Лекция 08. Политическое сознание План icon

Лекция 08. Политическое сознание План



Смотрите также:




Лекция 08. Политическое сознание


План.

1. Понятие и содержание политического сознания 2

2. Структура политического сознания 6

3. Типы политического сознания 13



Литература.

  1. Абулъханова-Славская К. Деятельность и психология личности. — М., 1980.

  2. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // ПОЛИС. — 1992. — № 4.

  3. Американское общественное мнение и политика. — М., 1978.

  4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М., 1993.

  5. Бодуен Ж. Вступ до політології. — К., 1995.

  6. Брегеда А. Ю. Основи політології. — К., 1997.

  7. Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. — Ростов-на-Дону, 1996.

  8. Кейзеров Н. Политическая и правовая культура (методологические проблемы). — М., 1983.

  9. Мамут Л. С. Этатизм и анархизм как типы политического созна­ния. — М., 1989.

  10. Политическая культура: Теория и национальные модели. — М., 1994.

  11. Попов Н. Индустрия образов. Идеологические функции средств массовой информации в США. — М., 1986.

  12. Цимбалістий Б. Тавро бездержавності. Політична культура українців. — К., 1994.

  13. Юрьев А. И. Введение в политическую психологию. — Л., 1992.
^

1. Понятие и содержание политического сознания


Политическое сознание выступает необходимым элементом политической жизни общества. Будучи соответствующей разновидностью общественного сознания, которое имеет собственный предмет и механизм формирования, оно характеризует духовную способность человека к специализированной политической деятельности. С помощью политического сознания индивид способен адаптироваться в политическом просторе и осуществлять в нем специфические функции социального взаимодействия, политического участия и управления.

Итак, понятие "политическое сознание" по своей сути несет в себе двойную содержательную нагрузку.

С одной стороны, оно характеризует признаки "политического" как регулятора общественных отношений, делает акцент на том, что именно сознательный фактор есть условием и составным элементом политической сферы общества.

^ Политика, политические отношения есть составной частью общественного бытия.

Соответственно и политическое сознание выступает как отображение в духовной жизни людей, в первую очередь, их политического бытия — всего разнообразия политической жизни, политических отношений, политических процессов и явлений.

Вместе с тем политическое сознание есть атрибутом политического действия, его необходимой составной частью. Политика — это целесообразная деятельность, она предусматривает наличие у действующего субъекта соответствующих представлений и знаний о политической действительности, осознании своих направлений, формулирование цели, выбор средств и методов ее достижение.

С другой стороны, понятие политического сознания указывает на то, что она как один из компонентов входит в духовную сферу общества вместе с такими формами общественного сознания, как правовое, этическое, эстетичное, религиозное. Именно благодаря своей регулятивно-управленческой функции политическое сознание влияет на формирование и направление развития элементов духовной сферы общества.

Содержание, процесс и формы такого влияния принято называть политизацией.

Процесс политизации осуществляется в разнообразных формах.

Во-первых, это "начальная политизация", если политическое сознание начинает непосредственно вплетаться в сферы проявления общественного сознания.

Во-вторых, каждый элемент духовной сферы приобретает политическое значение при условии, если от контролируемой ним сферы зависит выполнение и реализация политических задач.

В-третьих, эти задачи становятся еще более важными и более сложными, когда фактически снова формируются государственные органы и структуры, а радикальные преобразования охватили все важнейшие сферы общества — экономику, культуру, духовную жизнь, разнообразный и сложный комплекс общественных отношений современного этапа развития новообразованных суверенных государств, в том числе и Украины.

Учитывая изложенное высше, сформулируем соответствующие методологические положения, которые важные для определения политического сознания, а именно о:

  • целостность политического сознания и политической деятельности в границах "политического" как властного регулятора общественных отношений;

  • непосредственное вплетение политического сознания в политические отношения общества, сознательное отображение и направление политического развития общественной жизни;

  • активность сознания, влияние политического сознания на духовную сферу, которое связано главным образом с научно-теоретическим уровнем политического отображения духовной жизни общества, с глубоким осознанием субъектом своей ответственности за прогресс общества.

Опираясь на эти положения, можно определить политическое сознание как средство специфического отображения человеком, группой, обществом всеобщего процесса саморегулирования общественной жизни, которая материализуется в политической системе благодаря феномену власти и властно-политических отношений.

Как сфера политических отношений, политическое сознание — явление историческое, которое постоянно развивается и изменяется. Причем это происходит независимо от желания и воли людей.

^ Скажем, политическое сознание граждан Украины сегодня определяется теми объективными процессами, которые происходят в экономической, политической и духовной жизни общества. Главными из них являются радикальные экономическая и политическая реформы суверенного и независимого государства, развитие демократии и гласности, широкий спектр политических и национально-демократических движений, разнообразные виды и формы политической деятельности.

^ Политическое сознание предопределяют и отрицательные факторы — кризисное состояние экономической, политической и социальной сферы, падение культурно-моральных устоев общества, возрастание коррупции и преступности.

^ Однако политическое сознание не является пассивным отображением политического бытия.

Во-первых, оно способно быть впереди практики, прогнозировать политическую жизнь общества, а через него — влиять на его экономические, духовные, культурные взаимоотношения.

Во-вторых, политическое сознание определяет направление политической деятельности социальных групп, политических партий и гражданских организаций, политических лидеров и личностей.

Поэтому практика управления общественными процессами может учитывать состояние политического сознания во всех его проявлениях, добиваться консенсуса в политических позициях, оказывать содействие формированию такого политического сознания, которое бы отвечало потребностям общественного прогресса.

^ Политическое сознание — явление противоречивое, так как, отображая политическое бытие, может опережать его, отставать от него, быть адекватной ему.

Истоки и материальная основа политического сознания кроются в сфере политических отношений. А последние есть не что иное, как объективные человеческие контакты и отношения, которые возникают вместе с тем с проблемой использования политической, государственной власти в обществе. Соответственно этот вопрос занимает главное место в содержательном и функциональном понимании политического сознания.

^ Не менее важное место в политическом сознании занимает проблема политических интересов людей, которые выступают как побудительные мотивы политического действия. Вместе с тем, политическое сознание отображает значительно более широкий круг социальных явлений. Это обусловлено самой природой политики. Поскольку сфера политических интересов и отношений касается всех сфер общественной жизни, то и политическое сознание так или иначе включает в себя все отображенное социальное бытие.

^ Но главное состоит в том, что сфера политических отношений включает прежде всего те отношения, которые возникают в процессе управления обществом:

  • отношения между партиями,

  • отношения партий к социальным группам,

  • лидера — к соответствующим общественно-политическим движениям,

  • отношения внутри политических партий, между учреждениями и организациями, которые выражают и защищают интересы отдельных социальных групп и граждан.

Сюда относится также взаимодействие разных компонентов политических систем отдельных стран.

Итак, политическое сознание отображает производственно-экономические и другие общественные отношения индивидов, социальных групп, наций, общества в их отношении к государственной власти.

По своему смыслу оно охватывает все представления людей, которые опосредствуют объективные связи как с институтами власти, так и между собою по поводу участия в управлении делами государства и общества.

Как и сознание в целом, политическое сознание может относится только к соответствующему субъекту, а именно — субъекту политических отношений. Как известно, субъектами политики являются индивиды, социальные группы, нации, общество в целом. Они выступают социальными носителями политического сознания, то есть его субъектами. Соответственно различают политическое сознание индивида, социальной группы, нации, общества.

Политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны между собой. Политическое сознание группы и общества не является общей суммой политических знаний и представлений индивидов, которые их составляют. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики, вырабатывают свои политические знания и представление. Вместе с тем, между индивидуальным, групповым и массовым, т.е. присущими народу, обществу, видами политического сознания существует диалектическая взаимосвязь и взаимовлияние. Совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, служит основой формирования индивидуального политического сознания, в свою очередь, особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности.

Политическое сознание, которое отображает объективные интересы нации, народа в целом, характеризуется и общенациональными признаками, которые присущи всем социальным группам и индивидам.

^

2. Структура политического сознания


Понимание политического сознания как совокупности духовных явлений, которые отображают внутренние и внешние процессы функционирования государства и других политических институтов и структур общества, дает возможность так охарактеризовать ее структуру:

1) политическая психология и политическая идеология;

2) политическое самосознание, политические знания и оценки субъектом политической деятельности потребностей и интересов разных общественных групп;

3) специализированное сознание и массовое политическое сознание, политическое сознание отдельных слоев и групп общества.

Социологический подход к данной проблеме дает возможность вычленить политическое сознание общества, нации, группы, индивида, а также человеческого сообщества в целом.

^ Первым уровнем духовного отображения политической жизни есть эмпирическое политическое сознание, в котором непосредственно из повседневной практики фиксируется опыт субъекта, ее нередко отождествляют с будничной. Но между ними есть отличия.

^ Будничное политическое сознание, как и эмпирическое, представляет собой совокупность идей и взглядов, которые возникают непосредственно из повседневной практики той или другой социальной прослойки, группы людей, отдельных индивидов. Но оно не сводится лишь к эмпирическому, так как в его содержание входят идеологические и теоретические элементы, которые характеризуют эмоционально умеренное осмысление действительности.

^ Эмпирическое и будничное сознание отображают большей частью поверхностные процессы, не проникая в их сущностные характеристики. Но оно и на этих уровнях составляет определенную познавательную ценность, может быть одним из источников теоретического и идеологического сознания. Будничное сознание, кроме того, обеспечивает непосредственную ориентацию человека в практическом выборе решений.

Эмпирическое и будничное политическое сознание имеют четко выраженные социально-психологические черты — чувства, расположения духа, эмоции, импульсивность, остроту восприятия политических процессов, событий, решений.

Непосредственная связь с практикой и социально-психологическая оформленность предоставляют эмпирическому и будничному уровням политического сознания особую динамику, подвижность, гибкость в реагировании на изменения политических условий, способных совершать существенное, даже решающее влияние на ход политического процесса.

Особенно ярко социально-психологический уровень политического сознания дает себя знать в поведении людей в толпе, действия которой нередко непредсказуемы, расположение духа поддаются манипулированию со стороны разных организованных политических сил.

^ Высшим уровнем политического сознания является политико-теоретическое сознание, то есть совокупность идей, взглядов, учений, концепций, доктрин, которые возникают на основе научного исследования политических отношений, процессов, институтов, глубинных взаимосвязей и разногласий, закономерностей общественно-политического развития.

^ Развитая политическая теория (наука) — это не только совокупность достоверных знаний о политических процессах и явлениях, она содержит в себе соответствующий механизм построения этого знания, раскрывает логическую зависимость одних элементов от других, одних категорий и понятий от других. Сформированная на основе обобщения общественной практики, политическая теория является наиболее совершенной формой научного обоснования политической деятельности. Примером такого внутренне систематизированного знания о политической действительности можно назвать политологию как научную и учебную дисциплину.

Следует иметь в виду, что политические или социально-политические концепции, учения и доктрины по сравнению с теорией есть более узкими по своему предмету и менее глубокими по уровню обобщения формы отображения политической действительности.

Например, политическая концепцияэто соответствующий способ понимания, трактование любого политического явления или процесса, основная точка зрения на определенный вопрос общественной жизни.

Социально-политическое учение — это совокупность теоретических положений о любой сфере социально-политической действительности. В отдельных случаях учением называют систему социально-политических взглядов того ли другого мыслителя (например, учение Аристотеля, учение Макиавелли, учение Гегеля).

Политическая доктринаэто более или менее последовательно изложенная концепция, совокупность взаимосогласованных принципов подхода к рассмотрению политических явлений, а также к организации политической деятельности. Термин "доктрина" иногда используется и для обозначения политических взглядов, которые характеризуются оттенками схоластики и догматизма. Отсюда выражения "доктринер", "доктринерство".

^ Теоретическое сознание есть стержнем политической идеологии, которая представляет собой систематизированное, целостное, концептуальное отображение коренных интересов определенной нации, социальной группы, организации, которые связанные с борьбой за власть, ее удержанием и защитой ради реализации этих интересов.

Следует обратить внимание на отличие между теоретическим и идеологическим уровнями политического сознания. Если наука дает знание о предметах и явлениях действительности, их закономерности, то идеология еще и отражает отношение к предмету знаний. Это отношение предопределяется интересами и оценками социальных групп, организаций, институтов, из позиций которых в идеологии отображается действительность.

Каждый гражданин соотносит свои политические знания, ценности, оценки и убеждение с существующими политическими, организационными и процедурными институтами (политическая система в целом, политический режим, партии, организации, законодательство, лидеры). Происходит определенный анализ этих институтов и политической системы в целом, изучение и оценка ее с точки зрения способности удовлетворять политические потребности и интересы. В таком значении организационные и процедурные институты политической системы можно рассматривать как инструментальный аспект политической идеологии.

Характер связи науки и идеологии определяется конкретно-историческими и социальными факторами, местом и ролью в общественном прогрессе той или другой социальной группы — носителей определенной идеологии.

Особое место в отображении политических процессов и явлений занимает политическое самосознание. Его особенность состоит прежде всего в том, что политическое самосознание как осмысление политической жизни характеризуется специфической активностью благодаря активности как индивидуального сознания, так и политики как формы общественного сознания. Поэтому политическое сознание — это реализация своего "Я" в сфере политики как способ соответствующего отношения человека к миру.

^ Политическое самосознание следует рассматривать с точки зрения его субъективности, то есть,

во-первых, осознание индивидом политического сознания общества, других субъектов политической деятельности как относительно самостоятельного звена общественного сознания;

во-вторых, осознание уровня собственного политического сознания относительно политического сознания общества и других субъектов деятельности;

в-третьих, на основании соотнесения своей жизнедеятельности в границах общественной необходимости.

Активность и действенность политического самосознания обнаруживается в политической самоопределенности и самоидентификации лица, в умении использовать накопленный человечеством социально-исторический опыт, а также конкретный опыт определенных социальных групп и организаций, то есть предоставлять этому опыту свою собственную индивидуальную неповторимую окраску.

^ Политическое самосознание — это и национальное самосознание, которое есть предпосылкой, основой видения того, что окружает нацию. Нация, которая владеет знанием о других сообществах, вместе с тем владеет знанием и о самой себе, поскольку способ видения определенного объекта (других сообществ) характеризует и сам субъект видения. Рассматривая национальное политическое самосознание, можно говорить, что в ней зафиксированы уникальность самой нации как этноса, принадлежность ко всему человеческому роду, а также ответ на вопрос, каким образом она может определить на теоретическом уровне свою национальную идентичность и оригинальность, с помощью которой она может защитить себя от полного растворения в другой среде.

В контексте проблемы национального политического самосознания существенное значение приобретает вопрос осознания человеком или социальной группой своего прошлого, прошлого собственной нации, народа и государства. Речь идет о таком явлении, как историческое самосознание. Такое самосознание включает в себя знание о событиях, традиции, идее, теории — то есть все то, благодаря чему народ сознает свое минувшее и одновременно формирует свое отношение к настоящему. Нельзя забывать, что среди элементов национальной культуры, которыми питается и поддерживается историческое политическое самосознание, есть и такие важнейшие источники, как представление о территории своего проживания и историческая память.

В современной политологии широко используются такие понятия, как групповое, специализированное и массовое политическое сознание.

В групповом сознании отражается неоднородность социальных, национальных и других больших сообществ. Каждая социальная группа старается преподнести свои политические интересы такими, которые отвечают общим интересам. Но наиболее важное влияние на характер политического сознания той или другой социальной группы оказывают экономически доминирующие социальные силы, которые имеют максимальные возможности для духовного производства и, соответственно, для влияния на всех граждан.

Специализированное сознание идеологически однородно. Наиболее частыми ее носителями выступают политические партии, организации. Они фиксируют необходимость целенаправленного формирования и развития массового сознания в соответствующем направлении. Главное в специализированном сознании — это формирование, развитие и внедрение в сознание граждан, социальной группы (или групп), социальной прослойки соответствующей идеологии.

Массовое политическое сознание выражает опосредствованно уровень и содержание потребностей людей, а также характер их знаний об общественно-политической действительности — как такой, которая выработана разными идеологиями и закреплена в политической культуре, так и той, которая добыта практикой массовых социальных групп.

На массовое политическое сознание влияет много факторов. Среди них — политический курс партий, их тактико-стратегическая деятельность и разные социальные сдвиги, содержание конкретной политической ситуации и т.п.

В жизни возможны разные варианты взаимосвязи специализированного и массового политического сознания. Иногда то, что теоретически и практически изжило себя в деятельности той или другой партии, может быть долго актуально для политического сознания масс. Иногда случается и наоборот: политическое сознание масс фиксирует, а то и требует определенных действий, принятие соответствующего политического решения, а специализированное сознание не готово к формулированию и принятию решений соответственно политическим обстоятельствам.

Сегодня в массовом политическом сознании украинского общества обнаруживается нестойкая равновесомая двух противоположных систем ценностей, которые условно можно определить как демократическую и авторитарную.

^ С одной стороны, есть поддержка тех изменений, которые происходят в общественной жизни и которые вселяют надежду или даже уверенность в будущем.

С другой — наличие инертности и пессимизма, стойкое стремление сохранить хотя бы то, что есть, и "защитить" себя в неизвестном будущем.

Нарастание той или другой тенденции в массовом сознании в значительной мере связано с экономической ситуацией в государстве. Наша страна, как считают большинство экспертов, еще не преодолела предельной черты системного кризиса. Поэтому в ближайшие времена можно будет наблюдать проявления вспышек авторитарной тенденции в массовом политическом сознании, которые вызревают на основе экономического хаоса и анархии.

В современных условиях, если правящие силы не нашли, по сути дела, эффективных средств решения экономических, политических и социальных конфликтов, нельзя полностью исключать возможность установления авторитарной системы власти. Вдобавок, если раньше политическая система порождала довольно однообразный тип сильной власти, то сейчас возможные варианты. По мнению многих исследователей, можно назвать по меньшей мере три таких типа:

  • популистский авторитаризм, который опирается на уравнительно сориентированные массы;

  • либеральный авторитаризм, который стремится к созданию рынка;

  • национал-патриотический авторитаризм, который использует национальную идею для создания общества.

Массовое политическое сознание современного украинского общества имеет в себе основания для реализации этих трех вариантов. В существующих социально-экономических и политических условиях желание изменений у людей объединяются с настороженным отношением к реформам. Поэтому не только решительное реформирование экономики, не только активная перестройка старой политической системы, а и социальная защита и социальное обеспечение народа могут предотвратить установлению в государстве авторитарной формы правления.

Надо отметить, что массовое политическое сознание фиксируется в общественном мнении. Это совокупность суждений, которые разделяют разные сообщества относительно оценки тех или других событий, явлений действительности.

Общественное мнение выполняет такие функции: экспрессивную, контрольную, консультативную, директивную.

^ Основными каналами выяснения общественного мнения являются референдумы, опросы населения, интервью для средств массовой информации, собрание, манифесты, общенародные обсуждения социально-политических проблем. Общественное мнение содержит как истинные, так и искривленные, иллюзорные представления о действительности. Оно формируется не только под влиянием социально-экономических и политических факторов, а и с помощью идеологических средств.

В качестве примера общественного мнения относительно политических процессов и явлений в обществе можно назвать его суждения о:

  • политических институтах и структурах (например, государство может восприниматься или как орган принуждения, или как институт, который организует и регулирует общественные процессы);

  • нормативной системе (например, уважение к закону или пренебрежительное отношение к нему);

  • политических событиях (понимание их необходимости или случайности, определение правильности или неправильности принятие решений);

  • отдельных политических ролях (отношение к институту президентства, лидеру в политических организациях, партиях с точки зрения лояльности или рациональности, а также к отдельным политическим деятелям — политические рейтинги).

^ Без общественного мнения невозможно вообразить всю разнообразность политической жизни общества. В сущности, оно есть политическим содержанием коллективной воли и потому становится необходимым элементом функционирования самой политической системы. От направленности общественного мнения в значительной мере зависит успех усилий правящей политической группы относительно достижения поставленных целей. Именно поэтому во всех государствах между разными политическими силами идет борьба за монопольное влияние на органы и структуры, которые формируют общественное мнение: пресса, радио, телевидение, партия, парламент. Утверждение, что средства массовой информации являются четвертой властью, имеет свой смысл, им принадлежит решающая роль в формировании общественного мнения, которое очень важно для обеспечения успеха той или другой политической силы.

Поскольку в политическом сознании, общественном мнении раскрываются интересы людей, то важной проблемой является достижение определенной гармонии между политикой и состоянием этого сознания. Почти каждое политическое решение обречено на провал, если оно вступает в конфликт с доминирующим в обществе интересом и упроченным политическим сознанием. В таком случае необходимо менять или политику, или руководящий состав правящей группы, или разными средствами влиять на общественное мнение. Попытки решить такое разногласие авторитарно, а тем более силой могут вызвать серьезные политические последствия.

^

3. Типы политического сознания


Понятие "тип политического сознания" используется для характеристики важных особенностей отображения в сознании разных категорий людей политических явлений и процессов и связанной с этим своеобразности их отношения к политической действительности. Такая своеобразность закрепляется в политических установках и позициях разных субъектов политических отношений и проявляется в их тяготении к специфическому или постоянному политическому поведению. При этом следует подчеркнуть момент повторения, в ходе которого только и могут проявляться реальные политические взгляды и убеждения людей, соответствующей действительности уровень и характер их политического сознания. Анализ реального политического поведения людей есть наиболее эффективным способом выявления особенностей их политического сознания.

Весь разнообразный спектр идейно-политических установок, убеждений и позиций людей можно систематизировать по разным принципам, которые позволяют выделить наиболее характерные черты их политического сознания.

В литературе наиболее распространена разная типологизация.

^ Укажем на наиболее распространенные типы политического сознания.

В зависимости от отношения людей к соответствующим политическим идеалам и ценностям политическое сознание может быть:

  • либеральное, для которого приоритетами в политике есть принципы свободы индивида;

  • консервативное, которое направлено на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей;

  • социалистическое, которое опирается на приоритет в политике принципов коллективизма, социального равенства и справедливости.

В литературе встречается также типология политического сознания в зависимости от характера отношений субъекта политического действия к государству как политического института.

Одни люди признают его общественное значение, видят в нем важное средство решения всех социальных проблем и даже склонны абсолютизировать роль государства. В этом случае говорят про этатистский (от фр. государство) тип политического сознания, которое опирается на понимание активной роли государства в общественных процессах, в особенности в экономических сферах.

Есть и такие группы людей, которые скептически относятся к государству или вообще не признают его положительной роли в общественной жизни. Тогда говорят об анархистском типе политического сознания, для которого характерна ориентация на безгосударственное регулирование общественных процессов и прежде всего в сфере материального производства.

В зависимости от отношения субъектов политики к тем или иным формам политического устройства общества, а также, и к способам организации политической жизни, можно назвать:

  • демократический;

  • авторитарный;

  • тоталитарный типы политического сознания.

Первый ориентируется на принципы и нормы демократических форм политической жизни, второй — на неограниченную власть одного лица, третий — не только на неограниченное господство, но и на полный контроль со стороны субъекта (отдельного лица или группы) за всеми сферами жизни общества.

Если за основу взять ориентацию на характер социальной деятельности субъекта, то политическое сознание может быть:

  • консервативным (ориентируется на сохранение бывших общественных устоев);

  • радикальным (ориентируется на коренные, решительные преобразования);

  • реформистским (ориентируется на осуществление социальных изменений путем реформ);

  • революционным (ориентируется на осуществление резкого скачкообразного перехода от одного качественного состояния к другому).

Можно назвать еще один критерий типологизации политического сознания — это ориентация определенных групп людей на регулятивные механизмы в границах политической системы.

^ История общества знает два основных регулятивных механизма — рынок и государство. Склонность к тому или иному механизму в политической жизни формирует соответствующие типы политического сознания:

  • рыночный;

  • бюрократический.

^ Рыночное политическое сознание рассматривает политические процессы и явления сквозь призму отношений "купли – продажи", достижения пользы, которые считаются целью политической деятельности. Политика есть разновидностью бизнеса, сам политик — или "товар", или "бизнесмен". Политические решения — результат "торгового соглашения". Это сознание ориентируется на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это сознание индивидуализма, для которой высочайшей целью есть частные (иногда групповые) интересы. Государство и прочие политические структуры рассматриваются и оцениваются как средство реализации интересов.

^ Бюрократическое сознание опирается на корпоративные интересы группы лиц или аппарата управления определенных государственных или хозяйственных структур. Политическое сознание бюрократического типа воспринимает рациональность как организованность (или порядок) и бюрократическое управление.

^ Надо иметь в виду, что тот или иной тип политического сознания в чистом виде встречается очень редко. В реальной жизни отдельного человека может одновременно проявляться несколько типичных черт политического сознания. А может быть и так, что политическое сознание и поведение человека синтезирует все составные элементы политических ориентаций в общественной жизни. Это означает, что каждый носитель политического сознания всегда должен анализироваться в определенных параметрах политического пространства и времени, составные элементы которых находятся в диалектическом взаимодействии, которые активно влияют на характер мышления, ценности, убеждение и поведение конкретного лица.

Современные реалии политической жизни украинского общества дают возможность для обобщения типологических признаков политического сознания. Опираясь на материалы разных социологических исследований, мониторингов, аналитические разработки, можно назвать такие доминирующие типы украинского политического сознания:

1. ^ Патерналистско-егалитарное политическое сознание. Для него характерны ожидание решения всех проблем за счет политики государства или, в крайнем случае, местной власти и руководства предприятий. Носители такого политического сознания откровенно желают "сильной руки", которая бы навела порядок в государстве вплоть до передела собственности.

2. ^ Индивидуалистско-либеральное политическая сознание. Для него характерно ориентация при решении своих проблем прежде всего на собственные силы, убежденность в том, что каждый сам может руководить своей судьбой. Представители этого типа деятельны, в них нет неуверенности в свой будущем, они в большей мерой ориентированы на карьеру и жизненный успех.

Остальная часть населения представляет собой разные переходные типы между этими двумя крайними типами сознания. В целом тенденция развития политического сознания идет в направлении преобладающего возрастания группы с индивидуалистско-либеральными убеждениями. Но при этом следует иметь в виду, что носители всех типов политического сознания страдают внутренней противоречивостью, которая связана с объективной противоречивостью украинской политической жизни.



Скачать 227,64 Kb.
Дата конвертации24.10.2013
Размер227,64 Kb.
ТипЛекция
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы