Методические рекомендации к лекционному курсу Методические указания по семинарским занятиям icon

Методические рекомендации к лекционному курсу Методические указания по семинарским занятиям



Смотрите также:


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дисциплина специальности 050703- Дошкольная педагогика и психология


Методические рекомендации студентам



Разработал:

доцент кафедры ППО

Евдокимова М.В.


Обсужден на заседании кафедры ППО

«___» __________ 200 г.,

протокол №



СОДЕРЖАНИЕ



  1. Методические рекомендации к лекционному курсу………………2

  2. Методические указания по семинарским занятиям………………7

  3. Методические указания по практическим занятиям……………..9

  4. Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов……………………………………………………...41




  1. ^ Методические рекомендации к лекционному курсу





Особенностью курса лекций по «Теории и методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста» является обязательное использование на каждом лекционном занятии большого количества практических упражнений. Это могут быть примеры, иллюстрирующих содержание теоретического материала (например, слушание и анализ музыки, исполнение вокальных, музыкально-ритмических музыкальных произведений из программного репертуара дошкольного образовательного учреждения, анализ методов диагностики и развития музыкальных способностей и т.п.). Кроме того, в течение всего срока обучения предполагается постоянное включение специальных заданий, направленных на развития музыкальных способностей студентов, на формирование и развитие навыков слухового анализа музыкальных произведений, навыков пения соло и в вокально-хоровом коллективе, исполнения элементарных музыкальных попевок и мелодий детских песен по нотам. Все это требует регулярного посещения не только практических, но и лекционных занятий по данной дисциплине. Самостоятельная проработка пропущенного теоретического материала возможна по основным учебным пособиям (Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младше­го возраста. Учебное пособие. - М.: Владос, 2000; Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Академия, 2000; Радынова О.П. и др. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. - М.: Академия, 1999 ). Однако, для студентов, не имеющих музыкального образования, при этом потребуются индивидуальные консультации преподавателя или студентов, окончивших музыкальную школу.


^ Краткое содержание теоретических занятий (32 часа)



Теоретические основы музыкального воспитания и развития

(6 часов)

Эстетика. Культурология. Музыка как вид искусства, ее влияние на гармоническое развитие чело­века. Основные положения педагогики искусства, ее теоретические основы. Искусство как средство воспитания. Классификация искусств по способу восприятия. Содержание и форма в искусстве. Личное, национальное и межнациональное в искусстве. Музыкальная психология. Психологические особенности восприятия искусства. Особенности восприятия синтетических искусств. Элементарная теория музыки. Музыкальная грамота. Музыкальная речь. Музыкальная интонация как средство художественного общения.

Музыкальная культура, музыкальное воспитание, музыкальное развитие. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития. Музыкально-эстетическое воспитание в современных социокультурных условиях. Роль искусства в формировании мировоззрения личности.
Характери­стика системы музыкального воспитания, средства музыкального воспитания. Преемственность музыкального воспитания (ДОУ – школа – ДОД – колледж – ВУЗ). Методы музыкальной педагогики. Способы и методы воспитания музыкальной культуры личности дошкольника, студента.

Концепции, программы, ведущие тенденции музыкального воспитания и образования. Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания. Задачи музыкального воспитания детей. Возрастные особенности музы­кального развития детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной педагогике.

Музыкальная культура личности и проблемы ее формирования.
Структура музыкальности и возрастные уровни ее развития. Музыкальные способности – классификация, характеристика, диагностика, прогнозирование и отслеживание развития. Диагностика специальных способностей и исследование музыкальных интересов студентов как необходимый этап в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Принципы репертуарной политики, подбор программного материала.

^ Основы преподавания курса «Методика музыкального развития детей дошко­льного возраста» в педколледже (4 часа)

Ознакомление с программой курса. Место курса в профессиональной подготовке преподавателя педагогического колледжа. Обсуждение требований к отчетным материалам, разным видам контроля.

Современные дидактические требования к занятию со взрослыми. Принципы отбора содержания курса «Методика музыкального развития детей дошко­льного возраста» в педколледже. Методы и формы организации занятий со студентами. Проблемное обучение на музыкальных занятиях. Особенности планирования занятий по методике преподавания музыкального воспитания. Моделирование учебно-педагогического процесса в колледже. Проектирование занятия.

Формирование музыкальной грамотности студента колледжа.
Методы и формы организации мониторинга качества знаний студентов. Особенности отслеживания результативности творческой деятельности студентов, «количественная» и «качественная» оценка. Внеаудиторная музыкальная деятельность студентов.

Самооценка результативности педагогической деятельности. Знания, умения, качества личности, необходимые для выполнения педагогических функций в процессе преподавания курса «Методика музыкального развития детей дошко­льного возраста» в педколледже.

^ Руководство работой по музыкальному воспитанию и развитию ребенка (2 часа)

Функции и обязанности воспитателя, музыкального руководителя, стар­шего воспитателя, заведующего дошкольным образовательным учреждением в реализации задач музыкального воспитания.

^ Виды детской музыкальной деятельности (12 часов)

Слушание-восприятие музыки. Значение и задачи слушания-восприятия музыки. Формы слушания музыки. Серьезная музыка, ее роль в воспитании художественного вкуса. Музыкальное воспитание на традициях национальных культур. Содержание и приемы работы по слушанию музыки в разных возрастных группах дошкольного учреждения. Детское музыкальное исполнительство. Общая характеристика приемов воспита­тельной работы.

Пение. Роль и задачи пения. Строение голосового аппарата, механизм голосообразования. Особенности детского певческого голоса. Охрана детского певческого голоса и соблюдение гигиенических норм в процессе творческой деятельности и обучения. Основные певческие навыки. Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению. Песенный репертуар и требования к его подбору. Под­готовка педагога к обучению детей пению. Обучение пению в разных по воз­расту группах.

^ Музыкально-ритмические движения. Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания. Виды музыкально-ритмической деятельности. Об­щие приемы обучения музыкально-ритмическим движениям. Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах. Подготовка пе­дагога к обучению детей музыкально-ритмическим движениям.

^ Игра на музыкальных инструментах. Классификация музыкальных инструментов. Инструментальное музицирование, его роль в развитии музыкальных способностей. Организация занятий по обучению игре на инструментах. Методика обучения детей игре на музыкальных инстру­ментах.

^ Музыкально-образовательная деятельность. Музыкально-дидактические игры. Значение музыкально-дидактических игр. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения.

Творчество в различных видах музыкальной деятельности детей. Психология творчества. Работа с одаренными детьми. Особенности оценки результативности творческой деятельности обучающихся.

^ Формы детской музыкальней деятельности (8 часов)

Музыкальные занятия в дошкольном образовательном учреждении. Значение, задачи музыкальных занятий и требова­ния, предъявляемые к их проведению. Типы и виды музыкальных занятий. Организа­ция и построение музыкальных занятий. Организация и проведение музыкаль­ных занятий с детьми разного возраста. Роль воспитателя в процессе проведе­ния музыкальных занятий.

Вечера развлечений. Значение развлечений, их виды и формы. Роль му­зыки на вечерах развлечений. Организация и проведение вечеров развлечений.

Музыка на праздниках. Содержание и организация празд­ников. Подготовка и проведение праздников.

Роль музыки в повседневной жизни детского сада и семьи. Самостоятельная музыкальная деятельность. Общая характеристика самостоятельной музыкальной деятельности, ее условия и содержание. Руковод­ство педагогом самостоятельной музыкальной деятельностью детей.



  1. ^ Методические указания по семинарским занятиям (6 часов)


Цель: расширить кругозор студентов, воспитать навыки творческого мышления, умения отстаивать свои убеждения.

При подготовке к семинарским занятиям студенту необходимо: выбрать наиболее значимый для него вопрос по предложенной теме; самостоятельно организовать поиск и изучение материалов с привлечением ресурсов Internet по данной проблеме; письменно представить тезисы по анализу теоретических аспектов исследуемого вопроса; сформулировать практические рекомендации по использованию полученной информации; оформить список литературы и ссылок на электронные источники.

1. Теоретические основы музыкального воспитания и развития (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  • Сущность музыкального искусства и его роль в жизни детей.

  • Система музыкально-эстетического воспитания в нашей стране. Проблемы музыкального воспитания дошкольников.

  • Роль теории и методики музыкального воспитания в системе учебных пред­метов педагогического колледжа.

  • Методы научного исследования в музыкальной педагогике.

  • Цели и задачи музыкального образования.

  • Содержание, формы и средства музыкального воспитания и развития.

  • Общие и специфические методы преподавания курса «Методика музыкального развития детей дошко­льного возраста» в педколледже.

^ 2. Структура музыкальности и уровни ее развития у детей и взрослых (2 ча­са)

Вопросы для обсуждения:

  • Структура музыкальности ребенка.

  • Основные музыкальные способности и способы их развития.

  • Формирование музыкальных и музыкально-сенсорных способностей ребен­ка. Их связи и соотношения.

  • Требования, предъявляемые к уровню музыкальности детей на разных воз­растных этапах.

  • Методы диагностики и показатели музыкального развития ребенка.

  • Особенности развития музыкальной культуры и музыкальных способностей студентов.

^ 3. Руководство работой по музыкальному воспитанию и развитию ре­бенка (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  • Роль заведующей и старшего воспитателя в организации процесса музы­кального воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

  • Роль воспитателя в осуществлении процесса музыкального воспитания детей.




  • Назначение перспективного и календарного планов в деле музыкального воспитания и развития ребенка.

  • Оборудование и пособия, необходимые для оснащения музыкальной зоны в ДОУ.

  • Значение музыки в повседневной жизни детей. Использование музыки в игровой деятельности детей и режимных моментов ДОУ.

  • Самостоятельная музыкальная деятельность детей 4-7 лет. Роль и место самостоятельной музыкальной деятельности детей на музы­кальных занятиях и в быту дошкольного учреждения.

  • Роль музыки на праздниках. Подготовка к празднику детей, педагогов и сотрудников ДОУ. Структура праздников, посвященных государственным и значимым для жизни детского коллектива бытовым или народным традициям.

  • Руководство работой по музыкальному воспитанию и развитию ребенка в методических кабинетах города, района.


^ 3. Методические указания по практическим занятиям (26 часов)


  1. Развитие музыкального восприятия дошкольников (4 часа)

Задания для работы.

  • Привести примеры музыкальных произведений разных эпох и на основе анализа средств музыкальной выразительности обосновать стилевые различия произведений.

  • Составить коллекцию музыкальных произведений (шедевров классиче­ской и народной музыки) по одной из предложенных тем музыкального вос­питания дошкольников:

  • музыка выражает настроения и чувства человека;

  • песня, танец, марш;

  • музыка рассказывает о животных и птицах;

  • природа и музыка;

  • сказка в музыке;

  • музыкальные инструменты.

  • Подобрать, прокомментировать: контрастные произведения одного жанра; контрастные по характеру произведения, имеющие сходные названия; одно произведение с различной интерпретацией художествен­но-образного содержания в нескольких вариантах исполнения, доступных восприятию детей разного возраста.

  • Найти выразительные интонации в произведениях дошкольного репер­туара.

  • Сочинить выразительные интонации, передающие настроения, звуко­подражание.

  • Разработать конспекты музыкальных занятий (раздел «Слушание музы­ки») для группы детского сада, студентов колледжа. Показать усложнение задач развития музыкального восприятия при последующих прослушиваниях музыкальных произведений. Указать методы и приемы, направленные на решение поставленных задач.

Литература:

Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразова­тельной школе. — М., 1983.

Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967.

Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музы­ки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. — М., 1980. — С. 229-244.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспи­тания в детском саду. — М., 1983.

Готсдинер А.Л. Генезис музыкального восприятия // Музыкальная психоло­гия. - М., 1993. - С. 84-103.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. — М., 1977.

Кабалевский Д.Б. Про «трех китов» и про многое другое. — М., 1972.

Методика музыкального воспитания в детском саду /Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1989.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.

Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990.

Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. — М., 1980.

Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. — М., 1985.

Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1975.

Школяр Л.В. Ребенок в музыке и музыка в ребенке // Дошк. воспитание. — 1992.- № 10.- С. 39-42.

При изучении литературы студентам следует опираться на то, что восприя­тие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности детей. Важно понять, что развитие музыкального восприятия в дошкольном возрасте осу­ществляется посредством всех видов музыкальной деятельности и во многом зависит от содержания музыкального образования. Основным компонентом музыкального образования является репертуар, изучаемый деть­ми, поэтому освоение данной темы целесообразно начать с характеристики принципов отбора музыкальных произведений, используемых в работе с до­школьниками. Следует раскрыть требования к реализации принципов художе­ственности и доступности музыкального репертуара.

Опираясь на знание специфики музыкального искусства и способов позна­ния музыки детьми, следует раскрыть содержание понятий интонационный сло­варь эпохи, интонационный музыкальный опыт ребенка, охарактеризовать осо­бенности музыки разных эпох, обосновать ее стилевые различия.

Будущим специалистам необходимо усвоить, что репертуар, который ис­пользуется в процессе музыкального воспитания, оказывает влияние на отно­шение детей к музыке. Вопрос о доступности музыкальных произведений следует рассмотреть в двух аспектах: доступность художественно-образного содержания музыки и доступность воспроизведения музыкальных произведений дошкольниками.

На основе анализа литературы необходимо обосновать положения о том, что доступность художественно-образного содержания музыки должна соотно­ситься с эмоциональным опытом ребенка и способностью сопереживать чув­ствам, выраженным в музыке. Важно обсудить вопрос о соотношении про­граммных и непрограммных произведений, включенных в репертуар, о рас­ширении круга доступных музыкальных интонаций, о педагогических условиях формирования интереса к классической музыке.

Другой аспект доступности репертуара — исполнение произведений деть­ми — следует рассматривать применительно ко всем видам музыкального ис­полнительства и с учетом возрастных возможностей дошкольников. В пении это небольшой диапазон детских голосов, затрудненность воспроизведения детьми сложного ритмического рисунка, скромные фонетические и лексические воз­можности развития речи (особенно в младшем дошкольном возрасте). В связи с этим студентам необходимо сформулировать требования к отбору песенного ре­пертуара для детей. Аналогично следует рассмотреть вопрос о доступности ис­полнительского репертуара в игре на детских музыкальных инструментах.

В музыкально-ритмических движениях требования доступности музыкаль­ного репертуара тесно соотносятся с доступностью художественно-образного содержания музыки, используемой в танцах, хороводах, музыкально-ритми­ческих упражнениях, сюжетно-образных движениях и др. Основное внимание при отборе репертуара должно уделяться яркости, динамичности музыкаль­ных образов, способных побудить ребенка к двигательной активности. Реко­мендуется отобрать произведения мировой музыкальной классики, которые возможно использовать в танцах, играх, упражнениях и двигательных импро­визациях в дошкольном возрасте.

Вопрос об отборе репертуара следует связать с принципами его примене­ния в педагогическом процессе музыкального воспитания детей. На основе анализа программ Д.Б.Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, О.П.Радыновой, построенных по содержательно-тематическому принципу, следует показать эффек­тивность тематического подбора репертуара в решении основных задач музы­кального воспитания дошкольников.

Подготовка к обсуждению методики развития музыкального восприятия потребует знания общей характеристики восприятия как психического про­цесса. Необходимо дать определение восприятия, раскрыть его физиологиче­ские основы и ведущие свойства, показать связь восприятия с движением и отличие восприятия от ощущений.

Изучив рекомендуемую литературу, студенты должны обратить внимание на такие качества музыкального восприятия, как эмоциональность, актив­ность, осознанность, а также его познавательный, оценочный и ассоциативный характер. Следует выделить этапы развития музыкального восприятия в до­школьном возрасте.

В соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей млад­шего, среднего и старшего дошкольного возраста, необходимо показать воз­можности развития у них музыкального восприятия. На основе полученных знаний следует выделить задачи развития музыкального восприятия и соотнести их с основными задачами му­зыкального воспитания дошкольников.

Необходимо конкретизировать содержание каждого из методов обучения, рассмотренных ранее, в соответствии со спецификой развития музыкального восприятия в дошкольном возрасте, обращая особое внимание на проблемный характер методов и приемов обучения, способствующих акти­визации процесса восприятия музыки детьми. Студентам рекомендуется на основе анализа литературы разработать методические указания по применению словесных, наглядных, практических методов обучения в процессе развития музыкального восприятия дошкольников, привести конкретные примеры при­емов активизации мышления, воображения, творчества детей во время слу­шания музыки.

При подготовке к занятиям необходимо изучить и проанализировать методи­ку организации слушания музыки в разных возрастных группах детского сада. Характеризуя приемы обучения, следует показать технологию их применения не только в зависимости от возраста детей, но и от этапа слушания музыкально­го произведения. При обсуждении этого вопроса целесообразно использовать данные анализа просмотренных музыкальных занятий и собственные методи­ческие разработки фрагментов музыкальных занятий по слушанию музыки.

  1. ^ Детское музыкальное исполнительство. Пение (4 часа)

Задания для работы.

  • Разработать игровые задания, подобрать приемы, упражнения, нагляд­ные пособия, направленные на формирование вокальных (звукообразование, певческое дыхание, дикция) и хоровых (чистота мелодической интонации, ансамбль) навыков у детей дошкольного возраста.

  • Подобрать скороговорки для младших, средних и старших до­школьников. Предложив группе студентов различные варианты их проговаривания или пропевания, добиться единого темпа исполнения, ритмического и динамического ансамбля. Исполнить сочиненную мелодию скороговорки с разнообразными интонациями (радостно, робко, таинственно, печально и т.п.). Разработать приемы формирования художественного ансамбля.

  • Используя малые фольклорные формы, сочинить несколько упражнений для распевания в старшем дошкольном возрасте. Разработать методические рекомендации по их применению.

  • Написать аннотацию на сборник песен для дошкольников (по выбору). Проанализировать его содержание с точки зрения принципов отбора вокального репертуара.

  • Написать развернутую характеристику песни из репертуара одной из возрастных групп, используя предложенную ниже схему. Составить план-конспект последовательного разучивания песни (по вы­бору) на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Выделить задачи обучения пению на каждом занятии, методы и приемы коллективной и инди­видуальной работы с детьми.

Схема анализа песни:

  1. Авторы музыки и слов песни.

  2. Воспитательная ценность музыкального произведения:

    • характер,

    • интона­ционная выразительность музыки,

    • содержание литературного текста,

    • его идея и художественная ценность.

  3. Анализ литературного текста:

  • наличие сюжета, обращения, диалога;

  • ритмичность литературного текста;

  • наиболее значительные в выразительном отношении слова;

  • непонятные детям данной возрастной группы слова и словосочетания;

  • наличие образных выражений (эпитетов, метафор, сравнений);

  • сложные в дикционном отношении слова и словосочетания.

  1. Анализ мелодии песни:

  • лад, тональность, наличие отклонений;

  • соотношение устойчивых и неустойчивых ступеней;

  • размер, темп;

  • динамические нюансы;

  • мотив, фраза, предложение, ступени лада, на которых заканчивается каждая структурная часть мелодии;

  • характер, интонационная выразительность мелодии;

  • характер движения, особенности развития;

  • способ звуковедения;

  • интервалы и их эмоциональная окрашенность, сложность интонирования при разучивании песни;

  • наличие звукоподражаний, мелодических оборотов, близких к интонациям речи;

  • ритм, его выразительность, трудности воспроизведения ритмического рисунка;

  • связь средств музыкальной выразительности с текстом;

  • диапазон, его соответствие возрастным возможностям детей.

  1. Аккомпанемент:

  • художественные достоинства;

  • соответствие эмоционально-образному содержание песни;

  • доступность для восприятия детьми;

  • наличие вступления, его характер, мелодические и ритмические особенности.

  1. Структура песни:

  • одночастная, двухчастная (запев, припев), куплетная, форма рондо;

  • драматургия песни (завязка, кульминация, развязка).

  1. Педагогические выводы.

Литература:

Брыгина Г. Русская народная песня как средство обучения выразительному пе­нию //Дошк. воспитание. — 1980. — № 7. — С. 87.

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М., 1989.

Давыдова М. Импровизация — одна из основ музыкального воспитания // Дошк. воспитание. — 1994. — № 6. — С. 89-91.

Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985.

Методика музыкального воспитания в детском саду /Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1989.

Орлова Т. Система упражнений для развития музыкального голоса и слуха (под­готовительная к школе группа) //Дошк. воспитание. — 1982. — № 8-С. 10.

Стацура Т. Приемы развития певческих навыков у детей старшей группы дет­ского сада //Дошк. воспитание. — 1987. — N° 11. — С. 94.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1986.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей. 5-6 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. - М., 1987.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6—7 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1988.

Показать, что пение — один из основных видов детского музыкального исполнительства. Изучение темы следует начать с характеристики певческой деятельности дошкольников с точки зрения проявления в ней внешних и внут­ренних действий. В связи с этим важно рассмотреть развивающую функцию пения. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в пении успешно развиваются основные музыкальные способности. Студентам рекомендуется на конкретном музыкальном материале показать возможности формирования у детей эмоциональной отзывчивости на музыку как ядра музыкальности, му­зыкально-слуховых представлений, ладового чувства и чувства ритма. Следует дать характеристику основных знаний и певческих навыков, которые до­школьники усваивают в процессе пения. Особое внимание нужно уделить раз­витию творческих способностей в пении, влиянию опыта творческой деятель­ности на становление личностных качеств ребенка.

Опираясь на одно из основных положений педагогики и психологии о вза­имосвязи общего и специфического развития детей, студенты должны рас­смотреть влияние вокального воспитания на эмоциональную сферу, умственное и физическое развитие дошкольников, проследить, как совершенствуются в процессе певческой деятельности психические функции ребенка.

Многие исследователи в области музыкального воспитания (Б.В.Асафьев, Н.А. Ветлугина, Б.М.Теплов и др.) обращали внимание на необходимость фор­мирования культуры чувств и эмоций детей средствами музыкального воспи­тания. Известно, что «заучить» чувства нельзя, их можно только воспитать. Сила эмоционального воздействия исполняемой песни рассматривается в музы­кальной педагогике как одно из основных условий успешности педагогиче­ской работы в данном направлении. В связи с этим студенты должны уметь обосновать принципы отбора певческого репертуара для детей, знать методику работы.

Подводя итоги обсуждения вопроса о значении пения в развитии дошкольников, необходимо охарактеризовать цели и задачи воспитания и развития детей в процессе певческой деятельности.

Следует изучить возрастные характеристики развития голоса и слуха дошкольников. Рекомендуется составить таблицу «Возрастные характеристики и задачи развития голоса и слуха детей (раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста)». Необходимо рассмотреть вопрос охраны детского голоса, составить методические рекомендации для воспитателей и родителей по данной проблеме.

Вопрос о видах певческой деятельности в детском саду целесообразно рассмотреть во взаимосвязи с характеристикой песенного репертуара дошкольников. В соответствии с видами певческой деятельности следует привести примеры песен и различные типы вокальных упражнений. Целесообразно рассмотреть содержание, составные элементы и конкретные приемы формирования вокальных и хоровых навыков у дошкольников. Студентам необходимо знать требования к певческой установке и способы расстановки (рассадки) детей при пении, способы звукообразования (вид атаки звука), типы дыхания, правила вокальной дикции, примерный возрастной звуковысотный диапазон, причины голосовых затруднений «гудошников» и приемы работы с нечисто поющими детьми. Студентам полезно подобрать конкретные примеры вокальных упражнений, игровых заданий и приемов развития каждого навыка в дошкольном возрасте.

Изучение методики обучения пению в детском саду следует начать с подготовительного этапа в разучивании песен. Он предполагай музыковедческий и педагогический анализ песни, выявление художественных задач и технических трудностей, определение методических приемов по их преодолению.

Анализируя «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, необходимо особо изучить третью часть данного пособия. На основе анализа студенты должны предложить свои варианты выполнения и усложнения заданий, предлагаемых в пособии.

На основе изученной методической литературы важно проанализировать общие и специфические черты в обучении пению детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. При обсуждении этого вопроса рекомендуется использовать методические разработки фрагментов занятий, составленные студентами самостоятельно.

  1. ^ Музыкально-ритмические движения (2 часа)

Задания для работы.

  • Подобрать 1—2 музыкально-ритмических упражнения для младших и старших дошкольников. Разработать методические рекомендации по их разучи­ванию с детьми. Предложить варианты игровых, соревновательных (коллек­тивных и индивидуальных) заданий при разучивании упражнений.

  • Подгото­вить атрибуты, наглядный материал, провести деловую игру.

  • Разработать конспекты фрагментов музыкальных занятий по разучиванию игр и танцев (хороводов) в младшей и старшей группах дошкольного возраста (возрастная группа и вид движений — по выбору).

Литература:

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспи­тания в детском саду. — М, 1983.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3-5 лет / Авт.-сост. СИ.Бекина и др. — М, 1981.

Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / Авт.-сост. С.И.Бекина и др. — М., 1983.

Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет / Авт.-сост. С.И.Бекина и др. - М., 1984.

Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. — М., 1990.

Петрова В. Музыкальные упражнения //Дошк. воспитание. — 1991. — N4 — С. 110-117.

Петрова В. Пляска//Дошк. воспитание. — 1992. — № 1. —С. 122.

Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972.

Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: Учеб. пособие для детей дошк. и мл. шк. возраста / Общ. ред. Г.Я.Нугер. — М-, 1989.

Изучение темы необходимо начать с общей характеристики ритмики как вида музыкальной деятельности. Рекомендуется изучить теоретические основы ритмического воспитания дошкольников. Рассмотреть системы ритмического воспитания Э.Ж.-Далькроза, Н.Г.Александровой и др., обсудить взгляды педагогов Н. А. Ветлугиной, Н.А. Метлова, М.А. Румер, Б.М.Теплова на содержание музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возра­ста. Особого внимания требуют вопросы ведущей роли музыкального искусст­ва в ритмическом воспитании, соотношения музыки и движений, их взаимо­связи как главных условий эффективности музыкального развития детей. Един­ство музыки и движений помогает ребенку глубже пережить выразительность музыкального образа. В связи с этим следует обсудить роль ритмики в становле­нии музыкально-эстетического сознания дошкольников.

Изучив рекомендуемую литературу, необходимо выделить развивающую, образовательную и воспитательную функции ритмики, влияние ритмики на музыкальное и общее развитие личности ребенка. Подводя итоги обсуждения вопроса о значении ритмики в развитии де­тей, раскройте цель и задачи музыкально-ритмического воспитания дошколь­ников.

Следует изучить возрастные особенности развития музыкально-ритмических движений. Студентам рекомендуется посетить несколько музыкальных занятий в группах раннего, младшего, среднего, старшего дошкольного воз­раста и на основе анализа занятий выявить уровень развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в каждой группе Важно проследить динамику усложнения навыков по возрастным группам.

Далее следует изучить виды ритмики, источники и особенности движе­ний под музыку. Рассматривая содержание каждого вида музыкально-рит­мических движений, важно обратить внимание на их развивающий и обуча­ющий характер, назвать специфические умения и навыки, формируемые посредством определенного вида ритмики. Прежде чем перейти к рассмотрению методики формирования музыкаль­но-ритмических движений, необходимо изучить особенности музыкального ре­пертуара по ритмике для детского сада. Требуется перечислить и прокомменти­ровать тенденции отбора музыкальных произведений для упражнений, танцев и музыкальных игр, имевшие место в истории отечественного музыкально-ритмического воспитания, охарактеризовать современные требования и прин­ципы отбора репертуара по ритмике.

Характеризуя общие методы и приемы обучения ритмике, следует проду­мать варианты проблемного применения традиционных методов: наглядных, словесных и практических. На конкретном музыкальном материале студентам необходимо разработать комплекс методов проблемного характера, а также варианты использования игровых и соревновательных приемов при разучива­нии движений. Важно обсудить вопрос о соотношении коллективной и инди­видуальной работы с детьми. Продумайте методические приемы, позволяющие педагогу эффективно сочетать индивидуальную и коллективную работу с до­школьниками в процессе разучивания музыкально-ритмических упражнений на занятии.

При подготовке к занятию необходимо также ознакомиться с опытом рабо­ты педагогов-музыкантов по формированию музыкально-ритмических движе­ний у дошкольников различных возрастных групп. Важно выделить и обосновать целесообразность различных вариантов разу­чивания танцев, хороводов, музыкальных игр, упражнений.

Внимание следует уделить методике подготовительного периода, направ­ленного на формирование выразительности, пластичности движений, со­гласованности их с музыкой, самостоятельности детей при исполнении танцев, игр, упражнений. Обсуждая этапы обучения музыкально-ритмическим движени­ям, рекомендуется использовать разработанные студентами конспекты заня­тий по разучиванию танцев (хороводов), игр и упражнений в младших и стар­ших группах детского сада.

  1. ^ Игра на детских музыкальных инструментах (2 часа).

Задания для работы.

  • Разработать планы-конспекты бесед с детьми старшего дошкольного возраста об инструментах симфони­ческого оркестра (оркестра народных инструментов). Подобрать наглядный материал.

  • Исполнить попевки, песни, пьесы (по выбору) на инструментах, имею­щих звукоряд. Продемонстрировать способы звукоизвлечения, приемы игры, выразительные возможности детских музыкальных инструментов каждой клас­сификационной группы. Назвать диапазон мелодических инструментов.

  • Проанализировать динамику усложнения требований к индивидуальному и коллективному музицированию.

  • Разработать игровые задания (в т.ч. на звукоподражания) для формирова­ния навыков выразительной игры на инструментах. Подобрать упражнения и этюды на развитие ритмического, звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста (для различных групп инструментов, имеющих звуко­ряд, — по выбору). Выстроить задания в порядке возрастания трудности.

  • Предложить инструментовку русской народной песни (по выбору) для ансамбля или шумового оркестра. Подготовиться к исполнению музыкального произведения.

  • Составить партитуру пьесы (по выбору) для смешанного оркестра дет­ских инструментов. Разработать план-конспект занятий по разучиванию дан­ной оркестровки с детьми.

Литература:

Бороздинов А. Обучение игре на детских музыкальных инструментах // Дошк. воспитание. - 1991. — № 9. — С. 106-114.

Бублей СП. Детский оркестр. — Л., 1983.

Будыхо В., Кострюкова Л. Опыт: Методика обучения детей игре на музы­кальных инструментах //Дошк. воспитание. — 1990. — № 9. — С. 93-97.

Ищук В. Игра на детских музыкальных инструментах // Дошк. воспитание. — 1994.- № 4. -С.68-72.

Кленов А.С. Там, где музыка живет. — М., 1985.

Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инстру­ментах. - М., 1990.

Метлов Н.А. Музыка — детям. — М., 1985.

Типовая программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. Р.А. Курбато­вой, Н.Н.Поддьякова. — М., 1988.

Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах: Учеб. пособие к програм­ме муз. развития детей дошк, и мл. шк. возраста «Музыкальные шедевры». — М., 1997.

Рыцарева М.Г. Музыка и я: популярная энциклопедия для детей. — М., 1994.

Тютюнникова Т. Музыкальные инструменты Карла Орфа // Дошк. воспита­ние. - 1998. - № 2. - С. 141- 150.

Хиту Р.К. В стране музыкальных инструментов. — М., 1995.

Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В.Медушевский, О.О. Очаковская. — М., 1985.

Данный раздел курса требует знаний характеристики музыкальных инстру­ментов и краткой истории их возникновения. Важно иметь представление о типах музыкальных инструментов (инструменты симфонического оркестра и народные) и основных их группах (ударные, духовые, струнные). Знакомясь с разновидностями музыкальных инструментов, необходимо обратить внимание на строение, внешний вид, способы извлечения звуков, особенности звуча­ния и выразительные возможности каждого инструмента.

Затем следует перейти к изучению детских музыкальных инструментов, ис­пользуемых в работе с дошкольниками. Необходимо знать клас­сификацию детских музыкальных инструментов, особенности строения, спо­собы звукоизвлечения и игры на инструментах, выразительные возможности каждого из них. Следует иметь четкое представление о том, в каком возрасте возможно обучение ребенка игре на определенном музыкальном инструменте. Подводя итог обсуждению данного вопроса, рекомендуется разработать педа­гогические требования к отбору музыкальных игрушек и инструментов для дошкольников.

В теории и практике музыкального воспитания существует несколько под­ходов к обучению детей дошкольного возраста игре на инструментах. Студенты должны охарактеризовать различные способы обучения игре на мелодических музыкальных инструментах. В связи с этим следует в первую очередь повторить ранее изученный материал о системах музыкального воспитания детей (К.Орф, Ш.Судзуки, Н.А.Метлов), а затем перейти к изучению рекомендуемой лите­ратуры. На основе анализа литературы сравнить цифровую, цветовую системы, обучение по вкладышам-схемам, по нотам и по слуху. Обосновать наиболее эффективный путь обучения игре на музыкальном инструменте. Изучив рекомендуемую литературу и опыт работы педагогов-музыкантов, необходимо показать значение данного вида исполнительства в музыкальном и общем развитии детей.

Существенное значение при подготовке к занятиям имеет определение задач и содержания обучения игре на инструментах. Основная цель музицирования в детском саду — приобщение детей к музыке и развитие музыкально-творческих способностей. В связи с этим необходимо рассмотреть возрастные возможности развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма посредством обучения игре на инструментах, проанализировать требования Типовой программы музыкального воспитания по данному разделу и основные линии усложнения требований по возрастным группам.

На основе анализа литературы выделить общие и специфические требования, предъявляемые к музыкальному репертуару, предназначенному для инструментального исполнения дошкольниками.

При характеристике основных методов и приемов обучения игре на музыкальных инструментах особое внимание следует уделить приемам активизации мышления и самостоятельных действии детей. Рекомендуется более детально рассмотреть практические методы обучения: приемы двигательного и наглядного моделирования характера мелодической линии и ритмического рисунка музыкального произведения. Необходимо продумать варианты проблемного использования наглядных, словесных и практических методов обучения, разработать игровые приемы и задания, направленные на формирование осмысленного исполнения произведения. Особого внимания требует вопрос о роли дидактических игр в обучении дошкольников игре на инструментах. Следует охарактеризовать и привести примеры музыкально-дидактических игр, направленных на развитие музыкального слуха, формирование исполнительских умений и навыков, а также знаний детей о музыкальных инструментах.

Изучая вопросы методики обучения индивидуальной игре на детских музыкальных инструментах, необходимо рассмотреть следующие моменты:

- способы и технические приемы игры на инструментах различных групп с целью создания выразительною образа;

- последовательность упражнений и заданий при обучении ребенка игре на металлофоне (цитре, триоле и других инструментах, имеющих звукоряд);

- этапы разучивания музыкального произведения;

- своеобразие методики обучения игре на струнных, духовых и клавишных инструментах.

Далее необходимо рaccмотреть методические особенности обучении детей коллективному музицированию (в ансамбле, оркестре). Следует охарактеризовать последовательность работы с ансамблем и детским оркестром, методические приемы, направленные па формирование специальных ансамблевых навыков игры (умение слушать звучание ансамбля, ощущать единую ритмическую пульсацию, играть согласованно, добиваясь слитности звучания при изменении темпа, динамики и т.п.).

Раскрывая содержание работы по организации и руководству ансамблем и оркестром в детском саду, студенты должны назвать их разновидности, правила комплектации и примерный состав смешанного оркестра, педагогические условия объединении детей в ансамбль, оркестр, правила инструментовки произведений, предназначенных для исполнения детьми, выразительные возможности каждой группы инструментов и их место в партитуре (исполнение мелодии, второго голоса, подголосков, аккомпанемента, ритмического и остинатного рисунка, сильных и слабых долей, перекличек, акцентов, басовой партии и др.). Студентам следует поупражняться в инструментовке музыкаль­ных произведений и составлении партитур для детского оркестра.

Подчеркнуть воспитательные возможности детского оркестра, возможно­сти включения индивидуального и коллективного музицирования в игры, сказ­ки, драматизации, развлечения дошкольников.

  1. ^ Музыкально-образовательная деятельность (2 часа).

Задания для работы.

  • Подобрать музыкально-дидактические игры для детей 4-5 лет, направленные на формирование знаний о музыке. Подготовить наглядный материал.

  • Разработать кроссворды, чайнворды, шарады, ребусы, загадки и т.п. для детей старшего дошкольного возраста.

  • Провести с группой студентов занятие с использованием заданий, связанных с организацией музыкально-образовательной деятельности.

Литература:

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М, 1989.

Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М., 1986.

Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. — М., 1982.

Михеева Л.М. Музыкальный словарь в рассказах. — М., 1988.

Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. — М., 1984.

Изучение данной темы необходимо начать с общей характеристики знаний о музыке, которые дошкольники усваивают в процессе обучения и воспитания в детском саду. Студенты должны иметь четкое представление о содержании знаний о музыке общего и специального характера. Следует рассмотреть воп­рос о значении музыкально-образовательной деятельности для общего и му­зыкального развития ребенка. Важно отметить роль знаний о музыке в разви­тии основных музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально-слу­ховых представлений, чувства ритма), формировании музыкальной культуры. Необходимо показать, что знания о музыке различных стилей и жанров, о композиторах и их творчестве и т.п. оказывают влияние на становление музы­кально-эстетического сознания (интересы, потребности, эстетические эмо­ции, оценки, вкус, представления об идеале). Рекомендуется иллюстрировать теоретические положения примерами из опыта работы музыкальных руково­дителей и собственных наблюдений.

Студенты должны иметь представление о том, какие знания и сведения о музыке дети усваивают в процессе слушания музыкальных произведений, их исполнения (в пении и игре на инструментах), музыкально-ритмической дея­тельности. Важно показать, каким образом получение элементарных сведений о музыке может повлиять на формирование музыкально-творческих способ­ностей детей.

При подготовке к занятию необходимо актуализировать знания о влиянии музыки на развитие личности ребенка и показать роль знаний в развитии любознательности, познавательных интересов и потребностей детей.

Вопрос о методах и приемах формирования знаний о музыке требует ана­литического подхода к изученному ранее материалу по методике музыкально­го развития детей в процессе слушания, исполнительства, творчества. В дан­ном случае следует акцентировать внимание на особенности применения на­глядных, словесных, практических методов, направленных на усвоение знаний о музыке в каждом виде музыкальной деятельности детей. Содержательной ха­рактеристики требуют игровые методы обучения. Студенты должны быть готовы обосновать педагогическую целесообразность применения игрового метода в усвоении музыкальных терминов и понятий.

При изучении литературы необходимо подготовиться к обсуждению следующих методических вопросов: своеобразие методов обучения, направленных на усвоение знаний о музыке в различных возрастных группах; объем знаний о музыке, усваиваемый детьми в каждой возрастной группе; роль музыкальных пособий в получении элементарных сведений о музыке; педагогические требования к наглядным пособиям, используемым в работе с дошкольниками

  1. Детское музыкальное творчество (4 часа).

Задания для работы.

  • Придумать несколько заданий для развития песенного творчества старших дошкольников с учетом усложнения.

  • Подобрать несколько сказочных сюжетов, которые могут служить осно­вой для песенных и музыкально-игровых импровизаций детей.

  • Придумать задания на развитие танцевального творчества детей младшей, средней, старшей групп.

  • Предложить задания на развитие творчества в игре на детских музыкальных инструментах.

  • Придумать несколько игровых ситуаций для детей разного дошкольного
    возраста с включением творческих заданий: по развитию песенного, танце­вального, музыкально-игрового творчества, а также творчества в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

  • Составить краткий конспект музыкального занятия (или развлечения) с
    подробным описанием используемых в нем творческих заданий.

Литература:

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — М., 1965.

Выготский Л.С. воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.

Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1987.

Одаренные дети: Пер. с англ. /Общ. ред. Г.Бурменской и В.Слуцкого. — М., 1991.

Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Кон­цептуальный аспект. — Волгоград, 1994.

Резерв успеха — творчество /Под ред. Г.Нойнера, В.Калвейта, Х.Клейна. — М., 1989. ,

Сухомлинский ВЛ. Сердце отдаю детям. — Киев, 1969.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т. — М., 1985. - Т. 1.

Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1972.

При изучении темы нужно показать важнейшую роль творчества в станов­лении полноценной личности, развитии художественных способностей ребен­ка, его потребностей и мотивов поведения.

Для студентов будет полезным обращение к психологическим работам (например, Л.С.Выготского), в которых раскрывается механизм творческого процесса, его генетическая основа, особенности творческих проявлении в дет­ском возрасте, тесная взаимосвязь с процессами воображения. Ознакомившись с материалом учебника, с дополнительной литературой, студенты должны хорошо представлять сущность понятия творчество, особенности этого процесса у детей. Следует обратить внимание на условность поня­тия детское художественное творчество и на те критерии, которым оно отве­чает. Студентам поможет обращение к первым главам книги «Художественное творчество и ребенок», написанным Н.А.Ветлугиной.

Важно знать, что основным генетическим источником развития детского художественного творчества является игра, обогащающая опыт ребенка новы­ми впечатлениями и позволяющая ему реализовать свои замыслы, интересы, потребности, свою фантазию.

Поскольку долгое время в педагогике возникали и рассматривались разные точки зрения на развитие детского художественного творчества, следует по­знакомиться с различными подходами к изучению проблемы отечественными и зарубежными учеными. Первая глава книги «Художественное творчество и ребенок» поможет сориентироваться в этом направлении.

Проведенное под руководством Н.А.Ветлугиной научное исследование про­блемы продуктивного детского творчества позволило получить важные резуль­таты, характеризующие процессы его становления и развития. Особенно боль­шой вклад принадлежит Н.А.Ветлугиной в изучении вопросов развития твор­чества дошкольников в разных видах музыкальной деятельности (певческой, музыкально-игровой, танцевальной, в игре на детских музыкальных инстру­ментах). Результаты исследований отражены в работах «Художественное твор­чество и ребенок», «Художественное творчество в детском саду», в моногра­фии «Музыкальное развитие ребенка».

Изучая эти работы, следует осознать важность и необходимость тесной вза­имосвязи процесса творчества с процессом обучения детей. По мнению многих педагогов и психологов, именно эта связь является той базой, которая обеспе­чивает активное творческое развитие детей.

Только овладев навыками исполнительской музыкальной деятельности, ребенок может наиболее ярко, непосредственно выразить себя в том или ином виде музыкального творчества. Вместе с тем важно отметить и ту огромную роль, которую играет развитие у детей основных музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма и эмо­циональной отзывчивости — ядра музыкальности), а также развитие музы­кально-сенсорной основы.

Процесс музыкального творчества носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу. Ответ на вопрос, почему такие качества личности ребенка, как подража­тельность и самостоятельность, имеют важное значение, особенно на первых этапах творческого развития, можно найти в книге, написанной ученицей А.Н.Ветлугиной — И.Л.Дзержинской («Художественное творчество и ребенок»).

Студентам важно понять и оценить роль педагога, который организует про­цесс общения с ребенком посредством музыкального искусства и при этом обнаруживает самые первые проявления детского творчества и активно разви­вает их в дальнейшем.

Студентам необходимо проанализировать указанные работы, обратив особое внимание на такие вопросы:

  • понятие детское музыкальное творчество;

  • источники его возникновения;

  • критерии;

  • предпосылки в его развитии;

  • взаимосвязь воображения и творчества;

  • взаимосвязь творчества и обучения;

  • основные этапы формирования творчества дошкольников;

  • методы и приемы активизации творческих проявлений детей.

Особое внимание следует обратить на применение метода творческих зада­ний как наиболее эффективного средства активизации музыкально-творческих проявлений дошкольников. Н.А.Ветлугиной разработана целая система твор­ческих заданий для разных видов музыкальной деятельности — певческой, музыкально-игровой, танцевальной. Анализ рекомендуемой литературы помо­жет познакомиться с заданиями, разработанными совместно с композитором и поэтом.

Этот анализ должен быть целенаправленным, чтобы выявить не только определенную этапность в развитии разных видов детского музыкального творчества (песенного, танцевального, музыкально-игрового, в игре на дет­ских музыкальных инструментах), но и степень усложнения предлагаемых автором творческих заданий, активизирующих творческие проявления де­тей.

Разрабатывая самостоятельно задания на развитие песенного творчества дошкольников, следует идти по пути постепенного их усложнения от зву­коподражаний, импровизации имен, простейших мелодий, пропеваемых с различными оттенками настроений (нежно, ласково, сердито, удивленно, угрожающе и т.д.), к импровизации простейших музыкальных вопросов и ответов («Зайка, зайка, где бывал? — На лужайке танцевал!», «Что ты хо­чешь, кошечка? — Молочка немножечко» и др.) и сочинению попевок кон­трастного характера на готовый текст («Звонко дудочка играет, наших де­ток забавляет: ду-ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду-ду!», «Я Петрушка — молодец, на макушке бубенец. Выйду, выйду, попляшу, позабавлю, на­смешу!», «Я рогата, бородата, молока даю ребятам. Бе-бе!»), а также в раз­ных жанрах (колыбельной, марша, танца), например, в жанре польки: «Возьми-ка скрипку и смычок, играй нам полечку, сверчок! Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, ля-ля-л я-л я-л я-ля!).

Такую же этапность можно выявить в заданиях на развитие танцевального, музыкально-игрового творчества и творчества в игре на детских музыкальных инструментах. Изучив эти этапы и особенности усложнения заданий, студенты должны самостоятельно разработать задания для всех видов музыкальной деятельности детей, учитывая их возрастные возможности.

На занятиях можно рассмотреть предложенные студентами игровые ситуации с использованием творческих заданий, а также конспекты музыкальных занятий, в которых спланировано применение заданий для раз­вития разных видов музыкального творчества детей. Студенты, заинтересовавшиеся проблемой развития детского творчества, могут подготовить реферат по одному из вопросов, связанных с данной про­блемой.

    1. ^ Формы организации музыкальной деятельности детей (4 часа).

Задания для работы.

  • Составить план-схему (на один месяц) использования музыки в быту детского сада с указанием конкретного музыкального материала.

  • Разработать сценарий одной из форм развлечений, проводимых воспитателем, с включением музыки.

  • Организовать и провести занятие или развлечение, с использованием музыки.

  • Составить сценарий семейного музыкального праздника или досуга.

  • Разработать методические рекомендации по музыкальному воспитанию
    ребенка в семье.

  • Подготовиться к участию в деловой игре по одной из предложенных выше тем.

Литература:

Александрова З. Развлечения в жизни малышей //Дошк. воспитание. — 1989. — № 1.- С. 108-112.

Буре P.C. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического про­цесса // Дошк. воспитание. — 1994. — № 3. — С. 33.

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. — М., 1984.

Морозова Н., Суетина Н. Ищем новые формы, методы и приемы в музы­кальном воспитании дошкольником //Дошк. воспитание. — 1995. — № 8. —С. 122.

Праздники и развлечения в детском саду / Сост. С.И.Бекина. — М., 1982.

Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.

Соловьева О. Музыка в повседневной жизни детского сада // Дошк. воспита­ние. - 1982. -№ 5. - С. 86.

К формам организации музыкальной деятельности дошкольников относят­ся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное вос­питание в семье. Студентам необходимо дать общую характеристику форм орга­низации музыкальной деятельности, раскрыть их общие и специфические осо­бенности, показать роль и воспитательное значение каждой из них в педагогическом процессе.

При характеристике музыкальных занятий следует назвать их образователь­но-воспитательное значение, перечислить их развивающие функции. Обратить внимание на возможности занятий в решении основных задач музыкального воспитания детей. Необходимо рассмотреть специфику проведения музыкальных занятий в группах раннего возраста, методические особенности организации занятий с младшими и старшими дошкольниками. Анализируя литературу по данному вопросу, следует выделить конкретные способы активизации эмоци­ональных проявлений, мышления, воображения и самостоятельных действий детей в разнообразных видах музыкальной деятельности, включенных в струк­туру музыкальных занятий. Особого внимания требует вопрос гуманизации педагогического процесса на музыкальном занятии. При обсуждении этой про­блемы рекомендуется уделить внимание следующим моментам:

  • современное содержание музыкального воспитания детей в детском саду;

  • отбор музыкального репертуара, его качественные и количественные характеристики;

  • стиль руководства музыкальным воспитанием детей;

  • индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей на занятии;

  • способы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе обучения, ха­рактер взаимодействия детей на занятиях;

  • возможности включения нетрадиционных элементов в структуру, содер­жание и организацию музыкальных занятий (роль ребенка на занятии, спосо­бы организации детей, участие взрослых, изменение места, времени занятий).

Подводя итоги обсуждения вопроса, студенты должны выделить условия наиболее эффективной организации музыкальных занятий в структуре педаго­гического процесса в детском саду.

Рассматривая содержание музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада, следует охарактеризовать разновидности этой формы органи­зации музыкальной деятельности детей. Будущие специалисты должны знать возможности использования музыки в быту детского сада, содержание и воспитательное значение развлечений и праздничных утренников. Важно оха­рактеризовать особенности различных видов музыкальной деятельности (вос­приятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятель­ность) в зависимости от организационных форм, в которых они протекают.

Рекомендуется продумать содержание тематических бесед о музыке, бесед-концертов с участием детей, праздничных утренников, театральных инсценировок и т.п. (по выбору) и обсудить на занятии методические особенности и характер педагогического руководства каждой из перечисленных организационных форм. Оценить воспитательное значение представленного методического материала (конспекты, наглядные пособия, атрибуты и т.п.).

Рассмотрев рекомендуемую литературу по проблеме музыкального воспитания дошкольников в семье, студенты должны под­готовиться к деловой игре, содержание которой составят вопросы музы­кального воспитании в семье. Темы деловой игры могут быть разнообразными (по выбору участников). Рекомендуются следующие темы:

  • «Педагогический совет с участием родителей» (взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в решении основных задач музыкального воспитания детей);

  • «Родительское собрание» (раннее музыкальное обучение детей, развитие
    музыкальных способностей ребенка и др.);

  • «Семейные праздники» (организация музыкального досуга);

  • «Музыкально-педагогическая гостиная» (содержание музыкального вос­питания в семье);

  • «Беседа с родителями» (подготовка ребенка к обучению в музыкальной, школе, организация музыкальных занятий с детьми дома и т.п.).

При подготовке к игре студенты должны:

разработать содержание выступлений педагогов, руководителей дошколь­ных учреждений, музыкальных руководителей и родителей;

организовать диспут о содержании музыкального воспитания в семье, ме­тодах обучения детей; предложить вопросы для родителей и педагогов;

продумать проблемные ситуации, задания и педагогические рекомендации для родителей;

подобрать наглядный материал (пособия по музыкальному воспитанию, выставка литературы, кассеты с записями музыкальных произведений, видео­материалы, работы детей, папки-передвижки, детские музыкальные инстру­менты и т.п.);

предложить варианты организации музыкального досуга, занятий в семье, сценарии развлечений, детских праздников и т.п.;

продумать игровые задания для педагогов и родителей (кроссворды, тесты, педагогические ситуации и пр.).

При подведении итогов деловой игры студенты обобщают и систематизиру­ют знания по данному вопросу, отмечают условия, задачи, методы и формы организации музыкальной деятельности детей в семье.

^ 8. Музыкальные занятия (4 часа).

Задания для работы.

  • Составить план-конспект фронтального типового занятия с детьми 5-го года жизни. Предложить варианты изменения его структуры.

  • Разработать конспект тематического занятия: собственно-тематического; музыкально-тематического, сюжетного (по выбору) — для детей старшего дошкольного возраста. Подготовить наглядный материал.

  • Разработать конспект доминантного занятия: фронтального с преобладанием одного из видов музыкальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста; индивидуального (с подгруппой детей) с целью развития одной из музы­кальных способностей для старших дошкольников.

  • Провести фрагмент одного из занятий со студентами.

Литература:

Архипова Е. Конспекты музыкально-тематических занятий // Дошк. воспита­ние. - 1996. - № 5. - С. 114.

Вайнфельд О. Петр Ильич Чайковский и его музыка (цикл комплексных заня­тий для детей старшего дошкольного возраста) //Дошк. воспитание. — 1998. — N° 4, — С.144.

Варанкина Н. Доминантное занятие по обучению детей восприятию музыки //Дошк. воспитание. — 1995. — № 5. — С. 121.

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музы­кальные занятия в детском саду. — М., 1984.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.

Корой Е.Ф. Анализ различных типов занятий музыкой в методической литерату­ре // Формирование системы эстетического воспитания / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М„ 1983.

Космачева Т. Развитие творческих способностей (примерный конспект доминантного занятия в подготовительной группе) // Дошк. воспитание. — 1993. — № 6. - С. 90.

Папкова Р. Тематическое занятие, посвященное творчеству П.И.Чайковскв го // Дошк. воспитание. — 1990. — № 2. — С. 120.

Петрова В. Музыкальные занятия //Дошк. воспитание. — 1994. — № 9. — С. 116.

Рогальская Л. Нетрадиционные формы работы — комплексные занятия //Дошк. воспитание. — 1995. — № 2. — С. 110.

Тютюнникова Т., Боровик Т. Весновкин прибаутничек (тематическое занятие по принципам К.Орфа) //Дошк. воспитание. — 1998. — № 4. — С. 135.

Музыкальные занятия являются ведущей организационной формой музы­кальной деятельности детей в дошкольном учреждении. Студенты должны знать виды музыкальных занятий, требования к их организации и уметь обосновать целесообразность применения каждого вида занятий. Индивидуальные занятия и занятия с подгруппой детей являются основными в группах раннего возраста. Будущим специалистам необходимо знать методи­ческие особенности организации занятий с детьми раннего возраста: специ­фику их построения, характер музыкального репертуара, доминирующие ме­тоды и приемы обучения. В группах дошкольного возраста индивидуальные за­нятия с детьми имеют вспомогательное значение. Следует указать цели организации данного вида занятий, их содержание и место в педагогическом процессе. Необходимо отметить специфику проведения индивидуальных заня­тий с детьми, отстающими или опережающими в развитии своих сверстников. Важно проанализировать условия и причины, побуждающие педагога органи­зовывать индивидуальные доминантные и тематические занятия с дошкольни­ками. Студентам также необходимо раскрыть цели и содержание типовых, до­минантных, тематических занятий с подгруппой детей. Важно проанализиро­вать условия и обосновать целесообразность объединения детей в подгруппы, показать развивающее значение занятий данного типа.

^ Фронтальные занятия являются ведущей формой организации музыкальной деятельности детей в среднем и старшем дошкольном возрасте. Они делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные. Необходимо знать цель, содержание и специфику организации каждого вида фронтальных занятий.

Рассматривая типовые музыкальные занятия, студенты должны усво­ить структуру, варианты их построения и условия объединения всех видов музыкальной деятельности на занятиях. При обсуждении вопроса обратить вни­мание на требования к физической, умственной и эмоциональной нагрузке детей с учетом вариативного изменения структуры занятий.

При изучении содержания доминантных занятий у студентов долж­ны сложиться четкие представления о целях, задачах, особенностях и вариан­тах построения данного вида занятий. Детального рассмотрения требует ме­тодика проведения занятий в зависимости от доминирования каждого вида музыкальной деятельности детей.

Тематические занятия отличаются характером избранной темы. Сле­дует выделить разновидности тематических занятий, охарактеризовать особенности каждой из групп, отметить их общие и специфические черты. Про­анализировать принципы отбора и объединения музыкального репертуара на занятии, источники тематики занятий, их воспитательные и развивающие функции.

Комплексные занятия требуют объединения разных видов художествен­ной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-рече­вой, театрализованной и др. Будущие специалисты должны уметь обосновать цель, задачи комплексных занятий и их главные содержательные установки (на основе специфики каждого вида искусства). Важно разобраться в методических особенностях проведения занятий данного вида: принципах полбора и объеди­нения музыкально-художественного репертуара, способах объединения произ­ведений музыкального искусства, живописи, художественной литературы.

^ 4. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов (106 часов)Каждый студент выполняет все обязательные задания для самостоя­тельной работы и одно, предложенное на выбор. Кроме того, готовит реферат по любой теме изучаемой дисци­плины.

^ 1. Изучение литературы по проблеме. Знакомство с различными (в том числе и электронными) изда­ниями (10 часов)

Самостоятельный поиск и изучение материалов к семинарским и практическим занятиям с привлечением ресурсов Internet. Анализ понятийного аппарата исследуемого вопроса. Оформление списка литературы и ссылок на электронные источники информации.


^ 2. Работа с понятийным аппаратом (4 часа)

Составление понятийного словаря педагогических и музыкальных терминов по различным темам курса (например: «музыкальное воспитание», «музы­кальное развитие», «музыкальная культура», «народные музы­кальные инструменты», «инструменты симфонического оркестра», «дет­ские музыкальные игрушки и инструменты» и др.).

  1. ^ Разучивание на музыкальных инструментах детских песен (16 часов)

Самостоятельное изучение клавиатуры фортепиано (металлофона или другого детского музыкального инструмента со звукорядом). Подбор на слух и игра по нотам мелодий (аккомпанемента) песен дошкольного репертуара. Сочинение простейших музыкальных попевок.

^ 4. Разработка рабочей программы и плана занятий для преподавания курса «Ме­тодика музыкального развития детей дошкольного возраста» в педколледже (30 часов)

  • Изучение государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по дошкольным специальностям.

  • Сравнительный анализ программ дошкольного образования, раздел музыкальное воспитание в ДОУ.

  • Посещение нескольких музыкальных занятий (фронтальных, по подгруппам, индивидуальных) и на основе их анализа: выводы о развивающем характере обучения, оценка стиля общения педагога с детьми, характера взаимодействия детей, способов организации коллективной и индивидуальной деятельности дошкольников. Предложение своих вариантов решения воспитательных, образовательных и развивающих задач на материале просмотренных занятий.

  • Наблюдение за работой педагога-музыканта с оркестром детских музы­кальных инструментов. Анализ организации и методики обучения детей игре в оркестре. Оценка уровня разви­тия музыкального слуха детей (подбор по слуху знакомых мелодий) и навыков игры на мелодических музыкальных инструментах (металлофон, триола, цит­ра и др.). Выяснение причины несовершенной игры, разработка педагогических рекомендаций по их преодолению.

  • Разработка планов и конспектов лекционных и практических занятий для студентов: музыкальных занятий с использо­ванием грамзаписи вокальной и инструментальной музыки для различных воз­растных групп; занятий по обучению дошкольников пению, игре на инструментах в ан­самбле и оркестре.

  • Составление алгоритмов анализа планов и проведенных занятий по курсу «Методика музыкального развития детей дошко­льного возраста».

  • Организация и анализ воспитательного музыкального мероприятия в педагогическом колледже.

^ 5. Подготовка к защите реферата по темам (10 часов):


  1. Роль смежных наук в теории музыкального воспитания детей.

  1. Влияние процесса музыкального воспитания на формирование личност­ных качеств ребенка.

  2. Характеристика комплексного подхода к музыкальному воспитанию. Взаимосвязь системы музыкального воспитания в нашей стране с зарубежными педагогическими системами.

  3. Актуальные проблемы музыкального воспитания детей младшего возраста.

  4. Проблематика современных исследований в области дошкольного музы­кального воспитания.

  5. Проблемы взаимосвязи музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.

  6. Роль и функции методиста района (города) в осуществлении процесса му­зыкального воспитания.

  7. Специфика и взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности.

  8. Особенности музыкального воспитания детей в процессе различных видов музыкальной деятельности.

  9. Содержание музыкальных знаний, получаемых детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста в процессе занятий тем или иным видом музыкальной деятельности.

  10. Роль народного музыкального искусства в процессе обучения детей.

  11. Пути формирования певческих и музыкально-ритмических навыков на различных этапах детского возрастного развития.

  12. Пути формирования музыкального восприятия дошкольников на различных ступенях возрастного развития.

  13. Значение музыкально-дидактических упражнений в процессе усвоения навыков в области различных видов музыкальной деятельности.

  14. Роль детских музыкальных инструментов в жизни детей. Приемы игры.

^ 6. Задания для самостоятельной работы по выбору (10 часов)

  1. Рассказать о своем опыте организации детской самостоятельней музы­кальной деятельности в группе.

  2. Разработать сценарий одного из вечеров развлечений в форме настольного театра игрушек, теневого театра игрушек, смеха и забав, празднования дня рождения, литературного концерта с использованием музыки.

  3. Разработать планы музыкально-тематических концертов для детей разных возрастных групп.

  4. Аннотировать любой из опубликованных в последнее время в печати сборников праздничных сценарных материалов.

  5. Разработать планы и сценарии проведения празднований памятных дат страны в виде тематических или комплексных занятий, вечеров.

^ 7. Подготовка к зачету и экзамену (26 часов)


Список основной литературы

  1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младше­го возраста. Учебное пособие. - М.: Владос, 2000.

  2. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Академия, 2000.

  3. Радынова О.П. и др. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. - М.: Академия, 1999.

Дополнительная литература

  1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. Пособие. – М.:ВЛАДОС, 2004.

  2. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М.,1976.

  3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1989.

  4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 1985.

  5. Гуляева Л. Эстетическое воспитание и творческая активность личности. М., 1987.

  6. Игрушки и пособия для детского сада / Под ред. В.М. Изгаршевой. - М.:Просвещение, 1987.

  7. Комиссарова Л., Костина Э. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 1986.

  8. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных ин­струментах. - М.: Просвещение, 1990.

  9. Музыка в детском саду /Сост. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комис­сарова. - М.: Музыка, 1990.

  10. Музыка и движения /Сост. СИ. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. - М.: Просвещение, 1981,1983,1984...

  11. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников.
    М.: «Аркти», 2000.

  12. Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности.- М., 1981.

  13. Музыкальное воспитание дошкольников. Москва, «Просвещение» 1994.

  14. Праздники и развлечения в детском саду / Сост. СИ. Бекина - М.: Про­свещение, 1982.

  15. Радынова О.П. Музыкальные инструменты и игрушки (конспекты заня­тий и развлечений). - М.: Просвещение, 1987.

  16. Ритмика. Методическое пособие / Под ред. А.Е. Чибрикова. -
    М.: Дрофа, 1998.

  17. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 1988.

  18. Теплов Б.М. Психология музыкального развития детей.

  19. Тютюнник В.И. Основы психолого-педагогического исследования творческого труда дошкольников. Учебное пособие. - М., 1992.

  20. Утренняя гимнастика под музыку. - М.: Просвещение, 1964.

  21. Учите детей петь / Сост. Т.М. Орлова, СИ. Бекина. - М.: Просвещение, 1986, 1987,1988...






Дата конвертации19.03.2013
Размер0,52 Mb.
ТипМетодические рекомендации
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы