Рабочая программа учебной дисциплины основы философии для специальностей среднего профессионального образования: 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) icon

Рабочая программа учебной дисциплины основы философии для специальностей среднего профессионального образования: 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)



Смотрите также:
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сибирский политехнический техникум»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы философии


для специальностей среднего профессионального образования:

140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического

и электромеханического оборудования (по отраслям),

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,

^ 220703 Автоматизация технологических процессов и производств

(по отраслям),

030912 Организация и право социального обеспечения


Автор: Ефремова О.В.


Кемерово2011

Пояснительная записка


Рабочая программа дисциплины «Основы философии» составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних профессиональных учебных заведений. Дисциплина « Основы философии» является общегуманитарной. Нацелена на воспроизводство и анализ основных условий развития и образования человека.

Предмет «Основы философии» - это та область знаний, которая изучает историю зарождения и развития философских концепций, выдающихся философов истории и их достижения.

Целью изучения данного предмета является воспитание полноценной личности, что является одной из приоритетных задач по формирования модели выпускника.

Основной задачей курса «Основы философии» является изучение важнейших философских и этических учений, общих понятий. Развитие умений и навыков, способствующих практической деятельности в области этики деловых отношений.

В первом разделе «Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени» представлены темы: «Философия античного мира и Средних веков», «Философия Нового и новейшего времени». В содержании раздела уделяется внимание основным представителям философской мыс­ли, рассматриваются их идеи, определившие направление культуры в це­лом.

Во втором разделе «Человек - сознание - познание» освещаются темы: «Человек как главная философская проблема», «Проблема сознания;), «Уче­ние о познании». В разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важней­шие формы и методы познания человеком окружающего мира.

В третьем разделе «Духовная жизнь человека (наука, религия, искусст­во)» изучаются темы: «Философия и научная картина мира», «Философия и религия», «Философия и искусство». Здесь рассматривается влияние науки и научного мышления на развитие общества, анализируется соотношение веры и разума, роль религии и искусства в становлении и воспитании чело­века

Четвертый раздел «Социальная жизнь» раскрывается через темы «Фи­лософия и история», «Философия и культура», «Философия и глобальные вопросы современности». В разделе описываются основные философско-исторические концепции прошлого и настоящего, философско-исторические концепции русских мыслителей ХIХ-ХХвв. сохраняющие своё актуальное значение и сегодня, рассматриваются философские пред­ставления о культуре и цивилизации, о кризисе культуры и глобальных про­блемах, стоящих ныне перед человечеством.

Уровень философского развития определяет успешное постижение и других дисциплин: естественнонаучных, технических, прикладных и т. д. Структура программы подчинена основным формам учебной работы: лекциям, семинарам и организации самостоятельной работы в виде напи­сания рефератов. Программа включает также список основной и допол­нительной литературы к курсу.

Курс рассчитан на 44 часа, из них возможно в рабочей программе выделить время на проведение семинарских, практических занятий.

Студент должен в области философии: иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, о соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них; понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию

Иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

Иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных развитием и использованием достижений науки, техники и технологии.

Иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении.

Иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды.

Знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе. В рамках изучения предмета прослеживается тесная взаимосвязь с рядом других общеобразовательных дисциплин гуманитарного цикла, а именно, «Культурология», «История», «Философия», «Социальная психология» и т.д. Для проверки знаний студентов по окончании изучения разделов проводится итоговый контроль в виде зачета.


^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

Смысл слова «философия». Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Примеры философствования. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентации философии. Мировоззренческая, методологическая, гуманистическая и практическая функции философии. Назначение философии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования.

Самостоятельная работа

1 написание рефератов.

2 работа с философским словарем

3. осмысление тезисов лекции
Вопросы:

1. Что волновало философов?

2. Что означает слово «философия»?


Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени

Требования к знаниям, студент должен знать наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появлявшиеся в ис­тории философии, смысл и значение той или иной эпохи.

Требования к умениям: студент должен уметь прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, соци­альной и политической мысли, должен уметь соотносить их с актуальными проблемами современности.


Тема 1.1. Философия античного времени и средних веков

Античная натурфилософия. Возникновение философии как результат творчества древних греков. Проблема единого и многого. Единое как: материальные субстанции (милетцы), числа (Пифагор), монолитное целое (элеаты), атомы и пустота (Левкипп и Демокрит).

Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля. Сократ о душе человека. Этика Сократа. Диалектика Сократа. Смерть Сократа: его следование принципу ненасилия.

Концепции идей Платона. Понимание идей как предела становления вещей и как порождающей модели класса вещей. Интерпретация на основе концепции идей природы космоса, человека и общества.

Учение о формах Аристотеля. Четыре типа причин. Логика, этика и учение об обществе Аристотеля.

Философия эллинизма. Киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смысле жизни. Неоплатонизм. Принцип Единого-Блага. Характерные черты античной философии.

Философия и религия. Основные библейские идеи философского значения; монотеизм, теоцентризм, креационизм, вера, добрая воля, этика морального долга, совесть, любовь, надежда, духовность человека, символизм. Можно ли доказать существование Бога?

Основные черты индийской философии. Формула: «Атман есть брахман». Основные черты китайской философии, ее этическая направленность. Соотношение западной и восточной философий.

Практическое занятие 1

Практическое занятие 2

Самостоятельная работа – написание рефератов.


Тема 1.2. Философия нового времени и новейшего времени

Философия эпохи Возрождения. Основные идеи: сдвиг в сторону антропоцентризма, понимание человека как творческой личности, эстетическое отношение к действительности, гуманизм.

Философия от Декарта до Канта (17-18вв.). Философия Декарта: ясность идей – врожденное качество человека; дедукция; сравнение знания с фактами; человек разумный. Концепция чувственного познания Локка. Противостояние сенсуалистов и рационалистов. Галилей и Ньютон – создатели теоретической механики. Природа идеализаций. Выработка нового юридического мировоззрения. Философия Канта: совокупные способности души, познавательные способности, априорные принципы, этика.

Философия от Гегеля до Ницше. Гегель: философия должна стать универсальной наукой, логикой идей. Философия Маркса: общественный труд как базис общества, критика капитализма, практика как критерий истины. Концепция сверхчеловека Ницше как последний всплеск и закат философии Нового времени.

Характерные черты философии нового времени: антропоцентризм, гносеологическая установка, выработка методов познания, стремление устроить жизнь человека на ясных и разумных началах.

Основные положения диалектического и исторического материализма (первичность материи, познаваемость мира, практика как критерий истины, законы диалектики, определяющие роль в обществе экономического базиса, социалистические идеалы). Основные черты русской философии: идеал цельности, положительного единства. Оправдание абсолютного добра, соборность, интуитивизм, сближение истины с справедливостью, космизм. Философия В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева.

Самостоятельная работа – написание рефератов.


Раздел 2. Человек – сознание – познание

Требования к знаниям: студент должен знать основные проблемы, свя­занные с изучением человека: его происхождение, его основные отношения, основные характеристики его бытия. Нужно знать, что говорят современные философия и наука о природе и структуре сознания, иметь представление о том, какими методами и приемами человек познает мир.

Требования к умениям: студент должен уметь анализировать современ­ные философские и научные представления о природе человека, вырабаты­вать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т. д. Должен понимать связь между философским учением о познании и приемами познания тех наук, которые он изучает.

Тема 2.1. Человек как главная философская проблема

Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и те­ло. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность. Основополагаю­щие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, иг­ра, пера, смерть,


Практическое занятие

Т е м а 2.2. Проблема сознания

Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны созна­ния: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3. Фрейда. Тео­рия архетипов К. Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.


Практическое занятие


Тема 2.3. Учение о познании

Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рациона­листов и агностиков о природе познания. Чувства, разум, поля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного по­знания. Проблема истины.

Самостоятельная работа

1. работа с философским словарем

2. доклад «Категория бытия в философии»

3. доклад «Специфика человеческого бытия»

4. тестирование

Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)

Требования к знаниям: студент должен знать основные категории на­учной картины мира, роль науки и современной жизни, соотношение веры и разума, место и роль искусства в познании и воспитании человека.

Требования к умениям: студент должен уметь соотносить место и роль тех наук, которые лежат в основе его специальности, с современной науч­ной картиной мира, понимать роль и место религии и искусства и понима­нии мира, в изменении человеческой природы.

Тема 3.1. Философия и научная картина мира

Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Ос­новные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, дви­жение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпретации и различ­ные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.

Тема 3.2. Философия и религия

Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существо­вания. Значение верь: в жизни современного человека. Противоречии между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения

Тема 3.3. Философия и искусство

Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соот­ношения гения и гениальности. Гений - совершенный человек. Психологи­ческое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизания искусства. Искусство в эпоху постмодерна.

Раздел 4. Социальная жизнь

Требования к знаниям: студент должен знать основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России, должен знать, что такое массовая культура внутренняя и внешняя культура, контркультура, знать философские представления относительно возможных путей будущего мирового развития.

Требования к умениям: студент должен уметь критически анализиро­вать основные концепции исторического развития, понимать место и роль отдельного человека в истории, понимать, что такое истинная и ложная культура и что значит быть культурным человеком, осознавать причины кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода из неё.

Тема 4.1 . Философия и история

Философские концепции исторического развития: концепции одноли­нейного прогрессивного развития (Г.В.Ф. Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (К. Ясперс, А. Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тонной, Л. Сорокин). Русская философия об историче­ской самобытности России. П.Л.Чаадаев о судьбе России. Западники и сла­вянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».

Тема 4.2. Философия и культура

Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек и мире культуры Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Мас­совая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления Культура и природа.


Практическое занятие

Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности

Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хо­зяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПАРКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени

Тема 1.1. Философия античного времени и средних веков

Занятие 1

«Философия древнего мира»

1. Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Считаете ли вы, что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и хорошо зная, что хорошо, а что плохо? Или высказывание Сократа не столь однозначно и подразумевает более глубокое понимание?

2. Стоики говорили, что с судьбой бороться бесполезно: кто за судьбой не идет, того она тащит. Как вы считаете, что более благоразумно: изменять себя или изменять внешние обстоятельства, если они вам не нравятся?

3. Можно ли сейчас жить так, как призывал Эпикур, то есть достичь ата­раксии, невозмутимого спокойствия? Или в наше суетное, шумное и беспокойное время это невозможно?

4. Как вы понимаете слова Диогена: людей много, а человека найти трудно?

5. Что для вас значат слова Сократа: «Смерти избежать нетрудно, гораздо труднее уйти от нравственной порчи»?

6. Лао-Цзы говорил, что если отбросить ученость — не будет и печали. В Библии написано: «Кто умножает познания, умножает скорбь» Может быть, надо меньше знать, чтобы меньше печалиться? Или мудрецы хотели этим сказать, что одних только знаний человеку ма­ло, нужно что-то еще?


Литература

  1. История философии в кратком изложении.- М., 1994

  2. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии

  3. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов; жизнь, учение, судьба. В 2 т. 1995

  4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.- М.,1981

  5. Философия: справочник студента. 2002

  6. Философский словарь.- М.,1991

  7. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие для ВУЗов 1997


Тема 1.2. Философия нового времени и новейшего времени

Занятие 2

Философия средневековья


1. Можно ли сказать, что Средние века в Европе, — а это более тысячи лег, — являются не мрачным и темным периодом в истории, как часто считают, а не менее интересным и важным этапом в развитии культуры, чем античность или Новое время?

2. Можно ли сказать, что наука развилась из религии, ибо она родилась в монастырях, в схоластических диспутах, где оттачивались вопросы логики, доказательства, аргументирования? Ведь принято считать, что нау­ки и религия всегда и во всем противоречат друг другу.

3. Можно ли сказать, что в наше время религия и наука все-таки находят точки соприкосновения: религия признала ошибочность многих своих догм (извинилась за сожжение Д. Бруно, за преследование Коперника), а наука становится все более терпимой к вере, понимая, что не все можно доказать аргументами разума?

4. Часто говорят о фанатиках веры, но можно ли говорить о фанатиках разума?

5. Как по-вашему, философия по своему существу, способам аргументации, трактовке мира в целом и человека в частности — ближе к религии или к науке? Или все зависит от конкретного философа?


Литература

  1. История философии в кратком изложении.- М., 1994

  2. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов; жизнь, учение, судьба. В 2 т. 1995

  3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.- М.,1991

  4. Философия: справочник студента. 2002

  5. Философский словарь.- М.,1991

  6. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие для ВУЗов 1997



Раздел 2. Человек – сознание – познание

Тема 2.1. Человек как главная философская проблема

Занятие 1


«Человек – сознание – познание»


Человек как главная философская проблема

1. Говорят, что по мере взросления человеку выпадает все меньше счастливых минут, поскольку становится больше забот, проблем и трудностей, а сам человек начинает более трезво -и жизнь. Согласны ли вы с этим?

2. Как вы понимаете фразу «Жизнь измеряется не количеством прожитых лет, а интенсивностью переживаний» и аналогичное высказывание Монтеня: «Бывает, что человек прожил долго, а пожил мало»?

3. Ф. Ницше делил всех людей на два класса в зависимости от того, что они имеют в виду, отвечая на вопрос: «Согласны ли вы еще раз прожить последние десять лет?». Все отвечают — нет! Но одни говорят: зачем отбрасывать себя назад на десять лет, если вот-вот начнется настоящая жизнь, ведь счастье уже рядом, за ближайшим поворотом" а другие «если десять лет меня ничему не научили, зачем снова повторять прежние глупости». К какому классу людей вы отнесли бы себя?

4. Что означают для вас слова М. Монтеня: «Размышлять о смерти значит размышлять о свободе»?

5. Философия говорит, что гораздо важнее любить самому, оказаться способным на такое чувство, а любят тебя или нет — это не так уж важно. Соответствует ли это вашим представлениям о любви?


Литература

  1. Губин В.Д. Проблема человека в современной философии.- М., 1990

  2. О человеческом в человеке.- М.,1991

  3. Феномен человека: Антология.- М., 1993

  4. Человек как философская проблема: Восток – Запад.- М.,1991


Т е м а 2.2. Проблема сознания

Занятие 2


1. Как вы понимаете слова апостола Павла: «Что мне в том, что я приобрету богатства всего мира, а душу свою потеряю»?

2. Можете ли вы согласиться с тем, что не разум, а душа является признаком человечности? Ведь немало людей умных, но жестоких и злых. И можно ли представить себе человека, развитого душевно, но глупого и жестокого?

3. Можно ли из предыдущего изложения сделать вывод, что разум, интеллект — это малый разум, а разум, соединенный с душой - большой разум?

4. Замечали ли вы, что иногда в голову приходят неожиданные и правильные решения, которые никак не вытекают из вашего опыта, словно кто-то за вас решил и вам подсказал? Может быть, это проявления «большого разума» в вас?

5. Достоевский утверждал, что гений и безумие очень близки. Сам он был человеком психически больным. Психически больны были Ницше, Шопенгауэр, великий русский художник М. Врубель и т.д. Фрейд утвер­ждая, что гениальные люди — это люди с совершенно особым устройст­вом психики. Они живут и ведут себя так, что с точки зрения обывателей кажутся сумасшедшими. Нередко трудно установить грань между безу­мием и гениальными прозрениями. Иногда кажется, что только безум­ный человек может вырваться из устоявшихся стереотипов и стандартов и увидеть нечто совершенно новое. Что вы думаете по этому поводу?

Литература

  1. Губин В.Д. Проблема человека в современной философии.- М., 1990

  2. О человеческом в человеке.- М.,1991

  3. Феномен человека: Антология.- М., 1993

  4. Человек как философская проблема: Восток – Запад.- М.,1991


Раздел 4. Социальная жизнь

Тема 4.2. Философия и культура

Занятие 1

«Социальная жизнь»

Философия культуры

1. Хотели бы вы жить в обществе, в котором нет больше производства (металлургического, химического, автомобильного и т.д.), уничтожающего природу, единственным видом транспорта являются велосипед и лошадь, — зато есть чистый воздух и чистая вода?

2. С какого момента человек становится культурным: 1. когда на вести себя в обществе, соблюдать все правила приличия? 2. когда чает образование или профессию? 3. когда сам становится способным развивать культуру дальше, создавая культурные продукты?

3. Почему массовое общество и массовый человек появляются только в 20 веке?

4.Кто является более нужным для культуры — знаменитый физик тающий над усовершенствованием атомной бомбы, или никому неизвестная деревенская старуха, знающая все травы, все рецепты лекарств снадобий, все народные приметы и старинные песни и обучающая своих детей и внуков?

Литература


  1. Русская идея.: Сб.- М., 1991

  2. Россия и Европа: опыт соборного анализа.- М., 1992

  3. Мир России – Евразия: Антология.- М., 1992



^ ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

  1. Английский философ и ученый Б. Рассел, размышляя над вопросом о специфике философии и ее месте в духовной культуре человечества, писал: "Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия". Объясните смысл данного высказывания.

  2. "Философия должна бросить попытки отыскания вечных истин. Ее задача - научить человека жить в неизвестности - того человека, который больше всего боится неизвестности и прячется от нее за разными догматами. Короче: задача философии не успокаивать, а смущать людей". Так считал русский философ Л. Шестов. О какой особенности философского знания здесь идет речь?

  3. Чем отличается философское знание от конкретно-научного? Прокомментируйте в этой связи высказывание К. Петрова о том, что научное знание "научно постольку, поскольку в нем нет человека, его эмоций, стремлений, потребностей. Человек неустраним из предмета философии, и знание выглядит философским ровно настолько, насколько оно включает человека".

  4. М. Хайдеггер: "Как обстоит дело с прогрессом в философии? Она, если не упускает из виду свою сущность, вообще, не делает шагов вперед. Она шагает на месте, осмысливая всегда то же самое". Согласны ли вы с автором?

  5. Чем отличается философское мировоззрение от религиозного?

  6. Может ли быть религия духовным и интеллектуальным лидером современного человечества?

  7. Что вы понимаете под выражением "Путь духовного обновления"? Стоит ли такая проблема перед нашей страной?

  8. Может ли современный человек относиться к мифам серьезно?

  9. К. Поппер: "... В некотором смысле наука есть изобретение мифов, как и религия. Вы скажете: "Но научные мифы как-то отличаются от религиозных". Конечно, различие существует. Но в чем оно?" Дайте ответ на вопрос, поставленный К. Поппером.

  1. Как, на ваш взгляд, соотносятся современная научная, философская и религиозная картины мира?

  2. Л.Р. Грэхэм пишет: "Вопрос о выборе между идеализмом и материализмом - это вопрос выбора философской позиции, а не вопрос логической правильности этих позиций". Что имеет в виду автор?

  1. Объясните слова Б. Паскаля "Атеизм свидетельствует о силе ума, но силе весьма ограниченной".

  2. Попробуйте опровергнуть Фому Аквинского: "Все что движется, имеет причиной своего движения нечто иное... Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя - бога".

  1. Почему Д. Юм считал, что не существует доказательств в пользу того, что физические объекты - это нечто большее, чем просто образы, рожденные сознанием?

  2. "Мы видим, слышим, потому что думаем! Кто не думает тогда, когда видит, тот никогда не увидит того, на что смотрит!" Объясните.

  3. Немецкий биолог XIX века М. Шлейден писал: "Наши представления суть свободные творения нашего духа... Мы внешний мир не воспринимаем таким, каков он есть... Ты предполагаешь, что видишь самый луч света, но то, что ты воспринимаешь, далеко не то: это только ряд пылинок... Истина о свете и красках суть волны... Между тем внешним бездушным миром (колебаниями эфира), который раскрывается нам наукой, и прекрасным (действительным, чувственным) миром, в котором мы живем духовно, органы чувств являются посредниками". Итак, с каким же миром мы непосредственно имеем дело?

17. Разъясните выражение:. "Гносеологический образ - это единство объективного и субъективного".

18. "Природы внутреннюю суть Познать бессилен ум людской. Он счастлив, если видит путь К знакомству с внешней скорлупой". (И.В. Гете) Какая философска позиция здесь представлена?

19. Почему у материалистов ХУП-ХУШ вв. выражения вроде: "Этот предмет синий", "вода холодная", "виноград сладкий" не считались правильными? Немецкий философ И. Кант разделял такой взгляд. Он писал: "Что комната теплая, сахар сладкий, полынь горькая - это суждения, имеющие только
субъективное значение... Эти суждения выражают только отношение... к субъекту, именно ко мне, и только в моем теперешнем состоянии восприятия, и поэтому они не должны прилагаться к объекту". А ваше мнение?

20. Как вы понимаете слова Г.В. Плеханова о том, что нельзя сказать, какой цвет имеет роза, когда на нее никто не смотрит?

21. Марк Твен вспоминал: "Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я ничего в 25 лет я находил, что знаю все, а отец мой - ничего; а когда мне стало 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что". Прокомментируйте.

22. Ф. Бэкон отмечал, что "наука часто смотрит на мир взглядом, затуманенным всеми человеческими страстями". Как вы это понимаете?

23. Правильно ли утверждать: "Мир существует таким, каким я его вижу"?

24. Где раньше - в философии или в естествознании - возникли представления об относительности человеческого знания?

25. М. Волошин (поэт): "Мир познанный Есть искаженье мира". Объясните смысл этих строк.

  1. Можно ли понять природу сознания, изучая человеческий мозг?

  2. Существуют ли границы познания мира?

  3. Мыслит ли компьютер?

  4. "Бог есть потому, что мы думаем о нем, любим его, верим в него, чувствуем его в себе. А вы не будете отрицать того, что мысли и ощущения предшествуют предметам, которые они отражают. Следовательно, если существует мысль о предмете, то существует и предмет мысли". Согласны ли вы с подобным рассуждением?

  5. Великий сказочник Г.Х. Андерсен говорил: "Из реальности сотканы наши фантазии". Как вы это понимаете?

  6. "Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем". Объясните смысл этого восточного изречения.

  7. Как вы понимаете высказывание Сократа: "Я знаю то, что ничего не знаю".

  8. Объясните выражение А. Шопенгауэра: "Ум развивается очень рано, хотя созревает лишь позже".

  9. Как вы можете объяснить слова Сенеки: "Среди множества недостатков нашей смертной природы есть и такой: ослепление ума - не только неизбежность заблуждений, но и любовь к ошибкам"?

  10. Объясните слова Цицерона: "Мы должны не только копить мудрость, но и извлекать из нее пользу".

  11. Как вы понимаете изречение Екклесиаста: "Лучше слышать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых"?

  12. Как вы объясните афоризмы Пифагора: "Старайся прежде быть мудрым, а ученым, когда будешь иметь свободное время". "Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, может быть, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются".

  13. Как понимать вопрос, поставленный в Евангелие от Луки: "Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет"?

  14. На каких христианских идеях основано следующее изречение Л.Н. Толстого: "С грехом ссорься, с грешником мирись. Ненавидь дурное в человеке, а человека люби"? Согласны ли вы с данным требованием?

40. Как понимать суждение Аристотеля: "Счастье есть благосостояние, соединенное с добродетелью"?

  1. Объясните афоризм Пифагора: "Не гоняйся за счастьем: оно всегда в тебе самом".

  2. Как вы понимаете изречение древнегреческого философа Эпиктета "Людей мучают не вещи, а представления о них"?

  3. Как вы понимаете изречение Цицерона: "Огорчение существует не само по себе, но в нашем представлении"?

  4. Прокомментируйте высказывание Л.Н. Толстого: "Если добро имеет побудительную причину, оно уже не добро; если оно имеет своим последствием награду, оно тоже не добро. Добро вне цели, причин и следствий".

  5. Как вы понимаете высказывание В.О. Ключевского: "Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности - глупость; не быть благодарным - подлость".

  6. Объясните слова А. Камю: "Страдание - это именно то, выше чего стать невозможно".

  7. В. Паскаль: "Все тела, небесная твердь, звезды, земля и ее царства не стоят самого ничтожного из умов; ибо он знает все это и самого себя, а тела не знают ничего. Но все тела, вместе взятые, и все умы, взятые вместе, и все, что они сотворили, не стоят единого порыва милосердия - это явление несравненно более высокого порядка". Оцените данное высказывание.

  8. Ни один человек не воспринимается окружающими одинаково. У каждой личности столько же ипостасей, сколько существует людей, вступающих с ней в общение. Объясните.

49. Как писал немецкий философ Э. Кассирер, мы не можем исследовать природу человека тем же тем, каким мы раскрываем природу физических вещей. Физические вещи можно описать в терминах их объективных свойств, тогда как человека можно описать и определить только в терминах его сознания, попытайтесь раскрыть суть данного высказывания.

  1. Современный французский философ А. Глюксман полагает, что любое определение человека, даже если оно будет исправляться, уточняться, не только бессмысленно, но и заведомо вредно. Почему?

  2. К. Ясперс: "Человек всегда больше того, что он знает о себе". Какие выводы отсюда следуют? Согласны ли вы с автором этих строк?

  1. "Человеческое предназначение есть следующее: исполниться в качестве Человека, стать Человеком" (М. Мамардашвили). Как вы это понимаете?

  2. Прокомментируйте высказывание Ф. Ницше: "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель".

54. Объясните слова Б. Паскаля "Человек не ангел и не животное, и несчастье его в том, что, чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное".

55. Меняется ли человек как биологический вид по мере своего интеллектуального совершенствования? Каким путем развивается его дух - к углубленному познанию мира и себя в нем или к саморазрушению?

56. "Есть ли прогресс нравственности в человеческой истории?" - спрашивал Ж.Ж. Руссо. Выскажите свою точку зрения.

  1. По мнению В.О. Ключевского: "Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла". Согласны ли вы с ним?

  2. Как вы понимаете слова В.С. Соловьева: "Человек должен быть нравственным свободно, это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным"?

  3. Как вы понимаете высказывание Ж.-П.Сартра: "Человек осужден быть свободным. Осужден потому, что не сам себя создал, и все-таки свободен, потому что однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает"?

  4. Прокомментируйте мысль Ф. Ницше: "Ты называешь себя свободным. Свободным от чего, или для чего?"

61. Как соотносятся понятия "свобода выбора" и "свободный выбор"? Проанализируйте взаимосвязь понятий "свобода" и "ответственность".

  1. Как понимает свободу Вольтер, рассуждая следующим образом: "Когда я могу делать то, что хочу - это значит, что я свободен, но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости.", "Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов"?

  2. Чем отличается свобода от произвола?

  3. "...Ничего и никогда не было для человека и человеческого общества невыносимее свободы... нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человеке, как оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться". (Ф. Достоевский. Братья Карамазовы). Как вы это понимаете?

  4. Чем отличаются фатализм и волюнтаризм друг от друга и что общего между ними?

  5. Неизбежное. Необходимое. Предопределенное. Фатальное. Трагичное. Являются ли данные слова синонимами? Раскройте значение каждого из них.

  6. Римский император, философ Марк Аврелий говорил: "Что бы ни случилось с тобой, оно предопределено тебе из века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием". Как называется такая точка зрения?

  7. "Не следует пытаться изменять обстоятельства, а лучше самому подготовить себя к любому обороту событий, как это делают моряки. Ведь они не прилагают усилия, чтобы изменить ветры или состояние морей, но готовы к тому, чтобы примениться к ним... Так и ты. Приспосабливайся к обстоятельствам (древнегреческий философ Телет). Выразите свое отношение к этой точке зрения.

  8. Немецкий философ и историк XX века О. Шпенглер утверждал, что в истории человечества нет поступательного движения, а есть повторяемость и цикличность. Почему, с точки зрения многих исследователей нашего столетия, идея исторического прогресса является спорной, в то время как в XVIII веке мысль об общественном прогрессе не вызывала сомнений у большинства западноевропейских мыслителей?

  9. Можно ли говорить о прогрессе в духовной жизни человека? Если да, то каковы здесь критерии?

  10. Объясните слова Н.А. Бердяева: "В духе революционном никогда не бывает ни свободы, ни братства".

  1. Какой из способов общественного развития, на ваш взгляд, наиболее целесообразен: эволюционный или революционный?

  2. Как вы понимаете афоризм Ф. Де Ларошфуко: "философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией"


^ ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ


Губин, В.Д. Философия // Я познаю мир. Детская энциклопедия. Дня учащихся старших классов, школ, лицеев и гимназий. -М.: Олимп, 1999.

Губин, В.Д. Основы философии. Учебное пособие. Дли студентом сред­них специальных учебных заведений. -М.: ТОН, 1999.

Губин, В.Д Философия. Элементарный курс. -М.: Гардарики, 2001.

Губин, В.Д. Основы философии. Учебное пособие.- 2-е изд.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.-288с.- (Профессиональное образование).

Философия. Учебник. 2-е изд. /Под ред. В.Д. Г'убина, Т.Ю. Сидориной, В. П. Филатова. -М.: ТОН, 2001.

Современная западная философия. Словарь. Составители П.В Мала­хов, 13Л. Филатов. -М.: ТОН, 2000.

Хрестоматия по истории философии. В 3 т. —М.: Владос, 2000.

Дополнительная литература

Бердяев, Н.А. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М., Наука. 1990.

Бердяев, Н.А.. Человек // О назначении человека. М., Республика. 1993.

Распаров, М. Л. Занимательная Греция. М., 1996.

Диоген Лаэртскии, О жизни, учениях и изречениях великих философов. М., Мысль. 1979.

Лосев, А.Ф., Тахо-Годи, А.А.. Платон. Аристотель. М., Молодая гвардия. Серия ЖЗЛ. 1993.

Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? // Что такое философия. М., Наука. 1991.

Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., Искусство. 1991.

Паскаль, Б. Мысли. М., Изд-во имени Сабашниковых. 1995.

Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Обще­ство. М., Политиздат. 1992.

Толстой Л.Н. Путь жизни. М., Высшая школа. 1994.

Чаадаев П.Я. Философические письма // Статьи и письма. М., Совре­менник. 1989.

Франк С. Л. Смысл жизни // Духовные основы общества. М., Республи­ка. 1992.

Фромм Э. Искусство любить. М., Педагогика. 1990.

История философии в кратком изложении.- М., 1994

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии

Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов; жизнь, учение, судьба.В 2 т. 1995

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.- М.,1981

Философия: справочник студента. 2002

Философский словарь.- М.,1991

Хрестоматия по истории философии: учебное пособие для ВУЗов 1997

Губин В.Д. Проблема человека в современной философии.- М., 1990

О человеческом в человеке.- М.,1991

Феномен человека: Антология.- М., 1993

Человек как философская проблема: Восток – Запад.- М.,1991

Русская идея.: Сб.- М., 1991

Россия и Европа: опыт соборного анализа.- М., 1992

Мир России – Евразия: Антология.- М., 1992



Скачать 302,61 Kb.
Дата конвертации24.10.2013
Размер302,61 Kb.
ТипРабочая программа
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы