Программа учебного курса (Направление 032700 «Филология» бакалавриат) icon

Программа учебного курса (Направление 032700 «Филология» бакалавриат)



Смотрите также:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Гуманитарный факультет

Кафедра истории культуры


ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА


Программа учебного курса


(Направление 032700 «Филология» - бакалавриат)


Новосибирск

2012

Программа учебного курса «История зарубежной литературы ХХ века» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу Б.3 «базовых профессиональных дисциплин» по направлению 032700 «Филология» по профилю «Отечественная филология (русский язык и литература)», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ.


Автор: Пермякова Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры истории культуры гуманитарного факультета


Программа учебного курса подготовлена в рамках реализации Программы развития НИУ-НГУ на 2009-2018 год.


Программа представляет собой описание курса «История зарубежной литературы ХХ века», а также характеристики отдельных разделов курса. Курс «История зарубежной литературы ХХ века» адресован студентам 4-го курса гуманитарного факультета, обучающимся по ООП бакалавриата «Филология» 032700.

Авторский курс «История зарубежной литературы ХХ века» позволяет студентам получить представление об основных этапах формирования и развития литературы Европы и США в тесной связи с процессом исторического развития, ознакомиться с содержанием базовых текстов зарубежной литературы указанного периода, а также осмыслить идейно-содержательную специфику базовых текстов зарубежной художественной литературы в контексте культурной динамики ХХ века.

Программа курса подразумевает изучение двух взаимосвязанных модулей: литература первой половины ХХ века (модернизм) и литература периода после Второй мировой войны (постмодернизм).

Помимо перечня и характеристик изучаемых тем, программа курса «История зарубежной литературы ХХ века» также содержит перечень необходимых компетенций, которыми должен овладеть бакалавр филологии; перечень контрольных вопросов для подготовки к экзамену; список обязательной и дополнительной литературы; перечень образовательных технологий, применяемых при изучении данного курса.


© Новосибирский государственный

университет, 2012

^ 1. Цели освоения дисциплины (курса)

Курс «История зарубежной литературы ХХ века» имеет своей целью расширение научно-профессионального кругозора бакалавров филологии и способствует их подготовке к научно-исследовательской, педагогической, проикладной, проектной и организационно-управленческой деятельности. Курс позволяет сформировать представления об основных этапах и направлениях зарубежной литературы в ХХ веке, углубить понимание закономерностей литературного процесса в контексте исторического развития.

^ Задачи курса:

  • охарактеризовать основные этапы литературного процесса в Европе и Америке в ХХ в.;

  • показать и проанализировать связи между развитием европейской и американской литературы и историческим, социальным, общекультурным контекстом;

  • рассмотреть идеологические и философские основы важнейших периодов в европейском и американском литературном процессе, выявить так называемую «картину мира» – определенную модель представлений о мире, специфическую для данного периода развития культуры (ХХ век);

  • произвести литературоведческий анализ произведений крупнейших европейских и американских писателей.


^ 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Курс «История зарубежной литературы ХХ века» входит в состав дисциплины «История зарубежной литературы», является продолжением аналогичных курсов по истории зарубежной литературы предшествующих исторических эпох и представляет собой заключительный этап изучения истории зарубежной литературы студентами филологического отделения гуманитарного факультета НГУ. Программа лекций по истории зарубежной литературы ХХ века объединяет и обобщает в рамках одного курса литературный процесс ХХ столетия. При этом автор курса не ставит перед собой задачу исследовать абсолютно все литературные направления, культурные тенденции, которыми был богат ХХ в., и проанализировать большинство текстов художественной литературы указанного периода. При выборе авторов и текстов предпочтение отдается тем писателям, чье творчество знаменует собой определенные переломные моменты в развитии литературы и является наиболее яркой иллюстрацией направлений и стилей, сменявших друг друга на протяжении ХХ в. При изучении курса «История зарубежной литературы ХХ века» студенты используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплины «История зарубежной литературы» предшествующих исторических периодов, которая изучается на предыдущих курсах, а также таких дисциплин, как «Введение в литературоведение», «Философия», «Культурология», «История русской литературы», «Анализ художественного текста». Освоение материала курса «История зарубежной литературы ХХ века» является необходимой основой для изучения таких дисциплин, как «Современная зарубежная литература», «История европейской культуры», а также подготовки выпускной квалификационной работы.


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История зарубежной литературы» (курс «История зарубежной литературы ХХ века»).


Изучение дисциплины «История зарубежной литературы» (курс «История зарубежной литературы ХХ века») способствует формированию важнейших компетенций, необходимых специалисту в области филологии.

^ Общекультурные компетенции (ОК):

  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

  • осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

^ Профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональными:

  • способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

  • владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

по видам деятельности с учетом профиля подготовки:

в научно-исследовательской деятельности:

  • способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

  • способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

  • владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

в педагогической деятельности:

  • готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11).

в организационно-управленческой деятельности:

  • умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК-16).


В результате освоения курса «История зарубежной литературы ХХ века» обучающийся должен:

Знать:

  • содержание и идейно-художественные особенности основных произведений зарубежной художественной литературы ХХ века; специфику основных тенденций и направлений зарубежной литературы ХХ века;

  • общие закономерности развития мировой литературы; ее связь с исторической действительностью, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ХХ век);

Уметь:

  • уметь самостоятельно проанализировать на основе полученных знаний тот или иной текст зарубежной литературы; определить идейные и художественные особенности произведения;

  • идентифицировать литературный текст как документ определенной эпохи, оперируя при этом специфической литературоведческой терминологией;

  • обосновывать и выражать свою позицию по отношению фактам литературы ХХ века;

Владеть:

  • методикой анализа произведения художественной литературы; навыками научной и методической работы;

  • методикой анализа творческого процесса создания литературного произведения;

  • методиками анализа научных источников по истории литературы, методиками работы с библиографическим материалом и библиотечными каталогами, техникой работы с современными электронными носителями;


^ 4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (136 академических часов, из них 68 лекционных часов). Семинарские занятия и лабораторные работы учебным планом не предусмотрены.






п/п



Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

Лекции

Самост. работа

1

Тенденции развития культуры Европы и Америки в «эпоху модерна». Концепция О. Шпенглера.

1

1

2




2







2

Философия А. Шопенгауэра. Влияние его учения на культуру XX в.

1

2

2




2







3

Ф. Ницше как предтеча модернизма и постмодернизма.

1

3-4

4




4







4

Первая мировая война и «потерянное поколение». Творчество Э. М. Ремарка и Э. Хемингуэя.

1

5-6

4




4







5

Феномен «века джаза» и творчество Ф. С. Фицджеральда

1

7

2




2







6

Роман «потока сознания» в литературе европейского модернизма.

1

8

2




2







7

Художественное пространство и время в эпопее М. Пруста «В поисках утраченного времени».

1

9

2




2







8

Особенности поэтики романа Дж. Джойса «Улисс».

1

10

2




2







9

Мифологическая модель мира в романах У. Фолкнера.

1

11

2




2







10

Модель мира и повествовательная техника в романах Дж. Дос Пассоса.

1

12

2




2







11

Феномен австрийской литературы ХХ в. эпохи модернизма. Роман Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса».

1

13

2




2







12

«Фантастический реализм» в прозе Ф. Кафки.

1

14

2




2







13

«Интеллектуальный роман» XX в.

1

15

2




2







14

Роман Г. Гессе «Степной волк».

1

16

2




2







15

Роман Т. Манна «Доктор Фаустус».

1

17

2




2







16

Утопия и антиутопия в литературе ХХ в.

1

18

2




2


























































^ Экзамен в конце 1 семестра




Экзистенциализм как мировоззренческий феномен ХХ в.

2

1

1,5




1,5










«Бытие» и «Ничто» в концепции Ж. П. Сартра. Роман «Тошнота».

2

1-2

2,5




2,5










Концепция «абсурда» и «бунта» в творчестве А. Камю.

2

3

2




2










Пародия Б. Виана «Пена дней».

2

4

0,5




0,5










«Театр абсурда». Драматургия Э. Ионеско

2

4

1,5




1,5










Особенности драматургии С. Беккета. Сознание как основа реальности в романах С. Беккета.

2

5

2




2










Теория «нового романа» и роман А. Роб-Грийе «В лабиринте».

2

6

1




1










Деструкция сознания в романе Н. Саррот «Золотые плоды».

2

6

1




1










Роман «философской тенденции» в английской литературе ХХ в. Романы У. Голдинга.

2

7

2




2










Экзистенциальная основа романов А. Мердок. Тема писательского труда в творчестве А. Мердок.

2

8

2




2










Проза Дж. Фаулза и постмодернизм.

2

9

2




2










Феномен «разбитого поколения» в культуре США 1950–60-х гг. Романы Дж. Керуака.

2

10

1,5




1,5










Роман К. Кизи «Над кукушкиным гнездом» в контексте идей «битников» и в контексте антиутопии ХХ в.

2

10

0,5




0,5










«Магический реализм» в литературе Латинской Америки Мифологическая модель в романе Г. Маркеса «Сто лет одиночества».

2

11

2




2










Проза Х. Кортасара как исследование специфики латиноамериканской культурной модели.

2

12

2




2










Х. Л. Борхес как предшественник постмодернизма.

2

13

2




2










Постмодернизм как вторая фаза модернизма в литературе ХХ в. Постмодернизм как постструктурализм.


2

14

2




2










У. Эко как теоретик и практик постмодернизма. Роман «Имя розы».

2

15

2




2










Содержательная специфика и формальные приемы постмодернистской литературной практики в Европе и США.

2

16

2




2










^ Итого по курсу







68




68































^ Экзамен в конце 2 семестра


Содержание отдельных разделов и тем


Поскольку изучение зарубежной литературы ХХ в. в целом предполагает анализ огромного количества материала, то в качестве приоритетных в программе курса «История зарубежной литературы ХХ века» определены наиболее актуальные области и темы, где особенности художественной литературы зарубежных стран в ХХ веке представлены в наиболее концентрированном виде и по которым у автора курса накоплен определенный научный и учебно-методический опыт.

Изучение особенностей зарубежной художественной литературы ХХ века тесно связано с анализом взаимодействия различных культурологических и социально-исторических факторов в рамках литературного процесса, с рассмотрением тесного взаимодействия художественной литературы, публицистики, философских и естественнонаучных концепций мыслителей ХХ века. При этом основной акцент делается на анализ текстов художественной литературы как первоисточников информации об изменениях, происходящих в картине мира человечества на современном этапе его развития .

Курс «История зарубежной литературы ХХ века» рассчитан на 2 семестра и включает два больших модуля – модернизм и постмодернизм, каждый из которых подразумевает изучение более частных тем и специфической проблематики литературы Европы и Америки на протяжении ХХ века.


^ 1 семестр. Литература первой половины ХХ века. Модернизм как феномен культуры ХХ века

Тема 1. Модернизм как тип восприятия мира

  1. «Новое время» как «время модерна» (Ю. Хабермас, «Философский дискурс о модерне»). Тенденции развития культуры Европы и Америки на рубеже XIX–XX вв. Катастрофическое мироощущение «конца века». Концепция О. Шпенглера: рубеж XIX–XX вв. и XX в. как период угасания («зима») западной цивилизации. Принципы морфологии истории в книге О. Шпенглера «Закат Европы». Понятие о европейской культуре как о «фаустовской».

  2. Философия А. Шопенгауэра как предвестье катастрофического мироощущения «эпохи модерна». Учение А. Шопенгауэра о «воле» и «страдании». Влияние его учения на общественные настроения «конца века» и на иррационалистические философские концепции XX в.

  3. Ф. Ницше как предтеча модернизма и постмодернизма. Развитие идей А. Шопенгауэра в работе Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». Дионис и Аполлон в концепции Ф. Ницше как персонификации двух составляющих бытия. Соотношение «аполлонического» и «дионисийского» начал в человеческой культуре.

  4. Развенчание Ф. Ницше европейского «логоцентризма». «Так говорил Заратустра»: жанровое своеобразие; основные идеи и символы. Деконструкция как метод критики Ф. Ницше ключевых понятий «традиционной» европейской культуры. Критика христианского вероучения в трактате Ф. Ницше «Антихрист». Дионис и Христос.


^ Тема 2. «Эпоха модерна» как беспрецедентный исторический опыт

  1. Первая мировая война и социокультурный феномен «потерянного поколения». Формирование экзистенциального мироощущения в литературе «потерянного поколения». Романы Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен», «Возвращение», «Три товарища» как манифест «потерянного поколения». Система жизненных ценностей героев Э. М. Ремарка. «Мир» и «война» как метафизика сознания у Э. М. Ремарка.

  2. Роман Э. Хемингуэя «Фиеста» как «портрет» «потерянного поколения». Мировоззрение и жизненная позиция героев романа «Фиеста». Смысл двух эпиграфов к роману. Символика фиесты и корриды в художественном мире Э. Хемингуэя. Полемика с неоромантическими представлениями о войне и воине в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Поэтика романа «Прощай, оружие!».

  3. «Век джаза» как особое измерение жизни для человека 20-х гг. ХХ в. (Ф. С. Фицджеральд, эссе «Отзвуки века джаза»). «Век джаза» и «гарлемский ренессанс». Девальвация традиционных американских ценностей в «век джаза». «Сказки» и «отзвуки» «века джаза» в творчестве Ф. С. Фицджеральда. Развенчание мифа об «американской мечте» в рассказах Ф. С. Фицджеральда и в романе «Великий Гэтсби».


^ Тема 3. Модернизм как эксперимент в литературе. Роман «потока сознания» в литературе европейского модернизма

  1. Представление о человеке, времени и пространстве в культуре модернизма. Влияние психоаналитических и философских теорий начала ХХ в. (У. Джеймс, З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Бергсон) на становление и развитие модернистского романа. Представление о мире и человеческом сознании как о «потоке» (У. Джеймс, «Научные основы психологии»). Особенности поэтики модернистского романа «потока сознания». Миф как основа для понимания и описания мира в модернистском романе. Понятие «неомифологизма» в литературе ХХ в.

  2. Европейский модернизм. Художественное пространство и время в эпопее М. Пруста «В поисках утраченного времени». Эксперимент М. Пруста: принцип «бессознательного воспоминания» («инстинктивная память»). Сочетание реалистической и модернистской литературных традиций в эпопее М. Пруста.

  3. Роман «Улисс» Дж. Джойса как «сумма всего универсума». Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе». Повествовательная техника Дж. Джойса: «поэтика поперечного разреза» и «поэтика экспрессивной формы» (У. Эко, «Поэтики Джойса»). Роман «Улисс» как произведение на границе модернизма и постмодернизма.


^ Тема 4. Американский модернизм: обращение к мифологическим моделям

  1. Мифологическая модель мира в романах У. Фолкнера о Йокнапатофе. Интерпретация модернистских представлений о времени и пространстве в художественной структуре романа «Звук и ярость». Время как один из «героев» романа.

  2. Мифология Манхеттена в романе Дж. Дос Пассоса «Манхеттен». Символы и культурные аллюзии в романе. Повествовательная техника Дж. Дос Пассоса: «Манхеттен» как роман «полифонного монтажа». Модернистские приемы повествования в романе «42-я параллель» (трилогия «США»).


^ Тема 5. Феномен австрийской литературы в ХХ веке

  1. Роман Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса» как антироман воспитания. Понятие «рациоидных» и «нерациоидных» сфер жизни в художественном мире Р. Музиля. Роман «Душевные смуты воспитанника Терлеса» как психологическое исследование («вивисекция души»).

  2. «Фантастический реализм» в прозе Ф. Кафки. Архетипические фигуры Отца и Сына в модели мироздания Ф. Кафки. Жанровое своеобразие романа «Замок»: сатирический роман, роман-дистопия, роман-притча, сказка. Личностное и социальное пространства в романе «Замок». Символика в романе.


^ Тема 6. «Интеллектуальный роман» XX века

  1. «Интеллектуальный роман» XX в. как попытка осмыслить исторические и культурные катаклизмы эпохи. Главные представители и основные характеристики «интеллектуального романа».

  2. Роман Г. Гессе «Степной волк» как роман-исповедь и как диагноз европейской интеллигенции эпохи между двумя мировыми войнами. Психоаналитические концепции К. Г. Юнга и система персонажей романа. Символика в романе.

  3. Роман Т. Манна «Доктор Фаустус» как модификация литературной традиции «романа о художнике». «Добро» и «зло» в структуре личности и мира.


2 семестр. Литература середины - второй половины ХХ века. Путь от модернизма к постмодернизму

Тема 1. Утопии и антиутопии в литературе ХХ века

  1. Утопия как тип мышления и как литературный текст. Генезис и поэтика жанра литературной утопии. Утопия и утопическое мышление в ХХ в. Корреляция содержательных и структурных компонентов в оппозиции «утопия» – «антиутопия».

  2. Утопия и сопредельные жанры: дистопия, государственно-сатирический роман, научно-фантастический роман, фэнтези (на материале романов: О. Хаксли, «О, дивный новый мир!»; Дж. Оруэлл, «1984»; Лао Шэ, «Записки о Кошачьем городе»; Дж. Р. Р. Толкиен, «Властелин колец»).


^ Тема 2. Экзистенциализм как мировоззренческий феномен ХХ века

  1. Этапы формирования экзистенциалистской философии на протяжении ХХ в. Вторая мировая война и европейский экзистенциализм. «Бытие» и «Ничто» в концепции Ж. П. Сартра. Понятия «экзистенции», «пограничной ситуации», «выбора», «проекта» в эссе Ж. П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм». Смысл постулата «Существование предшествует сущности». Экзистенциальная картина мира в романе Ж. П. Сартра «Тошнота».

  2. Концепция «абсурда» и «бунта» в теоретических работах и художественном творчестве А. Камю. «Абсурд» и «бунт» в повести «Посторонний». Роман А. Камю «Чума» в свете идей экзистенциализма.

  3. Пародирование экзистенциалистских идей в романе Б. Виана «Пена дней».


Тема 3. «Театр абсурда»

  1. Представление об абсурдном человеке в абсурдном мире. Содержательные и формальные особенности драматургии «абсурда» в теоретических работах Э. Ионеско и его пьесах («Лысая певица», «Носорог», «Бескорыстный убийца»).

  2. Драматургия С. Беккета и идеи «театра абсурда» (пьесы «В ожидании Годо», «Эндшпиль», «Последняя лента Крэппа»).

  3. «Бессилие языка» и поэтика «молчания» в прозе С. Беккета. Сознание как основа реальности. Функции речи и языка. Романы «Моллой», «Мэлон умирает», «Безымянный».


Тема 4. Французский «новый роман»

  1. Теория «нового романа» в статьях А. Роб-Грийе («О нескольких отживших понятиях», «Путь к роману будущего», «Новый роман, новый человек»). Парадоксальная основа для создания текста в «новом романе»: разрушение сознания, реальности, традиционного текста. Роль языка, письма в «новом романе». Функция материального мира («шозизм») в концепции А. Роб-Грийе. Роман «В лабиринте» как художественная манифестация теоретических положений «нового романа».

  2. Деструкция сознания в творчестве Н. Саррот. Роман «Золотые плоды»: понятие «тропизмов».


Тема 5. Роман с «философской тенденцией»: английский экзистенциализм

  1. Роман «философской тенденции» в английской литературе ХХ в. как очередной этап развития экзистенциалистских идей. Поиск ответа на вопросы о сути человека в романах-притчах и романах-мифах У. Голдинга («Человек – самое опасное животное»). Символика У. Голдинга. «Голдинговская тема» в романе «Повелитель мух». Сакральное и инфернальное в структуре характера героев У. Голдинга. Семиотика и поэтика храма в романе «Шпиль». Роман «Ритуалы морского плавания» как роман-миф.

  2. Экзистенциальная основа романов А. Мердок. «Бытие-в-себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для-другого» в художественном мире А. Мердок. «Свобода» и «заговор» как проекции сознания героя А. Мердок. Готические мотивы в романах А. Мердок (роман «Единорог»). Образ писателя-творца и тема писательского труда в романах А. Мердок. «Язык – машина для изготовления фальши» (по романам «Под сетью», «Черный Принц»).

  3. Творчество Дж. Фаулза в контексте европейской культуры второй половины ХХ в. Миссия творческой личности и творчества в современном мире (трактат «Аристос», романы «Коллекционер», «Волхв»). Проза Дж. Фаулза и постмодернизм. Манипуляция литературной традицией и стереотипами читательского восприятия в романах Дж. Фаулза («Подруга французского лейтенанта», «Мантисса»).


^ Тема 6. Литература Америки во второй половине ХХ века и тенденции развития мировой литературы. Литература США и Латинской Америки

  1. «Beat Generation» («разбитое поколение») как социокультурное явление 1950–1960-х гг. в США. Представители «разбитого поколения» как продолжатели традиций «потерянного поколения». Содержание термина «битник» (beat / beatific – разбитый / блаженный). Роль «битников» в развитии американской и европейской культуры. Принципы «спонтанной прозы» Дж. Керуака. Романы Дж. Керуака как художественная реализация манифестов «битников». Творчество Дж. Керуака и архетипы американского национального самосознания. Мифологемы американской культуры в романах Дж. Керуака «В дороге», «Бродяги дхармы». Роман К. Кизи «Над кукушкиным гнездом» в контексте идей «битников» и в контексте антиутопии ХХ в.

  2. Латинская Америка как особая культурная среда. «Магическая реальность» Латинской Америки. Феномен «магического реализма» в литературе Латинской Америки. Отличие латиноамериканского «магического реализма» от европейского «фантастического реализма». Мифологическая модель в прозе Г. Маркеса: роман «Сто лет одиночества».

  3. Формы и функции фантастики в прозе Х. Кортасара. Игра как объект описания, как жизнесозидающий и формообразующий принцип в прозе Х. Кортасара (рассказы «Захваченный дом», «Автобус», «Мы так любим Гленду», «Дальняя», «Аксолотль», «Преследователь», «Южное шоссе», «Рукопись, найденная в кармане» и др.) Роман «Игра в классики» как исследование специфики латиноамериканской культурной модели.

  4. Х. Л. Борхес как предшественник постмодернизма. Соотношение текста и реальности в новеллах и эссе Х. Л. Борхеса («Оправдание каббалы», «Логическая машина Раймонда Луллия», «Тлён, Укбар, Orbis Tertius», «В кругу развалин», «Письмена бога», «Вавилонская библиотека», «Книга песка», «Бессмертный», «Три версии предательства Иуды» и др.). Символика Х. Л. Борхеса (книга, библиотека, лабиринт, зеркало, сон).


^ Тема 7. Постмодернизм как вторая фаза модернизма в литературе ХХ века

  1. Постмодернизм как комплекс философских, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений. Постмодернизм как постструктурализм. Дискредитация реалистического модуса в теории и практике постмодернизма. Постмодернистская «деконструкция» как принцип анализа текста. Ф. Ницше как предтеча постмодернизма («Так говорил Заратустра», «Воля к власти»).

  2. У. Эко как теоретик и практик постмодернизма. Понятие об «отсутствующей структуре». Роман «Имя розы» (в том числе «Заметки на полях “Имени розы”») как энциклопедия содержательных и формальных особенностей литературы постмодернизма.

  3. Терминология постмодернизма (дискурс, текст, интертекст, гипертекст, метатекст, эпистема и т. д.). Содержательная специфика и формальные приемы постмодернистской литературной практики (авторская маска, пастиш, нонселекция, фрагментарность повествования, ризома и пр.). Постмодернизм в европейской и американской литературе (Д. Гарднер, «Грендель»; Дж. Барт, «Химера»; Дж. Барнс, «История мира в 10/2 главах»; М. Павич, «Хазарский словарь»).


^ 5. Образовательные технологии

Семинарские занятия, контрольные и лабораторные работы, коллоквиумы по курсу «История зарубежной литературы ХХ века» учебным планом не предусмотрены, однако для наиболее полного усвоения студентами материала, а также для стимулирования их дальнейшей самостоятельной деятельности по изучению сокровищ мировой художественной литературы в учебном процессе в рамках курса предлагаются современные образовательные технологии:

^ Интерактивные формы проведения занятий: во время лекционных занятий по курсу работа происходит в формате «круглого стола» на заданную тему. В процессе обсуждения темы студенты приобретают навыки ведения публичной дискуссии.

^ Работа в мини-группах: для подготовки к экзамену, предусмотренному в конце первого и второго семестра, студентам предлагается разбиться на группы 8-12 человек и совместно работать над подготовкой к вопросам экзамена. Таким образом, стимулируется умение работать в команде, умение самоорганизовываться как мини-коллектив, происходит выявление и укрепление лидерских и исполнительских качеств и навыков.

^ Внеаудиторная работа: самостоятельная подготовка ответов на вопросы по каждой из тем курса. Используются фонды научной библиотеки НГУ, НГОПБ и ГПНТБ.


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Текущий контроль успеваемости осуществляется на основании оценки активности внимания студента во время лекционных занятий и степени его вовлеченности в процесс обсуждения материала лекции преподавателем и студентами в аудитории. Промежуточная аттестация усвоения студентами содержания дисциплины осуществляется по результатам экзамена в конце первого семестра и экзамена в конце второго семестра.

Самостоятельная работа студентов предполагает ознакомление и анализ текстов зарубежной художественной литературы в соответствии со списком рекомендованной литературы.


^ Образцы вопросов для подготовки к экзамену в конце 1 семестра:


Билет 1. 1) Тенденции развития культуры Западной Европы и Америки на рубеже XIX–XX вв. Понятие «модерна». Принципы морфологии истории О. Шпенглера («Закат Европы»). 2) Картина мира и модернистская техника в романах Дж. Дос Пассоса «Манхеттен» и «42-я параллель».

Билет 2. 1) Критика традиций европейской культуры Ф. Ницше («Антихрист»; «Так говорил Заратустра»). Понятие деконструкции у Ф. Ницше. 2) Модель мира в романе Дж. Джойса «Улисс». Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе».

Билет 3. 1) Интерпретация модернистских представлений о пространстве и времени в художественной структуре романа У. Фолкнера «Звук и ярость». 2) Архетипические фигуры Отца и Сына в модели мироздания Ф. Кафки.

Билет 4. 1) Концепция человека, пространства и времени в литературе модернизма. Особенности поэтики модернистского романа «потока сознания». 2) Развитие Ф. Ницше идей А. Шопенгауэра в работе «Рождение трагедии из духа музыки». «Аполлоническое» и «дионисийское» начала человеческой природы и культуры.

Билет 5. 1) Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс». «Поэтика поперечного разреза» и «поэтика экспрессивной формы» в «Улиссе». Анализ одной главы (по выбору экзаменующегося). 2) Модификация литературной традиции «романа о художнике» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».

Билет 6. 1) Полемика с неоромантическими представлениями в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Метафизика «войны» и «мира» в романе. Поэтика романа. 2) Роман Г. Гессе «Степной волк» как авторская исповедь и как диагноз европейской культуры. Психоаналитические концепции, система персонажей и символика в романе.

Билет 7. 1) Поэтика романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Система жизненных ценностей героя Э. М. Ремарка. Мир и война как метафизика сознания у Э. М. Ремарка (по романам «На Западном фронте без перемен», «Возвращение»). 2) Жанровые каноны в романе Ф. Кафки «Замок». Личностное и социальное пространство в романе. Символика в романе.

Билет 8. 1) Учение А. Шопенгауэра о «воле» и «страдании» и его влияние на дальнейшие тенденции развития европейской культуры. 2) Модель мира в «южном мифе» У. Фолкнера.

Билет 9. 1) Катастрофичность сознания человека 20-х гг. ХХ в. в творчестве Ф. С. Фицджеральда. «Век Джаза» как особое измерение жизни для героев Ф. С. Фицджеральда.

2) «Поиск» человека и «воспитание» человека в романе Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса».

Билет 10. 1) Миф об «американской мечте» и национальные архетипы в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби». 2) Экспериментальное время в романе М. Пруста «В сторону Свана».

Билет 11. 1) Ф. Ницше как предтеча модернизма и постмодернизма. «Так говорил Заратустра»: жанровое своеобразие; основные идеи и символы. 2) «Потерянное поколение» как культурологический феномен. Роман Э. Хемингуэя «Фиеста» как портрет «потерянного поколения». Символическое значение фиесты и корриды.


^ Образцы вопросов для подготовки к экзамену в конце 2 семестра:


Билет 1. 1) Генезис и поэтика жанра утопии. Утопия, антиутопия и сопредельные жанры (по романам «О, дивный новый мир!» О. Хаксли; «1984» Дж. Оруэлла; «Записки о Кошачьем городе» Лао Шэ). 2) Экзистенциальная картина мира в романе Ж. П. Сартра «Тошнота».

Билет 2. 1) Образ писателя и тема писательского труда в романах А. Мердок (по романам «Под сетью», «Черный Принц»). 2) Формы и функции фантастики и игры в прозе Х. Кортасара (в рассказах; в романе «Игра в классики»).

Билет 3. 1) Понятия «экзистенции», «пограничной ситуации», «выбора», «проекта» в концепции Ж. П. Сартра. Смысл постулата «Существование предшествует сущности».

2) Сакральное и инфернальное в структуре характера героев У. Голдинга. Символы в романах «Шпиль», «Ритуалы морского плавания».

Билет 4. 1) Теория «нового романа». Понятие «шозизма»; функция языка, письма в «новом романе». Анализ романа А. Роб-Грийе «В лабиринте». 2) Понятие «магического реализма» и культура Латинской Америки. Мифологическая модель в романе Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества».

Билет 5. 1) Концепция абсурда и бунта в теоретических работах и художественном творчестве А. Камю (повесть «Посторонний», эссе «Миф о Сизифе»). 2) Творчество Дж. Фаулза в контексте европейской культуры второй половины ХХ в. Место и роль художника и творчества в современном мире (по трактату «Аристос», романам «Коллекционер», «Волхв»).

Билет 6. 1) Анализ романа А. Камю «Чума» в свете идей экзистенциализма. 2) Основные понятия и формальные приемы постмодернизма. У. Эко как теоретик и практик постмодернизма. Роман «Имя розы» как постмодернистский роман.

Билет 7. 1) «Театр абсурда»: концепция мира и человека. Содержательные и формальные признаки драматургии «абсурда» (по пьесам Э. Ионеско «Лысая певица», «Носорог», «Бескорыстный убийца»). 2) Роман К. Кизи «Над гнездом кукушки» в контексте идей «битников» и в контексте антиутопии ХХ в.

Билет 8. 1) Драматургия С. Беккета и «театр абсурда». Анализ его программных произведений для театра («В ожидании Годо», «Эндшпиль»). 2) Постмодернизм как комплекс философских, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений. Постмодернизм как постструктурализм. Понятие деконструкции в литературной теории и художественной практике постмодернизма.

Билет 9. 1) «Бессилие языка» и поэтика «молчания» в прозе С. Беккета. Сознание как основа реальности (по романам «Моллой», «Мэлон умирает», «Безымянный»). 2) Экзистенциальная основа романов А. Мердок. Готические мотивы в романах Мердок («Черный Принц» и др.).

Билет 10. 1) Деструкция сознания в романах Н. Саррот. Анализ романа «Золотые плоды». 2) Роман «философской тенденции» в английской литературе ХХ в. «Голдинговская тема». Символика Голдинга (по романам «Повелитель мух», «Ритуалы плавания»).

Билет 11. 1) Роман Дж. Керуака «В дороге» как художественная реализация манифестов «битников». Романы Дж. Керуака и архетипы американского национального самосознания.

2) Х. Л. Борхес как предшественник постмодернизма. Понятие текста у Х. Л. Борхеса. Символика Х. Л. Борхеса (книга, библиотека, лабиринт, зеркало, сон).


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Источники:

Антиутопии XX века. М.. 1989.

Барнс Дж. Англия, Англия = England, England. М., 2000.

Барт Дж. Плавучая опера. СПб., 2001.

Беккет С. Трилогия: Моллой. Мэлон умирает. Безымянный. СПб.: Изд-во Чернышева, 1994.

Беккет С. В ожидании Годо. Эндшпиль. Москва: Текст, 2009.

Борхес Х. Л. Вавилонская библиотека. Книга песка. Письмена бога. Тлён, Укбар, Orbis Tertius. / Борхес Х. Л. Сочинения: В 3 т. М.: Полярис, 1997.

Виан Б. Пена дней. СПб.: Азбука-классика, 2007.

Воннегут К. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1992.

Гессе Г. Степной волк. М.: АСТ: Пушкинская б-ка, 2003 .

Голдинг У. Повелитель мух. Шпиль / Голдинг У. Собр. Соч.: В 4 т. СПб., 1999.

Джойс Дж. Портрет художника в юности. Улисс / Джойс Дж. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1993.

Дос Пассос Дж. Манхеттен. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1992 .

Дос Пассос Дж. 42-я параллель. / Дос Пассос Дж. Избранное: сборник. Москва: Прогресс, 1981.

Ионеско Э. Лысая певица. Носорог. Бескорыстный убийца. / Ионеско Э. Пьесы: М.: ЭКСМО, 2004

^ Камю А. Посторонний. Чума. Миф о Сизифе. / Камю А. Посторонний; Чума; Падение; Рассказы и эссе. Москва: Радуга, 1988 .

Кафка Ф. Замок. М.: Наука, 1990 .

Кафка Ф. Превращение. Приговор / Кафка Ф. Собрание сочинений: В 4 т.: СПб.: Симпозиум, 1999 .

^ Керуак Дж. В дороге. Санкт-Петербург : Азбука, 2011 .

Кизи К. Над кукушкиным гнездом. Новосибирск, 1988.

Кортасар Х. Игра в классики. Аксолотль. Дальняя. Мы так любим Гленду. Письмо одной сеньорите в Париж. Рукопись, найденная в кармане. / Кортасар Х. Собрание сочинений : В 4 т.: Санкт-Петербург: Северо-Запад, 1992

^ Лао Шэ. Записки о Кошачьем городе. Москва: Наука, 1977.

Манн Т. Доктор Фаустус. Москва: АСТ: Астрель, 2011.

Маркес Г. Г. Сто лет одиночества. М.: АСТ: Пушкинская б-ка, 2003 .

Мердок А. Под сетью / Мердок А. Сочинения: в 3 т. М., 1991.

Мердок А. Черный принц. М., 2000.

Музиль Р. Душевные смуты воспитанника Терлеса. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Так говорил Заратустра. Антихрист. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Ницше Ф. Избранные произведения: В 3 т. М.. 1994.

О дивный новый мир: Английская антиутопия. М., 1990.

Оруэлл Дж. 1984 / Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. М., 1989.

Павич М. Хазарский словарь. Санкт-Петербург: Азбука, 2000 .

Пруст М. По направлению к Свану. Москва: Республика, 1992 .

Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен. Возвращение. Москва: Худож. лит., 1988 .

Роб-Грийе А. В лабиринте. Санкт-Петербург: Азбука, 1999 .

Саррот Н. Золотые плоды. Москва: Амфора, 2000.

Сартр Ж. П. Тошнота. Экзистенциализм – это гуманизм. / Сартр Ж. П. Тошнота: Избр. Произведения. Москва: Республика, 1994.

Фаулз Дж. Аристос: Размышления, не вошедшие в книгу Екклезиаста. М., 2002.

Фаулз Дж. Коллекционер. М., 1991.

Фаулз Дж. Любовница французского лейтенанта. СПб., 1993.

Фицджеральд Ф. С. Великий Гэтсби. Отзвуки века джаза. / Фицджеральд Ф. С. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1996.
^

Фицджеральд Ф. С. Записные книжки. М., 2001.


Фолкнер У. Сарторис. Шум и ярость / Фолкнер У. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1985-1987.

Хаксли О. О дивный новый мир / Хаксли О. Собрание сочинений: в 4 т. СПб., 1999.

Хемингуэй Э. Фиеста (И восходит солнце) Прощай, оружие! / Хемингуэй Э. Собрание сочинений в 4 т.: пер. с англ. М., 1982 .

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. / Шопенгауэр, Артур. Собрание сочинений: В 5 т. Т.1. М.: Моск. Клуб, 1992 .

Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993 .

^ Эко У. Имя розы. СПб.: Симпозиум, 2000.


Учебно-методическая литература:

Зарубежная литература ХХ века: Учебник для вузов / Л. Г. Андреев, А. В. Карельский, Н. С. Павлова и др. Под ред. Л. Г. Андреева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2003.

^ Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие для вузов по направлению и спец. «Филология» / В. М. Толмачев, В. Д. Седельник, Д. А. Иванов и др. Под ред. В. М. Толмачева. М.: Академия, 2003.

История зарубежной литературы ХХ века, 1917–1945: Учебник по спец. «Рус. яз. и лит.» / В. Н. Богословский, З. Т. Гражданская, А. Ф. Головенченко и др. Под ред. В. Н. Богословского, З. Т. Гражданской. М.: Просвещение, 1990.

^ История зарубежной литературы XX века: Учебник для вузов / Л. Г. Михайлова, А. В. Ващенко, Я. Н. Засурский и др. Под ред. Л. Г. Михайловой, Я. Н. Засурского. М.: Проспект, 2003.


^ Модернизм в зарубежной литературе: литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии: Учеб. пособие по курсу «История зарубеж. лит. XX века» для филол. спец. пед. вузов и ун-тов / Л. В. Дудова, Н. П. Михальская, В. П. Трыков. М.: Флинта, 1998; 2000; 2001.


б) дополнительная литература:

Власов В. Г. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминол. словарь. СПб., 2005.

Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995.

1997.

Едошина И. А. Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы. М., Кострома, 2002.

Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

Ильин И. П. Постмодернизм: Словарь терминов. М.: Интрада, 2001.

Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров зап.-европ. лит. XX в. М., Прогресс, 1986.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века: Ключевые понятия и тексты. М.: АГРАФ, 1999.


Русская литературная утопия. М., 1986.

Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

Семиотика и Авангард: Антология. М., 2006.


Современный роман: Опыт исследования. М., 1990.

Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991

Сумерки богов: Сборник: Переводы / Сост., общ. ред., предисл. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1990.

Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежн. лит. / Сост., предисл. и общ. ред. В. А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1991.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне = Der Philosophische Diskurs der Moderne: Пер. с нем. М.: Весь Мир, 2003 .

Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века: Сборник. М., 2002.

Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.

Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

Эко У. Поэтики Джойса.

Эко У. Отсутствующая структура: Введ. в семиологию / Пер. с ит. А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник. СПб.: Петрополис, 1998 .

Элиот Т. С. Избранное: Религия, культура, литература. М., 2004.

Юнг К. Г. Избранное. М., 1998.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Руднев В. Словарь культуры ХХ века:

http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/index.htm


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • Фонды научной библиотеки НГУ и ГПНТБ

  • Электронный вариант учебно-методического пособия к курсу «История зарубежной литературы ХХ века» (автор Н. А. Пермякова)

  • Электронные лекции по курсу «История зарубежной литературы ХХ века» (автор Н. А. Пермякова)

  • Мультимедийный комплекс с проектором (ауд. 119 а)



Рецензент: Бартош Н. Ю., канд. филол.н., зав. кафедрой истории культуры ГФ НГУ


Программа одобрена на заседании кафедры истории культуры от 30.08.2012








Скачать 418,92 Kb.
Дата конвертации25.10.2013
Размер418,92 Kb.
ТипПрограмма
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы