«црр детский сад №60» icon

«црр детский сад №60»



Смотрите также:




Сценарий педагогического проекта.


Авторы проекта: педагог дополнительного образования Казак Ольга Алексеевна, музыкальный руководитель Копосова Алиса Владимировна.

Место работы: МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 60».

Место реализации проекта: детский сад.

Тема проекта: «Стихотворные рифмы – музыкальные ритмы».

Предметное направление: развитие речи и музыкально-ритмических движений.

Продолжительность: долгосрочный.

Целевая аудитория: старший дошкольный возраст (6-7 лет).

^ Сроки реализации: учебный год.

Номинация фестиваля: разработка проекта «Стихотворные рифмы и музыкальные ритмы».


Актуальность.

Совершенствование речи детей – развитие речи, речевого творчества, выразительности речи - главные направления по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Одним из показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому очень важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Обучение ребенка умению сочинять стихотворные тексты способствует развитию мышления, памяти, воображения, речи. Собственное словотворчество побуждает тягу к литературе. Любовь к литературному творчеству можно и нужно воспитывать. Это необходимо в современной социальной обстановке, когда у взрослых и детей пропадает интерес к чтению.

Словесная игра, которая содержится в рифмованных текстах, помогает овладеть ребенку богатством родного языка, развить языковое чутьё. Дети – дошкольники имеют естественную потребность в стихотворчестве. Забавное и смешное стихотворение – словесная игрушка ребенка, которая веселит и радует или заставляет задуматься.

С давних пор в педагогике известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе художественного слова, музыки и пластики: это развитие у детей выразительности речи и движений, музыкального и фонематического слуха, памяти и внимания.

Приобретая опыт пластической интерпретации созданных детьми стихотворных образов под музыку, ребенок овладевает не только опытом литературного творчества и разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения.

Очень важны для формирования основ музыкального восприятия мимика и пантомимика. Они являются не просто имитацией, а результатом переживания чувств, помогают создать двигательные имитирования, т.е. оживление эмоции на психофизиологическом уровне.

Детский сад большое внимание уделяет развитию речи и музыкально-эстетическому воспитанию. Помимо ситуаций активизирующего общения коллектив дошкольного учреждения организовывает и другие формы работы с детьми в этом направлении: театральная студия «Веснушки», совместная деятельность по логоритмике «Веселый язычок», по развитию речи «Ручеек», семейный клуб «Малышок», вокальная студия «Звонкие голоса», поисково-исследовательская деятельность «Почемучки», творческий клуб «Алый парус». Главной целью педагогов является стремление раскрепостить глубинные слои внутреннего «я» ребенка, создать условия для высвобождения первичной креативности, спонтанных импровизационных проявлений посредством слова, музыки и движения.

Проект «Стихотворные рифмы - музыкальные ритмы» также помогает творчески организовать речевую деятельность детей, делая ее радостной и желанной.

Проблема.

Дети любят придумывать рифмы, но, придумав рифму, не знают, что делать с нею дальше, хотя желание продолжить существует. Дети любят двигаться под музыку, но затрудняются в импровизации.

В соответствии с изменениями возможностей и запросов детей возникает потребность вносить в свою работу новое, необычное.

Сочетание умения создавать стихотворные строки и выразительно выполнять созданные образы в движении дают такую возможность.


Цель. Учить детей составлять рифмованные тексты и передавать в пластике под музыку созданные образы, формировать поэтический и музыкальный слух.

Задачи.

  • Развивать умение детей составлять рифмованные тексты.

  • Активизировать речь детей, обогащать словарный запас, использовать образные слова и выражения, развивать выразительность речи.

  • Развивать способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества.

  • Развивать умение подбирать движения и выбирать музыку к стихотворному тексту.

  • Развивать способность творческого исследования каждого движения.

  • Совершенствовать устойчивые музыкально-ритмические навыки.

  • Формировать интерес и любовь к природе на основе стихотворных текстов собственного сочинения.


^ Распределение деятельности по этапам проекта.

Этапы

Деятельность педагогов

Деятельность детей

I этап.

Начало проекта.

Моделирование ситуации.

Выявление проблемы.


2 этап.

Организация работы над проектом.


3 этап. Практическая деятельность по решению проблемы.


4 этап. Защита проекта.


5 этап. Новая проблема.

1. Игровая мотивация. Сорока Стрекотунья рассказывает о встрече с Полярной Совой. Она предупреждает о беде, которая грозит природе: на Севере зарождается холодный и злой Ветродуй. Он появится здесь и своими ледяными струями погубит всё живое. Сова знает, как помочь природе. Она сообщает об этом детям в зашифрованном письме.

2. Формулируют проблему.

3. Определяют задачу.


1. Конкретизируют знания детей об описании природы в разных жанрах поэзии: стихи, заклички, потешки, считалки, загадки, рифмы.

2. Приобщают родителей к совместной работе: подборка художественных произведений о природе для чтения и заучивания.


1. Организуют создание копилки (стихи, загадки в стихах, считалки, заклички, потешки, стихи из серии «Доскажи словечко», иллюстрации о природе).

2. Привлекают к помощи родителей.

3. Классифицируют вместе с детьми материал по жанрам.

4. Помогают создать условные обозначениями для картотеки.

5. Подбирают стихи, которые можно рассказывать с помощью движений.

6. Организуют игры в рифмы, используя стихи.

7. Создают фонотеку музыкальных произведений для творческих заданий, знакомят с ней детей.

8. Организуют игры и игровые упражнения для развития эмпатии и творчества в движениях.

9. Знакомят детей с алгоритмом создания рифмованного текста.

10. Организуют деятельность по созданию рифмованных текстов об объектах природы, о природных явлениях, временах года с последующей схематизацией текстов.

Вносят модель Ветродуя.


Создают сценарий интерактивного спектакля.


Выдвигают новую проблему: что сделать, чтобы Ветродуй больше никогда и нигде не появился?



1. Вживаются в ситуацию. Расшифровывают письмо.

2. Осознают и личностно воспринимают проблему.

3. Принимают задачу.


1. Систематизируют информацию.

2. Передают содержание прочитанных произведений, читают наизусть стихи.


1. Принимают участие в создании копилки.

2. Создают картотеку, классифицируя материал копилки.

3. Рисуют условные обозначения.

4. Заучивают стихи, рассказывают их, выполняя образные движения.

5. Знакомятся с фонотекой музыкальных произведений.

6. Усваивают алгоритм создания рифмованного текста.

7. Сочиняют рифмованные тексты, схематизируют их, манипулируют с модулем.

8. Выбирают музыкальные произведения для создания стихотворных образов.

9. Придумывают и выполняют выразительные движения под музыку.

10. Создают альбом «Стихи о природе» (рифмованные тексты, схемы к ним).


1. Распределяют роли.

2. Представляют продукт деятельности через спектакль.


Определяют цели нового проекта: создать сборник веселых смешных стихов (если будет много таких стихов, то зло никогда не появится).


Ожидаемые результаты.

  • Умение чувствовать рифму и создавать рифмованные строки.

  • Речевое раскрепощение ребенка, развитие выразительности, эмоциональности речи детей.

  • Повышение интереса к чтению.

  • Развитие памяти.

  • Эмоциональная отзывчивость на музыку.

  • Умение соотносить стихотворный и музыкальный образ.

  • Совершенствование двигательной импровизации, создание оригинальных образов.

  • Осознание собственных эмоций, желание выразить их в движении.

  • Проявление любви и сопереживания к окружающей природе.


^ Диагностический инструментарий по речевой деятельности (на каждого ребенка).

Худ-речевая

дея-ть

Сочини-

тельские

умения

(упр. 1,2,3)

Объём

литера-

турного

опыта

(3,4,5)

Наличие

литератур-

ных пред-

почтений

(упр.6, 7)

Знание

литера-

турных

жанров

(упр. 8,9)

Итого-

вый

балл

Уро-

вень

Баллы за

выполнение

упр-я



















Диагностическое задании № 1.

Упражнение «Давай поиграем в рифму». («Подскажи словечко»).

Я скажу тебе – подушка, Я скажу тебе - клубок,

Ты ответишь мне …. Ты ответишь мне ….


Я скажу тебе – монета, Я скажу тебе – коза,

Ты ответишь мне …. Ты ответишь мне….

Диагностическое задание № 2.

А) Упражнение «Сочини вторую строчку».

В отличии от первого упражнения дети добавляют не одно слово, а целую стихотворную строчку по заданной модели:

Жил-был слон,

Громкий, как магнитофон.

Жила-была кошка…(быстрая, как мошка).

Жил-был мишка…(толстый, как книжка).

Жила-была снежинка… (легкая, как пушинка)

Б) Упражнение «Сочини вторую строчку»

Дети самостоятельно придумывают вторую строчку.

У деревьев ветки колки ….(потому что это ёлки).

Кто же знает в зайцах толк…(ну, конечно, это волк ).

Круглый, сладкий он на вкус…(как матрос одет арбуз).

Доброте учиться нам…(у кого? У наших мам).

Диагностическое задние № 3.

«Отгадай загадки. Почему ты думаешь, что твоя отгадка подходит к загадке».

Шапка набекрень, спрятался за пень.

Кто подходит близко, кланяется низко. (Гриб)

На поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (Сахар)

Меня слепым зовут всегда, но это вовсе не беда.

Я под землей построил дом,

Все кладовые полны в нем. (Крот)

Диагностическое задание № 4.

«Какие стихи ты знаешь?»

Если ребенок затрудняется, педагог помогает ему: - Я начну, а ты продолжи.

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь…

Диагностическое задание № 5.

«Каких детских писателей ты знаешь?»

Диагностическое задание № 6.

«Любишь ли ты стихи? Какие стихи тебе нравятся? Почему?»

Диагностическое задание № 7.

«Какая твоя любимая книжка? Почему она тебе нравится?»

Диагностическое задание № 8.

«Настоящая ли это загадка?»

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня: «Прокати, капитан!»

Диагностическое задание № 9.

«Чем рассказ отличается от сказки?»

Отгадай, это отрывок из сказки или из рассказа? Почему ты так думаешь?

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает.

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

^ Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!


Диагностический инструментарий по музыкально-ритмической деятельности (на каждого ребенка).

Музыкально-ритмическая

деятельность

Двигательная импровизация

( 1,2,3 упр.)

Эмпатийные проявления

(4,5,6 упр.)

Итого-

вый балл

Уро-вень

Баллы за выполнение упражнения













Диагностическое задание № 1 – двигательная импровизация под музыку. Музыкальный ряд: Ф. Шопен, этюд фа минор, соч. 25

^ Описание задания. Детям предлагается представить себя осенними листьями, «танцующими» под музыку. Прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые смогут украсить их танец.

Диагностическое задание № 2 – двигательная импровизация под музыку.

Музыкальный ряд: N. Vanaelis «Lapetitehllelamer»

Описание задания. Дети делятся на 2 команды – «Деревья» и «Листья». «Деревья» встают в произвольном порядке в разных точках зала на большом расстоянии друг от друга. У них в руках инструменты для аккомпанемента. У «листьев» глаза завязаны яркими разноцветными лоскутками, символизирующими осенние листья, и каждый «листочек» стоит рядом со своим «деревом». С началом звучания музыки «дерево» издаёт звуки на своем инструменте, а «листочек» кружится вокруг своего дерева или рядом с ним в медленном танце.

Диагностическое задание № 3 - игра – двигательная импровизация на музыку М. Таривердиева «Маленькая циркачка» (органный цикл «Настроения»).

Двигаться под музыку весело, радостно, убыстряя свои движения.

Диагностическое задание № 4 – эмпатийные проявления.

«Цыплята».

Дети ложатся на ковер, прижимают колени к груди, голову к коленям и обхватывают себя руками («яйцо»). Сначала приподнимают голову: цыплята клювиками разбивают скорлупку расправляют крылышки, пытаются встать на ножки, начинают двигаться, знакомиться с окружающим миром, пробуют клевать зернышки…

Диагностическое задание № 5 – эмпатийные проявления.

«Первая потеря», Р. Шуман («Альбом для юношества»)

Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию, как бы отвечая на вопросы: где, когда, почему, что потерял? Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела создают мини спектакль (этюд) на заданную тему.

Диагностическое задание № 6 – эмпатийные проявления.

Ребенок, превращаясь во что-либо или кого-либо рассказывает, что вещь чувствует, что её окружает, что волнует, где и как она живет и т.п.

Варианты: «Я – утюг», «Я – чашка», «Я – пианино», «Я – кукла»


Список используемой литературы:

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011

  2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Образовательная область «Музыка». «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012

  3. Сидорчук Т., Хоменко Н. Технология развития связной речи дошкольников. – Ульяновск, 2005.

  4. Маклакова В.А. Долгосрочный проект «Танцевальный калейдоскоп». – Дошкольная педагогика. – 2012 № 5.




Скачать 113,04 Kb.
Дата конвертации09.12.2013
Размер113,04 Kb.
ТипСценарий
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы