«Портрет в художественном произведении» icon

«Портрет в художественном произведении»



Смотрите также:
А что есть красота?...

Галерея женских образов

в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

( 10 класс. 2 часа)


Красоты и счастья нет там,

где нет добра, простоты и правды.

Л.Н.Толстой

Цель урока:

способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного анализа художественного образа на основе портретных зарисовок женских образов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», развитие критического мышления.

Задачи:

- активизировать литературоведческие знания по теме «Портрет в художественном произведении»,

- формировать умения учащихся отбирать нужный материал, сравнивать и сопоставлять на его основе образы разных литературных персонажей;

- содействовать дальнейшему совершенствованию навыков грамотной устной и письменной речи.




п\п

Этап урока,

приемы и методы

Действия учителя

Действия учеников

1.

Организационный

Проверяет присутствующих, готовность учащихся к уроку.





2.

Стадия вызова


Цель:

стимулировать познавательную деятельность учащихся, заставить задуматься над проблемой, активизировать имеющиеся знания по теме, мотивировать к дальнейшей работе.


Приёмы:

- беседа;

- дискуссия;

-создание проблемной ситуации.



Слово учителя

-На сегодняшнем уроке мы с вами продолжаем разговор о романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Мы уже знаем, что это произведение многопланово, многопроблемно, и о чем пойдет речь сегодня, вы, я думаю, догадаетесь сами, если сосредоточитесь и внимательно послушаете.


Сообщение темы и цели урока


Слово учителя

Да, тема нашего сегодняшнего урока «А что есть красота?.. Галерея женских образов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

(Записывает на доске тему урока и эпиграф).

Обсуждение выбора эпиграфа.


Организует дискуссию

(осмысление темы урока)

Прежде чем мы с вами окунёмся в размышления над образами героинь романа Толстого, давайте задумаемся.


Задает вопросы

- Кого и кто считает красивым? Почему?

- Почему люди ценят красоту?

- Почему многие люди считают, что в человеке главное - красота?

- Красив ли человек внутренне, если он красив внешне?

- Как вы понимаете встречающееся в «Дневнике» Л.Н.Толстого выражение «моральная красота»?

Подводит итоги дискуссии

-Видите, сколько точек зрения, сколько противоречивых мыслей. А всё дело в том, что вопрос, над которым мы с вами задумались сейчас, можно смело отнести к числу тех самых «ПРОКЛЯТЫХ» вопросов, над которыми думал сам писатель и заставлял размышлять героев своих книг, но, и, конечно же, нас, читателей.


- Наша задача сегодня на уроке – попробовать найти ответ на этот вопрос, проанализировав образы героинь романа; определить взгляд писателя на эту проблему и попробовать сформировать свой собственный.


-В названии темы урока есть слово «галерея». Что оно обозначает?

Создание проблемной ситуации

- Вы, верно, уже обратили внимание, что рядом с доской висят изображения, имитирующие рамки для портретов. Представьте, что вам придется в конце урока выполнять функции оформителей галереи портретов героинь романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Ваша задача будет состоять в том, чтобы разместить в эти рамки портреты героинь романа и аргументировать свою точку зрения, свой выбор с опорой на характеристику образа.





Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка».


Н. Заболоцкий

^ НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про нее,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.


Ни тени зависти, ни умысла худого

Еще не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты ее нехороши

И нечем ей прельстить воображенье, —

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?


Учащиеся под руководством учителя пробуют сформулировать тему урока.


Записывают тему в тетрадь.


Дают ответы на вопросы.

Участвуют в дискуссии.


Отвечают на вопросы учителя.



3.

^ Стадия осмысления

(исследовательский, поисковый этап)


Цель:

поддержать активность, интерес к поднятой проблеме; постепенное движение от «старого» знания к «новому».


Метод:

анализирующее-интепретирующий.


Приёмы:

- аналитическая беседа,

- микродиспут,

- проблемный вопрос,

- работа с текстом (групповая, индивидуальная),

- сравнение и сопоставление,

- работа с опорными таблицами,

- синквейн,

- ведение записей.

Актуализирует имеющиеся у учащихся знания о портрете как средстве характеристики образа литературного героя, расширяет круг этих знаний.

Организует групповую работу по характеристике образов героинь романа.

-Итак, обратимся же непосредственно к роману.


-Каких женщин мы видим на страницах романа?


- Если мы видим их, значит, они воспринимаются нами как живые, реальные. Благодаря чему писатель вообще может сделать так, что книжный образ становится зримым?


- Как мы можем судить о внешности героинь романа Толстого?


- Для того, чтобы вся эта информация стала для вас системной и наглядной, я приготовила таблицы («Анализ литературного образа»), которые помогут вам и в работе на уроке.

(См. приложение 1).


- Таким образом, мы с вами сегодня коснемся преимущественно одного аспекта характеристики образа литературного персонажа – портрета.

- Давайте вспомним, что же такое портрет, каковы его функции в литературном произведении, какой он бывает.


- Кроме того, в литературе (в отличие, например, от живописи) существуют 2 вида портрета:

1) статический (облик героя не изменяется на протяжении действия произведения),

2) динамический (облик героя показан в движении, в изменении).

Очень умело использует оба вида Л.Н.Толстой.

А как и зачем он это делает, мы с вами увидим сейчас, приступив к работе над текстом романа.


Делит класс на 3 группы, раздает бланки для оформления записей.

Для начала я предлагаю вам разделиться на 3 группы, поскольку мы начнем нашу работу с анализа 3 ключевых женских образов.

Остановим свое внимание на наиболее ярких: Наташа Ростова, Мария Болконская, Элен Курагина.

Работать мы будем сначала в группах, а затем сообща оформим записи.

1 группа анализирует образ Элен Курагиной,

2 группа – Наташи Ростовой,

3 группа – Марьи Болконской.

Таким образом, каждая группа будет работать над характеристикой образа одной героини, а затем мы сообща подведем итоги.


- Организует подведение итогов групповой работы.


- В романе около 600 образов, и женских среди них много. Назовите ещё героинь, которые близки охарактеризованным нами 3 образам.


- Могли бы вы выявить общие черты в этих женщинах? Что их отличает что объединяет? Можно ли условно разделить их на какие – либо группы?



Отвечают на вопросы, ведут записи.

- Перечисляют героинь романа (Наташа Ростова, Вера, Соня, графиня Ростова, Элен Курагина, Марья Болконская, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер и др.).


- Используя различные способы характеристики литературного героя (описывая его характер, поступки, отношения с другими героями, используя речевую характеристику, и, конечно же, портрет).

- Через портретные характеристики, через поступки, через портретную и динамическую деталь.


Рассматривают полученные таблицы, отвечают на вопросы учителя.


Отвечают на вопрос.

(ПОРТРЕТ – изображение внешнего облика персонажа, т.е. его физических признаков, манеры поведения, одежды, мимики, жестов с целью раскрытия характера, психологического состояния героя). С портретом мы можем встретиться также в живописи, скульптуре, графике, т.е. в изобразительных видах искусства.

Функция портрета в литературном произведении:

1) изобразительная,

2) характерологическая.


Делятся на 3 группы. Получают листы с вопросами для характеристики образа.


Работают сначала индивидуально, затем сообща подводят итоги в каждой группе. Выбирают человека, который расскажет аудитории о проделанной работе. На доске записывают синквейн с ассоциативной характеристикой образа.


Высказываются, слушают, оформляют записи в полученных бланках.


Отвечают на вопросы учителя.


Элен – Жюли Карагина – Друбецкая – Лиза Болконская;

Наташа Ростова – Марья Болконская – графиня Ростова.


Светские дамы; женщины, близкие к народу.

4.

^ Стадия рефлексии


Цель:

вернуть учащихся к первоначальным предположениям, мыслям;

решение проблемной ситуации, заданной в начале урока.


Приемы:

- аналитическая беседа,

- познавательная задача,

- сопоставление и сравнение характеристик героинь романа.




- Какие из героинь романа Л.Н.Толстого симпатичны лично вам, автору?

Аргументируйте свою позицию.

- Симпатичны ли автору Вера, Соня?

-Проанализируйте слова эпиграфа к уроку.

(Любимые героини Толстого счастливы, нелюбимые – несчастны. По мнению писателя, счастье, истинная красота и любовь – неразлучны).


- Теперь давайте, наконец, попробуем выступить в роли дизайнеров картинной галереи и разместим портреты героинь романа в предложенные рамки. Высказываясь, аргументируйте, пожалуйста, свою точку зрения. Если кому-то покажется, что имеющиеся рамки не подходят для воплощения их оформительской идеи, имеете полное право предложить свои, но объясните при этом, чем вас не устраивают имеющиеся.

- Обсуждение высказываний о красоте (разные точки зрения).





Участвуют в обсуждении.


Высказывают мысли, аргументируя свою позицию.

5.

Итоги урока,

домашнее задание.

- Подводит итоги урока, выставляет отметки, даёт задание на дом.


- Напишите дома мини-сочинение на тему урока «А что есть красота? Мой любимый женский образ романа Л.Н.Толстого «Война и мир».


- На следующем уроке мы будем говорить с вами об образах полководцев Кутузова и Наполеона. Дома, используя таблицу, полученную сегодня на уроке - «Анализ образа литературного героя»-, подготовьте материал для характеристики этих образов.







Скачать 104,88 Kb.
Дата конвертации25.10.2013
Размер104,88 Kb.
ТипУрок
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы