Р. И. Визгер Развитие творческих способностей icon

Р. И. Визгер Развитие творческих способностей



Смотрите также:
  1   2   3   4
Отдел образования Дятловского райисполкома


УО «Гезгаловская государственная гимназия»


Р.И. Визгер


Развитие творческих способностей

младших школьников


Дятлово

2008


Рецензент

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

УО «Гезгаловская государственная гимназия» Л.Н.Исаенко


Автор-составитель

учительница начальных классов УО «Гезгаловская государственная гимназия» Р.И.Визгер


Развитие творческих способностей младших школьников/авт.-сост. Р.И.Визгер. – Дятлово, 2008.- 56с.


В брошюре представлен опыт работы Визгер Р.И., учительницы начальных классов Гезгаловской государственной гимназии, по развитию творческих способностей младших школьников через урочную деятельность.


Адресуется учителям начальных классов.


Визгер Р.И., учительница начальных классов УО «Гезгаловская государственная гимназия», г.п.Гезгалы, 33144



Введение


Творческую личность может воспитать только творческая личность» - для учителя эта истина является и девизом, и руководством к действию.


Первые шаги в самостоятельную жизнь ребенок делает в школе. И результат его труда, как правило, зависит от личности учителя, от его энтузиазма, знаний, способности увлечь воспитанников творчеством.

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, из познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи:

  • замечать любые творческие проявления учеников;

  • создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

Неестественное слово ребенка, открытый диалог на уроке, свободная мысль являются непременным условием детского творчества.

Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умения общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком пони-мании, его организации и корректировки.

Стараться, чтобы язык ребенка начальных классов как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрепанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл в наше время особенно необходимо по многим причинам. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять, писать.

Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, стихов, сказок? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове. Сложные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная, без занудства и скуки, система работы, которую мы, учителя, могли бы предложить своим ученикам.

Каждый ребенок по своей природе – творец, мечтатель и фантазёр. Предоставь мы ему больше света, радости и интереса – и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи.

Урок чтения, как никакой другой, подходит для открытого диалога. В первые годы обучения в школе ребенок учится ориентироваться в речевом потоке, различать звуки и буквы, отличать текст от набора предложений, приобретать навыки правильного и осознанного чтения.

Знакомство с литературой начинается с первых уроков обучения грамоте, на которых я использую различный стихотворный материал о звуках и буквах.


Вот два столбика наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

(С. Маршак)

^

Т в антенну превратилась


И на крыше очутилось.

(А. Шибаев)


С помощью считалок, чистоговорок и скороговорок ученики знакомятся с понятием «рифма».

Ша-ша-ша –

Мама моет малыша.


Та-та-та –

У нас в доме чистота.


Ученикам по силам и предлагаемые ниже творческие задания на подбор рифмы.
^

В нашем доме на окошке


Сидят серенькие _______.


Мишка плачеи и ревет:

Просит пчёл, чтоб дали _______ .


С большим удовольствием учащиеся выполняют задание, в котором надо продолжить стихотворение, например:
^

Весна, весна на улице,


Весенние деньки.

Выполняя это задание, ученики придумали следующие варианты продолжения стихотворных строк.

  1. Шумят, звенят, играют

Весною ручейки.

  1. Пора, ребята, прятать

И лыжи, и коньки!

  1. Как много, много радости

Нам принесли они.


Такие задания помогают выявить детей, склонных к интеллектуальному творческому труду, способных к стихосложению.

Позже при работе с литературным текстом на уроках чтения младшие школьники учатся понимать тему и содержание произведения, определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, выражать свое отношение к героям, их поступкам, проявлять эмоциональную отзывчивость к происходящему, пересказывать текст с творческой обработкой.

Правильно организованный процесс чтения включает в себе труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, даёт им оценку, соотносит, сравнивает со своими поступками и действиями, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Читательская деятельность предполагает правильную организацию восприятия, запоминания и воспроизведения читаемого текста. И от того, как осуществляется процесс работы с текстом: целенаправленно или спонтанно, творчески или формально, пробудит ли он эмоции и активное отношение к читаемому, – зависит то, каким станет читатель.

В настоящее время наиболее проработанным методическим направлением в обучении чтению учеников является формирование у учеников правильной читательской деятельности. По словам Н.Н. Светловской, правильная читательская деятельность – это «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения).

Сначала проводится подготовка к восприятию текста. Она носит характер предварительной ориентировки. Учащиеся читают ключевые слова и словосочетания, название произведения, фамилию автора, записанные на доске, рассматривают иллюстрации и делают предположение о содержании текста.

Работа в процессе чтения направлена на осмысление текста на уровне содержания. Текст читается по предложениям, абзацам, частям. По ходу чтения задаются вопросы для первоначального восприятия и понимания прочитанного.

На третьей ступени работы с текстом необходимо достижение понимания на уровне смысла. Здесь формируется умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью этих умений осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. Учащиеся выполняют и творческие задания – иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование.

Такой «трехступенчатый процесс» работы над произведением позволяет построить урок чтения таким образом, чтобы выявление знаний и обучения сливались в единый процесс, а изучение нового строилось на жизненный опыт маленького читателя.

По мере накопления читательского опыта ученики активнее вступают в диалог с учителем и друг другом.

Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь к великим произведениям, школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к чтению – это начало развития своих литературные способностей.

Открывая тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, учащиеся приобретают первый опыт литературного творчества и стихосложения.

Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста. Его значение важно для самого ребенка, а не для литературы, оно нужно для развертывания сил маленького автора.

Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создаёт потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.

За тридцать лет работы в школе у меня уже накоплен большой опыт. Но так как наша жизнь не стоит на месте, поэтому и школа должна постоянно двигаться в ногу со временем. И учитель должен искать новые формы, приемы и методы в обучении и воспитании младших школьников.

Своих учеников я учу второй год. Перед тем, как принять их в первый класс, я целый год посещала их в подготовительной группе в садике, потому что воспитатели предупредили, что это очень своеобразные дети. Я видела детей во время занятий, прогулок, сна. Присутствовала на родительских собраниях, знакомилась с родителями, отвечала на их вопросы.

Для того, чтобы ближе познакомиться со своими будущими учениками, я организовала дополнительные занятия с детьми по согласию родителей и воспитателей. Занятия проводила два месяца: апрель и май. После нескольких занятий я разделила детей на две группы, потому что, как всегда есть сильные и слабые ученики, и детей в группе было много – 22 человека. Занятия длились по 35 минут. Когда одна группа занималась, вторая была с воспитателем, а потом наоборот. Ребятам занятия очень нравились, они с радостью всегда меня встречали. Хотя сразу было видно, что с ними будет очень трудно. Дети были очень не усидчивы, не внимательны, постоянно меня перебивали, ходили по классу, а некоторые совсем ничего не хотели говорить. Но все-таки мы научились держать ручку, видеть строчку, рисовать по клеточкам. Родители проявили огромный интерес к этим занятиям и получили много полезных советов, как готовить ребенка к школе. Я тоже хорошо узнала детей. Это мне помогло правильно и грамотно подобрать дополнительный материал к урокам во время летних каникул.

В первый класс пришли еще 3 ученика. Это –Крупица Вероника( оставлена на повторный год обучения и назначены часы коррекции ), Кузнецова Юлия ( не посещала детский сад ), Юч Егор ( посещал детский сад в д. Жуковщина).

Так как я работаю над проблемой: развитие творческих способностей учеников, я разработала много разных заданий для этой цели, которые постоянно использую на всех уроках. Это разные виды упражнений по чтению, сочинения не только на уроках языка и литературного чтения, а также на уроках математики, разные виды работы над текстом.

Продолжая работать над этой проблемой, я заинтересовалась технологией «Развитие критического мышления». Потому что эта технология нацелена на то, чтобы ученики мыслили критически – это значит были любознательными, использовали стратегию исследований, а также работали, сотрудничая с другими. Эта технология нацеливает учителя на постоянное творчество.

Я, конечно, еще сама изучаю эту технологию, но ужу пробую некоторые моменты и на уроках, особенно работу с вопросами. (Ромашка Б.Блума)

Для развития творческих способностей учеников, использую материалы из книги Светланы Гин «Мир человека». Несколько уроков прилагается).

Этот курс «Мир человека» настраивает учителя на то, что он должен вести ученика к поиску собственных ответов на вопросы, поставленные меняющейся жизнью. Он заставляет учителя видеть другой подход к ребенку: «Ребенок – человек, я уважаю в нем личность, я считаюсь с его желаниями и потребностями, я допускаю за ним право на независимость. Он такой же, как и я, но другой. Мы люди».

Повышенный интерес к детской одаренности в последнее десятилетие обусловлен признанием ее социальной значимости, поэтому эта проблема непосредственно касается учеников и учителей, потому что «Одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. К.К.Платонов».

Отсюда следует, что одаренность постоянно надо развивать. Для этого я предлагаю разные упражнения для родителей (чтобы они дома развивали детей), а также сама стараюсь давать индивидуальные задания на уроках для таких детей, а также провожу дополнительные занятия для сильных детей.

У меня очень сложный класс, но я стараюсь в каждом ребенке видеть личность, чтобы каждый из них приходил в школу с удовольствием и не боялся высказывать свое мнение.






В работе я ставлю перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математики, природоведения, но и формировать у школьников общелогические мыслительные умения, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Школьники к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать, анализировать, обобщать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески.

Для развития логического мышления использую разнообразные упражнения и игры.


Вот некоторые из них, которые использую на уроках русского языка.


  1. ^ Игра «Зашифрованное слово» – формирует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез.


Задание. Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово.

^ Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение) – по первому слогу;

Пуговица, молоток, лава (голова) – по второму слогу;

Колесо, село, панама (солома) – по последнему слогу;

Сапоги, парашют, фантазия (сарафан) – найти самим спрятанное слово.


Зашифровать можно новые словарные слова, название темы.


  1. ^ Упражнение «Волшебный ряд букв».


Дается любой ряд букв, с которым можно выполнить несколько заданий.

Задания могут предлагать сами дети.


Н а п р и м е р: а, б, о, и, к, л, е, п, т.

Задания:

а – деление на группы (гласные – согласные);

б – составление слов из букв (пила, лупа, лоб…);

в – записать буквы в алфавитном порядке;

г – найти лишнюю букву, ориентируясь на новое слово (лишняя буква п, ее нет в слове библиотека);

д – составить предложение или текст, чтобы слова в нем начинались на данные буквы.

(Алёша быстро обводил и красил листья. Ему помогали товарищи.)


  1. Игра «Выбывание слов» – игра учит сравнивать, анализировать, рассуждать.

Задание. На доске дается ряд слов. Ученики должны найти то слово, которое отличается от остальных слов, объяснить, почему оно лишнее, и убрать его из ряда.


Н а п р и м е р:

гонит, ловили, кричит, выбросил, нагревает, встречает.


а – ловили – единственный глагол множественного числа;

б – выбросил – единственный глагол прошедшего времени;

в – нагревает – глагол с приставкой;

г – встречает – глагол 1 спряжения;

д – гонит – глагол-исключение.


  1. ^ Составление предложений – развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.


Предлагается несколько слов, не связанных между собой по смыслу.

Задание. Составить как можно больше предложений, которые бы обязатель-но включали все эти слова.


Н а п р и м е р:

^ Река, ручка, собака.


Ученики составили такие предложения.

Ученик взял ручку и нарисовал собаку у реки. Собака схватила ручку и по-бежала к реке. На берегу реки Слава потерял ручку, а собака ее нашла.


  1. Упражнение «Поиск общих свойств» – учит вскрывать связи между предметами, а также усваивать существенные и несущественные признаки предметов.


Даются два слова, мало связанных между собой.

Задание. Назвать как можно больше признаков для этих предметов.

Н а п р и м е р:

шкаф и лодка – сделаны человеком, сделаны из дерева, имеют вмести-мость…


  1. ^ Игра «Составь цепочку» – учит сравнивать, находить общие и различные свойства предметов.


Даются два слова.

Задание. Назвать предметы, которые являются как бы переходными мостиками от первого слова ко второму.


Н а п р и м е р:

лес – пирог; доска – синица.

О т в е т ы:

лес – земляника – начинка – пирог;

доска – кормушка – семечки – синица.


  1. Упражнение «Дай определение» – учит четкости и стройности мыш-ления, умению фиксировать существенные признаки предмета, позво-ляет детям освоить такую сложную мыслительную операцию, как вы-явление отношений «род – вид» между понятиями. Это упражнение лучше проводить коллективно.


Задание. Заполнить пропуски в предложении.

Н а п р и м е р:

Корень – это часть слова, которая _________________________________.

Орех – это _____________ , у которого ___________________.

_______________ – это посуда для хлеба.


  1. Игра «Вырази мысль» – развивает речь, учит выражать свои мысли, четко и точно передавать чужие мысли.


Предлагается несложная фраза.

Задание. Необходимо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях и при этом не должен искажаться смысл высказывания.

Н а п р и м е р:

^ Птицы полетели на юг.

О т в е т ы:

Пернатые друзья отправились в дальние страны. Журавли спешат в теплые края.

Н а п р и м е р:

Дятел громко стучит по дереву.

О т в е т:

Далеко слышится стук «лесного доктора».


Представленные упражнения, игры вызывают у детей большой интерес. А интерес порождает желание познать мир и самого себя.


^ Аа Когда-то, давным - давно, в огромном круглом стеклянном доме жили две веселые рыбки.

Этот дом назвали латинским словом АКВАРИУМ, которое обозначает водоем.

РЫБКИ были необычные. Они умели рассказывать друг другу СКАЗКИ и по настроению превращались то в русалочек, то в дракона и воробья, то в лягушку и обезьяну, то в Красную шапочку и серого волка, а то и в обыкновенного мальчика и девочку, у которых они жили. Звали мальчика ВАНЕЧКА, а девочку – МАНЕЧКА.

Рыбок привезли издалека: одну- из АМЕРИКИ, другую – из АФРИКИ. Поэтому их можно было считать иностранками. Рыбки- иностранки все называли по-своему: ВАНЕЧКУ – ДЖОНОМ, МАНЕЧКУ – МЭРИ, ПРИВЕТ – ХЭЛЛО, ХОРОШО – ОКЕЙ.

Аквариум посещали СКАЗКИ, которые приходили из разных КНИЖЕК Манечки и Ванечки.

Чтобы понимать, что написано в книгах, рыбки-иностранки решили познакомиться с русскими БУКВАМИ.

Познакомься с БУКВАМИ и ты.

А как лесенка стоит

Перед входом в алфавит.

Загадки

1. Берега зеленые. 2.У маленькой скотинки сто серебряных

Вода красная. на спинке.

Рыбки черные. 3.В воде жива, на суше мертва.

4. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

Арбуз

Ах, какой арбуз на грядке! Автомобиль, аккуратно, апельсин,

Постучим к нему, друзья! асфальт.

- Тук-тук! Можно?

- Нет, нельзя!

Я еще не сладкий.


1. У школы фруктовый сад. Там растут румяные яблоки, душистые груши и вкусные сливы. Фрукты полезны для здоровья.

2. Я иду по лесу. В лесу много тайн и чудес. Вот мелькнул пушистый хвост. Кто это был?


Бб Барабан упал с небес, закатился под навес.

Барабан боднул баран. Бух! – и лопнул барабан.


^ Больной воробей

Заболел зимой Воробышек. На снегу сидит простуженный, чихает, покашливает и летать не может. Всюду, куда ни глянь, снег и холод, а тепла не найти. Да еще Лиса того гляди услышит его кашель, прибежит и съест.

Услышала кашель Воробышка в своей теплой норке Мышка-Полевка. Пожалела она его и решила помочь. Взяла зернышко, выбежала, отдала его Воробышку, а сама скорее опять в свою теплую норку залезла. А Воробышек сидит на снегу с зернышком, и все больше и громче чихает и кашляет.

Услышала чихание Воробья, спавшая в дупле Белка. Спустилась она к Воробью и принесла его на себе в свое дупло пожить. В дупле было теплее, а под пушистым беличьим хвостом даже жарко. Целую неделю отсыпался Воробышек в тепле и окончательно выздоровел.

Весной повстречалась Мышка-Полевка с Белкой и стала ей хвастаться:

- Я зимой больному Воробью помогла, целое зернышко ему дала.

- Какая же это помощь, - сказала Белка:- Помощь должна по-настоящему помогать, а болезнь зернышком не лечится. Ты лучше бы простуженного Воробья к себе в теплую норку пустила, вот это и была бы настоящая помощь. Сказав это, Белка прыгнула на дерево и скрылась в своем дупле ( жалость и помощь).


^ Сочини

Птицы, заставил, перебраться, жилью, холод.


Отгадай

  1. Спал цветок и вдруг проснулся – больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

  2. В белом сарафане стала на поляне. Летели синицы, сели на косицы.

  3. Черные птички на каждой страничке молчат, ожидают, кто их прочитает.

За всякое дело берись смело. Труд всегда дает, а лень берет.

Библиотека, билет, береза, бассейн, ботинки, бегемот, болото.





Как сделать сочинение настоящим творчеством? Какая личность будет формироваться: человек, умеющий тонко чувствовать окружающий мир, радоваться и печалиться, или человек равнодушный, не умеющий сострадать и радоваться тому, что его окружает? Наконец, каков путь к сочинительству вообще?


Задумаемся, сколько значений у слова сочинить.

  1. Создать какое-нибудь литературное или музыкальное произведение.

  2. Составить, написать какой-нибудь текст.

  3. Выдумать, придумать; солгать.


Какое из трех значений глагола понятно и близко каждому ребенку в возрасте от шести до десяти лет? Первое? Но не каждый малыш начинает сочинять самостоятельные литературные и музыкальные произведения. Второе? Составлять настоящие сочинения-тексты наши ученики младших классов лишь учатся, и в этом помогаем им мы, учителя! Третье – последнее значение? Без сомнения, именно оно!

Придумать, выдумать – вот что значит сочинить для каждого ребенка «от шести до десяти»! только так можно вообще научиться сочинять. А наши дети любят лгать, умеют лгать, лгут с огромным удовольствием, фантазируют.

Фантазия – это сила, а не слабость ума! И эта сила дана нашим детям от природы. «Наиболее талантливы дети, врущие на каждом шагу, врущие просто так, безо всякой пользы и умысла. Врут они вдохновенно, как песню поют!» – замечает известная детская поэтесса Юнна Мориц. И добавляет: «Врут – сточки зрения обыденной, бытовой, очевидной правды. А с точки зрения такой вот как раз правды любое художественное произведение высокого полета есть бездна непрестанного вранья. Этот несбыточный бред и разгул необдуманной думки, чистый вымысел, а в быту – вранье, наблюдается сплошь да рядом в сокровищах мировой литературы, живописи, кино, балета и даже музыки, представляя во всей красе творческую силу художника – чистую правду».

Чем отличается детское «вранье» от взрослого? Детское «вранье» безобидно! Именно поэтому психологи советуют его не разоблачать, а искренне с живым интересом поддержать игру воображения ученика, и она расцветет всеми красками радуги, забьет прозрачным и чистым ключом из-под земли.

Наши дети – фантазеры и мечтатели, выдумщики и придумщики.


Посмотрите на небо! Что вы там видите? Обычное облако! О чем вы думаете? «Неужели сегодня опять будет дождь?!» а вот что видит ребенок:

^ Я плыву на облаке верхом,

Я плыву на облаке и вижу:

Дерево, тропинку к дому, дом…

Ребенок сочиняет! Он играет с облаком. Облако для него не примета возможных атмосферных осадков в виде дождя или мокрого снега, а волшебный ковер-самолет. С этого ковра самолета малышу открывается новый мир!

Шагает ученик по дороге, перепрыгивая через лужу, – он уже не мальчик, а вездеход!

Тонкие грани между миром волшебным и миром реальным преодолевается на уроках русского языка в игре.


Для уроков сочинительства я выбираю игру-превращение. Это превращение, которое позволяет перевоплотиться в того, о ком пишешь, или в то, о чем придумываешь свое сочинение. В образе гораздо интереснее, а главное – легче представить себе то, о чем пишу. Превращение – наикратчайший и наилегчайший именно для ребенка младшего школьного возраста путь к фантазированию. Малыш превращается в кого угодно и во что угодно, и от имени этого «кого» или «что» рождаются новые картины и образы.


Именно сочинительство становится важнейшим видом деятельности на уроках русского языка с начала 1 класса и до конца 4 класса.


В 1-ом классе выполняется обычное задание по освоению алфавита; записывают название зверей из сказки «Теремок» по алфавиту:

^ Волк. Заяц. Лисица. Лягушка. Медведь. Мышь.

И опять чудо – на уроке рождается сказка о новом теремке. Теремок – это ты сам. Ты был очень одиноким, но вот прибегает волк – и у тебя появляется первый друг. Затем второй, третий, четвертый, пятый. Ты всем рад, всем находишь место. Наконец, последней к тебе прибежала совсем маленькая мышка – но ты уже раздулся, как воздушный шарик, и лопаешься – разваливаешься на части. Не выдерживаешь даже такой крошечной зверушки! Что с тобой будет потом?


2-ой класс.

Кто автор?

Кот зеленый ученый

У лукоморья дуб _____________;

Златая цепь на _________ том:

И днем, и ночью _____ ________

Все ходит по ________ кругом.

А.С. ___________


Казалось бы, стихотворение давно известно наизусть. Что здесь нужно сочинять? Тем более даны слова для вписывания. Но даже восстанавливая хорошо знакомые строки, дети учатся сочинять, как Пушкин: выбирать нужное слово, ставить его в нужную форму, читать с нужным ударением. В конце концов, вспомнить и самому записать фамилию поэта, вместе с которым «сочинялось» стихотворение.


Растут дети, и меняются условия для сочинительства. В 3-ем и 4-ом классах процесс сотворчества – сочинительства, становится настоящей интеллектуальной игрой, в результате которой и рождается новый текст.


^ Тема: Местоимение.

Любимая книжка.

Он быстро повт..рил правило и принялся делать упражнение. Это _______ было очень простое. Нужно было сп..пать примеры и вставить пропущенные ________. Вот Шишкин п..сал, п..сал, а я в это время учил географию и делал вид, что не обращ..ю на него внимания. Наконец, он гов..рит:

  • Готово!

Я посм..трел. батюшки! У него там ош..бок целая куча! Вместо ______ он написал гара, вместо _______ он написал висёлый, вместо ________ – тижёлый.

Н. Носов


Достраивается текст – восстанавливаются недостающие слова. Нет опоры на слова для вставки, каждый ученик сам становится писателем Носовым. Выбор нужного слова – обязательная часть любого сочинительства. Что вставить: правило или упражнение? Буквы или слово? Формируется «писательская» чуткость к слову и всему контексту. Вместе с другом Шишкина, дети удивляются лёгким словам, которые они сами уже умеют писать грамотно – без ошибок.

Анализируются тексты, сочиненные вместе с автором, появляется внимание к тексту, рождается чуткость к отдельному предложению, даже слову!

Тот, кто научился чувствовать слово как живое, тот не будет относиться к нему равнодушно или даже негативно во взрослой жизни.

Собственно, сочинения тоже могут рождаться в результате перевоплощения.


^ Тема: Непроизносимые согласные.




страница1/4
Дата конвертации10.08.2013
Размер0,6 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы