От печати до мультимедиа icon

От печати до мультимедиа



Смотрите также:


На правах рукописи     


Кульчицкая Диана Юрьевна
 


 
 
ОТОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ЧУВСТВЕННОГО МИРА В ЖУРНАЛИСТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ:

ОТ ПЕЧАТИ ДО МУЛЬТИМЕДИА
 


 
Специальность 10.01.10 - журналистика


 
Автореферат
на соискание ученой степени
кандидата филологических наук


Москва-2013

Диссертация выполнена на кафедре периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Научный руководитель:

кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

^ Лазутина Галина Викторовна


Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Добросклонская Татьяна Георгиевна

кандидат филологических наук, профессор кафедры интегрированных коммуникаций факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ ^ Дзялошинский Иосиф Михайлович



Ведущая организация: ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого

Президента России Б.Н.Ельцина»


Защита диссертации состоится «____» __________ 2013 г. в ____ ч. на заседании диссертационного совета Д 501.001.07 при факультете журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова по адресу: 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: Москва, 119192, Ломоносовский проспект, 27

Автореферат разослан «___» __________ 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат филологических наук, доцент В.В. Славкин


^ I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования

В современной журналистике особую остроту приобретает проблема дисбаланса в использовании первичных и вторичных источников информации при создании продуктов, направляемых в каналы массовой коммуникации. Это связано с широким распространением интернета. Он открыл журналистам доступ к огромному массиву информации. Однако у работников СМИ возникает иллюзия осведомлённости в новых данных о происходящих событиях, тогда как реально в интернете сосредоточены в основном источники вторичной информации. В силу этого процесс получения сведений из первичных источников подменяется переработкой вторичной информации. Такой феномен в теории и практике уже получил название “копипаста”1.

Что может противостоять наметившейся тенденции? В многолетней практике журналистики есть ответ на этот вопрос: новые, эксклюзивные данные о том, что совершается в мире, журналисту может дать его непосредственный контакт с действительностью. Достигается такой контакт с помощью специальных методов журналистской деятельности, в частности, - метода наблюдения. Наблюдение позволяет получить новые данные о действительности, используя такие её свойства, как многообразие предметно-чувственного мира и способность показывать, что объекты реального мира взаимодействуют друг с другом, сообщая о себе информацию по разным каналам, с помощью разных сигналов. Журналист способен воспринимать эту разнородную информацию, поскольку, как и любой человек, он обладает мультисенсорностью восприятия. Выезжая на место события, корреспондент лично знакомится с происходящим, беседует с участниками той или иной истории, с очевидцами, черпает сведения из предметно-вещественной среды, всматриваясь и вслушиваясь в неё. Таким образом он добывает эксклюзивные фактические данные и, осмысливая их, вырабатывает новое знание оперативного назначения.

К сожалению, сегодня в СМИ всё реже появляются материалы, авторы которых, получая информацию, опираются на метод наблюдения и широко используют его результаты в тексте. Это означает, что непосредственный контакт с действительностью как средство нейтрализации неблагоприятной тенденции, о которой шла речь выше, задействован в профессиональной практике слабо, что превращается в серьёзную помеху для реализации предназначения журналистики. В связи с этим наука о журналистике оказывается перед необходимостью проявить значение непосредственного контакта журналиста с действительностью, показать возможности метода наблюдения как средства постижения многообразия предметно-чувственного мира и тем самым помочь решению проблемы дисбаланса между первичными и вторичными источниками информации. Этим, прежде всего, и определяется актуальность темы данного исследования.

Однако есть и еще одно обстоятельство, которое делает наш исследовательский замысел актуальным. Исключительно важно рассмотреть мультимедийные материалы как новый продукт журналистской деятельности. Произведения конвергентных редакций часто сравнивают с набором разрозненных элементов, представляют их неким “лоскутным“ образованием, объединенным лишь интернет-пространством, что в корне неверно. Особое значение приобретают культурологический и психологический подходы к изучению мультимедиатекстов, так как благодаря использованию междисциплинарного инструментария они позволяют сконцентрировать исследовательское внимание на многогранности мультимедиа как феномена. Тема диссертационного исследования „Отображение предметно-чувственного мира в журналистских произведениях: от печати до мультимедиа” дает возможность отчетливо увидеть некую преемственность в использовании инструментария для воспроизведения многозвучия реальности в традиционных печатных и современных мультимедийных текстах. При этом автор работы рассматривает мультимедийность в широком культурологическом контексте, фиксируя истоки мультимедиа в разных феноменах.

^ Степень разработанности проблемы

Проблема дисбаланса в использовании современными журналистами первичных и вторичных источников информации сегодня только осознаётся, равно как и значение непосредственного контакта журналиста с действительностью в качестве средства ее разрешения. В то же время разные аспекты многообразия окружающей нас объективной действительности, лежащие в основе нашего подхода к постижению значения непосредственного контакта, многократно отражены в трудах философов, психологов, физиков, семиологов, информатиков и т.д. Однако сразу следует отметить, что в различных областях науки одни и те же явления часто рассматривают под разным углом зрения, используя несовместимый терминологический аппарат. В философии встречается такое понятие, как картина мира. Термин был введен в работе немецкого ученого М. Вебера, а потом стал использоваться и в физике. Разработке этого понятия способствовали философы Э. Хайдеггер, Л. Витгенштейн, М. Гуссерль. Оно обрело широкий смысл. За словами “картина мира” встаёт не только образ физической многомерности реальности, но и целостное представление человечества об устройстве вселенной.

Известный российский психолог А.А. Леонтьев для обозначения похожего смысла использует другой термин. В своих трудах ученый разрабатывает понятие “образ мира”, который рассматривается в контексте теории восприятия. В физике и естественных науках о многообразии материальной реальности писали многие ученые, начиная с древности (атомизм Демокрита) и заканчивая современной теорией относительности А. Эйнштейна. Гетерогенность физической реальности отмечали как западные, так и российские семиологи ( Р. Барт, М.Ю. Лотман). Можно сказать, что представление о разнородности материи, предстающей в многообразии форм, поверхностей, звуков, цветов, вкусов и т.д., стало общепринятым.

В то же время в науке практически нет трудов, в которых рассматривалось бы отображение многообразия предметно-чувственной оболочки действительности с точки зрения теории коммуникации и журналистики.

Что касается изучения мультимедийности, то до сих пор большинство попыток научного рассмотрения мультимедиа сводились к анализу технических параметров мультимедийных продуктов (А. Чэпмен, Д. Нилсен, Т. Воган, Т. Сэведж, К. Вогель, Дж. Даулинг и др. ), в то время как теоретическое осмысление феномена с его содержательной стороны оставалось на заднем плане. Только в последние несколько лет в западной и российской литературе стали появляться работы, рассматривающие теоретические проблемы мультимедийности (Р. Бернетт, Р. Пэкер, К. Джордан, А. Шлыкова, А.В. Крапивенко). Есть пласт литературы, посвященный психологическим особенностям восприятия мультимедийности (Р. Мейер, Р. Морено, А. Паивио, А. Сатклиф). Нельзя сказать, что он дает исчерпывающее представление о психологическом аспекте новых многогранных продуктов, но всё-таки позволяет получить ответы на многие вопросы, которые были бы интересны и журналистам как создателям информационной продукции. Тем более, что в теории журналистики практически нет научных трудов, которые бы анализировали мультимедийный текст с точки зрения его потенциала как специфического журналистского контента. Не предпринималось и сравнения новых мультимедийных приемов со старыми журналистскими техниками. А такое сравнение, на наш взгляд, позволяет проникнуть в суть мультимедийности и рассмотреть процесс развития средств массовой информации и журналистики как некое поступательное движение, где давно существующие идеи в связи с развитием техники получают новое воплощение.

^ Научная новизна предлагаемой диссертации определяется тем, что в ней делается попытка показать это поступательное движение, выявив особенности воспроизведения многообразия предметно-чувственного мира, характерные для журналистских произведений новых медиа и печатных СМИ. Здесь сравниваются с этой точки зрения сосуществующие сегодня медийные продукты, которые зародились в журналистике в разное время. Эти два типа медиатекстов - мультимедийные публикации и материалы печатных СМИ - сопоставляются на основе оригинальной методики, позволяющей увидеть и осмыслить точки пересечения между ними. При этом мультимедийные произведения впервые рассматриваются с точки зрения журналистского творчества, что даёт возможность обратить внимание на некоторые их уникальные характеристики.

Таким образом, объектом данного диссертационного исследования является медиатекст в двух своих вариантах, отображающих многообразие предметно-чувственного мира: материалы традиционных печатных изданий с репортажными компонентами и мультимедийные материалы СМИ. Предметом нашего исследования стали средства воспроизведения многообразия предметно-чувственного мира в мультимедийных и традиционных печатных медиатекстах1.

Основная цель работы – выявить, как достигается воспроизведение многообразия предметно-чувственного мира в материалах печатных СМИ и в мультимедийных материалах; установить роль в этом процессе непосредственного контакта автора с действительностью; определить общие и особенные черты, характерные для воспроизведения многообразия предметно-чувственного мира в данных типах медиатекста.

Для достижения этой цели оказалось необходимо решить следующие задачи:

  1. охарактеризовать объективные предпосылки и факторы, определившие воспроизведение многообразия предметно-чувственного мира в журналистских произведениях;

  2. выявить особенности репортажного письма как техники воспроизведения многообразия предметно-чувственного мира в печатных журналистских текстах;

  3. рассмотреть феномен мультимедиа в журналистике и выявить его особенности как техники воспроизведения многообразия предметно-чувственного мира в мультимедийных текстах;

  4. определить, какие выразительные средства используются при передаче предметно-чувственного мира в реальной практике журналистов печатных изданий и журналистов новых медиа;

  5. рассмотреть эффекты, которые достигаются при отображении предметно-чувственного мира в журналистских текстах;

  6. охарактеризовать значение непосредственных контактов журналиста с действительностью в процессе творчества;

  7. раскрыть потенциал мультимедийных продуктов для современной журналистики.

^ Теоретико-методологическая база исследования

Теоретическая база исследования сложилась в процессе изучения трудов российских и зарубежных ученых по истории коммуникации, теории и технологии журналистики, культурологии, психологии и филологии. Это было обусловлено междисциплинарным характером диссертации. При выработке исследовательского аппарата анализировались работы Е.Л. Вартановой, Я.Н. Засурского, И.И. Засурского, Л.М. Земляновой, М.Н. Кима, Г.В. Лазутиной, Е.И. Пронина, Е.Е. Прониной, Г.Я. Солганика, А.А. Тертычного, М.И. Шостак.1 Исследования этих авторов позволили сопоставить основные характеристики журналистских медиатекстов, уяснить жанровые особенности произведений, а также понять те трансформации, которые произошли в сфере коммуникации и журналистики в XX и XXI веке.

Концепция мультимедийности и конвергенции сложилась на основе работ Д. Чэпмана, Р. Пэкера, К. Джордана, С. Куина, В. Филака, Т. Флу1. При рассмотрении проблем конвергенции и мультимедиа учитывались также научные изыскания российских ученых Е.Л. Вартановой, Я.Н. Засурского, И.И. Засурского, М.М. Лукиной, О.В. Шлыковой, А.В. Крапивенко.2 При изучении особенностей функционирования СМИ, специфических черт средств массовой информации использовались труды известных западных исследователей масс-медиа М. Маклюэна, М. Кастельса, Э. Тоффлера, В. Митчела1.

Психологический аспект взаимодействия аудитории и СМИ анализируется в диссертации на основе разработок российских исследователей в области психосемантики, когнитивной теории и теории восприятия (А.Н. Гусев, Л.С. Выготский, А.Е. Кибрик, А.А. Леонтьев, В.Ф. Петренко)2. Для раскрытия понятия «медиатекст» и понимания его современного наполнения использовались труды Т.Г. Добросклонской, С. И. Сметаниной3, а также западных исследователей (Т. ван Дейка, А. Белла, М. Монтгомери)4. Рассмотрение коммуникационных характеристик медиатекстов дается с опорой на научные статьи и пособия западных учёных - Р. Мейера, Р. Морено, А. Паивио, А. Сатклифа5.


^ Методы исследования

Методика исследования в целом определялась принципами системного подхода и базировалась на комплексном сравнительном анализе научных концепций, научных фактов, исторических данных.

Для изучения печатных материалов применялся традиционный профессиональный анализ текста, который предполагает рассмотрение идейно-тематических и структурно-композиционных особенностей произведения, в том числе - выразительных средств, с помощью которых воспроизводятся в пределах одной знаковой системы визуальные, звуковые, тактильные и иные впечатления автора и, тем самым, передается многообразие предметно-чувственного мира.

Анализируя мультимедийные произведения, мы применяли комплексный анализ. Каждый журналистский материал рассматривался с точки зрения темы, которую он затрагивает, жанра, композиционного построения, особенностей расположения элементов на веб-странице, смыслового содержания каждой из частей истории. Второй этап исследования предполагал выявление того, как передается многообразие предметно-чувственного мира.

^ Эмпирическая база исследования

Эмпирическую базу диссертационной работы составили медиатексты из печатных изданий и мультимедийные материалы, опубликованные на сайтах СМИ. Анализировались публикации из двух еженедельных журналов - “Русского Репортера“ и „Русского Newsweek”. Выбор был мотивирован тем, что на страницах этих изданий часто появлялись и появляются материалы, выполненные с использованием репортажного письма. Кроме того, журналы представляют собой две параллельно существующие традиции в современной журналистике – российскую и западную. В подборку вошли по 10 публикаций разных жанров, вышедших в свет на страницах рассматриваемых еженедельников в 2010-2012 гг.

В выборку мультимедиатектов попали 10 материалов из двух СМИ – информационного агентства „РИА новости“ (5 материалов) и американской газеты “Нью-Йорк Таймс” (5 материалов). Такой выбор обусловлен несколькими причинами. В нашем исследовании мы хотели отобразить тот факт, что мультимедийность может использоваться на разных медийных площадках. Применение мультимедийных средств не привязано к одному типу СМИ. Включение же в исследуемую выборку жураналистских произведений из зарубежного средства массовой информации обусловлено тем, что в российской современной практике мультимедийные форматы ещё не получили широкого распространения.

Общее количество материалов объясняется задачами нашего исследования, которое подразумевало скрупулёзное рассмотрение ткани текстов с целью выявить интересующую нас закономерность их создания.

Гипотеза нашего исследования заключается в утверждении, что между репортажным письмом как техникой, используемой в традиционных журналистских жанрах, и мультимедийностью как качеством текстов новых медиа есть определенная связь: и то, и другое служит отображению многообразия предметно-чувственного мира, проявляющегося как полифония действительности - её объективное свойство излучать информацию, доступную разным каналам восприятия. Именно это делает обстоятельством первостепенной важности непосредственный контакт журналиста с действительностью. Рассматривая мультимедийные произведения в таком контексте, мы подчеркиваем, что последние, безусловно, являются продуктом журналистского творчества, хотя имеют особую форму и используют новые выразительные средства.

^ Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Многообразие предметно-чувственного мира (а именно многообразие форм, поверхностей, запахов, звуков, цветов в физической среде) является объективным свойством действительности, проявляющимся как её полифония, и может отображаться в произведениях журналистского творчества.

  2. На протяжении всей истории развития человечества люди стремились отобразить многообразие окружающего мира в произведениях искусства (театре, художественной литературе, кино и т.д.)

  3. В журналистике также была выработана техника, которая позволяет передать многообразие предметно-чувственного мира посредством слова. Ее можно определить как репортажное письмо. Такая техника обладает высокой “мобильностью” и может использоваться в разных жанровых моделях.

  4. В современной цифровой коммуникационной среде появилась новая технология, дающая возможность воспроизвести многообразие предметно-чувственного мира. Мультимедийные материалы, основанные на интеграции знаковых систем, позволяют сделать “цифровой отпечаток” реальности и таким образом передать ее “многозвучие”.

  5. “Репортажное письмо” и мультимедийность ориентированы на такое свойство нашего восприятия, как мультимодальность - способность человека получать информацию об окружающем мире с помощью всех органов чувств (слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных и осязательных). Однако “репортажное письмо” воспроизводит полифонию действительности в пределах одной знаковой системы, а мультимедиа делает это с помощью разных знаковых систем.

  6. “Репортажное письмо” и мультимедийность являются наджанровыми образованиями. Эти техники подачи информации могут использоваться в информационных, аналитических и даже художественно-публицистических жанровых моделях.

  7. Идея мультимедиа зародилась еще до возникновения компьютера и эпохи всеобщей дигитализации. Примеры интеграции различных медиа можно увидеть в культуре и истории коммуникации.

  8. Можно говорить о старых и новых формах мультимедийных продуктов - аналоговых и цифровых. Старые формы до сих пор встречаются в СМИ (фотографии в комбинации с текстом, видеоряд и текст в кадре на ТВ и т.д.) Однако цифровые отличаются от них важной чертой – интерактивностью.

  9. Мультимедийные материалы являются новым этапом в развитии журналистского творчества. При продуманном использовании различных медиа можно создать качественный информационный продукт, который не будет уступать по эффективности старым формам журналистики.

^ Теоретическое значение диссертации

Теоретическая значимость проведённого исследования видится, прежде всего, в том, что оно показывает процесс развития СМИ как поступательное движение, в ходе которого давно существующие идеи получают новое воплощение в связи с обогащением технического арсенала общества и обновлением технологий. Также акцентируется внимание на значении для журналиста первичных источников информации и таких методов деятельности, как наблюдение.

Некоторые положения диссертации вносят вклад в развитие теории мультимедиа. Работа выявляет не установленные ранее специфические черты мультимедийных продуктов. В теорию коммуникации вводятся два взаимосвязанных термина - „полифония действительности“ и „мультимодальность восприятия“.

^ Практическое значение работы состоит в том, что она показывает возможности метода наблюдения как средства постижения многообразия предметно-чувственного мира и тем самым способна помочь в решении возникшей в журналистской практике проблемы дисбаланса между первичными и вторичными источниками информации. Результаты исследования могут быть использованы в системе подготовки и переподготовки журналистских кадров, в работе конвергентных редакций, при освоении индивидуальных программ профессионального развития журналистов.

^ Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


^ II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении показана актуальность и научная новизна темы исследования, степень ее изученности, определены объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи, выявлены теоретико-методологические основы и методы, охарактеризована эмпирическая база диссертации, определена её теоретическая и практическая ценность.

^ В первой главе “Многообразие предметно-чувственного мира в отображении печатных и мультимедийных текстов: историко-теоретические основания сопоставления” излагается ключевая идея работы, формулируются основные понятия, формируется научный инструментарий исследования. Дается исторический анализ того, каким образом человечество начало отображать многоликие проявления предметно-чувственной ткани действительности сначала в произведениях искусства, а затем в разных журналистских работах. Отталкиваясь от объективно существующего в предметном мире многообразия, автор затем переходит к анализу того, как многозвучие мира может быть отражено в печатных журналистских произведениях и в мультимедийном контенте СМИ.

В параграфе 1.1. “Многообразие предметно-чувственного мира и особенности его восприятия человеком” рассматриваются в историческом аспекте представления человека о многообразии предметной окружающей среды. Проанализирован процесс становления понятия «многообразие предметно-чувственного мира» в разных сферах науки. Указывается на то, что “многозвучность” нашего мира привлекала внимание многих ученых с давних времен, так как любой человек сталкивался с подобным явлением ежедневно. В современной физике такое свойство реальности можно в какой-то мере связать с понятием неоднородности материи.

В параграфе также отмечается, что многообразие действительности отображено в философском понятии “картина мира”, которое было введено немецким социологом М. Вебером, а позже стало использоваться в работах философов Э. Хайдеггера, М. Гуссерля и Л. Витгенштейна. Однако, как показывает детальный анализ понятия, “картина мира” является термином вторичным по отношению к действительности, так как отражает то, как мы видим окружающий нас мир.

После подробного теоретического разбора утверждается, что несмотря на все перечисленные выходы на идею многообразия воспринимаемой действительности, мы не находим понятия, которое бы описывало многоликие проявления видимого физического мира, данного человеку в ощущениях. Поэтому предлагается ввести в теорию коммуникации и журналистику термин “полифония действительности”, который можно определить следующим образом:

Полифония действительности есть проявление свойства объектов реального мира одновременно передавать информацию с помощью разных сигналов (визуальных, слуховых, тактильных, вкусовых, ольфакторных).

В то же время вводится другое понятие, связанное с многообразием мира, а именно мультимодальность восприятия. Под этим словосочетанием следует понимать способность человека получать информацию об окружающем мире с помощью всех органов чувств (слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных и осязательных).

Таким образом, мы можем говорить о двух взаимосвязанных понятиях – полифонии действительности и мультимодальности человеческого восприятия. Второй феномен является порождением и следствием первого. Как уже упоминалось, в процессе эволюции человек адаптировался к разным условиям среды и постепенно получил тот сенсорный набор, которым пользуется и по сей день.

Несмотря на то, что такая терминологическая пара ранее не встречалась в научных работах, история развития искусства показывает, что люди с древних времен стремились воспроизвести полифоничность мира и создать мультисенсорные эффекты.

В конце параграфа формулируется гипотеза исследования.

^ Параграф 1.2. “Способы передачи “многозвучия” действительности в печатных СМИ” посвящен особой технике подачи информации в прессе - репортажному письму. Этот своеобразный прием зародился в русле репортажного жанра, а позже перекочевал и в другие жанровые модели. Очерчиваются границы понятия, а также дается определение, согласно которому под репортажным письмом следует понимать технологию журналистской деятельности, основанную на синтезе особенностей «дотекстовой» стадии репортёрской работы и репортажного стиля, но ориентированной на решение других задач, не свойственных собственно репортажу.

Отмечается, что ведущим методом работы репортера является метод наблюдения, который комбинируется с интервью и беседами. Эти методы и являются основой “дотекстовой деятельности” журналиста, создающего материалы с использованием репортажного письма. В параграфе также определяются основные характеристики репортажного стиля, который представляет собой лексико-семантическую оболочку текста.

Отмечается тот факт, что репортажное письмо является основным способом передачи полифонии действительности в печати. Оно может интегрироваться в самые разные жанры (новостные, аналитические, художественно-публицистические), и включение его в текст всегда предполагает непосредственный контакт журналиста с действительностью. Оно сообщает тексту полифоничность, активизируя у адресата работу его органов чувств, и тем самым облегчает восприятие информации.

Также указан тот факт, что в западной литературе есть термин, который очень близок к репортажному письму. В англоязычных научных трудах часто встречается описание техники descriptive writing, что дословно можно перевести как “наглядное письмо”. Такая техника предполагает “создание картин при помощи слов”.1 Автор через текст обращается ко всем пяти органам чувств человека и приводит разнообразные детали, которые помогают ему сформировать в воображении читателя выпуклый, яркий образ.2 Изложенные факты дают право заявить, что и российская, и западная исследовательская школа подметили такую особую технику создания текста, как репортажное письмо, хотя и используют разный терминологический и исследовательский аппарат.

В параграфе 1.3. “Мультимедия как феномен. Дефиниции и характеристики мультимедийных продуктов” приводятся разные определения мультимедийнойсти в широком и узком смысле. Отмечается, что сегодня мультимедийные технологии используются в программировании, обучении, лингвистике, бизнесе, туризме, в индустрии развлечений, медицине и многих других областях. Однако новизна феномена и его широкое распространение серьёзно усложняют работу теоретиков. Кроме того, указывается тот факт, что мультимедийные технологии вошли в журналистскую практику не сразу. Сначала они были освоены в индустриях развлечения (кино, компьютерные игры).

Сегодня в СМИ все чаще встречается такое словосочетание, как “мультимедийная журналистика”. Современное журналистское произведение для конвергентных редакций включает в себя текст, звук, видеокартинку, фото и т.д. Интеграция разных типов информации позволяет осветить то, что происходило в действительности, выпукло и наглядно. Не удивительно, что в настоящее время и традиционные СМИ в своих онлайн версиях, и новые медиа активно используют мультимедийный контент.

Процесс этот еще недостаточно глубоко осмыслен, но даже на данном этапе развития теории можно говорить о том, что мультимедиа - не просто компьютерная технология, а особое явление культуры, спровоцировавшее множество преобразований в разных сферах жизни. Сложность, многогранность и междисциплинарность этого феномена заставляют задуматься над тем, чем он обусловлен и какие принципы лежат в его основе.

В параграфе 1.4. “Проявление идеи мультимедийности в культуре, истории коммуникации и философии” дается ретроспективный обзор того, в каких явлениях мировой культуры и коммуникации можно найти истоки идеи мультимедиа.

Некоторые исследователи высказывают парадоксальное на первый взгляд мнение, что начало мультимедиа положил первый человек, сделавший рисунок и надпись на стене. Другие авторы связывают зарождение этого явления с китайской технологией создания силуэтов на фоне натянутого полотна с помощью фейерверка. Это визуальное выступление проходило под музыкальный аккомпанемент. Традиция проводить подобные действа появилась в Поднебесной примерно в третьем тысячелетии до н.э.1 Однако бесспорно одно. Мультимедийность стала кульминацией развития различных видов синтетических искусств (звуковое кино, театр, различные зрелищные формы). Ее появление было логичным завершением развития коммуникации.2

В параграфе рассматриваются изыскания Рихарда Вагнера, который хотел создать так называемое “тотальное произведение искусства”, которое бы воздействовало сразу на все органы чувств человека. Анализируются работы М. Маклюэна и М. Митчела и других теоретиков масс-медиа с точки зрения их отношения к мультимедийности. Подробно рассказана история становления первого мультимедийного компьютера.

В конце параграфа дана краткая характеристика философии постмодернизма. Указано, что постулаты постмодернистов во многом перекликаются с характеристиками феномена мультимедиа. Однако подчеркивается, что мультимедиа не является порождением новой философии.

В параграфе 1.5. “Мультимедийный контент в журналистике как инструмент передачи многообразия предметно-чувственного мира” изучаются специфические особенности нового типа журналистского произведения – мультимедиатекста. Анализируется само понятие медиатекста и то, как оно изменялось с развитием системы СМИ.

Выделяется особый тип мультимедийного произведения – так называемая мультимедийная история (multimedia story). Отмечается, что термин пришел в российскую журналистику из американской практики работы с мультимедиа. Дается определение мультимедийной истории, а также рассматриваются ее характерные черты.

Как отмечают многие исследователи и практики, именно этот тип контента является вершиной деятельности любой конвергентной редакции. Утверждается, что мультимедийная история наиболее полно может отразить полифонию действительности, так как по своей структуре и замыслу ориентирована на мультисенсорность восприятия.

В параграфе также выделяются основные психологические механизмы воздействия мультимедийных технологий на пользователя. Приводятся данные исследований Р. Мейера, А. Сатклифа и др. Дается объяснение тому, за счет чего в мультимедиа создается сильный эффект присутствия. Выделены те специфические черты, которые роднят мультимедийную историю и репортажное письмо, хотя это две разные техники воспроизведения полифонии действительности.

Во второй главе “^ Средства отображения многообразия предметно-чувственного мира в журналистских текстах” представлено эмпирическое исследование медиатекстов из четырех СМИ. Подробно описана методика анализа журналистских произведений, созданных в разных типах средств массовой информации. Сначала дается анализ печатных медиатекстов, а затем представлены результаты исследования мультимедийных произведений.

^ Параграф 2.1. “Использование образных ресурсов языка при передаче предметно-чувственной картины мира (на примере журнала “Русский репортер”)” посвящен подробному разбору десяти печатных публикаций, которые появились на страницах издания в период с 2008 по 2012 год. Вся подборка анализировалась с помощью метода профессионального анализа текста. Проведенный анализ показал, что полифония действительности передается с помощью специфических средств естественного языка, тропов, особой лексики, специальных глаголов движения и т.д. То есть весь набор разнородных впечатлений, который получил автор, используя метод наблюдения, переводится в словесную форму. Во многих текстах передача полифонии действительности сопровождается воспроизведением ритмики события. Это характерно прежде всего для репортажных произведений и для корреспонденций, однако такой прием практически не используется в произведениях других жанров. Также стоит отметить, что полифоничные тексты сконструированы из двух функциональных стилей речи: репортажного описания и репортажного повествования, выступающих в журналистике как методы предъявления информации. Все статичные сцены передаются с помощью репортажного описания, а все динамичные сцены с помощью повествования. Можно выделить также несколько видов описания, в том числе и его динамичный подвид. В подборке иногда встречаются констатация и типизация как методы передачи полифонии, однако их количество крайне мало.

Кроме того, в проанализированных текстах мотивы обращения к репортажной технике в каждой конкретной публикации были разными. Чаще всего интеграция наглядных сцен была вызвана несколькими причинами. Где-то на первый план выходит показ действительности как важного источника информации (говорящие детали, символические поступки), где-то “эффект приманки” и т.д.

В параграфе 2.2. “Документализм как основа воспроизведения предметно-чувственной действительности в печатном журналистском тексте (на примере журнала “Русский Newsweek”)” представлены результаты анализа подборки из закрытого в 2010 году лицензионного общественно-политического еженедельника. В анализируемых материалах подтвердились те же закономерности, что и в подборке “Русского репортера”. Полифония действительности передавалась с помощью разнообразных тропов, сенсорной лексики, специфических глаголов, т.е. в пределах одной знаковой системы – вербального языка. Однако специфика издания сказалась на особенностях воспроизведения полифонии действительности. Во-первых, фигура автора появлялась в тексте намного реже. Во-вторых, было установлено, что журналисты “Русского Newsweek” повествуют о событиях, которые они видели своими глазами, предельно отстраненно, не допуская оценочных выражений и всячески избегая субъективности. Кроме того, нам удалось выявить, что в журнале “Русский Newsweek” художественные тропы использовались намного реже, чем в журнале “Русский репортер”, что можно объяснить спецификой издания, его ориентацией на западные каноны журналистики факта.

Проанализированная подборка материалов позволяет нам сделать вывод, что полифония действительности воспроизводится в текстах, принадлежащих к разным жанровым моделям. В обоих журналах значительное количество корреспонденций, что вполне закономерно. Дело в том, что жанр корреспонденции подразумевает анализ ситуации на месте, отсюда и наглядное воспроизведение действительности.

В целом, обе подборки выявили объективное существование феномена репортажного письма как инструмента отображения полифонии действительности.

В параграфе 2.3. “Мультимедийная история в контенте ИА “РИА новости”: многогранный рассказ о реальности” представлен анализ мультимедийных историй, опубликованных на сайте информационного агентства. Все произведения соответствовали строгому определению мультимедийной истории. Они были объединены единым сюжетом, составлены по модульному принципу из элементов, принадлежащих к разным знаковым системам ( текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.). Произведения были выполнены в разных жанрах и решали разные журналистские задачи. Отличалось и их строение, количество задействованных элементов. Конкретная реальная ситуация, которая была в основе сюжета, диктовала свои правила оформления материала и его архитектоники. Специфической особенностью всех произведений было то, что стержневым элементом выступал текст. Часто визуальные и слуховые впечатления встречались и в вербальном тексте.

Как показал комплексный анализ материалов, для передачи полифонии действительности использовался целый арсенал медийных средств. Воздействие на органы чувств оказывалось не опосредовано, как в случае с печатным текстом, а напрямую. Широко использовался психологический эффект синестезии. Все истории рассказывали о событии объемно и позволяли создать несколько ярко выраженных эффектов: эффект присутствия, эффект соучастия, развлекательный элемент. Все эти эффекты достигались как раз за счет воспроизведения полифонии действительности.

^ Параграф 2.4. “Мультимедийный контент “Нью-Йорк Таймс” как эталон интеграции различных выразительных средств” посвящен разбору мультимедийных материалов из известного американского ежедневного издания. Материалы были опубликованы на сайте в разное время. Анализ показал, что в произведениях “Нью-Йорк Таймс” применяются те же принципы, что и в мультимедийном контенте “РИА новости”. Полифония действительности воспроизводится в пределах разных знаковых систем и с помощью целого ряда выразительных средств – текста, инфографики, видео, аудио и т.д. Обнаружились серьезные отличия в структуре материалов российского информационного агентства и американской газеты. Произведения последней оказались более разветвленными и сложными по строению. Они включали большее количество элементов. Сравнительный анализ печатных произведений и произведений конвергентных редакций показал, что мультимедиа действительно обладает более сильным потенциалом для воспроизведения многомерности мира в силу своей специфики и изначальной ориентации на интеграцию разных знаковых систем.

Следует сказать, что в процессе исследования удалось заметить и другую закономерность. Работа с мультимедийным контентом требует от журналиста не только определенных технических навыков, но и умения наглядно представлять информацию, умения видеть ту или иную ситуацию объемно, учитывая преимущества и недостатки разных медиа (вербального текста, аудиоматериала, видеоклипов и фотографий).

Это выводит на первый план фигуру мультимедийного редактора, который должен обладать всеми вышеуказанными качествами и уметь правильно сформулировать задачу перед корреспондентом, а также профессионально сконструировать ту или иную историю. В итоге важными оказываются своего рода режиссерские качества, которые позволяют журналисту выявить особенности собранного материала. Можно также сделать вывод, что мультимедиа как новое явление объединяет выразительные средства всех предыдущих форм журналистских произведений (печатного текста, радийного материала, телевизионного сюжета) с особой опорой на визуализацию информации.

^ В заключении представлены итоги диссертационного исследования, сформулированы практические рекомендации для журналистов по поводу использования источников информации и методов их освоения, а также сделаны предположения о перспективах развития мультимедийной журналистики и взаимодействия старых и новых форм журналистской деятельности.

Было выявлено, что между техникой репортажного письма и мультимедийностью как характеристикой журналистских произведений действительно наблюдается связь, выраженная в ориентации на воспроизведение полифонии действительности, т.е. многообразия предметного мира. Однако эти техники пользуются разными выразительными средствами для решения одинаковой задачи. Также отмечается, что передача полифонии действительности является не самоцелью, а только лишь средством для достижения определенного результата. И мультимедийные материалы, и тексты с репортажным письмом создают у пользователя или читателя эффект присутствия. Кроме того, и тот и другой информационный продукт невозможно создать, не побывав на месте событий. Требуется серьезная проработка первичных источников, что дает материалу большую объективность и эмоциональный заряд.

В списке использованной литературы приведены монографии, многотомные издания, учебные пособия, авторефераты, статьи и интернет-ресурсы на русском и английском языках. В списке около 200 источников, которые использовались в процессе выработки научного инструментария и теоретической базы исследования.

^ В приложении даны материалы, которые вошли в исследуемую подборку.

Апробация

Основные положения работы и результаты исследования докладывались на ежегодных научных конференциях „Ломоносов 2010-2012“, „Журналистика в 2010 году“, „Журналистика в 2011 году“, Международных московских чтениях 2010 и 2011, а также опубликованы в научных журналах “Вестник МГУ“ (Серия „Журналистика“), „Меди@ламанах“, «Вопросы теории и практики журналистики».
^

По теме исследования опубликованы следующие научные работы:


1. Кульчицкая Д.Ю. Развитие идеи мультимедийности в культуре и журналистике // Меди@льманах – 2011. - №2. – С. 14-18. – 0,5 п.л.

^ 2. Кульчицкая Д.Ю. Истоки мультимедийности в традиционных журналистских жанрах // Вест. Мос. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2012. №3. – C. 94-100. – 0,4 п.л.

3. Кульчицкая Д.Ю. Истоки мультимедиа в традиционных журналистских жанрах // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2010» / Отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылев, А. И. Андреев, А. В. Андриянов [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2010. – 0,1 п. л.

4. Diana Kulchitskaya Multimedia content in journalism: origins and particularities // Abstracts collection of the 2nd International Readings in Moscow 2010. Mass Media and Communications. MediaMir, 2010. – P. 96-97. – 0,1 п.л.

5. Кульчицкая Д.Ю. Репортажное письмо как один из инструментов отражения плюрализма мнений // Материалы Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2010 г. СМИ в публичной сфере». – М.: Ф-т журн. МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. – C. 66-67. – 0,1 п. л.

6. Кульчицкая Д.Ю. Развитие идеи мультимедийности в культуре и журналистике // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2011» / Отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылев, А. И. Андреев, А. В. Андриянов [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2011. – 0,1 п. л.

7. Кульчицкая Д.Ю. Особенности мультимедийного контента в журналистике // Abstracts collection of the 3rd International Readings in Moscow2011. Mass Media and Communications. Journalistic cultures: Facing social and technological changes. Moscow. MediaMir, 2011. – P. 149-151. – 0,1 п.л.

8. Кульчицкая Д.Ю. Ориентация на воспроизведение полифонии действительности в свете представлений о профессиональных ценностях журналиста // Материалы Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации» – М.: Ф-т журн. МГУ имени М. В. Ломоносова, 2012. – C. 425-426. – 0,1 п. л.

9. Кульчицкая Д.Ю. Конвергенция и мультимедийность: попытка теоретического осмысления явлений // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2012» / Отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылев, А. И. Андреев, А. В. Андриянов [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2012. – 0,1 п. л.

10. Кульчицкая Д.Ю. Мультимедийность и СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. – 2012. - №2. – C. 45-56. – 0,4 п.л.

Общий объем публикаций – 2 п.л.



1 Копипаст (англ. copy-paste – скопировать-вставить) – создание контента путем копирования из открытых источников, дублирование чужих текстов. (Интернет-СМИ: Теория и практика / Под ред. М.М. Лукиной. – М.: Аспект Пресс, 2010. – С. 342).

1 Уточним, что в нашем исследовании понятие медиатекст используется в своем узком значении. Под медиатекстом мы имеем в виду не все произведения, циркулирующие в СМИ (широкое значение), а только те, которые являются продуктом журналистской деятельности.

1 ^ Вартанова Е.Л. Теория СМИ: актуальные вопросы. - М.: МедиаМир, 2009; Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М.: Аспект пресс, 2003; Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. – М.: Изд-во МГУ, 1999.; Засурский Я.Н. Информационное общество и СМИ. // Национальные модели информационного общества. – М.: Икар, 2004; Засурский Я.Н. Колонка редактора: Журналистика и вызовы ХХI века. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2009, № 5; Засурский Я.Н.СМИ вступают в эпоху мобильной коммуникации. // К мобильному обществу: утопии и реальность. - М.: Изд-во МГУ, 2009; Землянова Л.М. Гуманитарная миссия современной глобализируеющейся коммуникативистики. – М.: Изд-во МГУ, 2010; Землянова Л.М. Журналистика и коммуникативистика. Концептуализация медийных процессов в современной зарубежной науке. – М.: МедиаМир, 2012; Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. Изд-во Моск. ун-та, 1999; Землянова Л.М. Медиаэкологические проблемы информационного общества (концепции зарубежных коммуникативистов). // К мобильному обществу: утопии и реальность. / Под редакцией Я.Н. Засурского. – М.: Изд-во МГУ, 2009; Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005; Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001; Лазутина Г.В Основы творческой деятельности журналиста. – М.: .Аспект пресс, 2004; Лазутина Г.В. , Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. – М.: Аспект пресс, 2012; Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. – М.: КДУ, 2006.; Пронин Е.И., Пронина Е.Е. Experimentum crucis, или Начала и перспектива медиапсихологии //Человек как субъект и объект медиапсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 2011; Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М.: Флинта:Наука, 2009; Солганик Г. Я. Стиль репортажа. – М.: Изд-во МГУ, 1970;Тертычный А.А. Жанры периодической печати – М.: Аспект пресс, 2002; Шостак М.И. Журналист и его произведение. – М.: Гендальф, 1998; Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М.: РИП-холдинг, 2001.

1 Chapman N., Chapman J. Digital multimedia, 2009; Packer, R., Jordan, K. Multimedia: From Wagner to Virtual Reality, 2001; Filak V., Quinn S.Convergent Journalism. 2007; Flew T. New Media: An Introduction. 2008.

2 ^ Вартанова Е.Л. Медиаиндустрия и конвергенция // Интернет-СМИ: Теория и практика / Под ред. М. М. Лукиной. – М.: Аспект пресс, 2010; Лукина М.М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры, типы //Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика – 2001, № 6; Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. – М.: Фаир пресс, 2004; Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений. – М.: БИНОМ, 2004.

1 Маклюэн М. Галактика Гутенберга. – М.: Академический проект, 2005; Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека /Пер с англ.– М.: Кучково поле , 2007; McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. 2005; Кастельс М. Галактика Интернет / Пер. с англ. — Екатеринбург.: У-Фактория, 2004; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. – М.: ГУ ВШЭ, 2000; Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 1999; Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: АСТ., 2002; Mitchell W.J.T. What do pictures want? Chicago, 2005.

2 Гусев А.Н. Ощущение и восприятие // Общая психология в 7 т. – М .: Академия, 2009. – Т. 2. – 2009; Выготский Л.С. Мышление и речь: сборник. – М.: АСТ, 2011; Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 2008; Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. – М.: Смысл, 2008; Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 2008; Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – М.: ЭКСМО, 2010.

3 Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. – М.: УРСС Эдиториал, 2005; Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. – М.: Наука., 2010; Добросклонская Т. Г. Язык средств массовой информации. – М.: КДУ , 2012; Сметанина С. И. Медиатекст в системе культуры. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

4 Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. – М.:Прогресс, 1989; Bell A. The language of news media. Blachwell, 1991; Montgomery M. An introduction to language and society. London:OUP, 1992.

5 Moreno, R., & Mayer, R. (1999). “Cognitive principles of multimedia learning: The role of modality and contiguity”. Journal of Educational Psychology 91: 358–368; Mayer R. E. Multimedia learning. New York: Cambridge University Press. 2001; Paivio A. Mental representations: A dual coding approach. Oxford, 1986.

1 McClanahan R. Word painting: A Guide to Writing more Descriptively.Cincinnati. F&W Publications. 2000. P. 7.

2 Ibid, P. 9

1 Encyclopedia of new media / Edit. by S. Jones. N.Y.: Sage publications. 2003. P. 329.

2 Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника / Под науч. ред. Т.Е. Шехтер. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2010. – С. 8.





Скачать 318,74 Kb.
Дата конвертации07.11.2013
Размер318,74 Kb.
ТипДиссертация
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы