Этическое образование в современной школе icon

Этическое образование в современной школе



Смотрите также:
  1   2   3   4
О.Ф. Левичев, С.Г. Чухин

ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Учебно-методическое пособие для учителя


Министерство образования и науки Российской Федерации Омский государственный педагогический университет

О.Ф. Левичев, СТ. Чухин

ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Учебно-методическое пособие для учителя

Омск 2004


ББК 87.717 Печатается по решению

Л 372 редакционно-издательского совета

Омского государственного

педагогического университета

Л 372 ^ Левичев О.Ф., Чухин С.Г. Этическое образование в со-

временной школе: Учебно-методическое пособие для учителя. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. 104 с.

ISBN 5-8268-0821-7

Настоящее пособие может быть использовано при изуче­нии не только курса общей педагогики, но и других педагогиче­ских дисциплин, а также при разработке спецкурсов по пробле­матике процесса нравственного воспитания школьников.

ISBN 5-8268-0821-7

© Омский государственный педагогический университет, 2004


ВВЕДЕНИЕ

В данном учебно-методическом пособии раскрыта проблемати­ка нравственного воспитания школьников. Мы полагаем, что основной целью нравственного воспитания должна стать помощь растущему человеку в обретении Смысла своей жизни, так как именно фактор отсутствия Смысла жизни (нравственного идеала) у человека лежит в основе таких социальных "болезней" молодежи, как наркомания, пре­ступность, распространение венерических заболеваний, самоубийств.

Базовое содержание учебного пособия ориентирует будущих и настоящих педагогов на вопросы становления нравственных идеалов, осознание и осуществление нравственной цели, на выбор своей нрав­ственной позиции в жизни. Именно человек, имеющий свой нравст­венный идеал, отстаивающий его всей своей жизненной позицией способен противостоять негативному влиянию среды, и не только про­тивостоять, но и активно преобразовывать ее в нравственно-позитивном направлении.

В учебном пособии используется подход к теории этического образования с позиций гуманистической этики, в частности нравст­венной философии экзистенциализма; дифференцированно-проектив­ного подхода к процессу актуализации нравственных идеалов школьников.

Ни для кого не секрет, что многие старшеклассники, которые уже завтра будут самостоятельными членами общества и от чьей эти­ческой образованности будет зависеть и нравственный уровень нации, пренебрегают этическим образованием, не стремятся к приобретению устойчивых нравственных принципов.

Происходит это потому, что ошибочные представления о про­стоте и легкости освоения этического материала на теоретическом уровне вызывают неадекватное отношение к нравственности вообще.

В создавшейся ситуации педагогика нуждается в такой методи­ке развития нравственной личности, которая могла бы вызывать не­поддельный интерес учащихся к основам нравственности и морали, которая актуализировала бы их соответствующие потребности, чувст­ва, эмоции, мысли. Данное учебное пособие представляет одну из по­пыток педагогической помощи молодому человеку в процессе смысложизненного самоопределения.

Целью нашей работы является создание необходимых предпо­сылок для самостоятельного нравственного развития человека Данная цель соответствует стратегической цели этического образования через осознание своего Смысла жизни, своего нравственного идеала, через приобретение опыта нравственной деятельности найти путь к самооп­ределению и наиболее полной самореализации и осознанно осущест­вить нравственный выбор в жизни, нацеленный на этическое преобра­зование общества. Данная цель может быть реализована через решение следующих задач:

- осознание потребности в выборе своей нравственной цели в жизни;

- проектирование человеком актуализации своего нравствен­ного идеала;

- овладение опытом нравственной деятельности, необходимом для достижения человеком своего нравственного идеала;

- выработка (тренировка) волевых качеств, необходимых для достижения своего нравственного идеала

Пособие имеет ряд особенностей Учебный материал отражает различные подходы, суждения, определения, он отобран на основе сравнительного анализа

Каждая тема - основная структурная единица пособия - завер­шается комплексом вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов. Многие из них носят творческий характер. Ряд заданий ориентирован на тот опыт, который студент приобрел в процессе педа­гогической практики.

Перечень основных понятий позволяет более глубоко понять изучаемый теоретический материал и в случае затруднения еще раз обратиться к нему. Предлагаемые темы рефератов, курсовых работ, списки литературы помогут студенту выбрать заинтересовавшие его вопросы, сориентироваться в поиске информации.

Для практической ориентации студентов в пособии предлагает­ся программа "Основы этики человека" для 10-11 классов, которая представлена в главе 4.


ГЛАВА 1.

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Конечная цель морали должна заключаться в том,

чтобы дать наибольшую возможность осуществить идеалы

Ж. Гюйо

^ 1. ЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА МОРАЛИ И ВАРИАНТЫ ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Важное значение для обоснования этической позиции учителя -исследователя имеет характеристика кризиса современной морали и обусловленного им феномена этического отчуждения человека Со­временный кризис морали "в основе своей есть кризис современного поступка. Образовалась бездна между мотивом поступка и его продук­том. Но вследствие этого завял и продукт, оторванный от онтологиче­ских корней" [10. С. 4]. Иначе говоря, кризис современного поступка выражается в том, что наша этическая рефлексия часто замыкается в области нашего сознания и не может перейти в конкретное нравствен­ное действие, нравственный поступок. И наоборот, наши поступки оторваны от нашего внутреннего мира, часто мы поступаем против собственной совести. Можно выделить три основные причины совре­менного кризиса морали или кризиса нравственного поступка:

^ Таблица I Причины современного кризиса морали

причины

Содержание причины

№1

Длительное время в отечественной этической науке преобладало представление о морали как форме глав­ным образом человеческого сознания. Деятельностному компоненту отводилось второстепенное значение.

№2

Как на уровне этической теории, так и на уровне обы­денного сознания преобладает мнение о содержатель­ном тождестве понятий мораль и нравственность: "нрав­ственность была сведена к морали социума" .

№3

Поглощение сферы морали идеологией Игнорирование нравственности, нравственной деятельности привело к одностороннему пониманию этической реальности, а именно как сугубо моральной. Мораль же, согласно диалектической противоположности нравственности, делает акцент на общественном, групповом, полезном.

Следствием современного кризиса морали (кризиса нравствен­ного поступка) в нашей стране стало этическое отчуждение человека В словаре по этике дается следующее определение термина "отчужде­ние": "философская категория: означает превращение результатов и продуктов деятельности в нечто, не зависящее от человека и господ­ствующее над ним; извращение характера человеческой деятельности так, что она лишается творческого содержания, а сам человек деперсонифицируется, поскольку общественные отношения людей приобре­тают форму отношений вещей". В специфически этическом плане от­чуждение понимается нами как процесс, лишающий человека его экзи­стенциальной сущности: деятельного, свободного, творческого, ответ­ственного субъекта. Этическое отчуждение "подменяет" внутреннюю природу нравственной деятельности, отношений, сознания человека внешней моральной деятельностью, отношениями, сознанием. Это приводит к тому, что человек перестает считать свой нравственный идеал, высшие нравственные ценности, ответственность за свои по­ступки, даже собственную совесть своим индивидуальным достоянием и подчиняет их внешней, не зависящей от него необходимости: обще­ству, господствующей политической идеологии, религиозному культу и так далее. Это и есть отчуждение человека от того, что может быть творимо и определяемо только им самим

Результатом этого отчуждения является человек моральный, но безнравственный. "Человек, всегда руководствующийся только мораль­ными нормами, хорошо адаптирован к социуму. Но такая адаптация приобретается дорогой ценой: полной или частичной потерей способно­сти к личностному общению, рефлексии; человек оказывается в жесткой зависимости от обстоятельств, внешних факторов, что закрывает для самого человека возможность превращения в личность нравственную, способную поступать по своей воле" [10. С.4]. Такой отчужденный че­ловек привык, что за него этическую ответственность несет морально-идеологическая система, а не он сам. Это позиция "ребенка", который без своего "родителя" не знает, как себя правильно вести.

Итак, процесс этического отчуждения бросает человеку вызов, ставит его в ситуацию нравственного выбора, которая предполагает только два пути: либо подчиниться, стать комформным, обезличен­ным, отчужденным от своей экзистенциальной сущности: деятельного, свободного, творческого, ответственного субъекта; либо искать под­линную этическую реальность. В истории этической мысли было и есть много направлений, стремящихся обрести эту подлинную этиче­скую реальность. Человек в экзистенциализме понимается как Абсо­лют: "нравственность отнюдь не является детерминантом человека извне, космической или метафизической обусловленностью или зада­нием его действия. Она, напротив, представляется способом самовы­ражения уникально-личностного, неповторимо-уникального в челове­ке" [19. С.83]. Согласно позиции экзистенциализма, "смысл нравст­венности (Сартр) ...состоит не в том, чтобы "быть", стать чем-то, а в том, чтобы "делать", что-то предпринимать и совершать". Это нравст­венное самоопределение человека, согласно позиции экзистенциализ­ма, проявляется в пограничных ситуациях или ситуациях нравственно­го выбора. Наиболее ярко в художественном плане концепция погра­ничных ситуаций отражена в творчестве А. Камю и Э.М. Ремарка. Иначе говоря, приближение человека к подлинной этической реально­сти, преодоление его этического отчуждения должно произойти вслед­ствие реализации его экзистенциальной сущности (деятельного, сво­бодного, творческого и ответственного субъекта) в нравственном по­ступке, нравственной деятельности. "Базовым компонентом нравст­венной деятельности, ее основной клеточкой является нравственный поступок, добродеяние, рассматриваемое с точки зрения единства мо­тива и последствий, намерений и дел, целей и средств" [10]. Таким образом, преодоление кризиса морали должно происходить через единство нравственной деятельности, отношений и сознания человека Тогда человек будет представлять себя свободным творцом, деятелем этической реальности, не зависящим от социальной конъюнктуры. Такой нравственно целостный человек не может быть отчужден от ответственности за свои поступки "Мера личной свободы есть мера личной ответственности. Только тогда человек несет бремя ответст­венности перед самим собой, своей совестью и перед людьми" [10].


^ 2. ПОНЯТИЯ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ (ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ).

Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством

красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете.

Ф.М. Достоевский

Основополагающим для этической позиции является методоло­гическое положение о диалектическом единстве и различии понятий "мораль" и "нравственность". Термин "нравственность" диалектически противопоставляется нами термину "мораль". Хотя данные понятия в языковом смысле имеют общее происхождение, но содержание их раз-

лично. Можно обозначить три основные позиции в этике относительно проблемы единства и различия понятий "мораль" и "нравственность":

Таблица 2

Позиции в этике относительно проблемы единства и различия понятий "мораль" и "нравственность"

позиции

Содержание позиции

№ 1

Традиционная позиция отечественной этики, согласно которой понятия "мораль" и "нравственность" полно­стью отождествляются, так как обладают (с точки зре­ния данного подхода) примерно одинаковым объемом и содержанием. Нравственность рассматривается как си­ноним морали. Данной позиции придерживается боль­шинство отечественных этиков, среди них можно выде­лить таких, как Л.М. Архангельский, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, Л.А. Попов, М.Н. Росенко.

№2

Позиция, согласно которой мораль - это форма созна­ния, где этика обретает свое мировоззренческое, духов­ное, теоретическое определение, а нравственность, по­нимается как практическая этика, то есть деятельность, направленная на практическую реализацию моральных норм. Различие понятий "мораль" и "нравственность" носит здесь чисто функциональный характер. Среди представителей данной позиции можно выделить Г.В.Ф. Гегеля.

№3

Точка зрения, согласно которой понятия "мораль" и "нравственность" рассматриваются в их диалектическом единстве и различии. Данная позиция, подчеркивая диа­лектическое единство морали и нравственности, рас­сматривает их как две разные области этической дея­тельности, отношений и сознания, как сочетание общего и особенного в этическом мире человека Среди пред­ставителей этой позиции можно обозначить таких уче­ных как М.Н. Аплетаев, B.C. Библер, Г.А. Брандт, Е.Л. Иголь, A.M. Лобок, А.А. Радугин, Г.П. Синицына. Наше исследование стоит на позициях данной точки зрения.

Мораль и нравственность представляют собой две разные сферы (области) этической реальности, находящиеся в диалектической связи Источником моральных норм и требований являются надъиндивидуальные образования: общественное мнение, социальные институты, обычаи и нравы, традиции. Нравственная позиция человека возникает также под влиянием общества, но через индивидуальный выбор цен­ностей. Источник нравственности - это нравственные поступки чело­века, это "совесть (коренное средоточие, сердцевина, неделимое ядро древа нравственности)".

Структура морали подразделяется на коллективную деятель­ность, субъектом которой выступает личность; общественные отноше­ния, которые развиваются в этой деятельности; общественное созна­ние, которое отражает эти отношения. Структура нравственности включает в себя три компонента: нравственную деятельность, нравст­венные отношения и нравственное сознание. Базовым компонентом нравственной деятельности является нравственный поступок. Мораль связана с внешней целесообразностью деятельности человека, направ­ленной на сохранение данного социума Требования морали представ­ляют собой "относительно жесткую систему норм поведения людей в обществе" [8]. Нравственность же предполагает "внутреннюю кодифи­кацию" взаимоотношений личности с обществом. Нравственность, в отличие от морали, "система более широкая и гибкая, где выбор линии поведения - следствие индивидуального духовного поиска" [8].

Основные функции морали заключаются, во-первых, в согласо­вании личного и общественного интересов, во-вторых, мораль высту­пает в качестве гаранта сохранения общественных отношений и дос­тоинства каждого, являющегося субъектом данных отношений Ос­новная функция нравственности - это саморегуляция этического пове­дения человека. Нравственность служит гарантом сохранения экзи­стенциальной сущности человека то есть его деятельностной активно­сти, свободы выбора, творчества, субъектности, ответственности.

В морали отношения личности и общества предстают как диа­лектические, то есть и общество, и личность, находясь в тесном взаи­модействии, оказывают влияние друг на друга и могут изменять друг друга. Но ввиду того, что в морали основными являются обществен­ные деятельность, отношения, сознание, то человек далеко не всегда рассматривается в морали как абсолютная ценность. В нравственности же человек не может быть средством. Он всегда - цель. В нравствен­ности человек является для самого себя обосновываемой и творимой действительностью, то есть абсолютной ценностью.

Основное содержание понятий "мораль" и "нравственность", со­гласно позиции нашего исследования, предстает следующим образом. В современном понимании мораль - это социальная форма (сфера) суще­ствования принятых в социуме императивов, норм и требований, осно-

9ванных на силе общественного мнения, предъявляемых каждому чело­веку, регулирующих его поведение и систему отношений в социуме как условие их взаимосвязанного функционирования и развития

Освоение человеком моральных норм представляет собой необ­ходимый этап его адаптации в социуме как условия нравственной сво­боды человека, творца морали, субъекта морального нормотворчества

Нравственность - это деятельность и отношения людей, постро­енные по законам самой человеческой жизни В отличие от норматив­ных, условных и искусственно установленных правил поведения, ре­гулирующих отношения между людьми, существуют принципы под­линной нравственности, которые вырастают из задач обеспечения жизнеспособности человека и усиливают эту жизнеспособность Нрав­ственная жизнь заключается не в поведении, подчиненном определен­ным внешним правилам, где человек несвободен, а находится лишь на поводу событий и обстоятельств. Нравственная жизнь там, где человек сам творит обстоятельства. А это он может делать, лишь совершая по­ступки. Поступки - это малый подвиг, обеспечивающий определенную поступательность нравственной жизни. Личность растет поступками.

Человек, который существует только в одной из сфер этической реальности, морали или нравственности, не может отвечать своей экзи­стенциальной сущности, то есть быть деятельным, свободным, творче­ским, ответственным субъектом. Человек только моральный хорошо адаптирован к обществу, но способен лишь усваивать, приобретать мо­ральные ценности в готовом виде, а не творить их самостоятельно. Как следствие, такой человек становится конформистом. Человек, раскры­вающий себя только в нравственности, радикально противопоставляю­щий себя общественной морали, теряет свою способность к ценностно­му творчеству, так как чтобы творить более совершенную реальность, надо сначала жить в существующей общественной жизни и понимать в чем ее несовершенство. Поэтому в реальной жизнедеятельности мораль и нравственность должны быть полноценно представлены в своем едиа-стве в деятельности, отношениях и сознании человека

И все-таки нравственные поступки как цель и идеал должны жить в его духовном мире как образец, как критерий оценки самого себя и своего практического действия: они составляют свободное, не­ограниченное пространство нравственного развития человека, являют­ся источником обновления моральных норм и предписаний социума Нравственный поступок интегрирует в себе сущностные черты морали и нравственности. Он отвергает социально-групповое в пользу обще­человеческого и тем самым делает моральную деятельность, отноше­ния и сознание более этически совершенными Ситуация внутреннего конфликта между моралью и нравственностью не всегда предполагает противостояние между ними, так как если моральные ценности совпа­дают с нравственными принципами человека, то происходит их слия­ние, интериоризация во внутреннем мире человека Нравственный по­ступок, нравственная деятельность характеризуют человека как твор­ца, субъекта преобразования общественной реальности, а также как ответственного за свою нравственно-моральную деятельность, отно­шения и сознание.


3. ^ ФЕНОМЕН НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА ЧЕЛОВЕКА

Идеал состоит в реализации

своего собственного "Я".

Д.Мур

Теперь целесообразно перейти к раскрытию сущности понятия "нравственный идеал человека". В современном психолого-педагоги­ческом словаре дается следующее толкование понятия "идеал": "(греч. idea - идея, первообраз) образ совершенства наиболее ценного и вели­чественного в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравст­венное и абсолютное основание морального долга критерий разделения добра и зла. Содержание идеала часто складывается как альтернатива действительности, как внутренний протест против устоявшегося поряд­ка вещей.

Основные точки зрения в понимании феномена нравственного идеала человека можно выразить и классифицировать следующим об­разом. Основным критерием, определяющим наличие разных подхо­дов к рассмотрению нравственного идеала является степень отноше­ния (приближения) его к действительности. Можно выделить следую­щие основные подходы в этике к решению проблемы отношения нрав­ственного идеала к действительности.

Одним из них является подход И. Канта, который осуществил попытку раскрыть структуру идеала и его место в деятельности, отно­шениях и сознании человека. По Канту, идеалом может быть только человек, разумно утверждающий свои цели и, таким образом, созна­тельно стремящийся к совершенству. Идеал принципиально недости­жим в действительности. Он представляет собой регулятивную идею и указывает скорее направление цели, чем саму цель, и поэтому руково­дит человеком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата. Только в искусстве идеал может быть представлен в виде образа - в форме прекрасного, а значит, жизнь идеала допускает­ся только в искусстве.

В марксистской философии рассмотрение соотношения идеала и действительности происходит с позиции диалектики сущего и долж­ного. Понятие должного шире идеала, а идеал воплощает в себе не все, а лишь определенные грани должного. "Идеал - желаемое будущее, оцениваемое как высшая, более совершенная, с точки зрения достиг­нутого, ступень развития, высшая цель человеческого бытия. ...В нрав­ственном идеале... мы находим... общее представление о совершенном обществе, об образе человеческой личности, ее назначении, цели и месте в жизни... Нравственные идеалы всегда стоят несколько выше достигнутого, совершеннее его, иначе они не были бы высшим образ­цом, своеобразным эталоном для многих реально живущих в обществе людей" [18].

Согласно позиции экзистенциализма, у каждого человека свой нравственный идеал, и он непосредственно соотносится с реально­стью. Чем является нравственный идеал человека по отношению к действительности, субъектом или объектом, определяется в "погра­ничной ситуации", или акте "кризисного прозрения", в которых чело­век должен сделать нравственный выбор, "с кем он": со своим нравст­венным идеалом, или с несовершенной действительностью.

Целесообразным является синтезированное представление о нравственном идеале человека Содержательный аспект нравственного идеала человека лучше всего отражает позиция И. Канта. Исходя из этого общие черты содержательного аспекта нравственного идеала человека определяются нами следующим образом:

- нравственный идеал человека имеет идеальную, духовную сущность;

- основные формулировки категорического императива со­ставляют главное содержание нравственного идеала человека;

- в содержании нравственного идеала человека представлены такие неотъемлемые его характеристики, как абсолютность, универ­сальность, совершенство;

- содержание нравственного идеала человека имеет опреде­ленную автономию к изменчивому влиянию исторической действи­тельности и окружающей социальной среды;

- содержание нравственного идеала человека наделено свой­ством императивности по отношению к действительности.

Возникновение, развитие, формы воплощения нравственного идеала человека в действительности более полноценно раскрываются в позиции марксистской философии. Исходя из этой позиции можно обозначить следующие черты нравственного идеала человека приме­нительно к обозначенному нами аспекту:

- рассмотрение нравственного идеала как явления, находяще­гося в процессе постоянного динамического становления и развития Смена одной конкретизации нравственного идеала человека другой осуществляется по мере воплощения нравственного идеала человеком в действительности;

- рассмотрение соотношения идеала и действительности с по­зиций диалектики сущего и должного, обуславливающей необходи­мость и возможность воплощения нравственного идеала человека в действительности;

- рассмотрение нравственного идеала человека как продукта чисто человеческой деятельности, отношений и сознания. Нравствен­ный идеал не может существовать в отрыве от нравственных потреб­ностей человека;

- характеристика окружающей социальной среды как фактора, оказывающего большое воздействие (положительное или отрицатель­ное) на актуализацию человеком своего нравственного идеала

Определение субъекта-носителя нравственного идеала человека более верно, на наш взгляд, представлено в позиции ситуативной эти­ки и экзистенциализма. Итак, субъект - носитель нравственного идеа­ла, раскрывается посредством следующих его определений:

- носителем нравственного идеала является человек как дея­тельный, свободный, ответственный субъект, творец своего нравст­венного поведения через избранный им нравственный идеал;

- подчеркивается приоритет конкретного человека (индивиду­альности) перед всевозможными формами внеиндивидуальной дея­тельности, отношений и сознания (религией, обществом, социальным классом, политической идеологией, группой, авторитетом и так далее);

- именно человек, его неповторимый индивидуальный мир, объявляется подлинной этической реальностью (нравственностью, находящейся в диалектической противоположности морали), в кото­ром только и возможно воплощение и существование нравственного идеала.

Таким образом, нравственный идеал человека - это универсаль­ный, абсолютный, целостный эталон этически совершенного человека, центром содержания которого является понимание человека как цели и никогда как средства. Содержание нравственного идеала человека не только автономно, но и императивно по отношению к действительно­сти. Нравственный идеал человека служит абсолютной ценностью,

13целью, образцом, стандартом для определения Смысла жизни и на­правления нравственного самосовершенствования человека Только человек может быть носителем нравственного идеала в силу своих неотъемлемых экзистенциальных характеристик деятельности, свобо­ды, творчества, субъектности, ответственности; является творцом дан­ного идеала, который может возникнуть, существовать и воплощаться только в подлинной этической реальности - нравственности в процес­се своего непрерывного нравственного роста (становления). Конкрети­зации нравственного идеала человека постоянно совершенствуются в ходе исторического развития человечества, вбирают в себя наиболее ценные особенности индивидуального и общественного менталитета (своего народа).

^ 4. КОМПЛЕКСНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Нравственность это разум воли.

Г. Гегель

Структура актуализации человеком своего нравственного идеа­ла содержит три основных компонента

Практико-деятельностный компонент. Это определяющий компонент процесса развития целостного нравственного человека стремящегося в своей жизни к достижению выстроенного им образа нравственного идеала. Только на основании успешности данного этапа самосовершенствования человека можно говорить о его нравственном самостановлении. Главный показатель преобразования нравственных убеждений в деятельность здесь не просто отдельно взятый нравствен­ный поступок, а повседневное совершение данным человеком нравст­венных поступков в процессе своей жизнедеятельности.

Эмоционально-волевой компонент. Это переходный (проме­жуточный) этап от усвоения представлений о нравственном идеале человека на познавательно-ценностном уровне, полученных в резуль­тате опыта нравственной деятельности, к их практической реализации в повседневной жизнедеятельности. Без позитивного эмоционального восприятия нравственных ценностей и волевого устремления на их реализацию в практической деятельности невозможно образование нравственного человека. Необходимо, чтобы человек самостоятельно пришел к осознанию индивидуапьной потребности в нравственном образе жизни, определил свое отношение к нему.

Познавательно-ценностный компонент. Данный компонент включает в себя представление о Смысле жизни, индивидуальном сча­стье, высшие нравственные ценности, которыми руководствуется че­ловек в своей жизнедеятельности. Согласно данным представлениям человеком проектируется программа воплощения своего нравственно­го идеала в процессе своей жизнедеятельности.

Согласно избранной нашим исследованием логике представле­ния материала, следующий этап заключается в анализе функций фено­мена нравственного идеала человека Основополагающая функция нравственного идеала заключается в том, что он позволяет определить человеку свои действия и отношение к другим людям, понять смысл своего и общечеловеческого существования Основываясь на анализе изученной этико-философской литературы, мы считаем нужным выде­лить следующие функции нравственного идеала человека

Регулятивная функция регламентирует содержание деятельности и отношений человека с другими людьми на основе избранного им нрав­ственного идеала Именно нравственный идеал человека представляет наиболее важные, глубинные ориентиры, является центром всего духов­ного и материального мира человека и оказывает главенствующее воздей­ствие на его деятельность и отношение к действительности

Образовательная (проекционная) функция осуществляет проектирование актуализации нравственного идеала человека Эта функция может быть реализована только через целостную систему этического образования, главным направлением которого является развитие человека в процессе его нравственной деятельности. Нравст­венность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько образовывает саму способность действовать согласно свободно из­бранным идеальным нормам и "высшим" ценностям. При наличии та­кой способности к самоопределению человек может не только вырабо­тать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, то есть самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, кото­рые мы находим у нравственно образованного человека, вытекают из фундаментальной его способности поступать как должно исходя из представления о своем нравственном идеале.

Оценочная функция играет важную роль в нравственном са­мосовершенствовании человека В нравственном идеале человека су­щее сопоставляется с должным. Оценочная функция нравственного идеала человека носит универсальный характер и распространяется на все действия человека. Главным субъектом оценочной функции нравственного идеала выступает совесть человека Совесть - это "есть са­мооценка личностью своих помыслов, чувств, поступков через призму высших нравственных ценностей" [14].

Познавательная (отражательная) функция позволяет созда­вать и реализовывать позитивный духовный потенциал человека в процессе его нравственной деятельности, общения с другими людьми, теснейшим образом взаимосвязана с оценочной функцией нравствен­ного идеала человека. Когда человек оценивает поступки других лю­дей или свои собственные, он получает представление о внутреннем мире как своем собственном, так и других людей. Как следствие этого представления, он может сопоставлять и должным образом подвергать оценке свой нравственный идеал и нравственные идеалы других лю­дей, отражаемые в его и их деятельности и отношениях

Мировоззренческая функция определяет нравственный идеал как призванный дать ответ на смысложизненные вопросы человека А для этого важно выявить место человека в мире. В нравственном идеа­ле человека мировоззрение формируется через призму специфических понятий: мир рассматривается добрым или злым, упорядоченным или хаотичным и т.д. Через мировоззренческую функцию нравственного идеала обеспечивается становление человека с твердыми нравствен­ными установками и убеждениями.

Ценностно-ориентирующая функция выражается в том, что нравственный идеал человека содержит жизненно важные для челове­ка ориентиры. Это представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого, гуманного. Таким образом, задача нравственного идеала человека - придавать повседневности нашего бытия высший смысл, создавая его идеальную перспективу.

Гуманизирующая функция нравственного идеала человека "приподымает" нас над собственной сегодняшней ограниченностью, создает ориентир человечности. Всякое частное предписание ("для детей", "для женщин", "для белых") отступает перед общеобязательно­стью нравственного долга, налагаемого на человека избранным им нравственным идеалом. Так, нравственный идеал как бы возвращает человеку его целостность, такова его гуманистическая роль.

В заключение следует заметить, что выделение определенных функций нравственного идеала человека является условным посколь­ку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом Именно в цело­стности функционирования и развития нравственного идеала проявля­ется своеобразие его воздействия на бытие человека

Нравственный идеал человека как обобщенный образ высшего и совершенного в нравственной деятельности, отношениях и сознании не подлежит конкретизации в рамках самого этого понятия. В качестве универсального критерия оценки нравственного идеала человека вы­ступает "степень реализации человеком своего нравственного идеала в поступках", а показатели данного критерия следующие:

- определение человека как высшей цели и ценности в отно­шениях между людьми. Данный критерий отражает одну из трактовок категорического императива И. Канта: "человек не может в принципе рассматриваться как инструмент для социальной деятельности, но сам есть целый мир со своими целями, которые не менее ценны, чем все остальные";

- наличие свободно избранного нравственного идеала челове­ка как цели нравственной деятельности на основе активной жизненной позиции (позиции субъекта);

- избирательность к средствам достижения нравственного идеала человека и конкретность в обстоятельствах его практического воплощения;

- обязательность оценки окружающей действительности с по­зиций дихотомии добра и зла, способность видеть границу между ни­ми в повседневной жизнедеятельности;

- необходимость сопротивления злу исходя из требований из­бранного нравственного идеала и жизненных принципов, а не по при­нуждению;

- осознанность представления собственного нравственного идеала человека;

- истинность и ценностность представления нравственного идеала человека;

- реалистичность нравственного идеала человека, возмож­ность достижения. Иначе говоря, возможность конкретизации тех аб­солютных характеристик (ценностей), которые содержит абстрактно-теоретическая модель нравственного идеала человека;

- целостность (полнота) представления нравственного идеала человека. Определение его свойств, целей, путей и средств воплоще­ния в действительность;

- наличие нормативно-психологического (ценностно-эмоцио­нального) механизма регуляции отношений между людьми, который не­посредственно и связывает нравственный идеал человека с реальностью;

- в процессе достижения нравственного идеала человека, ру­ководствоваться бескорыстными мотивами нравственной деятельности по самосовершенствованию;

- господство разума над аффектами как факт наличия у чело­века сильной воли и способности к мобилизации нравственных сил для самосовершенствования и достижения своего нравственного идеала

^ Основные понятия

Этика, нравственность, мораль, моральные нормы, общество, человек, индивид, индивидуальность, личность, нравственная позиция человека, нравственный идеал, цель жизни, Смысл жизни.


Вопросы для самопроверки

1. Как можно определить предмет этики?

2. В чем единство и различие понятий мораль и нравствен­ность?

3. Каково соотношение нравственности человека и моральных норм общества?

4. Дайте характеристику "пограничной ситуации" на основе изучения произведений Э.М. Ремарка?

5. Сущность понятия "нравственный идеал"? ,

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте свой вариант сократовской беседы "Поиск смысла жизни".

2. Проведите тестирование методом недописанного тезиса "Нравственный идеал-это...".

3. Осуществите выборку норм общения в группах и их аргу­ментации.

4. Составьте ситуативные задачи по проблеме нравственного выбора.

5. Проведите с учащимися семинар на тему "Герои книг Э.М. Ремарка".

Возможные темы рефератов

1. Нравственный подвиг Сократа

2. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессио­нальном самоопределении.

3. Социальный статус личности и социальной группы.

4. Семья как хранитель нравственных ценностей.

5. Проблемы семьи, дружбы, добра и милосердия в современ­ной литературе.


Литература

1. Атетаев М.Н. Диалектика нравственности и морали как методологическая основа педагогических исследований // В поисках нравственного смысла образования школьникок Материалы област­ной конференции в 3-х частях. Часть 3 / Под ред. проф. М.Н. Аплетае-ва. - Омск: ОмГПУ, 2000. - С. 10-17,

2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гарда-рика, 1998.-472 с.

3. Зеленкова И.Л., Беляева КВ. Этика: Учебное пособие и практикум. - Минск: НТООО "Тетра - Системе", 1997 - 368 с.

4. Кондратов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1998.-512 с.

5. Кругляницо Т.Ф. Этика. - М.: Изд. центр A3, 1997. - 96 с.

6. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. - М.: Просвеще­ние, 1988.-304 с.

7. Попов Л.А. Этика: Курс лекций. - М.: Центр, 1998. - 160 с.

8. Росенко М.Н. Основы этических знаний. - СПб.: Лань, 1998.-256 с.

9. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. - М.: Политиздат, 1981.-430 с.

10. Синицына Г.П. Воспитание современного школьника Учебное пособие. - Омск: ОмГПУ, 2000. - 167 с.

11. Сухомлинский В.А. О воспитании. -М.: Политиздат, 1973.

12. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 335 с.

13. Чухин С.Г. Факторы, способствующие актуализации нрав­ственных идеалов старших школьников // Омский научный вестник. -2000.- №11.-С.36-39.






страница1/4
Дата конвертации24.10.2013
Размер1,42 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы