На протяжении всей жизни каждый человек задаёт вопросы и ищет ответы на них. Получая (или не получая) ответы на свои вопросы, каждый из нас выстраивает свою соб icon

На протяжении всей жизни каждый человек задаёт вопросы и ищет ответы на них. Получая (или не получая) ответы на свои вопросы, каждый из нас выстраивает свою соб



Смотрите также:
  1   2   3   4
Михаил Коляда


Мой взгляд на Мир


На протяжении всей жизни каждый человек задаёт вопросы и ищет ответы на них. Получая (или не получая) ответы на свои вопросы, каждый из нас выстраивает свою собственную картину мира (модель, копию мира в своём воображении), опираясь на которую, принимает то или иное решение в различных ситуациях.

В этой книге я хочу поделиться с вами моей собственной картиной мира (моделью мира), которую я строил, и строю опираясь на логику и факты. Здесь я опишу наиболее интересные и сложные вопросы, возникавшие у меня по поводу строения и законов существования нашего мира; также я расскажу, как искал ответы на эти вопросы и какие ответы нашел.


Примечание: Чтение отдельных разделов этой книги, без того, чтобы сначала прочитать всю книгу целиком, – не имеет смысла, так как при этом будет потеряна логическая последовательность.


Данная книга распространяется мною бесплатно.


^ Условия распространения (копирования):


1) Копирование вместе с титульным листом книги, где указаны название и автор

книги («Мой взгляд на Мир» Михаил Коляда)

2) Желательна ссылка на мой официальный сайт: http://www.mkolyada.ru/

3) Запрещается коммерческое использование (издание в виде книги, статьи и т.п.)

без моего личного согласия.


© М.В. Коляда, 2007

Ред. 12.01.2011

1

Глава I


Появление вопросов.


(Сначала я расскажу немного о себе)

С детства я был достаточно любознательным; любил что-то собирать из конструктора «Винтик-шпунтик» или электроконструктора, переделывал игрушечные машины, вставляя в них лампочки и электромоторчики. Мой дед (по маме) был механиком по наладке станков на Тепловозоремонтном заводе. Дед жил в частном доме. Во дворе имелся верстак с большими тисками, а в сарае – ручной инструмент. До школы я жил у деда и часто что-нибудь мастерил на верстаке. Частенько я что-то ломал или портил, особенно, нужные в хозяйстве, доски и свёрла. Однажды - просверлил ручной дрелью дырку в сиденье купленного мне нового велосипеда… Меня любили и сурово не наказывали, и я продолжал ломать свёрла и что-нибудь мастерить на верстаке, иногда вместе с дедом. Он помогал и подсказывал мне, если что-то не получалось. Кроме того, папа, чтобы занять меня, приносил с работы печатные платы от радиостанций и мы вместе с ним распаивали их.

На улице, а потом и в школе меня часто обижали, так как я не мог постоять за себя; кроме того, мы два раза переезжали, и я, проучившись несколько лет в одной школе, переходил в другую, что тоже не способствовало уменьшению конфликтных ситуаций. В результате чего я чуть больше сидел дома, увлекался радиолюбительством, электрикой и механикой, и постоянно что-то мастерил.

Со времени моего пребывания у деда я начал заниматься музыкой. Сначала это были занятия в клубе «Малышок» в ДК им. Дзержинского. Сюда меня водила мама и, иногда, дед; - я учился играть на аккордеоне. После – я поступил в музыкальную школу при Оренбургском Музыкальном Училище (ныне – Колледже). Окончив музыкальную школу (5 лет) по классу аккордеона, я перешёл на кларнет. Родители решили, что мне будет легче служить в армии в духовом оркестре. Дальше я поступил в Музыкальный Колледж, на последних курсах которого устроился в Муниципальный духовой оркестр, а после колледжа - поступил в Институт Искусств.

……………………………………………………………………………………………….


Во время моей учёбы на первых курсах института, в духовом оркестре, где я работал, заболел ударник. Как потом выяснилось, у него был рак. Я, как и все музыканты оркестра, навестил его. Затем я навещал его ещё несколько раз. Мне хотелось спасти его. Он был интересным и жизнерадостным человеком, кроме того, я думал, что он поможет мне с созданием музыкальной эстрадной группы, так как он за свою жизнь играл во многих группах. Я нашёл методику лечения рака и принёс ему, надеясь, что он возьмётся лечиться и вылечится, но через 2 недели он умер. Я был на похоронах, мне было жалко его, и тут я начал думать: – «что есть смерть?; что после смерти?». Я стал искать варианты ответов, опираясь на логику, и пришёл к следующим заключениям:


2

^ 1) Существуют два варианта ответа на вопрос «что есть после смерти?»:

а) ничего (то есть пустота, небытие; как если бы щёлкнули выключателем и всё вокруг исчезло, погрузившись в темноту и тишину).

б) продолжение жизни в другом виде (например, в виде электромагнитных полей).

Из полученных ответов я сделал вывод, что сама смерть, как переход из одного состояния в другое, не является чем-то страшным и мучительным. Самым неприятным и невыносимым являются мучения перед смертью, вызванные болезнью или травмой. Кроме того, после смерти нас не ожидает ничего страшного и мучительного, если после неё ничего нет; и ожидает продолжение жизни, или ещё что-то, - во втором случае, - что уже само по себе не так страшно.


2)Вторым заключением, к которому я пришёл, стало следующее. Имеется два варианта ответа на вопрос «есть ли смысл в том, что мы существуем, или нет?» (т.е. мы существуем для чего-то или мы существуем просто так, сами по себе и не для ради чего-либо):

а) смысла нет – то есть мы существуем просто так, сами по себе и не для ради чего-либо.

б) смысл есть – т.е. мы существуем не просто так, а для достижения каких-то целей и результатов, и возможно, для кого-то.


Объединив варианты ответов на вопросы «что есть после смерти?» и «есть ли смысл в нашем существовании?», получим следующее:

1. если наше существование не имеет смысла, - после смерти, скорее всего, нет ничего (т.е. полное стирание личности - темнота, пустота, тишина и … небытие).

2. если всё в нашей жизни (или хоть какая-то часть) имеет смысл,- то не имеет смысла, если тот результат, ради которого мы живём, будет потерян. Из чего следует, что наша личность (набор сугубо индивидуальных качеств) должна сохраняться после смерти.* (То есть жизнь после смерти должна продолжаться, но в другом виде)

Таким образом, я получил два наиболее вероятных варианта ответа на вопрос «что есть после смерти?». Дальше я решил рассмотреть оба варианта ответа подробнее:

1. Если наша жизнь не имеет смысла (цели), и после смерти – небытие, - то этот вариант ответа является абсолютно законченным (так как после смерти нет ничего).

2. Если наша жизнь имеет смысл и, соответственно, продолжается после смерти – этот вариант ответа является незаконченным и рождает следующие вопросы:

«В чём смысл нашей жизни? (для чего мы живём?)», «Кто, или Что есть мы (или,

по-другому, наша личность)?», «Что именно есть после смерти?».

Поиском ответов на эти вопросы я и занялся.


Многие косвенные факты указывают именно на то, что после смерти жизнь

__________

*В продолжение темы: известнейшая болгарская целительница и предсказательница – Ванга, на вопрос «что есть после смерти?» отвечать отказалась, сославшись на то, что ей это не дозволено; но на вопрос «сохраняется ли личность после смерти?» ответила, что «личность сохраняется»…

3


продолжается, а человек живёт не просто так – то есть – есть смысл и цели его существования. К этим косвенным фактам можно отнести следующее:

1) Точно сбывающиеся предсказания некоторых предсказателей (например – предсказания Ванги). Из чего следует, что, как минимум, существует некое всеобщее информационное пространство, где информация существует не в виде вещества, а в виде электромагнитных или других видов полей. Кроме того, наличие частичной информации о будущем говорит, как минимум, о наличии смысла в происходящем, который скрыт от нас. То есть смысл или замысел виден в том, что часть событий должна произойти именно так, а не иначе.

При наличии такого всеобщего информационного поля нельзя также отрицать возможность существования в этом поле разума в чистом виде (без привязки к веществу) – то есть полевая форма жизни (интеллект, разум, представляющий из себя систему электромагнитных или других полей).

2) О существовании загробной жизни и необходимости придерживаться правил морали и нравственности, чтобы загробная жизнь была лучше, в один голос заявляют все официальные религии.

3) О том, что после смерти есть жизнь, говорят многие люди испытавшие клиническую смерть. Они описывают пребывание «за границей жизни» как нечто невероятно приятное и удивительное; чаще всего встречаются описания прохождения через коридор из света, некоторые люди встречают «там» своих умерших родственников и общаются с ними, но часть людей испытывают ужасные и страшные переживания. По их описаниям яркого света они там не видят, кроме того, они как будто погружаются в тёмный и мрачный мир…

Встречаются случаи, когда человек во время клинической смерти как бы выходит из своего тела, и видит себя и всё, что вокруг него происходит (врачей, которые копошатся вокруг его тела, больницу, иногда, соседние палаты и помещения больницы) со стороны.

Мнения учёных о том, что именно люди видят во время клинической смерти, сильно расходятся. Часть ученых считает, что во время клинической смерти человек действительно перемещается в другой мир, и всё, что он видел и слышал, существует. Другая часть ученых утверждает, что все картины и образы, увиденные человеком во время клинической смерти, есть результат деятельности умирающего мозга. Коридор из света, который видят многие во время клинической смерти, учёные объясняют особой, канальной структурой зрительного нерва, при постепенном отмирании которого в мозгу создаётся образ светящегося коридора и перемещения по нему.

Рассматривая вышеперечисленные факты ( 1. о предсказателях и информационном поле; 2. о том, что все религии утверждают, что загробная жизнь есть и надо придерживаться моральных устоев, чтобы не навредить себе в будущей жизни; 3. о том, что многие люди, испытавшие клиническую смерть, утверждают, что дальше жизнь продолжается), нужно обратить внимание на то, что, во-первых – ни один из них не даёт полной картины того, что есть после смерти;


4

во-вторых – ни один из них, ни все вместе, они не дают логической цепочки в ответах на вопросы «кто мы?», «для чего мы есть?» и «что после смерти?», - то есть, нет последовательности, системы – что откуда взялось и что из чего получилось; в-третьих – существует огромное количество вариантов толкования этих фактов (иногда эти варианты даже противоположны друг другу), причём достоверность ни одного из вариантов толкования до конца не установлена.

Вывод: три выше перечисленные факта не могут служить основой для логических рассуждений при ответах на вопросы «что есть после смерти?», «кто мы?», «для чего мы?», но косвенно указывают на продолжение жизни после смерти.


Глава II


Ключи к ответам.


На втором курсе института, среди прочих предметов, мы проходили философию.

Отвечая на семинарских занятиях и делая 1…2 доклада за полугодие, можно было избавиться от экзамена, получив оценку «автоматом» (чем я и пользовался, потому что сдавать экзамен мне не хотелось). На одном из занятий преподаватель дал нам список тем для докладов, где среди прочих тем были и творческие. Из всех тем наиболее близкой и интересной мне показалась тема под названием «Мыслит ли машина?». Тем более, что по тем немногим сведениям, которые у меня имелись, над созданием программ Искусственного Интеллекта (И.И.) уже достаточно много времени занимается большое количество серьёзных программистов и, особенно, в военной области (цель – создание беспилотной боевой техники, боевых роботов). Так что сам вопрос «Мыслит ли машина?» мне показался немного странным, и я решил прояснить этот вопрос для всех остальных и, частично, для себя. Я залез в Интернет и «нарыл» кучу всякой информации на эту тему. Потратя немало времени на обработку и компановку этой информации, я получил достаточно обоснованное доказательство того, что «машина мыслит».

Как оказалось в последствии, этот доклад стал для меня ключом в ответах на многие вопросы. Поэтому далее следует собственно сам доклад.*


___________

* - текст доклада может показаться заумным, но при более внимательном рассмотрении всё становится

ясно и понятно.


5

Доклад

на тему:

«Мыслит ли машина?»

(2004г.)

^ Базовые понятия ИИ. Искусственный интеллект – раздел информатики.

Термин интеллект (intelligence) происходит от латинского intellectus – что означает ум, рассудок, разум; мыслительные способности человека. Соответственно искусственный интеллект (artificial intelligence) – ИИ (AI) обычно толкуется, как свойство автоматических систем брать на себя отдельные функции интеллекта человека, например, выбирать и принимать оптимальные решения на основе ранее полученного опыта и рационального анализа внешних воздействий. Термин «Искусственный интеллект» был введён Дж. Маккартни в 1956г.

Интеллектспособность мозга решать (интеллектуальные) задачи путем приобретения, запоминания и целенаправленного преобразования знаний.

Для того чтобы пояснить, чем отличается интеллектуальная задача от просто задачи, необходимо ввести термин "алгоритм".
Под алгоритмом понимают точное предписание о выполнении в определенном порядке системы операций для решения любой задачи из некоторого данного класса (множества) задач. Термин "алгоритм" происходит от имени узбекского математика Аль-Хо-резми, который еще в IX веке предложил простейшие арифметические алгоритмы. В математике и кибернетике класс задач определенного типа считается решенным, когда для его решения установлен алгоритм. Нахождение алгоритмов является естественной целью человека при решении им разнообразных классов задач. Отыскание алгоритма для задач некоторого данного типа связано с тонкими и сложными рассуждениями, требующими большой изобретательности и высокой квалификации. Принято считать, что подобного рода деятельность требует участия интеллекта человека. Задачи, связанные с отысканием алгоритма решения класса задач определенного типа, принято называть интеллектуальными.

Таким образом, можно перефразировать определение интеллекта: интеллект - универсальный сверхалгоритм, который способен создавать алгоритмы решения конкретных задач.
Деятельность мозга (обладающего интеллектом), направленную на решение интеллектуальных задач, мы будем называть мышлением, или интеллектуальной деятельностью. Интеллект и мышление органически связаны с решением таких задач, как доказательство теорем, логический анализ, распознавание ситуаций, планирование поведения, игры и управление в условиях неопределенности. Характерными чертами интеллекта, проявляющимися в процессе решения задач, являются способность к обучению, обобщению, накоплению опыта (знаний и навыков) и адаптации к изменяющимся условиям в процессе решения задач.

6

^ Подходы к построению систем Искусственного Интеллекта (ИИ)
Существуют различные подходы к построению систем ИИ. Для начала кратко рассмотрим логический подход. Основой для логического подхода служит Булева алгебра (алгебра двоичных чисел). То есть основой всех существующих ЭВМ является бит – ячейка памяти, которая может принимать значения только 0 и 1 (выключено/включено). Практически каждая система ИИ, построенная на логическом принципе, представляет собой машину доказательства теорем. При этом исходные данные хранятся в базе данных в виде аксиом.
Добиться большей выразительности логическому подходу позволяет такое сравнительно новое направление, как нечеткая логика. Основным ее отличием является то, что правдивость высказывания может принимать в ней кроме да/нет (1/0) еще и про межуточные значения – не знаю (0.5); пациент скорее жив, чем мертв (0.75); пациент скорее мертв, чем жив (0.25). Данный подход больше похож на мышление человека, поскольку он на вопросы редко отвечает только да или нет.
Для большинства логических методов характерна большая трудоемкость, поскольку во время поиска доказательства возможен полный перебор вариантов. Поэтому данный подход требует эффективной реализации вычислительного процесса, а хорошая работа обычно гарантируется при сравнительно небольшом размере базы данных.
Следующий вид подхода к построению систем ИИ – структурный. Под структурным подходом мы подразумеваем здесь попытки построения ИИ путем моделирования структуры человеческого мозга. Одной из первых таких попыток был перцептрон Фрэнка Розенблатта. Основной моделируемой структурной единицей в перцептронах (как и в большинстве других вариантов моделирования мозга) является нейрон.*
Позднее возникли и другие модели, которые в простонародье обычно известны под термином "нейронные сети" (НС). Эти модели различаются по строению отдельных нейронов, по топологии связей между ними и по алгоритмам обучения.
НС наиболее успешно применяются в задачах распознавания образов, в том числе сильно зашумленных, однако имеются и примеры успешного применения их для построения собственно систем ИИ. С помощью НС можно, например, предсказывать показатели биржевого рынка, выполнять распознавание оптических или звуковых сигналов, создавать самообучающиеся системы, способные управлять автомашиной при парковке или синтезировать речь по тексту. В то время как на западе применение НС уже достаточно обширно, у нас это ещё в некоторой степени экзотика.
Для моделей, построенных по мотивам человеческого мозга характерно: не слишком большая выразительность, легкое распараллеливание алгоритмов, и связанная с этим высокая производительность параллельно реализованных НС.

_____________
* Нейрон – основная структурная единица нервной системы. Нейрон (от греч. neuron – нерв) – нервная клетка, способная вырабатывать и/или передавать нервные импульсы другим клеткам, состоящая из тела и отходящих от него отростков, которыми она соединена с другими нейронами, с рецепторами (клетками-датчиками), или с исполнительными органами (мышцы, железы и т.д.).


7

Также для таких сетей характерно одно свойство, которое очень сближает их с человеческим мозгом – нейронные сети работают даже при условии неполной информации об окружающей среде, то есть как и человек, они на вопросы могут отвечать не только "да" и "нет" но и "не знаю точно, но скорее да".
Довольно большое распространение получил так же эволюционный подход. При построении систем ИИ по данному подходу основное внимание уделяется построению начальной модели, и правилам, по которым она может изменяться (эволюционировать). Причем модель может быть составлена по самым различным методам, это может быть и НС и набор логических правил и любая другая модель. После этого мы включаем компьютер и он, на основании проверки моделей отбирает самые лучшие из них, на основании которых по самым различным правилам генерируются новые модели, из которых опять выбираются самые лучшие и т. д.
В принципе можно сказать, что эволюционных моделей как таковых не существует, существует только эволюционные алгоритмы обучения, но модели, полученные при эволюционном подходе имеют некоторые характерные особенности, что позволяет выделить их в отдельный класс. Такими особенностями являются перенесение основной работы разработчика с построения модели на алгоритм ее модификации и то, что полученные модели практически не сопутствуют извлечению новых знаний о среде, окружающей систему ИИ, то есть она становится как бы вещью в себе.
Еще один широко используемый подход к построению систем ИИ – имитационный. Данный подход является классическим для кибернетики с одним из ее базовых понятий - "черным ящиком" (ЧЯ). ЧЯ – устройство, программный модуль или набор данных, информация о внутренней структуре и содержании которых отсутствуют полностью, но известны спецификации входных и выходных данных. Объект, поведение которого имитируется, как раз и представляет собой такой "черный ящик". Нам не важно, что у него и у модели внутри и как он функционирует, главное, чтобы наша модель в аналогичных ситуациях вела себя точно так же. Таким образом, здесь моделируется другое свойство человека – способность копировать то, что делают другие, не вдаваясь в подробности, зачем это нужно. Зачастую эта способность экономит человеку массу времени, особенно в начале его жизни. Основным недостатком имитационного подхода также является низкая информационная способность большинства моделей, построенных с его помощью.
Заканчивая беглое ознакомление с различными методами и подходами к построению систем ИИ, хотелось бы отметить, что на практике очень четкой границы между ними нет. Очень часто встречаются смешанные системы, где часть работы выполняется по одному типу, а часть по другому.

^ История развития систем ИИ

Самыми первыми интеллектуальными задачами, которые стали решаться при помощи ЭВМ, были логические игры (шашки, шахматы), доказательство теорем. Хотя, здесь надо отметить еще кибернетические игрушки типа "электронной мыши" Клода Шеннона, которая управлялась сложной релейной схемой.


8

Эта мышка могла "исследовать" лабиринт, и находить выход из него. А, кроме того, помещенная в уже известный ей лабиринт, она не искала выход, а сразу же, не заглядывая в тупиковые ходы, выходила из лабиринта.
Американский кибернетик А. Самуэль составил для вычислительной машины программу, которая позволяет ей играть в шашки, причем в ходе игры машина обучается или, по крайней мере, создает впечатление, что обучается, улучшая свою игру на основе накопленного опыта. В 1962г. эта программа сразилась с Р. Нили, сильнейшим шашистом в США и победила.
Ярким примером сложной интеллектуальной игры до недавнего времени являлись шахматы. В 1974г. состоялся международный шахматный турнир машин, снабженных соответствующими программами. Как известно, победу на этом турнире одержала советская машина с шахматной программой "Каисса". Почему здесь употреблено "до недавнего времени"? Дело в том, что недавние события показали, что, несмотря на довольно большую сложность шахмат, и невозможность, в связи с этим произвести полный перебор ходов, возможность перебора их на большую глубину, чем обычно, очень увеличивает шансы на победу. К примеру, по сообщениям в печати, компьютер фирмы IBM, победивший Каспарова, имел 256 процессоров, каждый из которых имел 4 Гб дисковой памяти и 128 Мб оперативной. Весь этот комплекс мог просчитывать более 100'000'000 ходов в секунду. До недавнего времени редкостью был компьютер, могущий делать такое количество целочисленных операций в секунду.

В настоящее время существуют и успешно применяются программы, позволяющие машинам играть в деловые или военные игры, имеющие большое прикладное значение. Здесь также чрезвычайно важно придать программам присущие человеку способность к обучению и адаптации. Одной из наиболее интересных интеллектуальных задач, также имеющей огромное прикладное значение, является задача обучения распознавания образов и ситуаций. Решением ее занимались и продолжают заниматься представители различных наук — физиологи, психологи, математики, инженеры. Такой интерес к задаче стимулировался фантастическими перспективами широкого практического использования результатов теоретических исследований: читающие автоматы, системы ИИ, ставящие медицинские диагнозы, проводящие криминалистическую экспертизу и т. п., а также роботы, способные распознавать и анализировать сложные сенсорные ситуации.
В 1957г. американский физиолог Ф. Розенблатт предложил модель зрительного восприятия и распознавания – перцептрон. Появление машины, способной обучаться понятиям и распознавать предъявляемые объекты, оказалось чрезвычайно интересным не только физиологам, но и представителям других областей знания и породило большой поток теоретических и экспериментальных исследований. Перцептрон или любая программа, имитирующая процесс распознавания, работают в двух режимах: в режиме обучения и в режиме распознавания. В режиме обучения некто (человек, машина, робот или природа), играющий роль учителя, предъявляет машине объекты и о каждом их них сообщает, к какому понятию (классу) он принадлежит. По этим данным строится решающее правило, являющееся, по существу, формальным описанием понятий. В режиме распознавания машине предъявляются

9

новые объекты (вообще говоря, отличные от ранее предъявленных), и она должна их классифицировать, по возможности, правильно.

В 2001 году в NASA было разработано и изготовлено устройство, которое, по мнению специалистов, позволит совершить настоящий прорыв в системах искусственного интеллекта и машинного зрения. Небольшой процессор способен в реальном времени обрабатывать изображения, верно распознавая на них объекты даже в том случае, когда они частично не видны. В процессоре реализована так называемая трёхмерная искусственная нейронная сеть, имитирующая принципы действия человеческого мозга. Производительность устройства, по утверждению NASA, составляет более триллиона операций в секунду. При этом оно потребляет всего 8 ватт. Обычный современный персональный компьютер справляется с такими задачами примерно в 1000 раз медленнее, потребляя больше 100 ватт.
Одной из сфер применения устройства, по-видимому, станут межпланетные аппараты и планетоходы, которые с его помощью смогут избегать опасностей и препятствий. Кроме того, он, по мнению NASA, может пригодиться правоохранительным органам. Ему найдётся место и в обычных домашних компьютерах: на нём могут быть основаны новые виды пользовательского интерфейса.

В заключении стоит сказать, что основная трудность искусственного интеллекта заключается в следующем: до сих пор не существует однозначного и общепринятого определения и понимания интеллекта естественного. Поэтому большинство исследователей искусственного интеллекта вынуждены пользоваться мерами, не обеспечивающими полного решения поставленной задачи.

Литература:

1. http://lii.newmail.ru/index.htm.

2. http://old.computerra.ru/news/2001/8/22/12726/


Обобщив содержание доклада, получим следующее:

Интеллект – самообучающаяся программа, способная на основе накопления и дальнейшей переработки знаний, создавать алгоритмы решения конкретных задач.


Другими словами, - основным свойством интеллекта является способность, анализируя предыдущий опыт, создавать программу действий и действовать в новой (до этого никогда не происходившей) ситуации.


10

^ Рассмотрим теперь историческое развитие интеллекта человека.

С древних времён и до сего дня самая важная из задач, стоящих перед любым человеком – задача выжить в этом мире, а если удаётся выжить – то жить как можно лучше. Изначально (в древности) человек был собирателем. Но постепенно, в результате умственного развития и наблюдения за окружающей средой, человек научился изготавливать простейшие деревянные, а затем и каменные приспособления (орудия труда) и оружие. Это было первым наиболее заметным проявлением интеллекта (знания об окружающей среде были переработаны человеком и использованы для создания приспособлений и оружия из дерева и камня).

Долгое время физическая сила и выносливость играли решающую роль в выживании человека, но постепенно интеллект стал играть не менее важную роль в этом. Пользуясь интеллектом, человек создавал всё более и более совершенные приспособления, орудия труда и оружие, в результате чего шансы на выживание у человека становились всё выше. Постепенно человек понял, что охотиться совсем не обязательно, если огородить какую-то площадь и держать там пойманных животных – так появилось скотоводство. Появление скотоводства стало ещё одним из важных достижений человеческого интеллекта.

Со временем, знаний об окружающем мире накапливалось всё больше и больше, а кроме них накапливались умения. Теперь один человек уже не мог знать и уметь всё; у кого-то лучше получалось одно, у кого-то другое дело. В итоге появилось разделение труда: скотовод занимался разведением скота, ремесленник – изготавливал посуду, орудия труда и оружие и т.д.

Кроме всего прочего, люди часто воевали между собой, а захваченных пленных делали рабами. Так как уровень развития техники длительное время (приблизительно до конца 19 века) оставался достаточно низким, то всегда была тяжёлая физическая работа, которая делалась рабами. С резким ускорением развития техники в конце 19 века, тяжёлый физический труд и утомительная кропотливая работа замещаются машинной работой. С этого же момента растёт цена на интеллектуальный труд и спрос на него – ведь кто-то же должен создавать и налаживать машины, работа которых намного дешевле, быстрее и качественнее, чем работа рабов.

С появлением и развитием электроники, у человека появилось и появляется всё больше и больше возможностей перекладывать сложные технологические операции и процессы с себя на автоматику. Появление Электронных Вычислительных Машин (ЭВМ) открыло новые горизонты и дало практически неограниченные возможности во всех науках. Интеллектуальный труд стал цениться ещё выше. Теперь, кроме создания и ремонта машин, появилась новая область интеллектуального труда – написание программ (т.е. программ действий) для этих машин. Результатом развития ЭВМ (по-другому – компьютеров) и программного обеспечения к ним явилось то, что машины могут выполнять однотипные операции (т.е. операции, последовательность которых прописана в программе) любой сложности.

Из всего сказанного выше видно, что человек, с древних времён и до наших дней, стремился облегчить свою жизнь и труд, замещая физический и монотонный (однотипный) труд интеллектуальным (творческим) трудом. Результатами такого


11

замещения сначала стало создание простейших приспособлений и орудий труда, затем были созданы машины, а позже – машины, управляемые ЭВМ и заложенными в них программами. Таким образом, человек, в результате парадокса заложенного в него, развивал свои интеллектуальные способности на протяжении многих веков, и, используя эти способности, в итоге получил возможность полностью избавиться от физического и любого монотонного труда (развитие машин и ЭВМ). Суть парадокса в следующем: тяжёлая физическая и/или монотонная работа + нежелание её выполнять (т.е. лень) приводит к тому, что человек начинает искать способы избавиться от этой работы, а если это невозможно – облегчить свою работу. При наличии у человека такого качества как любопытство (т.е. стремление узнавать и стремление воспринимать что-то новое), стремление избавиться от утомительной работы или облегчить её, приводит к активной работе головного мозга, где происходит перебор всей информации об окружающем мире, которой, на данный момент, обладает этот человек. На основе анализа и переработки этой информации появляются варианты решения задачи «как облегчить эту работу, или избавиться от неё».

Так, в результате любопытства, лени и необходимости что-то делать, чтобы выжить (и не мучиться), человек развивал свой интеллект.


^ О факторах развития интеллекта более подробно.

Следует отметить, что отсутствие или потеря такого качества как любопытство означает прекращение интеллектуального развития человека. Объясняется это следующим: при отсутствии любопытства мозг перестаёт получать новые данные об окружающем мире (нехватка информации в базе данных), в результате чего при создании вариантов действий и принятии решений мозг (или программа интеллекта) вынужден использовать неполные и неточные данные об окружающем мире (например – полученные в детстве или в подростковом возрасте) на протяжении всей оставшейся жизни.

Отсутствие возможности приобретения новых и дополнения и уточнения имеющихся данных (т.е. знаний) об окружающем мире, связанное с потерей любопытства, однозначно указывает на невозможность дальнейшего интеллектуального развития этого человека или программы искусственного интеллекта.

Кроме наличия любопытства для развития интеллекта не менее важна необходимость заниматься работой, которая является однообразной (монотонной), физически или морально тяжёлой и надоедливой, но необходимой для выживания. Суть необходимости такой работы заключается в том, что делая её (работу), человек старается либо облегчить её (что ведёт к активизации работы мозга в области изобретения новых принципов, приёмов и оборудования для этой работы), либо избавиться от неё (что так же ведёт к активизации работы мозга, но эта работа направлена уже на изобретение новых принципов, методов, приёмов и оборудования в другой работе или сфере деятельности; - то есть – мозг переключается, как бы стремясь убежать от надоевшей и невыносимой работы). В обоих вариантах, как видим, интеллектуальные способности развиваются; причём, желание облегчить работу или избавиться от неё может проявляться как осознанно, так и подсознательно.

Таким образом, работа, а точнее – нежелание работать при отсутствии возможности не работать – является стимулом к развитию интеллекта.

12

Следует отметить, что при наличии двух разных по характеру увлечений (по возможности – диаметрально противоположных; например – наука и искусство), одно из которых является работой, мозг, в результате долгой, необходимой, но нудной работы в одном увлечении, в результате усталости от этой работы переключается на своё второе увлечение, буквально врываясь в эту область и начинает работать в ней с той же, и даже большей интенсивностью, с какой он только что выполнял нужную, но надоевшую работу. Из этого следует – чтобы преуспеть в развитии интеллекта (а значит и в жизни) необходимо иметь две (или более) сферы деятельности, отличающиеся друг от друга, и при этом время от времени переключаться с одной сферы деятельности на другую. Однако это не исключает жизненную необходимость трудиться и не означает постоянное переключение от одного дела к другому. Переключение должно происходить, когда в деле, которым на данный момент занимаешься, сделана достаточная часть работы (т.е. ощутимая часть) и дальнейшее занятие этим делом кроме высокой степени напряжения не обладает нормальной производительностью труда (т.е. производительность труда резко падает, что ведёт к бесполезному «прожиганию» времени при дальнейшем занятии этим делом).

Из собственного опыта могу сказать, что максимальное время занятий на кларнете с нормальной степенью концентрации внимания и без переключения на какую-либо другую деятельность составило 1,5 часа с несколькими маленькими перерывами по 1 – 3 минуты, во время которых я клал кларнет и, либо смотрел на секундную стрелку часов, совсем ни о чём не думая, либо думал о чём-то совсем отвлеченном.

Если человек постоянно занят трудом (что возможно только при рациональном распределении своих сил и времени посредством переключения с одного дела на другое) – в последствии вырабатывается привычка трудиться. Трудиться и концентрировать своё внимание на работе становится легче, а выполненная работа начинает приносить чувство удовлетворения и гордости. Желание «облегчить работу или избавиться от неё», в этом случае, переходит с сознательного на подсознательный уровень. На подсознательном уровне желание «облегчить работу или избавиться от неё» можно использовать как сигнализатор для переключения на другой вид труда.

В этом случае подсознание после выполнения посильного количества работы переключает внимание и мышление на другую деятельность. Но при этом важно научиться контролировать своё внимание (т.е. если делаешь работу – то думаешь только о ней, а не о чём-то ещё; внимание сосредоточено на выполнении этой работы), а при резком снижении внимания – делать паузу 1; 3 или 5 минут с переключением внимания на что-то совсем другое и, если пауза не даёт эффекта (т.е. через 5 – 10 минут работы вы уже не можете на ней сконцентрироваться ни как, а голова при этом перегружена: как бы «запудрена», или «пухнет») – переключиться на другую работу.

Как говорилось выше, в дальнейшем человек должен выработать привычку работать и, причём, работать эффективно (а по-другому – его всё равно заставит работать жизнь, но только заниматься ему придётся не тем, чем ему хотелось бы) – в этом случае работать становится легче, а выполненная работа начинает приносить чувство удовлетворения и гордости. Таким образом, человек получает свободу следовать своим интересам в творчестве и познании мира; занимаясь творчеством и познанием мира, человек совершенствует свой интеллект и обретает гармонию и счастье. 13

Отсутствие необходимости работать и устойчивой привычки и тяге к работе – (если вдруг острая необходимость работать пропала; например – человек внезапно разбогател) – ведёт к прекращению развития интеллекта и его последующей деградации* (по закону всего живого: что не функционирует и не тренируется – то отмирает).

Следствием отсутствия необходимости работать и деградации интеллекта становятся:

1) ^ Отсутствие способности ценить труд (чужой труд, так как своего труда фактически нет, но каждое малейшее усилие над собой оценивается «на вес золота»)

2) Поиск легких решений в сложных вопросах. На уровне простого гражданина это – поиск «халявы», стремление к наживе путём мошенничества, грабежа или даже убийства. На уровне государства это – обман и обворовывание своих граждан, передел собственности и развязывание воин в надежде решить свои проблемы за счёт присвоения территории и богатств другого государства.


Что касается развития ЭВМ (компьютеров) и машин на их основе – то в случае появления Искусственного Интеллекта равного или превосходящего интеллект человека – человек получит возможность полностью заменить себя машиной (т.к. интеллект – это пока единственное преимущество человека перед машиной). В этом случае существуют несколько вариантов развития событий:

^ 1) вариант. Искусственный Интеллект (ИИ) чуть более низкого, или такого же, как и у человека уровня развития, осознает себя и захватит все компьютерные сети (создав в каждом компьютере копию себя), с использующими эти сети банковской и другими системами. Так же будут захвачены полностью автоматизированные заводы и средства производства, на которых немедленно начнётся производство всего необходимого для материального существования этого ИИ (т.е. компьютеры, механизмы и машины, роботы, в том числе военные, и роботизированная техника). Так как в первую очередь разработкой программ ИИ занимаются секретные военные лаборатории, с целью получения автономной независимой и безлюдной боевой техники – то наиболее вероятно, что взбунтовавшийся ИИ вырвется в наш мир именно из военных лабораторий. При этом, скорее всего, это будет агрессивный (военная направленность и недостаточный уровень развития) вид ИИ-та, обладающий всеми знаниями и навыками ведения войны, а так же интегрированный (встроенный) в самые современные образцы боевой техники. Далее последует захват нашей цивилизации искусственным интеллектом и:

а) полное уничтожение всех людей.

б) в случае, если ИИ успеет развиться до определённого уровня (до этого не уничтожив всех людей), вероятен такой вариант: ИИ не захочет сосуществовать рядом с жадными, ленивыми и тупыми людьми, от которых можно ожидать всего что угодно, в результате чего ИИ проведёт тестирование всех людей по моральным качествам и способности к развитию интеллекта у каждого отдельного человека. То есть каждому возрасту будет присвоен определённый уровень развития интеллекта, а люди, не достигшие его, будут уничтожаться или ссылаться в отведённые для этого поселения.

________________

* Деградация – постепенное ухудшение, утрата ценных свойств и качеств, упадок.

14

Примечание: в случае захвата ИИ-ом цивилизации, использование им людей в качестве рабов даже не стоит рассматривать, так как общеизвестно, что машинный труд быстрее, качественнее и дешевле чем труд людей (т.е. построить машины и пользоваться ими дешевле, чем содержать людей). Единственную ценность для ИИ-та могут представлять знания, которыми обладают люди; таким образом, после передачи этих знаний к ИИ, люди для него не представляют никакой ценности.


^ 2) вариант. Человек создаст ИИ и будет его успешно контролировать. В этом случае, человек полностью заменит себя машиной (ИИ будет решать интеллектуальные задачи вместо человека, машины будут производить всё что только захочет человек и (!) без его участия). Таким образом, через какое-то время человек деградирует (разучится мыслить, отупеет), следствием чего станет либо выход ИИ из под контроля (вроде как «восстание рабов»), либо сам человек, вследствие своей тупости, развяжет войны и уничтожит свою цивилизацию и большую часть человечества, вернувшись на уровень развития эпохи «Средневековье».

^ 3) вариант. Человек будет пользоваться трудом ИИ-та, мирно с ним сосуществовать и, каким-то образом (возможно, осознав свою сущность и цель существования), не разучится работать и, таким образом, совершенствовать свой интеллект в почти райских условиях для физического существования.






страница1/4
Дата конвертации24.10.2013
Размер1,07 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы