Ах технологии и во внеурочное время Работу icon

Ах технологии и во внеурочное время Работу



Смотрите также:


Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5


Обобщение опыта по теме:
«Развитие творческих способностей
и познавательной активности учащихся
на уроках технологии и во внеурочное время»



Работу выполнила:
учитель технологии
Резухина Татьяна Владимировна,
высшая квалификационная категория


Краснокамск 2007

Содержание


Введение

3

I. Теоретические основы развития творческой деятельности учащихся в современном образовательном процессе


5

1.1. Понятие о способностях

5

1.2. Труд и творчество

7

1.3. Формирование и развитие способностей

10

1.4. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников


12

II. Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время


14

2.1. Формы и методы развития творческих способностей учащихся


14

2.2. Создание проблемной ситуации

16

2.3. Использование игр

17

2.4. Коллективное творческое дело

19

2.5. Создание ситуации успеха в обучении

21

2.6. Творческое задание

22

2.7. Метод проектов

24

2.8. Использование компьютера

25

2.9. Метод взаимной проверки

26

III. Детское объединение «Школьное ателье «КИСС»

27

3.1. Анализ ситуации по созданию школьного ателье

27

3.2. Структура управления школьным ателье

30

3.3. Материально-техническая база

31

3.4. Внешние связи

33

Заключение

36

Список литературы

40

Приложения

41

Введение


«… Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта.»

^ А.С. Макаренко


Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – несомненно будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству. Эта задача наиболее успешно может быть решена в рамках предмета «технология».

В связи с демократизацией школьного образования основное внимание уделяется учебной и гораздо меньше – внеклассной работе по предмету. Однако часто в ходе внеклассной работы развитие и воспитание отдельной личности происходит успешнее. На уроке сложно осуществить дифференцированный подход к личности учащегося, организовать самостоятельную работу с дополнительным материалом.

Сегодняшнее положение технологии как учебного предмета в базисном плане занимает невыгодную позицию. В 8 классе – 1 час; в 9 классе – ни одного часа. Хотя предмет действительно уникальный и имеет неоценимое значение в развитии разносторонних качеств личности.

В целях создания необходимых условий достижения нового современного качества образования необходимо использование эффективных форм и методов обучения. Одной из таких форм является внеклассная работа.

Главной целью моей работы стало формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Для осуществления данной цели мною решаются следующие задачи:

  1. Развивать самостоятельность и способность учащихся решать творческие задачи.

  2. Сформировать коммуникативные и организаторские способности.

  3. Воспитывать трудолюбие, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности.

Критериями, позволяющими оценить полученный результат, стали

  1. Интерес к предмету.

  2. Самостоятельность учащихся.

  3. Мотивация обучения.

  4. Активность.

  5. Творческий подход к работе.

^ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Понятие о способностях


Творчество тесно связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами).

Способностями называются качества личности, которые обеспечивают успешность и продуктивность той или иной деятельности. Знание человеком своих способностей, наличие положительного опыта их использования определяют его выборы поведения и жизнедеятельности.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные (например, способности к изобразительной деятельности) и ведущие (например, свойства художественного, творческого воображения). Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция.

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяю два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек на первом уровне развития способностей обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей он создает новое, оригинальное. Однако следует иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность репродуктивную, без которой она вообще немыслима.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности.

Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами «талант» и «гений». Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов.

В начале 80-х гг. советские исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин поставили перед собой проблему: какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Они изучили свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что независимо от рода деятельности творческая личность обладает основными качествами:

  1. Умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность;

  2. Умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;

  3. Высокая работоспособность;

  4. Умение находить и решать проблемы, составлять основу цели;

  5. Умение защищать свои убеждения.

Все эти качества являются приоритетными, точнее самовоспитанными в течение жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Но нельзя отрицать и то, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности. [1]

По словам советских психологов (Г.С. Костюк, А.Г Ковалева, В.Н. Мясищева) задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Каждый человек в течение своей жизни должен сделать хотя бы одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. Таких творческих дел множество.

^ 1.2. Труд и творчество


Умение мыслить, искать новые нестандартные решения – это качество, без которого немыслим эффективный труд в сферах производства, науки, обслуживания. Поэтому важной задачей учебных занятий по технологии является формирование творческого отношения к труду.

Творчество необходимо в любой сфере человеческой деятельности. Благодаря ему осуществляется прогрессивное движение общества.

Существует множество определений понятия творчества.

Большой энциклопедический словарь дает обобщающее определение творчества:

«Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью».

Можно сказать и так, что творчество – это решение творческих задач. При этом творческая задача определяется так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов.

Особенно важным в трудовом обучении и производительном труде школьников являются типичные мотивы (интерес к труду, самоутверждение, коллективизм и безопасность, служение другому), которые побуждают детей охотно трудиться, превращают труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело. Именно с мотивом связано формирование отношения к труду как главной ценности [3].

Любовь к труду, творческое отношение к нему невозможны без привычки трудиться, без выработки мастерства, умелости, смекалки и сноровки.

В процессе труда при выполнении самых различных изделий у учащихся вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу, определять, как лучше ее выполнить, и способность доводить дело до конца – качества, без которого невозможно и творчество.

По мнению И.П. Волкова единственно правильного объективного толкования творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, т.к. проявления человеческой деятельности настолько многообразны, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя.

И.П. Волков в своей книге «Учим творчеству» дает очень много полезных советов для учителей как правильно обучать творчеству. Он пишет, что школьник не может создать оригинальный конкретный продукт, если учитель не будет опираться на уже имеющиеся у него знания. Работы должны выполняться грамотно потому, что грамотность – это правила. Именно они дают на практике мастерство. А мастерство – это квалификация. Творчеству надо учить постепенно, т.е. выполнять работу с элементами творчества. Без самостоятельности, когда ученик сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объем работы, серьезно говорить о творчестве нельзя. [4]

Способность к творчеству может в полной мере проявиться только в том случае, если дело, которым он занимается, соответствует его интересам, склонностям и индивидуальным способностям. Тогда он может реализоваться полностью и, следовательно, проявить себя как творческая личность. Постигая и преобразуя окружающий мир, человек может выступать в трех видах творческой деятельности. Первый – исследование объективно существующих закономерностей, свойств и явлений окружающего мира. Это удел ученых, и итогом их деятельности являются открытия. Второй вид творческой деятельности связан с решением задач, повседневно возникающих в различных областях хозяйственной деятельности. Наиболее оригинальные решения становятся изобретениями. Третий вид творческой деятельности – рационализация.

Развитию творческих способностей также содействует доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничества учителя и ученика.

Чтобы проследить творческий рост каждого ученика, принимающего участие в детском объединении «Школьное ателье «КИСС», мне помогают личные книжки, которые заводят сами ученицы (такую систему работы «как книжки творческой активности учащихся» предложил заслуженный учитель И.П. Волков).

^ 1.3. Формирование и развитие способностей


Способности формируются в деятельности при благоприятных социальных условиях жизни. Эта концепция подтверждается практикой и специальными исследованиями. Об этом написано немало трудов великими психологами, педагогами.

В частности, известный психолог Ковалев А.Г. в своих работах о способностях человека, выделил ряд важных условий, при которых можно развивать способности человека:

  1. Знать во всех отношениях ребенка, учитывать его силы и возможности в разных учебных предметах, видах физического труда и общественной работы. Это позволит правильно составить план по формированию способностей.

  2. Обеспечить соответствие между уровнем обученности и уровнем обучаемости. Формирование обучаемости это и есть процесс формирования общих способностей индивидов.

  3. Процесс обучения должен носить творческий характер. Именно он формирует положительное отношение к учению, овладению знаний.

  4. Сочетать обучение с практикой, с трудом. Особое значение имеет организация творческих заданий в труде, без которых невозможно развить творческие силы и способности учащегося.

  5. Вести систематически профориентационную работу с тем, чтобы каждый школьник мог свободно выбирать в соответствии со своими склонностями и способностями специальность и начать готовиться к ней уже в школьный период жизни.

  6. Формировать активные черты личности (самостоятельность, трудолюбие и организованность) без чего невозможна полная реализация потенциальных сил и способностей индивида и максимальное развитие в деятельности.

  7. Правильно сочетать общие требования с индивидуальным подходом к учащимся.

Указанные условия обеспечивают формирование у школьника необходимых психических и нравственных свойств в их единстве, что и составляют внутреннее условие образования цельной, активной личности, способной творчески решать общественно значимые задачи. [2]

^ 1.4. Индивидуальный и дифференцированный подход
в обучении школьников



Известно, что обучение – это процесс взаимодействия учителя с учащимися при работе над определённым содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс, необходимо его организовывать. Исходным моментом управления учебной деятельностью является определение её цели и формирования у школьников положительного отношения к учёбе. В процессе управления учитель ищет способы, как направлять, корректировать работу учеников, вовремя приходить на помощь отстающим. Эффективным управлением учебной деятельностью учащихся способствует изучение их учебных возможностей, знание которых позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход в организации их учебной работы.

Под дифференциацией подразумевается учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Дифференцированно-групповая форма предполагает организацию деятельности по овладению знаниями разных групп учеников с учётом их учебных возможностей. В зависимости от трудности материала, подготовленности учеников возможен и такой способ дифференциации, когда ученикам с высшими учебными возможностями даётся специальное задание, а с основным составом класса учитель работает над единым заданием. Такая форма оправдана при изучении трудного материала. При этой работе все испытывают моральное удовлетворение от сделанного, что создаёт высокий эмоциональный настрой, вызывает у учеников радость переживания за свои успехи, повышает интерес к учебной деятельности.

При дифференцированной форме обучения каждому ученику определяется вариант задания, который он должен выполнить. Одновременно сообщается, что его успешная деятельность позволит ему избрать другой вариант. Важное условие – ученики не должны знать об их разделении на группы. однако не надо забывать, что такая форма обучения не является основной, а включается в учебный процесс лишь для повышения его эффективности только на отдельных его этапах.

Самой главной ценностью образования сегодня должна стать его индивидуализация. Требования учитывать индивидуальные способности ребёнка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.

Ряд возможностей индивидуализации представляет и групповая работа как средство активизации учащихся. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях в отношении возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью. В беседе внутри малой группы он может высказывать своё мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями. Особенно благоприятные возможности для индивидуализации представляют группы, которые сформированы учителем на основании уровня развития учащихся. В таких случаях более сильной группе предоставляются и более сложные задания, а более слабой – задания полегче.

Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения представляет индивидуальная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и в индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся внутри класса по различным признакам. Эта форма учебной работы универсальна.

Основная цель индивидуализации учебной работы – содействие формированию и сохранению неповторимой индивидуальности личности каждого обучающегося. Для достижения этой цели у каждого обучающегося должна быть возможность выбора.

^ ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

2.1. Формы и методы развития творческих
способностей учащихся



Развитие творческой личности учащихся осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания. При этом предполагается создание таких условий, чтобы школьники не только осознали общественно-полезное значение своего труда, почувствовали интерес к нему, но и стремились бы показать свои творческие возможности, реализовать их в конкретных трудовых делах.

В процессе обучения учащихся надо иметь ввиду, что учебные возможности развиваются с возрастом неравномерно. Например, до 11 лет они обладают ярко выраженным стремлением к самостоятельности, увлечением при выполнении задания. В то же время – некритическим отношением к результатам своей работы. Дети в возрасте 12-13 лет более самокритичны, пытаются анализировать свою работу, но часто бывают нерешительны и проявляют склонность к подражательству. Для детей старшего возраста характерно развитие абстрактного мышления, а главное – формирование мировоззрения, индивидуальной манеры самовыражения, яркое проявление в творчестве. Время, затраченное учащимися на выполнение задания и качество выполненной работы, не всегда могут быть приняты основными критериями при оценке, т.к. темп и качество работы во многом зависит от индивидуальных особенностей учащихся, состояния их здоровья, а также от неодинаковых условий выполнения задания. Поэтому при планировании занятий я стараюсь чередовать одни виды деятельности с другими, чтобы у детей не наблюдалось резкого нарастания утомления, ведущего к понижению внимания и рассеянности, заботиться о том, чтобы учащиеся понимали цель своего труда, его необходимость.

Форма проведения занятий может быть традиционной и нетрадиционной. Какой бы форма проведения занятия ни была, главное – это работа учеников, которую организует учитель. Использование разнообразных методов даёт возможность поддерживать хорошую работоспособность на занятиях.

Наибольшее применение в моей практике получили:

^ 1. Объяснительно-иллюстрированные методы (рассказ, беседа).

Рассказ используется при объяснении нового материала, который, как правило, сопровождается с использованием средств наглядности. Демонстрируемые объекты чаще всего это образцы – эталоны обработки узлов и деталей, различных видов декоративной отделки изделий, каждый образец представлен поэтапно в технологической последовательности. Это даёт возможность полнее представить каждую операцию, лучше понять технику ее выполнения. Например, рассказывая учащимся о последовательности подготовки ткани к раскрою, о подготовке деталей к обработке, я опираюсь на те знания, которые они получили в 5-8 классах.

Беседа часто используется при проведении занятий по конструированию и моделированию изделий, чтению чертежей, работе над эскизом и т.д. Задавая вопросы учащимся в ходе беседы, я проверяю степень усвоения учащимися изучаемого материала, определяю недостатки в знаниях, намечаю пути к их устранению. Такой метод обучения развивает внимание, самостоятельность их мышления и учит логически излагать материал.

^ 2. Репродуктивный метод (демонстрация, упражнение, инструктаж).

Этот метод обеспечивает ускоренное, прочное усвоение информации, быстроту формирования практических умений и навыков. Особенно это касается тех занятий, на которых учащиеся выполняют пошив изделия, учатся правильно обращаться с инструментами, приспособлениями, оборудованием, грамотно выполнять рабочие движения и приемы труда.

^ 2.2. Создание проблемной ситуации


Работая на уроках и в школьном ателье, девочки изготавливают различные изделия. В процессе работы приходится решать самые различные вопросы, начиная с выбора объекта труда, его конструкции, определять рациональные способы обработки отдельных деталей, рассчитывать количество ткани на изделие, уметь устранять неполадки в работе и т.д. Я не стараюсь сразу же по первому зову решать их проблемы, а создаю им такие условия, в которых приходится прилагать усилия не только физические, но и умственные. Например, поломалась игла, развалился шпульный колпачок, строчка петляет – замени, собери, исправь. Забыла, как это делается, возьми инструкцию, посмотри и сделай.

Какие полезные мелочи можно сделать из лоскутков? Как можно обойтись без заметывания боковых и нижнего среза накладного кармана, чтобы настрочить его на изделие? Как исправить допущенные ошибки в изделии? Как устранить дефект кроя на клетчатых тканях, если полоски не совпадают?

На занятиях предлагаю решать технолого-экономические задачи. Например, измерьте общую площадь выпадов ткани при определенной раскладке выкроек (дается готовая раскладка выкроек на ткани); предложите экономную раскладку выкроек на том же отрезке ткани, вычислите, сколько ткани сэкономлено.

^ 2.3. Использование игр и игровых форм


Использование дидактических игр, пожалуй, самый активный метод обучения. Он не только поддерживает интерес учащихся к предмету, но и стимулирует их познавательную активность, вовлекает в творческую деятельность. Образовательная программа детского объединения включает в себя раздел «Культура поведения и общения с детьми младшего возраста» и это не случайно. Нам приходится общаться с детьми, когда мы снимаем с них мерки, приносим готовые вещи заодно и играем с ними. Так просто они нас не отпускают. Однажды сами же девочки предложили сделать для них какой-нибудь подарок. А так как впереди был Новогодний праздник, то возникла идея сделать для них новогодние игрушки. Их идея мне очень понравилась. Только я предложила сделать их в совместной деятельности с детьми детского сада. Мы разработали сценарий занятия под названием «Путешествие в страну мастериц». Основная цель его развивать фантазию, воображение у детей и учащихся при выполнении елочных игрушек из разноцветных ярких тканей и фурнитуры: пуговиц, бисера, блестков, а также воспитывать дружеские отношения в совместной работе, ответственность, творческое отношение к труду.

Главными действующими лицами были девицы-Мастерицы, их помощницы «Умелые ручки», которых очень хорошо сыграли девочки из восьмого класса. Маленьких детей они повели в «страну», где живут самые лучшие Мастерицы и творят своими руками чудеса. Они рассказали о злой принцессе Иголочке, которая постоянно пряталась от всех, а потом незаметно кололась.

Но в любой сказке добро побеждает зло. Так произошло и здесь.

Девочек из детского сада познакомили, как правильно работать с иголочкой, ножницами, клеем. Только потом они стали делать удивительные игрушки.

Задание заключалось в следующем: сами детишки должны были выбрать заранее подготовленный крой деталей (елочка, мешочек, машинка) из понравившейся ткани. Совместно с девочками из девятого класса они должны были соединить ручными стежками две детали, набить их синтепоном, зашить и украсить фурнитурой. Готовые игрушки сразу же развешивались на елочку, которую принесли из детского сада. Все были очень довольны.

Второе занятие мы проводили у них в гостях. Познакомили ребятишек с техникой изготовления елочных игрушек из пенопласта методом инкрустации. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

^ 2.4. Коллективное творческое дело


Это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и которая направлена на общественную пользу. Методику эту разработал еще А.С. Макаренко. Она состоит из следующих этапов:

^ I этап. Коллективное планирование работы и выбор объекта труда.

Приведу пример: к нам обратилась организатор по внеклассной работе с просьбой пошить карнавальные костюмы, чтобы новогодние школьные елки были более яркими, красочными, интересными, но при этом денег на ткани не выделили. Оставалось только одно – делать костюмы из старых платьев, костюмов, блузок, которые нам приносили из дома учителя, сами дети, воспитатели из детских садов. На общем организационном собрании каждой бригаде была поставлена задача: какие костюмы они будут шить и дальнейшее планирование их работы. Моя роль заключалась в анализе представленных бригадами вариантов карнавальных костюмов. Методом вопросов и ответов мы вместе попытались обосновать выдвинутые идеи. Всех больше голосов было за идею создания костюмов любимых сказочных героев (Буратино, Пьеро, Мальвины и т.д.). Мне даже не пришлось убеждать их в том, что предстоящая коллективная творческая работа принесет огромную пользу.

^ II этап. Коллективная подготовка.

На этом этапе девочки вместе со мной начинают подготавливать ткани: распарывают старую одежду, стирают, отутюживают и только тогда изготавливают выкройки по предложенным моделям своих эскизов. Если в бригаде четыре человека, значит, каждая из них предлагает свой вариант. Лучшие берутся за основу. Подбираются недостающие отделочные материалы. Я помогаю распределить конкретную работу, с учётом их возможности, интересов.

^ III этап. Коллективное проведение изготовления изделий.

В каждой бригаде шьют свои костюмы (головной убор, отделочные детали, рубаху и т.д.). Моя роль заключается в советах по технологии, как лучше сделать ту или иную деталь, оказать помощь, если возникают трудности.

^ IV этап. Коллективный анализ выполненной работы.

Каждая бригада защищает свое изделие. Подводим итоги, устраиваем чаепитие.

С данной коллекцией костюмов «Герои любимых сказок» наши первоклассники выступили в первом этапе краевого конкурса детской и молодежной моды «Давайте отдыхать красиво».

Таких дел нами сделано немало: это изготовление мягко-набивных игрушек для детских садов, панно на тему «Любимые сказки детей» для детского сада, выполненное учащимися 8 класса и девочек из школьного ателье.

^ 2.5. Создание ситуации успеха в обучении
(конкурсы, выставки, экскурсии, олимпиады)



Представляет собой создание цепочки ситуации, в которых учащиеся добиваются хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувств уверенности в своих силах. Например, учащейся, которая решила сделать дорожку на стол в технике вышивки «ришелье», была предложена задача, найти более экономичный, эффективный способ оформления дорожки на примере накладной аппликации. Чтобы выполнить дорожку в технике вышивки «ришелье» ей потребовалось бы значительно больше времени, т.к. с этой техникой она не знакома, да и уверенности в том, что первая работа получится хорошо. В процессе обсуждения данной ситуации предлагались разные варианты: а что если аппликативные элементы настрочить на основу шёлковых тканей или сетку (трикотажную, капроновую) и вырезать отдельные элементы как в технике «ришелье». Учитывая, что шелковые ткани сильно осыпаются, трикотажная сетка мягкая, мы пришли к выводу, что основой будет капроновая сетка. Настрочив на нее цветы, мы получили потрясающий эффект, очень похожий на технику «ришелье».

Участие в различных выставках, конкурсах имеет для учащихся большое значение, т.к. это влияет на уровень самооценки развивающейся личности. Любая творческая работа – это то, с помощью чего учитель может целенаправленно создавать ситуацию успеха как для группы учащихся, так и для отдельных учеников. Кроме того, олимпиады и конкурсы помогают выявлять и развивать более способных и одарённых учащихся.

Приёмом, способствующим созданию ситуации успеха, также служит дифференцированная помощь школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Например, слабоуспевающие школьники могут получить карточки-консультации, планы предстоящего ответа, инструкционные карты и другие материалы, позволяющие им справиться с представленным заданием.

^ 2.6. Творческое задание


Задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе неприменяемых. Например, подобрать лоскуты хорошо сочетающихся тканей и отрезки отделочной тесьмы к ним; составить отделку из двух-трех отделочных элементов; внести изменения в конструкцию платья, сумки и т.д.; подобрать ткани и отделочные материалы для пошива какого-нибудь изделия; разработать комплект кукол, зверей или домашних животных типа «варежка» для детского спектакля, используя различный масштаб изделия, а для того, чтобы работу облегчить, даю им исходные формы.

Я учу девочек смотреть на ткань как на изобразительное средство. Так, например, сочетание различных тканей: ситец, вельвет, бархат, атлас, мешковина, обогащает фактуру изделия.

Успешность выполнения любой творческой работы зависит от эскиза. Сначала это быстрые зарисовки возникших вариантов, идей, фасон платья и т.д. Дальнейшее развитие и уточнение идей происходит в творческом эскизе детали, детально проработанном и продуманном. Всегда говорю девочкам, что хороший эскиз – это 50% выполненной работы. Объяснение, что такое эскиз, начинаю с показа лучших творческих работ учащихся, художников-модельеров, мастеров декоративно-прикладного искусства. Когда девочки видят сначала наброски, затем чётко выполненный эскиз и точную копию эскиза-изделия, они начинают понимать всю его значимость.

Для тех девочек, которые недостаточно хорошо рисуют, предлагаю выполнить макет из бумаги. Так было, когда мы разрабатывали головной убор для костюма индейца, цыпленка. Это стимулирует воображение учащихся.

Большую роль в развитии творческих способностей играют занятия декоративно-прикладного искусства при работе с так называемым «бросовым» материалом. Здесь девочкам представляется много возможностей для творчества в мастерской, дома, развивается их фантазия, воображение.

К нам в мастерскую очень много приносят старой одежды, особенно мы ценим вещи из драпа. Драп хорошо держит форму, срезы у него не осыпаются, его можно разрезать на тонкие полоски, скручивать, плести косички.

Когда я познакомила девочек с рельефной аппликацией, она очень полюбилась им. Это прекрасный вид отделки как для детских, так и взрослых изделий. Мы шьем в этой технике детские шапки, сумочки, панно, саше и т.д.

^ 2.7. Метод проектов


Проектная технология является систематизирующим фактором образовательного процесса, которая способствует развитию самостоятельности, учит объективно оценивать свои результаты, развивает коммуникативные навыки. Она позволяет учить детей планировать, анализировать, повышает интерес к учёбе.

Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до её воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя. При этом очень важно, чтобы тема проекта отвечала возможностям и склонностям школьника, а полученный результат оказался практически востребованным.

Тематику проектов для выбора я предпочитаю давать учащимся в начале учебного года, чтобы они смогли её осмыслить и принять обдуманное решение. На моих уроках девочки выполняют как индивидуальные, так и коллективные творческие проекты. У нас в этой области неплохие результаты.

При выполнении проектов уделяю большое внимание работе со вторичным сырьем. Девочки видят, как старые, никому не нужные вещи на глазах у всех превращаются в чудесные изделия: картины, игрушки, панно, сувениры и т.д.

Работа над проектом создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащихся.

Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение.

Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Индивидуальная работа с учащимися нужна также для подготовки их к городскому и областному турам олимпиад.

^ 2.8. Использование компьютера на уроках
и во внеурочное время



Использование компьютера в образовательном процессе безусловно важно, т.к. позволяет учащимся решать и творческие задачи. Например, разработать эскиз будущей модели, определить её форму, масштабность, пропорциональность, цвет, последовательность выполнения работы, открыть доступ к большому объёму информации, позволяет выбрать для своей модели нужную технологию, а самое главное увидеть итог в работе и вовремя изменить допущенные ошибки.

В чем лично мне помогает компьютер? В течение нескольких лет я собираю материал по теме «Творческий проект»: разработала алгоритм работы над проектом, банк идей, правила оформления проектов, презентации лучших работ, вести с городских и областных олимпиад и передаю его компьютеру. Этим самым обеспечиваю необходимый объем внимания для каждой учащейся, которой необходимо получить информацию о том, как работать над проектом, что очень важно в условиях дефицита учебного времени.

Т.к. компьютеры можно объединить в локальную сеть, то в режиме диалога могут быть использованы различные организационные формы обучения.

Использование компьютера на уроке, во внеурочное время позволяет сократить время на разработку эскиза, развивает художественный вкус, формирует навыки компьютерной грамотности.

2.9. Взаимоконтроль


Этот метод лучше всего помогает организовать взаимодействие. Проверка двумя, тремя учащимися друг у друга правильности выполненной ими работы вызывает только интерес.

Организация работы учащихся-консультантов – помощь учащимся любому желающему во время урока после выполнения своей собственной работы.


^ ГЛАВА III. ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ШКОЛЬНОЕ АТЕЛЬЕ «КИСС»

3.1. Анализ ситуации по созданию школьного ателье «КИСС»


Я работаю учителем технологии в школе №5, которая была зарегистрирована в 1993 году администрацией г. Краснокамска как средняя школа со структурными подразделениями: детский сад №41 и клуб по месту жительства «Радуга». На уроках учу девочек готовить, шить, со вкусом одеваться.

Создание красивых вещей – процесс творческий. А творчество основывается на мастерстве. Учебное время на такой труд ограничено. Поэтому и обращаюсь я к кружковой работе. Она является для меня и моих учениц продолжением уроков. Эти занятия – один из существенных путей выработки у девочек устойчивого интереса к швейному делу. На первых парах у нас были кружки «Умелые руки», «Юная хозяюшка», «Мягкая игрушка». Здесь школьницы вышивали, вязали, шили, занимались изготовлением мягкой игрушки. Все это уметь – хорошо. Но я решила остановиться на более конкретном деле – шитье. Ведь умение шить просто необходимо в жизни.

На базе д/с №41 были открыты детские группы детей-сирот в возрасте от 1 года до 8 лет. Эти дети находились на полном государственном обеспечении, тем не менее, бюджетных средств не хватало, в частности по одежде. Постоянные просьбы заведующей детским садом пошить для детей одежду становились традицией. А т.к. типовая программа не предусматривала обучение девочек пошиву детской одежды, мне приходилось организовывать эту работу во время летних каникул в трудовых отрядах. Собрать такой отряд было непростым делом, т.к. многие уезжали отдыхать. Поэтому приходилось набирать девочек 7-9 классов. Во время работы большая часть нагрузки ложилась на мои плечи. Лучше всех работали учащиеся 9-х классов, благодаря тому, что были усидчивее, опытнее, ответственнее.

Я проанализировала данную ситуацию и выделила основные аспекты проблемы:

  1. Снижение интереса у девочек 8-9 классов шить одежду для себя, т.к. в магазинах есть все, но при этом у них остается желание шить ее для других.

  2. Заказы от работников школы, заведующей д/с №41, где проживают дети-сироты на выполнение работы общественно полезного назначения.

  3. Возрастание у учащихся интереса к профессиональному самоопределению.

Чтобы труд был более радостным, интересным, творческим в школьной мастерской было создано ателье «КИСС», название которого придумали сами девочки. Критериями для отбора являлись: интерес, желание, способности и возможности.

Основные задачи в работе швейного ателье направлены на:

  1. оказание практической помощи детскому саду №41 в пошиве швейных изделий;

  2. формирование нравственных качеств: милосердия, трудолюбия, ответственности за порученное дело, умения работать в коллективе;

  3. развитие творческих способностей;

  4. формирование экономической и экологической культуры;

  5. подведение учащихся к сознательному выбору одной из профессий швейного дела;

  6. приобретение знаний, умений в подготовке будущей хозяйки, матери, хранительницы домашнего очага;

  7. предоставление возможности учащимся занять себя полезным делом, да еще и заработать свои личные деньги.

Практическая деятельность ателье прежде всего определяется условиями школы, т.е. наличием в д/с №41 детей-сирот, которые нуждаются в нашей помощи.

Еще В.Д. Сухомлинский говорил, что «если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он не может стать недобрым человеком». Нас поддержала директор школы и заведующая детским садом. Они помогли создать материальную основу, обеспечили тканью. Число работающих в ателье колеблется от 10 до 12 человек. Продолжительность работы зависит от возраста девочек. Для учащихся 7-9 классов – 4 часа в день, а для 10-11 классов – 6 часов в день во время летних каникул.

Чтобы работа протекала успешно, делю девочек на бригады по 3-5 человек во главе с бригадиром. Бригадирами назначаются более опытные девочки. Получая задание, они распределяют работу внутри бригады, по очереди ведут дежурство, следят за правильностью ее выполнения. Каждая девочка закреплена за швейной машиной. Здесь все построено на самообслуживании.

Бригадный метод работы дает возможность воспитывать в детях такие качества, как коллективизм, ответственность за порученное дело, чувство товарищества.

Младшие девочки выполняют простейшие задания, старшие – более сложную работу. Принцип «от простого к сложному» стараюсь соблюдать даже на внеклассных занятиях. Очень важно, чтобы задания были посильными для всех и могли служить только укреплению их здоровья.

Распределяя работу среди бригад, стараюсь учитывать их желание шить то или иное изделие. Это способствует тому, что они лучше трудятся, с большей заинтересованностью.

^ 3.2. Структура управления ателье «КИСС»

Директор школы №5



Директор ателье

Заместители директора по дошкольному
образованию



Бригадиры





Завхозы детских садов №№ 12, 39, 41, 44

Учащиеся
7-10 классов


Мастер по ремонту швейных машин

Заместитель директора по АХЧ школы


  1. Директор школы – Дубова Н.А. – контролирует работу ателье, помогает приобрести необходимый материал для пошива швейных изделий.

  2. Директор школьного ателье – Резухина Т.В. – учитель технологии, отвечает за пошив и качество швейных изделий учащимися.

  3. Бригадиры распределяют работу внутри бригады, следят за правильностью ее выполнения, назначают дежурных.

  4. Учащиеся 7-10 классов выполняют заказы по пошиву изделий для школы и детских садов.

  5. Мастер по ремонту швейных машин следит за тем, чтобы машины исправно работали.

  6. Заместители директора по дошкольному образованию своевременно предоставляют необходимый материал и планируют, что необходимо сшить в первую очередь.

  7. Завхозы детских садов помогают в приобретении ткани, фурнитуры, ниток.

  8. Заместитель директора по АХЧ – Плюснина Г.Г. – предоставляет необходимый материал для выполнения заказов школы.

^ 3.3. Материально-техническая база


Для успешной работы детского объединения «Школьное ателье «КИСС» необходима хорошая материально-техническая база.

Моя мастерская отвечает всем требованиям безопасности труда, производственной санитарии и считается одной из лучших в городе.

В мастерской 20 швейных машин, из них 16 машин с электрическим приводом, краеобметочная машина типа «Оверлок». Есть примерочная, раскройный стол. У каждой девочки есть свое рабочее место. Кабинет светлый, просторный, находится на первом этаже здания школы. Для хранения тканей, швейных машин, готовых изделий имеются встроенные шкафы. Мое рабочее место находится на подиуме, это дает возможность держать в поле зрения всех девочек, а они, в свою очередь, видеть демонстрируемые наглядные пособия и приемы работы.

В кабинете есть необходимая информация на стендах: правила поведения в мастерской, поузловая обработка изделий, образцы тканей, журналы мод, инструкции по охране труда на каждом столе, стенды по терминологии ручных и машинных работ. Систематический отбор и накопление лучших работ учащихся позволяют создавать основной фонд для организации выставки.

В прошлом году мы своими силами отремонтировали кухню, сшили новые шторы. Центр занятости за хорошую работу ателье подарил нам электрический чайник, чайные чашки, магнитофон. Это любимое место девочек, здесь они отдыхают, пьют чай.

В 2004 году я участвовала в конкурсе социальных проектов. Тема проекта «Школьное ателье» (номинация «Кем быть») занял призовое место, и Краснокамская администрация вручила нам сертификат на сумму 10 000 рублей. Деньги были потрачены на дополнительное оборудование. Мы с девочками мечтали приобрести импортную швейную машину, которая могла бы выполнять различные виды декоративных строчек, качественную обработку петель. Наша мечта сбылась, а еще мы приобрели второй оверлок. Один из них я поставила для девочек.

В марте 2007 года я опять участвовала в конкурсе социальных проектов в номинации «Трудовая занятость». На вырученные деньги мы приобрели запасные части к машинам.

^ Хорошо оборудованная мастерская способствует созданию атмосферы творческого поиска, дисциплинирует, способствует повышению культуры труда.

Объектами труда являются следующие заказы:

  1. Пошив детских изделий с 26 по 34 размер; постельного белья; фартучков для дежурных и на пошив формы для первоклассников.

  2. Изготовление швейных изделий для работников школы, детских садов №№39, 12, 44.

  3. Выполнение индивидуальных заказов от учителей школы.

  4. Оказание практической помощи в изготовлении сувениров по заявке Центра занятости.

Девочки будут активно работать в ателье, творчески, аккуратно выполнять задания только в том случае, если дело, которым они занимаются, их увлекает, вызывает живой интерес. Они должны воспринимать работу в ателье не как дополнительную нагрузку, а как творческий отдых.

^ 3.4. Внешние связи


Летние каникулы уже давно не только отдых, туристические походы, развлечения, но и активная трудовая деятельность учащихся. Занимаясь в трудовых отрядах, у них меньше времени остается на безделье. А это, как известно, ведет к правонарушениям. Но дело не только в связи между занятостью школьников и уровнем детской преступности. Мы живем в условиях рыночной экономики. И она особенно ударит по тем молодым людям, которые не приспособлены к труду. Одним из важных условий общественно полезного, производительного труда учащихся является сотрудничество нашей школы с детскими садами. Их у нас теперь четыре.

Проблема занятости несовершеннолетних становится объектом государственных структур: центра занятости населения, районной и городской администрации, управления системой образования. Расширился и круг предприятий, в которых трудятся учащиеся. При содействии службы занятости в разных школах создаются трудовые отряды, которые участвуют в озеленении улиц, ремонте школы, приводят в порядок детские и спортивные площадки и т.д. Наше школьное ателье «КИСС» оказывает практическую помощь в изготовлении швейных изделий детям-сиротам, школе, а также выполняет индивидуальные заказы учителей. Заключив трудовой договор с Центром занятости, девочки за свою работу получают материальную поддержку из средств федерального бюджета в размере 880 рублей. Это сейчас, а раньше они получали по 450 рублей.

Вот что говорят сами девочки:

«Лето в школе – это скучно?! Нет, это увлекательно! Вы только представьте, родители заняты работой, вы просиживаете время дома, уставившись в телевизор, а тут есть реальная возможность занять себя полезным делом, просто «три в одном»: усовершенствовать технику шитья, сделать приличный подарок детишкам из садика и заработать свои личные деньги» (Черемных Ирина, 9 класс).

«Мне нравится работать в ателье. Здесь много внимания уделяется творчеству, поддерживаются самые смелые идеи, совершенствуется техника пошива изделий…» (Копылова Наташа, 10 класс).

«Делать добро и помогать людям всегда приятно. А оказывать помощь детям-сиротам вдвойне приятно.» (Фролова Аня, 9 класс).

Коллектив с 1993 года постоянно пополнялся. Одни уходили, закончив школу, другие приходили. Были отличницы, и те, у которых с учебой не все было гладко, но здесь они добивались хороших успехов, и многие из них в дальнейшем получили профессию швеи.

С 2002 года администрацией г. Краснокамска было принято Положение о проведении городских конкурсов «Трудовое лето», в котором определены цели, порядок, сроки и условия выполнения социально значимых работ. Участниками фестивалей становятся подростки, руководители трудовых отрядов, работодатели, специалисты организаций и учреждений.

Фестивали проходят в театрализированной форме. С напутственной речью перед ребятами выступают глава местного самоуправления, начальник управления системой образования и директор ЦЗН. Кульминацией праздников является внос и вынос флага, в центре которого изображен забавный мишка!

В конце октября подводятся итоги, на котором объявляются победители трудовых отрядов, а также вручаются награды самым активным, творческим и трудолюбивым ребятам. Неоднократно коллектив нашего ателье отмечался благодарностью и ценным подарком за добросовестный и плодотворный труд, инициативу и творчество в реализации социального проекта «Трудовая занятость» в период летних каникул. Как правило, на закрытии фестиваля «Трудовое лето» мы с девочками оформляем выставку лучших швейных работ.

С пониманием стали относиться к временной занятости подростков и спонсоры. Особенно, если они видят пользу от выполненной детьми работы. Мы очень благодарны директору Торгового центра Попову А.М., директору магазина «Ассоль» за неоднократную финансовую поддержку нашего школьного ателье.

Впервые в 2006 году по распоряжению главы г. Краснокамска Ю.В. Чечеткина утверждено Положение о переходящем вымпеле «Лучший трудовой отряд».

Мы очень благодарны нашему Центру занятости за предоставленную нам возможность получать материальную поддержку за свой труд не только летом, но и в учебное время.

Заключение


Проанализировав работу детского объединения школьного ателье «КИСС» как составляющую часть интеграции уроков технологии, можно сделать следующие выводы:

  1. Основная цель – получение знаний, умений и навыков по пошиву детской одежды, что не предусмотрено традиционной программой «Технология», успешно реализуется, т.к. девочки самостоятельно могут выполнять изделия, выбирать фасоны в зависимости от ткани, пользоваться выкройками из журналов мод.

  2. Оказание практической помощи детскому саду №41 в пошиве детской одежды детям-сиротам, а с 2006 года детским садам №№12, 39, 44, которые являются структурными подразделениями нашей школы.

  3. Работа в объединении способствует развитию деловых качеств таких, как предприимчивость, умение работать в коллективе.

  4. Формирование экологической и экономической культуры.

  5. Осуществление подготовки девочек к предпрофильному обучению в 10-11 классах.

  6. Проведение профориентационной работы по специальностям швейного дела.

Анализ продолжения образования выпускников
по профилю «Швейное дело»



п/п

Фамилия, имя

Специальность

Год поступления

1

Плюснина Юлия

Швея, закройщик (ПГПУ)

1995

2

Бородина Светлана

Швея, закройщик

1995

3

Левченко Ия

Швея, закройщик

1995

4

Сульдина Анастасия

Швея

1997

5

Дифенбах Ольга

Швея

1998

6

Гулей Татьяна

Швея

1999

7

Брылева Яна

Швея

2000

8

Пичкалева Елена

Швея

2001

9

Шель Екатерина

Швея

2002

10

Мажаева Юлия

Швея

2002

11

Радица Регина

Швея

2003

12

Замалиева Венера

Швея

2003

13

Стецюк Ксения

Дизайнер по одежде

2004

14

Першина Ксения

Швея

2005

15

Нечаева Екатерина

Дизайнер по одежде

2007




  1. Повышение интереса к предмету «Технология».

  2. Формирование нравственных качеств: милосердия, трудолюбия, внимательности, хозяйственности, ответственности за порученное дело.

  3. За время работы объединения сэкономлено более 60 000 рублей, выделяемых детскому саду на приобретение одежды.

  4. Работа в школьном ателье дает большой потенциал в развитии творческих способностей учащихся.

Результаты городских олимпиад по предмету «Технология»

Год

Фамилия, имя

Название проекта

Место

Работа в ателье

2001

Занина Юлия

«Золотая рыбка», изонить

II




2002

Трушникова Надежда

Панно «Веселый клоун», вторичное сырье

I место в городе и VII в области

4 года

2002

Фокина Ольга

Панно «Деревенский пейзаж», аппликация

I

4 года

2003

Балуева Ольга

Гарнитур «Кармен», бисероплетение

II

4 года

2004

Леушканова Наталья

«Домашнее платье в фольклорном стиле»

II

4 года

2005

Черепанова Ксения

«Цветочная композиция»

II




2006

Черепанова Ксения

«Натюрморт с венецианской маской», вторичное сырье

II место в городе и II место в заочном туре г. Перми, сертификат участия в областной олимпиаде

1 год

2007

Валкерь Анастасия

«Подарок своими руками», аппликация

I

2 года


Участие в выставках декоративно-прикладного искусства
при ЦДТ


Год

Фамилия, имя

Название проекта

Место

2004

Гравдина Ксения

«Елочные игрушки», инкрустация по пенопласту

I место в конкурсе творческих проектов

2006

Черепанова Ксения

«Натюрморт с венецианской маской», вторичное сырье

Диплом III степени

2006

Лысцова Юлия

«Рамка для фотографии», бисер

Диплом III степени (районная выставка «Веселая палитра»)

2006

Мельникова Ирина

Панно «Деревенька моя», аппликация

Грамота (выставка «Пермский край. Традиции и современность»)

2006

Благодарность за участие в I этапе краевого конкурса детской и молодежной моды «Давайте отдыхать красиво» коллективу швейного ателье «КИСС»




  1. В 2006 году две девочки сдали экзамен по технологии на «отлично».

Творческие способности развиваются в условиях комфортной образовательной среды, когда ребенок чувствует себя раскрепощенно, свободно, у него есть право выбора. Методической темой школы является «Создание комфортной образовательной среды через внедрение технологий нового поколения как условие, обеспечивающее повышение качества образования».

Главная забота семьи – уверенность в будущем своего ребенка. Главная задача школы: воспитать человека, способного трудиться в любой профессиональной деятельности. Поэтому передо мной, как и перед всем коллективом школы, поставлена проблема: личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании каждого учащегося, который и предусматривает творческое начало. При решении выявленной проблемы, те цели и задачи, которые были поставлены мною во введении, достигнуты.

Данный опыт работы обобщен на научно-практической конференции «Педагогические технологии: Опыт. Проблемы. Перспективы.», на городском методическом объединении учителей технологии.

Идея работы с детскими садами активно применяется учителями школ №№1, 4 г. Краснокамска.

Перспективу в моей дальнейшей деятельности я вижу в следующем: детское объединение «Школьное ателье «КИСС» будет продолжать свою работу, т.к. при выборе профессии данного направления мои выпускники будут успешнее других по профилю «Швейное дело».

Список литературы


  1. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск». – 2000.

  2. Богословский В.В., Степанов А.А., Ковалев А.Г. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение. – 1981.

  3. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Книга для учителя. – М.: Просвещение. – 1987.

  4. Волков И.П. Учим творчеству: Опытная работа учителя труда и рисования школы №2 г. Реутова Московской обл. – М.: Педагогика. – 1982.

  5. Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды: Пособие для руководителя школьных и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение. – 1990.

  6. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий. – 2005.



Приложения





Скачать 389,35 Kb.
Дата конвертации20.07.2013
Размер389,35 Kb.
ТипРеферат
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы