Методика работы со сказкой в стихах и презентация к ней Воспитатель: Хворова Ольга Владимировна icon

Методика работы со сказкой в стихах и презентация к ней Воспитатель: Хворова Ольга Владимировна



Смотрите также:


МКДОУ № 38 « Детский сад комбинированного вида г. Никольское»

Тосненского района Ленинградской области





Театр одной сказки или

в каждом ребенке «живет» артист!


(методика работы со сказкой в стихах и презентация к ней)


Воспитатель: Хворова Ольга Владимировна

Старший воспитатель: Соловьёва Марина Александровна





2012 г.

(Слайд № 1) Театрализация стала неотъемлемой частью любого детского праздника в детском саду, но как часто мы наблюдаем ситуацию.

^ Воспитатель выучил слова сценки или сказки с детьми, начинает её репетировать, а дети зажаты, малоэмоциональны, не могут передать образ своего героя.

Проблема? Конечно! И я как, начинающий педагог - дошкольник с ней столкнулась, сделав для себя вывод: привычный для педагогов путь работы со сказкой в стихах или сценкой недостаточно эффективен.

(Слайд № 2) Вместе со старшим воспитателем выдвинули гипотезу: надо идти не от заучивания текста произведения к дальнейшей его постановке, а от эмоционального его восприятия и работы на социально – личностном, психологическом и эмоциональном уровня -.к проигрыванию сказки под чтение педагога – далее к постепенному заучиванию текста и постановке сказки.


Актуальность этой работы обусловлена возможностью интеграции разных образовательных областей при работе со сказкой в стихах («Чтение художественное литературы», «Коммуникация», « Художественное творчество»,

« Социализация», « Музыка»), а так же различных видов деятельности, что является актуальным при реализации ФГТ.


(Слайд № 3) И главной целью должно стать пробуждение в каждом в ребенке артиста! Как же к ней я продвигалась?


(Слайд № 4) Начала я с того, что долго подбирала сказки, к которым мы заранее сформулировали требования.

Требования к сказке:

  • Динамичный сюжет;

  • Большое количество героев и диалогов между ними;

  • Яркие и понятные ребенку образы героев;

  • Большая гамма эмоциональных состояний героев и их проявлений.

Оказалось, что найти такие сказки не так просто, ведь хотелось чего- то новенького, так как сказки К.И. Чуковского давно всем знакомы.

В результате были отобраны сказки в стихах Ирины Гуриной («Морковкина сказка», «Лесная сказка», «Пряничная сказка») и сказка К.И. Чуковского

« Тараканище».


(Слайд № 5) Еще раз посмотрим, требования к сказке, на примере « Морковкиной сказки».

^ Морковкина сказка.

Она имеет динамичный сюжет, события разворачиваются не только в огороде.

Большое количество героев делает возможным принять участие в сказке всем детям группы (28), некоторые могли даже взять пару ролей.

Все герои имели или диалоги, или авторский текст, который создавал им такой яркий и динамичный образ, который было легко понять и сыграть даже без слов. Сказка буквально насыщена действиями героев, вот посмотрите только те, которые связаны с « мухой».

Достаточно большая и гамма эмоциональных состояний героев и их проявлений.


Критерии отбора

Подтверждение отбора сказки

Динамичный сюжет.

Яркие и понятные ребенку образы героев и возможность передать их

в действиях.

Огород – Небо – огород.

Полежала, отдохнула, огляделась и вздохнула, зажужжала, побежала, полетела, понеслась (МУХА).

Большое количество героев и диалогов между ними.

Муха, тетя тыква, горох, морковка, помидор, кабачок, баклажаны, огурец, капуста, лук, сельдерей, хрен, петрушка, салат, патиссоны, укроп, свекла, брюква, перец, репа, картошка, туча, ветер, дождь, ЖАРА, комар, молния, капли дождя.

Большая гамма эмоциональных состояний героев и их проявлений.

Скука, тоска, плач, шипение, злость, спор,

удивление, радость.


(Слайд № 6 ) Далее было еще сложнее придумать методику работы, которая бы помогла реализовать нашу цель и подтвердить гипотезу, но сегодня мы готовы ее вам представить. Возможно, этим путем прошли и другие педагоги, но для меня и моего детского сада это было настоящей инновацией.

Методика состоит из пяти этапов, содержание их будет почти одинаково для всех трех сказок, представлю я Вам его, так же, на примере « Морковкиной сказки».

Методика работы со сказкой в стихах.

Первый этап работы.

Цель: первичное знакомство с произведением и формирование умения передачи образа героев в мимике и пантомимике, художественном творчестве.




  1. Первое чтение сказки педагогом с минимальным разнообразием эмоционального фона. Это необходимо для того, чтобы ребенок попробовал сам создать в голове образ героя без интонационной подсказки педагога, основываясь только на самом тексте.




  1. Беседа о содержании сказки, а так же о первом представлении об образе героев ( Какие они? Кто добрый? Кто злой?)




  1. Повторное чтение сказки педагогом с максимальным разнообразием эмоционального фона, отражающим образ каждого героя и изменение его эмоционального состояния.




  1. Беседа об индивидуальности образа каждого героя и его эмоциональных состояниях.


5. Мимические упражнения и этюды на различные эмоции.


(Слайд № 7 ) 6. Рисование и лепка « Каким я вижу…» (образы героев)

Посмотрите, какие эмоционально яркие образы создали дети!


7. Изображение героев (образ героя в конкретной сцене, без произнесения текста, передача движений и эмоций, т.е. мимики и пантомимики) под чтение текста сказки педагогом.

^ Работа идет не с целым текстом, а с отдельными сценами.

Дети еще текста не знают, поэтому думают о передаче образа, а не « натужно» вспоминают текст.

Задача отточить « актерскую» игру, показать индивидуальность каждого актера – ребенка в передаче одного и того же образа, в проигрывании одной и той же сцены разными детьми.


( Слайд № 8 ) Второй этап работы.

Цель: формирование интонационной выразительности образов героев и способности ее передавать.


8. Постепенный переход к озвучиванию героев (от действий и мимики к художественному слову).

Приемы:

    1. дети сначала произносят текст вместе с педагогом, только те места, которые уже хорошо помнят,

    2. постепенно педагог переходит только на частичное суфлирование текста,

    3. затем педагог совсем молчит в диалогах, читая только слова автора.


Одновременно с этим проходит и работа над интонационной выразительностью:


9. Выполнение упражнений на интонационную выразительность.

^ Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить

последовательно, в два этапа:

1. сначала формировать навыки восприятия интонации,

2. затем - навыки ее использования в собственной речи.


Игры и упражнения можно взять в разработках М.Д. Маханевой или использовать, приведенную ниже подборку игр и упражнений ( Ю.Н. Родионова, кандидат педагогических наук, МГПИ, журнал «Ребёнок в детском саду», 2006 № 4-6, 2007 №1.)


10. Отработка произнесения одних и тех же диалогов героев с разными интонациями. Дети делают выбор наиболее удачных вариантов прочтения.


( Слайд № 9 )11. Рисование и лепка героев с разными эмоциональными состояниями (под влиянием ЖАРЫ и после ее ухода).

12. Рисование разных сцен из сказки.


^ Первый и второй этап работы будут практически одинаковы для всех сказок, а вот третий требует глубокого психолого – педагогического осмысления произведения самим педагогом и выстраивания индивидуальной системы работы на этом этапе. Цели третьего этапа работы могут быть то же разные у разных сказок.


( Слайды 10 -13) Третий этап работы.

Цель: дальнейшее раскрепощение детей через работу со страхами и формированием позитивного настроя.


13. Беседа о Жаре.

Цель: более глубокая отработка образа Жары.




14. Рисование, лепка, аппликация « Какая она Жара?».


15. Беседуя и изображая Жару в своих творческих работах, дети постепенно пришли к выводу, что Жара – это СТРАХ. Жара – это страшно для овощей.

Актуальна стала беседа « Чего боитесь Вы?», в которой дети может быть впервые смогли рассказать о своих страхах и увидеть, что когда все вместе и все друг друга поддерживают, то не так страшно…


16. Рисование, лепка « Мой страх», которые, возможно, помогли детям преодолеть свой страх. Это известный психологический прием снятия страхов.




17. Нет в жизни героев больше ЖАРЫ и они счастливы. Беседа « Что такое счастье?» (для героев и детей)


18. Рисование

« Каким я вижу свое счастье?» и

«Счастливые овощи!»


( Слайд № 14 ) Четвертый этап работы.

Цель: отработка умения видеть сюжетную линию произведения и композицию каждой сцены сказки, правильно ее передавать.


19. Повторное чтение сказки педагогом и выстраивание цепочки событий

( сюжетной линии).

Цель: разобрать с детьми логику развития событий и ее реализацию при постановке сказки.


20 . Беседа – дискуссия «Юные декораторы. Какими должны быть декорации к сказке?»

Цель: придумать разные варианты декораций для сказки, обсудить способы их изготовления.


21. Беседа – дискуссия « Юные модельеры. Какими должны быть костюмы героев?»

Цель: придумать разные варианты костюмов для всех героев сказки, обсудить способы их изготовления.


( Слайд № 15 ) Пятый этап работы.

Цель: появление итогового продукта.


22. Распределение ролей между детьми.

Цель: научить детей обосновывать выбор роли для себя.


23. Первичное проигрывание сказки целиком.


24. Проигрывание с постоянной сменой ролей у детей.


25. Изготовление театра « Морковкина сказка.»





( Слайд № 16) 26. Иллюстрирование книги « Морковкина сказка».


27. Прощание с книгой « Морковкина сказка» и самой сказкой.

Вот так проходила работа с первой сказкой, которая заняла длительный этап. Сказка была показана детям в других группах, но самое главное, что мои дети узнали, что быть артистом это одновременно трудно и интересно. А так же они научились смотреть на героев знакомых и незнакомых им литературных произведений и сами произведения немного глубже.

Методика работы со сказкой в стихах, состоящая, казалось бы из знакомых нам методов работы с детьми, но выстроенных в четкой логической последовательности (поэтапно), оказалась эффективной.


( Слайд № 17) Работа с « Пряничной сказкой» строилась на 1, 2, 4, 5 этапах практически так же имела такие же цели.

Посмотрите, какой красивый пряничный домик нарисовали и слепили дети, (Слайд № 18 - 19) как они передали ярко образы Сладкой Феи и вредины Ых, живущей на болоте, а так же героев зайчика ванильного, мармеладных котика и лисицы, мышонка с корицей! Все они выполнены с использованием разных материалов и в разной технике, но видно глубокое вживание детей в образ героев.


( Слайд № 20) Выступать в качестве художников – иллюстраторов было детям интересно.


( Слайд № 21) А, вот работа на третьем этапе отличалась.

Детей подводила к пониманию того, что люди иногда совершают плохие поступки, но им надо давать еще один шанс на исправление. Надо поверить в человека и протянуть ему руку помощи.

Дети провели глубокую самооценку «А, какой я?», которая была представлена в виде цветка. Конечно, все дети выбрали для себя только положительные качества. Тогда был составлен образ отрицательных качеств, совершенно абстрактного ребенка, похожего на вредину ЫХ. Дети проговорили, почему эти качества нежелательны и как бы они помогли этому ребенку их исправить в себе.


(Слайд № 22 - 23) Так же была проведена работа на тему « Мое настроение» (беседа и рисование) и « Мои мечты» (беседа и рисование « Наши мечты», « Мечты сбываются»).


(Слайд № 24) На пятом этапе продуктом детской деятельности так же стала коллективная работа « Сладкая Фея», сделанная из контуров детских ладошек.


(Слайд № 25 - 26) Подобным же образом была проведена работа по « Лесной сказке», но кульминацией стала работа по подготовке постановки музыкальной сказки « Тараканище» (музыка и либретто Александра Баранова преподавателя музыкальной школы г. Никольское).

(Слайд № 27) До этого музыкальную сказку « Волк и семеро козлят» показали детям родители, что так же способствовало появлению желания детей сделать ответный подарок родителям на свой выпускной. Подарок получился на славу, дети не просто играли роли, а «жили» в сказке.


(Слайд № 28) Проведение работы по данной методике возможно на самых разных уровнях: от уровня отдельной группы ДОУ до уровня всего детского сада (города, района и т.д.), а так же применим в школе, детских театральных студиях. Возможен перенос и на сказку не в стихах.


(Слайд № 29) Проведение работы со сказкой в стихах по данной методике эффективно, поскольку:

  1. Способствует сплочению всех участников воспитательно – образовательного процесса ДОУ (детей, педагогов, сотрудников, родителей)

  2. Позволяет решать многие задачи социально – эмоционального и художественно – творческого развития всех участников образовательного процесса.

  3. Способствует развитию интереса у детей к театрализации и их артистических способностей. Дети становятся более эмоциональные, раскрепощенные, увлеченные театрализацией.


^ Проблемы, которые решают внедрение данного продукта:

решение многих психологических проблем детей через театрализацию, развитие творческого воображения и «пробуждение» в ребенке артиста, а так же социально – нравственное воспитание.

«Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека.»

(Мария Николаевна Ермолова)





Приложение № 1. ^ СКАЗКИ В СТИХАХ ИРИНЫ ГУРИНОЙ.


Морковкина сказка


Как-то в знойный летний день

Залетела муха в тень.

Полежала, отдохнула,

Огляделась и вздохнула:

 

- Скучно что-то. Где народ?

Это что здесь - огород?

Отчего такая сушь?

Тут, пожалуй, нужен душ!

 

Тетка тыква ей в ответ:

- Да, дождя неделю нет!

И горох с тоской кивает:

- Ох, воды нам не хватает!

 

Ты лежишь в тени без дела,

Лучше б к туче полетела,

Рассказала, как дела,

Огороду помогла!

 

Между грядками с утра

Как змея ползет жара!

Сушит, жалит всех вокруг:

Баклажан, салат и лук,

 

Перец, свеклу душит,

Патиссоны сушит

 

И шершавым язычком

Лижет грядку с кабачком.

Плачет рыжая морковка:

- Мне просить тебя неловко,

Но слетай уж за дождем!

Без него мы пропадем!

 

В нашем царстве-огороде

Злая сушь хозяйкой бродит.

Помоги прогнать жару,

А иначе я умру.

 

Но жара шипела ей:

- Замолчи, морковь, не смей!

Я царица, а не ты,

Пусть завянут все цветы,

 

Превратятся грядки в пыль,

Пусть растет везде ковыль,

На лугах желтеют травы!

Я хозяйка здесь по праву!

 

Краснобокий помидор

И укроп вступают в спор:

- Не нужна ты нам, жара!

Прогонять тебя пора!

 



 Муха громко зажужжала,

Прочь оттуда побежала,

Полетела, понеслась

И до тучи добралась.

 

Туча ахнула: - Беда!

Ветер, молния, сюда!

Туча с громом в колеснице

В огород на помощь мчится.

 

Ветер вздыбился конем,

Блещет молния огнем!

Теплый дождь идет стеной:

- Выходи на бой со мной!

 

А жара шипит и злится:

- Хочешь, дождь, со мной сразиться?

Только молния сверкнула:

- Глядь – жара-то утонула!

 

Скачут капли по листве,

Кабачку – по голове,

Ливнем легким на укроп,

Тыкве желтой прямо в лоб!

Ручейки бегут дорожкой

Между репой и картошкой.

А морковь сидит на троне,

Капли жемчугом в короне,

 

Плащ струится серебристый,

Пляшет рядом дождь искристый,

А зеленый огурец

Приглашает под венец.

 

Тут и праздник, пир горой,

Дождик справился с жарой!

Баклажаны в огороде

Закружились в хороводе.

 

Кабачок залез на грядку

И пошел скакать вприсядку.

Огурец, капуста, лук

С сельдереем встали в круг!

 

Пляшет хрен вокруг петрушки,

А укроп поет частушки.

Свекла с брюквой подпевают,

И горох стручком кивает.

 

Овощей задорных хор:

Перец, репа, помидор!

А оркестр из картошки

Им играет на гармошке!

 

Муху тоже не забыли

И на праздник пригласили.

Вместе с мухой пил нектар

Кавалер ее – комар!



^ Пряничная сказка.


 Жили да были в чащобах лесных:

Сладкая Фея и вредина Ых!

Сладкая Фея в лесу колдовала.

Гадости всякие Ых затевала.

 

Сладкие сказки фея пекла.

Ых на болоте момента ждала:

Фея за сказочным миром следила,

Ых, как могла, сладкой фее вредила.

 

Пряничный домик на сдобной опушке.

В домике этом живут печенюшки.

Заяц ванильный, мышонок с корицей

И мармеладные котик с лисицей.

 

Утром однажды зверюшки проснулись,

Вышли во дворик и ужаснулись:

Сладкая крыша совсем покосилась,

Стеночки нет и труба отвалилась!

 

Кто-то у домика угол отгрыз!

Зайка вздохнул: - Неприятный сюрприз!

Плачет лисичка: - Как же нам быть?

Где нам для домика пряник добыть?

 

И удивляются мышка с котом:

- Кто же испортил пряничный дом?

Смотрят вокруг: на конфетной дорожке –

Тонкой цепочкой сладкие крошки.

 


Звери по крошкам все вместе пошли.

Крошки к болоту их привели:

В мрачном болоте на кочках сырых

Прыгала радостно вредина Ых!


- Пляшет, глядите! – лиса возмутилась.

Ых от испуга с кочки свалилась,

Шмыгает носом и хнычет вдали:

- Ой, караул! Меня звери нашли!

 

Сладкая Фея на плач прилетела:

- Вредничать в сказке – это не дело!

Домик починишь – тебя я прощу.

Если откажешься – в мёд превращу.

 

Глазки потупила вредная Ых,

Крошки стряхнула с лапок босых:

- Ладно, тебе я перечить не смею.

Только вот печь я совсем не умею!

 

В небо взмывают чудесные бури

Из шоколадной и сладкой глазури.

Печка волшебная пляшет: - Пых-пых!

Тесто готовит веселая Ых!

 

Ых разрумянилась, песни поёт,

Сахар мешает, масло и мёд.

Щеки припудрены белой мукой:

Вредины в сказке нет никакой!

 

Домик как новый в узорах резных.

Вместе с друзьями живет в доме Ых!




^ Лесная сказка.


 Через лес бежит тропинка,

Огоньком горит малинка,

За кустами еж пыхтит,

С медом сладким шмель летит.

 

У реки растет морошка,

На пеньке стоит лукошко.

Рядом Машенька сидит,

У нее усталый вид:

 

- Собирала, собирала,

А в корзине ягод мало!

Я хожу тут целый день.

Собирать морошку лень!

 

Мимо зайки проходили,

Сладких ягод попросили,

Только Маша им в ответ

Головой качнула:- Нет!


Шепчет рыжая лисица:

- Надо, Машенька, делиться!

Маша буркнула лисе:

- Лучше съем сама их все!

 

На еловой длинной ветке

Добрый гном сидел беседке.

В бирюзовом колпаке

С незабудкою в руке.

 

Все услышал, рассердился,

Чуть в лукошко не свалился.

В воробьишку превратился

И на землю опустился.


Смотрит строго гном на Машу:

- Отдавай морошку нашу!

Маша палочку схватила,

В воробьишку запустила.

 

- Ах ты так! – воскликнул гном,

И раздался в небе гром.

- Ух, тебе я покажу

И за жадность накажу!



 Ты девчонка-хулиганка!

Что ж, отныне ты - поганка!

Маша вихрем закрутилась

И в поганку превратилась.

 

Гном зверям сказал: - Друзья,

Знайте – жадничать нельзя.

Если б Маша поделилась,

Все не так бы получилось.

 

Неужели, в самом деле

Мы бы все у Маши съели?

Ну, конечно же - едва ли!

Мы б потом еще набрали!

 

И собрать бы помогли,

И корзинку донесли!

У поганки в пелеринке

Тихо капают слезинки.

 

Маша бедная вздохнула,

Тихо глазками моргнула:

- Больше жадничать не стану,

Хулиганить перестану!

 

Гномик, милый, мне так стыдно,

Очень горько и обидно!

Быть поганкой неприятно!

Расколдуй меня обратно!

 

Бирюзовый колпачок

Гномик сдвинул на бочок,

Посмотрел на незабудку

И вздохнул: - Одну минутку!

 

Брызнул в Машу гном росой,

Ахнул заинька косой:

Нет поганки никакой –

Маша машет им рукой.

 

Все в кружок с корзинкой сели

И морошку дружно съели,

А потом все хохотали

И на облаке летали.




Приложение № 2.

^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С « ПРЯНИЧНОЙ СКАЗКОЙ».


Первый этап работы.

Цель: первичное знакомство с произведением и формирование умения передачи образа героев в мимике и пантомимике, художественном творчестве.

  1. Первое чтение сказки педагогом с минимальным разнообразием эмоционального фона.

  2. Беседа о содержании сказки, а так же о первом представление об образе героев (Какие они? Кто добрый? Кто злой?)

  3. Повторное чтение сказки педагогом с максимальным разнообразием эмоционального фона, отражающим образ каждого героя и изменение его эмоционального состояния.

  4. Беседа об индивидуальности образа каждого героя и его эмоциональных состояниях, мимические упражнения и этюды (эмоции).

  5. Рисование и лепка по теме « Каким я вижу…» (образы героев сказки), « Пряничный домик». Домашнее задание для семьи « Мой любимый герой».

  6. Изображение героев (образ героя в конкретной сцене, без произнесения текста, передача движений и эмоций, т.е. мимики и пантомимики) под чтение текста сказки педагогом.


Второй этап работы.

Цель: формирование интонационной выразительности образов героев и способности ее передавать.

  1. Постепенный переход к озвучиванию героев (от действий и мимики к художественному слову). Приемы: дети сначала произносят текст вместе с педагогом, только те места, которые уже хорошо помнят, постепенно педагог переходит только на частичное суфлирование текста, затем педагог совсем молчит в диалогах, читая только слова автора.

  2. Упражнения на интонационную выразительность.

  3. Отработка произнесения одних и тех же диалогов героев с разными интонациями. Выбор наиболее удачных вариантов прочтения.

  4. Рисование разных сцен из сказки.


Третий этап работы.

Цель: формирование личностных качеств детей через образы героев сказки.

11. Аппликация « Ых изменилась».

12. Самооценка « А, какой я?» ( тест)
13. Беседа « Доброта и вера в человека».
14. Беседа « Надо уметь прощать!».
15. Беседа о дружбе.

16. Рисование на тему Рисование « Хорошее и плохое настроение» и « Я радостный!».

17. Домашнее задание изобразить свое хорошее настроение.

18. Рисование « Наши мечты» и « Мечты сбываются!». Изготовление альбома.


Четвертый этап работы.

Цель: отработка умения видеть сюжетную линию произведения и композицию каждой сцены сказки, правильно ее передавать.

19. Повторное чтение сказки педагогом и выстраивание цепочки событий ( сюжетной линии).

20. Беседа – дискуссия «Юные декораторы. Какими должны быть декорации к сказке?»

21. Беседа – дискуссия « Юные модельеры. Какими должны быть костюмы героев?»


Пятый этап работы.

Цель: появление итогового продукта.

22. Распределение ролей. Проигрывание сказки целиком.

23. Проигрывание с постоянной сменой ролей у детей.

24. Коллективная аппликация « Фея из детских ладошек». Прощание со сказкой.


^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ « ТАРАКАНИЩЕ».

Работа идет с двумя текстами сказок : К.И. Чуковского и А. Баранова, они разные по тексту и героям. Работа сначала была проведена по тексту К.И. Чуковского.


Первый этап работы.

Цель: первичное знакомство с произведением и формирование умения передачи образа героев в мимике и пантомимике, художественном творчестве.

  1. Первое чтение сказки педагогом с минимальным разнообразием эмоционального фона.

  2. Беседа о содержании сказки, а так же о первом представление об образе героев (Какие они? Кто добрый? Кто злой?)

  3. Повторное чтение сказки педагогом с максимальным разнообразием эмоционального фона, отражающим образ каждого героя и изменение его эмоционального состояния.

  4. Беседа об индивидуальности образа каждого героя и его эмоциональных состояниях, мимические упражнения.

  5. Рисование и лепка на тему « Каким я вижу…» (образы героев сказки)

  6. Изображение героев (образ героя в конкретной сцене, без произнесения текста, передача движений и эмоций, т.е. мимики и пантомимики) под чтение текста сказки педагогом.


Второй этап работы.

Цель: формирование интонационной выразительности образов героев и способности ее передавать.

  1. Постепенный переход к озвучиванию героев (от действий и мимики к художественному слову). Приемы: дети сначала произносят текст вместе с педагогом, только те места, которые уже хорошо помнят, постепенно педагог переходит только на частичное суфлирование текста, затем педагог совсем молчит в диалогах, читая только слова автора.

  2. Упражнения на интонационную выразительность и этюды (эмоции).

  3. Отработка произнесения одних и тех же диалогов героев с разными интонациями. Выбор наиболее удачных вариантов прочтения.

  4. Рисование разных сцен из сказки.


Третий этап работы.

Цель: формирование нравственных позиций.

11. Коллективная аппликация « Подруга таракашечка» .

12. Беседа « Что такое подвиг?»

13. Беседа « Каким бывает герой?»
14. Беседа « У страха глаза велики».
15. Беседа о дружбе.


Четвертый этап работы.

Цель: отработка умения видеть сюжетную линию произведения и композицию каждой сцены сказки, правильно ее передавать.

16. Повторное чтение сказки педагогом и выстраивание цепочки событий ( сюжетной линии).

17. Беседа – дискуссия «Юные декораторы. Какими должны быть декорации к сказке?»

18. Беседа – дискуссия « Юные модельеры. Какими должны быть костюмы героев?»


Пятый этап работы.

Цель: появление итогового продукта.

19. Распределение ролей. Проигрывание сказки целиком.

20. Проигрывание с постоянной сменой ролей у детей.

21. Чтение текста музыкальной сказки и сравнение его с текстом сказки К.И. Чуковского.

22. Изображение сцен сказки под пение музыкальным руководителем.

23. Разучивание песен и танцев. Распределение ролей. Отработка сцен.

24. Изготовление декораций и костюмов.

25. Показ сказки родителям и детям других групп. Видеозапись сказки.

Приложение № 3. Описание системы работы по каждой сказки, продукты детской художественно – творческой деятельности. Будут представлены в оформленных папках на выставке.

Приложение № 4. Диск с музыкальной сказкой « Тараканище». Уже послан в ЛОИРО на фестиваль – конкурс « Волшебный мир творчества».


Приложение № 5.

^ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА.

В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
^ Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно, в два этапа: 1. сначала формировать навыки восприятия интонации, 2. затем - навыки ее использования в собственной речи.

Игры и упражнения можно взять в разработках М.Д. Маханевой или использовать, приведенную ниже подборку игр и упражнений ( Ю.Н. Родионова, кандидат педагогических наук, МГПИ, журнал «Ребёнок в детском саду», 2006 № 4-6, 2007 №1.)

Игры-упражнения для первого этапа работы.
Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики.
"Дирижеры"
Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.
Материал. "Дирижерские" палочки (по количеству детей).
Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.
"Составь схему"
Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.
Материал. Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из верхнего левого угла в нижний правый угол, - по количеству детей.
Описание. Педагог произносит текст, каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько повествовательных предложений он отметил в тексте.
"Кто хозяин?"
У Миши и Сени жила собака. Ее звали Дружок. Мальчики подобрали Дружка с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Дружок выздоровел. Кто хозяин Дружка? Миша и Сеня каждый день говорили об этом.
Однажды они гуляли в лесу. Дружок бежал впереди. Вдруг на Дружка напали овчарки. Миша закричал и залез на дерево. А Сеня не убежал: он взял палку и защитил Дружка. Прибежал сторож и отогнал овчарок.
Миша теперь не спорил, кто хозяин Дружка.
(По В. Осеевой.)
"Точка"
(игра проводится со старшими дошкольниками на занятиях по подготовке к обучению грамоте)
^ Цель. Знакомство со знаком препинания - точкой, закрепление навыков восприятия понижения основного тона.
Материал. Листы бумаги в клетку, фломастеры - по количеству детей.
Описание. Педагог объясняет детям, что на письме в конце предложений, в которых о чем-то сообщается, ставится точка. Затем показывает карточку с изображением точки. При этом можно продекламировать: "Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, точку слушать надо" (С. Маршак).
Затем детям зачитывают различные тексты и дают задание поставить на листе бумаги столько точек, сколько повествовательных предложений они отметили.

"Волшебная линия"
Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.
1-й вариант.
Материал. Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол, - по количеству детей.
Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.
2-й вариант.
Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети "рисуют" в воздухе.
"Восклицательный знак"
Цель. Закреплять навыки восприятия повышения основного тона, знакомить с восклицательным знаком.
Материал. Карточки с изображением восклицательного знака - по количеству детей.
Описание. Педагог знакомит детей с графическим изображением восклицательного знака. Показ сопровождает стихотворением:
Чудак - восклицательный знак!
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
"Ура! Долой! Караул! Разбой!"
Затем педагог произносит текст, а дети, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки.
"На опушке".
Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу! Как птицы поют! Вышла она на опушку. На опушке ромашки. Хороши ромашки!
"Лесенка"
Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.
Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками, фишки - по количеству детей.
Описание. Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).
"Вопросы"
Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка.
Описание. Педагог произносит вопросительные предложения, а дети, дирижируя рукой, показывают повышение мелодики на вопросительном слове и ее понижение к концу предложения.

"Вопросительный знак"
Цель. Закреплять навыки узнавания вопросительных предложений с вопросительным словом, знакомить с вопросительным знаком.
1-й вариант.
Материал. Карточки с изображением вопросительного знака.
Описание. Педагог произносит текст. Дети, когда слышат вопросительное предложение, показывают карточку.
2-й вариант.
Описание. Педагог произносит текст. Каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько вопросительных предложений он отметил в тексте.
"Кулики".
- Кто там бродит у реки?
- Это наши кулики.
- А чего они хотят?
- Накормить своих ребят.
- Где ребята?
- На песочке.
- Сколько их?
- Сынок и дочка.
У сынка на горлышке Все промокли перышки, От того, что, не спросясь, сунул клювик прямо в грязь...-
"Вопрос-ответ"
Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова, учить дифференцировать на слух различные виды мелодики.
Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака - по количеству детей.
Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга - "точки", другая - "вопросительные знаки". Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки.
Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово. Например: "Кошка поймала мышку?" -"Кошка поймала мышку".
"Позовем вместе"
Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка.
Описание. Педагог произносит фразы со "звательной" интонацией. Дети в воздухе рукой "рисуют" повышение основного тона в начале и понижение к концу фразы.
"Просьба"
Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка, узнавания предложении, выражающих просьбу, совет, приказ.
Описание. При повторном воспроизведении текста педагогом дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат предложение, содержащее просьбу, совет или приказ.
"Просчитался".
Жил в своем логове волк. Жилище свое он не чинил и не чистил. Оно было грязное и ветхое.
Проходил мимо волчьего логова слон. Едва задел за крышу, она и покосилась.
- Дружище, прости меня, пожалуйста! -сказал слон. - Я нечаянно, и сейчас починю.
Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша еще крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать себе новый дом.
- Стой! - закричал волк. - Ты что же, думаешь так легко отделаться?! Изволь построить мне новый дом! Да поживее, а то я тебя проучу.
Ничего не ответил слон. Он схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом.
- Вот тебе новый дом! - сказал слон и ушел.
- Ничего не понимаю, - удивился волк. - То у меня прощения просил, а потом так жестоко поступил...
- Дурачина ты! - прокаркал ворон. - Не видишь разницы между трусостью и воспитанием.
(По С. Михалкову.)

"Воздушный шарик"
Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением, повышением и переломом основного тона голоса.
Материал. Картонный прямоугольник размером 20x55 см с вертикальной прорезью, по которой двигается изготовленный из плотного картона "воздушный шарик" с прикрепленным к нему держателем.
Описание. Дети поочередно двигают «воздушный шарик» по прорези, ориентируясь на повышение и понижение основного тона голоса (мелодики) педагога, который произносит отдельные фразы.
"Диктант"
Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением, повышением и переломом основного тона голоса.
Материал. Карточки с изображением точки, восклицательного и вопросительного знаков.
Описание. Педагог произносит тексты, а дети на своих столах выкладывают карточки со знаками, соответствующими мелодике каждого предложения.
"Лиса и собаки".
Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.
Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:
- Ушки, ушки, что вы делали?
- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.
- Ножки, ножки, что вы делали?
- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.
- Глазки, глазки, что вы делали?
- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.
- А ты, хвост, что делал?
- Я по пням, по кустам цеплялся.
-А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.
Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.
(Л. Толстой.)
Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа.
"Карусели"
Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.
Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма "Лошадки" (муз. М. Раухвергера).
Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:
Еле, еле, еле, еле
(в медленном темпе)
Завертелись карусели
(в умеренном темпе),
А потом кругом, кругом
(в быстром темпе),
Все бегом, бегом, бегом
(бег).

"Курочка и цыплята"
Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.
Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
(медленный темп)
А за ней ребята -
Желтые цыплята
(быстрый темп).
"Барабанщик"
Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.
Материал. "Барабанчики" - осязательные "коврики" размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.
Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих "барабанчиках" отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
"Осенние листочки"
Цель. Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно").
Материал. Красные ("медленно"), желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.
Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень - не весна.
Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.
Игры-упражнения на развитие восприятия ритма.
"Язычки-дразнилки"
Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).
Материал. Игрушки "язычки" - индивидуально на каждого ребенка.
Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та... Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в "язычок". Разнообразить игру можно, предложив детям свистки, дудочки или бубны.
"Забияки-петушки"
Цель. Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.
Материал. Шапочки петухов - для каждого ребенка.
Описание. Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента.

"Кегли и мячи"
Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.
Материал. "Кегли" и "мячи", вырезанные из картона, фанеры или пластика.
Описание.
1-й вариант. Объяснив детям, что "кегли" (К) обозначают сильные удары, а "мячи" (м) - слабые, педагог на доске с помощью магнитов прикрепляет их в определенной последовательности, например: КмКмКмКм (двудольный метрический размер), или КмммКмммКмммКммм (четырехдольный метрический размер), или КммКммКммКмм (трехдольный метрический размер).
Дети составляют такую же последовательность у себя на столах и воспроизводят ее хлопками в ладоши или ударами по столу.
Усложнение. Педагог на доске может составить только один фрагмент ритмического рисунка, а дети, поняв последовательность, должны продолжить ряд. В этом случае целесообразно проверить, как каждый ребенок составил модель, и только после этого попросить воспроизвести ритм в речи.
2-й вариант. Педагог ритмично произносит серии слогов с равномерно повторяющимся акцентом, например: Та-та-Та-та-Та-та... или та-Та-та-Та-та-Та.., а дети на столах выкладывают "мячи" и "кегли" в заданной последовательности. Затем им предлагается отхлопать получившийся ритм.
"Узоры"
Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.
Материал. Детская мозаика - на каждого ребенка.
Описание.
1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая - слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.
Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.
2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.
Игры-упражнения на развитие восприятия тембра.
"Кто боится прививки?"

Цель. Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.
Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных.
Описание. Предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"
"Угадай-ка"
Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.
Описание. Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.
Игры-упражнения на развитие восприятия логического ударения.
"Слушай, думай, называй"
Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения.
Описание. Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).
"Найди важное слово"
Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения.
1-й вариант.
Материал. Наборы предметных картинок и карточек с изображением стрелок, заменяющих глаголы, - по количеству детей.
Описание. Педагог произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. Дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок.
Например: "Девочка играет в мяч". Дети ищут и выкладывают изображение девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют слово-носитель логического ударения.
2-й вариант.
Материал. Аудиозаписи текстов, наборы предметных картинок - по количеству детей.
Описание. Дети слушают аудиозапись и в соответствии с текстом выкладывают перед собой предметные картинки с изображением слов-носителей логического ударения.
Рыбке рак - ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
(В. Лунин.)
Игры-упражнения для второго этапа работы.
«Назови ласково»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивно речи.
Содержание. Детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершённости, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фраза-образец «У лисы пушистый хвост» должна звучать так: «У лисички пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».

«Что кому нужно?»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивной речи.
Материал. Два набора картинок: один - с изображением людей разных профессий, второй - с изображением соответствующих орудий труда.
Содержание. Педагог раздаёт детям картинки из первого набора, а картинки с изображением предметов показывает, задавая вопрос: «Кому нужен... (молоток)?» Ребёнок, у которого картинка с изображением плотника, отвечает: «Молоток нужен плотнику». За правильный ответ даётся фишка.
«Что с чем?»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивной речи.
Материал. Любые предметы быта (ключ, лейка, тарелка и др.).
Содержание. Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т.д. Вызванный ребёнок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением: «Суп едят из тарелки», «Цветы поливают из лейки».
«Почемучки»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.
Материал. Сюжетные картинки.
Содержание. Педагог говорит детям, что сегодня они будут «почемучками» - будут задавать вопросы, а он - отвечать на них. Вопросы дети формулируют по сюжетным картинкам, которые выставляются на доске. Например: «Почему люди берут зонты?», «Почему летом не катаются на лыжах?» и др.
«Письма-загадки»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.
Материал. Набор карточек, на которых с помощью рисунков, заменяющих имена существительные, и стрелок, заменяющих глаголы, зашифрованы фразы. На каждой карточке зашифрована одна или две фразы, символы следуют; один за другим, как слова в предложении.
Содержание. Педагог просит прочитать зашифрованное письмо и предъявляет детям одну карточку. Сначала показывает первый символ (существительное-рисунок), при этом остальные символы прикрыты плотной бумагой. Поскольку детям неизвестна зашифрованная фраза, то педагог просит их называть каждое слово с вопросительной интонацией, т.е. с повышением мелодики. Затем показывает следующий символ (стрелку), дети подбирают подходящий по смыслу глагол (желательно заслушать несколько предположений) и произносят два слова вместе, но мелодика повышается уже на втором слове. Так происходит до тех пор, пока не будут открыты все символы, после чего вся фраза произносится целиком в соответствии с поставленным знаком препинания.
«Просьба»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.
Содержание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», «Замечательно сделал!» и т.д.
«Поехали, поехали»
Цель. Закреплять умение координировать темп движений и темп речи.
Содержание. Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».
«Дорожки»
Цель. Закреплять умение трансформировать зрительно-наглядные схемы в звуковые ритмы и наоборот.
^ Материал и оборудование. Изготовленные из бархатной бумаги прямоугольники (3x8 см) и квадраты (3x3 см) с приклеенными к обратной стороне кусочками липучки; осязательные коврики (10x40 см) из коврового покрытия.
Содержание. Педагог на доске выкладывает схему ритмических рисунков, в которой прямоугольниками обозначены «длинные» звуки (половинные, четвертные), а квадратами - «короткие» звуки (восьмые). Дети моделируют эту последовательность на своих ковриках. Затем педагог вместе с детьми пропевает заданный ритмический рисунок на любой гласный звук.
Важно, чтобы пение ребёнка подкреплялось движением руки по получившейся цепочке прямоугольников и квадратов: ведя пальцем по прямоугольнику, ребёнок тянет звук; ставя палец на квадрат - произносит звук кратко.
«Медвежата»
Цель. Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.
Материал. Три маски медведей.
Содержание. Два ребёнка играют роли медвежат, один - медведицы. Медвежата высоким голосом просят у мамы: «Маммёдунамм, маммолокабынамм». Медведица отвечает низким голосом: «Вотявамм, всёмаловамм!» Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вотявамм, вотявамм!»
«Построения»
Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.
Содержание. Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому ребёнку по имени, просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Принимаются только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей.
«Кто в каком домике живёт?»
Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.
Содержание. Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т.д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.





Скачать 365,87 Kb.
Дата конвертации12.11.2013
Размер365,87 Kb.
ТипПрезентация
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы