Рабочая программа по дисциплине «Организация мультимедиа-проектов» Направления подготовки icon

Рабочая программа по дисциплине «Организация мультимедиа-проектов» Направления подготовки



Смотрите также:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный институт электроники и математики


(технический университет)






“Утверждаю”

Декан факультета Автоматики и вычислительной техники

Петросянц К.О.

“____”_____________2010




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Организация мультимедиа-проектов»



^ Направления подготовки –

Номер специальности -

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

230101


^ Факультет – Автоматики и вычислительной техники

Кафедра - Информационно-коммуникационные технологии


Москва – 2010 г.

1. Цели и задачи дисциплины:

Основополагающая задача данного курса – изучение методологии разработки интерактивных мультимедйных ресурсов учебного и презентационного плана, предназначенных для использования, как на локальных компьютерах, так и в составе сетевой среды. Разработка и модернизация курса ведется с учетом многолетнего научно-производственного опыта практической деятельности в области создания интерактивных ресурсов учебного и презентационного плана на производственной базе Республиканского Мультимедиа Центра (РМЦ). Учебный материал курса ориентирован на изучение и совершенствование навыков практического применения технологии проектирования и разработки, как локальных, так и интернет ориентированных приложений (RIA, «богатое Интернет-приложение») .

Данный курс практико-ориентированный. Цели и задачи курса предполагают включение студента в проектную деятельность. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта (выработка концепции, определение целей и задач проекта, оптимальный выбор производственных ресурсов, создание плана, построение сопутствующих моделей проекта, разработка вспомогательного инструментария, действующих прототипов и рабочих программ, организация деятельности по реализации проекта). Важным этапом учебной проектной деятельности является этап осмысления и документирования результатов проделанной работы.

В основе реализации намеченной задачи – синтез технологий, связанных с анализом поставленной задачи, определением и описанием функциональных требований к разрабатываемой системе, созданием необходимых объектных моделей проектируемой системы, конструированием графического интерфейса пользователя (для программ презентационного и учебного плана характерно использование авторских дизайнерских решений, что позволяет студенту продемонстрировать и закрепить навыки владения графическими пакетами), написанием и отладкой программных компонент, сборкой и тестированием системы, выявлением системных и проектных недостатков, прогнозированием дальнейшего развития системы. Любой проект поднимает вопросы оптимизации, научной организации труда и эффективного управления проектной деятельностью. Таким образом возникают предпосылки максимального сближения учебной деятельности с научной производственной деятельностью.


^ 2. Требования к результатам освоения дисциплины:

В ходе работы над проектом могут возникать задачи, методы решения которых на данный момент времени не актуализированы, в узком смысле – для конкретного студента, в широком – для предметной области. Для решения подобных задач, требуется организация и проведение исследовательской деятельности. В узком смысле – организация учебной исследовательской деятельности, в широком – организация научной работы (НИР, НИОКР).

^ Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения

^ Учебное исследование и научное исследование. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми  для конкретного учащегося).

А.В. Леонтович, «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.


При работе над курсовыми проектами следует ожидать, что в большей степени будет присутствовать учебное исследование и учебный эксперимент; при работе над дипломным проектом - можно надеется, что студенту выпадет возможность участвовать в научном исследовании и научных разработках.

    С точки зрения практической реализации, значительную часть учебного времени (особенно на начальных этапах) приходится выделять для изучения практико-ориентированных задач (в рамках учебных практикумов, лабораторных).



В результате изучения дисциплины студент должен:

    Изучить:

  • Принципы организации программной инструментальной среды (предназначенной для разработки мультимедиа-приложений)

  • Основы императивного программирования (принципы организации программной среды, функциональная декомпозиция…)

  • Основы объектно-ориентированного программирования

  • Общие представления о возможных способах организации программной архитектуры разрабатываемого приложения.

  • Этапы проектирования

    Освоить:

  • Принципы организации программной инструментальной среды (предназначенной для разработки мультимедиа-приложений) 1

  • Написание программ на, входящем в состав используемой программно-инструментальной среды, языке программирования (в данном случае на языках, поддерживающих стилистику объектно-ориентированного и объектного программирования: lingo и javaScript)

  • Приемы организации структуры интерактивных элементов интерфейса пользователя, и принципы функционального поведения (управление сменой сцены, навигация по кадрам, переходы) мультимедийного приложения.

  • Прототипирование (сборку визуального макета).

  • Построение функциональных и структурных моделей программной среды разрабатываемой системы.

  • Организовывать программный код (с использованием встроенных библиотек), предназначенный, для создания учебных мультимедийных приложений

  • Принципы тестирование и отладки элементов системы

    ^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

9










^ Аудиторные занятия (всего)

51

51










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции (Л)

34

34










Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)

17

17










^ Самостоятельная работа (всего)

53

53










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















^ Другие виды самостоятельной работы

17

17




























Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зач










Общая трудоемкость (часы)

110

110












^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)







Аудиторные занятия


№п/п


Раздел дисциплины


Лекции


ПЗ (или С)


ЛР


1

Введение. Общие цели и задачи курса.


*







2

Принципы организации программной инструментальной среды

*




*

3

Основы программирования на языке Lingo (альтернативный вариант – принципы написания объектного кода на встроенном языке - JavaScript)

*




*

4

Основы объектно-ориентированного программирования в условиях исследуемой инструментальной среды

*




*

5

Создание простейших интерактивных элементов интерфейса пользователя, управление сменой сцены (навигация по кадрам, переходы).







*

6

Объектная модель инструментальной среды. Общие представления о возможных способах организации программной архитектуры разрабатываемого приложения.



*







7

Проектное задание. Этапы проектирования

Начальный этап.

*




*

8

Прототипирование (сборка визуального макета).







*

9

Расширение системной функциональности







*

10

Построение функциональных и структурных моделей программной среды разрабатываемой системы.







*

11

Написание программного кода







*

12


Тестирование и отладка работы системы.







*


13

Подготовка к защите проекта (написание сопроводительной документации)








*

14

Защита проекта (курсовой работы)







*



^ 4.2 Содержание разделов дисциплины

1

Введение. Общие цели и задачи курса.




Области использования мультимедиа-проектов.

Принципы концептуального проектирования: определение целей и задач проекта, оптимальный выбор производственных ресурсов, создание плана, построение сопутствующих моделей проекта, разработка вспомогательного инструментария, действующих прототипов и рабочих программ, организация деятельности по реализации проекта…

2

Принципы организации программной инструментальной среды




Основные элементы интерфейса среды.
Три главных окна: Труппа (библиотека); Партитура (временная шкала); Сцена (главное окно визуального представления проекта).
Встроенные редакторы данных (графический, векторный, текстовые).
Приемы использования. Создание простого динамического приложения, не требующего наличия программирования (линейная структура). Способы публикации приложения.

(Adobe Director)

3

Основы программирования на языке Lingo (альтернативный вариант – принципы написания объектного кода на встроенном языке - JavaScript)




Исследуются такие структуры и понятия, как линейный алгоритм, операторы ветвления, цикла, массивы, массивы свойств (именованные массивы), функции, область видимости переменных.
На начальном этапе используется элементы среды: Movie Script (описание глобальных пользовательских функций), Message window (аналог консольного приложения).

4

Основы объектно-ориентированного программирования в условиях исследуемой инструментальной среды




Принципы создания Класса (Parent Script). Понятие конструктора класса. Переменные (свойства) класса. Область видимости переменных класса. Функции (методы) класса.
Инициализация объекта (объектов) на базе заданного класса. Обращение к функциям (методам) класса. Передача параметров функциям класса. Запрос значений переменных (свойств) класса (оператор retun).
Исследование возможности редактора программного кода и отладчика.
Используемые элементы среды: Movie Script, Parent Script (описание класса), Message window


5

Создание простейших интерактивных элементов интерфейса пользователя, управление сменой сцены (навигация по кадрам, переходы).




Свойства партитуры (временной шкалы), понятие - Spritе (спрайт), программирование поведения элементов сцены (Behavior Script). Представление о структуре и способах организации встроенного объектного класса (Behavior Script), отвечающего за поведение конкретного элемента сцены к которому он принадлежит. Событийная модель. Определение функций, реагирующих на события, вызванные предопределенными действиями пользователя (манипулирование мышкой, клавиатурные сигналы) или системными событиями (перерисовка сцены, таймер, изменение свойств элемента сцены относительно предопределенных условий). Написание функций, управляющих свойствами спрайта статического визуального объекта (изменения формы пространственного расположения, уровня слоя, цвета, цвета, иллюстративного содержания); управляющих свойствами текстовых элементов, управляющих свойствами динамических элементов (звук, видео, QT, flash, …).


6

Объектная модель инструментальной среды. Общие представления о возможных способах организации программной архитектуры разрабатываемого приложения.






  • Core Objects

  • Script Objects

  • Cast Member Media Types

  • 3D Objects

7

Проектное задание. Этапы проектирования

Начальный этап.




Продумать сценарии представления данных и поведения разрабатываемой системы.
Начать работу над составом и структурой визуальных объектов системы.
Подготовить эскизы основных сцен. Определить основные визуальные объекты сцен (фоновые элементы, учебные объекты, элементы управления (кнопки, переключатели, регуляторы, скроллинги…), формы для группировки элементов управления, текстовые элементы, поля ввода, окна для представления видео…).
Определить свойства и поведение динамических визуальных объектов.



8

Прототипирование (сборка визуального макета).




Начать поэлементную сборку сцен проекта – визуального макета основных сцен (поэлементный с возможностью отображения различных состояний элементов сцены).

9

Расширение системной функциональности




Включение дополнительных ресурсных элементов (звуковое сопровождение). Сервисные (вспомогательные) компоненты (информационные ссылки, справочная система, словарь терминов…)



10

Построение функциональных и структурных моделей программной среды разрабатываемой системы.




Определить типы программных компонент, необходимых для реализации предполагаемого сценария поведения элементов системы. Сформулировать принципы взаимодействия программных компонент.

11

Написание программного кода




Подбор библиотечных или написание программных компонент, реализующих поведение элементов сцены.
Проверка работоспособности и отладка компонент, реализующих поведение элементов сцены.
Подбор и написание и отладка вспомогательных (сервисных программных компонент)
Написание базового кода системы, предназначенного для обеспечения интегрированного взаимодействия программных компонент системы.



12

Тестирование и отладка работы системы.




Устранение ошибок. Комплексная оптимизация работы элементов системы.

13


Подготовка к защите проекта (написание сопроводительной документации)





Оформление документации и подготовка к сдаче проекта.

14

Защита проекта (курсовой работы)









^ 4.3. Понедельный план проведения лекционных и практических занятий

тема

название

Ч.

1, 3

Введение. Общие цели и задачи курса.





2, 4

Принципы организации программной инструментальной среды




6

Основы программирования на языке Lingo (альтернативный вариант – принципы написания объектного кода на встроенном языке - JavaScript)




8

Основы объектно-ориентированного программирования в условиях исследуемой инструментальной среды




5

Создание простейших интерактивных элементов интерфейса пользователя, управление сменой сцены (навигация по кадрам, переходы).




9

Объектная модель инструментальной среды. Общие представления о возможных способах организации программной архитектуры разрабатываемого приложения.






7

Проектное задание. Этапы проектирования

Начальный этап.




10

Прототипирование (сборка визуального макета).




11, 12

Расширение системной функциональности




13

Построение функциональных и структурных моделей программной среды разрабатываемой системы.




14

Написание программного кода




19.

Тестирование и отладка работы системы.




15, 18

Подготовка к защите проекта (написание сопроводительной документации)





20.

Защита проекта (курсовой работы)





^ 5. Лабораторный практикум

№п/п


№ раздела дисциплины


Наименование лабораторных работ


1

2

Создание (линейного) слайд фильма.

 Знакомство с программой "Macromedia Director".
Основные элементы программы.
Три главных окна: Труппа; Партитура; Сцена.
Интерфейс программы: Система меню. Панель инструментов. Палитры. Инспекторы.

 Создание линейного фильма:
Труппа (Cast Lib) - пользовательская библиотека (параметры, настройка); импорт и связывание (link) внешних файлов.
Партитура. Сцена.
Спец. каналы партитуры: Темп. Палитра. Переход (Transition). Звуковые каналы.

2

3,4,5

Создание интерактивного приложения презентационного информационного типа (нелинейной презентации).

  • Типы и свойства скриптов. Структурная взаимосвязь программных компонент. Стандартные процедуры.

  • Обработка сообщений, приоритетность обработки (иерархия сообщений). Кадры, метки, маркеры.

  • Курсоры: стандартный набор, рисованные, анимированные.

  • Обработка текстовой информации.

  • Автоматизация управления объектами. Математическая обработка данных. Слайдер.

3


6

Принципы программной обработки (функционального взаимодействия) и системной интеграции мультимедийных компонент.

^ Компоненты мультимедиа

  • Программное управление звуковыми файлами. Многоканальный звук (микширование). Обработка звуковых меток (on cuePassed).

  • Управление медиа- файлами *.swf (Macromedia Flash), QuickTime и *.AVI.

   Взаимосвязь с внешними файлами.

  • Динамическая смена внешних мультимедиа файлов.

  • Управление внешними библиотеками, и приложениями.

  • Многооконный проект (MIAW). Модальные окна…

4

7-12

Принципы разработки интерактивного мультимедийного приложения (создание мультимедийного интерактивного учебного проекта (или многоуровневой презентации).)

Системная и функциональная интеграция компонентов программы.

Подключение и использование внешних библиотек (Xtras).


5


7-12

Варианты публикаций проекта.

Компоновка проекта, защита и сжатие исполнимых файлов и библиотек проекта. Публикация настольного приложения, публикация приложений для CD/DVD/ROM, Создание и публикация ShockWave приложения (веб-приложений).



^ 6. Учебно-методическоеобеспечение дисциплины:

6.1Рекомендуемая литература

University of Westminster
http://www.multimediatrainingvideos.com/vidDir/

Stephen Wilson, Professor, Art, Conceptual/Information Arts Program, San Francisco State University/ http://online.sfsu.edu/~infoarts/technical/director/wilson.director.tutorial.html

New York University Computer Science
http://cs.nyu.edu
http://cs.nyu.edu/courses/fall99/G22.3033-001/Tutorials_from_Macromedia/index.html

Далее представлены учебные заведения, развивающие направления, в определенной степени близкие к тематике данного учебного курса: лаборатория Саратовского государственного социально-экономического университета и факультет Санкт-Петербургского Государственного Университета культуры и искусств.

Саратовский государственный социально-экономический университет
РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ ADOBE DIRECTOR. Г.А. Сумина, А.С. Антонов
http://www.ict.edu.ru/vconf/files/10031.pdf

Факультет информационных технологий и медиадизайна - ФИТИМ Санкт-Петербургского Государственного Университета культуры и искусств. Курс - "Проектирование информационных систем".
http://www.fitim.ru/abit/design
www.evarussia.ru/upload/doklad/doklad_264.doc
http://seva.kmtis.ru/spisok_nominacii.html

Отмечу еще один ресурс - ExploreLearning. Среди известных мне ресурсов, это, наверно, единственный предоставляющий электронные мультимедийные интерактивные ресурсы для школьников, которые разработаны с применением методов моделирования реальных объектов и явлений в учебных целях, демонстрирующиеся в режиме online.

http://www.explorelearning.com/
http://www.explorelearning.com/index.cfm?method=cVideos.dspVideo&id=2
http://www.explorelearning.com/index.cfm?method=cVideos.dspVideo&id=1


6.2 Средства обеспечения дисциплины

Используются ресурсы, представленные на персональном сайте преподавателя

http://intepra.ru/wiki/doku.php


^ 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:


Лекции: проектор, печатные наглядные материалы (Активно используются интернет ресурсы).

Лабораторные работы: компьютерный класс с установленным ПО и проектором.


^ 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

  • Итоговая зачетная оценка выставляется по совокупности достижений, состоящих из оценок за лабораторные работы и курсовую работу, имеющих различные весовые коэффициенты.

  • Курсовые работы выполняются по темам, утвержденным руководителем. Это не значит, что темы выбираются исключительно из списка, но формулировка задания должна утверждаться руководителем курсовой работы.

  • Одна тема может быть выдана или индивидуально или на группу (до двух человек).

  • Каждой курсовой назначается руководитель: либо ведущий преподаватель, либо сотрудник кафедры, либо аспирант. В особых случаях по согласованию с ведущим преподавателем может назначаться студент-дипломник.

  • Срок сдачи курсовых работ для ВСЕХ студентов -- до 1 декабря. Работы, не сданные в срок, являются просроченными и оцениваются на балл ниже все зависимости от времени опоздания. Сданной считается работа, по которой был представлен электронный (wiki) и печатный (в виде файла) отчет. Вся работа над отчетом должна вестись студентом ДО срока сдачи.

  • Курсовые работы представляются на публичную защиту в декабре.

  • Работа студента оценивается руководителем по следующим критериям:

    • Глубина раскрытия темы (самостоятельное изучение материалов по выбранной теме и смежным дисциплинам.

    • Самоорганизация в процессе работы (самостоятельность, способность организовать свое время и коллективную работу при работе в группе, умение искать и находить нужные материалы по различным источникам)

    • Умение анализировать и делать выводы, структурировать информацию и представлять ее в отчете.

  • Отчеты по курсовым работам оцениваются рецензентом по следующим критериям:

    • Законченность

    • Раскрытие темы (полнота и соответствие теме)

    • Обоснованность (наличие реферативного материала по теме)

    • Грамотность (техническая, стилистическая и грамматическая)

    • Своевременность (за опоздание снимается балл)

  • Выступления на защите оцениваются комиссией по следующим критериям:

    • Доклад (раскрытие темы)

    • Презентация (сопровождение доклада)

    • Ответы на вопросы (владение материалом, уверенность)

    • Своевременность (несоответствие заявленному времени защиты без уважительной причины приводит к потере балла)

  • Претендующим на оценку "отлично" следует стремиться к тому, чтобы выводы по работе содержали самостоятельные результаты, достойные представления в электронной или печатной публикации и могли быть представлены на конференции МИЭМ без ущерба для репутации выступающего и кафедры.



Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 230100 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети.


Составитель: / С. В. Кондрашов/

Настоящая рабочая программа рассмотрена на заседании (методическом семинаре) кафедры «__»________2011г. протокол № __ и рекомендована к применению в учебном процессе.


Зав. кафедрой

«Информационно-коммуникационные технологии» /Азаров В.Н.

«____»____________20___г.

Срок действия программы продлен на: 20____/20____ уч.год__________________

(подпись зав. кафедрой) 20____/20____ уч.год_______________________

(подпись зав. кафедрой) 20____/20____ уч-год_______________________

(подпись зав. кафедрой) 20____/20____ уч.год____________________

(подпись зав. кафедрой)


1 Учебно-производственная среда


Процессу разработки электронных ресурсов учебного характера и интерактивных презентаций сопутствуют некоторые характерные особенности. При проектировании и





Скачать 247,28 Kb.
Дата конвертации05.11.2013
Размер247,28 Kb.
ТипРабочая программа
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы