Программа дисциплины \"Теория и история культуры\" icon

Программа дисциплины "Теория и история культуры"



Смотрите также:



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины "Теория и история культуры" для направления 030600.68 «История» подготовки магистра




Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет истории


^ Программа дисциплины «Теория и история культуры»

для направления 030600.68 «История» подготовки магистра


Авторы программы:

к.филол. н. Юлия Владимировна Иванова,

к.и.н., PhD Олег Сергеевич Воскобойников


Одобрена на заседании кафедры социальной истории 31 января 2013 г.

Зав. кафедрой проф. П.Ю.Уваров


Рекомендована секцией УМС по истории 4 февраля 2013 г.

Председатель Е.Б.Смилянская


Утверждена УС факультета истории 7 февраля 2013 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников


Москва, 2013


^ Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента магистратуры и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.68 «История», обучающихся по программе магистратуры «Социальная история и история знания», «История художественной культуры и рынок искусства» и изучающих дисциплину «Теория и история культуры».

Программа разработана в соответствии

  • со стандартом НИУ ВШЭ;

  • с образовательной программой 030600.68 «История» для обучающихся по программам магистратур «Социальная история Запада и России», «История знания в сравнительной перспективе» и «История художественной культуры и рынок искусства» и изучающих дисциплину «Теория и история культуры».

  • с рабочими учебными планами университета по направлению подготовки 030600.68 «История» для обучающихся программам магистратур «Социальная история Запада и России», «История знания в сравнительной перспективе» и «История художественной культуры и рынок искусства», утвержденными в 2011 г.




  1. ^ Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Теория и история культуры» являются:


  • сформировать общее представление о принципах наук о культуре, выработанных в XIX–XXI вв. ввести основные концепты теории и истории культуры;

  • научить правильно интерпретировать информацию исторических источников различных жанров, в том числе на иностранных языках;

  • сформировать навыки применения основных концепций и специальной терминологии теории и истории культуры;

  • научить выявлять в эмпирическом материале культур многоуровневые закономерности и приводить разнородные элементы культур к статусу обобщенных конструкций, допускающих теоретическое моделирование;

  • сформировать навыки междисциплинарного анализа текстов и визуальной информации, прежде всего произведений изобразительного искусства.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины «Теория и история культуры» студент магистратуры должен знать:


  • фактическое содержание основных этапов мировой культуры;

  • исторические типы культур и принципы их классификации;

  • основные исторические типы теории культуры, их своеобразие и логику построения;

  • методы анализа эмпирического материала культуры;

  • основные эпистемологические проблемы и парадоксы, связанные с опытом построения теории культуры.

Студент должен освоить методологию:

  • культурологии, исторической антропологии, литературоведения и истории философии, в той мере, в какой она применяется для изучения культуры;

  • иконографии, иконологии и стилистического анализа произведений искусства;

  • методы компаративного анализа различных теорий культуры.

Студент должен иметь навыки:

  • использования компаративных подходов в анализе теории и истории культуры;

  • анализа сильных и слабых стороны исторически значимых теорий культуры;

  • аргументировать принятие им методы теоретического анализа.


Студен должен уметь:

  • использовать данные теории и истории культуры при решении самостоятельно поставленных задач в области социальной истории, истории знаний и истории художественной культуры, а также применять их на практике: в коммерческой деятельности в сфере искусств, художественной критике, экспертизе произведений искусства, политике в области культуры.


Студент магистратуры в ходе изучения дисциплины «Теория и история культуры» осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию

СК-М6

демонстрирует способность ориентироваться в смысле изучаемого источника или разбираемого научного исследования, способен самостоятельно вести архивный поиск

Лекции и семинары, устный анализ источника, реферат, устный зачет

Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач

ИК-М-1.1_2.6_2.5.2._5.3_5.6

Демонстрирует способность проводить исторические сопоставления на материалах различных эпох

Лекции и семинары, доклад, устный зачет

Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности

СЛК –М3. (И)

демонстрирует способность в равной степени успешно работать с источниками разных эпох и разных жанров, анализировать различные методологии исторического исследования

Лекции и семинары, доклад, устный зачет

Способен представлять результаты исследований на русском и иностранном языках; анализировать и обобщать результаты научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов

ИК-М-1.1._2.4.1._2.4.2._3.1._3.2._4.1._4.2_4.3._5.3._5.6

не допускает ошибок в интерпретации исторической информации, аргументировано проводит исторические сопоставления на материалах различных культур

Семинары, коллоквиум, доклад, письменный опрос в аудитории

    Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде

СК-М8

Представляет результаты анализа историографии на европейских языках, участвует в дискуссиях

Доклад, выступления на семинарах

Способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы. способность понимать, критически анализировать и использовать историческую информацию

СЛК –М6. (И).

Применяет информацию, почерпнутую при изучении курса в самостоятельной исследовательской работе над курсовой и магистерской диссертацией

Семинары, устный зачет, доклад, магистерская диссертация

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности


СК-М1

демонстрирует знание и понимание новых направлений теории и истории культуры в дискуссиях на семинарах

Семинары, дискуссия по докладу, устный зачет




  1. ^ Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится блоку дисциплин базовой части первого года обучения в магистерских программах по направлениям «Социальная история Запада и России», «История знания в сравнительной перспективе» и тесно связана с дисциплинами как базовой части: «Историческая текстология» и «История исторической науки», - так и вариативной: «Науки о языке и тексте в эпоху Античности» и «История массовых представлений Нового и Новейшего времени». Изучение курса требует владения компетенциями, которые формируются в результате изучения перечисленных дисциплин.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «История герменевтических практик», «Теория и риторика научного текста», формы знания в исторической ретроспективе, «Университет и академия в истории Запада».



  1. ^ Тематический план учебной дисциплины «Теория и история искусства» (28 часов лекции, 60 часов семинары, 200 час. самостоятельная работа; первый год обучения в магистратуре, 2-3 модули)






^ Название раздела, темы

Всего часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

^ Раздел 1. Особенности визуальной культуры Европы в Средние века и Новое время

151

8

0

105

2

Тема 1. Теория и практика художественного образа в Средние века

30

2

0

20

3

Тема 2. Возрождение и возрождения в истории культуры Запада

38

2

0

25

4

Тема 3. Живопись и художественные вкусы Нового времени

43

2

0

30

5

Тема 4. Анализ картины в историко-культурном контексте: «Воскресный вечер на острове Гранд-Жатт» Жоржа Сёра

40

2

0

30

6

Раздел 2. Науки об изобразительном искусстве: теории, методы, практика

129

4

0

90

7.

Тема 5. Формы знания об искусстве до рождения искусствознания

43

1

0

30

8.

Тема 6. «Науки об искусстве» на рубеже XIX-XX вв.

43

1

0

30

9

Тема 7. История искусства и гуманитарные науки на современном этапе

43

2

0

30

10.

Раздел 3. Теоретическое осмысление истории культуры

72

0

30

42

11.

Тема 8. Культура и науки о ней

4

0

2

2

12.

Тема 9. Культура: pro et contra

17

0

8

9

13.

Тема 10. Прошлое как субъект и объект формирования гуманитарной теории




0

16

36

14.

Тема 11. От теории культуры к практике анализа культурного объекта




0

4

6

15.

Экзамен

3

-

3

5

16.

Итого:

288

14

30

200




  1. ^ Формы контроля знаний студентов




Тип контроля

Форма контроля

Модуль, неделя

Параметры

Текущий

(неделя)

Эссе1

2 модуль, в конце

3-4 тыс. слов, самостоятельный текст по истории искусства,

время на внеаудиторную подготовку105 час.; аудиторная подготовка 45 мин.

Эссе2

Вторая неделя третьего модуля

3-4 тыс. слов, самостоятельный текст по истории искусства,

время на внеаудиторную подготовку 90 час.; аудиторная подготовка 45 мин.

Итоговый

Экзамен

Третий модуль, в конце

Устное собеседование по контрольным вопросам, время на внеаудиторную подготовку 5 час.; аудиторная подготовка 45 мин.



^

Критерии оценки знаний, навыков


Оценки выставляются в зависимости от качества усвоения материала. При написании эссе учитываются самостоятельность работы, объем и репрезентативность использованной исследовательской литературы и источников, знание основной искусствоведческой и исторической терминологии. Эти требования соотносятся с компетенциями СК-М1, СК-М6, СЛК –М6 (И), ИК-М-1.1._2.4.1._2.4.2._3.1._3.2._4.1._4.2_4.3._5.3._5.6.

Экзамен предполагает устный ответ на два вопроса из списка (см. п. 9.1). Критерии оценивания: самостоятельность и аргументированность ответа, знание специальной терминологии и основных искусствоведческих концепций, имеющих отношение к предмету вопроса, а также исторического контекста характеризуемого круга памятников.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


^ 6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине.

Оценка по дисциплине рассчитывается по 10-балльной шкале.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд

k1 = 0,6

k2 = 0,4


где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных РУП:

Отекущий = n1·Оэссе1. + n2·Оэссе2;


n1 = 0,5

n2 = 0,5


При расчете Оауд преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: учитывается самостоятельность, правильность и аргументированность ответов на предлагаемые вопросы. Оценка выставляется в рабочую ведомость.



Способ округления текущей оценки по учебной дисциплине: в пользу студента.

Способ округления накопленной оценки по учебной дисциплине: в пользу студента.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:


Орезульт = k1·Онакопл + k2·Оитоговый


k1=0,6

k2=0,4


Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: в пользу студента.


ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.


При округлении оценки до целого числа в большую сторону округляется цифра, начиная с набранных 0,6 (5,6 = 6; 5,5=5). В случае болезни студента и пропуска им форм текущего контроля,  промежуточные формы аттестации могут быть им  пересданы (по предъявлении соответствующих медицинских документов в учебную часть факультета). Студенту может быть выставлен автомат (8,9,10), если накопленная оценка больше 7. (преподаватель в программе детализирует основания для автомата). Вторая пересдача (с комиссией) не учитывает накопленные баллы.


  1. Содержание дисциплины


Раздел 1. Особенности визуальной культуры Европы в Средние века и Новое время

Тема 1. Теория и практика художественного образа в Средние века.

Лекция 1. Средневековый иконизм в контексте духовной и интеллектуальной истории Европы от Античности до начала Нового времени.

Религиозные, политические, интеллектуальные основания художественного образа при переходе от Античности к Средневековью. Библия, неоплатонизм, влияние средиземноморских религий на формирование христианского художественного языка. Икона и другие моленные образы на Востоке и Западе. Иконопочитание и иконоборчество в истории европейской цивилизации. Храм и его художественное пространство. Искусство и богослужение. Готика, схоластика и mental habit.

Самостоятельная работа:

чтение эссе Эрвина Панофского «Готическая архитектура и схоластика», 2 часа, и раздела книги Виппера, посвященного графике, 2 часа.

^ Основная литература:

1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства (разные издания), 1 раздел.

2. Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика. СПб, 2004. С. 213-312.

Тема 2. Возрождение и возрождения в истории культуры Запада.

Лекция 2. От иконы к картине: трансформация телесности в иконографии Чинквеченто.

От иконы к картине. Спиритуализм и телесность на заре Нового времени, преимущественно в Италии и Нидерландах. Ван Эйк и Мазаччо, Клаус Слютер и Донателло. Рождение «прямой перспективы» в живописи и способы его истолкования в истории визуальной культуры. Картина и фреска как типы художественного творчества, методы их анализа. Канон, закон и свобода в композиции. Символы, аллегории и реальность. Новый образ человека и проблема новоевропейского индивида.

^ Самостоятельная работа:

Чтение статей И.Е.Даниловой «Картина как общая формула мировидения» и «Слово – и зримый образ в европейской живописи от Средних веков до XX века», 4 часа, и раздела книги Виппера, посвященного живописи, 2 часа

Основная литература:

1. Данилова И.Е. «Исполнилась полнота времен…» Размышления об искусстве. Статьи, этюды, заметки. М., 2004. С. 19-78; 234-290.

2. Виппер Б.Р. Ук. соч. Раздел 3.


Тема 3. Живопись и художественные вкусы Нового времени.


Лекция 3. Высокое Возрождение и Барокко: обновление аллегорического языка и рождение «реализма»


Новшества в композиции в XVI–XVII вв. От Высокого Возрождения к Барокко: Рафаэль – Веронезе – Караваджо – Веласкес – Рембрандт. Графичность и живописность как описательные категории в истории искусства. Язык метафор и «реализм» в живописи Нового времени, преимущественно у голландцев. Композиция и деталь в живописном произведении. Новые жанры и их иерархия в культуре Нового времени: портрет, натюрморт, пейзаж, историческое полотно, аллегория. Методы работы и художественные задачи скульпторов: Микеланджело, Бернини.

Самостоятельная работа:

Чтение книги: Арасс Д. Деталь в живописи. М., 2010, 4 часа, 2 раздел книги Виппера, 2 часа.


Основная литература:

1. Арасс Д. Деталь в живописи. М., 2010.

2. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977.

3. Wittkover R. Sculpture. Processes and Principles. Harmondsworth, 1977.


Тема 4. Анализ картины в историко-культурном контексте: «Воскресный вечер на острове Гранд-Жатт» Жоржа Сёра.


Лекция 4. Историко-культурный анализ картины: case-study

Внешнее описание картины, история создания, композиция, техника пуантилизма, использование цвета и света. Параллели из салонной живописи второй половины XIX в. и из истории французской живописи начиная с XVII в. Гипотезы о социальном смысле деталей и целого в картине. Место Сёра и его главной работы в истории живописи на пороге рождения нового искусства.

^ Самостоятельная работа:

Чтение книг: Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л., 1990; Вентури Л. От Мане до Лотрека. СПб., 2007, 4 часа, 4 раздел книги Виппера, 2 часа.


Раздел 2. Науки об изобразительном искусстве: теории, методы, практика


Тема 5. Формы знания об искусстве до рождения искусствознания.


Лекция 5. Искусствознание до искусствознания: от средневековых трактатов до романтической эстетики

Средневековый дискурс об искусстве в связи с богословием и христианской антропологией. Трансформация целей и задач искусства как формы художественного мышления на заре Возрождения. Трактаты Пьеро делла Франческа, Альбрехта Дюрера, Леонардо, проблема соотношения искусства и науки. Прямая перспектива и оптика. Знаточество эпохи барокко и французского классицизма (Серлио, Де Пиль). Ученые архитекторы и их трактаты (Палладио). Размышения о красоте в XVIII в. (Хогарт) и рождение эстетики в конце столетия. Искусство, философия, мораль: от Дидро до Рёскина. «Салоны» Дидро и художественные вкусы последнего века Старого режима. Гёте и Винкельман: о классицизма к романтизму. Шатобриан, Гюго, Виолле-ле-Дюк и эстетизированное Средневековье. Рождение современной архитектуры из духа готики. «Лекции по эстетике» Гегеля. «Камни Венеции» и «Прогулки по Флоренции» Джона Рёскина, художественная критика в творчестве Шарля Бодлера, формирование методов и лексики зарождающегося искусствознания. «Чичероне» Я. Буркхардта и «чувство Рима» в культуре XIX века. А.М.Васнецов и опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи в России конца XIX века.


^ Самостоятельная работа, 6 часов:

Чтение книг (на выбор):

Хогарт У. Анализ красоты. СПб., 2010

Дидро Д. Салоны. М., 1989.

Дюрер А. Трактаты, дневники, письма. СПб., 2000.

Рёскин Дж. Лекции об искусстве. СПб., 2008.


Основная литература:

1. Хогарт У. Анализ красоты. СПб., 2010

2. Дидро Д. Салоны. М., 1989.

3. Дюрер А. Трактаты, дневники, письма. СПб., 2000.

4. Рёскин Дж. Лекции об искусстве. СПб., 2008.


Тема 6. «Науки об искусстве» на рубеже XIX-XX вв.

Лекция 6. «Искусствоведение» на заре XX столетия

От личности художника к формам, школам и стилям. Формальная школа. «Архитектоническая целостность» А. Гильдебранда, «чистая зримость» К. Фидлера, «художественная воля» А. Ригля. Споры вокруг понятия «стиля» (Г. Зедльмайр, М. Шапиро). «Абстрагирование и вчувствование» В. Воррингера: манифест абстракционизма и научный метод. Основные понятия истории искусства в представлении Г. Вёльфлина. Возникновение национальных школ: Э. Фор, Э. Маль, М. Фридлендер, Р. Фрай, Р. Лонги, Р. Вентури, Р. Арнхейм. Русско-советская школа первой половины XX века: Флоренский, Брунов, Бенуа, Айналов, Грабарь, Кондаков, Виппер, Алпатов, Лазарев. История искусства и «история духа» (М. Дворжак), история культуры (Й. Хёйзинга): возникновение общих гуманитарных задач и варианты междисциплинарного поиска в XX веке. Иконология/иконография от Варбурга до Гомбриха. Метаморфозы формального метода: «жизнь форм» А. Фосийона и Ю.Балтрушайтиса, «структурная наука» Г. Кашница. Рождение социологии искусства: В. Беньямин, А. Хаузер и П. Франкастель.


^ Самостоятельная работа:

Чтение книг (на выбор), 6 часов

Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусства (разные издания).

Варбург А. Великое переселение образов. М., 2008.

Зедльмайр Г. Искусство и истина. СПб., 2003.

Фосийон А. Жизнь форм. М., 1998.

Франкастель П. Фигура и место. Визуальный порядок в эпоху Кватроченто. СПб., 2005.



Основная литература:

1. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусства (разные издания).

2. Варбург А. Великое переселение образов. М., 2008.

3. Зедльмайр Г. Искусство и истина. СПб., 2003.

4. Фосийон А. Жизнь форм. М., 1998.

5. Франкастель П. Фигура и место. Визуальный порядок в эпоху Кватроченто. СПб., 2005.


Тема 7. История искусства и гуманитарные науки на современном этапе.

Лекция 7. Искусствоведение и современная гуманитарная теория

Семиология искусства: М. Шапиро, Б. Успенский, Я. Мукаржевский, Леруа-Гуран, Ю.Лотман, У. Эко. «Уликовая парадигма» К. Гинзбурга, микроанализ в истории и художественной критике. Антропологический поворот у гуманитарных науках, школа «Анналов» и «антропология образа»: Г. Бельтинг, Ж.-Кл. Шмитт, Ж. Баше. Постмодернистский дискурс, деконструкция логоса и «Правда в живописи» Ж. Деррида. Концепция реализма Н. Брайзона. «Пристальный взгляд» Д. Арасса.


^ Самостоятельная работа:

Чтение книг (на выбор), 6 часов:

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию (разные издания)

Лотман Ю.М. Об искусстве (разные издания)

Бельтинг Г. Образ и культ: история образа до эпохи искусства. М., 2002.

Арасс Д. Деталь в живописи. М., 2010.

Основная литература:

1. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию (разные издания);

2. Лотман Ю.М. Об искусстве (разные издания);

3. Бельтинг Г. Образ и культ: история образа до эпохи искусства. М., 2002;

4. Арасс Д. Деталь в живописи. М., 2010.


Тема 8. Культура и науки о ней.


Семинар 1. Какой должна быть наука о культуре?Версии второй половины XX столетия (2 ч.).


«История культуры», «культурология» и cultural studies. «Культурология» по Лесли Уайту: ее связь с этнографией и антропологией; ее задачи (анализ содержания статьи Л. Уайта «Culturology» для «Международной энциклопедии социальных наук»). Понимание задач и предмета исследования «науки о культуре» в России кон. 1980-х – 2000-х гг. (по работам Г. С. Кнабе и А. Л. Доброхотова). Определение, предмет исследований, методы, культурно-политические программы cultural studies.


^ Самостоятельная работа (2 ч.) :

чтение статей о культурологии и cultural studies Л. Уайта, Г. С. Кнабе, А.Л. Доброхотова, А. Р. Усмановой.


Основная литература


Доброхотов А. Л. Г.С. Кнабе об «энтелехии культуры» (URL: http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting_09/material_sofiy/5075-gs-knabe-ob-yentelexii-kultury.html ).

Он же. О предмете культурологии (URL: http://www.riku.ru/lib/fil_zk/dobrohotov.htm ).

Кнабе Г. С. Диалектика повседневности (URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/Knabe_DialPovs.php ).

Он же. Основы общей теории культуры (URL: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/pustovit-istoriya-kultury/knabe-osnovy-obschej-teorii.htm ).

Уайт Л. А. Что такое культурология? (URL: http://studylab.narod.ru/culture/doc/white2.htm ).

Усманова А. Р. Гендер и культура в парадигме культурных исследований // Введение в гендерные исследования. Часть 1: Учебное пособие. / ХЦГИ. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 427–464 (URL: http://www.pedlib.ru/Books/3/0429/3_0429-6.shtml#book_page_top ).

Ее же. Культурные исследования // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис, 2001. C. 394-399 (URL: http://yanko.lib.ru/books/encycl/post_mod_encyclop_all.html#_Toc16546503 ).

Ее же. Уильямс Раймонд // Указ. изд. C.848-852 (URL: http://yanko.lib.ru/books/encycl/post_mod_encyclop_all.html#_Toc16546772 ).

Ее же. Холл Стюарт // Указ. изд. C.942-946 (URL: http://yanko.lib.ru/books/encycl/post_mod_encyclop_all.html#_Toc16546803

Тема 9. Культура: pro et contra.

Семинар 2. Примеры критики культуры: от «Государства» Платона к «Переписке из двух углов» В.И. Иванова и М.О. Гершензона (2 ч.).

Работа в малых группах (4-5 чел.). Каждая мини-группа получает задание прочесть один из подготовленных преподавателем текстов: 1) фрагменты об искусстве из диалога Платона «Государство», 2) фрагменты из «Переписки из двух углов»; 3) фрагменты из сочинения Ф. Ницше «Несвоевременные размышления: о пользе и вреде истории для жизни». Задача представителей каждой из групп состоит в том, чтобы воспроизвести основные идеи прочитанного, выделить проблемы; по возможности, показать их историко-культурный контекст и организовать дискуссию протяженностью ок. 20 минут.

^ Самостоятельная работа (2 ч.):

Чтение (на выбор) диалога Платона «Государство», сочинения Ф. Ницше «Несвоевременные размышления…», «Переписки из двух углов» В. И. Иванова и М.О.Гершензона.

^ Основная литература:

Платон. Государство. – Любое изд. (URL: http://lib.rus.ec/b/177876 ).

Иванов В.И., Гершензон М. О. Переписка из двух углов. Петербург: Алконост, 1921 (URL: http://www.rvb.ru/ivanov/2_lifetime/perepiska_iz_dvuh_uglov/text.htm ).

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. – любое изд. (URL: http://nietzsche.ru/works/main-works/history/ ).

^ Семинар 3. «Критика слева»: Франкфуртская школа (2 ч.).

Аудиторное чтение, комментирование и анализ фрагментов сочинения Т. Адорно и М. Хоркхаймера «Диалектика Просвещения».

^ Самостоятельная работа (3 ч.):

Чтение и конспектирование фрагментов сочинения Т. Адорно и М. Хоркхаймера.

Основная литература:

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М.; СПб.: «Медиум»; «Ювента», 1997.

Дамье В. Философия Франкфуртской школы (URL: http://samlib.ru/m/magid_m_n/frankfurt.shtml/ ).

^ Семинары 4-5. Аd marginem: от эстетизации безобразного к кэмпу и трэшу (4 ч.).

Тематизация безобразного в романтической и постромантической эстетике. Обсуждение фрагментов сочинения Т. Адорно «Негативная диалектика» о красоте и безобразном. Что такое вкус? Краткий обзор «истории вкуса». Альтернативные вкусу модели восприятия искусства: искусство как форма знания, искусство как способ воздействия на действительность – политический, дидактический, мистический смыслы искусства. Герметизм versus классицизм. Коммуникативная функция искусства и эпатаж. Социальная функция искусства: прекрасное и безобразное в искусстве как социальные явления. От тирании дэнди к произволу эксперта. Китч и пути его возникновения. От китча к кэмпу. Трэш и/как искусство. Основные жанры и мотивы трэш-культуры (по желанию, студенты могут выбрать тему для индивиудального или группового доклада – например, сделать общий обзор эстетических принципов европейского декаданса, рассказать о стилях кэмп или трэш, проанализировать отдельные явления, относимые к этим стилям, или подготовить сообщение об одной из персоналий, связываемых с этими направлениями).

^ Самостоятельная работа (4 ч.):

Чтение разделов работ О. Матич, У. Эко, Т. Адорно, С. Зонтаг. Просмотр фильмов, прослушивание музыки, чтение художественной литературы, рекомендованных студентами-участниками семинара, и выполнение сформированных ими домашних заданий.

Основная литература:

Адорно Т. В. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003 (URL: http://elenakosilova.narod.ru/studia2/adorno.htm ).

Зонтаг С. Заметки о кэмпе // Зонтаг С. Мысль как страсть. М., 1997 (URL: http://www.photographer.ru/forum/view_messages.htm?topic=10517&expand=1#c76353 ).

История уродства / Под ред. У. Эко. Пер. с итал. под науч. ред. Е. Костюкович. М.: СЛОВО, 2008.

Матич О. Эротическая утопия. Новое религиозное сознание и fin de sièсle в России. Пер. с англ. Е. Островской. М.: НЛО, 2008 (URL: http://lib.rus.ec/b/400616 ).


Тема 10. Прошлое как субъект и объект формирования гуманитарной теории.

Семинар 6. Категории культуры в сочинении Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки».«Рождение трагедии» Ф. Ницше: «пристальное чтение» (2 ч.).

Аудиторное чтение, комментирование и анализ избранных фрагментов из сочинения Ф. Ницше «Рождение трагедии…».

^ Самостоятельная работа (3 ч.):

Чтение фрагментов сочинения Ф. Ницше «Рождение трагедии…» и статьи К. Свасьяна.

Основная литература:

Ницше Ф. Рождение трагедии / Сост., общ. ред., вступ. ст. и коммент. и А.А. Россиуса. Пер. А.В. Михайлова. М.: Ad Marginem, 2001.

Свасьян К. А. Фридрих Ницше: мученик познания (URL: http://philosophy.ru/library/nietzsche/svasyan.html ).


^ Семинар 7. Категории культуры в сочинении Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». «Рождение трагедии» Ф. Ницше и культура декаданса (2 ч.).

Историческое прошлое как материал для создания метафорического языка описания глобальных процессов культурных трансформаций. Категории Ницше: дионисийство и аполлонизм, аполлоническая иллюзия, символ. Эволюция роли хора в греческой трагедии, согласно Ницше. «Теоретический человек» и закат трагедии. Дискуссия «Историки и философы за и против Ницше».

^ Самостоятельная работа (3 часа):

Чтение избранных фрагментов из сочинения Ф. Ницше «Рождение трагедии…». Подготовка к дискуссии «Историки и классические филологи за и против Ницше» - чтение материалов дискуссии о работе Ф. Ницше в журнале НЛО, № 50.

^ Основная литература:

Ницше Ф. Рождение трагедии / Сост., общ. ред., вступ. ст. и коммент. и А.А. Россиуса. Пер. А.В. Михайлова. М.: Ad Marginem, 2001. Введение, С. 7-46; коммент., с. 413-543 (обязательное чтение вступительной статьи А. А. Россиуса).

^ Материалы обсуждения издания 2001 г. в НЛО №50 при участии А.Л.Доброхотова, М.Л.Гаспарова, Н.В. Брагинской, Н.П. Гринцера (доступны по ссылкам: А. Л. Доброхотов М. Л. Гаспаров; Н. В. БрагинскаяН. П. Гринцер ).

Свасьян К. А. Фридрих Ницше: мученик познания (URL: http://philosophy.ru/library/nietzsche/svasyan.html ).


^ Семинар 8. Традиционалистские культурно-политические программы и роль эстетического в них (на примере сочинений Ю. Эволы – 2 ч.).

Антропология в «Языческом империализме» Ю. Эволы: Европа и Рим versus Ближний Восток; солярные культы versus иудаизм; принцип иерархии и личных заслуг versus принцип избранничества по воле Бога.

^ Самостоятельная работа (2 ч.):

Чтение избранных фрагментов сочинения Ю. Эволы «Языческий империализм».

Основная литература:

Эвола Ю. Языческий империализм. – Любое изд. ( URL: http://www.arctogaia.com/public/evola/evola.htm ).

Дугин А. Юлиус Эвола, языческий империалист (Послесловие к Imperialismo pagano). – URL: http://www.arctogaia.com/public/evola/dugevol.htm

Stucco G. The Legacy of a European Traditionalist – Julius Evola in Perspective (http://elkorg-projects.blogspot.ru/2008/04/guido-stucco-legacy-of-european.html ).


Семинар 9. Язык и поэтическая образность в политической философии К. Шмитта (2 ч.).


Обзор работы К. Шмитта «Политический романтизм». Чтение фрагментов сочинений «Римский католицизм и политическая форма», «Духовно-историческое состояние современного парламентаризма», «Политическая теология», «Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса». «Романтическое двоемирие» согласно раннему Шмитту: романтизм как субъективирующий окказионализм. Романтический субъект и романтическое искусство. Трансформация искусства в романтическую и постромантическую эпохи. Антропология: критика буржуазии у Шмитта – между Х. Доносо Кортесом и И. Тэном. Абсолютизация эстетического и «приватизация» духовной жизни. Государство и иерархия versus «приватная духовность»: усиление роли «косвенной власти». Образ государства как «великого Левиафана»: смыслы метафоры и роль иронии.


^ Самостоятельная работа ( 4 ч.):


чтение сочинений К. Шмитта «Римский католицизм и политическая форма», «Духовно-историческое состояние современного парламентаризма», «Политическая теология», «Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса» и работ А.Ф. Филиппова о К. Шмитте, ориентированное на предложенные преподавателем вопросы.

^ Основная литература:

Шмитт К. Политическая теология. Сборник / Пер. с нем. А.Ф. Филиппова и Ю. Коренца. Заключит. ст., комм. и составление А.Ф. Филиппова. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2000 г.

Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Т. Гоббса. Смысл и фиаско одного политического символа. Пер. с нем. Д. В. Кузницына / Отв. ред. А. Ф. Филиппов. СПб: Владимир Даль, 2006.

Филиппов А.Ф. Карл Шмитт. Расцвет и катастрофа // Шмитт К. Политическая теология… С. 259-314.

Филиппов А.Ф. Политический романтизм Карла Шмитта // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 1. С. 66–74 (URL: http://sociologica.hse.ru/2010-9-1/27410225.html )


Семинар 10. «Народная культура», «Средневековье», «Ренессанс» и «карнавальность» в сочинении М.М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» (2 ч.).

Дискуссия: «”Карнавальная культура” М.М. Бахтина – историческое заблуждение, инструмент историко-культурного анализа или способ постижения современности?». Карнавал и аномия в “Homo Sacer” Дж. Агамбена. Историки науки о Рабле (по рецензии Ф. Йейтс). М. Л. Гаспаров, А.Я. Гуревич, В.А.Куренной, В.Л.Махлин о концепции М.М.Бахтина. «Мениппова сатира» у Н. Фрая. «Мениппова сатира» и «карнавализация». Некоторые постмодерные интерпретации концепции М. М. Бахтина.

^ Самостоятельная работа (4 ч.):

чтение «Введения» (полностью) и фрагментов из отдельных глав книги М.М. Бахтина о Франсуа Рабле (ч.), «Пролога» к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и рецензии Ф. Йейтс на английское издание книги М.М. Бахтина.

^ Основная литература:

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. – любое изд. (URL: http://philosophy.ru/library/bahtin/rable.html).

Бахтин М. М.: pro et contra. Личность и творчество М. М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. — Том I. / Сост., вступ. ст. и коммент. К. Г. Исупова, хронограф В. И. Лаптуна. — СПб.: РХГИ, 2001.

Бахтин М. М.: pro et contra. Творчество и наследие М. М. Бахтина в контексте мировой культуры. — Т. II. / Сост., и коммент. К. Г. Исупова,; библиография О. Ю. Осьмухиной, Т. Г. Юрченко, О. Е. Осовского, Н. Б. Панковой. — СПб.: РХГИ, 2002.

Махлин В. Л. Михаил Михайлович Бахтин // Российская политическая энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2010.

Махлин В. Л. Теория и ее «другие». Выступление в ИГИТИ им. А.В.Полетаева в рамках круглого стола «Остается ли филология «царицей» гуманитарных наук?» 4 апреля 2010 г. (URL: http://igiti.hse.ru/Meetings/Conferences/Makhlin ).

Yates F. A. The Last Laugh: Rabelais and His World by Mikhail Bakhtin // Eiusdem. Ideas and Ideals in the North European Renaissance. London ; Boston : Routledge & K. Paul, 1984. P. 153-163.


Семинар 11. «Морфология всемирной истории» О. Шпенглера (2 ч.).

Историко-культурные эпохи по Шпенглеру и их основные черты. Органическая метафора в конструкции Шпенглера. Чтение и анализ «Введения» (I т.), отдельных фрагментов главы «Города и народы» (II т. – метафоры замка и собора, концепт стиля у Шпенглера), фрагмента о псевдоморфозах из гл. об арабской культуре (II т.). «Души» и «пра-символы» культур. Современность и будущее европейской цивилизации в понимании Шпенглера. «Поэтическая» логика стиля Шпенглера.

^ Самостоятельная работа (2 ч.):

Чтение разделов книги О. Шпенглера «Закат Европы» («Введение», «Города и народы», «Проблемы арабской культуры») и работы о Шпенглере С. С. Аверинцева.

^ Основная литература:

Шпенглер О. Закат Европы. В 2-х тт. - Т.1 Образ и действительность. М., 2006 (и др. издания); т. 2. Всемирно-исторические перспективы. М., 2004.

Аверинцев С. С. «“Морфология культуры” Освальда Шпенглера» (URL: http://www.libma.ru/kulturologija/_morfologija_kultury_osvalda_shpenglera/index.php ).


Семинары 12-13. От «восстания масс» к «восстанию элит» (4 ч.).

Семинар 12.

Основные идеи эссе Х. Остеги-и-Гассета «Восстание масс» (слушание подготовленных студентами сообщений по отдельным разделам эссе). Антропология «человека массы» и «человека элиты», по Ортеге-и-Гассету. «Закат Европы» и/или «восстание масс»: историцистская иллюзия современности. Судьба интеллектуальных практик в условиях торжества примитивизма и «нового варварства». «Человек массы» между либеральной демократией и диктатурой.

^ Самостоятельная работа (3 ч.):

Чтение эссе Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». Подготовка вопросов для дискуссии на семинаре 13.

Основная литература:

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – любое изд. (URL: http://www.skmrf.ru/library/library_files/ortega.htm ).

Руткевич А. М. Ортега-и-Гассет // Новая философская энциклопедия : в 4-х тт. М.: Мысль, 2000—2001. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.


Семинар 13.

Основные идеи книги К. Лэша «Восстание элит и предательство демократии» (слушание подготовленных студентами сообщений по отдельным разделам книги). Идеализация классической эпохи американской демократии у К. Лэша. Основные черты этой эпохи. Деградация ценностей и антропологического типа, рожденных этой эпохой, на протяжении XX в. (гл. «Беседа и искусство жить в городах»). Упадок политической грамотности и снижение социальной активности («вырождение общественной дискуссии»). Минусы социальной мобильности. Новые элиты: «управленцы», «специалисты» и «эксперты». «Взгляд туриста» и кризис ответственности. «Политика идентичности». Метаморфозы школьного и университетского образования. Полемика с Ортегой-и-Гассетом и развитие его идей.

Дискуссия по вопросам, поставленным в сочинениях Х. Ортеги-и-Гассета и К. Лэша.

^ Самостоятельная работа ( 4 ч.):

Чтение разделов из книги К. Лэша «Восстание элит…» и подготовка вопросов для организации дискуссии в конце семинара 13.

^ Основная литература:

Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. Пер. с англ. Дж. Смити, К. Голубович. М.: Логос; Прогресс, 2002 (URL: http://royallib.ru/read/lesh_kristofer/vosstanie_elit_i_predatelstvo_demokratii.html#0 ).

Ганжа Р. Американская трагедия // Отечественные записки. 2003. № 6 (URL: http://magazines.russ.ru/oz/2003/6/2004_1_4.html ).

Каграманов Ю. Бес легкости и бес тяжести // Новый мир. 2003. № 3 (URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2003/3/kagar.html ).

Тема 11. От теории культуры к практике анализа культурного объекта.

Семинары 14-15. Зачетные занятия в форме студенческой конференции (4 ч.).

Доклады и презентации студентов на свободно выбранные и сформулированные ими темы.

^ Самостоятельная работа (6 ч.):

работа над докладами и презентациями – выбор темы, индивидуальное обсуждение с преподавателем избранной темы и содержания доклада, составление текста и подготовка презентации, раздаточных материалов и т.п. Формирование студентами домашних заданий по избранным ими темам для одногруппников (по желанию).

^ Основная литература:

списки формируются каждым докладчиком и обсуждаются с преподавателем в индивиудальном порядке.


  1. Образовательные технологии

Дисциплина преподается в форме лекций и семинарских занятий. Отдельные занятия строятся в виде беседы со студентами, просмотра полевых видеоматериалов, мастер-класса, дискуссии, а также изучения отдельных «кейсов» (case studies). В процессе занятий студенты знакомятся с рекомендуемой литературой, обсуждают ее в аудитории, выполняют домашние задания, осуществляют самостоятельный поиск литературы и источников по теме семинара, готовят доклады и выступают с ними, участвуют в обсуждении чужих выступлений.


  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.
^

9.1. Примерные вопросы к экзамену:


1. Искусствоведение.

    1. Отличия живописи от графики.

    2. Станковая и монументальная живопись.

    3. Материалы, «носители» изображения (стена, доска, скала, холст).

    4. Техники: от графики к живописи (акварель, пастель, гуашь), темпера, энкаустика и искусство иконы, фреска (и её эволюция).

    5. Основные понятия анализа живописного произведения: глубина и плоскость, линейность и живописность, свет и тень, колорит, красочность, прозрачность.

    6. Отношение к цвету и форме у старых и новых мастеров.

    7. Формирование традиционных жанров и их разрушение в Новейшее время.

    8. Композиция и деталь в живописном произведении.

    9. Формата (круг, квадрат, прямоугольник) и его значение.

    10. Значение реставраций.

    11. Значение местонахождения произведения и его история (музей, храм, опочивальня), его места в серии или единичности.

    12. Великие живописцы и их произведения (Ян Ван Эйк (Гентский алтарь), Джотто, Мазаччо, Рафаэль (станцы), Веронезе, Караваджо, Веласкес, Пуссен, Лорен, Рубенс, Рембрандт, Ватто).

    13. Особенности изобразительного языка живописи в конце XIX в.

    14. Формы знания об искусстве до XVIII в.

    15. Салоны и рождение эстетики в XVIII в.

    16. Первые искусствоведы.

    17. Семиотика и история искусства

    18. Школа Варбурга и ее методы.

    19. Школа «Анналов» и антропология образа.

  1. Теория культуры.

1.20. Основные модели «науки о культуре».

1.21. Критика культуры: один из эпизодов истории культуры по выбору студента.

1.22. Красота и безобразное в работе Т. Адорно «Негативная диалектика».

1.23. Стиль кэмп. Его характеристики.

1.24. Трэш-культура: ее основные черты, направления и жанры.

1.25. Категории культуры в сочинении Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки».

1.26. Традиционалистские культурно-политические программы (на примере сочинений К. Шмитта или Ю. Эволы, по выбору студента).

1.27. Категория карнавала в философии М. М. Бахтина и пути полемической рецепции книги «Творчество Франсуа Рабле…».

1.28. «Морфология культуры» О. Шпенглера.

1.29. Основные идеи эссе Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс».

1.30. «Новые элиты», инверсия принципов демократии и последствия этих процессов для культуры Запада (по сочинению К. Лэша «Восстание элит…»).


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

^ 10.1 Базовые учебники

1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985 (или переиздания и интернет-версия на сайте iskunstvo.narod.ru).

2. Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т. Культурология. М.: ИД «Форум»; Инфра-М, 2010.

^ 10.2 Основная литература:

1. Базен Ж. История истории искусств. М., 1994.

2. Шестаков В.П. История истории искусства. От Плиния до наших дней. М., 2007.

^ 10.3 Дополнительная литература:

1. Арасс Д. Деталь в живописи. М., 2010.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 2007.

3. Арсланов В. Г. Западное искусствознание ХХ века. М., 2005.

4. Бельтинг Г. Образ и культ: история образа до эпохи искусства. М., 2002.

5. Варбург А. Великое переселение образов. М., 2008.

6. Васнецов А.М. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. М., 2011.

7. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 2002.

8. Гинзбург К. Мифы – эмблемы ­– приметы. Морфология и история. М., 2004.

9. Гомбрих Э. История искусства. М., 2004.

10. Зедльмайр Г. Искусство и истина. СПб., 2003.

11. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.

12. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.

13. Панофский Э. Этюды по иконологии. М., 2007.

14. Социология искусства / Ред. В. С. Жидков, Т. А. Клявина. СПб., 2005.

15. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995.

16. Фосийон А. Жизнь форм. М., 1998.

17. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2004.

18. Эстетика и теория искусства XX века. Хрестоматия / Ред. Н. А. Хренов, А. С. Мигунов. М., 2007.


10. 4 Электронные ресурсы:

www.artstore.org

www.wga.hu

www.spaightwoodgalleries.com/Pages/Master_Drawings_2003.html

www.sobory.ru

www.obraz.org

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

При чтении лекций и проведении семинарских занятий используется профессиональная аудио и видео аппаратура, видеопроектор, персональный компьютер, авторские полевые материалы (фото) преподавателя.


Преподаватели __________________________________________/к.ф.н., доц. Ю. В. Иванова/

____________________________________/к.и.н., PhD О. С. Воскобойников/



Скачать 333,57 Kb.
Дата конвертации23.10.2013
Размер333,57 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы