I. Правовая охрана музыкальных произведений Глава Понятие и признаки музыкального произведения как объекта авторского права icon

I. Правовая охрана музыкальных произведений Глава Понятие и признаки музыкального произведения как объекта авторского права



Смотрите также:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Введение

Раздел I. Правовая охрана музыкальных произведений

Глава 1. Понятие и признаки музыкального произведения как объекта авторского права

§ 1. Общие положения

§ 2. Музыкальное произведение как результат творческой деятельности

§ 3. Объективная форма музыкального произведения

§ 4. Мелодия, гармония и ритм как элементы формы музыкального произведения

§ 5. Аранжировка и обработка как производные музыкальные произведения

§ 6. Правовой режим аранжировок и музыкальных обработок, созданных в период действия советского авторского законодательства

§ 7. Музыкальные произведения, не охраняемые авторским правом

§ 8. Музыкальные произведения, пользующиеся частичной правовой охраной

^ Глава 2. Правовое регулирование отношений по использованию музыкальных произведений

§ 1. Общие положения

§ 2. Публичное исполнение

§ 3. Сообщение в эфир

§ 4. Сообщение по кабелю

§ 5. Воспроизведение

§ 6. Распространение

§ 7. Использование в Интернете

Раздел II. Правовая охрана музыкальных исполнений

^ Глава 1. Понятие и признаки музыкального исполнения как объекта смежных прав

§ 1. Общие положения

§ 2. Музыкальное исполнение как результат творческой деятельности

§ 3. Объективная форма музыкального исполнения

§ 4. Специальные условия охраноспособности музыкального исполнения

§ 5. Часть музыкального исполнения как объект смежных прав

§ 6. Музыкальное исполнение, созданное с использованием сэмплов

§ 7. Коллективное музыкальное исполнение

§ 8. Музыкальные исполнения, пользующиеся частичной правовой охраной

^ Глава 2. Правовое регулирование отношений по использованию музыкальных исполнений

§ 1. Использование "живых" (незаписанных) музыкальных исполнений

1.1. Общие положения

1.2. Сообщение в эфир и по кабелю

1.3. Организация публичных выступлений

1.4. Запись

§ 2. Использование записанных музыкальных исполнений

2.1. Общие положения

2.2. Воспроизведение

2.3. Распространение

2.4. Прокат

2.5. Сообщение в эфир и по кабелю

2.6. Публичное исполнение

2.7. Использование в Интернете

2.8. Использование в составе аудиовизуальных произведений

Раздел III. Правовая охрана фонограмм с записями музыкальных произведений и исполнений

^ Глава 1. Понятие и признаки фонограммы как объекта смежных прав. Субъект прав на фонограмму

§ 1. Общие положения

§ 2. Соотношение понятий "фонограмма", "копия фонограммы" и "экземпляр фонограммы"

§ 3. Условия охраноспособности фонограммы с записями исполнений музыкальных произведений

§ 4. Субъект прав на фонограмму

§ 5. Правовая охрана интересов звукорежиссеров

§ 6. Фонограммы, пользующиеся частичной правовой охраной и не охраняемые правом

^ Глава 2. Правовое регулирование отношений по использованию фонограмм с записями исполнений музыкальных произведений

§ 1. Общие положения

§ 2. Переработка

§ 3. Воспроизведение

§ 4. Распространение

§ 5. Публичное исполнение

§ 6. Сообщение в эфир и по кабелю

§ 7. Использование в Интернете

Заключение

Список рекомендуемой литературы


^ АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА В МУЗЫКЕ

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Н.В. ИВАНОВ

Под редакцией

доктора юридических наук, профессора

А.П. СЕРГЕЕВА

Введение

Музыка всегда являлась и является одним из самых востребованных видов искусства. В последние десятилетия использование результатов творческой деятельности в области музыки приобрело массовый характер, появились новые способы использования музыкальных произведений, музыкальных исполнений и фонограмм, позволяющие получать доступ к указанным объектам все более широкому кругу лиц. Стремительное развитие техники существенно обострило конфликт между развивающимися институтами авторского права и смежных прав, с одной стороны, и объективными потребностями общества в доступе к культурным ценностям, к информации - с другой. Простота и доступность современных технических средств, предоставляющих их владельцам фактическую возможность беспрепятственного использования результатов интеллектуальной деятельности в области музыки, в частности возможность их цифрового копирования в неограниченных количествах, привели к масштабному увеличению случаев нарушения законодательства об авторском праве и смежных правах.

Низкий уровень соблюдения законодательства в рассматриваемой сфере во многом вызван также тем, что подавляющее большинство современных музыкантов не осведомлены о принадлежащих им правах и о возможных способах их осуществления и защиты. Как следствие, они зачастую совершают грубые ошибки при решении вопросов об использовании созданных объектов.

Несмотря на указанные обстоятельства, за последние 50 лет в отечественной юридической литературе была написана лишь одна монографическая работа, посвященная правовой охране музыкальных произведений (Зильберштейн Н.Л. Авторское право на музыкальные произведения. М., 1960). Издания, в которых бы непосредственно рассматривались в высшей степени взаимосвязанные вопросы правовой охраны музыкальных произведений, музыкальных исполнений и фонограмм с записями исполнений музыкальных произведений, в отечественной юридической литературе вообще отсутствуют.

Настоящая книга призвана восполнить образовавшийся пробел. Она представляет последовательный анализ современной российской правовой охраны музыкальных произведений, музыкальных исполнений и фонограмм с записями музыкальных исполнений.

Книга написана на основе действующего российского законодательства с учетом положений международных договоров в области авторского права и смежных прав, участником которых является Российская Федерация, а также с учетом правоприменительной практики последних лет.

Как известно, в связи с принятием и введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ <1> (далее - ГК РФ) с 1 января 2008 г. правовое регулирование в рассматриваемой сфере претерпело определенные изменения. При этом необходимо учитывать, что с указанного момента времени Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. <2> (далее - Закон об авторском праве, Закон) хотя и утратил силу, но не утратил полностью свою актуальность. В течение нескольких последующих лет неизбежно возникновение спорных ситуаций в отношении произведений, исполнений и фонограмм, созданных и (или) использовавшихся до 1 января 2008 г. Исходя из ст. 4 ГК РФ, ст. 5, 7 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ <3> "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие части четвертой ГК РФ), при разрешении данных спорных ситуаций в большинстве случаев будет применяться именно Закон об авторском праве. В связи с этим в настоящей работе, помимо норм части четвертой ГК РФ, исследуются также положения Закона об авторском праве и практика их применения.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.

<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2866; СЗ РФ. 2004. N 30. Ст. 3090.

<3> СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497.

Содержащиеся в работе выводы и их аргументация могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти в деятельности по реформированию законодательства об авторском праве и смежных правах, органами судебной власти при подготовке руководящих постановлений по вопросам правоприменения и разрешении конкретных споров в сфере авторского права и смежных прав, практикующими юристами при представлении интересов правообладателей или пользователей, работниками образования при подготовке учебных пособий или курсов по авторскому праву, студентами, аспирантами, соискателями и докторантами при изучении соответствующего раздела гражданского права.

Книга также может быть интересна и полезна авторам музыкальных произведений, артистам-исполнителям, изготовителям фонограмм и их правопреемникам при поиске оптимального варианта осуществления и защиты принадлежащих им прав, а также пользователям и всем, кто интересуется вопросами авторского права и смежных прав.

Раздел I. ПРАВОВАЯ ОХРАНА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

^ КАК ОБЪЕКТА АВТОРСКОГО ПРАВА

§ 1. Общие положения

В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ (п. 1 ст. 7 Закона об авторском праве) музыкальные произведения с текстом или без текста являются объектами авторских прав.

Законодательство об авторском праве традиционно не содержит легального определения произведения. Данный пробел отчасти восполнен в юридической науке: в трудах отечественных ученых, специализирующихся в области авторского права, можно обнаружить множество различных вариантов определения произведения. Наибольшее распространение получило определение, данное В.И. Серебровским более 50 лет назад. Под произведением он понимал "совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения" <1>. Довольно просто, в строгом соответствии с законом определяет произведение Э.П. Гаврилов - как "результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме" <2>. Напротив, сложно и сугубо с материалистических позиций понимал произведение В.Я. Ионас. Произведение, по его мнению, есть "отражение действительности, являющееся синтезом идей (понятий или образов), выраженное в объективной форме, содержащее решение задачи познания и преобразования человека, общества и природы" <3>. Существует также множество других вариантов определения произведения, которые так или иначе раскрывают его сущность.

--------------------------------

<1> Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 32.

<2> Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М., 2005. С. 44.

<3> Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1963. С. 25.

В отличие от понятия "произведение" понятие "музыкальное произведение" в юридической литературе обычно не раскрывается. Для того чтобы сформулировать соответствующее определение, необходимо обратиться к одному из его составляющих - понятию "музыка". В одном из самых авторитетных музыковедческих изданий современности музыка определяется как "вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов - звуков определенной высоты" <1>.

--------------------------------

<1> Музыкальная энциклопедия / Под ред. Ю.В. Келдыша. М., 1976. Т. 3. С. 730.

Таким образом, музыкальное произведение можно определить как совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности свое выражение в форме организованных по высоте и по времени звуковых последований. Именно о правовой охране данного явления окружающей действительности пойдет речь в настоящей главе.

Общепризнанным в современной науке авторского права является тезис о том, что авторское право охраняет форму произведения и безразлично к его содержанию. Данный принцип закреплен в п. 5 ст. 1259 ГК РФ (п. 4 ст. 6 Закона об авторском праве), в соответствии с которым авторские права не распространяются на такие элементы содержания произведения, как идеи, концепции, принципы, методы, способы. Данная норма распространяет свое действие на все без исключения виды произведений, в том числе на музыкальные произведения.

Охраняемую форму произведения принято делить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя форма состоит из образов, являющихся неотъемлемой частью сюжета произведения. Внешнюю форму произведения образует язык, т.е. конкретные выразительные средства, которые используются автором для передачи образов <1>.

--------------------------------

<1> См. об этом подробнее: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2001. С. 116 - 119.

Принимая во внимание специфику выразительных средств, используемых в музыке, можно утверждать, что в случае с музыкальными произведениями правовой охране подлежит лишь внешняя форма произведения. Внешнюю форму музыкального произведения образует звуковой ряд, представляющий собой определенную последовательность звуков и созвучий различной высоты и длительности. Иными словами, авторское право охраняет собственно "музыкальный текст" - внешнюю составляющую музыкального произведения, которая непосредственно воспринимается при его прослушивании. Что касается внутренней формы музыкального произведения, то она по своей природе не может охраняться правом. Образы в музыке передаются с помощью различных по высоте, частоте, силе и длительности звуков, не имеющих четкой смысловой нагрузки, вследствие чего они являются недостаточно определенными и едва ли способны к правовой охране.

§ 2. Музыкальное произведение

как результат творческой деятельности

Согласно ст. 1257, п. 3 ст. 1259 ГК РФ (п. 1 и 2 ст. 6 Закона об авторском праве) произведения, являющиеся объектом авторского права, должны соответствовать двум признакам: 1) они должны представлять собой результат творческой деятельности и 2) они должны быть выражены в объективной форме.

Итак, музыкальное произведение как объект авторского права должно представлять собой в первую очередь результат творческой деятельности. За всю историю развития авторского права в России понятие "творчество" так и не получило четкого определения ни в законодательстве, ни в юридической литературе. Зачастую творчество раскрывается через различные по своему содержанию признаки, такие, как оригинальность, неповторимость, уникальность, самобытность человеческой деятельности. Предлагались различные варианты определения творчества. Например, В.И. Серебровский отмечал, что "творчество - это сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий своей целью достижение определенного результата" <1>. Э.П. Гаврилов определяет творческую деятельность как "деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира" <2>. К сожалению, эти и другие многочисленные попытки выявления содержания понятия творчества, встречающиеся в литературе, нередко оказывались достаточно далеки от сути изучаемого явления.

--------------------------------

<1> Серебровский В.И. Указ. соч. С. 34.

<2> Гаврилов Э.П. Указ. соч. С. 44.

При уяснении содержания понятия творчества в авторском праве важно учитывать, во-первых, что творчество - это прежде всего интеллектуальная, а не физическая деятельность человека и, во-вторых, что данная деятельность должна приводить к результату, ранее не существовавшему. Для авторского права важно не столько то, чтобы процесс создания произведения носил творческий характер, сколько то, чтобы достигнутый результат представлял собой нечто особенное, оригинальное. Конечно, оригинальный литературный или художественный объект не может возникнуть из ниоткуда, его появлению на свет всегда предшествует определенная деятельность человека. Однако вполне возможна обратная ситуация, когда творческая деятельность не приводит к возникновению соответствующего результата. Например, автору приходит оригинальная идея, он начинает воплощать ее в жизнь, но в процессе работы отказывается от задуманного. В этом случае есть творческая деятельность, но нет ее результата, который и охраняется авторским правом.

Основываясь на современном уровне знаний в данной области, творчество в авторском праве можно определить как интеллектуальную деятельность человека в области литературы или искусства, направленную на создание оригинального результата.

Что касается критерия оригинальности, то при его определении следует учитывать два момента. Во-первых, необходимо обращаться к общепринятому в русском языке значению слова "оригинальный", т.е. нетипичный, не похожий на других, отличающийся от других. Во-вторых, необходимо учитывать общепризнанное в науке авторского права положение о том, что для возникновения авторско-правовой охраны достаточно, чтобы созданный объект обладал хотя бы незначительной степенью оригинальности (нетипичности, отличия от других объектов).

Присущие авторскому праву невысокие требования к признаку творчества, соблюдение которых предполагает по крайней мере возникновение правового режима производного произведения, вовсе не означают, что в авторском праве на музыкальные произведения действует презумпция оригинальности объекта, претендующего на правовую охрану. Законодательно установлена лишь презумпция авторства, согласно которой при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре произведения (ст. 1257 ГК РФ, п. 2 ст. 9 Закона об авторском праве). Аналогичной презумпции в отношении признака творчества (оригинальности) не установлено <1>. Это означает, что в случае спора творческий характер деятельности по созданию произведения должен быть доказан лицом, которое заявляет о нарушении своих авторских прав. Соответственно до того, как применять презумпцию авторства, необходимо установить, является ли объект, в отношении которого лицо заявило о своем авторстве, произведением - результатом творческой деятельности. Только в случае положительного ответа на данный вопрос вступает в силу презумпция ст. 1257 ГК РФ (п. 2 ст. 9 Закона), которая может быть опровергнута.

--------------------------------

<1> Презумпция творческой деятельности автора и соответственно презумпция оригинальности созданного объекта были установлены лишь в отношении программ для ЭВМ и баз данных в п. 2 ст. 3 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" и действовали до 1 января 2008 г. Часть четвертая ГК РФ аналогичной презумпции не содержит.

На решение вопроса об оригинальности произведения и его правовую охрану в целом не влияют такие факторы, как профессионализм автора, актуальность, востребованность, эстетический уровень достигнутого результата и прочие качественные характеристики. В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ (п. 1 ст. 6 Закона об авторском праве) произведение подлежит правовой охране вне зависимости от его достоинства. Из этого, в частности, следует, что авторским правом охраняются оригинальные музыкальные произведения любых стилей и направлений.

В литературе неоднократно отмечалось, что творческая деятельность по созданию музыкального произведения характеризуется определенной спецификой, поскольку "именно в музыке очень трудно бывает отграничить творческую часть труда от технической" <1>. Создавая произведение, композитору зачастую приходится тратить массу времени, чтобы откорректировать уже сочиненное, придать желаемую форму задуманному. Вдохновение может посетить автора совершенно неожиданно и также неожиданно может его покинуть. Как справедливо отмечается в литературе, "процесс написания музыкального произведения представляет собой процесс перехода вдохновения в усидчивый труд" <2>. В свое время об этом писал великий русский композитор П.И. Чайковский: "Иногда на несколько времени вдохновение отлетает; приходится искать его, и подчас тщетно. Весьма часто совершенно холодный рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь" <3>.

--------------------------------

<1> Зильберштейн Н.Л. Авторское право на музыкальные произведения. М., 1960. С. 10.

<2> См.: Там же.

<3> Чайковский П.И. Переписка с Н.Ф. фон Мекк. М., 1934. Т. 1. С. 217.

Как видим, в музыке мы сталкиваемся с большими сложностями на пути определения той грани, которая бы отделяла истинно "деятельность творца" от обычных человеческих усилий, стремления к достижению результата. Именно в совокупности эти два переплетающихся между собой процесса и образуют явление, которое принято называть творческой деятельностью по созданию музыкального произведения.

Поскольку творческая деятельность предполагает создание нового произведения, в литературе предлагалось также выделять понятие новизны произведения. Утверждалось, что признак новизны в авторском праве имеет право на самостоятельное существование наравне с признаком творчества. Одним из самых последовательных сторонников данной точки зрения являлся В.Я. Ионас, детально исследовавший проблему новизны в авторском праве в работе 1972 г. "Произведения творчества в гражданском праве" <1>. Суть его рассуждений сводилась к следующему. Произведение, как правило, состоит из множества компонентов. С одной стороны, возможно создание произведения, в котором все его составляющие будут новыми. В то же время возможно создание такого произведения, в котором часть его элементов будет заимствована из другого ранее созданного произведения. При этом новизна той части элементов, которые не являются заимствованными, далеко не всегда свидетельствует о творческом характере произведения в целом. Следовательно, по мнению ученого, возможны новые произведения без творческой самостоятельности, и в связи с этим в авторском праве целесообразно ввести понятие существенной новизны произведения <2>.

--------------------------------

<1> Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972. С. 12.

<2> См.: Там же.

Хотя подобные рассуждения небеспочвенны, серьезной поддержки в научных кругах они не получили. Как отмечает А.П. Сергеев, в авторском праве, которое охраняет форму произведения, выделение признака новизны как самостоятельного представляется излишним, поскольку "он полностью поглощается признаком творчества" <1>. Если на практике возникает спор о том, является ли новое произведение, созданное на основе уже существующего, результатом творческой деятельности, то суд как раз и будет определять, есть ли в данной работе элементы творчества, что само по себе уже означает, является ли данное произведение новым или нет. Иными словами, признак творчества включает признак новизны, так как "в сфере авторского права новизна представляет собой неизбежное следствие творческой деятельности" <2>. Данная позиция в настоящее время преобладает в доктрине и получила свое подтверждение в законодательстве, где новизна как самостоятельный признак охраноспособности произведения не выделяется.

--------------------------------

<1> Сергеев А.П. Указ. соч. М., 2001. С. 113.

<2> Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Отв. ред. С.Н. Братусь, О.Н. Садиков. М., 1982. С. 585.

§ 3. Объективная форма музыкального произведения

В соответствии с п. 4 ст. 1259 ГК РФ (п. 1 ст. 9 Закона об авторском праве) для возникновения авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Все предусмотренные действующим законодательством авторские права возникают у автора в момент создания произведения, т.е. в момент придания произведению объективной формы.

Как следует из п. 1 ст. 1259 ГК РФ (п. 1 ст. 6 Закона об авторском праве), объективная форма выражения является вторым признаком охраноспособности музыкального произведения. Данный признак означает, что правовой охране подлежит лишь такой результат творческой деятельности композитора, который получил свое воплощение вовне в форме оригинальной комбинации звуков. Напротив, набор звуков, запечатленный в сознании автора и не получивший своего выражения в реальной действительности, не может претендовать на правовую охрану, поскольку он существует лишь субъективно и не выражен в объективной форме.

Объективной формой для музыкального произведения в первую очередь служит нотная запись. В силу своей простоты и доступности нотная запись является классическим и до сих пор самым распространенным способом фиксации музыкальных творений. Единственным препятствием для выражения сочиненного в нотной форме может оказаться недостаточный уровень музыкального образования автора - так называемое отсутствие нотной грамоты.

В отличие от ранее действовавшей нормы п. 2 ст. 6 Закона об авторском праве норма, содержащаяся в п. 3 ст. 1259 ГК РФ, не содержит указания на разновидности письменной формы выражения произведения, в том числе на нотную запись. Однако, учитывая то очевидное обстоятельство, что нотная запись является разновидностью именно письменной формы выражения музыкального произведения, а также исходя из того, что перечень объективных форм, содержащийся в п. 3 ст. 1259 ГК РФ, носит не исчерпывающий характер, следует прийти к однозначному выводу о том, что с момента вступления в силу п. 3 ст. 1259 ГК РФ нотная запись по-прежнему является одним из возможных видов объективной формы существования музыкального произведения, достаточной для возникновения правовой охраны.

Другой не менее распространенной формой выражения музыкального произведения является звуко- и видеозапись (п. 3 ст. 1259 ГК РФ, п. 2 ст. 6 Закона). Для возникновения правовой охраны не имеет значения, является ли сделанная звуко- или видеозапись произведения профессиональной или любительской. Главное, чтобы при последующем воспроизведении запись позволяла идентифицировать зафиксированный набор звуков или нотных знаков. Видеозапись соответственно может выступать в роли объективной формы музыкального произведения при соблюдении хотя бы одного из двух условий. Либо данная запись должна сопровождаться звуковым рядом. В этом случае для фиксации сочиненного автору достаточно, помимо специальных технических приспособлений, умения играть на каком-либо музыкальном инструменте или наличия определенных вокальных данных, хотя в роли исполнителя может выступить и третье лицо. Либо, если звуковой ряд у видеозаписи отсутствует, она должна содержать доступное для восприятия изображение нотного текста.

И нотная запись, и звуко-, видеозапись относятся к разряду тех объективных форм выражения музыкального произведения, которые обладают способностью к механическому воспроизведению. В то же время при определенных условиях объективной формой выражения музыкального произведения может выступить устная форма. Примерный перечень устных форм выражения произведений содержится в п. 3 ст. 1259 ГК РФ (п. 2 ст. 6 Закона об авторском праве) и включает публичное произнесение, публичное исполнение и иную подобную (т.е. публичную) форму. Из данного перечня следует, что для возникновения правовой охраны необходимо, чтобы устная форма произведения носила публичный характер. Соответственно для возникновения правовой охраны музыкального произведения простого исполнения недостаточно. По смыслу закона лишь с того момента, как ни на чем не зафиксированная музыка исполнена публично, прозвучавшее произведение подлежит правовой охране.

Согласно легальному определению публичного исполнения, содержащемуся в пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ (ст. 4 Закона об авторском праве), под публичным исполнением следует понимать исполнение произведения, которое осуществляется в месте, открытом для свободного посещения, или при котором присутствуют лица, не относящиеся к обычному кругу семьи. Следовательно, исполнение, адресованное неограниченному кругу слушателей либо адресованное ограниченному кругу слушателей, среди которых есть лица, не относящиеся к обычному кругу семьи, является безусловным основанием возникновения правовой охраны музыкального произведения <1>. В то же время музыка, исполненная автором в одиночестве или в домашнем кругу, по действующему законодательству не считается выраженной в объективной форме и, как следствие, не подлежит правовой охране.

--------------------------------

<1> Исходя из п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 8), при отнесении лиц к обычному кругу семьи необходимо учитывать родственные отношения и личные связи присутствующих при исполнении лиц, периоды их общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.

Как видим, закон допускает ситуацию, при которой фактически выраженное вовне произведение формально таковым может и не считаться. Вероятно, устанавливая данное правило, законодатель исходил из того, что в случае спора чрезвычайно затруднительно доказать права на устное произведение, которое слышал только сам автор и его близкие. Авторам в связи с этим можно посоветовать облекать сочиненную музыку в нотную, звуковую или видеозапись, поскольку обычного домашнего исполнения для авторско-правовой охраны произведения может оказаться недостаточно.

Помимо рассмотренных разновидностей объективной формы выражения произведений в ГК РФ и в Законе об авторском праве упоминаются еще две: изображение и объемно-пространственная форма. В отношении музыкальных произведений эти формы выражения являются вторичными, так как та же нотная запись может быть нанесена каким-либо специальным способом или изображена, например, на картине или фотографии. Принципиальных отличий в правовой охране музыкальных произведений, выраженных таким образом, не будет.

§ 4. Мелодия, гармония и ритм

как элементы формы музыкального произведения

Мелодия, гармония и ритм состоят из звуков и звукосочетаний различной высоты и длительности и образуют внешнюю форму музыкального произведения, которая охраняется авторским правом.

Согласно п. 7 ст. 1259 ГК РФ (п. 3 ст. 6 Закона об авторском праве) объектом авторского права является не только музыкальное произведение в целом, но и его часть. Применительно к элементам формы музыкального произведения данная норма означает, что авторским правом охраняется не только внешняя форма музыкального произведения в целом, но и отдельные ее составляющие. В связи с этим следует рассмотреть вопрос о правовом режиме такого важнейшего элемента формы музыкального произведения, как мелодия. Тем более что в отечественной юридической литературе в недавнем прошлом велся многолетний спор по поводу того, признавать или нет мелодию охраняемой частью музыкального произведения.

Традиционно в музыковедении мелодию определяют как "осмысленно-выразительное и законченное по построению одноголосное последование звуков, объединенных определенными отношениями высоты, длительности и силы; является важнейшей основой музыкального произведения, способной воплотить самые различные образы и состояния" <1>. Мелодия действительно является важнейшим элементом формы музыкального произведения, поскольку именно она в первую очередь остается в сознании слушателей.

--------------------------------

<1> Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь. Л., 1964. С. 198.

Длительное время в советской науке авторского права господствовала точка зрения, согласно которой мелодия не признавалась объектом правовой охраны (Б.С. Антимонов, Е.А. Флейшиц, О.С. Иоффе, М.И. Никитина, М.В. Дозорцева и др.). Утверждалось, что мелодия неразрывно связана с гармонией и ритмом, и поэтому она не может охраняться отдельно от двух других элементов музыкального произведения. В качестве аргумента сторонники данного подхода обычно использовали ссылку на авторитет в исследуемой области. Они приводили строки из письма П.И. Чайковского, который в свое время отмечал: "Мелодия никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе. Вообще оба элемента музыки вместе с ритмом никогда не могут отделиться друг от друга, то есть всякая мелодическая мысль носит в себе подразумеваемую к ней гармонию и непременно снабжена ритмическим делением" <1>. Кроме того, утверждалось, что мелодия наравне с сюжетом литературного произведения относится к "таким формам проявления интеллектуальной деятельности, которые тесно прикасаются с произведениями, но сами по себе произведениями признаны быть не могут" <2>



страница1/14
Дата конвертации28.03.2013
Размер2,71 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы