Тема: Русская детская литература первой половины 19 века icon

Тема: Русская детская литература первой половины 19 века



Смотрите также:
Опорный конспект по дисциплине

«Детская литература с практикумом по выразительному чтению»


Тема: Русская детская литература первой половины 19 века

Цель: Раскрыть особенности литературы данного периода. Рассказать о творчестве В.Белинского. Воспитывать интерес к теме.

Литература:

- Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.Л. Детская литература/ И.Н Арзамасцева., С.Л. Николаева. - М.: Академия, 2000.- 347 с.

План изложения.

1. Развитие книгоиздательства и периодики для детей.

2. Становление теории и критики детской литературы. Вопросы воспитания и детского чтения в работах В. Белинского.

1. Развитие книгоиздательства и периодики для детей.

Наступление 19 века ознаменовалось идеями дворянского свободомыслия, которые откликались на Великую Франзускую революцию.

Отечественная война 1812 года вызвала в обществе патриотический подъем и ожидании реформ. В литературе все большую силу набирает направление романтизма. Главным вопросом того времени был вопрос о народности.

Наибольший расцвет переживала литературная сказка - стихотворная, прозаическая и драматическая.

В сказках наиболее выразился русский романтизм с обращенностью к устной народной поэзии.

Рассказы тяготели к познавательности и нравоучительности, становясь все более реалистичными.

Получали все большую популярность детские научные издания. Много выходило книг религиозного содержания.

Делала первые шаги драматургия для детей. Выходило большое количество переводных книг.

Развитие детской литературы шло в русле педагогики и большой литературы. Огромным достижением стало развитие критики и теории детской литературы - в статьях В. Белинского.

Много раз переводилась на русский язык книга Плутарха «Сравнительные жизнеописания» о жизни и деятельности великих людей.

Ф. Глинка « Плутарх для молодых девиц» четырехтомник, куда вошли биографии 76 женщин, знаменитые в разные эпохи.

1809 г. - «Плутарх для юношества». Она пополнила жизнеописание знаменитых людей от Святослава до Суворова. В третье издание вошли новые главы о героях войны 1812г. Одним из тодовитых авторов был Борис Федоров (1794 -1875).

Он спекулировал на потребности детей в книжках и играх. Одно за другим появлялись сочинения.

«Детское стихотворение», «Сто новых детских повестей», «Детский театр». Рассказы «Скромный Эрнест», «Болтливая Даша», «Старательная Варенька». В них он поучал. Морализировал.

Его стало синонимом бездарного и бесцеремонного коммерсанта от литературы. Александра Осиповна Ишимова (1806-1888).

«Чтение для детей первого возраста», «Бабушкины уроки, или Русская история в разговорах для маленьких детей», «История России в рассказах для детей». Все они были пронизаны реакционными идеями. Освободительные войны и выступления крестьян считала «разбоем». Исторические события объясняла божьей волей. Виктор Бурьянов (1809 -1888).(В.П. Бурнашов).

«Волшебный остров», «Белокурая коса». «Прогулки с детьми по земному шару», «Прогулки с детьми по России». Писал он наспех, допуская нелепости и несообразности. Проповедовал верность царю, покорность помещикам.

Журналы для детей.

1807-1815 г. «Для юношества», «Друг юношества». Невзоров М.И. преобладали религиозные идеи.

1821-1824г. «Новое детское чтение» издавал Ф. Глинка. Пересказы Плутарха, «Робинзон Крузо» Д. Дефо.

1842-1863 «Звездочка», 1850-1860 «Лучи» издавала Ишимова А. О. религиозные идеи, воспитывали в девочках послушание, набожность, сентиментальность.

Наиболее прогрессивным был журнал «Новая библиотека для юношества» (1847-1849). Печатались научно - популярные произведения, переводы сказок.

2. В. Г. Белинский.

1. Определил принципы детской литературы.

2. Написал около 200 работ, посвященных детской литературе.

3. Дал оценки художественным книгам.

4. Разработал теорию детской литературы.

5. Определил круг детского чтения.

7. Критиковал переделки литературы.

8. Определил требования к детской литературе, принципы.

Принципы:

- Реалистичность, т.е. отражать жизнь с ее радостями, бедствиями и страданиями.

- Гуманистическая и демократическая направленность детских книг.

- Литература должна быть высоко художественной, воспитывать чувство изящного.

- Учитывать возрастные особенности.

- Необходимо обогащать д.л. научно познавательным материалом.

- При оформлении книг, учитывать связь текста с иллюстрациями.

Взгляды на литературу.

- Вводить в круг чтения произведения у.н.т.

- Считал, что нельзя воспитывать ограниченных и послушных чиновников, а наоборот людей с широким кругозором самостоятельным мировоззрением.

- Критиковал лживость, сентиментальность.

- Был противником переделок классических произведений, которые искажают колорит и идею.

- Подчеркивал значение д.л. для эстетического воспитания. -Книги должны соответствовать возрасту детей.

- Был требователен к языку книг. Не искажать русский язык. -Требовал обогащать литературу научно - познавательным материалом.


^ Опорный конспект лекции по УД «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»


Тема: Тенденции развития детской литературы

во 2-ой половине 19 века

Литература:

- Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.Л. Детская литература/ И.Н Арзамасцева., С.Л Николаева. - М.: Академия,2000.- 347 с.

План.

1. Влияние общественно - политической борьбы на развитие детской литературы.

2. Новые требования к детской литературе. Статьи Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова.

3. Художественное постижение детской психологии в реалистических повестях С. Аксакова, Н. Гарина - Михайловского.

Изложение.

1. За промежуток времени от Крымской войны (1853 - 1856) и реформ 60-х годов до начала революции событий (1905) детская литература прошла этап своего окончательного утверждения в русской литературе:

- творчество для детей стало восприниматься большинством писателей как почетное и ответственное дело;

- изменилось отношение к детству, как к суверенному миру;

- изменилось содержание детских книг, предлагались книги современного звучания;

- качественно изменилась проза и поэзия для детей;

- поднимались проблемы народности: произведения должны служить связывающим звеном между читателем и народом, отвечать интересам всех честных и думающих писателей. Революционно - демократическое направление в литературе и критике оказало большое влияние на детскую литературу.

Это направление возглавляли критики и литераторы Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, поэт и редактор журнала «Современник» Н.А. Некрасов.

Революционеры - демократы формировали: новое общественное сознание, взывали к гражданской совести.

Писатели демократического направления стремятся внести в произведения для детей:

- художественные принципы и идеи, которые приняты во «взрослой» части их творчества:

- изображали мир реальных противоречий.

В детских журналах отражается сентиментальность.

Поэзия идет двумя путями:

- «поэзия чистого искусства»

- «некрасовская школа»

Содержание поэзии: пейзажная лирика, гражданская лирика. В поэзию проникает сатира.

Детская поэзия развивается в тесной связи с фольклором.

В произведениях Д. Мамина - Сибиряка, А. Чехова, Куприна, М. Горького привлекается внимание к катастрофическому положению детей, погибающих духовно и физически. Литературная сказка становится все более похожой на реалистический рассказ.

2. Н.Г.Чернышевский (1828-1889 г.) продолжатель принципов, заложенных В.Г. Белинским.

Взгляды:

- детская литература призвана пропагандировать революционно - демократические идеи.

- воспитать в ребенке черты характера, необходимые гражданину своей Родины и борцу за освобождение народа.

- детская книга должна правдиво изображать жизнь и давать широкий познавательный материал.

- требовал уважительного отношения к детям.

- считал необходимыми формировать мировоззрение ребенка.

- необходимо включать в детское чтение произведения современной русской и зарубежной литературы.

- боролся за формирование материалистического мировоззрения (книги о животных, растениях, явлениях природы).

Критиковал:

- книги, написанные без учета современного состояния науки;

- книги не должны носить сословный характер;

- разоблачал реакционность, дидактичность, примитивность Н.А. Добролюбов (1836-1861 г.)

Написал более 50 статей и рецензий о детской литературе. Отразил в них свои взгляды на детскую литературу. Взгляды:

- воспитывать детей так, чтобы они могли победить в борьбе «со злом и ложью»

- литература способна помочь человеку найти «новые силы для деятельности честной и полезной»

- связь с жизнью

- научить детей самостоятельно мыслить

- излагать материал занимательно, ярко

- определил круг детского чтения, куда вошли произведения: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Кольцова, И. Тургенева, Н. Некрасова, Ч. Диккенса, Ж. Санд (Аврора Дюван), Х.К. Андерсен.

Выдвинул требования к детской литературе.

- воспитывать поколения людей, способных отстаивать свою душевную чистоту

- должна быть видна четкая авторская поэзия

- давать конкретные картины жизни

- не должно быть назидательной литературы

- народность литературы

3. С.Т. Аксаков (1791-1859 г.) - писатель, общественный деятель.

1858 г. - трилогия «Детские годы Багрова - внука», «Семейная хроника», «Воспоминания».

- история дворянской семьи.

Главный герой Сережа Багров - восприимчивый, чуткий мальчик.

Использует: лиризм, поэтичность прозы, речь, близкую к разговорной, выписывает детали усадебного быта, описание природы.

Сказка «Аленький цветочек» вошла в повесть эпизодом. Произведение художественной литературы - литературной обработкой фольклорной сказки. Особенности:

- признаки волшебной сказки

A) чудеса

Б) превращения

B) троичность

Г) добро побеждает зло

4. Н.Г. Гагарин - Михайловский (1852-1906) Очерки: 1892 г. - «Несколько лет в деревне» 1900 г. - «В сутолоке провинциальной жизни» Тетралогия 1892-1906.

«Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» - автобиографическая повесть. Главная тема творчества:

- семья;

- воспитание детей Поднял вопросы:

- воспитания, образования;

- взаимоотношения родителей;

- влияние школы на нравственное становление личности.

1898 г. - «Корейские сказки» появились после кругосветного


^ Опорный конспект лекции по дисциплине Детская литература с практикумом по выразительному чтению


Тема: Обновление тем и развитие жанров детской литературы

Цель: Познакомить с развитием детской литературы в 20 - 30 годы. Развивать умение работать с литературой. Воспитывать интерес к теме. Литература:

- Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.Л. Детская литература/ И.Н Арзамасцева., С.Л Николаева. - М.: Академия, 2000.- 347 с.

План:

1. Детская литература 20-30 годов.

2. Дискуссии о детской литературе.

3. Развитие периодической печати.

4. Образование «ДЕТГИЗ».

Изложение.

I. В развитии детской литературы условно можно выделить 3 этапа развития:

- этап становления Д/л в 20 - середина 30-х годов.

- этап дальнейшего развития Д/л в 40 - 50 годы.

- этап развития Д/л, начиная с 50 годов и до наших дней.

В 20 - 30 годы в советском искусстве ознаменовались активными поисками новых идей. Писатели были воодушевлены тем, что прекрасный новый мир будет построен по законам искусства, которое должно воспитать нового человека.

Родоначальниками детской литературы в 20 - 30 годы называют М. Горького, К. Чуковского. В литературу приходит много талантливых людей, чьё творчество предопределило развитие литературы вплоть до нашего времени. Среди них писатели и «взрослые» и «детские»: М. Горький, А. Толстой, Пришвин, Бианки, Ильин, Хармс, Житков.

Своими истоками новая д/л уходила в русскую и зарубежную классику, в устное народное творчество. Поэзия: наметилось два течения:

- развлекательно - игровое (К. Чуковский, «Обэриуты»)

- нравственно - дидактическое (Маяковский, Маршак).

Развитие прозы шло в русле реализма. Поэтизация действительности (Гайдар, Олеша, Житков). Приобщить к науке стремились (Ильин, Житков). Художественно - познавательная литература развивалась очень бурно. Огромная заслуга в этом М. Горького.

Переживает новый подъём:

- жанр автобиографическая повесть (Л. Толстой, Гайдар, Пантелеев);

- детская драматургия (Маршак, Михалков);

- появление детских театров (кинематографа).

Именно в 20 - 30 годы обновление круга детского чтения. Появилось много переводов из зарубежной литературы.

Маршак и Чуковский создали собственные школы перевода и переложения для детей.

Становление советской д/л проходило бдительным контролем партии.

В конце 20 - 30 - х годов вышло несколько постановлений. В них определены основные адресаты книг (дети рабочих и крестьян), назначение д/л, высокие требования, предъявлявшиеся к оформлению книг.

Детская литература нуждалась в сильной поддержке со стороны государства, она её получила. Но в то же время она стала заложницей идеологии, что не могло тормозить её развития.

II. Дискуссии о детской литературе.

В 20-ые годы детские книги выходили в крупных издательствах (Госиздат) и в частных издательствах.

1921 г. - появление научного учреждения Институт детского чтения.

В начале 20-х г. - дискуссия о сказке.

Возражения сводились к следующему:

- сказка отвлекает детей от реальной жизни;

- отражает идеологию буржуазного мира;

- заключает в себе мистицизм и религиозность;

- тормозит утверждение ребенка его реальном опыте.

Против сказки выступала Н. К. Крупская Чуждое содержание А.К. Луначарского, М. Горького считали, что сказка увлекательна и подчительна, воздействует на душевное и умственное развитие ребенка.

С.Я. Маршак считал, что детским писателям надо учиться у сказки. Маршак использовал фольклорные традиции в своем творчестве. Луначарский обрушился на тех критиков, которые травили детских писателей, опиравшихся на народную сказку.

В 1929 году состоялась дискуссия о детском чтении. Что предлагалась ставить в основу оценки детской книжки:

- оригинальность сюжета;

- совершенство художественной формы; ^

- богатство языка;

- образ главного героя;

- отвечает ли детская книга интересам детей.

1929 - 1931 г. - дискуссия о содержании детской литературы.

- знакомить с промышленностью

- различные отрасли современную жизнь

1929 г. - К. Чуковский опубликовал «Заповеди для детских писателей» '

III. Развитие печати.

1919 год «Северное сияние».

Цель: формирование коммунистического мировоззрения. Содержание: Рассказы, сказки, научно - популярные очерки. Печатались М. Горький, Чалыгин, Воинов... 1919 год «Красные зори». Вышло всего 2 номера.

1923 год «Воробей» в Петрограде. Для детей 8-12 лет. В 1924 году переименован «Новый Робинзон». Печатались С. Маршак, В. Бианки, Э. Асеев, К. Чуковский, Б. Пастернак.

Этот журнал был местом рождения новых писателей, новых жанров.

1929 - 1935 г. «Чиж», 1930 - 1941 г. «Ёж» - продолжались традиции «Нового Робинзона»

«Чиж» - для маленьких, «Ёж» - детям постарше.

Сотрудниками были талантливые С. Маршак, Е. Шварц, Б. Житков, Е. Чарушин. Поэт Обэриу - Д. Харм, А. Введенский.

1924 г. - «Мурзилка»

1924 г. - «Пионер»

1925 г. - «Пионерская правда»

IV. 1933 год по постановлению ЦК ВКП (б) был создан «ДЕТГИЗ». Это было первое в мире детское издательство.

Горький добивается средств типографий, привлекает писателей, поэтов, иллюстраторов, педагогов. С. Маршак разрабатывает план издательств.


^ Опорный конспект по учебной дисциплине «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»


Тема: Краткие биографические сведения о К. Чуковском

^ Цель: Познакомить с творчеством К.Чуковского. Раскрыть основные направления творчества. Воспитывать интерес к творчеству писателя. Изложение.

Годы жизни 1882-1969.

Литература:

- Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.Л. Детская литература/ И.Н Арзамасцева., С.Л Николаева. - М.: Академия, 2000.- 347 с.

Ученый филолог, поэт и прозаик, критик и добрый сказочник - таков был К.Чуковский.

Настоящая фамилия К.Чуковского - Корнейчуков Николай Васильевич. Родился 31 марта 1882 года в г. Петербурге.

Мать - Екатерина Осиповна простая крестьянка, из Полтавской губернии.

Отец - петербургский студент, оставил семью, после рождения сына. (Эммануилл Соломонович Левинсон в семье которого, мать жила прислугой).

Учеба - в Одесской гимназии, оборвавшаяся в 5 классе, когда гимназии очищали от «кухаркиных детей».

Девиз: «Да здравствует! Самообразование во всех областях!»

1901-сотрудничество в газете «Одесские новости».

1903 - корреспондент газеты в Лондоне.

1905 - Возвращение в Одессу.

1907- статья «Детский язык».

1916- сказка «Крокодил».

1926 - под его редакцией вышло ПСС (полное собрание стихов Н. Некрасова).

1928- Книга «Маленькие дети».

В 20-ые годы критик, переводчик, создатель сказок.

1934 - выступает на съезде писателей. «О детской литературе».

1933- «От двух до пяти».

1938 - переезд из Лондона в Москву.

1941 - эвакуация в Ташкент.

1943- сказка «Бармалей».

1946 - Сказка «Приключения Бибигона».

1952 - «Мастерство Некрасова».

1955 - после 16летнего перерыва вышла книга «От двух до пяти».

1957 - присвоена ученая степень доктора филологических наук.

1962 - книга «Живой как жизнь» о русском языке. Библиотека в Переделкино.

1962 - почетное звание доктора литературы Оксфордского университета.

В 1960-х годах он затеял пересказ Библии для детей. К проекту привлек писателей, литераторов, и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным, в связи с антирелигиозной позицией Советской власти. Книга под названием «Вавилонская Башня» была издана в издательстве «Детская литература» в 1968 г. но весь тираж был уничтожен. Первое издательство состоялось только в 1990 г.

Ученый филолог («Жизнь и смерть Успенского», литературные портреты Репина, Чехова, Горького и др.).

Переводчик - «Том Сойер» М.Твена,» «Робинзон Круз» Д.Дефо и др. (О.Уайльда, О. Генри,Э. Распе,Р. Киплинг).

Исследователь детской психологии (книга «От 2-х до 5- ти»).

Детские сказки.

«Муха - цокотуха» (1925), «Тараканище» (1923), «Айболит», «Федорино горе», «Телефон» (1926), «Путаница», «Чудо дерево», «Краденое солнце», «Приключение Бибигона» (1946), «Бармалей» (1943), «Крокодил» (1916), «Мойдодыр» (1923).

^ Опорный конспект лекции по детской литературе


Тема: Литературный авангард для детей

(В. Маяковский, поэт ОБЭРИУ)


Цель: Раскрыть особенности произведений В.Маяковского, ОБЭРИУ. Учить анализировать стихи, выделять особенности.

Литература:

- Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.Л. Детская литература/ И.Н Арзамасцева., С.Л Николаева. - М.: Академия,2000.- 347 с.

План:

1. Творчество В. Маяковского для детей.

2. Группа «ОБЭРИУ»

1. В.В. Маяковский (1893-1930 г.г.) - один из крупнейших поэтов русского авангарда. Поэзия авангарда - много общего с детским сознанием, понимающим мир как свою собственность.

Герой Маяковского смотрит на мир не снизу вверх, а сверху вниз, как некий всемирный великан. В 1918 г. В. Маяковский намеревался выпустить книгу «Для детков», но дела, занятость не позволили этой затее сбыться.

Маяковский написал для детей не так много, но они написаны точно по адресу. Есть для самых маленьких.

Написаны в разных жанрах

- Подписи к картинкам («Что такое хороню и что такое плохо», «Что ни страница, то слон, то львица», «Гуляем»).

- Рассказы в стихах («Конь-огонь», «Кем быть», «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Сказка о Пете - толстом ребенке и о Симе, который тонкий».

1925 г. - Первое произведение для детей «^ Сказка о Пете - толстом ребенке и о Симе, который тонкий». Сатирическая сказка - памфлет с нескрываемой агитационно - пропагандистской тенденцией, обличение пережитков прошлого и утверждение новой морали. Особенности:

- сказочное начало,

- состоит из 6 глав,

- построена на противопоставлении 2-х героев.

- метафоры, неологизмы,

- ритм считалки,

- гиперболы,

- язык: сочетает публицистический, агитационный стиль и живой, разговорный «шершавый» язык улицы.

^ 1925 г. «Гуляем».

Подписи к картинкам, знакомит с новыми явлениями, высмеивает социальные пороки, пережитки, вводит новые понятия: комсомольцы, Моссовет, красноармейцы.

  1. г. «Что такое хорошо и что такое плохо».

Жанр - дидактический рассказ в стихах.

Примеры: 1) инициатива идет не от взрослого, а от ребёнка;

2) лирический герой - сам поэт, заинтересованный, увлекающийся добрым, сильным, справедливым;

3) построен на принципе контраста;

4) воспитательный эффект достигнут сочетанием художественных средств: контрастными образами, речью.

Книга задумана как единство текста и картинок.

  1. г. «Что ни страница, то слон, то львица».

Жанр - подписи к картинкам.

Композиционное построение - прогулка, сопровождающаяся приятной и полезной беседой:

- лаконичны,

- зарисовки внешности,

- очеловечивание,

- игра слов – сравнения –неологизмы.

Тема труда и героизма, гуманизма.

Затрагивает вопросы:

- трудового воспитания,

- знакомит с профессиями - общей характеристикой труда,

- воспитывает уважительное отношение к людям труда

^ 1927 г. «Конь-огонь».

1928 г. «Кем быть».

Особенности:

- использует форму серии миниатюр,

- написано от имени ребёнка,

- создал образ каждой профессии с помощью перемен ритма, рифм, звуковой инструментовки

- гуманизм, героизм.

^ 1926 г. «Эта книжечка моя про моря и про маяк».

Особенности стихов В.В. Маяковского

- написаны лестнично,

- главные слова рифмует по смыслу

- использует противопоставления,

- динамичны,

- разные композиционные построения (экскурсия, прогулка, игра),

- разные жанры (рассказы в стихах, подписи к картинкам),

- проводит словарную работу,

- юмор,

- разные интонации,

- готовят к труду, жизни, воспитывает мужество, благородство.

2. Ленинградская литературно-философская группа.

«Объединение реального искусства» вошла в историю авангарда под сокращением ОБЭРИУ (1927 - 1930 г.г.)

В названии группы выразилась её концептуальная идея - «познание мира вне искажающих реальность логических категорий и механизмов сознания» По идеи обэриутов - искусство не отражает жизнь, оно само по себе, оно живет по своим законам.

^ Д. Хармс (1905-1942 г.).

Ю. Владимиров (1909 г.).

А. Введенский (1905 - 1942 г.г.).

Стихи обэриутов представляют собой разные игры.

В журналах «Чиж» и «Ёж» появились их рисунки, шарады, загадки, игра выплескивалась за пределы вербального мышления и требовала включения визуально-абстоактного мышления детей. Даниил Хармс Даниил Хармс (1905—1942)

Поэт. Прозаик. Драматург. Мастер абсурда. «Пришелец одновременно из прошлого и из будущего» (А. Введенский) больше известен своими детскими стихами, чем произведениями для взрослых. Один из основателей ОБЭРИУ - Объединения реального искусства. Незаконно репрессирован.

^ Удивительная кошка

Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпится народ на дороге,

Шумит и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит!

^ Бульдог и таксик

Над косточкой сидел бульдог,

Привязанный к столбу.

Подходит таксик маленький,

С морщинками на лбу.

«Послушайте, бульдог, бульдог! –

Сказал незваный гость.-

Позвольте мне, бульдог, бульдог.

Докушать эту кость».

Рычит бульдог на таксика:

«Не дам вам ничего!»

Бежит бульдог за таксиком,

А таксик от него.

Бегут они вокруг столба.

Как лев, бульдог рычит.

И цепь стучит вокруг столба,

Вокруг столба стучит.

Теперь бульдогу косточку

Не взять уже никак.

А таксик, взявши косточку.

Сказал бульдогу так:

«Пора мне на свидание,

Уж восемь без пяти.

Как поздно! До свидания!

Сидите на цепи!»

^ Что это было?

Я шел зимою вдоль болота

В галошах,

В шляпе

И в очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

На металлических Крючках.

Я побежал скорее к речке,

А он бегом пустился в лес,

К ногам приделал две дощечки.

Присел,

Подпрыгнул

И исчез.

И долго я стоял у речки,

И долго думал, сняв очки:

«Какие странные

Дощечки

И непонятные

Крючки!»

^ Очень-очень вкусный пирог.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе...

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый ...

Пирог, ножи и вилки тут —

Но что-то гости ...

Я ждал, пока хватало сил.

Потом кусочек ...

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту ...

Когда же гости подошли.

То даже крошек ...

^ А. Введенский.

«Река»-1940 г.

Часто в стихах звучат молитвы реки, кораблика, лодки, челнока, возникают образы рыб, матросов, рыбаков: эти иероглифы передают течения «реальной жизни».

Пусть стужа зимняя крепка,

И страшен вьюг полёт, -

Уйдет широкая река

Под синий плотный лед...

^ Юрий Владимиров Юрий Владимиров (1908-1931)

За свою короткую жизнь успел издать несколько книжек стихов. Участвовал в последних выступлениях ОБЭРИУ. Сотрудничал в журналах «Еж» (Ежемесячный журнал) и «Чиж» (Чрез­вычайно интересный журнал) с А. Введенским, Н. Олейниковым, Е. Шварцем.

Чудаки

Я послал на базар чудаков.

Дал чудакам пятаков:

Один пятак — на кушак,

Другой пятак — на колпак,

А третий пятак — так.

По пути на базар чудаки

Перепутали все пятаки:

Который пятак — на кушак,

Который пятак — на колпак,

А который пятак — так.

Только ночью пришли чудаки,

Принесли мне назад пятаки. —

Извините, но с нами беда:

Мы забыли - который - куда:

Который пятак — на кушак,

Который пятак — на колпак,

А который пятак — так.

Обэриуты - отвергли классические жанры лирики, зато, признав все жанры народной детской поэзии; считалки, небылицы, перевертыши, игровые припевки. Чаще использовали «детский» хорей. Стихотворения напоминают запись балаганного представления, комические диалоги нелепых персонажей.

Приход поэтов не был случайным, причина лежала в сближении их искажений с алогизмом детской жизни, которая вся - сдвиг и неточность. Самый значимый след оставил Д. Хармс. Хармс и Введенский являются мировыми основоположниками литературы абсурда. Это доказывает, что детская литература может быть полигоном для самых смелых экспериментов.

Судьба поэтов-шутов трагична.

В 1931 году погибает Ю.Владимиров.

В 1942 году погибает Д. Хармс.

Поэты - обэриуты сумели революционизировать язык поэзии


^ Опорный конспект по учебной дисциплине «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»


Тема: Краткие биографические сведения о С.Я. Маршаке

Цель: Познакомить с творчество С.Я.Маршака. Раскрыть основные направления творчества. Воспитывать интерес к творчеству писателя. Литература:

- Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.Л. Детская литература/ И.Н Арзамасцева., С.Л. Николаева. - М.: Академия, 2000.- 347 с.

Изложение.

Самуил Яковлевич Маршак (1887-I964 гг.)

Детский поэт и переводчик, драматург и лирик, педагог и редактор.

Родился в 1887 г. - в городе Острогожске под Воронежем.

Отец - химик самоучка работал в слободе Чиживка под Воронежем.

В семье было много детей и часто мальчику приходилось нянчиться с младшими.

«Мы с мамой забывали иногда, что ты у нас ещё маленький, требуя от тебя, как большого, чтобы ты следил за младшими. А за тобой самим ещё нужно было присматривать.

В восемь лет пробует писать стихи:

«Один сижу я

Кругом всё тихо.

Печально с неба

Сияет месяц

Как будто что-то

Сказать он хочет

Один сижу я

Кругом всё тихо».

1897 г. - Маршак поступает в гимназию Острогожска, а за тем переводится в Петербургскую классическую гимназию. На мальчика огромное влияние оказал учитель латыни Острогожской гимназии Теплов - знаток русской поэзии.

1904 г. - Маршак живёт у Горького в Ялте.

1906 г. - активная литературная деятельность: работает в журнале «Стрекоза» как сатирик, фельетонист, переводчик, лирический поэт.

1913 г. - уезжает в Лондон, учится в университете. Семья живёт на небольшой заработок Маршака как корреспондента Петербургских газет.

Начинает работать над переводами английских баллад, стихов В. Блейка.

1914 г. - возвращается в Воронеж. Во время I Мировой войны помогает беженцам, сиротам.

1915 г. - работает в детской колонии на берегу Онежского озера.

1920 г. - приходит в Детскую литературу и остаётся в ней навсегда.

С 1917 по 1922 гг. - в Екатеринославле (Краснодар) создаёт Детский город, возглавляет театр для детей.

1923-1930 гг. - написал произведения «Детки в клетке»; «Сказка о глупом мышонке»; «Вчера и сегодня»; «Как рубанок сделал рубанок»; «Вот какой рассеянный»; «Усатый полосатый».

В 30-ые годы вместе с Горьким составляет протест записки о д/л и о создании специального законодательства книг для детей «ДетГиз».

1935 г. - избирают председателем Всесоюзной секции Д/л.

1939 г. - награждают орденом Ленина. В годы В.О.В. работает в окнах ТАСС. Выступает как публицист, сатирик, но не забывает о детях.

1943 г. - пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

50-ые годы - «Весёлое путешествие от А до Я», переводы стихов Д. Родари, английских песенок сборник «Плывёт, плывёт кораблик».

С.Я Маршак пришёл в литературу сложившимся мастером, но в очень трудное время для Д/л. Когда ещё не была вытеснена нравоучительная низкопробная литература, смеющаяся и приторная, далёкая от жизни. Маршак заговорил с ребятами о самом главном - о жизни, о труде.

Жанровое разнообразие.

Драматургия:

«Кошкин дом», «Петрушка», «Горе-злосчастие», «12 месяцев», «Умные вещи», «Терем-теремок».

^ Поэзия:

«Детки в клетке», «Багаж».

Стихотворный рассказ:

«Пожар», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое».

Сказки:

«Сказка о глупом мышонке».

Жанровая миниатюра:

«Детки в клетке», «Разноцветная книга».

^ Публицистическая поэзия:

«Война с Днепром», «Дети нашего двора».

Переводы:

С английской поэзии, итальянской.

Темы творчества:

1) Тема труда и героизма.

2) Стихи о детях.

3) Лирические произведения о природе.

4) Юмористическая тематика.


^ Опорный конспект лекции по УД Детская литература с практикумом по выразительному чтению


Тема: Творчество С.В.Михалкова. Краткие биографические сведения о С. В. Михалкове


Цель: Познакомить с творчеством С. Михалкова, его произведениями. Показать разнообразие жанров творчества, тематику произведений. Воспитывать интерес к произведениям.

Литература:

- Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.Л. Детская литература/ И.Н Арзамасцева., С.Л Николаева. - М.: Академия, 2000.- 347 с.

Изложение.

С.В. Михалков.

Родился С,В. Михалков 13 марта 1913 года в Москве, на улице. Волхонка в доме № 6. фамилия происходит от имени предка Михаил Киндырева.

Отец - Владимир Александрович - ученый птицевод.

Мать - Ольга Михайловна, была сестрой милосердия, преподавала французский язык в школе, затем посвятила себя семье. Образование: начальное образование получил дома. Учился с 4 класса в Москве, с 14 лет в Пятигорске.

Литературное образование получил в Москве в литературном институте. В 1928 г в журнале «На подъеме» первое стихотворение «Дорога». В 1930 г. Приезжает в Москву. Михалков попробовал несколько профессий: разнорабочего, помощника топографа и др. С 1933 г Михалков печатается в «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде».

Осенью 1939 г. Призван в армию.

В первые дни В.О.в. был мобилизован для работы в армейской печати, стал военным писателем - корреспондентом. Был контужен, награжден орденами и медалями.

В апреле 1936 года женился на Наталье Кончаловской - дочери Петра Кончаловского художника. Сыновья С.Михалкова и Н. Кончаловской известные в мире режиссеры - Никита Михалков и Андрон Михалков – Кончаловский.

Творчество.

Стихи государственного значения.

В 1934г. В соавторстве с журналистом Г. Э. Регистаном С.Михалков написал текст гимна Советского союза. Текст современного гимна тоже принадлежит перу С. Михалкова.

^ Стихи для детей.

1935 г. С. Михалков по собственному признанию, дерзнул сочинить целую поэму для ребят. Ему едва исполнилось 22 года. Редактор журнала «Пионер» прочел «Дядю Степу» в присутствии молодого стихотворца. В ответ на немой вопрос сказал: «мы напечатаем эти стихи сразу же, в следующем номере. Правда, с иллюстрациями нам уже не поспеть, мы их заменим... фотографиями. Кого же будете снимать?»- спросил Михалков. «Вас» - ответил редактор. И засмеявшись, сказал: «Вы же и есть Дядя Степа!» Впервые поэма Дядя Степа вышла с фотографиями С.Михалкова.

В детскую жизнь стихи Михалкова входят как радость. Они непринужденно рассказывают обо всем, что интересно читателю. Работает во всех жанрах кроме романа.

Сценарист, переводчик, режиссер, баснописец, драматург, сказочник.

^ Стихи для детей.

«Смена», «Хрустальная ваза», « А, что у вас?», «Промимозу», «Фома», «Трезор», «Прививка» и др.

Басни.

«Слон живописец», «Заяц и черепаха» - около 200 басен.

Драматургия.

1938 г. «Том Кенти» - первая пьеса.

«Коньки» 1938г., «Самбреро» 1957. «Смех и слезы» 1945г. И др.

Киносценарии.

«Фронтовые подруги».

Поэмы.

«Дяця Степа»

Многие стихи переложены на песни. «Прививка», «Песенка друзей» и др.

^ Тематика произведений.

- Общественно политическая.

«Хрустальная ваза», «Разговор с сыном».

- Счастливого детства.

«Рисунок», «А что у вас?», «Мы с приятелем» и др. Образ замечательного человека. «Дядя Степа». Животные, природа «Мой щенок», «Трезор» и др.

- Тема сатиры и юмора.

«Фома», «Про мимозу», «одна рифма», «Тридцать шесть и пять» и др.


^ Опорный конспект к уроку по УД Детская литература с практикумом по выразительному чтению


Тема: «Виталий Валентинович Бианки» (1894-1959 года)

Литература:

- Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.Л. Детская литература/ И.Н Арзамасцева., С.Л Николаева. - М.: Академия, 2000.- 347 с.

Родился 12 февраля 1894 года в Петербурге в интеллигентной семье.

Отец - ученый - орнитолог (знаток птиц), хранитель коллекции Зоологического музея в Петербурге.

Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что благодаря рукам расцветал любой зачахший кустарник, родители передали любовь к природе.

Виталий учился в гимназии, после окончания которой попу Петербургский университет на факультет естественных паук. В университете Виталий Валентинович побывал с экспедицией в самых разных уголках страны и везде изучал природу.

Совершил путешествие по Волге, Уралу, Алтаю, Казахстану.

В 1923 году по совету Маршака была написана первая сказка для «Путешествие красноголового воробья». Затем в 1924 году после, -другие сказки «Лесные домики», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Зачем поет?», «Чьи это ноги», «Как муравьишка домой спешил» и др. Им написано более 300 произведений.

В 1924 году Бианки работал в журнале «Воробей»

В 1928 году вышла книга, которая называлась «Лесная газета», она переведена на многие языки. «Лесная газета»:, их 30-й фонд мировой детской литературы. 1935 год - «Страна зверей» 1938 год - «Наши птицы» 1941 год - «Заячьи хитрости» сб. рассказов. 1943 год - «По следам»

Для детей постарше предназначены произведения более крупнейшей Повести - «На великом морском пути», «Мурзик», «Одинец» и др.

^ Опорный конспект лекции по дисциплине «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»


Тема: Лирические стихи Е.Благининой и З. Александровой

для детей


Цель: Познакомить с творчеством поэтов Е.Благининой, З.Александровой. Учить анализировать стихи. Воспитывать интерес к теме, творчеству поэтов.

Литература:

- Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.Л. Детская литература/ И.Н Арзамасцева., С.Л Николаева. - М.: Академия, 2000.- 347 с.

Материал: Тексты стихов.

1. Елена Александровна Благинина (1903-1982).

Пришла в детскую литературу в начале 30-х годов. Родилась в1903 году, недалеко от Мценска.

1921г. - опубликовано первое стихотворение в сборнике «Начало», стихотворение «Девочка с картинкой».

1933г. - журнал «Мурзилка» первое стихотворение для детей.

1936г. - первый сборник «Осень».

1939г. Сборник «Вот какая мама».

Темы творчества:

Стихи о природе: «Осень», «Радуга», «Летний дождь», «Улетают, улетели», «Одуванчик», « Черёмуха».

О детях: «Вот какая мама», «Посидим в тишине», «Аленушка», «Голышок - малышок». О труде: « Не мешайте, мне трудится», «Научу одеваться братца», «Как у нашей Ирки». О Родине: «Клятва бойца», «Шинель».

Дразнилки, скороговорки, тараторки, игры: «Бесконечные песенки», «Метелица», «Осень спросим».

Сказки: « Сорока - Белобока».

Стихи о природе: Воспитывают в детях доброту, чуткость, внимательность, любовь к окружающей природе. Учат видеть красоту мира, подмечать необычное, то, что незаметно. Природа живая наполнена живым дыханием, живет, дружит с детьми, вызывает их удивление и любовь, помогает детям.

Для стихов характерно: лаконичность, музыкальность, лиризм, точность красок. Анализ стихотворения «Осень».

Если встанешь на заре-

Крыши в сером серебре...

Длинно тень ложиться,

Долго лист кружится.

Если выйдешь поутру-

Галки стынут на ветру...

Вьются над парами

Вслед за тракторами.

Разгуляется денёк,

В полдень сядет на пенёк,

Смотришь на припёке

Прыгают сороки.

А в обед совсем теплынь-

Пахнет горькая полынь,

Тянет мёдом, мятой

И травой примятой.

Только этому не верь,-

Осень всё- таки теперь:

Солнышко бледнее,

Небо холоднее.

Если выйдешь ввечеру-

Галки стынут на ветру,

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится.

^ Вопросы для анализа:

- О чем стихотворение?

- Что описывается в нем?

- Что характерно дл этого стихотворения?

- Назовите особенности?

«Улетают, улетели».

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели

Улетают журавли.

Лист качается узорный

В сине луже на воде,

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел!

Осыпаясь, пожелтели,

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

^ Вопросы для анализа:

- О чём стихотворение?

- Что показывает в стихотворении автор?

- Какие приемы использует?

«Одуванчик».

Как прохладно в чаще еловой!

Я цветы в охапке несу.

Одуванчик белоголовый

Хорошо ли тебе в лесу?

Ты растёшь на самой опушке,

Ты стоишь на самой жаре.

Над тобою кукуют кукушки,

Соловьи поют на заре.

И гуляет ветер душистый,

И роняет листья в траву.

Одуванчик, цветок пушистый,

Я тебя тихонько сорву.

Я сорву тебя, милый, можно!

И потом отнесу домой...

Ветер дунул неосторожно –

Облетел одуванчик мой.

Посмотрите вьюга, какая

В середине жаркого дня!

И летят пушинки сверкая,

На цветы, на траву, на меня...

^ Вопросы для анализа.

- О чем стихотворение?

- Чей образ передаёт автор?

- Какие приёмы использует?

Стихи о детстве.

1. «Вот какая мама».

- О ком стихотворение?

- Какие интонации в стихотворении?

2. «Посидим в тишине».

- Что воспитывает стихотворение?

- Какие приёмы использует автор?

3. «Алёнушка».

- Назовите приёмы, которые использует автор? -Какие интонации в стихотворении?

Стихи о труде.

«Как у нашей Ирки».

Как у нашей Ирки

На чулках по дырке!

Почему?

Почему

На чулках по дырке?

Потому что неохота Штопать нашей Ирке!

Как у нашей Натки Штопка на пятке!

Почему?

Почему

Штопка на пятке?

Потому, что неохота

Быть неряхой Натке!

«Не мешайте мне трудиться».

Не мешайте мне трудиться!

Я водицы притащу

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте.

Пейте!

Не жалейте!

А хотите

В лейку

Лейте,

Поливайте огород,

Он ведь тоже воду пьёт!

Задания:

- О чём, о ком стихи?

- Кто главные герои стихов?

- Какую воспитательную ценность несут стихи?

- Назовите особенности стихов.

^ 2. Зинаида Николаевна Александрова (1907- 1983г).

Осиротела в 12 лет, жила в детдоме, работала на прядильной фабрике в Ленинграде.

1932т - первый сборник стихов «Ветер на речке».

Книги: «Новые ясли», «Про маленькую Таню», «У нас в квартире».

До Вов вышли книги «Майка», «Зима».

В годы Вов «Прощанье», «Островок на Каме», «Салют».

После Вов: «Одуванчик», «Морошка», «Топотушка», «Письма с БАМа».

Темы творчества:

О природе: «Подснежник», «Дождик». «Полевые цветы», «Журавлик». О детях: «Мой Мишка», «Таня и волчок», «Сарафанчик».

О жизни советских людей, о Родине, о Труде: «Дозор». «Песня о Чапаеве», Октябрьская улица».

«Подснежник».

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамёрший, чуть живой.

Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра,

Цветку под снегом душно стало,

И он подумал», что пора.

Он падал, заносил дорожки...

Опять зима, а не весна.

И от цветка на длинной ножке

Лишь только шапочка видна

И вылез...

Но кругом всё тихо,

Соседей нет, он первый здесь.

Его увидела зайчиха,

Понюхала, хотела съесть.

Потом, наверно, пожалела: -

Уж больно тонок ты, дружок!

И вдруг пошёл пушистый, белый

Холодный мартовский снежок.

И от холода синея,

Головку слабую клоня,

Сказал:- Умру, но не жалею,

Ведь началась весна с меня!


Вопросы:

- Чем проникнуто стихотворение?

- Чей образ создан?

- Чем заканчивается стихотворение?

- Назовите приемы, приемы, используемые в произведении?

«Приходите, поглядите!»

Метлу взяла

И двор подмела

Всюду нос метла совала

Но и я не отставала-

От сарая до крыльца

Танцевала без конца

Приходите, поглядите,

Хоть сориночку найдите!

И вылез... Но кругом всё тихо, Соседей нет, он первый здесь. Его увидела зайчиха, Понюхала, хотела съесть.

Потом, наверно, пожалела: - Уж больно тонок ты, дружок! И вдруг пошёл пушистый, белый Холодный мартовский снежок.

И от холода синея, Головку слабую клоня, Сказал:- Умру, но не жалею, Ведь началась весна с меня!

«Мой Мишка».

Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

На плите сварилась каша.

Где большая ложка наша?

Я тебе перед едой

Лапы вымою водой...

Это куры, это - утки,

Чёрный Шарик возле будки.

Мы его не позовём,

Убежим гулять вдвоём....

Мишка мокрый, будто губка,

Сохни плюшевая шубка.

Шарик убежал вперёд...

Нам от мамы попадет!

Вопросы:

- О ком стихотворение?

- В роли кого выступает девочка?

- Назовите приемы, используемые автором?


^ Опорный конспект лекции по дисциплине «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»


Тема: Широта тематики поэтических произведений Б. Заходера, В. Берестова


Цель: Познакомить с творчеством поэтов Б. Заходера, В. Берестова. Учить анализировать стихи, приёмы, используемые в произведениях. Воспитывать интерес к теме.

Литература:

- Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.Л. Детская литература/ И.Н Арзамасцева., С.Л Николаева. - М.: Академия,2000.- 347 с.

Материал: Тексты произведений.

1. Борис Владимирович Заходер (1918- 2000г).

Детский поэт и переводчик. Учился на биологических факультетах Московского и Казанского университетов. Участвовал в Финской и Вов войне.

1964г- окончил Литературный институт им. Горького.

1947г- выходит первое стихотворение «Морской бой».

Сборники стихов «Буква Я»- весёлые стихи польских поэтов.

Печатается в «Мурзилке», «Пионерской правде».

Вышли сборники:

1955 - «На задней парте».

1956 - «Мартышкино завтра».

1958 - «Никто и другие».

I960 - «Кто на кого похож».

1966 - «Товарищам детям», 1970 - «Школа для птенцов», 1979- «Считалия», 1980- «Моя воображалия».

В 60-70 - Цикл сказок для людей. «Русачок», «Серая звёздочка», «Отшельник и Роза», «Сказка про всё на свете», «Жил был Фип». Переводы пересказы.

1960 - «Вини - Пух и все – все - все». Алана Милна. 1968- «Мэри Попинс». П.Провэрс.

1971- «Питер Пэн, или мальчик, который не хотел расти»

1972- «Приключения Алисы в стране чудес» Л.Керолла.

Сказки Братьев Гримм «Удалой портняжка», «Бабушка вьюга», «Бременские

музыканты».

Некоторые свои сказки и пересказы Б.Заходер переделал в пьесы детских театров. Это «Ростик в дремучем лесу», «Приключения Алисы в стране чудес», мюзикл «Снова Вини - Пух», пьесы для кукольного театра: «Русачок», «Очень умная играшка». Мультфильмы: «Птичка Тари», «Фунтик» и др.

Стихи для дошкольников:

«Слесарь», «Сапожник», «Шофер», «Повар», «Монтёр», «Портниха», «Строители».

Они приобщают детей к труду, делают детей активными.

Слесарь.

Мне нужны такие вещи

Молоток,

Тиски

И клещи,

Ключ,

Напильник

И ножовка

А всего нужней –

Сноровка.

Шофёр.

Качу,

Лечу

Во весь опор.

Я сам- шофёр,

И сам - мотор

Нажимаю

На педаль-

И машина

Мчится вдаль!

Повара.

Как легко приготовит обед!

Ничего в этом трудного нет

Это проще простого:

Это раз - готово!

(если мама готовит обед).

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами,

И тогда

( не пойму, в чем секрет!)

Очень

Трудно

Готовить

Обед!

Портниха.

Целый день сегодня

Шью.

Я одела

Всю семью.

Погоди немножко, кошка,-

Будет и тебе одёжка!

Монтёр.

Посмотрите,

Как хитёр

Этот маленький монтёр

Он пока

Проводит свет

Только там,

Где тока нет

Вопросы:

- О ком стихи?

- Что воспитывают у детей?

- Приёмы используемые в стихах?

^ 2. Валентин Дмитриевич Берестов (1928 - 1998г).

Профессиональный историк, археолог. Писать начал с детства, в 14 лет познакомился с К.Чуковским и тот стал для него наставником и другом.

^ Темы творчества: природа, детство, труд, школа, учение.

Лирика для 12 летних.

1970- «Зимние звезды».

1983- «Идя из школы».

1987-«Определение счастья».

Жанры творчества: стихи, миниатюры, поэтический эпос, стихотворные азбуки. Проза (повести, сказки, переводы на библейские сюжеты). Исследователь творчества Пушкина, статьи о Чуковском, Маршаке, Блоке. Есенине, Высоцком.

Вместе с Е.И. Чуковской составил книгу «Жизнь и творчество К. Чуковского» 1978г. Переводчик.

Сборники стихов: «Весёлое лето», «Мишка, мишка лежебока», «Про машину», «Богатыри».

Во всех произведениях обнаруживается движение, вся жизнь природы, людей представляет беспрерывный труд - физический и умственный. В стихах много аллитераций, юмора, гипербол.

^ Ненасытная коза.

В дверь вошло животное

До того голодное:

Съело веник и метлу,

Съело коврик на полу.

Занавеску на окне.

И картинку на стене,

Со стола стянула справку

И опять пошла на лавку.

Читалочка.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!









Скачать 462,86 Kb.
Дата конвертации24.10.2013
Размер462,86 Kb.
ТипЛитература
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы