Практикум Томск 2005 Социодинамика культуры. Практикум. Томск: тпу, 2005 icon

Практикум Томск 2005 Социодинамика культуры. Практикум. Томск: тпу, 2005



Смотрите также:



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Томский политехнический университет

_______________________________________________________


Кафедра социологии, психологии и права


СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ


Практикум


Томск 2005

Социодинамика культуры. Практикум. Томск: ТПУ, 2005


Практикум предназначен студентам Томского политехнического университета всех форм обучения для самостоятельной работы и контроля усвоения знаний после проработки соответствующих тем курса


Составлено: к. филос. наук Л.Л. Поповой


Практикум предназначен для помощи в овладении курсом “Социодинамика культуры ”, Он включает основные разделы курса и поможет сосредоточиться на ключевых моментах и идеях. При работе над темой следует обратить внимание на работу над понятиями (составление словаря). Предлагается подумать и дать ответы на контрольные вопросы. При решении задач и выполнении заданий следует использовать соответствующий материал в учебной литературе. В практикуме дан примерный перечень тем для письменных работ и устных выступлений. В каждой теме даны тесты по ключевым понятиям и проблемам курса.


^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ»


Тема 1. Динамические характеристики социокультурных явлений


Культура как система. Статика и динамика культуры. Устойчивое и изменчивое в культуре. Внутренняя и внешняя динамика культуры.

Различные подходы к изучению динамики культуры /философский, антропологический, культурологический, социологический, исторический/

Уровни анализа динамики культуры /макродинамические и микродинамические модели культуры/. Основные понятия СДК: изменения, развитие, динамика, трансформация. Прогресс, критерии прогресса, регресс. Культурные процессы. Эволюция, революция, реформа. Показатели культурного развития, его критерии.


Тема 2. Пространственно - временные характеристики культуры.

Пространство в культуре. Время и его основные характеристики /масштаб, темп, ритм/. Социальное время. Представление о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени. Линейное время, циклическое время, субъективное время. Тренд. Инверсия. Восприятие времени в различных национальных культурах.


Тема 3. Теоретические модели социодинамики культуры.

Концепции и научные школы. Циклические теории социокультурной динамики /Дж.Вико, О.Шпенглер, А Тойнби, Л.Н.Гумилев, А.Шлезингер/ .Волновые теории социокультурной динамики /Н.Д. Кондратьев, И.Шумпетер, К. Фримен / Идеи эволюционизма /однолинейный, универсальный и многолинейный типы эволюционных концепций/. Модернизация. Синергетический подход к исследованию процессов социокультурной динамики. Макроисторические процессы социокультурных циклов смены основных типов культур в динамической модели П.А. Сорокина. Социокультурная динамика А.Моля.


Тема 4. Источники и факторы культурной динамики.

Динамика традиций и инноваций. Инновации в культуре. Изобретения и открытия. Культурное наследие.

Межкультурное взаимодействие: культурная диффузия, селективность, культурная трансмиссия, интеграция, диверсификация. Культурный конфликт. Культурный релятивизм. Западное происхождение культурных форм современной России, историческое прошлое России, влияние Востока.


Тема 5. Типы культурных изменений.

Типология изменений в культуре. Исторические периоды и этапы культуры Основания: тип социальных отношений, смена технологического базиса. Смена духовных стилей. Обогащение и дифференциация. Культурный застой. Упрощение, деградация, ослабление дифференциации. Культурная травма. Кризис культуры. Трансформация культуры. Изменения в сфере духовного воспроизводства.

Тема 6. Социальное регулирование культурных процессов

Культурная политика государства. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов. Модели управления и регулирования культурными процессами. Учреждения культуры. Томск, ТИБ в социодинамике культуры России.


^ Тема 1. Динамические характеристики социокультурных явлений


Работа со словарём. Основные понятия

Культура. Статика и динамика культуры. Движение, изменение, развитие, прогресс, регресс, эволюция, революция, реформа, динамика, социокультурный процесс.


^ Вопросы для размышления, самопроверки, повторения.

  1. Продолжите работу со словарем. Вспомните основные понятия культурологии.

  2. Назовите и охарактеризуйте этапы в изучении проблем динамики культуры.

  3. Чем вызван интерес исследователей к проблемам культурной динамики в культурологи ХХ века?

  4. Сравните понятия динамика и развитие.

  5. Как связаны между собой революционное и эволюционное в истории?

  6. Приведите основания типологии социокультурных изменений?

  7. В чем состоит проблема поиска интегрального критерия общественного прогресса?

  8. В чем относительность понимания регресса в социодинамике культуры?

  9. Какова роль социальных процессов в динамике культуры?

  10. Как соотносятся понятия "культурный" и "социальный " процесс?

  11. Каковы общие признаки, давшие основание для классификации культурных процессов?


Темы рефератов, докладов, сообщений.

  1. История исследования социодинамики культуры

  2. Роль менеджера в культуре общества, группы, организации

  3. Социодинамика культуры Томска: история и современность.

  4. Современное понимание проблемы социокультурных изменений.

  5. Социальный прогресс и его критерии.

  6. Революционное и эволюционное в СДК.

  7. Культурная революция.

  8. П.Сорокин о социальной и культурной динамике.

  9. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире, ее последствия

  10. Постепенность и взрыв как два типа социодинамических процессов в концепции Ю. Лотмана.


Рекомендуемая литература.

  1. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов - М.: Проект, 2003.

  2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов вузов. Ч.1.М.: АО Аспект-Пресс, 1994.

  3. Земсков В.Б. Дисбаланс в системе взаимодействия пластов культуры как фактор культурной динамики. // В ж. Общественные науки и современность. – 2003.- №2. – С. 136-143.

  4. Козлова О.Н. Политика в социокультурной динамике.// В ж. Социально-гуманитарные знания. – 2004. - №5. – С. 175-194.

  5. Комаров М.С. Введение в социологию.- М.: Наука, 1994.

  6. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. Проект, 2000.

  7. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебник для студентов вузов. – М., 1998.

  8. Культурология. ХХ в. Словарь. СПб, 1997.

  9. Макродинамика: закономерности геополитических, социальных и культурных изменений. /Под ред. Н.С.Розова.- Новосибирск, Наука, 2003. – 486 с.

  10. Михайлова Л.И. Социология культуры.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

  11. Морфология культуры: Структура и динамика.-М.: Наука, 1994.

  12. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию.-М.: Изд-во МГИК, 1994.

  13. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия./Сост. Б.С.Ерасов. М.: Аспект-Пресс, 1999.

  14. Флиер А.Я. Культурология для культурологов.-М.: Академ. Проект, 2000



Тесты


1. Первоначальное значение слова «культура» – это:

а) Способы создания искусственных материалов

б) Способы обработки земли

в) Правила поведения в обществе

г) Способы производства новых знаний


2. Как переводится греческое слово, от которого произошел термин «динамика»?

а) движение; б) работа; в) сила; г) мощность.


3. Под социокультурной динамикой понимается:

а) изменения в культуре под воздействием внешних и внутренних факторов;

б) только прогрессивные изменения в культуре.


4. Выберите правильное высказывание:

а) Культура усваивается личностью в процессе ее социализации и представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также индивидуально значимые действия.

б) Категория «культура» обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты).

в) Оба высказывания правильные.


5. Кому из мыслителей принадлежит приведенное ниже высказывание: ”Я вижу на месте монотонной картины однолинейной мировой истории феномен множества мощных культур, каждая из которых придает своему материалу, то есть человеческой природе, свою собственную форму; каждая из которых обладает своей собственной идеей, своими собственными страстями, своей собственной жизнью, волей, манерой воспринимать вещи и своей собственной смертью”?

а) К.Ясперсу; б) Н.Данилевскому; в) П.Сорокину;

г) О.Шпенглеру; д) А..Молю


6. Кто из известных культурологов и мыслителей противопоставляет понятие «культура и цивилизация»:

а) М. Бахтин и С. Аверенцев;

б) Э. Тайлор и Т. Парсонс;

в) О. Шпенглер и Н. Бердяев;

г) Г. Зиммель и П. Сорокин


7. Как происходит развитие культуры? Найдите правильный ответ:

а) на основе полного отрицания предшествующей культуре;

б) на основе периодического осуществления культурных революций;

в) на основе тиражирования известных культурных ценностей;

г) это противоречивый процесс борьбы нового со старым, прогрессивного и реакционного?


8. Развитие культуры, как необратимое, направленное, закономерное изменение, включает:

а) движение от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному (прогресс);

б) движение от сложного к простому (регресс);

в) моменты застоя;

г) все перечисленное


9. Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры – это:

а) Реформа;

б) Революция;

в) Эволюция


10. Кто из перечисленных ниже культурологов успешно работал над проблемами социодинамики культуры:

а) А. Риль;

б) А. Моль;

в) Дж. Милль;

г) В. Даль


11. В концепции А. Тойнби утверждается, что:

а) изменения в культуре реализуются как «постепенные» и в виде «взрыва»;

б) продвижение по пути прогресса связывается с выбором адекватного ответа на вызов внешних обстоятельств.


12. Кто из исследователей культуры считал, что процесс возникновения великих научных открытий подобен взрыву, а их техническая реализация подчиняется законам постепенной динамики?

а) Д. Лихачев;

б) М. Бахтин;

в) Ю. Лотман;

г) В. Библер.


13. К.Маркс считал, что история человечества развивается по универсальной схеме, состоящей из пяти общественно-экономических формаций. По какому принципу он осуществлял это деление?

а) По уровню развития культуры;

б) По отношениям собственности;

в) По технологическим уровням


14. Какие понятия введены К.Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на различных этапах их развития?

А - Цивилизация и культура;

Б - Открытое и закрытое общество;

В - Общественно-экономическая формация и социальный прогресс


15. К.Ясперсом была предложена своя концепция единства человеческой истории. Что по его мнению способствует единению мировой истории

А - Мировые религии

Б - Борьба пролетариата

В - Мировые войны


16. Различают три основных вида преобразований:

а) прогресс, регресс, эволюцию;

б) реформу, трансформу и революцию;

в) динамику, революцию, эволюцию


17. Под трансформацией понимают:

а) изменение, переустройство какой-либо стороны социокультурной жизни, не уничтожающее основ существующего порядка. В общественной практике и теории к реформам причисляют более или менее прогрессивные преоб­разования, известный шаг к лучшему.

б) совокупность явлений и процессов, поэтапно и формально ненасильственным образом приводящих социокультурную систему к принципиально ново­му качеству отношений.

в) глубокое качественное измене­ние в развитии чего-либо.


18. Процесс развития человеческого рода вне биологическими средствами (культивирование технологий совместного существования и взаимодействия знаковых систем и специфику и т.д.) понимается как:

а) трансформация культуры;

б) эволюция культуры ;

в) культурная революция.


19. Специфичной культурной эволюцией называется:

а) универсальный процесс последовательной смены стадий перехода от простого к сложному;

б) процесс адаптации к конкретным условиям существования.


^ Тема 2. Пространственно - временные параметры социокультурных изменений


Работа со словарём. Основные понятия

Пространство, время, социальное пространство, социальное время, линейное время, циклическое время, субъективное время, темп, ритм, тренд, инверсия.


Вопросы для контроля, повторения, размышления

  1. Каково философское понимание пространства и времени?

  2. Как понимают пространство разные науки?

  3. Какова роль пространства в межличностном общении?

  4. Как можно манипулировать партнером по общению с помощью пространства?

  5. Каковы принципы классификации деловых культур на основе временных характеристик?

  6. Почему изменчивость во времени называют необходимым условием существования культур?

  7. В чем состоит различие между циклическим и линейным временем?

  8. Что такое "осевое время"? Кто ввел в научный оборот это понятие?

  9. Какова модель отношения ко времени россиян.

  10. В чем различие между линейным и циклическим временем.

  11. Значение фактора времени в менеджменте.

  12. Каковы причины дефицита рабочего времени руководителя.

  13. Каким образом можно изучать и анализировать использование времени руководителем.



Задачи и упражнения

  1. На примере феномена моды проиллюстрируйте тенденцию изменчивости (ритмичности колебаний) в культуре.

  2. Проанализируйте отношение ко времени в национальных культурах Китая, Японии, Германии , России и др.

  3. Вспомните и запишите пословицы, поговорки, характеризующие: а) линейное время; б) циклическое время.

  4. Опишите модель восприятия времени, характерную для россиян.

  5. Составьте табличную форму учета затрат рабочего времени руководителя с указанием: а) вида затрат времени; б) количества затрачиваемого времени ; в) точного времени выполняемых операций

  6. Разработайте анкету для анализа эффективности использования рабочего времени : а) руководителя; б) студента

  7. Приведите примеры субъективного восприятия пространства. Как пространство воспринимается в живописи, архитектуре, скульптуре?

  8. Дайте характеристику восприятия пространства в различных культурах

  9. Дайте характеристику моделей социального времени.


Темы рефератов, докладов, сообщений.

  1. Соотношение прошлого, настоящего и будущего в социодинамике культуры различных народов.

  2. Социальное время.

  3. Организация пространства в межличностном взаимодействии.

  4. Пространство в культуре разных народов.

  5. Типы деловой культуры /временной аспект/.

  6. Ритм и темп в развитии моды.

  7. Отношение ко времени: а/ в Китае; б/ в Америке; в/ в Европе

  8. Символизация и маркировка среды обитания.


Рекомендуемая литература

  1. Беккер Г. Теории распределения времени // США. Экономика, политика,. Идеология. – 1996. - № 2

  2. Давыдов А.А. Модель социального времени - // СОЦИС. - 1998 - № 4

  3. Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках: Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время: Пер. с нем. – М.: Интер-эксперт, ИНФРА-М., 1995

  4. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию.- М.: Дело, 1999. С. 85-100

  5. Макаревич Л.М. Эффективно используйте свое и чужое время // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - №2

  6. Наумова Н.Ф. Время человека.// Социологический журнал.- 1997.-№3.

  7. Попова И.М. Представления о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени.// СОЦИС.- 1999.-№9.

  8. Российская Социологическая энциклопедия / Под общей ред. ГВ. Осипова - М.: Норма - ИНФРА-М., 1998.

  9. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. – 2002. С. 36-38

  10. Ушаков А. Время – ваш лучший инструмент // Управление персоналом. – 1999.-№6

  11. Форсайт П. Делу – время: Как правильно распоряжаться своим временем / Пер. с англ. – Минск: Амалфея, 1998

  12. Штомпка П. Социология социальных изменений.- СПб., 1996.


Тесты


1. К всеобщим свойствам пространства относятся, прежде всего:

а) симметрия, границы, размеры, протяженность;

б) протяжённость, связность, непрерывность, трёхмерность;

в) местонахождение, непрерывность, границы, формы.


2. Симметрией и асимметрией, конкретной формой и размерами, местонахождением, расстоянием между телами, границами, отличающими различные системы, характеризуются:

а) всеобщие свойства пространства;

б) специфические свойства пространства


3. К всеобщим свойствам времени относятся:

а) объективность, неразрывная связь с материей, пространством, движением и другими атрибутами материи, длительность, выражающая последовательность существования и смены состояния тел.

б) периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно новые формы, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные изменения между различными циклами в структуре систем.


4. Специфическими свойствами времени являются

а) одномерность, асимметричность, необратимость и направленность от прошлого к будущему;

б) одновременность событий, ритм изменений, темп развития


5. Время субъективное отражает:

а) временное пространство человеческой деятельности, мера деятельности», которая характеризует последовательность различных видов деятельности, их

б) специфику восприятия времени индивидом, группой, проявляющуюся в переживании ритма и темпа событий.


6. Характеризуя национальные культуры, Р.Д.Льюис классифицировал их по восприятию пространства и времени. О каком типе культуры идет речь:

Культуры, в которых принято планировать свою жизнь, составлять расписание, организовывать деятельность в определенной последовательности, заниматься только одним делом в данный момент

а) моноактивная;

б) полиактивная;

в) реактивная


7. Характеризуя культуры, Р.Д.Льюис классифицировал их по восприятию пространства и времени. О какой культуре идет речь:

Подвижные, активные народы, привыкшие делать много дел сразу, планирующие очередность дел не по расписанию, а по степени относительной привлекательности, значимости того или иного мероприятия в данный момент.

а) моноактивные;

б) полиактивные;

в) реактивные


8. К.Ясперс выдвинул концепцию развития человечества, по которой он разделил всю мировую историю на четыре периода: доисторию, эпоху великих культур древности, “осевое время” и эру научно-технического развития. Что он понимал под периодом “осевого времени”?

а) научно-техническую революцию в Европе;

б) духовный переворот, происшедший благодаря явлению Христа и христианству;

в) появление оружия массового уничтожения


9. Как называется в культурологии резкий поворот в истории, знаменовавший собой переход от древних культур к духовному историческому прорыву:

а) парадигма;

б) культурная революция;

в) культурный перелом;

г) «осевое время»


10. Исследуя поведение людей в различных ситуациях, Эдуард Холл пришел к выводу о существовании определенных зон - дистанций общения между людьми:

а) интимная зона;

б) личная зона;

в) социальная зона в радиусе до полуметра ;

г) публичная зона


1- до 1,5 метров ; 2 - в радиусе до полуметра от нас; 3 - больше шести метров; 4 - от двух до шести метров.


11. С начальником по службе или клиентом в офисе допустима дистанция в рамках:

а) личной зоны общения;

б) публичной зоны общения;

в) социальной зоны общения;

г) интимной зоны общения


^ Тема 4. Теоретические модели социодинамики культуры.


Работа со словарём. Основные понятия

Эволюционизм, неоэволюционизм, модернизация, цикл, конвергенция, цивилизация, идеациональная культура, идеальная культура, чувственная культура, синергетика, порядок, хаос, аттрактор, бифуркация, флуктуация, модель.


Вопросы для размышления, самопроверки, повторения.

  1. В чем состоит сущность теорий модернизации?

  2. Как определялись основные характеристики эволюции в рамках классического эволюционизма?

  3. Каково содержание многолинейной динамики?

  4. Каковы общие направления неоэволюционизма; в чём их сходство и различие с классическими теориями?

  5. Развитие каких технологий определяет социокультурные изменения на ближайшее будущее?

  6. В какой мере надо учитывать психологические факторы при анализе причин изменений в сфере культуры?

  7. В чем сущность концепции длинных экономических волн, разработанной Н. Кондратьевым?

  8. В чём заключается специфика, идеационального искусства? Науки? Морали? Права?

  9. Что означает термин цикличность?

  10. Что такое этногенез по Н.Гумилёву?

  11. В чем состоит механизм динамических процессов согласно синергетике?

  12. В чем главное отличие парадигмы синергетики от эволюционизма и цикличности в описании культурных процессов?

  13. Какой основной смысл приобретает проблема управления культурой с позиций синергетики?


Задачи и упражнения


  1. Выберите наиболее важную с вашей точки зрения, задачу, связанную с эволюционистским анализом динамики культуры, и постройте модель исследовательской программы.

  2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные виды модернизации.

  3. Дайте сравнительную характеристику понятий «традиционность» и «современность».

  4. Нарисуйте схему волнообразной социокультурной динамики П.Сорокина.

  5. Расскажите о формах, в которых может быть осуществлён переход от идеационального к чувственному типу культуры в концепции П.Сорокина.

  6. Развитие каких технологий определяет социокультурные изменения на ближайшее будущее?

  7. Какие фазы собственного развития Вы хотели бы выделить?

  8. Будет ли длительность фаз собственного развития одинаковой для разных людей?

  9. Примените основные положения концепции смены типов сознания к анализу социодинамики России.


Темы рефератов, докладов, сообщений.


  1. Синергетика - новый взгляд на динамические процессы

  2. Представления о порядке и хаосе в древних космогониях

  3. Идеи социокультурной самоорганизации в синергетике

  4. О.Конт о трёх стадиях эволюции общества.

  5. Концепция прогрессивного развития культуры.

  6. Соотношение общего и особенного в эволюции культур.

  7. Особенности российской модернизации.

  8. Опыт догоняющей модернизации в некоторых странах и России.

  9. Концепция истории культуры О.Шпенглера

  10. Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева

  11. Интегральная социокультурная система П.Сорокина.



^

Рекомендуемая литература





  1. Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце ХХ века. – М.: Ин-т философии, 1997. – 173 с.

  2. Боас Ф. Эволюция или диффузия?/ В кн.: Антология исследований культуры. Т.I. СПб.: Университетская книга, 1997. С.343-348.

  3. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: /Синергетика и теория социальной самоорганизации /.-СПб.: Лань, 1999. С.214-252.

  4. Волков Ю.Г, и др. Социология. Курс лекций. – М.: Аст, Ростов/н-Д, Феникс, 1999. С. 183-192.

  5. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.1. – М.: Аспект Пресс, 1994. С.49-55.

  6. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: Логос, 1998. С.24-25.

  7. Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе.// Вопросы философии.-1998.-№4.

  8. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – М., 1989.

  9. Культурология: Учебник для студентов техн. Вузов /Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998. С.92-102.

  10. Неоэволюционизм // Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. С.219-222.

  11. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. Учебное пособие – М.: Логос, 2001. С.109-167.

  12. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса//СОЦИС. – 1998. - №12.

  13. Уайт Лесли А. Энергия и эволюция культуры / В кн.: Антология исследований культуры. Т.I. – СПб. Университетская книга, 1997. С.349-464.

  14. Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве./Отв. ред. Н.А. Хренов. – М.: Наука, 2004. – 621 с.

  15. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. – М.: Наука, 1999, с.219-225.


Тесты

Эволюционистская парадигма в социодинамике культуры.

1. Какому научному направлению соответствуют следующие представления: культура – единое целое, каждая часть которого выполняет какую-то функцию жизненно важную для целого; любой обычай имеет значение в настоящем, пережитков в культуре нет, а прошлое ее непознаваемо?

а) эволюционизм;

б) функционализм;

в) структурализм;

г) теория культурных кругов.


2. Основные эволюционные правила:

а) отбор и вариации;

б) сохранение изменчивости и адаптация к внешней среде;

в) рождение и развитие;

Функционирование и угасание


3. Английский социолог Г. Спенсер понимал процесс эволюции культуры следующим образом:

а) усовершенствование жизни, направленное на слияние с высшим Абсолютом;

б) движение от однородности к разнородности, причем ускоряющееся движение;

в) движение по спирали.


4. Какая из моделей социокультурной динамики исторически является первой:

а) линейная;

б) циклическая;

в) спиралевидная;

г) волновая


5. Какие периоды эволюции культуры выделили Э.Тайлор и Л.Морган:

а) рабовладение, феодализм, капитализм;

б) первобытное общество, рабовладение, феодализм;

в) рабовладение, феодализм, социализм;

г) дикость, варварство, цивилизация


6. Переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIII в. характеризуется как:

а) органическая модернизация;

б) неорганическая модернизация;

в) запаздывающая модернизация


7. Способ «догоняющего» развития, предпринимаемый для преодоления исторической отсталости, чтобы избежать иностранной зависимости:

а) органическая модернизация;

б) неорганическая модернизация


8. Революционный переход доиндустриального общества к индустриальному (капиталистическому обществу), осуществляющийся путём реформ, растянутых во времени:

а) перестройка;

б) модернизация;

в) трансформация.

^

Волнообразные /циклические/ модели СДК


1. Вариант цикличности, охватывающий и духовные, и политические изменения, которые идут не по кругу, а совершают маятниковые качания от одного крайнего состояния к другому.

а) инверсия ;

б) дисперсия;

в) ритм


2. Кем впервые была разработана концепция длинных экономических волн?

а) П.Сорокиным;

б) Н.Кондратьевым;

в) И. Пригожиным;

г) Ю.Лотманом.


3. Назовите имя ученого, социолога, философа культуры, автора теории “волнообразного изменения культур”.

а) О.Шпенглер;

в) П.Сорокин;

б) Ф.Ницше ;

г) А.Моль;


4. Какие фазы длинной экономической волны выделял Н.Кондратьев:

а) подъем, надлом, спад;

б) прогресс, застой, регресс, кризис;

в) повышение, перлом, понижение (депрессия), переход.


5. П.Сорокин выдвигает теорию “волнообразной динамики культур”. В чем она состоит?

? а) согласно этой теории, все изменения, которые имеют место в культуре, проходят не постепенно, а “накатываются”, “как волны”;

б) согласно этой теории, изменения в одном типе культуры, как волны, распространяются на все другие типы культур;

в) согласно этой теории, культуры движутся от идеационального типа к гармоническому, а иногда смешенному и дальше к чувственному типу. Через некоторое время проходит обратное движение через смешенный к идеациональному типу.


6. Как П. Сорокин называл тип культуры, ценности которой ориентированы на улучшение материальных условий жизни:

а) культура сенситивная;

б) культура гражданская;

в) культура утилитарная;

г) культура соционормативная


7. Как называется один из типов культуры по классификации П. Сорокина, который базируется на принципе сверхчувствительности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности:

а) идеалистический;

б) тотальный;

в) идеациональный;

г) социалистический


8. Как называл П.Сорокин тип искусства, описанный в данном отрывке: “Оно мало уделяет внимания личности, предметам и событиям чувственного эмпирического мира. Поэтому нельзя найти какого-либо реального пейзажа, жанра, портрета. Ибо цель не развлекать, не веселить, не доставить удовольствие, а приблизить верующего к Богу”?

а) чувственное искусство;

б) идеациональное искусство;

в) идеалистическое искусство;

г) эклектичное искусство.


9. Как называл П.Сорокин описанный ниже тип искусства: “Его мир частично сверхчувственный, частично чувственный, но только в самых возвышенных и благородных проявлениях чувственной действительности. Его герои то боги и другие мистические создания, то реальный человек, но только в его благороднейшем проявлении”?

а) идеациональное искусство;

б) эклектичное искусство;

в) чувственное искусство;

г) идеалистическое искусство.


10. П.Сорокин считал, что любое общество можно понять и оценить через призму человеческих универсальных категорий. Что это за категории:

а) вера, надежда, любовь, человечность;

б) производительные силы, производственные отношения, классовая борьба, диктатура пролетариата;

в) истина, красота, добро, польза


11. О.Шпенглер утверждал, что в истории человечества нет поступательного движения, а есть повторяемость и цикличность. Что с точки зрения Шпенглера, отличает одну культуру от другой?

а) Наличие так называемой “души”, с появлением которой культура рождается, расцветает и умирает, когда “душа” утрачивает свои силы;

б) Национальная принадлежность народа , составляющего данную культуру

в) Тип производственных отношений


12. Кто из западных ученых рассматривал цивилизации как самозамкнутые дискретные единицы, на которые распадается историческое существование человечества :

а) М.Вебер;

б) К.Поппер;

в) А.Тойнби


13. Кому принадлежит следующее высказывание: «Заминированное поле с непредсказуемыми местами взрыва и весенняя река, несущая свой мощный, но направленный поток- два зрительных образа, возникающих в сознание историка, изучающего динамические - взрывные и постепенные процессы» в культуре?

а) С.Аверинцеву;

б) А.Лосеву;

в) М. Бахтину;

г) Ю. Лотману.


14. Выберите правильное высказывание:

а) Французский исследователь, сторонник структурализма А.Моль анализирует современную культуру с точки зрения информационно-кибернетических идей. Понимает культуру как интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни,

б) А.Моль критикует традиционную западную культуру, разрабатывает научные методы управления культурой, стремится к сознанию будущей «технологии культуры».


15. Какие процессы лежат в основе социокультурной динамики согласно концепции Ю.Лотмана?

а) постоянные и взрывные процессы;

б) процессы распада и структурирования;

в) волнообразные процессы;

г) циклические процессы;

д) все перечисленные.

^

Синергетическая модель социодинамики культуры


1. Что изучает синергетика? Найдите правильное определение:

а) изменения, происходящие в культуре

б) содержание общественной жизнедеятельности людей

в) поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства

г) динамические процессы в открытых, неравновесных, нелинейных системах


2. Что является условием самоорганизации системы согласно идеям синергетики?

а) система должна быть нелинейной;

б) система должна быть открытой;

в) система должна быть неравновесной;

г) все перечисленное;

д) все перечисленное, кроме пункта в).


3. В синергетике рассматривают особые точки – бифуркации, в которых:

а) социокультурная система становится неустойчивой, случайность, отдельные малые отклонения могут играть весьма существенную и даже определяющую роль, происходит «выбор» дальнейшего пути эволюции;

б) социокультурная система становится устойчивой и равновесной.


4. Хаос в синергетике понимается как:

а) неявная потенциальная упорядоченность;

б) созидательное и конструктивное начало, выводящие систему на аттракторы (тенденции) развития;

в) как диссипативное (разрушительное) начало;

г) все перечисленное;


5. Синергетика полагает, что для самоорганизации, структурирования системы необходимо наличие двух противоположных начал. Какие это начала?

а) начало, созидающее структуры, наращивающее неоднородность за счет работы источника, и начало, размывающее, рассеивающее неоднородность;

б) порядок и диссипативное начало (хаос);

в) оба положения верны.


6. Верен ли с точки зрения идей синергетики следующий принцип управления сложными системами: управляющее воздействие, направленное на достижение желаемого результата?

а) да;

б) нет.


Тема 4. Источники и факторы культурной динамики.


^ Работа со словарём. Основные понятия

Культурное наследие, традиции, преемственность, изобретение, инновация, открытия, ритуал, символ, канон, миф, стиль, социальный опыт.

Межкультурное взаимодействие: культурная диффузия, селективность, культурная трансмиссия, интеграция, диверсификация. Культурный релятивизм.


Вопросы для размышления, самопроверки, повторения.

  1. Перечислите классификационные признаки инноваций в социодинамике культуры

  2. В чем состоят особенности инноваций в культуре?

  3. Каков механизм формирования культурного наследия?

  4. Какие требования к современному профессионалу выдвигает инновационно- развивающееся общество?

  5. Приведите примеры изобретений и открытий, существенно повлиявших на социодинамику культуры России в Х1Х, в ХХ веках.

  6. Каковы факторы, влияющие на культурную диффузию?

  7. Приведите примеры культурных заимствований.

  8. Охарактеризуйте процесс аккумуляции в социодинамике культуры.

  9. Приведите примеры культурной диффузии от русской культуры к другим культурам.


Темы рефератов, докладов, сообщений.

  1. Роль преемственности в культуре

  2. Управление инновациями

  3. ТИБ: традиции и инновации

  4. Культурная экспансия в прошлом и настоящем

  5. Деловая культура: современный опыт распространения.

  6. Деловая культура в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию



^

Рекомендуемая литература


  1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002

  2. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. - М.: Логос, 1998.

  3. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики: Учебное пособие. СПб: Питер, 2004.

  4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академ. Проект, 2000.

  5. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ.-М.: Дело, 1999.

  6. Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии. //СОЦИС.-1996- №6.

  7. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002.

  8. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. Учебное пособие – М.: Логос, 2001. 179-184.

  9. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия /Социальные проблемы инноватики/ - М.,1989.

  10. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. - М.: Новости, 2000

  11. Энциклопедический словарь по культурологии. / Под ред. А.А. Радугина.-М.: Центр, 1997.


Тесты

1. Как называется процесс начального возникновения какого-либо народа, дальнейшего формирования его этнографических, лингвистических, и антропологических особеностей

а) социализация;

б) инкультурация;

в) этногенез;

г) социогинез


2. Как называется понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени?

а) ритуал;

б) традиция;

в) обряд;

г) праздник


3. Что такое традиция:

а) стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для всех членов;

б) элементы социального и культурного наследия, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в обществе, социальных групп длительное время;

в) особенности повседневной жизни людей, определяемые данной существенно- экономической формацией;

в) действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива?


4. Изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, формирование нового типа мышления или восприятия мира:

а) Инновация;

б) Открытие;

в) Ритуал


5. Верно или неверно:

Носителями инноваций часто выступают те слои общества, которые не находят себе места в культурной действительности:

а) верно; б) неверно


6. Верно или неверно:

Новации возникают как в традиционных, так и в модернизированных обществах.

а)верно; б) неверно


7. Культурное наследие:

1. Обладает для общества вневременной культурной ценностью

2. Относятся уникальные культурные достижения

3. Воспроизводится в новой культуре


А – все перечисленное верно.

Б – все перечисленное верно, кроме 3.

В – все перечисленное неверно.


8. Выберите правильное словосочетание, которым обозначается сохранение тем или иным народом своих исторических традиций:

а) культурное наследие;

б) развитие библиотечного дела;

в) историческая память;

г) развитие архивного дела


9. Как называют слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания:

а) сочетание;

б) ассимиляция;

в) симбиоз;

г) сепарация


10. Каким образом реализуется взаимосвязь культуры и личности?

а) личность-объект культурного воздействия;

б) личность-субъект культурного воздействия;

в) личность-носитель определенных культурных ценностей;

г) все перечисленное.


11. Какое из приведённых ниже понятий наиболее объективно отражает следующее определение: «Процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате их общения»:

а) ассимиляция; в) преемственность;

б) аккультурация; г) аккомодация?


12. Как называется процесс передачи информации (идей, представлений, мнений, оценок, знаний, чувств и т. п.) от индивида к индивиду, от группы к группе:

а) культурная коммуникация;

б) культурная экспансия;

в) культурная ориентация;

г) культурная легитимация;


13. Как называется процесс начального возникновения какого-либо народа, дальнейшего формирования его этнографических, лингвистических, и антропологических особенностей:

а) социализация;

б) инкультурация;

в) этногенез;

г) социогинез


14. Как называются технологические перевороты, культурные сдвиги в жизни общества:

а) культурные изменения;

б) культурные мутации;

в) культурные преобразования;

г) культурные перемещения


15. Каким термином обозначается процесс вхождения индивида в общество и культуру, освоения им социокультурного пространства?

а) социализация;

б) инкультурация;

в) антропосоциогенез;

г) все перечисленное, кроме в).


16. Как называется терпимость к чужим мнениям и верованиям:

а) реакция;

б) толерантность;

в) умолчание;

г) дипломатичность;


17. Как называется процесс взаимовлияния культур, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной культурой элементов другой?

а) Культурный синтез;

б) Культурный синкретизм;

в) Аккультурация


18. Полное принятие ценностей и норм иной культуры, отказ при этом от своих норм и ценностей:

а) сепарация;

б) ассимиляция;

в) интеграция


19. Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой:

а) интеграция;

б) маргинализация;

в) сепарация;


20. Выберите неверное суждение. Маргинализация – это:

а) Потеря идентичности с собственной культурой;

б) Отсутствие идентичности с культурой большинства;

в) Идентификация, как со старой, так и с новой культурой


21. Взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов из одной культуры в другую – это:

а) культурная диффузия;

б) культурная экспансия;

в) культурная трансмиссия


^

Тема 5. Типология культурных изменений



Работа со словарём. Основные понятия

Культурный застой. Кризис культуры, аномия, социокультурная травма, межкультурный конфликт, стиль, риск.


Вопросы для размышления, самопроверки, повторения.

  1. Может ли культура обойтись без кризисов?

  2. Какова сущность феномена кризиса в культуре?

  3. Что общего между закатом античности и современным кризисом культуры?

  4. Типы классификаций изменений в СДК.

  5. Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры.

  6. Изменения, ведущие к ослаблению дифференциации культуры.

  7. Как дополняет парадигма травмы социологические теории аномии? риска?

  8. Каковы причины травматических событий в СДК общества?

  9. Каковы пути преодоления социальной травмы?


Темы рефератов, докладов, сообщений

  1. Концепция аномии Р.Мертона в социодинамике культуры.

  2. Идея риска как фактора поздней современности (Э.Гидденс)

  3. Идея социальной травмы П. Штомпки.

  4. Современная Россия с позиций концепции социальной травмы.

  5. Современные концепции социокультурных изменений.

  6. Концепция смены духовных стилей в социологии культуры

  7. Кризис культуры и осевое время человечества

  8. .Пути преодоления современного кризиса культуры

  9. Понимание кризиса культуры в социологии и культурологии.

  10. Причины кризисов в культуре.



^

Рекомендуемая литература


  1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов вузов. Ч.1.М.: АО Аспект-Пресс, 1994.

  2. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие.-М.: Логос, 1998.

  3. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах.-М.: Щит-М, 1999

  4. Михайлова Л.И. Социология культуры.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

  5. Кравченко А.И. Культрология: Учеб. пособие для вузов.-М.: Академ Проект, 2000.

  6. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. - Мн.: Тетра Системс, 1999.

  7. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории.-М.,1996.

  8. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1, М., 1996.

  9. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. - М., 1999


Тесты

1. Состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним равнодушно или негативно, называется:

а) эйфория;

б) апогей;

в) аномия


2. Идея риска как фактора поздней современности сформулирована:

а) П. Штомпкой в 2000 г.

б) Э. Гидденсом в 1990 г.;

в) Р. Мертоном в 1995 г.


3. Э. Гидденс обсуждает типы противодействий, типичной коллективной реакции на риск, выделяя:

а) обычное деловое отношение, оптимизм, циничный пессимизм; жёсткую борьбу ;

б) бунт, ритуализм, ретритизм


4. Ситуация, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее называется:

а) культурный лаг;

б) культурный шок;

в) культурная трансмиссия


5. Ослабление значи­мости высоких сфер культуры, рост прагматической направленности общественного сознания

а) культурный упадок;

б) культурный кризис;

в) культурный застой


6. Верно/неверно:

Упадок как социокультурное явление не фатален, он может смениться новым взлетом культуры

а) верно; б) неверно


7. Состояние культуры, которое сопровождается резким ослаблением тра­диционных связей между ее важнейшими элементами и институ­тами, называется:

а) культурный упадок;

б) культурный кризис;

в) культурный застой


8. Кризис может быть окончательным, но может также дать нача­ло формированию иных, более актуальных элементов и их свя­зок, став зародышем новой культуры.

а) верно; б) неверно


^ Тема 6. Социальное регулирование культурных процессов


Работа со словарём. Основные понятия

Менеджмент в сфере культуры. Регулирование, управление. Культурная политика (Законодательство. Стимулирование. Информация.) Социокультурное проектирование.


Вопросы для размышления, самопроверки, повторения.


  1. В чем суть социокультурного подхода к анализу общественного развития?

  2. Каковы основные цели и задачи социокультурного проектирования?

  3. Кто является субъектами и участниками проектного процесса?

  4. Раскройте соотношение процессов управления, регулирования и саморегулирования в сфере культуры.

  5. Каковы цель и циклы управления в сфере культуры.

  6. Охарактеризуйте специфику культурной политики России.

  7. Можно ли управлять культурой?

  8. Кто является субъектом культурной политики?

  9. В чем смысл процесса саморегулирования в культуре?

  10. Каковы основные направления культурной политики в современной России?

  11. Охарактеризуйте определенный характер и стиль государственного регулирования в сфере культуры, свойственный тому или иному обществу.

  12. Проведите сравнение роли государства по отношению к культуре:




Роль государства

страна

Роль правительства


Формы деятельности

правительства

Наличие некоммерческого сектора поддержки культуры

«Помощник»













«Патрон»













Архитектор»













«Инженер»






























Темы рефератов, докладов, сообщений

  1. Культурная политика России: проблемы и решения.

  2. Государственное регулирование в культуре.

  3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов в России.



^

Рекомендуемая литература


  1. Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре»

  2. Законодательство РФ о культуре / Сост. Б.Букреев. – М., 1999

  3. Богатырева Т.Г. Современная культурная политика и реформа сферы культуры в России // Социально -экономические процессы переходного периода. М., 1999

  4. Карпухин О.И. Управление в культуре: проблемы функционирования и совершенствования. // Социально-политический журнал.- 1996.- № 2.

  5. Козлова О.Н. Политика в социокультурной динамике.// В ж. Социально-гуманитарные знания. – 2004. - №5. – С. 175-194.

  6. Культурная политика России и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв. Ред. И.А. Бутенко, К. Э. Разлогов. – М.: 1998

  7. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учеб. пособие . М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

  8. Социальная политика. Учебник /Под общей ред. Н.А.Волгина. – М.: Экзамен, 2002, с.455-470

  9. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – СПб.: Лань,2001

  10. Флиер А.А. Культурология для культурологов.- М.: Академ. Проект, 2000


Тесты

1. Верны ли следующие суждения:

А. Государство не вправе привлечь кого-либо к ответственности за убеждения, веру или неверие?

Б. Государство должно быть равнодушно к любой религиозной деятельности?
^
а) Верно только А;
б) Верно и А, и Б;

в ) Верно только Б;

г) Оба суждения неверны


2. Деятельность государства по созданию равных шансов доступа к товарам и услугам в сфере культуры связана:

а) С созданием более широких возможностей для удовлетворения культурных потребностей для социально неблагополучных слоев общества;

б) С последовательным расширением доступа к культурным благам снизу доверху


3. К созданию рынка такой специфической отрасли как индустрия культуры:

а) Государство имеет самое прямое отношение – формирование рынка индустрии культуры должно быть важным направлением государственной культурной политики;

б) Государство не имеет отношения, поскольку индустрия культуры развивается преимущественно на коммерческой основе


4. Какой идеологический термин эксплуатировали в СССР для обозначения коренного переворота в культуре:

а) массовая культура;

б) интернациональная культура;

в) народная культура;

г) культурная революция


5. Кто должен отвечать за формирование рынка товаров и услуг в сфере культуры?

а) В связи с тем, что товары в сфере культуры носят специфический характер и их использование связано с формированием ценностей, за эту сферу полностью должно отвечать государство;

б) Формирование рынка товаров и услуг в сфере культуры может находиться за пределами государственного сектора и быть связано с использованием преимуществ хозяйствования в других отраслях экономики


6. Какова должна быть роль государства в постперестроечной России?

А. Государство должно быть не более чем гарантом свободы в сфере культуры

Б. Государство должно полностью отвечать за происходящее в сфере культуры

В. Роль государства в сфере культуры в процессе перехода к рынку сокращается, формы его участия диверсифицируются


7. Важной для будущего российской культуры моделью развития является:

а) Модель с усиленным вниманием к отечественному культурному наследию и традиционным ценностям, ограниченным развитием инновационных форм и влиянием других культур;

б) Модель интенсивного вхождения России в мировое глобальное культурное пространство, предполагающего развитие многообразия культуры на основе потенциала, как российской культуры, так и других культур, ускоренное развитие индустрии культуры;

в) Модель, в которой приоритеты отданы воздействию других культур, под влиянием которых Россия полностью интегрируется в мировую систему


8. Роль государства в сфере культуры, при которой внима­ние концентрируется на поддержании и развитии разнооб­разия как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве, достигая это поддержкой ско­рее культурной деятельности в целом, называется :

а) «Помощник»;

б) «Патрон»;

в) «Архитектор»;

г) «Инженер»


9. Как называется роль, при которой государство владеет и распоря­жается средствами осуществления' культурной деятельно­сти и художественного творчества:

а) «Помощник»;

б) «Патрон»;

в) «Архитектор»;

г) «Инженер»


10. Когда помощь культуре и искус­ству со стороны государства является частью его про­граммы повышения благосостояния общества, то эта роль называется:

а) «Помощник»;

б) «Патрон»;

в) «Архитектор»;

г) «Инженер»


11. Когда государство концентрирует свое внимание больше на том, чтобы обеспечить стандарты профессионального творчества и деятельности, это соответствует роли:

а) «Помощник»;

б) «Патрон»;

в) «Архитектор»;

г) «Инженер»


Список рекомендуемой литературы


а) обязательная литература:


Введение в культурологию. Ч.2.-М.:МГИЭМ, 1995. С. 341-384.

Динамика культуры. /В кн.: Кребер А.Л. Избранное. Природа культуры. /Пер. с англ. – М.: РоссПЭН, 2004. С. 703-787.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов вузов. В 2-х частях. М.: АО Аспект-ПРЕСС, 1994. /Динамика культуры. Ч.1, М., 1994. С. 289-318.

Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. М.: Щит-М, 2001. – 406 с.

Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.- М.: Академ. Проект, 2000.

Культура и культурология. Словарь. /Сост. И ред. А.И.Кравченко. – М.: Академ Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Колл. авторов; под ред. Н.Г. Багдасарьян.- М.: Высшая школа, 1998. -511с. С. 88-114.

Морфология культуры. Структура и динамика М.: Наука, 1994. С. 8-74.

Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ, 1999.-406 с. С. 289-

Сорокин П. Социальная и культурная динамика /Пер. с англ. – СПб: РХГИ, 2000.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. –М.: Политиздат, 1992.-543с. С. 297-504.

Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия./Сост. Б.С.Ерасов -М.: Аспект-Пресс, 1999.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов.- М.: Академ. Проект, 2000


б) дополнительная литература:


Бидни Д. Культурная динамика и поиски истоков.// В кн.: Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. - СПб, 1997. С. 385-421

Земсков В.Б. Дисбаланс в системе взаимодействия пластов культуры как фактор культурной динамики. // В ж. Общественные науки и современность. – 2003.- №2. – С. 136-143.

Козлова О.Н. Политика в социокультурной динамике.// В ж. Социально-гуманитарные знания. – 2004. - №5. – С. 175-194.

Макродинамика: закономерности геополитических, социальных и культурных изменений. /Под ред. Н.С.Розова.- Новосибирск, Наука, 2003. – 486 с.

Михайлова Л. И. Социология культуры: Учебное пособие М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999/ -232 с.

Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. – 408 с.

Семененко И.С. Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество, культура. // В ж. ПОЛИС. – 2003. - №1. С.5-24.

Типология и социодинамика культуры // В кн.: Культурология: Учебное пособие /Под ред. В.Фортунатовой, Л.Шапошникова. – М.: Высшая школа, 2003, с.33-51

Хоруженко К.М. Культурология: Структурно-логические схемы. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Хоруженко К.М. Культурология: Тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве./Отв. ред. Н.А.Хренов. – М.: Наука, 2004. – 621 с.

Энциклопедический словарь по культурологии / под ред. А.А. Радугина М.: Центр, 1997.-477с.

Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999.


СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1. Динамические характеристики социокультурных явлений

Тема 2. Пространственно - временные параметры

социокультурных изменений

Тема 3. Теоретические модели динамики культуры.

Тема 4. Источники и факторы культурной динамики.

Тема 5. Типы культурных изменений.

Тема 6. Социальное регулирование культурных процессов





Скачать 403,14 Kb.
Дата конвертации12.11.2013
Размер403,14 Kb.
ТипДокументы
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы