 год – знакомство с художником и поэтом Д.Д.Бурлаком.

17 ноября 1912 год – первое публичное выступление в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге.

18 декабря 1912 год – вышел альманах «Пощечина общественному вкусу» с коллективным манифестом, подписанным В.Хлебниковым, Д.Бурлюком, А.Крученых и В.Маяковским, и со стихами Маяковского «Ночь» и «Утро» (первая публикация).

17 мая 1913 год – в свет вышел первый сборник Маяковского «Я!»

19 октября 1913 год – выступление на открытии кабаре «Розовый фонарь» с чтением стихотворения «Нате!»

21 февраля 1914 год – прошение о выдачи свидетельства о благонадежности для поступления добровольцем в действующую армию (в просьбе отказано)

1915 году – Маяковский выехал в Петроград. С лета 1915-го остался там, на постоянное жительство.

26 февраля 1915 год – в журнале «Новый сатирикон» напечатано стихотворение «Гимн судье» - начало сотрудничества с журналом.

1915 год – знакомство с И.Е.Репиным.

1915 год – чтение поэмы «Облако в штанах».

А.М.Горькому

1915 год – призван на военную службу, определен в Военно-автомобильную школу.

1915 год – вышла отдельным изданием поэма «Облако в штанах»

1916 год – работа над поэмами «Война и мир» и «Человек»

Середина 1916 года – знакомство с С.Есениным.

17 марта 1917 год – участвовал в совещании писателей и деятелей искусств на квартире А.М.Горького.

21 мая 1917 года – в газете «Новая жизнь» напечатано стихотворение «Революция»

15 марта 1918 года – вышел первый номер «Газеты футуристов», одним из редакторов которой был В.Маяковский.

середина мая 1919 года – вышел сборник «все сочинения Владимира Маяковского»

октябрь 1919 года – начло работы Маяковского в РОСТА

5 марта 1922 года - в «Известиях» напечатано стихотворение «Прозаседавшиеся»

29 марта 1923 года - вышел журнал «Леф» №1, под редакцией Маяковского и с его поэмой «Про это».

Февраль 1925 года- в Ленинграде отдельным изданием вышла поэма «Владимир Ильич Ленин»

18 октября 1927 год - чтение поэмы «Хорошо!» перед активом московской партийной организации в Красном зале МК ВКП (б)

ноябрь 1928-1929 года – вышло в Госиздате 4-томное собрание сочинений

13 февраля 1929 года – премьера спектакля «Клоп»

16 марта 1930 года - премьера «Бани»

14 апреля 1930 – в 10 часов 15 минут выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством.


III

О Маяковском.


«Маяковский - прогрессивное явление в мировой поэзии, то есть Маяковский – поэт. Установивший новый форму поэзии и определивший новый дух ее. Именно поэтому он требует вначале усилия для понимания. Наше читательское сознание обладает инерцией, и, чтобы преодолеть эту инерцию, не обходимо усилие. Если мы привыкли сразу усваивать Пушкина, Гоголя, Щедрина и других, то это не значит, что они вообще всегда были «понятны», это значит, что работа, преодоление инерции шаблонного. Традиционного сознания, была совершено задолго до нас. Пушкин тоже не всем в начале был понятен, современники Пушкина предпочитали ему Хераскова и Сумарокова2».

«Маяковский безличен, он стал вещью, живописуемой. Маяковский, как имя, собирательное. Маяковский, это кладбище Войны и Мира, это родины Октября, это Ван - Домский столп, задумавший жениться на площади Конкорд, это чугунный Понятовский, грозящий России3».

« Маяковский! Это звучит…гордо!» Люди гордятся его именем, гордятся тем, что он жил в нашей стране, гордятся даже тем, что он жил на нашей планете и являлся частичкой человечества, причем, гордятся, не разделяя его взглядов, может быть, даже не любя поэзию совсем. Да им не возможно не гордится. Он был Человеком, «цветом лучших людей, двигателем двигателей. Солью соли земли». Не будь у него политического дара, он все ровно « проявился» бы в другом деле. И известен он, на мой взгляд, в основном не как поэт, а как личность; при упоминании его имени, прежде всего, всплывает его образ, а уж потом стихи».4

Очень откровенное и душевное стихотворение А.Ахматова посвятила Маковскому:

Маяковский в 1913 году

Я тебя в твоей не знала славе,

Помню только бурный твой рассвет,

Но, быть может, я сегодня вправе

Вспомнить день тех отдаленных лет.

Как в стихах твоих крепчали звуки,

Новые роились голоса…

Не ленились молодые руки,

Грозные ты возводил леса.

Все ,чего касался ты, казалось

Не таким, как было до тех пор,

То ,что разрушал ты,- разрушалось,

В каждом слове бился приговор.

Одинок и часто недоволен,

С нетерпением торопил судьбу,

Знал, что скоро выйдешь весел, волен

На свою великую борьбу.

И уже отзывчивы гул прилива

Слышался, когда ты нам читал,

Дождь косил свои глаза гневливо,

С городом ты в буйный спор вступал.

И еще не слышанное имя

Молнией влетело в душный зал,

Чтобы нынче, всей страной хранимо,

Зазвучать, как боевой сигнал.


«Маяковский с полным правом скажет потом: “Я себя смирял, становясь на горло собственной песне”. Но поэзия остается поэзией. Маяковский, прежде всего, лирик. Его стихи - это по-настоящему искренний и теплый разговор с читателем, а многие даже и написаны в форме разговора. Маяковский вообще - поэт без читателя. Читатель Маяковского - всегда слушатель, даже если он сидит не в зале, а у себя дома, с книжкой в руках. Стихи Маяковского могут, нравятся, ими можно восхищаться, их можно любить - но их нельзя пережить, они не про нас. И это, конечно же, не оттого, что Маяковский пишет всегда о себе, а, напротив. Маяковский не умеет чувствовать «мелко». Необыкновенная сила чувства сквозит даже в ритме его стихотворений. Если прислушаться, то вся мелодия стиха напомнит ритм исполинских шагов. Маяковский-гигант, плачущий морями - «слезищями», для которого океан мал, а небо кажется «крохотным». Поэт беспредела, крайностей в одних стихах - вдруг становится нежным « мальчиком», с которым женщина играет, «как девочка с мальчиком», в других - слова «кричат»:

душу вытащу,

растопчу.

Чтоб большая!-

И окровавленную дам, как знамя…»5

IV

Художественный мир ранних стихотворений Маяковского

Вклад Маяковского в развитие ранней поэзии весьма значителен и разносторонен. Его ранее творчество принадлежит к высшим идейно-художественным достижениям русской поэзии начала ХХвека.

Художественная система раннего Маяковского сложилась не сразу и претерпела существенную эволюцию. Однако, начиная с цикла стихотворений «Я» (1913) и юношеской трагедии «Владимир Маяковский» (1913), где эта художественная система обозначалась впервые, и вплоть до последних предреволюционных стихотворений и поэм, она обнаруживает общие устойчивые черты, придающие ей законченный и целостный характер.

Центральным образом художественной системы раннего Маяковского, определяющим ее структурное единство, является образ лирического героя. В нем нашел непосредственное художественное воплощение эстетический идеал поэта. В его основе с самого начала творческой деятельности Маяковского - действенная гуманистическая мечта о свободном человеке и достойной его жизни.

Уже в ранних стихотворения Маяковского, отличающихся известной описательностью вырисовывается образ лирического героя, очерченный, правда, еще очень бегло. Это - чуткий художник, перед которым мир предстал в свежести и богатстве своих звуков, цветов, форм. Чувствам и воображению молодого поэта, острому глазу живописца доступно все « в читальнях улиц». И это как бы одаряет его особой силой:

^ Я сразу смазал карту будняя,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.


Романтическая природа этого приема в творчестве раннего Маяковского обнаруживается, как увидим, в характере самого конфликта и облике лирического героя. Отвергаемой буржуазной действительности со всеми ее и установлениями решительно противостоит романтическая личность – прекрасна, возвышенная титаническая и в тоже время осмеянная «жирными» и совершено не нужная в их мире. Раскрыть духовное богатство героя и не сровненное его моральное превосходство над отвергаемым буржуазным миром – одна из главных задач все дооктябрьского творчеств поэта. Важнейшей формой её воплощения становится лирический монолог героя, который выступает и в качестве структурообразующего признака:

^ До края полное сердце

вылью

в исповеди!

Грядущие люди!

Кто вы?

Вот – я,

весь

боль и ушиб.

Вам я завещаю сад фруктовый

Моей великой души.


Уже в маленьком стихотворении 1913года «Ничего не понимаю» возникает характерное для его стиля переплетение реальности с вымыслом, приводящее к гротеску. Другое стихотворение «Вот так я сделался собакой» начинается с изображения переживаний лирического героя, находящегося в состоянии предельной взволнованности и напряжении:

^ Ну, это совершенно не выносимо!

Весь как есть, искусан злобой.

Злюсь не так, как могли бы вы:

Как собака лицо луны гололобой-

Взял бы

И все обвыл.


Внутреннее состояние героя предано здесь очень выразительно, а сравнение с собакой воспринимается пока как поэтическая метафора. Однако далее все стихотворения строятся на ее реализации, причем фантастика и реалистические детали оказываются в самом строе образов связанными воедино, например: «У меня из-под пиджака развеерился хвостище и вьется сзади, большой, собачий».

Лирика раннего Маяковского ярко окрашена субъективно-романтическим восприятием, связанным с решительным противопоставлением человеческих чувств, страшной действительности. То, что художественная система, созданная ранним Маяковским, продолжила по-новому традиции романтического искусства и, типологически оказалось с ним связанной, проявилось в исключительности характера лирического героя (мотивы избранничества, пророческой роли, трагического одиночества и т.д.), в особой свободе сюжетно-композиционных связей, в усилении субъективно-оценочных элементов авторской речи.

Рассматривая наиболее общие особенности системы Маяковского ранней поры, нельзя не обратить внимания и на широко разработанную поэтику контрастов. Она позволила с большой эстетической достоверностью передать в романтических образах все ту же несовместимость возвышенного строя души поэта.

Таким образом, поэтика контрастов, играющая важную роль в художественной системе раннего Маяковского, оказывается многофункциональной. Прежде всего, и это главное, она выступает в качестве действенного средства выделения и эстетической оценки двух основных образных рядов – лирического героя и тех, кого он представляет, с одной стороны, и капиталистического «адища - города», его «хозяев», с другой.

Собирая материал о художественном мире ранних стихотворений Маяковского, я поняла, что установление наиболее общих и характерных черт, свойственных художественной системе раннего творчества Маяковского, помогает понять причины той настойчивости, с которой он обращался к определенным стилевым средствам. Отталкиваясь именно от этой мысли, я построила своё исследование своеобразия цветовых деталей в ранней лирике поэта.


V


§1


Проанализировав 21 стихотворение из ранней лирики замечательного писателя, Владимира Владимировича Маяковского, я сделала вывод, что цветовая деталь в его лирике играет очень важную роль. Его ранняя лирика многоцветна: жёлтый, красный, серый, белый, голубой, и зеленый - такие цвета использует Маяковский, для того чтобы ярче раскрыть внутреннее богатство и красоту лирического героя, скрытые за внешней грубостью, дерзким вызовом, бросаемым прямо в лицо окружающим.




§2

Рассмотрев эту диаграмму, я сделала выводы, что чаще всего в своей лирике Маяковский использует яркий насыщенный желтый цвет(44 раза! в 21 стихотворении), который олицетворяет свет, радость, тепло.

Действительно, это был его любимый цвет. Даже в одежде он отдавал преимущество именно этому цвету. Всем известна его знаменитая и вызывающая бунт желтая кофта, которая стала своеобразной эмблемой эпатажного творчества. Некоторые пользуются этим образом, чтобы внушить читателю или слушателю представление о чем–то антиэстетическом, скандальном. А ведь дело обстояло проще, хотя, разумеется, привкус эпатажей в ней был.

По словам Л.В.Маяковской 6: « Жёлтый цвет с детства был любимым в и их семье и символизировал любимую с детства солнечную Грузию. Он и в одежде сестер Маяковский играл роль украшения. Володе однажды понравилось на старшей сестре сочетание из черного платья с белым крахмальным воротничком и желтой шали. Он даже сделал с нее акварельный рисунок.

У младшей сестры он взял желтую ленту и попросил соорудить ему галстук в виде кашне из черных и желтых клеток, чтобы как-то украсить свои потертые, выцветшие черные блузы.

А в один «злополучный день», вернувшись, домой, Людмила Владимировна увидела такую картину: мама применяла Володе кофту из широких полос бумазеи желтого и черного цвета. Александра Алексеевна рассказала, как возникла эта кофта:

- Утром принес Володя бумазею. Я очень удивилась ее цвету, спросила, для чего она, и он отказался, было шить. Но Володя настаивал: «Мама, я все равно сошью блузу. Она мне нужна для сегодняшнего выступления. Если вы не сошьете, то я отдам портному. Но у меня нет денег, и я должен искать деньги на портного. Я ведь не могу пойти в своей черной блузе! Меня швейцары не пропустят. Мне обязательно нужно выступить сегодня.

^ Мама, конечно, не устояла перед столь вескими аргументами».

Так появилась на свет желтая кофта.

Потом появилась полосатая – из желтых и черных полос. Нужда и изобразительность привели к их появлению. Об этом говорит и собственное признание Маяковского:

«Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы – гнуснейшего вида. Испытанный способ – украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке – галстук. Очевидно – увеличишь галстук, увеличиться и фурор. А так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук ».7


§3


- А почему вы одеты в желтую кофту!?

- Чтобы не походить на вас.

В.Каменский. Юность Маяковского.


Убедиться в значимости яркого и энергичного аксессуара можно, прочитав стихотворение «Кофта Фата»8, которое произвело огромное впечатление на современников.

^ Кофта Фата.

Я сошью себе черные штаны

Из бархата голоса моего.

Желтую кофту из трех аршин заката.

По Невскому мира, по лощеным полосам его,

Профланирую шагом Дон-Жуана и фата.


^ Пусть земля кричит, в покое обабившись:

«Ты зеленые весны идешь насиловать!»

Я брошу солнцу, нагло осклабившись:

«На глади асфальта мне хорошо грассировать!»


^ Не потому ли, что небо голубо,

а земля мне любовница в этой праздничной чистке,

я дарю вам стихи, веселые как би-ба-бо,

и острые и нужные, как зубочистки!


Женщины, любящие моё мясо и эта

Девушка , смотрящая на меня , как на брата,

Закидайте улыбками меня, поэта, -

Я цветами нашью их мне на кофту фата!


В стихотворении говорится о полном единении лирического героя с окружающим его миром. Но не с тем миром, который дала человеку природа, а с тем, который он сам создаст, сам говорит: «На глади асфальта мне хорошо глассировать». Чтобы удобнее чувствовать себя в таком мире, он «одевает» себя в черные штаны и желтую кофту. Черно- жёлтый цвет в сознании юного Маяковского – символы власти, силы, достоинства. Они в силу своей яркости, необычности усиливают впечатление о величии героя. На нем кофта «их трех аршин заката». Из этой оригинальной сложной метафоры возникает яркая цветовая ассоциация: представление горящего ярко-желтого с красным цвета. Здесь всё: и оригинальность, и высота, и сила, и единение с миром. Причём, единение до такой степени, что в его власти даже сшить кофту из самого заката!

Ещё три ярких цветовых детали есть в этом стихотворении: желтый, черный, и зеленый.

«Ты зеленые весны идешь насиловать!»

Я брошу солнцу, нагло осклабившись:

«На глади асфальта мне хорошо грассировать!»

Контрастное, на первый взгляд, сочетание этих цветов вполне логично для передачи мироощущения лирического героя. Лирический герой дерзок и уверен в своей правоте, и он пытается убедить в этом читателя. Тусклые краски для него неприемлемы. Чувствуется уверенность его в том, что скоро все изменится, ведь его властелином стал такой именно человек, как лирический герой этого стихотворения.

Итак, можно сделать вывод, что цветовая деталь логично вписывается в общую канву стихотворения, полностью соответствует его идее.


§4


Не менее красочным и выразительным с точки зрения заявленной темы мне показалось стихотворение «Послушайте!». В нежном, романтическом стихотворении, почти несвойственном раннему Маяковскому, с помощью детали, обозначающей жёлтый цвет, выражены очень важные философские мысли. Образ звезды- жёлтый образ- главный в стихотворении..

Послушайте.9

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают _

Значит - это Кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто–то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

В метелях полуденной пыли,

Врывается к богу, боится. Что опоздал,

Плачет,

Целует ему жилистую руку, просит-

Чтоб обязательно была звезда!-

Клянется-

Не перенесет эту беззвездную муку!

А после

Ходит тревожный,

Но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

Зажигают-

Значит - это

Кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралось хоть одна звезда?!


На мой взгляд, стихотворение “Послушайте!” - истинный шедевр русской и мировой поэзии. Стихотворение - крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто произносит, а, я бы сказала, выдыхает это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на “равнодушную природу”, это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем.

Поэтические приемы, используемые В.Маяковским в этом стихотворении, на мой взгляд, очень выразительны. Фантастика “врывается к богу” естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд глаголов: “врывается”, “плачет”, “просит”, “клянется” - передает не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью и разделить их невозможно.

Мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах - антонимах выражены очень важные вещи. Эта антитеза прослеживается и на уровне цветовой детали. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной (блестящий, сверкающий жёлтый цвет). И о беззвёздности ( отсутствие не только жёлтого цвета, но и какого – то цвета вообще) Для одного звезды “плевочки”, а для другого - «жемчужины». Лирический герой стихотворения “Послушайте!” и есть тот “кто-то”, для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико, что ему просто не перенести “эту беззвездную муку”. Таким образом, жёлтый цвет - цвет, в который окрашена мечта лирического героя. Жёлтый мир- это мир, к которому он стремится, который он проповедует. И именно жёлтый цвет - опять-таки - подчёркивает непохожесть лирического героя этого стихотворения на других людей, довольствующихся лишь « плевочками».

Стихотворение “Послушайте!” - развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды - “жемчужины”, а не звезды - “плевочки”. Маяковского волнуют вечные философские вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле. Понять идею стихотворения нам в полной мере помогает цветовая деталь.


§5


Пронаблюдать своеобразие цветовой детали в ранней лирике Маяковского, можно исследовав и стихотворение «Ночь». Очень красочное и эмоциональное, на мой взгляд, стихотворение.

НОЧЬ10


Багровый и белый отброшен и скомкан,

в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие желтые карты.


Бульварам и площади было не странно

увидеть на зданиях синие тоги.

И раньше бегущим, как желтые раны,

огни обручали браслетами ноги.


Толпа - пестрошерстая быстрая кошка -

плыла, изгибаясь, дверями влекома;

каждый хотел протащить хоть немножко

громаду из смеха, отлитого кома.


Я, чувствуя платья зовущие лапы,

в глаза им улыбку протиснул, пугая

ударами в жесть, хохотали арапы,

над лбом расцветивши крыло попугая.


Читая это стихотворение, мы представляем картину ночного города: яркий, красочный, праздничный, сверкающий от рекламных огней. Поэт описывает ночной город, словно художник, выбирая интересные метафоры, необычные сравнения, многообразные цвета: багровый, белый, зеленый, черный, желтый. Даже не сразу можно понять, что перед нами изображение дома с зажженными окнами, уличных фонарей, освещающих дорогу, ночной неоновой рекламы. Преображена, деформирована обычная улица Петербурга, ночная улица. В окнах, т.е. «черных ладонях», вдруг зажигается свет, заполняющий квадраты («горящие желтые карты»). Победа желтого цвета над багровым и белым тоже многозначительна.

С помощью цветовой детали поэт показывает необычность мира, в котором живёт. Обращает на себя внимание и необычная олицетворённость этого мира.


§6

Одним из классических образцов ранней сатиры Владимира Маяковского является стихотворение «Нате!»11

«Нате!»

^ Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

А я вам открыл столько стихов шкатулок,

Я – бесценных слов мот и транжир.


Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

Вот вы, женщина, на вас белило густо,

Вы смотрите устрицей из раковин вещей.


^ Все вы на бабочку поэтиного сердца

Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош

Толпа озвереет, будет тереться,

Ощетинит ножки стоглавая вошь.


А если сегодня мне, грубому гунну,

Кривляться перед вами не захочется – и вот

^ Я захохочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам

Я – бесценных слов транжир и мот.


Название стихотворения уже режет слух, в нем выражено негодование творца, которого избалованная публика принимает за раба, готового выполнить любое ее желание. Нет, герой стихотворения - поэт – будет служить искусству, а не этой толпе, которая впустую прожигает жизнь. Эта антитеза - главная в стихотворении, она выражена отчётливо и на уровне цветовой детали.

Монолог творца очень эмоционален, каждое слово в нем бичует публику, состоящую из пошлых обывателей:

^ Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.


Первая строфа произведения представляет нам окружение лирического героя, в общем. Людей поэт изображает в виде одного сплошного жира, к тому же «обрюзгшего» (эпитет). «Обрюзгший жир» лично меня ассоциируется с грязным человеком. Нечто серое, лоснящееся мне представляется. Ни цвета, ни содержания.

^ Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.


Ещё один цветовой образ- женщины, намазавшейся густо белилами. Что там, под этим слоем белой краски? Поэт уверен, что ничего хорошего. Он противопоставляет себя всему такому обществу, потому что суть творца – отнюдь не скопидомство, не размазанность, не двуличие, а душевная щедрость, открытость, яркость. Герой называет свои слова «бесценными». Просто искусство, поэзия – самое дорогое, что есть у него. Стихи являются «самоцветами» сердца поэта, и хранятся они, видимо, поэтому в «шкатулках». Герой не прячет эти «драгоценности», он готов открыть тайники своей души всем и каждому. Но беда в том, что его поэзия не нужна обществу, которое увешано капустой и намазано белилами.

Поэт оскорбляет этих людей не просто так. Он хочет быть услышанным, пытается всколыхнуть обывательское «болото», пробудить души этих людей, заплывшие жиром.

Больше всего во второй строфе мне нравится метафора «раковина вещей». На мой взгляд, она очень точно отражает полное погружение человека в быт, убивающий личность, превращающий людей в каких-то «моллюсков», лишенных внутренней формы и безропотно принимающих любое обличье, даже самое жуткое. Окинув своим пророческим взглядом это гнусное общество, поэт понимает одно: впереди его ждет множество страданий:

^ Все вы на бабочку поэтиного сердца

Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без

калош,

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.


Вот теперь мы представляем себе точно, каким должен быть поэт и какой герой- поэт этого стихотворения. Яркий цветовой образ помогает нам в этом определении. «Бабочка поэтиного сердца», такой ранимая, нуждающаяся в бережном отношении, противопоставленная серой мерзкой «стоглавой вши», олицетворяющей толпу обывателей. Бабочка сама по себе яркое насекомое, окрашенное множеством насыщенных цветов. Она в этом мире не приносит никакого вреда, напротив, дарит людям возможность восхищаться её красотой, грацией. Но…..не люди, а «паразиты» окружают творца и отравляют его существование. Творец должен быть сильным, уметь себя защитить, не дать в обиду. Я думаю, отсюда эта показная грубость и циничность лирического героя:

^ А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется - и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот.


Эпатажная выходка лирического героя вызвана опять-таки стремлением обратить на себя внимание и быть услышанным, во что бы то ни стало.


VI

Заключение.


Итак, можно сделать вывод, что цветовая деталь очень важна в ранней лирике Маяковского. Она логично вписывается в художественную структуру стихотворений, помогая отобразить ярко, оригинально идею стихотворения. Очень часто цветовая деталь помогает поэту выразить антитезу: герой- толпа. Нельзя не отметить, что с помощью цветовой детали поэт показывает необычность мира, в котором живёт. Этот мир велик, красив, лирический герой- часть этого мира, поэтому сам обладает такими же свойствами.

Изучение лирики Маяковского стало для меня важным этапом. Ранее непонятная, шокирующая, она стала для меня во многом близкой и приемлемой. Я поняла, насколько талантливым был поэт Маяковский, сумевший каждое слово заставить «работать» на идею стихотворения.





Список литературы.

1.Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Русская литература XX века в вопросах и заданиях.- М., Владос, 2001

2.Маяковский и современность. - М., Современник, 1984.

3.Маяковский и современность. - М., Наука, 1985

4.Эпос и лирика современной России. М.Цветаева. - М, Олимп 1997

5.Платонов А.. Размышления о Маяковском. Эпос и лирика современной России. - М, Олимп 1997 .

6.Сербин П. К. . Изучение творчества Владимира Маяковского. - М., Молодая гвардия, 1978.

7.Перцов В.. Маяковский. Жизнь и творчество. - М., 1976.

8.Янгфельд Б. Любовь - это сердце всего.- М., Олимп 1997 .

9.Михайлов Ал. Маяковский ЖЗЛ. - М., Молодая гвардия, 1988.

10.Карабчиевский Ю.. Воскресение Маяковского.- М. Советский писатель, 1990.

11.Пицкель Ф. Маяковский: художественное постижение мира. Эпос; Лирика; Творческое своеобразие; Эволюция метода и стиля. – М., Наука, 1979

12.Перцов В. Маяковский: Жизнь и творчество. – М., Художественная литература 1976


^ РЕЧЬ

Введение


Серебряный век - эпоха возрождения духовности и культуры, творческой свободы, рождения ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Эта мысль написана во всех учебниках литературы, и все–таки при детальном изучении этого периода сразу становится ясно, что о серебряном веке сказано далеко не всё.

Например, творчество Владимира Маяковского в школе почти не изучается, хотя он считался одним из самых знаменитых поэтов своего времени в России. Сегодня поэзию Маяковского знают миллионы людей. Его произведения переведены на 34 языка мира, его книги изданы в 32 странах мира. О Маяковском написаны тысячи книг и статей. Но всё-таки говорить о достаточно глубокой изученности слова Маяковского говорить пока не приходится.

Когда я познакомилась с биографией Маяковского, она мне показалась очень интересной. Прочитав несколько его стихотворений, я поняла, что часто за внешней бравадой скрывается подлинная глубокая философия. Соглашусь в этом смысле с оценкой Вадима Шершневича 12 ранней лирики Маяковского: « Маяковский выгодно отличается серьёзностью своих намерений… Он пишет так, как никто не пишет…В стихах Маяковского есть что-то новое, обещающее».

Именно поэтому я выбрала его творчество для исследования в рамках проекта «Цветовая деталь в русской литературе»

Цель работы: исследовать своеобразие цветовой детали в ранней лирике Маяковского.

^ Основные задачи:

  • Собрать и систематизировать литературно – критический материал о творчестве Владимира Маяковского.

  • Провести текстуальный анализ его стихотворений с точки зрения заявленной темы.

  • Обобщить полученные данные, оформить их в мультимедийной презентации.

Я нашла большое количество разных статей о творчестве Маяковского. Особое внимание хочу обратить на мнение литературоведа К.Д. Муратова: «Ранее творчество свидетельствовало о сильном увлечении Маяковского формальным экспериментаторством, будучи не только поэтом, но и художником – авангардистом, он стремился к воссозданию необычных зрительных образов, к усложненности и деформации их». Литературовед А.А. Михайлов пишет о стихотворении «несколько слов обо мне самом»: «В нем – грубейший эпатаж… Явный, нарочитый вызов, «Желтая кофта» в стихах, чтобы обратили внимание: кто же не откликнется на столь чудовищный, столь бесчеловечный по смыслу стих. А его выкрикнули от отчаяния, от жуткого одиночества, которое скрывалось за внешней бравадой, дерзостью, эпатирующими публику выходками. Но его не скрыть в стихах…»

Именно на этих высказываниях я построила свою исследовательскую работу по раннему творчеству Владимира Владимировича Маяковского

Вклад Маяковского в развитие ранней поэзии весьма значителен и разносторонен. Его ранее творчество принадлежит к высшим идейно-художественным достижениям русской поэзии начала ХХвека

Центральным образом художественной системы раннего Маяковского, определяющим ее структурное единство, является образ лирического героя.

В его основе с самого начала творческой деятельности Маяковского - действенная гуманистическая мечта о свободном человеке и достойной его жизни.


Проанализировав 21 стихотворение из ранней лирики замечательного писателя, Владимира Владимировича Маяковского, я сделала вывод, что цветовая деталь в его лирике играет очень важную роль. Его ранняя лирика многоцветна: жёлтый, красный, серый, белый, голубой, и зеленый - такие цвета использует Маяковский, для того чтобы ярче раскрыть внутреннее богатство и красоту лирического героя, скрытые за внешней грубостью, дерзким вызовом, бросаемым прямо в лицо окружающим.


Рассмотрев эту диаграмму, я сделала выводы, что чаще всего в своей лирике Маяковский использует яркий насыщенный желтый цвет(44 раза! в 21 стихотворении), который олицетворяет свет, радость, тепло.

Действительно, это был его любимый цвет. Даже в одежде он отдавал преимущество именно этому цвету. Всем известна его знаменитая и вызывающая бунт желтая кофта, которая стала своеобразной эмблемой эпатажного творчества.

Убедиться в значимости яркого и энергичного аксессуара можно, прочитав стихотворение «Кофта Фата»13, которое произвело огромное впечатление на современников.

^ Кофта Фата.

Я сошью себе черные штаны

Из бархата голоса моего.

Желтую кофту из трех аршин заката.

По Невскому мира, по лощеным полосам его,

Профланирую шагом Дон-Жуана и фата.


^ Пусть земля кричит, в покое обабившись:

«Ты зеленые весны идешь насиловать!»

Я брошу солнцу, нагло осклабившись:

«На глади асфальта мне хорошо грассировать!»


^ Не потому ли, что небо голубо,

а земля мне любовница в этой праздничной чистке,

я дарю вам стихи, веселые как би-ба-бо,

и острые и нужные, как зубочистки!


Женщины, любящие моё мясо и эта

Девушка , смотрящая на меня , как на брата,

Закидайте улыбками меня, поэта, -

Я цветами нашью их мне на кофту фата!


В стихотворении говорится о полном единении лирического героя с окружающим его миром. Но не с тем миром, который дала человеку природа, а с тем, который он сам создаст, сам говорит: «На глади асфальта мне хорошо глассировать». Чтобы удобнее чувствовать себя в таком мире, он «одевает» себя в черные штаны и желтую кофту. Черно- жёлтый цвет в сознании юного Маяковского – символы власти, силы, достоинства. Они в силу своей яркости, необычности усиливают впечатление о величии героя. На нем кофта «их трех аршин заката». Из этой оригинальной сложной метафоры возникает яркая цветовая ассоциация: представление горящего ярко-желтого с красным цвета. Здесь всё: и оригинальность, и высота, и сила, и единение с миром. Причём, единение до такой степени, что в его власти даже сшить кофту из самого заката!


Итак, можно сделать вывод, что цветовая деталь логично вписывается в общую канву стихотворения, полностью соответствует его идее.


§4


Не менее красочным и выразительным с точки зрения заявленной темы мне показалось стихотворение «Послушайте!». В нежном, романтическом стихотворении, почти несвойственном раннему Маяковскому, с помощью детали, обозначающей жёлтый цвет, выражены очень важные философские мысли. Образ звезды- жёлтый образ- главный в стихотворении..

Послушайте.14

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают _

Значит - это Кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто–то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

В метелях полуденной пыли,

Врывается к богу, боится. Что опоздал,

Плачет,

Целует ему жилистую руку, просит-

Чтоб обязательно была звезда!-

Клянется-

Не перенесет эту беззвездную муку!

А после

Ходит тревожный,

Но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

Зажигают-

Значит - это

Кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралось хоть одна звезда?!

На мой взгляд, стихотворение “Послушайте!” - истинный шедевр русской и мировой поэзии. Мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах - антонимах выражены очень важные вещи. Эта антитеза прослеживается и на уровне цветовой детали. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной (блестящий, сверкающий жёлтый цвет). И о беззвёздности ( отсутствие не только жёлтого цвета, но и какого – то цвета вообще) Для одного звезды “плевочки”, а для другого - «жемчужины». Лирический герой стихотворения “Послушайте!” и есть тот “кто-то”, для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико, что ему просто не перенести “эту беззвездную муку”. Таким образом, жёлтый цвет - цвет, в который окрашена мечта лирического героя. Жёлтый мир- это мир, к которому он стремится, который он проповедует. И именно жёлтый цвет - опять-таки - подчёркивает непохожесть лирического героя этого стихотворения на других людей, довольствующихся лишь « плевочками. Понять идею стихотворения нам в полной мере помогает цветовая деталь.


так, можно сделать вывод, что цветовая деталь очень важна в ранней лирике Маяковского. Она логично вписывается в художественную структуру стихотворений, помогая отобразить ярко, оригинально идею стихотворения. Очень часто цветовая деталь помогает поэту выразить антитезу: герой- толпа. Нельзя не отметить, что с помощью цветовой детали поэт показывает необычность мира, в котором живёт. Этот мир велик, красив, лирический герой- часть этого мира, поэтому сам обладает такими же свойствами.

Изучение лирики Маяковского стало для меня важным этапом. Ранее непонятная, шокирующая, она стала для меня во многом близкой и приемлемой. Я поняла, насколько талантливым был поэт Маяковский, сумевший каждое слово заставить «работать» на идею стихотворения.

1 Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Русская литература XX века в вопросах и заданиях.- М., Владос, 2001

2 А.Платонов. Размышления о Маяковском. Эпос и лирика современной России. М, Олимп 1997

3 Эпос и лирика современной России. М.Цветаева. М, Олимп 1997

4 Смеляков Я. Мой Маяковский – М., Олимп 1997 г

5 Критика и комментарии.- М.,АСТ Олимп 1997

6 Любовь Владимировна Маяковская - сестра В.В Маяковского

7 Маяковский и современность. - М., Современник, 1984.

8 1914 год.

9 1914 год.

10 1912 год


11 1913 год.

12 Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Русская литература XX века в вопросах и заданиях.- М., Владос, 2001

13 1914 год.

14 1914 год.







Скачать 312,06 Kb.
Дата конвертации13.03.2013
Размер312,06 Kb.
ТипДокументы
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы