Название лекции icon

Название лекции



Смотрите также:
  1   2   3
"Йога-Сутры" Патанджали с комментариями В.Запорожцева. Глава I (30-51 аф.)

1. Название лекции:

«Йога–Сутры» Патанджали

 и «Вьяса–Бхашья»

 

Комментарии Вадима Запорожцева

к тексту «Йога–Сутры» Патанджали.

Глава I.

 О сосредоточении.

(аф. 30–51).

 

2. Автор: Вадим Запорожцев

 

3. Фото автора:

 

4. Краткое описание: 

5. Дата и место чтения лекции:

Культурный центр «Просветление» в Москве.

 

6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

 

7. Текст напечатан:

 

8. Текст отредактирован:

 

9. Рисунки:

10. Фото:

11. Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление». Сайты: www.openyoga.ru www.yogacenter.ru., www.happyoga.narod.ru.

16. Основной текст лекции.

 

Глава I

(афоризмы с 30 по 51)

О сосредоточении.

Вадим Запорожцев: Итак, почему, собственно, бывает такое явление, как рассосредоточенное сознание.

Ученик читает:

30. Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности [при сосредоточении] - эти отвлечения сознания суть препятствия.

Комментарий Вьясы: [Насчитывается] девять препятствий, вызывающих рассеяние сознания. Они возникают одновременно с деятельностью сознания. При отсутствии этой [деятельности] они также отсутствуют. О [видах] деятельности сознания было сказано выше. Болезнь - нарушение равновесия гуморов 1 [телесных] секреций или внутренних органов.Апатия - неспособность сознания к функционированию.Сомнение - [вид] познавательной деятельности, затрагивающий обе стороны [проблемы]: «быть может, это так», «быть может, это не так».Невнимательность - то, что вызывает отсутствие интереса к средствам реализации сосредоточения.Лень - бездеятельность по причине тяжести тела или сознания 2.Невоздержание - жажда соединения с чувственным объектом.Ложное восприятие - ошибочное знание 3.Неспособность достижения [какой-либо] ступени - недостижение [соответствующей] ступени сосредоточения.Отсутствие стабильности - неспособность сознания зафиксировать себя на достигнутой ступени 4, ибо только при обретении со­средоточения оно может быть устойчивым.Таким образом, эти отвлечения сознания и называются девятью загрязнениями йоги, врагами йоги, препятствием йоги.

Комментарий Вадима Запорожцева: Давай обсудим этот афоризм: в нем Патанджали рассматривает препятствия - большие, колоссальные препятствия - на пути йоги (напомню, что здесь имеется в виду йога сознания), то есть на пути работы с сознанием.

Он перечисляет 9 препятствий и по очереди перебирает их.

Достаточно любопытная классификация. Мы сейчас по ней пройдемся.

Чтобы ее понять, лучше всего обратиться к своему собственному опыту, в котором мы находились или находимся.

Итак, первое, что там названо…

Ученик: Болезнь.

Вадим Запорожцев: Как ни странно, но в зависимости от того, в хорошем или плохом состоянии наше физическое тело, настолько хорошо или плохо, грубо говоря, работают наши мозги.

Мы рассматриваем здесь разум, в котором отражаются и преломляются лучи сознания. Но ведь разум, этот водоем разума, не висит в пустоте, но опирается на наше тело - то есть, образно говоря, на что-то, в чем этот водоем находится.

И если у этой опоры какие-то проблемы, если у нас есть какие-то недомогания, которые нарушают деятельность вообще всего нашего организма, то это косвенным или прямым образом действует на разум – непосредственно на гладь поверхности этого водоема.

Причем, это достаточно серьезная проблема, даже для людей, которые в медитации достигли состояния вИдения своего собственного "Я". А ведь это уровень реализации. Это как правило джнана-йоги - очень сильные личности. Они буквально закалили свое тело в огне дисциплин, очень суровых дисциплин; они проводили каждый день по несколько часов в медитации и в конце концов подчинили свои чувства и отточили свой разум до такого уровня, что пережили состояние безмыслия – то есть самадхи.

Кстати, внешне это состояние выглядит у человека так, как если бы он умер или впал в кому: едва-едва прослеживается дыхание, едва-едва прослеживается пульс.

И потом человек выходит из этого состояния и начинает вести жизнь освобожденного уже при жизни: он идет, куда хочет, он делает все, что хочет, он независим. Фактически он ждет того лишь только момента, чтобы карма отработала с его телом все, что должно быть отработано, и в момент смерти просто окончательно сбросить тело и больше не рождаться.

Ученик: Почему бы не сбросить тело сразу после просветления?

Вадим Запорожцев: По разным причинам…

Люди, конечно же, после такого состояния понимают все хитросплетения причины и следствия, закона кармы, и они находят более необходимым тот или иной образ жизни.

Так вот, даже такие люди могут заболеть.

Известны случаи, они описаны, я во всяком случае с ними сталкивался, с такими моментами, что вот все хорошо, человек полностью себя контролирует, а потом начинает болеть и вдруг с ужасом понимает, что ему все труднее и труднее опять войти в это состояние. То есть, раз его достигнув, в принципе уже тропинка протоптана, и в любой момент жизни человек может сесть и фактически повторить это состояние. И тут он начинает замечать, что болезнь подкашивает его способность возобновлять это состояние. Что какая-то болезнь, какой-то кусок мяса, недостойный внимания, может на человека просветленного оказывать такое гигантское действие, что он даже не может войти опять в состояние самадхи.

Аналогия здесь такая. Представь, что состояние самадхи – это страна высоко в горах. А в гору ведет тропинка, и по этой тропинке можно, в общем-то, подняться в любой момент методом медитации. Но если в горах пошли дожди, и тропинку размыло, то сделать это очень трудно: все скользит под ногами. Ты идешь вверх – и соскальзываешь вниз. И ты понимаешь, насколько же все-таки зависим от тела, от этой майи, от этой энергии. Это если говорить про людей, достигших таких уровней.

Что уж говорить про людей, которые никогда не испытывали этого, которые никогда не поднимались до какого-то более-менее серьезного уровня?!

Малейшая болезнь буквально затмевает им мозги. И ни о каком сосредоточении уже и речи нет, когда больно, когда плохо, когда тошнотворно, когда еще какие-то моменты. То есть это обратная сторона нашего тела.

Ученик: Но те просветленные, они же могут разотождествлять себя, свое "Я" с телом? Есть же такой уровень реализации?

Вадим Запорожцев: Безусловно, есть много разных уровней.

Но ты должен понимать очень четко, что наше тело – это по большому счету обратная сторона нашей энергии, и если эта энергия той или иной болезнью вовлечена в рассредоточение, то надо приложить известные усилия, чтобы опять сосредоточиться и выйти в самадхи.

Да, ты можешь разотождествиться, но для этого тебе надо сосредоточиться. А ты даже сосредоточиться не можешь, потому что болезнь тебе не позволяет. Она крайне затрудняет это сделать.

Конечно, ты можешь это сделать, но, понимаешь, что потом опять болезнь тебя вниз сбросит.

Ты, конечно же, можешь войти в самадхи и вообще сбросить с себя тело – фактически умереть, но возникает вопрос: всегда ли есть смысл умирать или предпочтительнее дать карме осуществиться?

Это очень сложные вопросы.

Мы сейчас будем рассматривать их не в такой глобальной постановке, а именно в локальной.

Итак, болезнь заставляет сознание рассосредоточиться.

Следующее что?

Ученик: Апатия.

Вадим Запорожцев: Апатия.

Иногда, конечно, можно ее отнести к форме болезни - это, если угодно, ментальная болезнь. Нежелание, нехотение – это здесь сложный момент.

Ученик: Почему?

Вадим Запорожцев: Потому что ведь фактически мы что хотим, то и получаем.

Если на очень тонком уровне мы хотим быть в апатии, мы в ней находимся.

Если мы хотим из нее выйти, мы в нее вообще никогда не попадаем.

Но иногда так складывается ситуация, что у нас там, наверху, есть как бы переключатель: туда-сюда, апатия либо есть, либо ее нет. Происходят какие-то внешние обстоятельства, щелк-щелк – и у тебя тумблер в сторону апатии переключается, и ты в этой апатии находишься. Это значит, ты где-то сам не хочешь сосредотачиваться. Значит, где-то в какой-то момент ты не волеизъявляешь сосредоточиться.

Понятно, что все дальнейшее не работает, и ты опять в рассосредоточенном состоянии. То есть твое сознание расфокусировано, оно блуждает, оно расплылось. У тебя апатия.

Понятно, что это серьезное препятствие - человек как бы расплывается.

Ученик: Это состояние энергии? Разума? Состояние тамаса?

Вадим Запорожцев: Да. Безусловно, здесь присутствует тамас. Безусловно. Но вопрос в другом.

Хорошо, когда у тебя что-то явно выражено. Например, у тебя есть болезнь, но нет апатии, налицо страстное желание опять восстановиться, и ты преодолеваешь болезнь. Усилием. Ты лечишься, применяешь какие-то средства.

Или хорошо, когда у тебя есть апатия, но нет болезни. Ты тоже как-то из нее можешь выйти.

Но если у тебя, допустим, два этих препятствия одновременно? Человек больной и в апатии, ему не хочется ничего делать. Это уже сложнее. Понимаешь? Здесь еще бывают такие вот хитрые навороты.

И все это ведет к рассосредоточению сознания.

Что следующее?

Ученик: Следующее – сомнение.

Вадим Запорожцев: Сомнение – вот тоже такое препятствие, которое не позволяет нам быть в состоянии сосредоточения.

Ученик: Что такое сомнение?

Вадим Запорожцев: Это когда у нас есть энергия и, грубо говоря, два канала, по которым ее направить, и мы колеблемся: то туда направим, то сюда, то мы с этой стороны как-то заглянем, то с той стороны, то с этой, то с той. И на эти метания тратится колоссальное количество энергии.

Сомнение – это самый страшный враг человечества. Страшнейший враг человечества! Ни на что, на самом деле, не тратится так много энергии, как на сомнение.

Ученик: На колебания?

Вадим Запорожцев: Колебания, да!

Как у Цоя: "В наших глазах – крики "Вперед!", в наших глазах – окрики "стой"!"

Мы начинаем заниматься йогой, и иногда не знаем, чему верить, чему нет, а может это так или не так, а может быть это что-то не то – и мы постоянно мечемся.

Понятно, что нет единого какого-то устремления. То есть, в этом смысле, как это ни смешно и не парадоксально, лучше делать ошибку, но не испытывать сомнений, чем быть человеком, вечно находящимся в сомнениях.

Ученик: Почему?

Вадим Запорожцев: Потому что если ты совершаешь ошибку, у тебя есть шанс это быстро понять и пойти по другому пути, исправить ее. А в сомнениях можно прожить несколько жизней подряд. Я встречал, к сожалению, таких. Это такая болезнь, болезнь несмелости. Когда человек, вовлеченный даже в йогу, все колеблется, все высчитывает, все просчитывает: а не обманывают ли его.

Я очень часто встречался с такими людьми. Большое количество так называемых маргиналов - именно такие люди. Они то одну систему рассматривают, то другую. То в христианство их занесет, то в ислам. И они везде ищут подвох (я крайний случай рассматриваю).

Понятно, что на таком малом уровне сомнения совершенно недопустимы: они рассредотачивают наше внимание. Вот мы уже занесли ногу, надо просто спокойно сделать шаг вперед, а эта нога колеблется: то ли вперед, то ли назад. В результате она делает что-то посередине и как раз, оказывается, делает шаг в пропасть. Это самая типичная ситуация – полумеры, методы полумер, когда человек берет – и усредняет, а в результате садится между двух стульев.

Это самая типичная ситуация, с которой можно столкнуться. Это сомнения в сильном виде.

В слабом виде сомнение рассредотачивает разум: когда ты что-то делаешь, а у тебя внутри как будто шпион, который не выкладывается на всю катушку, а каждую минуту может, так сказать, "открыть дверь врагу". Опять же, в этом смысле лучше иногда делать что-то, не сомневаясь, до конца, даже если ты делаешь ошибку, чем находиться в вечных сомнениях.

Однако каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно. Потому что бывают разные моменты, бывают такие, когда должны быть сомнения. Но в отношении духовных вещей это то препятствие, которое не позволяет иногда достигнуть сосредоточения. Самое страшное препятствие.

Вместо того, чтобы сесть и без сомнений, не анализируя, делать что-то, мы начинаем опять, и опять, и опять это все вертеть: и так, и так. И вот перед нами последний рывок до достижения просветления, а сомнения не дают нам это сделать.

Ученик: А почему это происходит? Человек опирается на свой предыдущий опыт? Он хочет чего-то другого, нового, ему говорят: будешь делать йогу – достигнешь таких-то результатов, а он сомневается? Для него это какой-то новый опыт, о котором он еще не знает. Не знает, что такое возможно.

Вадим Запорожцев: Дурная карма.

Ученик: Он не доверяет новому?

Вадим Запорожцев: Дурная карма.

Вероятно, он сам когда-то врал другим, а теперь переносит ту ситуацию на себя: он вполне может допустить, что теперь ему врут точно так же, как он врал другим. Понимаешь? И вот эти вот сомнения начинаются, недоверие. То есть отрицательный предыдущий опыт привел к возникновению такой психологии поведения. Однако этот отрицательный предыдущий опыт был выработан в результате его же собственной плохой кармы. Понятно?

В известном смысле сомнения, как ни что, говорят о плохой карме. Причем, о достаточно тонкой плохой карме, утонченной.

Ученик: Почему?

Вадим Запорожцев: Потому что если б этого не было, то ты либо сразу распознал бы систему как ложную и вообще не стал бы на нее смотреть, либо уж, если ты ее принял, то принял бы до конца.

Это очень серьезная болезнь, от которой по-разному люди избавляются.

В книгах йоговских пишут много чего, но не все люди тут же кидаются выполнять.

Ученик: Почему?

Вадим Запорожцев: Потому что у них есть сомнения, они до конца не доверяют. И сомнение ведет к рассредоточению.

Ученик: Возникает двойственность?

Вадим Запорожцев: Конечно!

Дальше идем.

Ученик: Следующее препятствие – невнимательность.

Вадим Запорожцев: Невнимательность – это такое разгильдяйство, в которое многие и многие из занимающихся, из начинающих заниматься йогой впадают.

На это тратится очень много времени и не получается результат.

Если сказано: надо делать так-то и так-то, то нам надо быть предельно внимательными к нюансам.

А чаще покажется нам, что мы в принципе поняли систему и: "Что с этим разбираться? Все понятно! Делай – и делай!". А там есть нюансы, маленькие нюансы. Если их упустить, то в принципе тогда идет достижение результата измором, количеством попыток. Один раз попытка была, что-то невнимательно сделал, не получил результат; второй раз – опять невнимательный был, не получил результат. Третий, четвертый, пятый, шестой… А потом уже в сотый раз у тебя ничего не получается, и ты начинаешь действительно досконально читать эти книги, эти руководства. Или ты начинаешь прислушиваться к тому, что тебе говорили, если тебя кто-то учил.

Тебе говорили: делай так-то и так-то, а ты как-то посчитал, что нет, надо по-другому сделать, решил, что вот будет вот так. И вот в этот самый миг была маленькая лазейка для просветления, а ты ее упустил. Почему? Потому что невнимательно отмел.

Большая это проблема … Что там греха таить, вы все ей страдаете поголовно. Почему я об этом так заявляю? Потому что сам очень долго болел этой же болезнью. Но это на таком, опять же, капитальном, глобальном уровне.

Ученик: Внимательность – это тоже сосредоточение, это неотвлечение на что-то?

Вадим Запорожцев: Да, когда мы позволяем себе… Знаешь, у нас вечно нет времени, чтобы разобраться, чтобы спокойно подумать, осмыслить и сделать логические шаги. Ведь это же Йога сознания. Здесь не проходят вот такие моменты энергии, попытка взять нахрапом, когда, если не знаешь, как открутить болт специальным ключом, ты берешь кувалду – и начинаешь его просто сбивать. Выламываешь вместе с куском стены, но в принципе добиваешься того, чего ты хотел. Это в принципе приемлемо, если ты действуешь методом энергии.

Но если ты идешь методом сознания, кувалда в посудной лавке или микроэлектронном приборе неприменима.

А мы невнимательны, мы нахрапом идем. Мы еще до конца не разобрались, мы логическую цепочку, очень четкую - вытекание одного из другого - не построили, мы как-то в полусонном состоянии махнули на это рукой и сказали: "А чё там над этим размышлять? Возьму энергией!"

И иногда вырабатывается привычка брать энергией. А что такое брать энергией? Это поступать неэффективно. То есть часть этой же самой энергии распыляется не по назначению. Ее не хватает для сосредоточения, и сознание рассосредоточено.

Типичный пример. Человек начинает что-то делать за компьютером: раз не получилось – и все по новой, с нуля, начинает. Нет, не начинай с нуля! Остановись там, где не получается, разберись досконально, что ты делал до этого, выстрой цепочку! И может быть, тебе не надо будет начинать с нуля! Это неуважение к результату. Своему собственному.

Невнимание – это болезнь, которая проходит со временем. Но она не позволяет сосредоточиться. Мысли прыгают. Знаешь, мы считаем: 1, 2, 3, 4, 48, 49, 50. Да? А где вот эта вот оставшаяся часть?

Так же и мысль: ой, я сейчас сосредотачиваюсь, я думаю о том-то, о том-то, о том-то, отвлекся – и понеслось твое внимание… Сосредоточился, а потом тебя волна энергии захватила – и понесло. Ты начал сосредотачиваться на глиняной кружке, а в результате ловишь себя на том, что размышляешь о каком-нибудь гамбургере. Понесло, понесло, понесло, понесло!

Дальше идем!

Ученик – Лень.

Вадим Запорожцев: Лень. Это вообще "замечательно".

Лень – это такой, я бы даже назвал, яд, которому вообще всё и все подвержены.

Лень есть одно из проявлений тамаса, причем наиболее сильное: когда всё неповоротливо, когда чтобы что-то сделать, надо преодолеть какой-то дискомфорт и как бы нет силы, чтобы его преодолеть, и мы самоуспокаиваемся и опять скатываемся вниз.

Вот перед нами холм, даже холмик небольшой, а мы в самом низу. И у нас нет сил, чтобы вскарабкаться, преодолеть это препятствие. И тамас нам говорит: "А зачем? А ну его!" Это состояние иногда закрепляется, и человек сам себе не отдает отчета, что он, в общем-то, живет, как животное. Что он начинает действовать только лишь тогда, когда есть прямая угроза ему или чему-то в его жизни.

Лень очень свирепо наказывается. Эволюционно, если ты долго ничего не делаешь, потом приходит такой кнут, по сравнению с которым преодолеть чувство лености, заставить себя встать, что-то сделать – это просто сказка и наслаждение. На этом построена эволюция.

Состояние ленивого пребывания, когда и тело тяжелое, и разум тяжелый, не надо путать с усталостью.

Есть такое состояние приятной усталости, когда ты классно сделал какую-либо работу и погрузился на свой диванчик, смотришь телевизор или отдыхаешь по-другому. У тебя при этом присутствует ясность - саттва. В принципе ты находишься как будто бы в состоянии лентяя, но оно отличается принципиально. Поскольку перед саттвой было состояние активности – раджаса, и это заслуженный отдых, заслуженное предоставление своему организму возможности восстановить силы.

Но совсем другое дело, когда не было предыдущего состояния раджаса, а ты точно так же развалился – в этом случае у тебя состояние тяжести, тамаса. И кажется: "Ой, как тяжело, я так устал, хочется еще полежать". Это состояние затягивает, как болото: чем больше лежишь, тем сильнее устаешь; ты не отдохнул, пытаешься еще отдохнуть, а вместо этого еще больше изматываешься. Это наша привычка.

А начинаешь активно что-то делать бодренько, и потом понимаешь: "Боже ты мой! Я лежал в этом тошнотворном состоянии, мне было так плохо. И я хотел продолжать лежать! А когда начал активно что-то делать, я сразу стал бодрым, веселым, счастливым, тонус поднялся, и внутреннее наслаждение выросло".

Привычка лени – достаточно укоренившаяся. Вместо того, чтобы тратить время на раджас, мы его тратим на тамас. У нас есть свободные полчаса времени, и вместо того, чтобы посвятить их активному самосовершенствованию, изучить английский язык, позаниматься йогой, какую-нибудь умную книжку прочитать, поставить себя на следующий уровень, выше, мы склонны это все задвигать: нам лениво, неохота.

Понятно, что это ведет к рассосредоточению, то есть это не способствует сокращению мыслей в разуме и достижению состояния сперва сосредоточения, а затем –самадхи, сосредоточения сверхсознательного.

Дальше идем

Ученик: Следующее – невоздержание.

Вадим Запорожцев: Это тоже важный момент. Невоздержание имеется в виду не только половое (обычно, когда говорят слово "воздержание", подразумевается сексуальное воздержание, но здесь оно употребляется в более широком смысле).

Вот есть некий объект, который мы по тем или иным причинам начали страстно желать. Это может быть все, что угодно: женщина или мужчина, еда, машина, какое-то действие. Вот такое страстное желание чего-то.

Это желание начинает над нами главенствовать и работать, и если мы это желание получаем, то мы удовлетворены. Если нет – наше сознание мечется, оно не находит покоя, оно рассосредотачивается. Мы становимся заложниками чего-то внешнего. А раз мы становимся заложниками чего-то внешнего, то, соответственно, наше сознание направляется вовне. И количество волн в разуме лишь увеличивается. Оно не уменьшается. Вместо того, чтобы сосредоточить внимание вовнутрь, мы наоборот цепляемся за все внешнее, мы не способны пяти минут спокойно посидеть и устаканить свой разум. Нас вовне несет.

Сексуальное воздержание – одно из самых сильных по степени воздействия на человека: если человек ему подвержен, то большая часть его естества, даже на химическом уровне (потому что гормоны вырабатываются), начинает действовать по следующему механизму.

Вот человек сидел и медитировал, был в нормальном состоянии, сосредотачивал свой разум. Вдруг открыл глаза и увидел, что, оказывается, все это время перед ним девушка прекрасная сидела. Она сидела там, пока он медитировал, но он ее не видел, он закрывал глаза. Он открыл глаза, он ее увидел, он ее захотел. Как следствие, что это значит? Он захотел обладать ею. Он как бы перенес внимание изнутри наружу, перенес свое внимание и свое сознание на нее. А дальше начинают работать уже механизмы гормональные. У него возникают мысли и образы, которые начинают действовать на другие центры мозга. Они в свою очередь воздействуют на какие-то железы, эти железы выбрасывают в кровь вполне материальные и объективные гормоны - химические вещества, под действием которых мы испытываем то или иное состояние. И вот весь процесс начинает разворачиваться. То есть он-то уже давно закрыл глаза, чтобы опять сосредоточиться - а не может, потому что по крови начинают циркулировать гормоны, которые всячески не дают ему сидеть спокойно.

Здесь описан многоступенчатый механизм возникновения этого страстного желания. Оно очень легко возникает, но, раз проснувшись, попробуй потом с этими гормонами что-нибудь сделать. Это надо втройне большее усилие воли, чтобы не поддаться. Это уже не ментальное желание – это уже химическое желание. Когда хоть режь, но ты хочешь эту женщину! И преодолеть это уже на порядок, да какое на порядок, на три порядка сложней.

Поэтому ты уже, понятно, ни о чем думать не можешь. Ты начинаешь думать только о реализации этого желания. Ни о какой концентрации, ни о каком заглядывании в себя, вовнутрь, ты уже и не мыслишь. Потому что тебе начинает казаться, что твое наслаждение находится вовне. Ты забываешь к тому моменту, что всё наслаждение – это суть внутреннее наслаждение. Ты думаешь, что вот оно – вовне: если ты до этой девушки сейчас не дотронешься, ты умрешь.

Такие страстные желания не обязательно сексуальные. Они сильны, но ведь есть и другие. Допустим, желание карьерного роста на работе или желание заработать много денег, или желание еще чего-то – то есть страстное желание чего-то вовне. Оно автоматически не позволяет сосредотачиваться, оно наоборот нас как бы распыляет. Концентрацию оно распыляет вовне.

У нас есть какой-то объект, преходящий, и, соответственно, много факторов, чтобы этот преходящий объект был в том состоянии, которое бы мы хотели. И надо постоянно эти все факторы удерживать. Вместо того, чтобы сокращать количество мыслей в голове, оно (количество) только растет. Есть такая фраза: маленькое количество денег – маленькое количество проблем, а большое количество денег – большое количество проблем. Потому что их надо удерживать.

Вот точно так же и здесь. Попытка удержать этот страстно желаемый объект или как-то с ним взаимодействовать ведет к тому, что мы постоянно должны думать о миллионах, миллионах, миллионах отдельных вещей вовне. Всё: мы порабощены!

Это в сильно утрированном случае. Но ведь это еще бывает на слабо проявленном уровне. В бытовой жизни. Например, мы страстно желаем что-то съесть и уже не можем это преодолеть.

Ученик: Как с этим бороться?

Вадим Запорожцев: У Патанджали в дальнейшем будет описание методов, но самый простой способ, пока мы не искушены – это прекратить все на первоначальном этапе. Это так называемый принцип вайрагьи, отрешенности. Не когда ты уже пялишься на эту прекрасную девушку и над собой контроль потерял, а еще до того, когда ты знаешь, что придешь с ней в соприкосновение и будешь это испытывать. Ты уже знаешь этот механизм. Ты пока его на себе в полную силу не испытываешь, но ты знаешь, что если ты попадешь с ней в одну постель, тебе будет очень трудно удержаться. Понимаешь? И ты не допускаешь этого состояния до тех пор, пока ты не сможешь разумно как-то контролировать. Ты говоришь: "Нет. Нет. Нет".

Это принцип отказа от наслаждения всем внешним. Как монахи живут – они ничего не видят, ничего не слышат, сидят в своей келье. В маленькой комнатке, где ничего нет. Соответственно, нет и соблазна, искушения страстно чего-то пожелать.

Но опять же этот метод работает, если мы практикуем его ограниченное время и только если мы пользуемся этим временем, чтобы совершенствовать себя. Потому что это бессмысленно – просто сидеть в такой консервации. Потом ты увидишь объект своего желания, и в 3 тысячи раз сильнее это желание у тебя в душе загорится. А если пользоваться этим периодом для самосовершенствования, то можно взять это все под контроль, и даже уже соприкасаясь с объектом вожделения, уже его не испытывать желание в таком отупляющем, рассосредотачивающем качестве.

Опять же, напоминаю, что это не тантра-йога, что это методы сознания. Прямо противоположные методы! В тантра-йоге наоборот бы говорили, что чем больше ты страстно желаешь женщину или девушку, тем лучше. Ты можешь методом энергии взять. Но здесь мы действуем методом сознания: чем сильнее будет энергия, тем бесконтрольнее она подобно ветру будет задувать пламя твоего сознания. Как свечку.

Дальше идем.

Ученик: Дальше - ложное восприятие.

Вадим Запорожцев: Ложное восприятие – и мы уже касались этого – когда мы что-то одно воспринимаем за другое.

Вот еще одно типичное представление о ложном восприятии. Говорят, что раньше хорошо строили дома. Говорят: "Посмотрите, у нас на улице все эти новостройки, какие хреновые! А вот раньше!.. Вот построили 400 лет назад дом, он стоит – и хоть что там, хоть тресни!"

На самом деле, как раньше строили хреново, так и сейчас. Одинаково строят. Разница лишь в одном: за 400 лет все ветхие дома разрушились, а остались только единицы, которые были хорошо построены. Это не значит, что раньше все такие дома были. Нет! Это говорит всего лишь о том, что сохранились только хорошие дома. Но мы делаем ложные выводы и, опираясь на эти ложные выводы, как-то себя начинаем вести.

Точно так же и в своей повседневной жизни мы иногда одно считаем другим. То есть мы не отдаем себе до конца отчет, почему мы ведем себя так или иначе. Где-то есть ошибка, а если есть ошибка, то о каком сосредоточении может быть речь? Мы что-то проглатываем просто так. Вот, мы начитаем искоренять наши мысли. Было 100 мыслей в голове, мы искореняем, искореняем, искореняем, их осталось, допустим, 40. А потом 20 мыслей мы считаем: о нет, это священная корова, оставляем их, они должны быть! И начинаем остаток сокращать. А что толку остаток сокращать, если эти 20 как прыгали, так и прыгают? Почему? Потому что мы их воспринимаем ложно.

Дальше идем!

Ученик: Дальше - неспособность достижения какой-либо ступени сосредоточения.

Вадим Запорожцев: Вот это мне достаточно сложно комментировать, потому что…

Ученик: О каких ступенях сосредоточения идет речь?

Вадим Запорожцев: Здесь имеется в виду, если человек что-то практикует.

Дело в том, что есть несколько ступеней. Допустим, очень тяжело сосредоточиться, если ты не научился отключаться от своих чувств. Буквально тебе начинает все мешать.

Ученик: Осязание и прочие?

Вадим Запорожцев: Осязание, обоняние, слух, зрение – всё начинает тебя вырывать из сосредоточения. Очень тяжело идти выше, если предыдущая ступень пока не отработана.

Ученик: А метод такой же дается? Сосредоточение и отвлечение этой энергии от чувств на сосредоточение?

Вадим Запорожцев: Да. Но дело в том, что если мы этого не достигли, а пытаемся уже непосредственно контролировать свое сознание, если мы подвержены еще действию наших чувств, но при этом пытаемся как-то очень жестко управлять концентрацией нашего сознания, то фактически мы начинаем строить дом без фундамента. И только-только мы сосредоточились, вдруг что-то выводит нас из себя, всё – ты полетел.

Эту тему мы детально обсудим, когда будет изучать восьмеричную ступень, что за чем идет (от разотождествления с чувственными объектами до самадхи). Мы коснемся этой темы в будущем.

Дальше!

Ученик: Отсутствие стабильности при сосредоточении.

Вадим Запорожцев: Также обсудим потом.

Ученик: Тогда все. "Эти отвлечения сознания – суть препятствия".

Следующий афоризм.

^ 31. Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеянным [состояниям сознания].

Комментарий Вьясы: Страдание [бывает трех видов]: вызываемое внутренними [причинами], вызываемое другими существами и вызываемое сверхъестественными [причинами] 1. Страдание - это то, от чего живые существа стремятся избавиться, когда оно их поражает.Уныние есть нарушение ментальных функций вследствие препятствия [реализации] желания.Дрожь в теле - когда части [тела] дрожат, то есть сотрясаются 2.Вдох есть жизненное дыхание, при котором вдыхается внешний воздух. Выдох - когда выходит воздух, находящийся внутри [тела].Все эти [явления] сопутствуют рассеянным состояниям [сознания], то есть они бывают лишь при рассеянных состояниях сознания и отсутствуют при сконцентрированном сознании.Итак, эти рассеянные [состояния сознания], являющиеся препятствием йогическому сосредоточению, должны быть подавлены посредством уже упоминавшихся практики и бесстрастия. Здесь же [автор] в заключение говорит о предмете практики:

Комментарий Вадима Запорожцева: Мы помним, что рассматриваем афоризмы Патанджали вместе с комментариями Вьясы. То есть мы должны отдавать себе отчет, что здесь еще акцент понимания Вьясы добавлен.

Существует немножко другая интерпретация этого же афоризма. Она построена на следующем моменте: действительно, когда есть рассосредоточенное состояние, наблюдаются определенные явления. Но здесь акцент сделан не просто для всех подряд, но прежде всего, для практиков йоги, для тех, кто начинает заниматься йогой.

Так вот, когда человек только-только начинает сосредотачивать свое сознание, он начинает сталкиваться с вот такими волнами препятствий.

Ученик: В виде страдания?

Вадим Запорожцев: Да. Он начинает заниматься, и вдруг что-то начинает всплывать в его окружающем мире, что вызывает его страдания.

Но с точки зрения, допустим, другого объяснения, это накопившаяся карма, это очищение. Это те старые-старые моменты, которые не были отработаны, но сейчас они начинают всплывать. Видишь, здесь немножко другой акцент?

И вот, что там идет? Страдания, перечисли еще раз…

Ученик: Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи.

Вадим Запорожцев: Вот это типичный набор, "джентльменский набор" состояний, через которые, в общем-то, любой практик, который только начинает заниматься, обязательно проходит.

Я об этом постоянно тоже говорил вам, что: "Ребята, ждите! Ждите депрессии, уныния…"

Ученик: Абсолютно любой человек?

Вадим Запорожцев: Нет, конечно, не абсолютно любой. Если это Господь Бог во плоти, то, конечно же, он ничего такого испытывать не будет. Но если были какие-то недоработки, если вообще в принципе человек до этого хоть когда-то испытывал уныние и страдание, то сейчас он в легкой форме должен переболеть этим – и раз и навсегда от этого отказаться.

Ученик: А не бывает без таких состояний? Таких практик, методов в йоге?

Вадим Запорожцев: Как раз в следующем афоризме и сказано: именно практиками и методами подавите эти состояния. Однако подавление их не суть йоги.

Конечно, они не обязательно должны присутствовать, их может и не быть, но как правило присутствуют.

И вот ты начинаешь заниматься йогой. Ты жил обычной жизнью, нормальной. (Это спорный вопрос, что такое нормальная жизнь, но ты жил, как подавляющее большинство людей на этой планете).

И в один прекрасный момент ты начал активно заниматься йогой сосредоточения. Ты начинаешь активно по той или иной системе практиковать сосредоточение. Иногда все идет "на ура": сильнее, сильнее, сильнее. Но большинство из нас не идеальны, у нас у всех есть карма. Человек начинает сильнее сосредотачиваться, а в результате приходит волна депрессии. Сначала волна подъема – потом волна депрессии, волна чего-то классного – потом волна подавленности. И эти состояния перемежаются. Человек иногда даже обескуражен: что это вдруг? Я же вроде всем хорошим занимаюсь, что же мне так плохо?

Но в определенном смысле получается, что, переживая эти состояния, он легко отделывается от будущих проблем. В будущем эти все проблемы должны были вырасти до космических масштабов, и тогда, действительно, их было бы трудно решать, а сейчас он как бы малой кровью отделывается.

Так вот состояния подавленности и депрессии наблюдаются время от времени, когда ты усиленно начинаешь заниматься йогой.

Дальше в афоризме называется совершенно любопытная вещь: наблюдается дрожь в теле.

Каналы начинают чиститься, когда ты достигаешь определенной ступени сосредоточения. То есть ты сосредоточился, у тебя уже какое-то маленькое количество мыслей в разуме, но чтобы достичь сосредоточения, вся твоя энергетическая система должна работать исключительно на его поддержание. И она у тебя со страшной силой работает. Ты даже этого, кстати, не замечаешь.

Ученик: Во время концентрации?

Вадим Запорожцев: Во время концентрации.

Но она работает, она привлекает все больше и больше энергии, и эта энергия натыкается на препятствия, на загрязненные каналы. Она начинает их чистить в принудительном порядке. Ты-то размышляешь, ты весь в концентрации сознания, но в этот же самый момент твоя энергия начинает чистить твои каналы.

Во время этого процесса по тебе проходят волны неконтролируемой дрожи. То есть твое тело начинает сотрясаться. Ты вроде сидишь сосредотачиваешься, а тебя, как под воздействием электрического тока, иной раз буквально пробивает.

Кстати, вот одна из причин, почему рекомендована поза лотоса: она как раз не позволяет тебе нарушить медитацию. Тебя как-то трясет или подбрасывает, но у тебя устойчивое состояние: большое основание и центр тяжести внизу. Из такого состояния очень тяжело человека опрокинуть, он устойчив. И когда начинает его "колбасить", то он не падает.

Ученик: Во время пранаямы?

Вадим Запорожцев: Давай сейчас не будем пранаямы касаться. Это во время медитации.

Почему поза лотоса столь высоко ценима в йоге? Почему всех йогов обычно на картинках рисуют в позе лотоса? Именно по этой причине: если ты работаешь методом сознания, тебя пробивает дрожь, чистятся каналы. Затем это проходит: каналы очищены, и дрожи больше нет.

Ученик: Но что значит "очищены каналы и дрожи нет"?

Вадим Запорожцев: Ты автоматически перестроил свое тело, даже не занимаясь им! Понимаешь? Не делая ту же хатха-йогу, ты перестроил тело. Чисто методами сознания.

Видишь, в чем здесь "фокус"?

Ученик: То есть ты на тонком уровне это сделал?

Вадим Запорожцев: Да! А тонкий исправил грубый.

Следующее что там перечисляется?

Ученик: Следующее - вдохи и выдохи.

Вадим Запорожцев: Здесь даны небольшие намеки.

Афоризмы Патанджали – это конспект разных подходов. Здесь хорошая ссылка на методы пранаямы: до тех пор, пока существуют вдох и выдох, сознание несосредоточено. Это очень легко проверить.

Можно сесть и попытаться сосредоточиться: чем сильнее ты будешь сосредотачиваться, тем все более медленным у тебя будет дыхание. И по мере сосредоточения оно будет замедляться.

В состоянии самадхи, когда будет присутствовать одна мысль или вообще не будет мыслей и сознание будет высвечивать само себя, дыхание вообще останавливается.

В тантрах, где заслуженно употребляется метод пранаямы, этого состояния достигают за счет дыхания. А вот в классических йогах сознания Патанджали этого состояния бездыханности – кевало или кевело – достигают посредством сосредоточения разума.

Если есть дыхание – значит нет сосредоточения.

Дальше!

Ученик: То есть это взаимосвязь мысли и дыхания? Чем у тебя меньше мыслей, тем меньше колебания легких? Получается, если человек о чем-то напряженно думает, у него сильнее, сильнее, интенсивнее дыхание?

Вадим Запорожцев: Да. И мы об этом помним и учитываем эту самую связь между дыханием и мыслью. Или гораздо более сложно понимаемую связь между дыханием, мыслью и сексуальной энергией. Это базовая связь, на которой построено множество йоговских практик. Точнее, весь спектр всех известных йоговских практик построены именно на этой связи.

Итак, еще раз: прямо пропорционально сосредоточению разума.

^ 32. в целях их устранения - практика с одной сущностью.

Комментарий Вьясы: Для устранения рассеянных [состояний сознания] пусть [йогин] практикует работу с сознанием, «опирающимся» на одну [отдельную] сущность.Однако для того, [кто полагает], что сознание есть лишь сознавание одного объекта за другим и [к тому же] мгновенно, все сознание [в своей всеобщности] только однонаправленно и не может быть рассеянным 1. [Лишь в том случае], когда это [сознание], отвлекшись от всего остального, концентрируется на одном объекте, оно становится однонаправленным. Следовательно, оно не [может быть направлено] с необходимостью на каждый объект. Так же и для того, кто полагает сознание однонаправленным, поскольку [оно представляет] поток сходных впечатлений; если его однонаправленность есть свойство сознания, [трактуемого] как поток, то такой поток сознания не является [чем-то] унитарным ввиду [своей] мгновенности. Если же [допустить, что однонаправленность есть] свойство [конкретного] содержания сознания, представляющего собой составной элемент непрерывного потока [сознания], то [независимо от того], состоит ли этот поток из сходных или различных содержаний сознания, само сознание всегда однонаправленно, поскольку оно с необходимостью [фиксируется] на каждом объекте. Таким образом, [мысль] о рассеянном сознании оказывается не­объяснимой. Отсюда следует, что сознание унитарно, направлено на различные объекты и стабильно 2.[Далее]. Если бы содержания сознания, имеющие различную внутреннюю природу, порождались бы как не связанные с единым сознанием, то как в таком случае одна [когниция] могла бы помнить то, что было увидено другой когницией? 3. Как одна когниция могла бы быть субъектом кармы, накопленной другой когницией? Если даже это как-то и устанавливается, то лишь способом, напоминающим [логику] «коровьего навоза и молочной пищи» 4.

Более того, при рассмотрении сознания как различных, [не связанных между собой когниций оппонент] приходит к отрицанию достоверности опыта самотождественности. Каким образом [две когниций] «Я прикасаюсь к тому, что я прежде видел» и «Я вижу то, к чему я прежде прикасался» могут быть отнесены к не имеюще­му различий субъекту познания, если все когниций различны? Каким образом когниция «Я есмь этот неделимый атман», имеющая своим объектом одну идею [атмана] и возникающая в совершенно различных сознаниях, может принадлежать одному субъекту по­знания как общее [знание]? Ведь знание «Я есмь этот неделимый атман» может быть получено из собственного опыта. Более того, авторитет восприятия не превосходит другие средства познания. Напротив, другие средства познания находят применение именно благодаря восприятию. Поэтому сознание унитарно, направлено на различные объекты и стабильно.

Каким образом [достигается] то очищение устойчивого сознания, о котором говорится в шастре?

Комментарий Вадима Запорожцева: Здесь опять же Вьяса решил добавить некие свои размышления на достаточно интересную и сложную тему. Но здесь в большей степени чувствуется влияние школы логической. Вот то, чем любят заниматься, допустим, буддисты и прочие - логическим построением чего-то.

Тем не менее, прокомментировать этот афоризм надо так: все предыдущие состояния устраняются, когда мы начинаем концентрировать свое сознание на одну сущность (это может быть глиняная кружка, Господь Бог во плоти, Богиня Кали, священный сладкий слог ОМ или еще что-нибудь). Как правило, когда есть одна сущность, а все остальные сущности исключаются, тогда наше сознание сосредотачивается, и те состояния, о которых говорится в прошлом афоризме, исчезают.

Один, важнейший, вывод: состояние подавленности, депрессии, состояние негативизма устраняется в тот момент, когда разум сосредоточен на одном.

Это своеобразная даже практика: если ты испытываешь то или иное состояние – подавленность, депрессию, и при этом сядешь медитировать, то прямо пропорционально сокращению твоих мыслей у тебя будет рассеиваться, как дым, негативное состояние. Когда у тебя останется одна мысль, у тебя не будет даже, так сказать, налета этих негативных состояний.

 

 

^ 33. Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности 1 по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.

Комментарий Вьясы: Итак, пусть [йогин] культивирует дружелюбие по отношению ко всем живым существам, наслаждающимся счастьем, сострадание к тем, кто испытывает страдание, радость по отношению к добродетельным, беспристрастность к обладающим порочными склонностями.У того, кто взращивает [свои чувства] подобным образом, возникает «светлое» качество, а отсюда и происходит очищение сознания. Будучи очищенным 2, [оно становится] устремленным к одной точке и достигает стабильности.

Комментарий Вадима Запорожцева: Вот! Здесь хороший очень перечень! Еще раз прочитай этот афоризм. Он очень важный. Важный по методам.

Ученик:

 

^ Очищение сознания достигается культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.

 

Вадим Запорожцев: Это своеобразный "кодекс поведения". В дальнейшем он будет более детально рассмотрен в ямах и ниямах.

Перечисленное здесь - хорошая привычка, ответ на вопрос, как я должен себя вести, какие в себе должен культивировать чувства, а какие нет. И перечислены именно те чувства, которые следует культивировать.

Их стоит в себе всячески поддерживать и генерировать. То есть, если они в тебе вдруг зарождаются, ты их не задавливаешь, а, наоборот, всячески их поддерживаешь и лелеешь.

Обрати внимание: предлагается на светлой стороне сосредотачиваться. Как ни странно, но сосредоточение на светлой стороне приводит к сверхспособностям. Это в дальнейшем также будет у Патанджали.

А сосредоточение на их прямопротивоположности не приводит ни к чему.

И последний пункт –беспристрастность… Прочитай еще раз, как там сказано дословно…

Ученик:




страница1/3
Дата конвертации25.10.2013
Размер0,94 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы