Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией факультета международных отношений для студентов ннгу, обучающихся по направлениям подготовки 030201, 030200 и специальностям 030201, 030201. 65 («Политология») Нижний Новгород icon

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией факультета международных отношений для студентов ннгу, обучающихся по направлениям подготовки 030201, 030200 и специальностям 030201, 030201. 65 («Политология») Нижний Новгород



Смотрите также:
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Факультет международных отношений

Кафедра теории политики


В.А. Берендеев


История политических учений Запада


Учебно-методическое пособие


Рекомендовано методической комиссией факультета международных отношений для студентов ННГУ, обучающихся по направлениям подготовки 030201, 030200 и специальностям 030201, 030201.65 («Политология»)


Нижний Новгород

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


^ Область применения дисциплины «История политических учений Запада»,

ее цели, задачи и требования к уровню освоения ее содержания


История политических учений Запада (ИПУЗ) относится к общим профессиональным дисциплинам федерального компонента, преподается студентам дневного и заочного отделений, обучающимся по направлениям подготовки и специальностям «Политология», на I курсе (в 1 и 2 семестрах) и I, II курсах (в 1, 2, 3, 4 семестрах) соответственно.

Содержание дисциплины направлено на формирование у студентов целостного представления:

- о генезисе, становлении и развитии направлений политической мысли Запада, идей, учений и концепций, в которых отражается процесс познания политических явлений;

- о взаимосвязи политических учений с общественно-политическими процессами жизни общества;

- о влиянии различных культурных традиций друг на друга, на современную политическую теорию и практику.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов нижеследующих профессиональных компетенций:

- владение навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти (ПК-1);

- знание истории политических учений (знание основных учений и концепций мировой и отечественной политической мысли, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями) (ПК-6).

В результате освоения дисциплины студенты должны:

знать

- специальный понятийно-категориальный аппарат изучаемой дисциплины;

- содержание, периодизацию и методологические проблемы истории политических учений;

- политико-правовые традиции Античности, Средних веков и Возрождения, Нового и Новейшего времен;

- основные школы и направления западной политической мысли ХХ века;

- основных представлений политической мысли Запада и их сочинения;

уметь

- применять методологические принципы политической науки; выделять основные политические проблемы данного периода; анализировать политические концепции в контексте современных им исторических событий; классифицировать идеи применительно к направлениям политической мысли; осознавать «человеческое измерение» политики;

владеть навыками

- работы с источниками (трудами политических мыслителей, деятелей, с политическими документами в целом);

- написания рефератов.

В процессе обучения студенты должны обязательно посещать лекционные и семинарские занятия по ИПУЗ и в случае пропусков практических занятий представить:

- письменную работу, содержащую ответы на все вопросы, вынесенные на пропущенные семинарские занятия (при одном-трех пропусках);

- аналитическую работу по разделу учебной дисциплины, изученному в период отсутствия обучаемого (при пропуске менее 50% семинарские занятий);

- все письменные работы, указанные выше, а также сдать промежуточный зачет по вопросам, отражающим содержание изученных в период отсутствия обучаемого разделов учебной дисциплины (при пропуске более 50% семинарских занятий).


^ Объект и предмет ИПУЗ, структура политического учения


История политических учений Запада – это историко-теоретическая дисциплина в рамках истории политических учений (ИПУ), содержанием которой выступают учения о политике, власти, государстве и его установлениях, о наиболее эффективных формах организации и управления обществом.

Наиболее ранние исторические данные, включающие в себя представления о сфере политики, доступные для современных исследователей, относятся к эпохе Древнего мира, а конкретно – к Древнему Востоку (древним Египту, Междуречью, Индии, Китаю) и к Античности (древним Греции и Риму). Соответственно, как самостоятельная научная дисциплина, ИПУ оформилась по итогам накопления необходимого объема знаний уже в рамках Западной Европы в период Просвещения.

Объектом изучения ИПУЗ выступают политика, власть, государство и его установления как проявления западного мира политического.

Предметом ИПУЗ является совокупность идей, доктрин, теорий, дающих целостное представление о формах политики, власти, государства и его установлениях, закономерностях их возникновения, развития и функционирования в странах географического Запада, их месте и роли в жизни общества и человека на различных этапах исторической эволюции и в конкретных западных странах.

Специфика предмета ИПУЗ проявляется в следующем:

- его содержание составляют только те соображения того или иного представителя западной политической мысли, которые достигли уровня целостной и завершенной системы взглядов;

- к нему относится только то, что выступает в форме соответствующего политического учения, или доктрины – системы теоретических положений, дающих целостное представление о закономерностях развития политики, государства и его установлений, в которых осознаются интересы социальных групп, классов, индивидов и оценивается их отношение к политическим явлениям;

- политическая доктрина является специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической действительности.

В свою очередь, структура политического учения может быть представлена нижеследующим образом:

1. ^ Теоретическое содержание политических учений (система выводов и положений, раскрывающая природу, сущность, формы политики, власти, государства и его установлений, закономерности их развития, устройство государства и отношения государства и личности).

2. ^ Политическая идеология (система идеалов и ценностей, в которых осознаются и оцениваются отношения классов, социальных групп к государству и его установлениям).

3. ^ Доктринальные основы политического учения (совокупность приемов, средств познания и способов интерпретации политики, власти, государства и его установлений, их сущности, т.е. парадигмтеологической, натуралистической, юридической, социальной – понимаемых как некий стандарт, образец истолкования политических явлений, преобладающий в конкретный исторический период).


^ Этапы развития ИПУЗ и эволюция форм знания


Первым здесь считается этап предыстории ИПУЗ как науки (начинается в эпоху Античности и длится до периода Просвещения); политические представления выступают как часть религиозных верований, мистики, этики; первой формой познания политики выступает религиозно-мифологическая форма, а затем – форма философско-этическая.

Второй этап – период институционализации ИПУ (XVIII – XIX вв.) – связан с оформлением ИПУ (и, в частности, ИПУЗ) западными учеными-обществоведами в самостоятельную юридическую науку, а также в учебную дисциплину; в его рамках доминирует рационально критическая форма знания.

Наконец, на третьем этапе – современном (XX – начало XXI вв.) – ИПУ (ИПУЗ) уже выступает в качестве классической учебной дисциплины; подход к анализу политических явлений здесь, помимо традиционной объективности, характеризуется субъективизмом и психологизмом (период модерна), а также плюрализмом (эпоха постмодерна).


^ Основные парадигмы в рамках ИПУЗ


Парадигма – это модель теоретического истолкования политической действительности, которая воспринимается в данной науке в качестве образца и становится основой научной традиции.

Наиболее ранняя парадигма – теологическая – зародилась в рамках Древнего мира и выразилась в мифологической форме, поскольку сверхъестественное в ней обозначалось в качестве первоисточника, ведущего принципа и основной модели земного общественного и политического устройства. Данная парадигма господствовала в политической мысли вплоть до окончания эпохи Средневековья.

Затем достаточно долго была востребованной натуралистическая парадигма, особенно характерная для Европы начала Нового времени и исходящая из того, что политические явления обусловлены влиянием на них врожденных и неизменных качеств человека (физиология, инстинкты и т.п.), а также географической среды (климат, почва и т.д.), но никак не социальных факторов.

Следующая по времени актуализации парадигма – юридическая – возникла в странах Древнего Востока, была усовершенствована западными мыслителями в эпоху Античности и в целом характеризуется рационализацией подхода к анализу политических явлений на фоне юридизации власти и властных отношений. Она окончательно оформилась в эпоху Нового времени, когда религиозное миросозерцание сменилось светским «юридическим мировоззрением», выразившемся на Западе в естественно-правовых теориях XVII – XVIII вв., либерализме XVIII – XIX вв. и позитивизме XIX в.

Наконец, наиболее актуальная в современную эпоху – социальная парадигма – зародилась в Древней Греции и объединяет ряд концепций, объясняющих природу и содержание политики, государства и его установлений внешними по отношению к ним социальными факторами (социальными интересами, ценностями, экономикой, культурой, идеологией и т.д.). В рамках данной парадигмы особое место занимают политическая интерпретация Н. Макиавелли (политика, государство и право имеют собственную логику развития, которая обусловлена внутренними причинами, свойствами, элементами), марксистская концепция государства и права (главную роль в политике играют отношения собственности), культурологическая концепция политики М. Вебера (политическое как таковое обусловлено закрепленной в религии доминирующей системой ценностей), а также современные конфликтологические и консенсуальные теории государства и права.


^ Методология ИПУ как науки


Метод в данном случае – совокупность логических приемов и средств, позволяющих выявить содержание теоретических знаний о политических явлениях как в рамках ИПУ, так и ИПУЗ.

Основными исследовательскими принципами в этой связи будут являться принцип объективности, подразумевающий дистанцированность от субъективного восприятия фактов и идей и опору на строго научную базу при их анализе, а также вытекающий из данной позиции принцип историзма, который подразумевает изучение политических концепций, исходя из рассмотрения их истоков, выявления периодов, которые они прошли в своем развитии, а также последствий практической реализации той или иной политической программы.

Применительно к методам здесь следует, во-первых, выделить общелогические методы, которые организуют познавательный процесс, определяют выбор приемов мыслительной деятельности: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического анализа, моделирование и т.д.

Во-вторых, необходимо остановиться на общих для гуманитарных дисциплин методах и подходах, непосредственно направленных на исследуемый объект и имеющих к нему особый подход либо специфически его интерпретирующих:

исторический метод, который подразумевает изучение политической концепции, опираясь на синхронность (исследование идей в контексте событий), диахронность (создание периодизации) и конкретизируется в выявлении:

- места и значения данной концепции в системе политических знаний эпохи;

- социальных факторов, обусловивших ее появление;

- соотношения ее положений с идеологией классов и групп;

- логики в развитии политических представлений и выявления их связи с практической политикой прошлого и современности;

социологический метод – подразумевает обусловленность появления политических концепций социальной и экономической структурами общества;

антропологический подход – возникновение политических концепций связывается с родовыми чертами человека, что позволяет учитывать иррациональные мотивы его поведения;

нормативно-ценностный подход – имеет место рассмотрение политических явлений через призму их соответствия идеалу («золотому веку», общему благу, свободе индивида, справедливости и т.д.).

Кроме того, в рамках ИПУ могут использоваться также системный, институциональный, структурно-функциональный и иные подходы.


^ Функции ИПУ


Функции в данном случае – это постоянно выполняемые ИПУ (ИПУЗ) задачи, среди которых выделяются:

- гносеологическая (познавательная) функция;

- аксиологическая (оценочная) функция;

- мотивационно-регулятивная функция;

- функция рационализации политических отношений;

- функция политической социализации.


^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ЗАПАДА»


Разделы дисциплины и виды занятий (дневное отделение)

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

^ ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ЗАПАДА»

1

Введение в курс «История политических учений Запада»

2

2







Итого:

2

2




^ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОСТИ

2

Политико-правовые учения Древней Греции

8

4




3

Политико-правовые учения Древнего Рима

4

4







Итого:

12

8




^ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

4

Христианские политические доктрины

4

4




5

Политико-правовые учения Возрождения

8

4




6

Политико-правовые учения Реформации

4

4







Итого:

16

12




^ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

7

Политические учения эпохи ранних буржуазных революций (Голландия, Англия)

8

4




8

Политические учения эпохи Просвещения

8

4




9

Политические учения США в период борьбы за независимость

4

2




10

Политические идеи западноевропейских утопистов

4

4




11

Политические учения Германии конца XVIII–первой половины XIX вв.

6

4




12

Либеральная политическая мысль Англии и Франции конца XVIII–первой половины XIX вв.

6

4




13

Консервативное направление западноевропейской политической мысли

2

2




14

Политические учения Германии второй половины XIX в.

4

2




15

Западноевропейский социализм XIX в.

2

2




16

Политические учения Англии, Франции, США второй половины XIX в.

4

2







Итого:

48

30




^ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ХХ В.

17

Западноевропейские политико-культурологические концепции

4

2




18

Неомакиавеллистские теории политических элит

2

2




19

Политико-правовые концепции западноевропейской социал-демократии

6

4




20

Франкфуртская школа

4

2




21

Западноевропейские тоталитарные политические доктрины

2

2




22

Критика политической теории и практики тоталитаризма

2

2




23

Новейшие западные политические течения: неолиберализм, неоконсерватизм, постмодернизм

4

2







Итого:

24

16







Итого по курсу:

102

68






^ Разделы дисциплины и виды занятий (заочное отделение)

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

1

^ ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ЗАПАДА»




Тема 1. Введение в курс «История политических учений Запада»

2







Итого:

2







2

^ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОСТИ




Тема 2. Политико-правовые учения Древней Греции

Тема 3. Политико-правовые учения Древнего Рима

4







Итого:

4







3

^ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ




Тема 4. Христианские политические доктрины

Тема 5. Политико-правовые учения Возрождения

Тема 6. Политико-правовые учения Реформации

4







Итого:

4







4

^ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ




Тема 7. Политические учения эпохи ранних буржуазных революций (Голландия, Англия)

Тема 8. Политические учения эпохи Просвещения

Тема 9. Политические учения США в период борьбы за независимость

Тема 10. Политические идеи западноевропейских утопистов

Тема 11. Политические учения Германии конца XVIII–первой половины XIX вв.

Тема 12. Либеральная политическая мысль Англии и Франции конца XVIII–первой половины XIX вв.

Тема 13. Консервативное направление западноевропейской политической мысли

Тема 14. Политические учения Германии второй половины XIX в.

Тема 15. Западноевропейский социализм XIX в.

Тема 16. Политические учения Англии, Франции, США второй половины XIX в.

12







Итого:

12







5

^ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ХХ В.




Тема 17. Западноевропейские политико-культурологические концепции

Тема 18. Неомакиавеллистские теории политических элит

Тема 19. Политико-правовые концепции западноевропейской социал-демократии

Тема 20. Франкфуртская школа

Тема 21. Западноевропейские тоталитарные политические доктрины

Тема 22. Критика политической теории и практики тоталитаризма

Тема 23. Новейшие западные политические течения:

неолиберализм, неоконсерватизм, постмодернизм

8







Итого:

8










Итого по курсу:

30








^ Содержание разделов дисциплины


Раздел 1. Введение в курс «История политических учений Запада»


Тема 1. Введение в курс «История политических учений Запада»

Объект и предмет истории политических учений Запада (ИПУЗ), структура политического учения. Этапы развития ИПУЗ и эволюция форм знания. Основные парадигмы в рамках ИПУЗ. Методология истории политических учений как науки. Функции истории политических учений.


Вопросы для подготовки к семинарскому занятию

  1. Предмет, задачи и периодизация курса «История политических учений Запада».

  2. Основные парадигмы в рамках ИПУЗ.

  3. Методологические проблемы ИПУЗ.

  4. Функции ИПУЗ.


Источники и литература для подготовки к семинарскому занятию

Источники:

  1. Хрестоматия по истории политико-правовых учений. – М., 2007.

  2. Антология мировой политической мысли. В 5 т. / Рук. проекта Г. Ю.Семигин. – М., 1997.

  3. Демократия и ХХ век: хрестоматия / Науч. ред. В.Г. Кузьминов. – Н. Новгород, 1997.

Литература:

  1. История политических учений: учебник для вузов; под общ. ред. О.В.Мартышина. – М., 2002.

  2. Мухаев Р.Т. История политических учений и правовых учений: учебник для вузов. – М., 2004.

  3. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник. – М., 2009.

  4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 тт. – СПб., 1996.

  5. Чанышев А.А. История политических учений: учебник. – М., 2005.

  6. Чичерин Б. Н. Политические мыслители. От Древнего мира до эпохи Возрождения. – СПб., 2010.

  7. Шапиро И. Моральные основания политики. – М., 2010.


Темы эссе по разделу 1

  1. Актуальность изучения истории политических учений Запада в современную эпоху.

  2. Этапы развития истории политических учений Запада и эволюция форм знания.

  3. Особенности духовного мира западного человека в различные исторические периоды.






страница1/4
Дата конвертации24.10.2013
Размер0,77 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы