Учебно методический комплекс учебной дисциплины «риторика» федеральная компонента цикла опд по специальности 031401 культурология icon

Учебно методический комплекс учебной дисциплины «риторика» федеральная компонента цикла опд по специальности 031401 культурология



Смотрите также:


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет философии и культурологии


Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры философии Декан факультета

и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч

Протокол № 7 ___________________

от «16» февраля 2009 г. «___» _________ 2009 г.

Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д.

____________________________


^ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РИТОРИКА»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА ЦИКЛА ОПД

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031401 КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Составитель Павленко О.Н.


Ростов-на-Дону

2009 год


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.


1. Пояснительная записка…………………………………………………… 3

2. Тематический план курса ……………………………………………….. 4

3. Программа курса …………………………………….………………… 5-6

4. Литература…………………..……………………………………………. .7

5. Планы семинарских занятий ………………………………………… 8-10

6. Вопросы к зачету…………. …………………………………………...... 11

7. Самостоятельная работа ……………………………………………… 12-13

10. Глоссарий …………………………………………………………… .14-26

11. Тесты …………………………………………………………………...27-35


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель – дать современные представления о традиционной и нетрадиционной риторике.

Задачи – овладеть знаниями в сфере теории красноречия и научиться применять их в на практике.

Место в учебном процессе – язык важнейшая часть культуры и умение пользоваться им, неотъемлемая часть гуманитарного образования. Риторика показывает, каким образом осуществляется речевая коммуникация, как пользоваться речевой активностью в профессиональной, общественной сферах и личной жизни.


^ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


№/№

ТЕМА

Количество часов

лекции

семинары

самост. работа

1.

Предмет риторики. Место риторики в системе гуманитарного знания


4


2





2.

Основные исторические этапы формирования риторики


8


4




3.

Содержание убеждающей речи (инвенция).

10

6




4.

Особенности публичного выступления и общие принципы его подготовки (композиция).


2


2




5.

Словесное оформление убеждающей речи (элокуция).


4


2




6.

Средства и способы эффективной коммуникации

2

-




7.

Риторика как культура языковой коммуникации.

2

2







Всего

36

18

18



^ 3. ПРОГРАММА КУРСА.

Тема 1. Предмет риторики. Место риторики в системе гуманитарного знания..

Предмет и специфика риторики. Характер гуманитарного знания как преимущественно знания языкового. Понятие культуры речи. Традиционное и нетрадиционное понимание риторики. Риторика как искусство и наука, как часть духовной культуры человеческой цивилизации. Виды красноречия в традиционной риторике. Структурирование убеждающей речи в нетрадиционной риторике. Участники и компоненты убеждающей речи. Характеристика убеждающих доводов Убеждение словом и убеждение делом. Содержание ораторского искусства. Понятие коммуникативной установки. Риторика и мораль. Нравственность речи. Основные разделы риторики: inventio, compositio, ornamenta, memoria, exercitum. Виды ораторского искусства.


^ Тема 2. Основные исторические этапы формирования риторики.

Античная риторика. Роль живого слова в жизни греческого полиса. Софисты как учителя красноречия: новая теория воспитания, довод правдоподобия, отношение словесного творчества к реальной действительности, учение о судебном красноречии. Сократическая школа красноречия, возражения софистам. Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия». Платон о риторах и риторике. Противопоставление риторики и философии. Рекомендации Платона по созданию новой лучшей риторики. «Риторика» Аристотеля. «Топика» как систематическое рассмотрение принципов рациональной дискуссии. Компоненты речи, способы убеждения, роль примеров. Понятие стиля речи.

Римское ораторское искусство и его значение в античном Риме. Цицерон об ораторском искусстве. Принцип уместности как базовый принцип риторической практики. «Риторические наставления» М.Ф. Квинтилиана.

Средневековая риторика. Основные положения христианского красноречия. Проповедник как оратор.

Риторика в эпоху Возрождения и в Новое время. Античные идеалы и требования времени. Эпистолярное искусство как новая ипостась риторических требований, навыков, умений. Теория риторики Ф. Бэкона. Учение об «идолах» и его переложение в риторическую практику. Декарт: основные требования к рассуждению. Формирование рационалистической школы. Умирание риторики как диалогового искусства.

Риторические традиции в России. М.В. Ломоносов и его «Похвальное слово Петру Великому». Работы А. Мерзлякова, Н. Кошанского, К. Зеленецкого и других.

Риторический «Ренессанс» ХХ века. Коннотативнаяя семиология Р. Барта и возрождение классической риторики. Риторика языка и риторика литературы. Новая риторика Х. Перельмана – совместное развитие логики, риторики и теории аргументации. Ртиорика как игра. Работы Й. Хейзинги как каркас рассмотрения риторических канонов


^ Тема 3. Содержание убеждающей речи (инвенция).

Замысел речи. Тема и тезис речи. Понятие цели речи. Классификация целей. Анализ аудитории: повод собрания аудитории, однородность аудитории, социально-культурные, интеллектуальные и количественные характеристики. Структура аргументации. Тезис и доводы. Стратегии убеждения: прямое и косвенное подтверждение тезиса, прямое и косвенное опровержение контртезиса. Развертывание темы и тезиса речи. Топика и доводы. Формальное и содержательное понимание топоса. Виды общих мест. Общие принципы классификации доводов: доводы к очевидному (естественные доказательства), доводы к логосу (логические доказательства), доводы к этосу («нравы»), доводы к пафосу («страсти»). Риторические приемы и их разновидности. Ошибки и уловки аргументации. Формальная классификация уловок.


^ Тема 4. Особенности публичного выступления и общие принципы его подготовки (композиция).

Диспозиция как второй этап работы над речью. Понятие о композиции публичной речи. Специфика устной и письменной речи. Композиционные аспекты речи в коммуникативном и некоммуникативном аспектах. Способы речевого воздействия на личность. Основные принципы подготовки публичного выступления. Психологическая подготовка к выступлению. Повседневная подготовка. Методика подготовки к конкретному выступлению. Вступление (обращение, именование темы). Приемы захвата внимания аудитории. Специфика заключения. Принципы завершения выступления. Особенности и основные требования к главной части выступления. Ошибки в композиции. Принцип выдвижения и современный взгляд на композицию. Отмеченные позиции и схемы выдвижения. Выразительность речи и средства управления выразительностью..


^ Тема 5. Словесное оформление убеждающей речи (элокуция).

Качества речи. Понятия красоты, правильности, уместности и ясности речи. Изобразительность речи как способность вызывать конкретные представления. Общие и специальные средства изобразительности речи. Риторические фигуры, принципы их классификации. Тропы. Классификация тропов по Ц. Тодорову. Каталогизация и характеристика риторических фигур. Анафора, период, анадиплозис, эпифора, эпанод, зевгма как фигуры реализации доводов. Антитеза, градация и коррекция. Понятие о риторическом вопросе и риторическом восклицании. Каламбур. Метонимия, аллегория. Иные риторические фигуры и тропы.


^ Тема 7. Средства и способы эффективной коммуникации

Вербальные и невербальные средства общения. Формы и методы эмоционального воздействия. Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего: внешний вид, взгляд, поведение (пластика, позы, жесты, мимика, походка, рукопожатие) организация пространства общения, голос (громкость, темп, интонация). Приемы борьбы с волнением. «Неполадки» в ходе выступления и их устранение. Методика установления контактов.


^ Тема 6. Риторика как культура языковой коммуникации.

Регулятивные аспекты культуры речи. Культура как состояние языка и речи и культура как деятельность (культивирование) языка и речи. Риторика и учение о качествах речи. Риторика и стилистика. Аргументационные процессы и «словесное украшательство». Разговорный, специальный, художественный, публицистический м административный стили. Особенности духовного (религиозно-нравственного), академического, судебного, военного и социально-бытового красноречия. Ирония в речевой коммуникации. Содержание и правила спора. Виды спора. Полемические приемы.

Речевой этикет. Этикетная модуляция речи. Культура поведения и речевой этикет. Речевой этикет и вежливость как необходимый элемент искусства красноречия.


4. ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 1998

  2. Античные риторики. М., 1978

  3. Аристотель. Топика.// Аристотель. Собрание сочинений в 4-х тт., Т.2, м, 1978

  4. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991

  5. Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001

  6. Волков А.А. Основы риторики. М., 1993

  7. Вомпеский В.П. Риторики в России XVII-XVIII вв. М., 1988

  8. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. М. 2001

  9. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия., М., 1989

  10. Зарецкая Е.Н. Риторика. М.: Изд-во «Дело», 2001

  11. Ивин А.А. Риторика. М., 2002

  12. Кирилов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2002

  13. Клюев Е.В. Риторика. М., 2002

  14. Кузнецов И.Н. Современная риторика. М., 2005

  15. Ломоносов М.В. Краткое руководство по красноречию.// Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 11-ти тт., Т.7. Труды по филологии. М., 1952

  16. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1992

  17. Перельман Х., Ольбрехт-Тытека Л. Новая риторика: Трактат об аргументации.// Язык и моделирование социального взаимодействия.

  18. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2003

  19. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992

  20. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-нв-Дону, Изд-во «Феникс», 2003

  21. Хазагеров Г.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1994

  22. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве М., 1972



^ 5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.


Семинар 1. Предмет риторики.

  1. Предмет и специфика риторики. Риторика как искусство и наука об искусстве убеждающей речи.

  2. Традиционное и нетрадиционное понимание риторики.Структурирование убеждающей речи в нетрадиционной риторике.

  3. Участники и компоненты убеждающей речи. Понятие коммуникативной установки.

  4. Основные разделы риторики: inventio, compositio, ornamenta, memoria, exercitum.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001

  2. Волков А.А. Основы риторики. М., 1993

  3. Ивин А.А. Риторика. М., 2002

  4. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1992

  5. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-нв-Дону, Изд-во «Феникс», 2003

  6. Хазагеров Г.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1994


Семинар 2. Античная риторика.

  1. Возникновение и распространение риторики в античной Греции в V – II в до н.э.: от руководств по написанию речей до «Риторики».

  2. «Риторика» Аристотеля.

  3. Цицерон об ораторском искусстве.

  4. Основные положения христианского красноречия.


ЛИТЕРАТУРА:

    1. Античные риторики. М., 1978

    2. Аристотель. Топика.// Аристотель. Собрание сочинений в 4-х тт., Т.2, м, 1978

    3. Волков А.А. Основы риторики. М., 1993

    4. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. М. 2001

    5. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-нв-Дону, Изд-во «Феникс», 2003

    6. Хазагеров Г.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1994

    7. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве М., 1972



Семинар 3. Риторика в России.

    1. Риторические традиции в России. Красноречие в Киевской Руси.

    2. М.В. Ломоносов и его «Похвальное слово Петру Великому».

    3. Риторика в России конца XVII – XIX вв.

    4. «Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 1998

  2. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991

  3. Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001

  4. Вомпеский В.П. Риторики в России XVII-XVIII вв. М., 1988

  5. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. М. 2001

  6. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия., М., 1989

  7. Ломоносов М.В. Краткое руководство по красноречию.// Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 11-ти тт., Т.7. Труды по филологии. М., 1952

  8. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1992


Семинар 4. Содержание убеждающей речи (инвенция).

  1. Замысел речи. Анализ аудитории и стратегии убеждения.

  2. Развертывание темы и тезиса речи. Топика и доводы.

  3. Формальное и содержательное понимание топоса. Виды общих мест.

  4. Общие места и оценка.


ЛИТЕРАТУРА:


  1. Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001

  2. Волков А.А. Основы риторики. М., 1993

  3. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. М. 2001

  4. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия., М., 1989

  5. Зарецкая Е.Н. Риторика. М.: Изд-во «Дело», 2001

  6. Ивин А.А. Риторика. М., 2002

  7. Кузнецов И.Н. Современная риторика. М., 2005

  8. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1992

  9. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-нв-Дону, Изд-во «Феникс», 2003

  10. Хазагеров Г.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарьриторических фигур. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1994


Семинар 5-6. Теория доводов.

  1. Общие принципы классификации доводов: доводы к очевидному (естественные доказательства),

  2. Доводы к логосу (логические доказательства). Понятие, суждение, умозаключение. Простой категорический силлогизм.

  3. Доводы к этосу («нравы»). Однородные и неоднородные доводы.

  4. Доводы к пафосу («страсти»).

  5. Риторические приемы и их разновидности.


ЛИТЕРАТУРА:

    1. Кирилов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2002

    2. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1992

    3. Перельман Х., Ольбрехт-Тытека Л. Новая риторика: Трактат об аргументации.// Язык и моделирование социального взаимодействия.

    4. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-нв-Дону, Изд-во «Феникс», 2003

    5. Хазагеров Г.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1994


Семинар 7. Особенности публичного выступления и общие принципы его подготовки (композиция).

  1. Понятие о композиции публичной речи. Специфика устной и письменной речи.

  2. Основные принципы подготовки публичного выступления. Психологическая подготовка к выступлению. Повседневная подготовка.

  3. Методика подготовки к конкретному выступлению.

  4. Выразительность речи и средства управления выразительностью.


ЛИТЕРАТУРА:

    1. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991

    2. Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001

    3. Волков А.А. Основы риторики. М., 1993

    4. Зарецкая Е.Н. Риторика. М.: Изд-во «Дело», 2001

    5. Клюев Е.В. Риторика. М., 2002

    6. Кузнецов И.Н. Современная риторика. М., 2005

    7. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2003

    8. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992

    9. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-нв-Дону, Изд-во «Феникс», 2003



Семинар 8. Словесное оформление убеждающей речи (элокуция).

  1. Качества речи. Понятия красоты, правильности, уместности и ясности речи.

  2. Риторические фигуры и их классификация.

  3. Тропы. Разновидности тропов.

  4. Риторический вопрос и риторическое восклицание.


ЛИТЕРАТУРА:

    1. Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001

    2. Волков А.А. Основы риторики. М., 1993

    3. Зарецкая Е.Н. Риторика. М.: Изд-во «Дело», 2001

    4. Клюев Е.В. Риторика. М., 2002

    5. Кузнецов И.Н. Современная риторика. М., 2005

    6. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1992

    7. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2003

    8. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-нв-Дону, Изд-во «Феникс», 2003

    9. Хазагеров Г.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1994



Семинар 9. Риторика как культура языковой коммуникации.

  1. Публичные дискуссии и современное общество.

  2. Спор, полемика, дебаты. Содержание и правила спора. Полемические приемы.

  3. Речевой этикет. Культура поведения и речевой этикет.


ЛИТЕРАТУРА:

    1. Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001

    2. Волков А.А. Основы риторики. М., 1993

    3. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. М. 2001

    4. Зарецкая Е.Н. Риторика. М.: Изд-во «Дело», 2001

    5. Ивин А.А. Риторика. М., 2002

    6. Кузнецов И.Н. Современная риторика. М., 2005

    7. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1992

    8. Перельман Х., Ольбрехт-Тытека Л. Новая риторика: Трактат об аргументации.// Язык и моделирование социального взаимодействия.

    9. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2003



^ 6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Традиционное и нетрадиционное понимание риторики. Риторика как искусство и наука. Основные разделы риторики: inventio, compositio, ornamenta, memoria, exercitum.

  2. Виды красноречия. Участники и компоненты убеждающей речи.

  3. Античная риторика.

  4. Риторика средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени.

  5. Риторика в России.

  6. Современное состояние риторики.

  7. Основные виды публичной речи и ее элементы.

  8. Замысел речи. Тема и тезис речи. Структура аргументации.

  9. Топика и доводы. Формальное и содержательное понимание топоса. Виды общих мест.

  10. Общее понятие о композиции. Определение композиции в коммуникативном и некоммуникативном аспекте.

  11. Композиция доводов и коммуникативных установок и ее отношение к различиям между установками оратора и установками аудитории.

  12. Замысел речи. Предмет и тема речи. Понятие тезиса речи.

  13. Характер аудитории и стратегии убеждения.

  14. Топика. Формальное и содержательное понимание топоса. Виды общих мест

  15. Тема и доводы. Общие принципы классификации доводов.

  16. Доводы «к очевидному» и доводы «к логосу».

  17. Доводы «к пафосу» и «этосу».

  18. Понятие о риторическом приеме. Основные разновидности приемов.

  19. Изобразительность убеждающей речи. Общие и специальные средства усиления изобразительности.

  20. Тропы и фигуры. Классификация тропов и фигур.

  21. Уместность, правильность, ясность речи.

  22. Подготовка публичного выступления. Голос и внешний облик оратора.

  23. Выбор темы. Подбор материала.

  24. Составление и произнесение речи.

  25. Публичные дискуссии и современное общество. Остроумие и спор. Правила спора.

.


^ 7. САМОСТОЯТЕЛЕЛЬНАЯ РАБОТА



№ ТЕМЫ

Название темы

Форма проверки

Количество

часов

1

Предмет риторики. Место риторики в системе гуманитарного знания

Реферат, собеседов.

4

2

Основные исторические этапы формирования риторики

Реферат, собеседов.

4

3

Особенности публичного выступления и общие принципы его подготовки (композиция).

Эссе, собеседов.

10




Итого




18



Вопросы для самопроверки.

Тема 1. Предмет риторики. Место риторики в системе гуманитарного знания..


  1. В чем состоит традиционное и нетрадиционное понимание риторики?

  2. Что составляет содержание ораторского искусства?

  3. Значение морали в деятельности оратора


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001

  2. Волков А.А. Основы риторики. М., 1993

  3. Ивин А.А. Риторика. М., 2002

  4. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1992

  5. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-нв-Дону, Изд-во «Феникс», 2003

  6. Хазагеров Г.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1994


Тема 2. Основные исторические этапы формирования риторики.

    1. Кто считается основоположником науки о красноречии?

    2. Кто является создателем теории подлинного красноречия?

    3. Почему Аристотеля называют выдающимся энциклопедистом античного мира?

    4. Что нового внес Аристотель в науку об искусстве красноречия?

    5. Что привлекает внимание в личности Цицерона?

    6. Чем Велик Цицерон?

    7. Что нового внес в теорию и практику красноречия Квентилиан?

    8. Что оказало влияние на формирование русской риторической традиции?

    9. В чем заслуга Ломоносова?

    10. Великие русские риторы-адвокаты.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 1998

  2. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991

  3. Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001

  4. Вомпеский В.П. Риторики в России XVII-XVIII вв. М., 1988

  5. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. М. 2001

  6. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия., М., 1989

  7. Ломоносов М.В. Краткое руководство по красноречию.// Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 11-ти тт., Т.7. Труды по филологии. М., 1952

  8. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1992



Тема 4. Особенности публичного выступления и общие принципы его подготовки (композиция).

Выбрать тему и составить убеждающую речь. Провести анализ композиции, выявить тезис, проблемы, соответствие речи ее цели, определить структуру аргументов. Показать какие использовались топосы и доводы, сделать анализ применяемых тропов и риторических фигур.


8. ГЛОССАРИЙ.

Абзац (нем.) — часть текста (его компонент), обладающая самостоятельностью. Текст делится на абзацы по замыслу автора, на письме выделяется отступом, в устной речи — па­узами и интонационно.

^ Автор (лат.) — создатель какого-либо произведения. Ав­торство предполагает высокую степень самостоятельности.

Авторитет (лат.) — всеобщее признание; лицо, пользую­щееся признанием. Ссылка на мнения авторитетов — один из приемов риторики.

^ Авторская позиция (лат.) — точка зрения, идея, которую проводит, отстаивает говорящий или пишущий (см. Замысел автора).

Агитационная речь. Агитация (лат.) — распространение политических идей. Средство убеждения.

Аналогия (греч.) — сходство между предметами, явлени­ями в каких-то отношениях: прием рассуждения, доказатель­ства; форма умозаключения: на основании сходства предме­тов в каком-либо отношении делается вывод о сходстве и в других отношениях.

Анафора (греч.) — единоначатие, повторение начальных слов ряда предложений или оборотов речи.

Анахронизм (греч.) — намеренное перенесение автором названий, имен, понятий из одной эпохи в другую. Так, совре­менные авторы вкладывают в руки защитников Родины меч как символ мужества.

Аннотация (лат.) — краткая справка о книге, статье и пр.: тема, позиция, назначение, основное содержание, адре­сат, библиографические сведения

Антитеза (греч.) — фигура, построенная на противопос­тавлении, нередко — на антонимической паре.

^ Арго (фр.) — речь определенных социально замкнутых групп: арго преступного мира .

Аргумент (лат.) — довод в споре, в рассуждении, в дока­зательстве; обычно — факт, бесспорный, неопровержимый, ясный, проверенный.

Артикуляция (лат.) — работа органов речи (языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, нижней челюсти), обеспечи­вающая правильное произношение звуков и лежащая в осно­ве развития дикции оратора.

Архаизм (греч.) — устаревшее слово или словосочетание, употребленное автором в выразительных, стилистических целях: позволяет воспроизвести колорит эпохи, создает ат­мосферу высокого стиля.

Аудирование (лат.) — восприятие речи на слух, переко­дировка акустических сигналов на смысловой, мыслительный код, понимание воспринятой речи; один из четырех видов внешней речи, наряду с говорением, письмом, чтением.

Аудитория (лат.) — слушатели лекции, доклада и т. п., а также слушатели радио- и


телепередач; адресат речи орато­ра, лектора, на уровень возможностей и интересов аудитории ориентируется лектор.

Афоризм (греч.) — краткое меткое изречение, лаконич­ное, емкое, несущее в себе значительную, важную мысль; не­редко строится как антитеза или иная фигура.

Билингвизм (лат.) — двуязычие, одновременное владе­ние двумя языками: родным и неродным.

Биография (греч.) — жизнеописание, история жизни. Опи­сание собственной жизни — автобиография. Пишется с дело­вой целью, с целью сохранения памяти, с художественной целью.

^ Богатство речи. Различают богатство содержания и бога­тый выбор языковых средств: разнообразие лексики, синтак­сических конструкций, а в устном варианте — интонации, владеие голосом, паузы и пр. Богатству речи противостоят ее бедность, однообразие.

Введение (вступление) — начальная структурная часть композиции речевого произведения.

Виды речи (психолингвистическая классификация): речь внутренняя, мысленная, и речь внешняя, она подразделяется на устную (говорение и аудирование) и письменную (пись­менное выражение мысли и чтение).

^ Внешний облик (внешность) оратора. По мнению П. Л. Со-пера, речь оратора на четверть воспринимается зрительно. Общение — не обмен текстами, а восприятие человека как личности. Фигура, умение держаться свободно, поза, жесты, одежда, сдержанность, открытость — все это привлекает слу­шателей.

^ Внешняя речь — речь для других, материализованная в виде акустических или графических комплексов; ее виды: го­ворение и письмо — аудирование и чтение.

Внутренняя речь (мысленная) различается по целям: под­готовка к внешней речи, устной или письменной; диалог с са­мим собой; последняя имеет ступени глубины; глубинные структуры характеризуются использованием невербальных средств: образов, схем.

^ Военное красноречие — одна из ветвей мастерства убеж­дения; речи полководцев отличаются силой призыва, лако­низмом, афористичностью, эмоциональностью.

Воображение — способность человека создавать мысленно (и во внешней речи) новые образы, картины, сюжеты; служит основой фантазии, мечты; воображение — первый шаг к твор­честву.

^ Воодушевляющая речь: она может не нести в себе новой информации, или прямолинейной агитации, или прямого при­зыва к действию, но она помогает человеку почувствовать себя личностью, проникнуться нравственной идеей, укрепляет силу духа, волю. Обращена к чувствам, к духовному миру челове­ка. Например, церковная проповедь.

^ Вопрос риторический (фигура) — или вообще не требует ответа, или ответ содержится в самом вопросе.

Восклицание риторическое (фигура) — выражение эмо­ций оратора; прием, привлекающий внимание слушателей.

^ Восприятие речи (аудирование, чтение) — вид внешней речи, прием сигналов

акустических или графических, их пе­рекодирование на мыслительный код, понимание смысла.

^ Вывод — завершающая часть рассуждения, в которой подтверждается или опровергается тезис.

Выносливость голоса — его неутомляемость, профессио­нальное качество оратора, работоспособность речевого аппа­рата.

Выразительность (экспрессивность) — качество речи, от­личающее ее от обычной, нейтральной речи: образность, эмо­циональная окрашенность, в устном варианте — интонации, паузы и пр.

Высказывание — единица сообщения, обладающая смыс­ловой целостностью. Может совпадать с предложением, с ком­понентом текста.

^ Высота голоса — слуховое ощущение частоты акустиче­ских колебаний. Одно из средств выразительности устной речи.

Гибкость голоса — его способность быстро и непринуж­денно переходить с одной высоты на другую, с громкого зву­чания на тихое, с одного тембра на другой.

Гипербола (греч.) — один из тропов, образное выраже­ние, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. п. при характеристике какого-либо явления.

Гипотеза (греч.) — предположение, требующее подтвер­ждения.

^ Главная часть произведения — та его композиционная часть, в которой сосредоточены наиболее важные факты, идеи, обобщения, выводы. Содержит развитие и разрешение основ­ного замысла.

Говорение — устное выражение мысли, один из четырех видов внешней речи; процесс перекодирования мысли (внутренней речи) в акустические комплексы, звучащие слова, в звучащий поток речи.

^ Голос — звук, образующийся при прохождении воздуха между вибрирующими голосовыми связками. Основное зву­ковое средство устной речи.

Гомилетика (греч.) — учение о мастерстве церковной про­поведи, беседы священника с верующими и пр.

Градация (лат.) — стилистическая (риторическая) фигу­ра: лесенка близких по смыслу слов с нарастанием (или убы­ванием) их силы, усиливающая впечатление.

Дедукция (лат.) — логическое умозаключение от общего суждения к частным (или другим общим) выводам.

^ Деловая речь. Устная: переговоры в производственной, коммерческой, административной сферах; письменная: исполь­зуемые в этих сферах документы (договоры, акты, доверенно­сти, заявления и пр.). Отличается высокой точностью, строгой юридической обоснованностью, полным отсутствием средств языковой выразительности, экспрессии.

Дефекты (лат.) речи — заикание, гнусавость, шепелявость и пр. Исправляет врач-логопед. Непатологические: неправиль­ное выговаривание некоторых звуков речи: [р-л], [и], [с-ш] и пр.

Диалектизмы (греч.) — особенности местного говора, ди­алекта: фонетические, напр., фрикативный [г]; лексические.

^ Диалог (греч.) — разговор двух человек (иногда — не­скольких). В диалоге говорящий и слушающий все время ме­няются ролями.

Диапазон (греч.) голоса — совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены голосом данного лица.

^ Дикция (лат.) — степень отчетливости произношения зву­ков, их сочетаний, слогов, слов в различных условиях.

Дипломатическое красноречие — одна из ветвей оратор­ского мастерства, требует высокой точности, соблюдения эти­кета, высокого уровня культуры, международных правовых норм.

^ Дискуссионная речь — это диалог (или полилог), в кото­ром сталкиваются разные позиции: это спор, обсуждение, дис­пут, полемика, дискуссия, судебное рассмотрение и т. п.

Дискуссия (лат.) — обсуждение какого-либо спорного по­литического, научного, дипломатического и т. п. вопроса, док­лада, книги на конференциях, собраниях, в прессе и др. носит строгий характер.

^ Довод — см. Аргумент.

Доказательство — логическая операция, в ходе которой проверяется истинность какого-то утверждения (тезиса, ги­потезы). Бывают прямые и косвенные, "от противного", де­дуктивные и индуктивные. В доказательстве используются аргументы (доводы), факты, примеры, ранее доказанные ис­тины, мнения авторитетов, опровержения противоположных мнений, применяются математические методы (статистика, те­ория вероятностей).

Драматизм (греч.) — напряженность действия, отноше­ний, обстоятельств в речи, в сочинении и соответствующий выбор стилистических средств, риторических приемов.

Дыхание — ритмическое всасывание воздуха, обогащен­ного кислородом. При выдыхании поток воздуха обеспечива­ет работу голосового аппарата. Речь требует достаточно силь­ного потока воздуха, поэтому постановка дыхания — условие хорошей речи.

^ Жест (фр.), жестикуляция — движения рукой (руками), головой и пр., сопровождающие речь с целью выразительнос­ти. Жест помогает оратору передать свои чувства, мысль, под­черкнуть важное. Жестами передают утверждение и отрица­ние, изумление и пр.

Завязка — начальный момент фабулы, в ней обычно на­мечается конфликт.

Заключение — завершающая композиционная часть ре­чевого произведения, содержит выводы, ответ на вопрос, по­становку новых задач.

Заметки — краткие записи, выписки из книг, библиогра­фические сведения, словесные зарисовки, которые накапли­вает автор, готовящийся к докладу, выступлению, собираю­щий материал для статьи и пр.

^ Замысел автора — идея произведения, коммуникатив­ная цель высказывания, выражение позиции (см. Авторская позиция).

Звучность голоса — громкость его; оратор должен вла­деть его силой; она зависит от давления воздуха в легких, от умения замедлять дыхание, от владения ритмом дыхания. Голос будет громче, если в его тембре будет больше звонкос­ти, металла. Слышимость голоса будет выше при высоких ча­стотах колебаний (2000—4000 гц).

Импровизация (лат.) — быстрое, без подготовки, сочине­ние и исполнение стихов, прозы, музыки, а также продукт такого творчества. Умение, необходимое оратору (в варианте прозы). Требует огромных знаний, развитых механизмов речи, большой натренированности.

Инвенция (лат.) — один из основных разделов класси­ческой риторики, "изобретение"; в нем определялись правила выбора темы, ее раскрытия, сбора и подготовки материала для выступления, т. е. работы автора над раскрытием своей идеи, своего замысла, над содержанием своего произведения.

Инверсия (лат.) — изменение обычного порядка слов в предложении с целью выразительности, передачи оттенка мысли (стилистический прием).

^ Индивидуальный стиль (лат.) — совокупность особенно­стей выбора слов, построения предложений и текста, исполь­зования выразительно-изобразительных средств языка, при­сущих данному автору.

Индукция (лат.) — логическое умозаключение от част­ных, отдельных случаев, фактов — к общему выводу: накоп-

ление фактов, их анализ, обобщение, вывод прав^ла> законо­мерности.

Интонация (лат.) — ритмико-мелодическая стОрОна речи, чередования повышений и понижений интенсив«ости голоса, его тона, эмоциональной окраски и пр. Различают интонации смысловые и эмоциональные. Интонации — важнейшее сред­ство выразительности речи.

^ Информационная (лат.) речь — содержащая сообщение новых, актуальных, ценных сведений; в отличие от агитаци­онной, воодушевляющей, призывающей к действию речи ее главная цель — сообщение.

^ Ирония (гр.) — стилистический прием (троп) контраста видимого и скрытого смысла высказывания, эффект насмешки.

Каламбур (фр.) — игра слов, основанная на омонимии, шутливый прием, создающий комическую ситуацию

^ Классическая риторика — учение, сформировавшееся в Древней Греции, развитое в Риме (Аристотель, ЦицерОн, Квин-тилиан и др.), получившее развитие во Франции и других стра-

нах Европы, включая Россию (Ломоносов, Сперанский, Кошан-ский и др.), преподававшееся в учебных заведениях. Ныне в значительной мере уступает место неориторике.

Клише (фр.) — речевой стереотип, готовый оборот, стан­дарт, легко используемый в определенных условиях; облегчает восприятие. Используется в массовой коммуникации, напр., в сообщении о землетрясении: Жертв и разрушений нет.

^ Коммуникативная цель — цель взаимопонимания: чтобы тебя услышали и поняли; задача воздействия: чтобы тебя по­слушались; задача продолжения общения: чтобы тебе ответили.

^ Коммуникативное намерение (интенция — лат.) — моти-вационная и подготовительная части речевого акта: осозна­ние ситуации, побуждающей к высказыванию; целеполагание; определение основного содержания речи; принятие ряда ре­шений о форме высказывания; осмысление ожидаемого ре­зультата (прогнозирование) и пр.

Коммуникация (лат.) — общение, связь, обмен информа­цией; коммуникация с помощью средств языка — речь. Воз­можна невербальная коммуникация.

Компиляция (лат.) — работа, составленная путем заим­ствования и не несущая в себе самостоятельной новизны.

Композиция (лат.) — построение, внутренняя структура произведения (сочинения, речи и пр.). Имеет свои приемы.

Компонент (лат.) текста — его составная часть: абзац, ССЦ — сложное синтаксическое целое, сверхфразовое един­ство. Обладает относительной смысловой и структурной са­мостоятельностью, интонационной целостностью. Структуру компонентов изучает лингвистика текста.

Конспект (лат.) — краткое письменное изложение како­го-либо сочинения; конспектируются статьи, книги, лекции, доклады и пр.

Конструирование (лат.) текста — его составление по мо­дели, по заранее заданным параметрам: объем, тип речи, стиль, внутренние связи, композиция всего произведения

^ Контакт (лат.) — связь, общение, взаимопонимание, вза­имодействие. Контакт оратора с аудиторией — условие эф­фективности его речи.

Контраст (фр.) — резко выраженное противопоставление; сильно воздействует на слушателя.

Конфликт (лат.) — столкновение противоположных ин­тересов, взглядов, характеров, спор, борьба. В композиции про­изведений обычно лежит в основе сюжета, помогает в рас­крытии идеи; движущая пружина действия.

Красноречие — мастерство (иногда — искусство) устной речи, способность говорить убедительно, интересно, красиво, выразительно, на высоком уровне культуры. Достигается в результате длительного самосовершенствования, специального обучения, отличного владения языком.

^ Крылатые слова — меткие, образные, часто воспроизво­димые обороты речи и отдельные слова; как правило, несут в себе иносказание.

Кульминация (лат.) — композиционная часть повество­вательного произведения; высшая точка напряжения в раз­витии сюжета, предшествующая разрешению конфликта.

^ Культура речевого общения — соблюдение совокупнос­ти требований к хорошей, т. е. достигающей коммуникатив­ных целей речи: а) актуальность, истинность, способность за­интересовать слушателя; б) соответствие законам логики и композиции; в) соответствие языковой норме; г) целесообраз­ный выбор средств языка, выразительность и др.

Лаконичная (греч.) речь — речь краткая, четкая, чекан­ная: "словам тесно — мыслям просторно".

Лекция (лат.) — публичное выступление на научную тему в вузе, в колледже, в гимназии. Читаются циклы лекций, це­лые лекционные курсы. Лекция подчиняется правилам: вре­менные рамки, строгий научный стиль речи, последователь­ность, логика...

^ Лингвистика текста — раздел языкознания, изучающий построение и использование единиц речи более крупных, чем предложение (см. компонент текста).

Лингвистический анализ текста, в отличие от граммати­ческого, выясняет функциональную роль языковых единиц и их форм в речи: целесообразность выбора слов, оборотов речи, грамматических форм и пр. в соответствии с замыслом авто­ра, особенности употребления средств языка в художествен­ном тексте и пр.

Литота — один из тропов, образное выражение, содер­жащее преуменьшение размера, силы, значения при харак­теристике какого-либо явления.

^ Личность оратора предполагает совокупность и взаимо­действие всех аспектов его социального, интеллектуального, духовного облика, его характера и воли, темперамента и куль­туры.

Логика (греч.) — наука о формах и закономерностях мыш­ления. Ее единицы: понятия, суждения, умозаключения раз­нообразных типов. Операции: выделение признаков явлений, сравнение, обобщение, субординация понятий, построение рас­суждений, доказательств и др. Средства логики широко ис­пользует риторика. Важнейшие законы логики: закон тожде­ства, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон транзитивности равенства, закон двойного отрицания и др.

^ Логическое ударение — усиление голоса на том слове в фразе, которое автор (говорящий) хочет подчеркнуть, при­дать ему большее значение.

Логичность речи — одно из требований культуры обще­ния. Соблюдение законов и правил логики: так, закон тожде­ства будет нарушен, если оратор, — может быть, неосознан­но, — начав речь, термином "экология" обозначает одно по­нятие, а в дальнейшем вкладывает в это слово понятие иное (значение).

Логос (греч.) — одно из трех оснований риторики в Ан­тичном мире: этос — этическое начало, логос — словесное, мыслительное начало, пафос — эмоциональное начало.

^ Манеры оратора — личностные свойства, привычки, фак­ты внешнего поведения: сдержанность — развязность, откры-


тость — замкнутость, доброжелательность — безразличие и пр. Известно, что ораторам вредили привычки сморкаться, вы­тирать пот, чрезмерная жестикуляция, привычка смотреть в сторону, часто поправлять воротничок и т. п.

^ Массовая коммуникация (масс-медиа) — речь, обращен­ная не к определенным лицам, а ко всем: радио, телевидение, пресса, реклама, объявления, плакаты и пр. Она определяет воздействие огромной силы, используется властями, полити­ческими партиями и пр.

Мелодика (греч.) речи — изменение высоты ее тонов, как средство выразительности (см.

Ритмомелодика).

Меморио (лат.) — так называли раздел античной ритори­ки, в котором рассматривались приемы запоминания, сохра­нения в памяти всего того, что подготовлено оратором на пер­вых трех этапах работы над содержанием речи, над компози­цией, над словесным выражением.

Метафора (греч.) — слово или выражение, употреблен­ные в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух явлений.

Механизмы (греч.) речи — научные представления о том, как протекает процесс формирования высказываний на внут­реннем и внешнем уровнях: мотивация, определение содер­жания, плана и словесного выражения, материализация выс­казывания в акустическом или графическом коде, восприя­тие речи и ее понимание.

Микротема (греч.) — наименьший предельный отрезок текста, тему которого можно назвать; выделяется при деле­нии готового или создаваемого текста.

Мимика (греч.) — движение лицевых мышц, средство пе­редачи душевного состояния говорящего.

Модель (фр.) — схема, изображение или описание како­го-то явления; риторика использует модели текстов, их ком­понентов при изучении образцов (моделирование) и в постро­ении текстов по моделям.

Монолог (греч.) — речь одного человека, в отличие от ди­алога. Речь оратора имеет форму монолога. Однако в некоторых ситуациях монолог оказывается частью диалога, напри­мер, в дискуссии, в полемике.

Монотон (греч.) синтаксический — однообразие конст­рукций, бедность синтаксиса; этот речевой недочет может, од­нако, служить средством изображения умственной убогости действующего лица в рассказе.

^ Мотивация (фр.) речи — начальная ступень речевой ин­тонации, намерения: ситуация жизни вызывает потребность речи, потребность осознается и превращается в цель (целепо-лагание); завершается вероятностным прогнозированием ре­зультата выступления с речью.

^ Мысленная речь — см. Внутренняя речь.

Мышление логическое, или речевое, — вид мышления (наряду с наглядно-действенным и наглядно-образным), ха­рактеризующийся оперированием понятиями, логическими конструкциями и средствами языка: словами, предложения­ми и пр. Для него характерно обобщение.

Невербальные (лат.) средства общения — неязыковые: взгляды, мимика, улыбки, жесты, указания на предметы, раз­личные сигналы — стук, звонок, рисунок; в тактильном об­щении — прикосновения; молчание в определенных случаях тоже есть средство общения.

Неологизм (греч.) — новое слово, только входящее в мас­совое употребление. В некоторых случаях неологизмы созда­ет писатель.

Неориторика (греч.) — новая риторика, возникла во вто­рой половине XX в. на основе идей классической риторики как поиск оптимальных алгоритмов общения, речевого воз­действия на людей. В основу неориторики положены новые научные направления — психолингвистика, теория коммуни­кации, лингвистика текста и др.

^ Норма (лат.) языковая — общепринятые и узаконенные правила, установки, образцы и пр. в использовании языка. Выделяется произносительная норма (фонетика, орфоэпия, интонация); словоупотребительная, лексическая ее опре-

деляют словари; морфологическая — правила формообразо­вания; синтаксическая; орфографическая.

Обобщение — одна из основных форм (операций) мыш­ления — выделение относительно устойчивых свойств явле­ний и предметов, образование понятий, выявление связей меж­ду ними и пр.

Обратная связь — отклик на речевое высказывание: от­вет на вопрос, согласие или несогласие, новое выступление и пр. Обратная связь может иметь форму действия: выслушав оратора, люди поступили по его рекомендациям, и т. п.

^ Обращение риторическое — стилистическая фигура, иг­рающая роль усиления эмоционального восприятия.

Общая риторика — такой курс риторики, в котором из­лагаются риторические правила работы над содержанием речи, над ее планом и композицией, над языковым выражением мысли, приемами выразительности речи, над выступлением оратора. Наряду с общей возникли частные риторики, в ко­торых рассматривались правила речи в отдельных сферах. Возникли специальные риторики: судебная, академическая, богословская и пр.

Оксюморон (греч.) — стилистическая фигура, в которой как бы сливаются противоположности.

Олицетворение — троп, в котором животные и неживые предметы наделяются человеческими свойствами.

Описание — один из функционально-смысловых типов речи (наряду с повествованием и рассуждением), в нем рас­крываются признаки предметов, рисуются картины, внешность человека и т. п. — портрет, интерьер, пейзаж. В описании сюжет не играет существенной роли, действующее лицо — сам автор.

Оратор (лат.) — тот, кто выступает с речью; профессио­нал, владеющий мастерством, богатствами языковых средств, выразительностью.

^ Ораторская речь — речь, обращенная ко многим людям, убеждающая людей, речь мастерская, граничащая с искусством.

Органы речи: речевые центры мозга; системы, координи­рующие действие всех органов; голосовые органы, резонато­ры; органы восприятия речи — устной и письменной.

Отзыв — жанр научного или публицистического сочине­ния, в котором дается краткий анализ и оценка книги, спек­такля, проекта и пр. Близок к рецензии, но отличается мень­шими объемом, полнотой.

Отчет — жанр деловой речи, обычно составляется пись­менно по схеме: цель мероприятия, место, сроки, участники; содержание работ, их анализ и оценка; трудности и неудачи, их причины, преодоление; общая оценка работ, перспективы.

^ Ошибки речевые: неточное употребление слова; просто­речные и диалектные слова в литературном тексте; непра­вильное образование форм склонения, спряжения; наруше­ния сочетаемости слов; неправильное построение предложе­ний, словосочетаний; неоправданные повторы и пр.

Парадокс (греч.) — суждение, резко расходящееся с об­щепринятым мнением; неожиданный поворот в рассуждении, "зигзаг" мысли.

Параллелизм — одинаковое построение соседних пред­ложений или их частей.

Пародия (греч.) — шуточное подражание, воспроизводя­щее в усиленном, обостренном виде какие-либо не очень удач­ные образы и обороты речи автора (чаще — в стихах).

^ Пауза (лат.) — краткий перерыв в речи, средство сосре­доточения внимания слушателей; паузы психологически на­страивают слушателей.

Пафос (греч.) — одно из трех оснований риторики в Ан­тичном мире: этос — этическое начало, логос — словесное, мыслительное начало, пафос — эмоциональное начало.

^ Педагогическая риторика — одно из специальных направ­лений риторики, связана с мастерством учебного диалога, с культурой речи учителя.

Период — сложная синтаксическая конструкция с нара­станием напряженности по ступеням и с ее разрешением в конце.

Перифраз(-а) (греч.) — троп, замена какого-либо слова описательным оборотом.

Писатель — профессиональный мастер слова, автор про­зы, стихов, публицистики, научно-популярных произведений и пр.

Письменная речь — речь в графическом коде, предназ­наченная для записи речь, обладающая определенными сти­листическими особенностями. Имеет достоинства: сохранность, многоразовость воспроизведения, высокий уровень правиль­ности, возможности редактирования, точность.

Письмо — жанр письменного творчества, форма диалога. Виды писем: деловые (официальные), дружеские, интимные. Стиль последних двух — эпистолярный. Обычно начинается обращением, заканчивается пожеланиями, подписью.

^ План — схема, модель, словесные наброски проектируе­мого произведения. Необходимый этап работы автора.

Повествование — один из функционально-смысловых ти­пов речи (наряду с описанием и рассуждением); в повество­вании излагаются события, развиваются действия, оно дина­мично, имеет сюжет и персонажей, содержит диалоги, неред­ко вводятся элементы описания, реже — рассуждения.

^ Повторы слов, оборотов речи, предложений — стилисти­ческие приемы, фигуры, усиливающие воздействие речи на слушателя: повторы в начале предложений (или строк в сти­хах), — анафора, в конце — эпифороритмические повторы и рифмы, повторение важной мысли в разном языковом офор­млении и пр.

Подражание образцам — литературный жанр, напр., "Подражание Шиллеру" Н. А. Некрасова; стилистический прием, применяемый преимущественно на ранних этапах под­готовки оратора.

Подтемы — узкие темы, на которые делится широкая тема.

^ Поза (фр.) — положение тела, осанка оратора (см. Мане­ры оратора).

Полемика (фр.) — спор, преимущественно в политике, науке, — вид дискуссионной речи.

Полиглот (греч.) — человек, владеющий многими язы­ками.

Политические (греч.) речи —- речи, связанные с соци­альными проблемами, с борьбой партий, с деятельностью вла­сти и пр. Весьма широко представлены в практике оратор­ского искусства. Как правило, полемичны, остры, имеют вы­раженную авторскую позицию, своего адресата.

Понятие — одна из форм мышления, высшая форма обоб­щения; различают житейские и научные понятия; передается словом, словосочетанием.

Поэзия (греч.) — словесное художественное творчество, искусство образного выражения мысли в слове (в этом значе­нии вбирает в себя и художественную прозу). Стихи, сово­купность стихотворных произведений.

Поэтика (греч.) — наука, изучающая строение художе­ственных произведений и систему их эстетических средств (образы, стилистику и пр.).

^ Правильность речи — см. Норма языковая.

Призывающие к действию речи — обычно разновидность политических речей. Отличаются краткостью, силой призы­ва, высоким накалом эмоций, ярко выраженной позицией ора­тора.

Прогнозирование — предвидение, основанное на анализе фактов, на аналогиях ожидаемого выступления с речью.

Проза (лат.) — речь, лишенная обязательной ритмиче­ской структуры; в прозе преобладает коммуникативная, час­то — информационная цель; бывает проза научная, публици­стическая, художественная. Противопоставляется поэзии как речь обыденная.

^ Пролог — вводная часть повествования произведений, под­готавливающая читателя к развертыванию сюжета.

Притча — аллегорический поучительный (реже — сати­рический) небольшой сюжетный рассказ, напр.: "Притча о Блудном сыне". Нередко вводится в структуру публичной речи.

Произношение — одна из важнейших характеристик ус­тной речи: ясное, правильное, выразительное воспроизведе­ние звуковой стороны речи.

Просодия (греч.) — общее название таких ритмико-инто-национных сторон речи, как высота тона, длительность, гром­кость, тембр и пр.

Протокол (греч.) — документ, фиксирующий ход обсуж­дения какого-либо вопроса на собраниях, конференциях; со­держащий описание каких-то обследованных обстоятельств, действий, фактов и пр.

Психолингвистика (греч. + лат.) — наука, возникшая в 50-е годы XX в.; ее предмет — языковая способность челове­ка, ее проблемы: механизмы речи (говорения — аудирования, письма — чтения), речь и мышление, моделирование глубин-ных и поверхностных структур, кодовые переходы, овладе­ние языком и речью — родной и неродной и др. Психолингви­стика служит основой ряда направлений неориторики.

^ Публичная речь (лат.) — речь, открытая для всех, речь оратора. Противостоит интимной, дружеской, деловой, дип­ломатической речи.

Развертывание речи — постепенная реализация заранее продуманной композиции ораторской речи (и письменной тоже). Автор как бы открывает перед слушателем картину за картиной, событие за событием.

Развитие действия — композиционная часть повествова­тельного произведения от завязки до кульминации.

^ Развитие речи — процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, стилистикой), их употреблением, механизмами речи, языковым чувством, вы­бором коммуникативно целесообразных языковых средств и пр.

^ Развитие тезиса — основная часть рассуждения, его обо­снование, доказательство или опровержение.

Развязка — разрешение конфликта в повествовательном произведении.

Разговор — диалог, общение, как правило, вне офици­альных условий; беседа; характеризуется упрощенным син­таксисом, сниженной лексикой.

^ Разговорные стили (по одной из классификаций): лите­ратурно-разговорный и разговорно-бытовой — в рамках нор­мы; вне рамок нормы — просторечие, жаргоны.

Расположение материала — план, композиция (см. Дис­позиция).

Рассуждение — функционально-смысловой тип речи (на­ряду с описанием, повествованием), строится на логических умозаключениях, на причинно-следственных связях. Истин­ность какого-либо суждения доказывается или опровергается с помощью аргументов.

^ Редактирование (фр.) текста — его выверка, правка, об­работка, доведение до совершенства. Касается содержания тек­ста, его построения, логики, доступности адресату, его языко­вой правильности в выборе слов, в построении синтаксичес­ких конструкций.

^ Резюме (фр.) — краткое изложение сути речевого выс­тупления, краткий вывод, заключение.

Реплика (фр.) — краткое замечание, ответ в диалоге.

Реферат (лат.) — доклад на определенную тему типа об­зора литературы; краткое изложение какой-либо научной кни­ги; изложение сути собственного труда — автореферат.

^ Речевая активность — общая активность человека, осо­бенно в общении, быстрота речевых реакций; умение выслу­шивать собеседника, быстро извлекать главное в его выска­зывании; быстрота выбора слов, автоматизм в построении син­таксических конструкций. Высшая степень речевой активно­сти человека проявляется в творческой деятельности.

^ Речевая ситуация (фр.) — стечение обстоятельств жиз­ни, побуждающее человека к высказыванию.

Речевая (языковая) среда — совокупность речевых влия­ний на человека: речь окружающих людей, читаемая литера­тура, передачи по радио и пр. На основе речевой среды у ребенка накапливаются языковые средства, аналогии форм и значений, формируется языковое чувство.

^ Речевой акт (лат.) — речевое действие; могут быть выде­лены его ступени — от ситуации и мотивов до высказывания, восприятия его перципиентом и обратной связи. В речевом акте участвуют говорящий и адресат речи (адресаты).

^ Речевой этикет (фр.) — установленный и общепринятый порядок речевого поведения, правила вежливого обращения; речевые формы приветствия, прощания, просьбы, благодар­ности, знакомства, извинения и т. п. в различных условиях.

Речь — это слово имеет три терминологических значе­ния: 1. Речь как процесс, т. е. речевая деятельность. 2. Речь как результат. 3. Речь как ораторский жанр.

Ритм (греч.) — одна из характеристик звучащей речи; чередование ее элементов: ударяемых и безударных слогов, синтаксических конструкций сходных типов и пр. с целью вы­разительности, легкости усвоения и пр.

Ритмомелодика — см. Мелодика.

Ритор — в Древней Греции и Риме: оратор, а также учи­тель ораторской речи.

Риторика (греч.) — теория и практическое мастерство красноречия (устного и письменного), убеждения, воздействия средствами речи.

^ Риторические школы — см. Школы риторические.

Риторические фигуры — см. Стилистические фигуры.

Риторический вопрос — см. Вопрос риторический.

Риторическое восклицание — см. Восклицание ритори­ческое.

Риторическое обращение — см. Обращение риторическое.

Ролевая игра — средство обучения или моделирования различных ситуаций: каждый участник игры получает и ра­зыгрывает определенную роль.

Синонимы (греч.) — слова, тождественные или близкие по значению, выражающие одно общее понятие, но различа­ющиеся оттенками значений, сферами употребления, эмоци­ональными окрасками и пр.

Синтез (греч.) — соединение, обобщение в познаватель­ной деятельности (в отличие от анализа); в речи синтез — это построение конструкций: предложений, текста.

^ Ситуативная (фр.) речь — неподготовленная, определяе­мая не столько целями коммуникации, сколько самой ситуа­цией.

Ситуация (фр.) — совокупность обстоятельств, обстанов­ка. Ситуации бывают бытовые, трудовые, исследовательские и пр., они порождают, в частности, потребность высказыва­ний (речевые ситуации).

^ Сленг (англ.) — см. Арго; совокупность слов и выражений определенных возрастных или социальных групп.

Словесность — филология; совокупность наук, изучаю­щих язык и литературу.

Слушание — см. Аудирование, восприятие речи.

^ Содержание речи — то, о чем сообщается, что излагает­ся, изображается; тема (тематика), идея, замысел, авторская позиция.

Сопоставление — логический прием, способствующий по­ниманию; выяснение сходств и различий предметов, явлений; сравнение; при существенных различиях — противопостав­ление.

^ Социальная роль речи — проявляется в общении, в об­мене информацией, в диалоге. Через речь человек включает­ся в социальные процессы (в семье, в труде, в учении, в твор­честве и т. п.).

^ Социально-политическое красноречие — одна из ветвей мастерства убеждения, речи политических деятелей.

Социолингвистика — отрасль языкознания, изучающая общественные условия развития языка; ее проблемы: языко­вая политика, язык власти, культура речи, язык массовой ком­муникации, статистика языка и пр.

Сравнение — 1. Сопоставление для установления сход­ства и различия. 2. Троп, построенный на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим при­знаком.

Стилизация (лат.) — подражание внешним формам ка­кого-либо стиля: народно-поэтического или свойственного клас­сицизму и т. п.

Стилистика (лат.) — раздел языкознания, изучающий сти­ли языка, речи, жанровые стили, индивидуальные; теория, исследующая условия выбора средств языка в зависимости от условий и целей коммуникации.

^ Стилистические (или риторические) фигуры — конст­рукции, способствующие выразительности речи: анафора (еди-ноначатие), эпифора (повтор-концовка), параллелизм, анти­теза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторические вопросы, обращения и восклицания, многосоюзие и бессоюзие и др.

^ Судебное красноречие — одна из ветвей риторического мастерства речи выдающихся юристов, образцы судебных дис­куссий и т. п.

Суждение — логическая структура: мысль, в которой ут­верждается или отрицается что-либо относительно предмета или явления.

Творчество — созидание, высший уровень мастерства в той или иной области деятельности (оратора, лектора, писа­теле, полемиста и пр.).

Театр (греч.) — род искусства слова, художественное от­ражение явлений жизни через драматическое действие, в игре актеров, в постановке пьес.

Тезис (греч.) — положение, требующее доказательства; первая часть модели дедуктивного рассуждения. Кратко сфор­мулированное положение подготовленного доклада, выступ­ления; обычно во мн. ч. — тезисы.

Текст (лат.) — продукт, произведение речевой деятель­ности; последовательность знаков (слов, предложений), обра­зующая единое целое; произведение речи, зафиксированное на письме или иным способом.

Тема (греч.) — предмет речи, сочинения, разговора и т. п. При актуальном членении — та часть высказывания, которая содержит известное и служит отправной точкой нового.

^ Тембр (лат.) голоса — специфическая его окраска, созда­ваемая обертонами, сопутствующими основному звуковому тону. Отражает эмоции. Но может быть выработан специаль­ными упражнениями (постановка голоса).

Темп (лат.) речи — ее скорость; число звуков, слогов, слов в единицу времени; обычный темп устной русской речи — 120 слов в мин.

Техника (греч.) речи — совокупность умений и навыков, главным образом, выразительной устной речи; владение при­емами построения речи и выбора средств языка; построение типовых конструкций деловых бумаг; графические умения, каллиграфия; техника чтения.

Тропы (греч.) — слова или обороты речи, употребленные в переносном значении с целью выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, аллегории, оли­цетворения и пр.

^ Ударение фразовое, логическое — выделение голосом наи­более важных слов; перемена ударения меняет смысл пред­ложения и текста.

Умозаключение — логическая конструкция; такая фор­ма мышления, которая обеспечивает правильный вывод из двух или нескольких суждений. Обычно умозаключения стро­ятся по свернутой модели; используются в рассуждениях.

Умолчание — стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку чи­тателя, который должен мысленно закончить ее.

^ Устная речь — речь в акустическом коде. В отличие от письменной речи она моментальна, одноразова, не подготов­лена — импровизируется, ей свойственна быстрота реакций в диалоге, богатые возможности выразительности (интонации, паузы, темп и пр.). Устную речь считают первичной по отно­шению к письменной речи.

^ Учебное красноречие — ветвь искусства общения, исполь­зуется в педагогической деятельности, в педагогическом об­щении, в преподавании, воспитании.

Фигуры речи — см. Стилистические фигуры.

Фразеология (греч.) — совокупность устойчивых сочета­ний, оборотов речи, значение которых отличается от простой суммы значений и составляющих их слов. Фразеологизмы иносказательны, часто окрашены юмором.

Функции (лат.) речи: коммуникативная, т. е. функция об­щения; функция формирования и выражения мысли (на уровне внутренней речи), функция познавательная, сохранения ин­формации; контактная функция; функция передачи эмоций; регулятивная, планирующая функция и др.

^ Хрия (греч.) — в классической риторике — схема рас­суждения. Подвергалась критике как формальная схема.

Художественная речь — поэтическая, образная, вырази­тельная; высший образец для изучения и подражания.

Целеполагание — заключительная ступень мотивацион-ного этапа подготовки высказывания, целевая установка ав­тора, основа плана речи; цель — это осознанная потребность; цель проходит ступени конкретизации и оценивается вероят­ностно, на основе прошлого опыта.

^ Церковное (богословское) красноречие — см. Гомилетика.

Цитата (лат.) — дословная выдержка из какого-то про­изведения, из устной речи авторитетного автора, использует­ся в доказательстве или в полемике, в рассуждении.

^ Частные риторики — области применения общих рито­рических установок в деятельности политической, судебной, академической, дипломатической, военной и пр.

^ Чистота речи — отсутствие в ней жаргонных, просто­речных вульгарных элементов — всего того, что выходит за рамки литературной нормы, а также слов-паразитов, ненуж­ных призвуков и пр. Высокий уровень культуры речи.

^ Эзоповский язык — язык иносказаний, намеков, недо-молвок£, каламбур0В) притч; высоко ценился в ораторских шко­лах.

Экспозиция (лат?.) — начальный композиционный элемент повествовательного произведения; в ней характеризуется обстановка и излагаются события, предшествовавшие основно­му действию. Может быть дана в начале рассказа (прямая), в середине и даже в конце как разгадка запутанного сюжета.

Эллипсис (гр.) — стилистическая (риторическая) фи­гура: ппропуск в предложения, в тексте отдельных слов, их сочетаний, которые легко понимаются в диалоге, в известной

Элокуция (лат.) — один из основных разделов класси­ческой риторики, "выдражение" и "украшение": в нем рассмат­риваете с я языковое о» формлешле подготовленного содержания речи.

Эмоции — чувства; они могут быть выражены в речи как словеснао, так и средствами интонаций, темпа и тембра, а так­же жестами, мимикой.

Эпилог (греч) — заключительная часть повествователь­ного произведения; в нем излагаются события, происшедшие после завершения основного сюжета.

Эпифора — стилистическая фигура, одинаковая концов­ка предложений.





Скачать 491,75 Kb.
Дата конвертации01.11.2013
Размер491,75 Kb.
ТипПояснительная записка
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы